Проект по формированию математических представлений в старшей группе « Математика повсюду, математика везде»


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Проект по математическому развитию дошкольников: Формирование элементарных математических представлений у детей старшей группы с использованием занимательной математики

(задачи-шутки, головоломки, задачи на сообразительность)

Пояснительная записка.

Актуальность проекта.

Взрослые не перестают удивляться, как много может усвоить, запомнить ребёнок в первые годы. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолго, а как он насыщен познанием! Каждый день приносит ребёнку что-то новое, неизведанное; становится близким и понятным ранее недоступное.

Велик поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая жизнь. На многие вопросы он находит ответ, идя путём проб и ошибок, постигая закономерности: в узкое отверстие нельзя втиснуть объёмный предмет; чтобы ёлочные гирлянды были одинаковыми, нужно нарезать равные полоски бумаги; угощая кукол чаем, надо перед каждой поставить чашку… И многое, многое другое.

Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Диапазон его зависит от того, насколько тонко ребёнок владеет суммой специальных действий (рассматривание, ощупывание, сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного и т.д.), влияющих на восприятие и мышление.

Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим, как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения. Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, которые он впитывает как губка. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат? Скажем, надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему это скучно?

Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность.

Занимательность может быть задана необычайной формой обучения. Надо только найти золотую середину: не усложнять — дети не поймут и не упрощать, облегчая учение, — дети будут постоянно искать легкие пути, чтобы поменьше трудиться. Получая пищу для своего ума, ребенок охотно участвует в занятиях, ждет их, радуется им.

Занимательный материал не только увлекает ребенка, но и способствует совершенствованию наблюдательности, внимания, памяти, мышления и речи дошкольника. Стихотворный материал, загадки, считалки применяются в зависимости от целей познавательного общения. Возможности их использования широки: на групповых занятиях в детском саду, при индивидуальной работе с детьми в семье, на викторинах, досугах, праздниках, в ходе познавательной беседы, в игротеке, когда дети принимают родителей в гости и играют с ними в математические игры.

Занимательная математика ставит дошкольников в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми.

Проблема, решаемая при реализации проекта.

В старшей группе компенсирующей направленности воспитывается 13 детей: 7 мальчиков и 6 девочек.

На занятиях по формированию элементарных математических представлений у многих детей старшей группы компенсирующей направленности отсутствовал интерес к математике, существовали затруднения с мышлением, вниманием.

В начале года данная область была реализована на 1,5 балла, что составило в итоге 37, 5 % — низкий показатель по группе.

Чтобы повысить уровень математического развития, активность детей, развить у них интерес к математике, решили использовать занимательный материал: загадки, стихи, дидактические игры, занимательные вопросы, задачи-шутки, математические сказки, пословицы и поговорки, пальчиковую гимнастику, лабиринты, логические концовки, математические КВНы.

Контингент участников проекта: воспитанники старшей группы компенсирующей направленности; воспитатель; родители воспитанников.

Цель проекта: Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал.

Задачи:

  • Развивать интерес к математике у детей старшего дошкольного возраста, эмоциональную отзывчивость через игры с математическим содержанием.
  • Формирование базисных математических представлений, речевых умений.
  • Способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация), логического мышления.
  • Развивать самостоятельность познания, поощрять проявления творческой инициативы, находчивости.
  • Увеличить объём внимания и памяти.
  • Развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения;
  • Воспитывать интерес к предмету и процессу обучения в целом.

Содержание проекта.

I этап – подготовительный.

  • Заинтересовать родителей в реализации проекта.

Сообщение: «Образовательные и воспитательные задачи по формированию элементарных математических представлений в старшей группе» на родительском собрании.

Индивидуальные беседы о результатах диагностики.

  • Создание условий для реализации проекта.

Подбор занимательного материала для проведения индивидуальных и фронтальных занятий с детьми, изготовление игрового математического материала.

  • Первичная диагностика.
  • Изучение методической литературы по теме.
  • Поиск материалов в Интернете.

II этап – основной.

  • Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
  • Презентация проекта – открытое занятие по формированию элементарных математических представлений для родителей.

III этап – итоговый.

  • Проведение итоговой диагностики.
  • Сбор и обработка методических и практических материалов.
  • Соотнесение прогнозируемых результатов с полученными.
  • Обобщение материалов проекта.

Ожидаемые результаты.

  • положительная динамика мониторинга по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста;
  • формирование операций логического мышления (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);
  • применение детьми математических знаний и умений в самостоятельной деятельности, проявлений творческой инициативы;
  • осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале;
  • развитие у детей интереса к математике, стремления к преодолению трудностей.

Реализация проекта.

Развитию внимания и сообразительности способствуют задачи-шутки, головоломки, предостерегающие ребёнка от поспешных и необоснованных выводов. Их не следует решать, как обычные задачи, используя то или иное арифметическое действие. Эти задачи должны побуждать детей рассуждать, мыслить, находить ответ, используя имеющиеся уже знания.

Использование задач-шуток и задач на сообразительность поможет разнообразить и оживить занятия с детьми. Кроме этого, задачи подобного рода можно использовать при проведении математических досугов, весёлых встреч дошкольных знатоков, КВНов.

Занимательный материал не только развлекает детей, даёт возможность им отдохнуть, переключиться, но и заставляет их задуматься, развивает самостоятельность, инициативу, направляет на поиски нетрадиционных способов решения, стимулирует развитие нестандартного мышления.

Детям даётся возможность внимательно выслушать загадку, запомнить её содержание, отгадать. Загадка загадывается эмоционально, неторопливо.

Дети знают много считалок и чаще всего с их помощью выбирают ведущего в играх. Этот же приём можно использовать и на занятиях по математике. Чтобы поднять активность детей на занятии, нужно не назначать детей, а делать это с помощью считалки.

Для формирования полноценных математических представлений и для развития познавательного интереса у дошкольников очень важно наряду с другими методами использовать занимательные проблемные ситуации. Жанр сказки позволяет соединить в себе и то и другое. Сам сюжет, сказочные персонажи привлекают детей. Вживаясь в события сказки, ребёнок как бы становится её действующим лицом. При этом повышается познавательная активность: он стремится вмешаться в ситуации и повлиять на них. Живой интерес, который возникает у ребёнка, можно использовать для повышения эффективности обучения.

Материалы для занятий с детьми.

Игра «Белый лист».

Направлена на развитие восприятия формы предметов у детей, а также развитие мелкой моторики рук.

На листе бумаги нарисованы фигуры, часть закрашена зелёным цветом, другие только обведены по контуру.

ЗАДАНИЕ: Вырезать из листа фигурки, обведённые по контуру, а затем закрыть ими зелёные фигуры на другом листе бумаги. При правильном расположении фигур в результате должен получиться белый лист бумаги.

Игра «Круг, треугольник, квадрат»

Направлена на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей.

Ребёнку даются задания, направленные на дифференциацию признаков цвета, величины, формы.

Игра «Зашиваем ковёр»

Предназначена для развития восприятия у детей дошкольного возраста.

На красивом коврике оказались дырки. Возле коврика расположены несколько заплаток, из них надо выбрать только те, которые помогут закрыть дырки.

Работая с материалами, ребёнок может не только выбрать, но и вырезать нужную заплатку, чтобы закрыть дырку в ковре.

Задачи-шутки, головоломки, задания на сообразительность.

1. На грушевом дереве росло 10 груш А на березе на 1 меньше. Сколько груш росло на березе? %3

2. На грядке росло 6 морковок

А на сосне на 1 морковку больше.

Сколько морковок росло на сосне?

3. Из дупла выглядывало 8 беличьих хвостов. Сколько бельчат сидело в дупле?

4. Наступила долгожданная зима. Сначала зацвела 1 яблоня, а потом ещё 3. Сколько яблонь зацвели зимой?

(Зимой не цветут).

5. Ёжик по лесу шёл, На обед грибы нашёл: 2- под берёзой, 1- у осины.

Сколько их будет В плетёной корзине? (Ответ: 3)

6. В садике сидел павлин, Подошёл ещё один Два павлина за кустами Сколько их? Считайте сами.

(Ответ: 4)

7. Ну-ка, сколько здесь ребят На горе катается? Трое в саночках сидят, Один дожидается.

(Ответ: 3)

8. На большом диване в ряд Куклы Танины стоят: Две матрёшки, Буратино И весёлый Чиполино.

Помогите-ка Танюшке Сосчитать свои игрушки.

(Ответ: 4)

Задачи-головоломки с палочками.

А) Из 5 палочек сложить 2 равных треугольника

Б) Из 7 палочек составить 2 равных квадрата.

Загадки.

  • Времена года, месяцы.
  • Дни недели, части суток.
  • Время, часы.
  • Цифры.

Считалки.

Моя семья

1. Раз, два, три, четыре, Кто у нас живет в квартире? Папа, мама, брат, сестренка, Кошка Мурка, два котенка,

Мой щенок, сверчок и я — Вот и вся моя семья! Раз, два, три, четыре, пять, Всех начну считать опять

2. На забор уселась галка. Начинается считалка: раз, два, три, четыре, пять! Буду всех ребят считать:

Юлю, Мишу, Свету, Колю, Петю Иру, Витю, Олю… Если я считать устану, На минутку перестану.

Помолчу, передохну И опять считать начну.

3. Красный шар один у нас- Это раз. Два зелёных, посмотри, — Это два, и это три.

На четыре, пять и шесть- Три голубенькие есть. Жёлтый с розовым подбросим — Это семь и это восемь.

Синий — девять, белый — десять. Где же нам шары развесить? В небе радуги играют — Малыши шары считают.

4. Шли бараны по дороге, Промочили в луже ноги. Раз, два, три, четыре, пять, Стали ноги вытирать:

Кто платочком, кто тряпицей, Кто — дырявой рукавицей.

Математические сказки.

  • «Необыкновенные приключения в городе математических загадок».
  • «В гостях у гнома-часовщика, или история о том, как не опоздать в школу».
  • «Как Топ учился математике».
  • «Женькины игры».
  • «Помоги Незнайке найти дорогу».
  • «Догадайся сам!».
  • «Как Нина учила брата».

Фотоматериалы.

Полученные результаты.

  • Положительная динамика роста математического развития детей.

В начале года данная область была реализована на 1,5 балла, что составило в итоге 37, 5 % — низкий показатель по группе; на конец года – 2, 3 балла (57, 4 % средний показатель).

  • Дети проявляют познавательную активность, творческую инициативу, стараются преодолевать трудности в совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности.
  • Повышение педагогической грамотности и заинтересованности родителей в формировании элементарных математических представлений у детей.
  • Оформлен уголок занимательной математики.
  • Проведено итоговое занятие «Математическое королевство» для родителей.

Литература.

  1. Нищева Н.В. ИГРАЙКА. Игры и упражнения для формирования и развития элементарных математических представлений и речи у дошкольников. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. – 16 с., ил.
  2. Ерфеева Т.И. и др. Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада/Т. И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. – М.: Просвещение, 1992. – 191 с.: ил.
  3. Математика от трёх до семи: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов/ Авт. – сост. З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе; Худ. И.Н. Ржевцева. – СПБ.: «Акцидент», 1997. – 176 с.: Ил.
  4. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 192 с., ил.
  5. Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. – «Баласс», 1998. – 160 с.
Следующая >
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]