Лепка с детьми 1 — 3 лет. Идеи и шаблоны для лепки с малышами

Лепка – это прекрасный способ развития мелкой моторики, усидчивости, восприятия, воображения и интеллекта. Она обогащает сенсорный опыт малыша, помогает в работе со стрессом, агрессией.

Поэтому важно уже с раннего возраста регулярно заниматься этим полезным творческим делом.

В этой статье я расскажу о том, как заниматься лепкой с детьми 1 – 3 лет, о материалах, о техниках и приемах. Также вы сможете скачать шаблоны для занятий лепкой с вашим ребенком.

Как лепить с малышами

Несколько полезных советов по занятию лепкой с малышами:

  • Начинайте как можно раньше. Малышу скоро годик? – пора познакомить его с тестом или мягкой массой для лепки. Пусть просто отщипывает кусочки или делает вмятины. Это очень полезно для крохи. Во всяком случае, намного полезнее, чем учиться «читать с пеленок».
  • Чем младше ребенок, тем мягче должен быть материал для лепки. Начинайте с соленого теста или специальной массы для лепки, например, Play Doh.
  • Пластилин позволяет делать то, что не получится с помощью теста или массы. Поэтому не затягивайте знакомство и с этим материалом. Но для начала также выбирайте как можно более мягкий, например, Луч Кроха (Лабиринт, Озон, My-shop).
  • Вначале занятия могут длиться 5 – 15 минут, но со временем продолжительность занятия можно увеличивать.
  • Заранее готовьте материалы и инструменты для занятия лепкой. Уберите со стола все лишнее.
  • Придумывайте сюжет для каждого занятия, обыгрывайте его. Так вы сможете сохранить интерес ребенка к лепке.
  • Повторяйте занятия, которые особенно понравились ребенку. Но не забывайте и про разнообразие.

Храните поделки вашего ребенка в специальной папке, и не забывайте хвалиться работами перед гостями.

Также для разнообразия я рекомендую использовать для занятий готовые пособия, о которых напишу в конце статьи.

Большинство идей для лепки я нахожу в книге Елены Янушко «Лепка с детьми раннего возраста» (Лабиринт, Озон, My-shop).

В этом пособии подробное описание хода каждого из 153-х занятий. Включая то, что вы можете говорить ребенку, чтобы вовлечь его в конкретное занятие.

Они рассчитаны на детей с 1 года и до 3 лет минимум. Не требуют сложной подготовки.

Задачи. Продолжать знакомить детей с видами народного декоративно-приклад­ного искусства (ковроделием). Учить ле­пить коврик из жгутиков, имитируя техни­ку плетения. Показать аналогии между способами создания образа в разных ви­дах изобразительной деятельности. Раз­вивать мелкую моторику и синхронизиро­вать движения обеих рук.

Предварительная работа. Рассматрива­ние ковриков и ковров. Беседа о сказоч­ных коврах (ковёр, который смастерила Царевна-Лягушка, ковёр-самолёт и др.).

Материалы, инструменты, оборудование. Пластилин или солёное тесто (на выбор), стеки, салфетки, квадраты или прямо­угольники из цветного картона, которые будут использоваться на занятии как ос­нова композиции.

Рекомендуемые учебные пособия, лите­ратура.

Плакаты «Весна», «Времена года», «Цветные пейзажи».

Технологическая карта «Цветной ков­рик».

Содержание занятия.

Воспитатель предлагает детям сесть на ковёр и погладить его ладошками. Затем проводит краткую, но эмоциональную ис­кусствоведческую беседу.

— Дети, как вы думаете, что такое ковёр и для чего нужны ковры? (Ответы детей, что это вещи, используемые для тепла, ую­та и красоты.) Искусство создания этих изделий так и называется — ковроделие («ковро-делие», «ковры делать»). Искус­ство ковроделия издавна известно как в России, так и во многих других странах мира (Армения, Азербайджан, Украина, Молдавия и др.). Из какого материала де­лаются ковры? Обычно из шерсти, иногда из шёлка. Если в стране разводят овец, — ковры делают из овечьей шерсти. Если разводят верблюдов, — из шерсти верблю­дов. А если таких животных с густой хоро­шей шерстью в этой местности нет, люди делают ковры из волокон и стеблей расте­ний. Обычно ковры красиво оформлены разными узорами, по которым можно уз­нать, в какой стране они сделаны. Бывают маленькие коврики, на которых еле-еле помещаются две ноги, а бывают огромные коврищи, которыми можно застлать па­радный зал замка или дворца.

А мы с вами попробуем сплести весен­ние коврики. Плести мы будем по-настоя­щему. Но наши коврики будут не из шер­сти, не из шёлка, не из соломы и даже не из бумаги, а из жгутиков пластилина (со­лёного теста).

Посмотрите, как мы будем выполнять свою работу. Сначала раскатаем жгутики -пять-семь одного цвета и столько же дру­гого. Затем подравняем жгутики по длине — выложим в ряд и отрежем лишние «хво­стики» стекой, чтобы все-все наши «ни­точки» были одинаковой длины. Количе­ство «ниточек» можно разделить пополам на две «кучки» без счёта, просто чередуя: одну сюда, другую туда. После этого возь­мём картон подходящего цвета и начнём ткать: сначала выложим «ниточки» одного цвета, размещая их сверху вниз — вот так, на небольшом расстоянии друг от друга, а потом будем брать по одной «ниточке» другого цвета и переплетать, чтобы было красиво. Когда коврик получится, его можно украсить узорами из цветов, ягод, бабочек, солнышек, звёздочек.

Воспитатель советует часть жгутиков для плетения сделать синего или голубого цвета, будто это ручейки, а другую часть -зелёного, будто это зеленеющий берег. На пересечении этих ручейков-бережков можно разместить жёлтенькие цветы мать-и-мачехи — раскатать шарики жёлто­го цвета, сплющить в лепёшки (диски) и надрезать стекой по «берегу» (краю), буд­то это лепестки.

В конце занятия воспитатель предлага­ет детям полюбоваться весенними коври­ками друг друга и сложить их вместе в один большой весенний ковёр. На этот ко­вёр можно смотреть сверху, будто мы пти­цы или бабочки — летаем, порхаем, в воз­духе кружимся и смотрим вниз на землю.

После занятия. Оформление выставки для родителей.

Лепка с детьми 1 – 3 лет

А что вообще ребенок может делать с пластилином? Ниже я расскажу об основных техниках и приемах лепки с детьми 1 – 3 лет.

В таком возрасте не может быть и речи о сложных поделках. Но можно придумать огромное количество простых занятий, которые непременно увлекут малыша.

Вы можете скачать и распечатать основу для всех видов перечисленных в статье поделок.

Итак, занимаясь лепкой, мы учим малыша:

Делить пластилин. Делать это можно следующими способами:

  • отщипывать маленькие кусочки и кормить ими птичек;
  • отрывать большой кусок, чтобы накормить крупного зверя;
  • перекручивать колбаску, чтобы разделить ее для двух собачек.

Расплющивать пальчиком, придавливать ладошкой. Сначала шарики делаете вы, потом уже сам малыш.

Распечатайте, раскрасьте, вырежьте или нарисуйте основу и предложите ребенку:

  • сделать пятнышки мухомору, жирафу, божьей коровке;
  • положить витаминки в баночку, конфетки в тарелочку;
  • зажечь фонари на светофоре;
  • приделать колеса машине, паровозу;
  • сделать снегопад;
  • прилепить яблоки к яблоне, ягоды — к ветке рябины, лепестки – к цветочку, семечки – к арбузу, листья – к дереву, шарики – на елку, глазки – к рыбке или другому животному

Ребенок может лепить элементы как в произвольном порядке, так и на конкретные места.

Размазывать пальчиками или ладонью. Нарисуйте маленькое изображение животного и предложите ребенку:

  • спрятать зверька, сделать берлогу для мишки, и т.д., размазав пластилин по маленькому рисунку.

Раскатывать скалкой массу для лепки или пластилин.

В наборах для лепки Play Doh есть рельефные скалки. Малышам нравится раскатывать массу и видеть на ней интересные отпечатки.

Делать отпечатки различными предметами. Делать это можно всем, что попадется под руку. Желательно использовать массу для лепки или мягкий пластилин.

Вдавливать различные предметы в пластилин.

Для подобных занятий заранее готовим основу – раскатываем лепешку толщиной около 3 мм нужного нам цвета (зеленый для травы, синий для воды и т.д.). Предлагаем малышу:

  • посадить грибочки или цветочки из мозаики;
  • макароны в виде машинок вдавливать в дорогу из пластилина, черепашек – в песочек и т.д. Делать лучики для солнышка из спагетти, червячков из завитых макарон, раскладывать ракушки на песке, потом собирать их в ведерко, которое заранее можно вылепить из пластилина;
  • из фасоли сделать дорожку, бусы, сажаем картошку, выкладываем буквы и цифры (ближе к 3 годам);
  • семечки или гречку вдавить в подсолнух;
  • бусинами, пуговицами, пайетками украсить пластилиновую основу в виде бабочки, рыбки, елки, платья;
  • из спичек сделать заборчик для коровы, колючки для ежика.

Скатывать шарики, большие и маленькие. Так можно делать из пластилина:

  • пирожки, конфетки, витаминки, яблоки, апельсины, ягодки, яички, колобка, снежки.

Раскатывать колбаску. Раскатывая колбаски, делаем:

  • полоски зебре, тигру, жучку;
  • лестницу, забор, шпалы;
  • лучики солнцу;
  • колбаску, бананы, сушки, крендельки для куклы;
  • червячков, змею, улитку.

Рисовать на пластилине стеком. Раскатайте пластилин и покажите ребенку, как нарисовать на нем полоски, круги, узоры.

Разрезать пластиковым ножом, ножницами. Разделять пластилин, прикладывая линейку ребром.

  • пусть ребенок сделает колбаску и порежет ее на части, покормив вас и зверей;
  • из плоского кусочка сделайте печеньки, геометрические фигурки.

Соскребать пластилин стеком или линейкой.

  • Залепите маленькие изображения животных, машинок пластилином. И предложите малышу узнать, кто же там прячется.

Использовать форму для барельефов. Здесь идеально подходят наборы для лепки Play Doh, но о них я расскажу ниже.

Раскрашивание пластилином.

  • Распечатайте раскраску для самых маленьких или нарисуйте простое изображение. Предложите ребенку раскрасить его, размазывая пластилин пальчиком.

Главное, чтобы основа была небольшой, ведь у ребенка не хватит терпения на большую поделку.

Соединять пластилиновые детали между собой. Простые поделки из пластилина:

  • грибок, морковка, яблоко, неваляшка, снеговик, погремушка, конфетка;
  • бусы, виноград, гусеница из пластилиновых шариков.

Нанизывать пластилин на проволоку, спичку или тонкую палочку:

  • гусеница, бусы;
  • леденцы на палочке, вишенки.

Лепить буквы и цифры. Пластилин можно прилеплять на распечатанные контуры букв и цифр или же просто лепить без контуров.

Все это мы делаем, конечно же, придумывая интересный сюжет и обыгрывая его.

Занятие по лепке во второй младшей группе «Баранки для гостей»

Виктория Васильева

Занятие по лепке во второй младшей группе «Баранки для гостей»

Цель:

Учить детей раскатывать колбаску и делать
баранку
.

Задачи:

Образовательные – способствовать формированию умения скатывать колбаску из пластилина между ладонями круговыми движениями; умения передавать форму предмета, способствовать обогащению словаря.

Развивающие – способствовать развитию мелкой моторики, внимания.

Воспитательные – способствовать воспитанию заботливого отношения к ближним.

Материал:

Пластилин, дощечки, салфетки, картина с изображением баранок, игрушки: Мишка, белочка, зайчик, ёжик. поднос, тарелочки для баранок.

Предварительная работа:

накопление словарного запаса (слова «Здравствуйте», «Пожалуйста», «Спасибо» и другие вежливые слова); лепка разных колбасок (больших и маленьких, организация сюжетно-ролевой игры «Гости».

Образовательная область:

Художественно-эстетическое развитие.

Ход занятия

1. Организационный момент:

Воспитатель:

Ребята проходите, посмотрите к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с нашими гостями.

Дети:

Здравствуйте.

Воспитатель:

Ой ребятки, а у нас сегодня еще один гость: а что бы узнать его я прочитаю вам потешку:

По завалам по оврагам

Ходит Мишка косолапый

Любит он пчелиный мед

Да малину с веток рвет.

Воспитатель:

Ребята про кого эта потешка.

Дети:

Про медведя.

Воспитатель:

А вот и наш Мишка (Показывает игрушку Мишка).

Мишка:

Здравствуйте ребята, у меня сегодня день рождения, и ко мне

пришли гости.

Воспитатель:

А какие гости пришли к Мишке. Мы сейчас с вами и узнаем. (открывается ширма).

Воспитатель:

Ребята скажите кто пришел к Мишке на день рождение?

Дети:

Белка, зайчик, ёжик.

Воспитатель:

Ой мишка самовар стоит, гости собрались, а где угощение для гостей?

Мишка:

Ребята, я не знаю, чем можно угостить своих гостей.

Воспитатель:

Мишка не расстраивайся мы тебе поможем. Ребята скажите мне пожалуйста, чем можно угостить гостей.

Дети:

Предлагают свои варианты.

Воспитатель:

Ребята я предлагаю вам помочь Мишке приготовить для его гостей вкусные баранки. Скажите, а какой формы бывают баранки?

Дети:

ответы детей.

Воспитатель:

Правильно.

2. Основная часть

Воспитатель:

Перед тем как приготовить печенье, давайте разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

Мы спросили нашу печку

Что же нам испечь (дети выпрямляют руки вперед ладонями вверх)

Печку мы спросили тесто замесили (Сжимают и разжимают пальцы)

Тесто скалкой раскатали

Раскатали не устали (Движение руками вперед-назад ладонями вниз)

Мы для Мишки в день рождения

Приготовим угощенья (Пекут пирожки).

Воспитатель:

Молодцы. Пальчики наши разогрелись, а сейчас проходите и присаживайтесь за столы на свои места. Мишка посиди с нами. Посмотрите, у меня есть баранка. Какой формы моя баранка?

Лепка из Play Doh

Набор для лепки Play Doh (Лабиринт, My-shop) появился у нас, когда Антошке исполнилось 2 года. А надо было покупать его гораздо раньше!

Лепка стала любимым занятием сына на несколько месяцев, он мог лепить по 5 раз в день!

У нас был набор «Магазинчик печенья» (My-shop). Он идеально подходит именно малышам.

Гораздо позже мы купили набор «Пицца» (My-shop), он тоже для самых маеньких.

Детям в 1,5 – 2,5 года лучше покупать простые наборы для лепки Play Doh, а детишкам постарше понравятся всякие «Фабрики пирожных», «Мистер Зубастик» и т.п.

В разных наборах различные принадлежности для лепки. Это могут быть рельефные скалки, формочки для вырезания, шприц, барельефные формы и многое другое. И, конечно, сама масса для лепки.

Это одна из самых полезных покупок для любого ребенка.

Младшая группа. Ранний возраст, ясли. Дети 1-4 лет

Лепка «Ягодки на тарелочке» (вторая младшая группа)


Лепка «Ягодки на тарелочке»

Возрастная группа: вторая младшая группа Форма совместной деятельности: продуктивная Форма организации: групповая Средства: плакат
«Фрукты-ягоды»
, иллюстрации птиц загадки, стихи про фрукты, ягоды. Музыкальное сопровождение занятия, звуки леса,…

Конспект ООД по лепке в группе раннего возраста «Угощение для ёжика» Задачи: закреплять умение раскатывать комочек пластилина между ладонями прямыми и круговыми движениями, сплющивать комочек пластилина между ладоней; соединять две вылепленные формы в один предмет; развивать мелкую моторику рук, координировать движения рук и ног, развивать…

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]