Конспект занятия беседы на тему «Лес – многоэтажный дом» в подготовительной группе


Беседа о лесе в подготовительной группе

Конспект беседы о лесе для детей 5-7 лет «Путешествие по комнатам зеленого дома»
Автор: Коробкина Алевтина Германовна, воспитатель МДОУ Детский сад «Улыбка», Пермский край, поселок городского типа Суксун. Описание: Данный материал можно использовать воспитателям, вожатым и учителям начальных классов, а так же родителям по экологическому воспитанию. Цель: продолжать формировать представление о лесе и профессии лесника. Задачи: Образовательные.
Содействовать: уточнению и систематизации представлений о лесе и профессии лесника; укреплению познавательного интереса и любви к природе; эстетическому восприятию красоты природы, через репродукции картин;
Развивающие.
Содействовать: развитию связной речи, умению поддерживать беседу, отвечать на вопросы полным ответом; развитию уважения к трудовой деятельности человека профессии лесника; развитию мышления, внимания, памяти.
Воспитательные.
Содействовать: воспитанию любви и бережного отношения к природе.
Материал: репродукции картин художников: Шишкин «В лесу графини Мордвиновой», Шишкин «Корабельная роща», Левитан «Березовая роща» Иллюстрации по теме фонограмма «Звуки леса» корзинка лесных орехов Предварительная работа: чтение детям природоведческой литературы, рассматривание репродукции картин художников о природе, чтение и заучивание стихов на экологическую тему, экскурсии в парк, сосновый бор. Организация: дети стоят в кругу, взявшись за руки. Хороводная игра «По малину в лес пойдем» 1. По малину в лес пойдем, в лес пойдем в лес пойдем (дети идут по кругу). Плясовую заведем, заведем, заведем (поочерёдно выставляют ноги) Припев: Солнышко на дворе (руки поднимают вверх, пальцы раскрыты – «солнышко») А в лесу тропинка (сложенные вместе ладони выполняют волнообразные движения перед собой) Сладкая ты моя, ягодка – малинка (скользящие движения ладоней – движение «Тарелочки») 2.Ты, малинка, не в роток, не в роток, не в роток (щипковой захват трёх пальцев ведущей руки, выполняют движение ко рту) Насыпайся в кузовок, кузовок, кузовок. (щипковой захват трёх пальцев ведущей руки имитируют собирание ягод в корзину, перед грудьюПрипев: движения те же 3. Как малины наберем, наберем, наберем. (щипковой захват трёх пальцев ведущей руки имитируют собирание ягод с земли – с наклоном корпуса) Пирогов мы напечем, напечем, напечем (движение «пирожки»). Припев: движения те же. 4. Пирогов мы напечем, напечем, напечем. (движение «пирожки»). Всех соседей позовем, позовем, позовем (движение кисти рук, ладошки обращены к лицу – «приглашение»). Припев: движения те же.

ХОД БЕСЕДЫ.
Воспитатель: Что мы сегодня задумали с вами? Дети: отправится в путешествие по разным комнатам. Воспитатель: по каким комнатам можно путешествовать? Ответы детей Воспитатель: поможет нам загадка, которую придумал поэт Йован Йованович – Змай, слушайте внимательно! В одно прекрасное село Хочу я нас позвать. Тому немало повезло, Кто смог гам побывать. Там каждый дом и каждый двор Зелёной крышей крыт, Цветами вытканный ковёр На улице лежит Там нет заборов и дверей Открыты окна в сад. Там встретят песнями гостей, На славу угостят. Кому бывать там повезло, Тот повидал чудес! А необычное село Зовут … Дети: Зеленый лес Воспитатель: а как догадались, что загадка про лес? Дети рассуждают. Воспитатель: Да, наше путешествие в большой зеленый дом и по его комнатам.


Воспитатель: помните, какую загадку, утром, нам загадал Незнайка? Женя пришел сегодня первый и может повторить, давайте все внимательно послушаем Женю. Женя: «многоэтажный дом, который не строил человек. С невидимыми стенами и с невидимым потолком. В этом доме очень разные квартиры. В верхних этажах — светлые, сухие. В нижних этажах – темные и сырые. В доме есть теплые квартиры, в которых Можно жить круглый год. Есть холодные квартиры, в которых Можно жить только летом или весной». Автор загадки: Иванова Валентина ТарасовнаВоспитатель: почему можно лес назвать домом?! Дети: дом, потому что растения и животные, не могут жить друг без друга. Воспитатель: вы знаете таких жильцов, кто друг без друга жить не может в лесу? Дети: высказывают и доказывают свои версии, раскладывают картинки лесных обитателей, связанных между собой.


Воспитатель: что же за невидимые стены в этом доме, который не построил человек? Дети: можно идти по лесу и разное видеть, стенок нет, а все равно разное. Воспитатель: да, лес очень разный! Шуршит сухими брусничными листьями сосняк.


Воспитатель: это где мы были?


Дети: В сосновом лесу. Воспитатель: сосновый лес ещё называют БОР. Пошли дальше и видим, изумрудный ковер черники.


А теперь в какой лес вошли?


Дети: в хвойный лес. Воспитатель: и хвойный лес тоже называют БОРОМ. Перешли в другую комнату. А стенку увидели? Дети: нет, мы перешли из соснового бора в еловый лес. Воспитатель: да, разные комнаты, разный лес. Пошли дальше. Непролазна чаща кустарника. Это что там растет?


Дети: малина Воспитатель: идем дальше по лесу. Дошли до болота.


Лес стал редким. Прошли болото. И вдруг стало кругом светло-светло. Какой лес радует светом и белизной?


ИСААК ИЛЬИЧ ЛЕВИТАН «БЕРЕЗОВАЯ РОЩА» Дети: березняк Воспитатель: а жильцов можете назвать? Дети называют лесных жителей Воспитатель: какой лес любит бурый МЕДВЕДЬ? Дети: где много ягод и есть река. Воспитатель: медведь хищник, но если есть растительная пища, то обходится и без мяса. В речке рыбку выловит, вот ему и хватит. Потому, как его называют? Дети: всеядный. Воспитатель: ну, а где любит жить ЛИСИЦА?


Дети: в норе, среди корней роет нору. Воспитатель: что за невидимые потолки, почему в загадке так сказано?


Воспитатель: какой первый этаж? Дети: под землей корни, мыши живут, кроты. Воспитатель: кто же живет повыше? Дети: в кустах живут кукушки, делают гнезда. А дятел ещё повыше дупло долбит. Белка еще выше дятла может сделать дупло. Выше делают те птицы, которые любят поближе к небу быть. Воспитатель: да, соколиные семейства. Какие же квартиры сухие и светлые? Дети: те, которые на деревьях, белки и птицы. Воспитатель: какие заняты круглый год? Дети: летом, потому что многие птицы улетают на зиму в теплые страны. Воспитатель: у кого темные квартиры? Дети у медведя, лисицы, барсука, ежа. Воспитатель: кто охраняет лес? Дети: лесничий. Воспитатель: лесничий, лесник, лесовод. Она из древних профессий, с давних пор на Руси охраняли леса. Больше чем 150 лет тому назад в Петербурге был открыт лесной институт. Сейчас это Лесотехническая академия, университет или институт


У нас на Урале, лесотехнический университет готовит лесничих, которые выращивают леса во всех уголках России. Так, зачем люди придумали профессию лесничих, если лес растет сам и без человека? Мы узнаем, если зайдем лесотехнический университет и превратимся студентами этого университета


ДЕТИ САДЯТСЯ НА СТУЛЬЧИКИ, ИМИТИРУЯ АУДИТОРИЮ УНИВЕРСИТЕТА.Воспитатель: Зачем лесничий охраняет лес, а вот зачем. Вдруг — лесной пожар? Вдруг плохой человек с топором придёт? Вдруг — заведется вредная гусеница, жучок? Вот и прощай лес! А чтобы этого не было на кордоне, лесник отправляется в обход. Он обходит лес и первый видит, если появится жук-короед.


Жук-короед небольшой, а может съесть большой лес. Жуков столько, что на каждом дереве сидят, у каждого сучка сидят, грызут и точат. Их руками не снимешь. И тогда лесник вызывает помощь. Прилетит самолёт, и разбросает жёлтый ядовитый порошок. Забегает короед, но никуда не деться, не спастись. Воспитатель: так зачем создают кордон? Ответы детей Воспитатель: если рубить лес, то только старые деревья, а молодые не трогать, тогда вреда не будет. Так и СЕКУТ лес, секут — значит, валят старые большие деревья. Вывозят лес грузовыми машинами — лесовозами.


Лесовозы вывозят длинные деревья с обрубленными сучьями — ХЛЫСТАМИ они называются. Пилят деревья пилами.


Когда вывезут хлысты, на большой поляне, где раньше очень старые деревья росли одни пеньки остаются. Воспитатель: так, какие деревья секут в лесу лесорубы? Ответы детей Воспитатель: так, а как же тогда лес восстанавливается? Кто его сажает Дети: наверно, лесник? Воспитатель: чтобы уверенно ответить на мой вопрос, слушайте дальше А на кордоне — лесном посту — возле избы лесника — грядки! А на грядках не помидоры, не огурцы растут. ЧУДО


маленькие, пушистенькие ёлочки растут! Когда жарко, их поливают, и землю вокруг них тоже разрыхляют граблями. Все, как на огороде. У ёлочек на грядках земля чёрная. А у сосенок — песок. Кто что любит! Весной этого лесного питомника, саженцы — совсем еще молоденькие сосенки и ёлочки — привезут на лесосеку. Здесь их посадят, будет расти новый лес.


Воспитатель: а почему саженцы привезут на лесосеку? Дети: потому, что там вырубили старые деревья. Воспитатель: А лет через семьдесят станет взрослым. Быстро или долго? Вот тебе 6, а тебе сейчас 7 лет. На ёлочке её возраст легко считать по рядам лап, как по ступенькам. Или можно узнать по кольцам на стволе разрезанного дерева.


Так самое удивительное заключается в том, что посадит один человек, а пользоваться этим деревом будут уже люди другого поколения, наверно, про них можно будет сказать, что это дети ваших будущих внуков или даже правнуков?! Дерево очень медленно растёт. Так кто же знает ГРАМОТУ леса?! Дети: ЛЕСНИК. Воспитатель: наше путешествие подходит к концу, давайте вспомним стихотворение поэта Алексея Кольцова «Домик лесника» Под фонограмму «Звуки леса» дети рассказывают по строчке стихотворение В темном лесе, за рекой Стоит домик небольшой, С двумя светлыми окнами, С распашными воротами. Под замком те ворота, И калитка заперта,— Чтоб не зашел туда рогатый Леший, страшный и косматый; Чтобы не зашел туда упырь, Ни проезжий богатырь, Кто ж живет тут одиноко, От жилья кругом далеко? Рыболов ли небогатый? Иль разбойник бородатый В нем спасается мольбой С сундуками и казной? Живет в доме с давних пор — Караулит царский бор — Лесной староста с женою. Третьей дочкой молодою. Заключение. Воспитатель: вот и вернулись мы с вами из путешествия по лесным комнатам. Что вам больше понравилось в путешествии? Ответ детей Воспитатель: что нового узнали? Ответ детей Воспитатель: лесник передал вам угощение, как вы думаете, что это может быть? Ответ детей Воспитатель: корзинка лесных орехов. Воспитатель: один ли лесник бережёт лес? Дети называют людей разных профессий, которые помогают леснику. Спасибо за внимание!

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий летнего развлечения для детей старшей — подготовительной группы ДОУ Развлечение в подготовительной группе. Сценарий Беседа с детьми в подготовительной группе на тему: Полевые цветы Конспект летнего спортивного досуга в детском саду для старших дошкольников

Похожие статьи:

Инсценировка сказки Чуковского Муха Цокотуха для детей 5-7 лет

Сценарий летнего развлечения по экологии в ДОУ. Старшая – подготовительная группа

Дискотека в детском саду. Сценарий

Игровое развлечение для детей старшего дошкольного возраста в детском саду

Сколько лесов на нашей планете?

В настоящее время леса занимают около трети площади суши.

Общая площадь леса на Земле составляет 38 млн. км². Половина этой лесной зоны принадлежит тропическим лесам, четвёртая часть расположена в северном полушарии. Площадь леса в России составляет 8,8 млн. км². Россия обладает почти 25% мировых запасов древесины и 50% ценных хвойных лесов мира.

Леса нашей планеты очень разные. Прежде всего, их делят на три основные географические лесные зоны — на зону экваториальных лесов, которые растут вдоль экватора, на зону субтропических и тропических лесов, а также на зону лесов умеренных широт. И еще различают основные типы лесов. Их тоже три — хвойные, лиственные, смешанные. В свою очередь, лиственные леса делятся на листопадные и на вечнозеленые, т.е. нелистопадные. Вечнозеленые леса являются самыми работоспособными и самыми продуктивными: они производят на Земле 80% кислорода.

В России леса неодинаковы как в разных климатических зонах, так и на различных почвах, на участках с разным микроклиматом и водным режимом. Можно встретить и темный холодный ельник, и светлый лиственничный бор, и могучую дубраву, а можно попасть и в медоносный липняк, и в орехоплодный кедровник или в медно-золотистый сосняк, где лучше всего растут маслята.

Все леса на Земле работают как зеленые фабрики: в светлые, солнечные дни они запасают впрок солнечную энергию, без которой была бы невозможна жизнь на планете. Главным продуктом зеленого леса является древесина.

Меры по охране и восстановлению леса

Основная задача охраны лесов – их рациональное использование и восстановление. Важное значение имеет повышение продуктивности лесов, защита их от пожаров и вредителей.
При правильном ведении лесного хозяйства рубки на отдельных участках повторно должны проводиться через 80 – 100 лет, когда лес достигнет полной спелости.

Другая важная мера по сохранению лесов – это борьба с потерями древесины. Наибольшие потери происходят при заготовке древесины. На местах рубок остается много ветвей и хвои, которые могут использоваться для приготовления хвойной муки, для получения эфирных масел. Возле предприятий деревообрабатывающей промышленности строят заводы по производству мебели из древесноволокнистых плит.

Для предотвращения захламления бытовым мусором лесопарков устанавливают контейнеры для его сбора, проводят очистку замусоренных лесов.

Важнейшим условием для сохранения природных ресурсов служит своевременное лесовозобновление. Только треть ежегодно вырубаемых в России лесов восстанавливается естественным путем, остальные требуют специальных мер по их возобновлению.

Леса должны существовать ради того, чтобы существовал сам человек, ради сохранения великого богатства животного и растительного царства для грядущих поколений нашей Планеты. Поэтому нам нужны лесные резервации, заповедники, национальные парки, курортные лесные зоны, охраняемые законом.

Что необходимо сделать, чтобы восстановить леса?

  • Благоустроить места массового отдыха людей
  • Не мусорить
  • Сажать цветы и деревья
  • Создать места для разжигания костров
  • Установить мусоросборники и аншлаги–указатели
  • Огородить имеющиеся муравейники
  • Информирование населения
  • Нарисовать противопожарные листовки, сделать стенды

Причины и последствия сокращения лесов

Причины сокращения разные. В первую очередь, это пожары.

Одной из причин увеличения лесных пожаров является резкое увеличение числа людей, выезжающих в лес для отдыха. Случаи возгораний в лесу являются следствием неосторожного и неумелого обращения с огнем. Так же пожары могут возникнуть от самовозгорания торфа, иногда от молний. Мировая статистика показывает, что около 72% всех лесных пожаров возникает по вине людей. Отсюда борьба с лесными пожарами остается одной из важнейших государственных задач.

Также одной из причин сокращения лесов является вырубка. Вырубка лесов началась на заре человеческого общества и по мере его развития возрастала. За последние 10 тыс. лет на Земле исчезло 2/3 лесов. Поэтому говорят: «человеку предшествуют леса, его сопровождают пустыни». За историческое время около 500 млн. гектар превратились из лесов в бесплодные пустыни. Леса уничтожаются так быстро, что площади вырубок существенно превышают площади посадок деревьев.

Леса вырубаются и сокращают площадь со скоростью около 26 гектар в минуту, есть опасения, что они исчезнут через 25 лет. Вырубленные участки леса не восстанавливаются, на месте их образуются малопродуктивные кустарниковые формации, а при сильной эрозии почв происходит опустынивание. В связи с вырубкой лесов сокращается водоносность рек, высыхают озера, понижается уровень грунтовых вод, усиливается эрозия почв, более засушливым и континентальным становится климат, часто возникают засухи и пыльные бури.

Следующей проблемой является загрязнение леса. Леса, часто посещаемые туристами, основательно захламляются консервными банками, бутылками, тряпками, бумагой и т. д.

Увеличивается площадь лесов, погибших от промышленных выбросов.

Браконьерство всегда наносит сокрушительные удары по животному миру России, что способствует исчезновению многих видов диких животных.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]