Проект «Ознакомление детей с родным краем, как средство воспитания у дошкольника патриотических чувств».проект (старшая группа) на тему


Знакомство с родным краем в детском саду на занятиях физкультуры

ПОХОД В КРЫМСКИЕ ГОРЫ.Задачи:

  1. Совершенствовать умения и навыки в ходьбе, беге, спрыгивании, перепрыгивании, ползании в игровой, сюжетной форме;
  2. Формировать знания об окружающей природе в процессе двигательной активности.
  3. Развивать мелкую моторику во время подвижной игры «Солнечные лучики».

Оборудование:Тренажёр «Трапеция» — 4 шт., «рюкзачки» — самодельные корректоры осанки, наполненные гречневой крупой – по количеству детей. Индивидуальные коврики, гимнастические скамейки – 2 штуки. «Радуга» — авторский мягкий модуль, обруч с лентами (красные, жёлтые, оранжевые). Кегли – «ромашки», 3 кегли для игры (жёлтая, красная, оранжевая). Куб высота 40 см, гимнастический мат. Физическая карта Крыма, грецкие орехи для самомассажа.

ХОД ЗАНЯТИЯ.Инструктор:Здравствуйте ребята, посмотрите, что я вам принесла. Вы знаете, что это такое? Правильно, это карта Крыма. А как вы думаете, что это за тёмная полоса? Правильно, это горы, наши Крымские горы. Это гора – Ай- Петри, а это гора Бойка. Это они на карте такие тёмные, а на самом деле они все покрыты растительностью и именно сейчас, весной, они становятся зелёными, очень красивыми и увлекательными. Сегодня, я хочу пригласить вас в поход, на самую удивительную и красивую гору – на Ай-Петри. Вы готовы стать туристами? Ну, тогда надеваем рюкзаки, и в путь!!! (Дети становятся в круг и берутся за руки.)Мы ребята смелые,Молодцы!Все зарядку делаем,Молодцы!Мы в поход отправимся,Молодцы!С трудностями справимся,Молодцы!(Ходьба друг за другом в колонне по одному)- Путь в горы начинается с горного серпантина, т.е. извилистой дороги.(Ходьба «змейкой»)- Дорога в горы очень опасная и узкая, поэтому идти надо «след в след»(упражнение «тропинка»)- Сильный горный ветер наломал много веток.(Ходьба с высоким поднятием колен)- Смотрите, какая чудесная поляна, это начало Большого Каньона, сделаем привал.(Перестроение в две колонны. Сняли «рюкзаки», заняли места на трапециях.)

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА ТРАПЕЦИЯХ.

  1. Как приятно отдохнуть на свежем воздухе, на зелёной травке! Давайте закроем глаза. Спокойный выдох ртом, при этом говоря: «Ах-х», небольшая задержка дыхания, спокойный вдох носом. А теперь откройте глазки, давайте посмотрим по сторонам.

И.П.: лёжа спиной на трапеции, плавно поворачивать голову вправо, влево. 2. Тихо в лесу. Только что прошёл дождь, с мокрых веточек капают капельки. И.П.: лёжа спиной на трапеции, поднять руки в верх и постепенно опускать кисти, произнося: «кап-кап-кап». 3.Сухие, сломанные веточки, упавшие на землю, хрустят под ногами. И.П.: то же. Сгибать и разгибать руки в локтях, ноги в коленях одновременно.

4. Сколько разных деревьев растёт в лесу: стройные берёзы (поднимание прямых ног вверх, прижатых друг к другу), могучие дубы (разведение поднятых вверх ног в стороны).

5. И берёзы, и дубы клонятся от ветра. И.П.: лёжа на спине, руки за головой, держатся за вершину трапеции. Поворачивать ноги, согнутые в коленях, вправо, влево.

6. А вот колючий ёжик, увидел нас и решил напугать: сворачивается клубочком и пыхтит. И.П.: лёжа спиной на трапеции, согнуть ноги в коленях, обхватить их руками, выгнуть спину и произнести: «Ф-ф-ф».

7. А вот любопытная белочка, вытянула хвостик и смотрит вперёд, как будто ищет что-то. И.П.: стоя на коленях, опираясь на согнутые в локтях руки, которые находятся на трапеции. Прогнуться назад, поднимая махом правую ногу – вдох, вернуться в и.п. – выдох. То же левой ногой.

— Ребята, ползите сюда, посмотрите, вот, что искала белочка. (Инструктор достаёт корзинку с орехами). Эти орехи она спрятала ещё осенью, и мы их обязательно ей отдадим.

МАССАЖ ЛАДОНЕЙ И ПАЛЬЦЕВ РУК ОРЕШКАМИ.

— А теперь давайте положим назад орешки, чтобы белочка смогла их забрать.Продолжаем наш путь. Ребята, дальше нам придётся идти по берегу горной реки. Река быстрая и шумная и вы меня не услышите, поэтому вам следует смотреть на указатели, они вам помогут.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДВИЖЕНИЙ.

  1. Ходьба на носках по трапеции – ходьба по камешкам – ходьба на пятках по трапеции.
  2. Прыжки в «ВАННУ МОЛОДОСТИ» — спрыгивание с куба на гимнастический мат.
  3. Перепрыгивание скамейки (с боку), с продвижением вперёд.
  4. Подтягивание по скамейке – ВХОД В СКЕЛЬСКУЮ ПЕЩЕРУ (на животе – девочки, на спине – мальчики).
  5. Ходьба по мягкому модулю – ходьба по реке БЕЛЬБЕК.

Пройдя два круга, заходят на поляну под РАДУГОЙ ЖЕЛАНИЙ на корточках (под ней загадывают желание, подпрыгивают и хлопают в ладони).

Построение в круг, выполнение дыхательной гимнастики:«РАДУГА ОБНИМИ МЕНЯ!»

Приказало солнце: стой!Семицветный мост крутой!Крепко мост меня обнял – Ещё ярче сразу стал.

И.П.: о.с.1 – сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны;2 – задержать дыхание на 3-4 секунды;3 – растягивая губы в улыбке, произносить «с-с-с», выдыхая воздух.

ГИМНАСТИКА ДЛА ГЛАЗ «СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК»

Солнечный мой заинька,Прыгни на ладошку.Дети вытягивают вперёд ладошку.

Солнечный мой заинька,Маленький как крошка.Ставят на ладонь указательный палецдругой руки.

Прыг на носик, на плечо.Ой, как стало горячо!Прыг на лобик, и опятьНа плече давай скакать.Следить взглядом за пальцем,касается в соответствии стекстом.Голова в фиксированном положении.

Вот закрыли мы глаза,А солнышко играет.Щёчки тёплыми лучамиНежно согревает.

Закрывают глаза руками.

П/И «СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ»

Мы весело шагаемИ ноги поднимаем, Веселимся от души,До чего ж мы хороши!

К солнцу быстро подойдём,Солнца лучики возьмём,На палочки накрутим,Посмотрим, кто быстрее будет.

1-2-3 – начни!

РЕЛАКСАЦИЯ.(Дети ложатся на пол или облокачиваются на опору, закрывают глаза. Звучит запись – звуки леса).Мы в горы поднимались,Здоровья мы набрались.Дышится легко, ровно, глубоко.Наши ручки отдыхают,Ножки тоже отдыхают.

Мы спокойно отдыхали,Сном волшебным засыпали.Хорошо нам отдыхать!Но пора уже вставать!Крепче кулачки сжимаем,Их повыше поднимаем.Потянулись! Улыбнулись!И совсем уже проснулись!

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ.

Формирование развивающей среды в группе

Серьёзное внимание должно уделяться формированию развивающей среды в группе, которая содействует познавательному развитию ребят, обогащению и закреплению его познаний о родном крае:

  • в книжном уголке расположены коллекции открыток о городе, книги-самоделки «Улицы нашего города», «Памятные места Белой Холуницы», литература о городе и тематические альбомы.
  • в уголке художественного творчества может быть размещён большой материал белохолуницких художников, таких как, художник-пейзажист Белорыбкин В.П., художник Школдин Л.П.

В плане работы с родителями нужно применять всевозможные формы: родительские собрания с применением презентаций, разговора, консультации, опрос, совместные викторины, конкурсы поделок и рисунков и т.д. Так же смогут быть оформлены папки-раскладушки и консультации с информацией об улицах города, памятных местах, трудовых буднях жителей города, истории создания герба и флага Российской Федерации, подобрана библиотека познавательной литературы для родителей о культурных ценностях города. Вместе с родителями возможно сформировать фотовыставку «Мы – жители Белой Холуницы», выполнить совместную викторину «Знатоки родного города», а кроме того организовать выставки детских работ, выполненных в сотворчестве с родителями: «Мой родной город», «Природа родного края глазами ребёнка».

Виртуальная экскурсия – это вид продуктивного метода интерактивного обучения. Виртуальная экскурсия – это такая экскурсия, в экскурсионной программе которой предусматривается не только процесс восприятия слов и наглядности, но и привлечение детей в деятельность посредством разного рода средств и участников мероприятия. Благодаря виртуальной экскурсии вносится разнообразие в процесс усвоения учебного материала, происходит развитие кругозора, закрепляется новый материал через использование наглядных методов. Дети дошкольного возраста, за счет применения виртуальных экскурсий, имеют возможность полного погружения в новый материал через использование интересной для них формы. Когда у детей есть возможность прочувствовать всю атмосферу, дети могут больше и глубже разбираться в новом учебном материале.

Современная виртуальная экскурсия больше напоминает увлекательное путешествие или сказку, в которой дети могут участвовать в спасении главных героев, разгадывании необычных загадок, рисовании, конструировании, лепке из различных материалов и многого другого. Воспитатель может принять на себя роль экскурсовода или главного героя путешествия, в чем и заключается отличие обычной экскурсии от виртуальной.

Если проводить работу по ознакомлению с родным городом систематически, подходить к ней разумно, то у детей обогатится запас знаний о мире, который их окружает, об особенностях города с позиции истории и природы, сформируется познавательный интерес к изучению города, будет воспитываться любовь к городу, гордость за выдающихся людей, простых работников, живущих и работающих ради блага города. Целенаправленно проводимая работа в данном направлении может стать базой для того, чтобы сформировать у детей истинный патриотизм.

Задачи патриотического воспитания

Задачи патриотического воспитания в Программе рассматриваются в рамках образовательной области Социально-коммуникативное развитие по возрастам. Рассмотрим их более подробно в старшей группе (с 5 до 6 лет):

  • в этом возрасте предусматривается расширение взглядов детей о малой Родине. Воспитатель рассказывает детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о великолепных людях, которые прославили свой край. Расширяются взгляды ребенка о том, что такое родная страна, о том, какие государственные праздники традиционны для страны (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год и т. д.). Воспитатель занимается формированием чувства любви к Родине;
  • формировать взгляды о том, что Российская Федерация (Россия) – большая, многонациональная страна. Говорить ребятам о том, главным городом, столицей нашей Родины является Москва. Детям рассказывают о флаге и гербе Российской федерации, знакомят с мелодией гимна;
  • расширять взгляды ребенка о Российской армии. Воспитывать почтение к защитникам отечества. Рассказать о сложной, но почетной обязанности защищать Родину, защищать её спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн героически боролись и оберегали нашу страну от врагов деды, прадеды, отцы. Приглашать в детский сад боевых, ветеранов из числа близких членов семьи детей. Воспитатель рассматривает с детьми картины, репродукции, альбомы на военные темы.

К методам формирования представлений, традиционно относятся:

  1. Наблюдения (к примеру, наблюдать трудовую жизнь жителей города, перемены облика города, района, улицы, воздвигаемых новостройках и т.п.);
  2. Рассказ, пояснения воспитателя в сочетании с показом необходимых объектов и непосредственными наблюдениями ребенка;
  3. Беседы с ребятами о стране, родном городе;
  4. Чтение детских художественных произведений, рассматривание репродукций картин;
  5. Воспитатель разучивает с воспитанниками песни, стихотворения, поговорки, пословицы, детям читают сказки, с ними прослушиваются соответствующие музыкальные произведения;
  6. Детей знакомят с видами народных декоративных росписей;
  7. Детей возможно привлекать к участию в общественно полезном труде в окружении, которое является ближайшим для детей (дети могут трудиться на участке в детском саду, участвовать в коллективном труде с родителями, целью которого является благоустройство территории детского сада и т.д.);
  8. Детям высказывают одобрение, если они инициативны и стремятся к самостоятельному сохранению порядка в ближайшем окружении, если бережно относятся к общественному имуществу, если честно выполняют поручения, хорошо ведут себя в общественных местах;
  9. Воспитатель должен показывать собственный пример любви к своей работе, своей улице, своему городу и сам он должен активно участвовать в социальной жизни (немаловажно не забывать, что взгляды на жизнь педагога, его убеждения, суждения, активная жизненная позиция – очень сильный фактор воспитания);

Важным является вопрос о содержании представлений детей о родном городе. Рассмотрим на примере знакомства детей с городом Белая Холуница.

Город богат достопримечательностями и памятниками, к которым можно организовать виртуальные экскурсии: к памятнику погибшим солдатам в Великой Отечественной войне; к памятнику чернобыльцам из Белой Холуницы; к мемориалу погибшим жителям Белой Холуницы в центре города в годы Великой Отечественной войны; к монументу павших в борьбе за Советскую власть в 1918 году; посетить Краеведческий музей.

В работе следует активно применять дидактические игры, которые могут помочь не только лишь зафиксировать приобретенные познания о родном крае, но и познать много нового.

Так, к примеру, дидактическая игра «Достопримечательности Белой Холуницы» содействует активизации интереса у ребенка к историческим памятникам города, историко-культурному наследию; содействует зарождению чувства гордости за архитектурные памятники города Бела Холуница.

Сюжетно-ролевая игра «Заколдованный город» ориентирована на закрепление у ребенка познаний о достопримечательностях родного города; содействует зарождению чувства гордости за архитектурные памятники города. Эти и многие прочие игры смогут быть применены самостоятельно и в совместной деятельности.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]