Все родители хотят, чтобы их ребёнок был умным и развитым. Поэтому многие стараются научить малышей сразу считать и писать. Педагоги не рекомендуют таким образом заниматься с детьми. Они считают, что сначала ребёнок должен освоить элементарные математические представления. Это не цифры. В первую очередь ребёнок должен понимать: мало, много, верх, низ, большой, маленький и т. д. Цифры – малая часть математики. Они должны быть доступны для малыша не раньше 4-х лет. С каждым годом у ребёнка всё больше расширяется представление о математике. Дети во второй младшей группе хорошо осваивают, какие бывают формы, цвета и др. Даже ориентировка в пространстве считается математикой. Поэтому ФЭМП во второй младшей группе не предусматривает цифры.
Перед обучением надо разработать план занятий на год. Так вы будете уверены, что дети получат все необходимые представления о математике.
Планирование по ФЭМП в ДОУ
Трудно представить школу без математики. Готовят к ней детей с младшего возраста. Родители и воспитатели прикладывают немало усилий, чтобы малыши имели представление об элементарной математике. План играет немаловажную роль. Без него не может быть последовательного изучения этой науки. Сначала план распределяется на год по месяцам. В нём описывается, чему детей надо научить за год, что они должны знать по окончании. Потом расписывается на месяц по дням (календарный план). В нём указываются дни занятий. Во второй младшей группе они проводятся 1 раз в неделю. В плане расписываются цель, задачи, проведение дидактических игр, знакомство с окружающим миром. Следующим создается перспективный план занятий по неделям. Занятия в детских садах происходят по одной схеме, а игры подаются разные.
Например:
Сентябрь – 1 неделя:
1. Задача: дидактическая игра «Изучение матрёшки».
2. Цель: понимать, что такое «один», «нет ни одного», «много» (развивать представления о группе предметов).
Сентябрь – 2 неделя:
1. Задача: дидактическая игра «Воздушные шарики».
2. Цель: Развивать представление о форме, множестве и цветах.
Сентябрь – 3 неделя:
1. Задача: Дидактическая игра «Раскладываем правильно предметы».
2. Цель: научиться развивать внимание, мышление.
Сентябрь – 4 неделя:
1. Задача – дидактическая игра «Спрячем мишку».
2. Цель: научиться формам и предметам, тому, как правильно их соотносить.
Как вы заметили, ФЭМП во второй младшей группе изучается исключительно через дидактические игры. Также план нужно писать и на другие месяцы. Тогда у детей, родителей и воспитателей не останется вопросов.
Индивидуальные карточки по математике для второй младшей, средней, старшей групп
Обучение счёту это то, что требует от ребёнка максимальной сосредоточенности и постоянной практики. Последнее призваны обеспечить индивидуальные карточки — методические пособия для работы над темой по одному или в мини-группах (2–3 человека).
- Во второй младшей группе для отработки понятия один-много, например, карточка может быть с изображением паровоза. Ребёнок получает стопку вагончиков и распределяет их по карточке. Параллельно с этим взрослый акцентирует внимание малыша на том, что сначала вагонов не было, потом появился один, а потом «много».
- В средней группе счёт до 5 очень эффективно тренировать с помощью соотнесения элементов картинок (например, точек на спинке у божьей коровки) и графического образа числа.
- В старшей группе для отработки счёта до 10 можно использовать таблицы с точками и небольшие карточки с цифрами, которые дети должны соотнести между собой. Или карточки с изображением цифр для восстановления порядка счёта. Кстати, таким же образом тренируется навык написания цифр.
- В подготовительной группе карточки могут представлять собой графические примеры на сложение-вычитание: ребёнок считает количество объектов слева от знака + или — и пишет результат в отведённую для этого клетку.
Из практичных соображений карточки лучше ламинировать. Тогда, даже если малышу и нужно будет по заданию что-то написать (к примеру, ответ-решение примера), он сможет сделать это маркером, который легко вытирается с целлофана.
Для того, чтобы цифры были всегда в поле зрения детей, в группе можно установить папку-передвижку «Весёлый счёт». Она познакомит малышей и с цифрами, и с количеством предметов в группе.
Фотогалерея: примеры индивидуальных карточек и картинка для папки-передвижки
В младшей группе малыши учатся оценивать множества с помощью крепления разного числа вагонов к локомотивам
В подготовительной группе дети выполняют сложение и вычитание в рамках от 1до 10
Малыш средней группы должен посчитать пятнышки на спинке божьей коровки и соединить её с подходящей цифрой
В старшей группе дети учатся выполнять несложные арифметические действия в пределах от 1 до 10
Яркие и красивые картинки с папки-передвижки привлекут внимание ребят и научат соотносить цифру с количеством предметов
Особенности количественных представлений
Доказано, что детей легче учить во время игры. Если проводить с ними только занятия, будет скучно, неинтересно, малышам быстро разонравится познавать новое. Надо детям давать установку на формирование элементарных математических представлений только в виде игр. Они во второй младшей группе учатся различать, когда много предметов, а когда нет ни одного. Попробуйте дать двух игрушечных зайцев, а затем спросите, сколько у него их. Малыш скажет: «Вот один и вот один». Если дать ребёнку 3,4 лет 5-6 игрушек, он скажет: «Много».
Можно их спрятать на 3 минуты и спросить: «Сколько у тебя игрушек?» Ребёнок ответит: «Нет ни одной». Это общие ответы. Они могут отличаться, в зависимости от индивидуальности малыша, но смысл будет тот же. Касается это тех детей, кто не умеет считать.
Книги – залог методической подкованности педагога
Никак не обойтись нам, педагогам, без самообразования, а, значит, самостоятельного изучения литературы по воспитанию и обучению дошкольников. Мне доставляет большое удовольствие процесс поиска новых классных пособий и методичек для себя и своих коллег. Это несложно, ведь стоит лишь «зайти» в каталог Интернет-магазина «УчМаг», я сходу нахожу все, что мне нужно.
Допустим, вы планируете открытое занятие по математике в младшей группе. Нужно составить конспект, верно?
Я сделала неплохую подборку тематической литературы:
- «Математика. Вторая младшая группа: планирование, конспекты игровых занятий» – с помощью этих материалов вы сможете выстроить систему обучения ФЭМП в 2-й младшей группе;
- «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Конспекты занятий. 2-й год обучения» – материалы полностью соответствуют требованиям образовательных программ, одобренных Министерством;
- «Формирование элементарных математических представлений. Первая и вторая младшие группы детского сада» (Помораева И.А., Позина В.А.) – компакт-диск с отличными материалами, оформленными в виде комплекса игровых занятий и упражнений;
- «Познание предметного мира. Младшая группа (от 3 до 4 лет)» – пособие поможет воспитателю реализовать цели, поставленные общеобразовательной программой;
- «Тематическое планирование. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Вторая младшая группа» – компакт-диск, который содержит все необходимые материалы для того, чтобы составить грамотный перспективный план занятий по ФЭМП.
Думаю, нужна уж электронная картотека методической литературы, как вы считаете? Наверное, займусь на досуге (которого практически нет) этим вопросом.
Представление о величине
В плане должно быть указано, как сравнивать и измерять величины. Возьмите матрёшек и объясните малышам, где самая маленькая и большая. Сравнивать сразу 3 и больше предмета нежелательно, дети запутаются быстро. Для начала хватит и двух игрушек. Величину можно сравнивать не только по высоте, но и по длине. Это могут быть яркие разноцветные ленты (длинная – зелёная, короткая – розовая). Также по толщине (кукла – худая, зайчик – толстый).
Для того чтобы детям было интересно познавать величину, можно рассказать им историю: «Принц и принцесса собираются на карнавал, им нужны красивые пояски, вот есть ленточки, короткая и длинная, кому мы их повяжем?» Двое деток выходят и завязывают. Через время воспитатель говорит: «Ой, принц и принцесса хотят поменяться поясками, кто им поможет?» Выходят двое других деток. В итоге ленточки можно наложить одну на другую и показать, как разбираться, где короткая и длинная. Таким образом развивается у детей мелкая моторика пальчиков и представление о величине.
Картинки для обучения счёту в старшей и подготовительной группах
Особых различий в форме картинок нет, отличаются только задания, то есть содержание.
Фотогалерея: индивидуальные карточки для старшей группы
Карточки с цифрами можно сделать дома
Переставляя количество шариков, ребёнок научится считать до 10, а также сортировать вещи по принципу «новое/старое»
Индивидуальная карточка может содержать задание творческого характера: вылепить цифру из пластилина
Такие домики помогают детям усвоить состав числа
Стоит отметить, что карточки не всегда представляют собой нарисованное/наклеенное изображение. Индивидуальная карточка может состоять из отдельных элементов, которые выкладываются на листе. Своего рода накладная аппликация.
Фотогалерея: счётные пособия для подготовительной группы
Так детям презентуется принцип вариативности слагаемых при одинаковой сумме
Это динамическая карточка, то есть к ней прилагается кармашек с шариками с примерами, а также карточки с цифрами-ответами
В подготовительной группе дети с лёгкостью справляются с заданием вписать соседей чисел в окошках домика
Такое пособие не только тренирует математические навыки, но и развивает мелкую моторику
Демонстрационный счётный материал — это проявление фантазии педагога, направленной на то, чтобы дети усваивали азы математических действий играючи. Очень хорошо зарекомендовали себя лэпбуки, так как ребята с удовольствием играют с эдакой большой аппликацией, включающей в себя картинки, пазлы, раскраски. При подготовке этого пособия нужно учитывать два важных момента: лэпбук должен быть крепким, то есть не рассыпаться в процессе эксплуатации, и занимательным, чтобы с его помощью педагог смог реализовать поставленные обучающие, развивающие и воспитательные цели.
Изучение геометрических фигур
У всех предметов, которые окружают ребёнка, имеется своя форма. Лучше всего дети запоминают геометрические фигуры в игре. Играете в мяч? Объясняйте малышу, что он круглый. Смотрите в окно? Скажите, что оно квадратное. Таким образом вы также изучаете ФЭМП во второй младшей группе.
Воспитатель или родители могут начертить на листе геометрические фигуры, под них вырезать из картона формы. Пусть ребёнок прикладывает их на чертёж. Не сомневайтесь, малыши найдут нужную фигуру в считанные секунды. Им даётся обучение очень легко. Детям можно показывать картинку, где будут нарисованы: круг, тарелка, пианино, чашка. Попросите их найти предметы круглой формы. Такое занятие по ФЭМП дети очень любят, а потому не останутся к нему равнодушными.
План работы кружка по ФЭМП с детьми второй младшей группы
Автор: Е.А. Зыкова, воспитатель ГБОУ Самарской области основная общеобразовательная школа №6 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области Структурное подразделение «Детский сад «Ёжик» (г.о. Новокуйбышевск).
Задачи кружковой работы на 2013-2014 учебный год:
Закреплять и уточнять умения детей объединять предметы в совокупности и дробить целое на отдельные части.
Продолжать учить образовывать группы предметов по одному, а затем по двум-трем признакам (цвет, форма, размер).
Уточнять представление о предметных разночисленных совокупностях: один, много, мало (в значении несколько).
Устанавливать равенства и неравенства количества предметов (поровну, больше, меньше).
Учить детей количественному и порядковому счету до пяти.
Сентябрь 2013 г.
Срок | Тема | Интеграция областей | Программные задачи | Предметное обеспечение | Методы и приемы |
06.09 | Занимательные фигуры | ПознаниеКоммуникацияСоциализация | Учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами | Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник) и предметы похожие на геометрические фигуры. ИКТ | Дидактическая игра. |
13.09 | Что забыл нарисовать художник | ПознаниеКоммуникацияХудожественная деятельность | Тренировать мелкую мускулатуру пальцев, развитее зрительных и пространственных представлений, формировать правильный захват руки. Развивать творческое воображение, речь. | Набор картинок с недорисованными частями.Дидактическая игра «Круг, овал, треугольник».ИКТЭОР | Дидактическая игра с введением проблемной ситуации. Ситуативный разговор. |
20.09 | Какие бывают фигуры. | ПознаниеКоммуникацияФизическая культура | Дать детям представления о геометрических формах, упражнять в их назывании. | Пособие (круг, квадрат, треугольник).Дидактическая игра «Составь фигуру». | Дидактическая игра.Беседа. Подвижная игра. |
27.09 | В лес за грибами | ПознаниеСоциализацияФизическая культура | Формировать представления о множестве (один, много, мало) | ИКТЭОР | Дидактическая игра.Подвижная игра. |
Октябрь 2013 г.
Срок | Тема | Интеграция областей | Программные задачи | Предметное обеспечение | Методы и приемы |
4.10 | Домик для питомцев. | ПознаниеКоммуникация | Учить устанавливать равенство количества предметов (поровну). | ИКТЭОР | Дидактическая игра с введением проблемной ситуации. |
11.10 | Играем с палочками. | ПознаниеКоммуникация | Учит составлять геометрические фигуры из палочек. Развитие фантазии, воображения. | З.Михайлова. | Дидактическая игра с введением проблемной ситуации. |
18.10 | Мозаика вокруг нас. | ПознаниеКоммуникацияХудожественное творчество | Учить рисовать мозаику при помощи печатки, оставлять маленькое расстояние между квадратами. | Тампон в виде квадрата, краски. | Дидактическая игра с введением проблемной ситуации. |
25.10 | В гостях у буратино. | ПознаниеКоммуникация | Закрепить прямой счет до двух. Познакомит с цифрами 1 и 2. | ИКТЭОР | Дидактическая игра.Беседа.Ситуативный разговор. |
Ноябрь 2013 г.
Срок | Тема | Интеграция областей | Программные задачи | Предметное обеспечение | Методы и приемы |
1.11 | Веселые коробочки | ПознаниеКоммуникацияСоциализация | Учить объединять предметы по трем признакам (цвет, форма, размер). | Пособие коробочки с различными геометрическими фигурами | Дидактическая игра.Наглядное пособие.Беседа. |
8.11 | Угостим зайку | Познание социализацияКоммуникация | Учить устанавливать равенство количества предметов (поровну). | ИКТЭОР | Дидактическая игра.Ситуативный разговор. |
15.11 | Золушка | ПознаниеСоциализацияЧтение х/лКоммуникация | Учить устанавливать равенство количества предметов (больше, меньше). | Тарелка с горохом и фасолью. Большая тарелка, маленькая тарелочка. | Дидактическая игра. Ситуативный разговор.Наглядное пособие. |
22.11 | Подбери фигуру | ПознаниеКоммуникацияСоциализация | Учить детей объединять предметы в совокупности | Пособие с нарисованными фигурами, предметы различного содержания. | Наглядное пособие, Ситуативный разговор.Дидактическая игра |
29.11 | День рождения | СоциализацияКоммуникацияПознание | Закрепить представление о предметных разночисленных совокупностях: один, много | Цветы, кукла, мишка, зайка. | Ситуативный разговор.Дидактическая игра.Сюрпризный момент. |
Декабрь 2013 г.
Срок | Тема | Интеграция областей | Программные задачи | Предметное обеспечение | Методы и приемы |
6.12 | Геометрическое лото | ПознаниеКоммуникация | Дать детям представления о геометрических формах, упражнять в их назывании. Учить составлять геометрические фигуры по схеме в ряд. | Образец геометрического ряда.ИКТЭОР | Дидактическая игра с введением проблемной ситуации. |
13.12 | Математический поезд | ПознаниеКоммуникация Социализация | Закрепить прямой счет до трех. Познакомить с цифрами 1, 2, 3. Учить количественному счету. | Пособие «Локомотив и вагоны с цифрами» | Дидактическая игра.Беседа. |
20.12 | Собираем урожай | ПознаниеКоммуникация Социализация | Закрепить представление о предметных разночисленных совокупностях: один, много, мало. | Корзинка с цифрами, макеты овощей.ИКТЭОР | Дидактическая игра с введением проблемной ситуации.Ситуативный разговор. |
27.12 | Соберем Снеговика | ПознаниеСоциализациякоммуникация | Развивать умения выполнять действия с предметами разной величины (больше, меньше) | Круги разных размеров.ИКТ ЭОР | Наглядные пособия. Ситуативный разговор. |
Январь 2014 г.
Срок | Тема | Интеграция областей | Программные задачи | Предметное обеспечение | Методы и приемы |
11.01 | Сложи по схеме | Познание СоциализацияКоммуникация | Учить детей объединять предметы в совокупности | Нарисованные рисунки из геометрических фигур, геометрические фигуры. | Наглядное пособие. Дидактическая игра. |
18.01 | Даша путешественница | Познание СоциализацияКоммуникация | Закрепить прямой счет до пяти. Познакомит с цифрами 1, 2, 3, 4, 5. | ИКТЭОР | Дидактическая игра.Беседа.Ситуативный разговор. |
25.01 | Выбери гараж | ПознаниеСоциализацияКоммуникация | Закреплять умения устанавливать соответствия предметов по двум признакам одновременно. | Четыре гаража, соответствующие размерам гаражей машины, одна машина без гаража. | Дидактическая игра с введением проблемной ситуации.Ситуативный разговор. |
Февраль 2014 г.
Срок | Тема | Интеграция областей | Программные задачи | Предметное обеспечение | Методы и приемы |
7.02 | Домики | ПознаниеСоциализация коммуникация | Продолжать учить устанавливать соответствие между количеством и цифрой | Пособие домики, каштаны | Дидактическая игра с введением проблемной ситуации.Ситуативный разговор. |
14.02 | Мозаика вокруг нас. | ПознаниеКоммуникацияХудожественное творчество | Учить клеить геометрические фигуры, делая небольшое расстояние между ними. Закреплять умения объединять предметы в совокупности. | Пособие с нарисованными фигурами животных, геометрические фигуры. | Дидактическая игра с введением проблемной ситуации. |
21.02 | Помоги ёжику попасть в свой домик | ПознаниеСоциализацияКоммуникация | Продолжать учить соотносить и подбирать по цвету, форме и размеру. | Пособие ёжики и домики-фигуры | Дидактическая игра.Ситуативный разговор |
28.02 | Поставь заплатку | ПознаниеСоциализацияКоммуникация | Учить выявлять из группы предметов один, отличающийся по какому-либо признаку. | ИКТЭОР | Дидактическая игра.Беседа |
Март 2014 г.
Срок | Тема | Интеграция областей | Программные задачи | Предметное обеспечение | Методы и приемы |
7.03 | Математическая аппликация | ПознаниеКоммуникацияХудожественное творчество | Научить составлять сюжетную картинку с помощью геометрических фигур | Геометрические фигуры разных размеров (круг, овал, треугольник, прямоугольник) | Наглядные пособия.Дидактическая игра. |
14.03 | Собери гусеницу | ПознаниеКоммуникацияСоциализация | Учить расставлять числа в прямом порядке до пяти. | Крышки с цифрами | Наглядное пособие.Дидактическая игра |
21.03 | Найди пару | ПознаниеСоциализацияКоммуникация | Учить объединять предметы в совокупности и дробить целое на отдельные части | ИКТЭОР | Дидактическая игра.Наглядное пособие |
28.03 | Прогулка в лес | ПознаниеКоммуникацияСоциализация | Формировать представления о множестве (один, много, мало) | ИКТЭОР | Дидактическая игра.Беседа. |
Апрель 2014 г.
Срок | Тема | Интеграция областей | Программные задачи | Предметное обеспечение | Методы и приемы |
4.04 | Подбери дорожки к домикам | ПознаниеКоммуникацияСоциализацияХудожественное творчество | Продолжать учить образовывать группы предметов трем признакам | Пособие набор картинок с нарисованными домиками разной величины, карандаши | Ситуативный разговор с введением проблемной ситуации.Дидактическая игра. |
11.04 | Даша путешественница | ПознаниеКоммуникация Социализация | Закрепить прямой счет до пяти. Познакомить с цифрами 1, 2, 3,4,5. Учить количественному счету. | ИКТЭОР | Дидактическая игра.Беседа. |
18.04 | Дорисуй | ПознаниеКоммуникацияХудожественное творчество | Закрепить количественный счет до пяти. | Пособие Набор картинок с нарисованными геометрическими фигурами в разном количестве, карандаши. | Дидактическая игра.Беседа. |
25.04 | Сосчитай | ПознаниеКоммуникация | Учить сравнивать количество предметов в группах. | Коробки и стаканчики с разным количеством предметов. | Дидактическая игра с введением проблемной ситуации.Беседа. |
Май 2014 г.
Срок | Тема | Интеграция областей | Программные задачи | Предметное обеспечение | Методы и приемы |
16.05 | Рассади пассажиров | ПознаниеСоциализацияКоммуникация | Формировать умение сравнивать две группы предметов на основе сопоставления, устанавливать равенство и неравенство двух множеств | ИКТЭОР | Ситуативный разговор.Дидактическая игра с введением проблемной ситуации. |
23.05 | Этажи | ПознаниеСоциализацияКоммуникацияХудожественное творчество | Закрепить навыки соотношения цифры с количеством | Пособие нарисованный дом с цифрами, карандаши | Ситуативный разговор.Дидактическая игра с введением проблемной ситуации. |
30.05 | Соедини | ПознаниеКоммуникацияСоциализацияХудожественное творчество | Закрепить порядковый счет | Пособие набор картинок с нарисованными цифрами, расположенными в разных местах на бумаге, карандаши | Дидактическая игра с введением проблемной ситуации.Беседа. |
Пространственное представление у детей
Дети должны уметь ориентироваться в пространстве: на улице, в комнате, на листе бумаги, в движении направления, во времени. Подкидывайте с малышом мяч, при этом объясняя, что он летит вверх, падает вниз. Посадите 3 игрушки по порядку. Посередине, например, зайку. Пусть дети объясняют, кто сидит спереди, сзади, слева, справа и т. д. Игрушки желательно менять местами. Во время завтрака объясните деткам, что сейчас утро. Также в обед или во время ужина. Поговорите с детьми о ночи. Во время уроков изобразительного искусства пусть дети рисуют тропинки и объясняют, куда они ведут: вперёд, влево, вправо.
Занятия в детских садах про пространство развивают у детей воображение, внимание, мелкую моторику, формируют умение ориентироваться как в группе, так и на улице.
Особенности демонстрационного и раздаточного материала для разных возрастных групп
Счётный материал по математике, как и другие наглядные пособия, может быть двух типов:
- крупный, то есть демонстрационный, который используется педагогом для объяснения и показа способа действий с ним (магнитные доски, плакаты, картины и пр.);
- мелкий, то есть раздаточный (карточки, лэпбуки и пр.), используя который все дети выполняют те или иные задания одновременно, что позволяет организовать самостоятельную деятельность малышей для выработки необходимых математических навыков и умений.
Наглядный математический материал отличается по типу счётной деятельности, которая является приоритетной для конкретной возрастной категории.
- Вторая младшая группа. Для формирования понятия единичности и множественности можно использовать, например, картинки-пазлы, кубики, в которых цифры окружены элементами с таким же количеством фруктов (овощей, животных и пр.) или картинки с точками, которые нужно соотнести с цифрой. К слову, этот же материал с точками используется и дальше, только цифр становится больше.
- Средняя группа. Дети должны уметь давать точную оценку совокупности предметов, в данном случае считать до 5. Для этого активно используются картинки с изображением предметов и цифр, соответствующих их количеству, а также сочетание игрушки и объёмной цифры. Например, для узнавания графического образа числа задание может быть таким: помоги зайке найти цифру 3. посади мотылька на цветок с пятью лепестками.
- Старшая группа. Малыши считают до 10, умеют прибавлять или отнимать по единице. В качестве наглядности используются, например, игра домино, соотнесение цифры с картинкой с таким же числом объектов.
- Подготовительная группа. Дети могут сравнивать числа «больше-меньше», составлять заданные числа из двух меньших — 5 из 2 и 3, например. Демонстрационный материал усложняется. Это могут быть задания на сравнение количества предметов на картинках, составление целого изображения после последовательного складывания пронумерованных разрезанных частей и т.д.
Универсальным наглядным средством являются счётные палочки: они позволяют продемонстрировать и отработать все виды счётной деятельности.
Таким образом, первые пособия направлены на то, чтобы дети учились соотносить зрительный образ цифры и обозначаемое ею количество объектов. В средней группе эта работа уже не на «узнавание» образа цифры, а на количественный счёт до 5. В старшей группе малыши учатся совершать элементарные действия по сложению-вычитанию, а в подготовительной материалы заданий носят сравнительный характер, так как дети уже умеют соотносить количества, обозначенные цифрами.
На любом этапе обучения необходимо продумывать способ знакомства с графическим образом цифры, например, в форме создания аппликации
Виды раздаточного материала
Как уже было сказано, пособия могут быть демонстрационные и раздаточные. А также есть те, которые могут использоваться в обоих случаях (например, блоки Дьенеша). Виды раздаточного материала педагог выбирает в зависимости от возраста детей. Так, уже в первой младшей группе ребята знакомятся с кубиками, счётными палочками. Правда, пока на уровне оценивания «много-мало». Обычно градация использования видов раздаточного материала зависит от возраста детей: чем младше, тем больше игрушек, а чем старше, тем больше рисунков и схем. В целом же в детском саду активно используются такие счётные пособия:
- палочки Кюизенера (разноцветные параллелепипеды разного размера из дерева или пластика используются преимущественно во второй младшей и средней группах, когда происходит знакомство с понятием количества);
- блоки Дьенеша (набор геометрических фигур разного размера, который может использоваться по аналогии с палочками Кюизенера, а также для знакомства с прямоугольником, треугольником, кругом, квадратом);
- кубики (в младшей группе на них отрабатываются понятия «много-мало»);
- пирамидки (как бюджетный, более доступный, вариант палочек Кюизенера и блоков Дьенеша);
- бусины, пуговицы (в младшей и средней группах);
- картинки, картинки-пазлы, карточки (для всех возрастов);
- веер с цифрами (для старшей и подготовительной групп, в которых ребята уже чётко ассоциируют цифру с её графическим образом);
- лэпбуки, задания в которых могут объединять все вышеперечисленные пособия и т.д.
Обратите внимание, что чёткого разделения по возрасту в применении счётных материалов нет, так как их использование должно быть оправдано с точки зрения поставленной образовательной цели. И тем не менее в старшей и подготовительной группах акцент делается на карточки, чтобы дети привыкали работать с наглядностью «как в школе».
Фотогалерея: примеры раздаточного счётного материала
Возможности счётных кубиков позволяют использовать их вплоть до подготовительной группы
Для освоения навыка счёта до 5 удобно использовать специальные пирамидки
Веер с цифрами — это пособие для школы, но может использоваться и в детском саду
На блоках можно отработать усвоение основных геометрических фигур и счёта предметов в группах
Учиться считать на палочках можно совершенно незаметно: например, выкладывая из них фигуры
Дидактические игры по ФЭМП во второй младшей группе
Интересные задания в игровой форме помогают детям познать много нового и интересного. С дошкольниками надо учиться через дидактические игры. Формирование элементарных математических представлений предлагает много дидактических игр на изучение материала. В летний период вы можете закреплять все полученные знания за учебный год. Это нужно делать, играя: «Давайте сравним предметы» (предложите детям 2 игрушки: высокую и низкую). «Кто научился сравнивать полоски? Где широкая, где узкая?»; «Какой цвет от нас убежал?» (покажите 5 квадратов основных цветов, потом один спрячьте. Угадывать они любят, какого цвета не стало).
Также можно и прятать геометрические фигуры. Есть очень интересная и знаменитая игра во все времена: «горячо-холодно» (пусть поиграют в сыщика и найдут небольшую игрушку, спрятанную воспитателем). Эта игра отлично помогает ориентироваться в пространстве. Приготовьте для детей много геометрических фигур одной формы. Допустим, квадраты. Только их надо сделать половину больших – одного размера, а другую — маленьких. Дайте им две коробки. Пусть разложат их по размерам.
На самом деле дидактических игр очень много, всех не перечесть. Родители и воспитатели могут придумать свои варианты. Главное, чтобы во время проведения занятий детям было весело и интересно.
Лэпбук по ФЭМП «Количество и счёт»
Лэпбук — это папка, в которой собран материал по конкретной теме. Организация материала в таком пособии состоит в том, что педагог оформляет наглядность в форме мини-книжек, раскладок-гармошек, коробочках с подарками, окошечках или кармашках и пр. Кроме этого, лэпбук обязательно включает задания творческого характера.
Для формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) также используются лэпбуки — плоды креативного подхода педагога к реализации задач обучения. Пособия рассчитываются на конкретный этап обучения. Поскольку изначально лэпбуки изготавливались родителями для обучения своего ребёнка, то, поставленные на «методический поток», эти пособия сейчас применяются для индивидуальной работы, а также для работы в парах-тройках.
Как сделать дидактические материалы для подготовительной группы своими руками
Для начала необходимо определить цели лэпбука «Количество и счёт».
- Закрепить умение считать до 10.
- Тренироваться в порядковом и количественном счёте.
- Отработать навык сравнения цифры с количеством предметов.
- Учиться писать цифры.
- Формировать навык складывать, вычитать и сравнивать числа в пределах 10.
- Развивать активный словарный запас, логику, память и мышление.
- Работать над умением самостоятельно решать поставленные задачи.
- Воспитывать отзывчивость, уверенность в себе, своих силах.
После организационного этапа можно приступать непосредственно к изготовлению. Этот процесс начинается с подготовки необходимых материалов. Причём сначала разрабатываются методические вопросы, а уже затем под них подбирается подходящее оформление.
Обычно в лэпбук входят:
- картинки с цифрами для зрительного восприятия их графического образа;
- карточки с цифрами и предметами (либо отдельно, либо 2 в 1);
- пазлы (разрезанные цифры или картинки, на каждом кусочке которых изображена цифра и пр.);
- картинки со сказками, в названиях которых есть цифры;
- раскраски;
- прописи;
- загадки, считалки и т.д.
Материалы удобнее всего организовывать в файлы, которые, в свою очередь, складываются в папку скоросшиватель. Обложка этого каркаса для пособия также должна быть ярко оформлена. Но при такой упаковке с материалами хлопотно работать: перед использованием часть пособия придётся выложить. Так что можно воспользоваться опытом коллег и сделать страницы лэпбука картонными, а уж на эти листы можно крепить и файлы, и книжки-раскладушки, и коробочки с сюрпризами.
Фотогалерея: пример самодельного лэпбука
Для лэпбука использование папки-скоросшивателя является самым прочным
Карточки с точками и цифрами можно положить в яркие конвертики, чтобы малыш заинтересовался их содержимым
При изготовлении такого пособия предполагается, что дети умеют писать
Выкладывая цифры из элементов, дети запоминают графический образ чисел, а также тренируют глазомер
С помощью лэпбука дети быстро и легко понимают суть сравнения
Решив пример на гараже и на машине, ребёнок должен соотнести одинаковые ответы
Дети, как правило, с азартом включаются в игру домино
Что должны уметь дети в конце учебного года?
Когда пройдены все занятия, которые были запланированы, тогда можно с малышами закреплять выученное. В итоге дети должны уметь:
1. Ориентироваться, сколько у них предметов (много, мало, нет ни одного).
2. Должны понимать разницу между большим-маленьким.
3. Какая полоска, ленточка, тропинка (широкая-узкая, длинная-короткая).
4. Где игрушка толстая, где тонкая.
5. Что такое утро или ночь.
6. Должны уметь определять: что находится внизу, вверху, спереди, сзади, слева, справа.
7. Где у них голова, руки, ноги и т. д.
8. Должны различать формы, цвета.
LiveInternetLiveInternet
Сентябрь.
№1. Тема: Знакомство с понятиями «один» и «много». Пр. задачи. Формировать представления о понятиях «много» и «один». Работать над умением согласовывать числительное «один» с существительными в роде и падеже. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, выявлять закономерность в изменении цвета. (Петерсон «Игралочка», стр.16)
№2. Тема: Сравнение совокупностей предметов по количеству. Столько же. Пр. задачи. Формировать представления о равночисленности групп предметов на основе составления пар (наложением, проведением линий и т.д.). Закреплять представления о понятиях «один» и «много». Упражнять детей в умении выявлять закономерность в расположении предметов. (Петерсон «Игралочка», стр.17)
.
№3. Тема: Столько же, больше, меньше. Пр. задачи. Сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар (столько же, больше, меньше). Формировать представления о сохранении количества. (Петерсон «Игралочка», стр. 19)
№4. Тема: Столько же, больше, меньше. Пр. задачи. Закреплять понятия «один» — «много», умение сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар. Формировать представления о сохранении количества. Развитие логического мышления. (Петерсон «Игралочка», стр.20)
ОКТЯБРЬ
№1. Тема: Столько же, больше, меньше. Пр. задачи. Закреплять представления о сохранении количества, о сравнении групп предметов на основе составления пар, о понятиях «один» и «много». Учить видеть составные части группы предметов, каждая из которых отличается определённым цветом. Упр-ть детей в поиске закономерностей. (Петерсон «Игралочка», стр.22)
№2. Тема: Свойства предметов. Счёт до двух. Пр. задачи. Формировать умение считать до двух на основе сравнения двух групп предметов, содержащих 1 и 2 элемента. Устанавливать два способа уравнивания групп предметов по количеству. Учить выявлять общее свойство групп предметов. (Петерсон «Игралочка», стр. 23)
№3. Тема: Счёт до двух. Цифры 1 и 2. Пр. задачи. Познакомить с цифрами 1 и 2 как с символами, обозначающими соответственно один и два предмета. Формировать умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством; пространственные представления: ближе, дальше. (Петерсон «Игралочка», стр.24)
№4. Тема: длиннее, короче. Пр. задачи. Формировать пространственные представления: длиннее, короче. Закреплять счёт до двух, умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством. Начать работать по формированию пространственных представлений: справа, слева. (Петерсон «Игралочка», стр. 28)
НОЯБРЬ
№1. Тема: Круг. Пр. задачи. Формировать на предметной основе представление о круге, умение распознавать круг в предметах окружающей обстановки. Закреплять счёт до двух, умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством. Формировать умение выявлять закономерность в расположении фигур и продолжать её. (Петерсон «Игралочка», стр.29)
№2. Тема: Шар. Пр. задачи. Формировать на предметной основе представления о шаре, умение распознавать шар в предметах окружающей обстановки. Закреплять счёт до двух, умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством. Работать над формированием пространственных представлений: справа, слева. (Петерсон «Игралочка», стр.31).
№3. Тема: Шире, уже. Пр. задачи. Формировать пространственные представления: шире, уже. Закреплять счёт до двух, умение соотносить цифры с количеством. Формировать умение находить признаки сходства и различия предметов, выявлять закономерность в расположении фигур и продолжать её. (Петерсон «Игралочка», стр.32)
№4.Тема: Счёт до трёх. Число 3. Пр. задачи. Познакомить с образованием числа 3 на основе сравнения двух групп предметов, содержащих 2и 3 элемента; считать до трёх. Закрепить умение сравнивать группы предметов на основе составления пар, уравнивать их количество двумя способами. Формировать на предметной основе представления о треугольнике; умение выявлять признаки сходства и отличия фигур, находить лишнюю фигуру. (Петерсон «Игралочка», стр.35)
ДЕКАБРЬ
№1. Тема: Цифра 3. Пр. задачи. Познакомить с цифрой 3, как с символом, обозначающим три предмета. Формировать умение соотносить цифры 1-3 с количеством. Расширять представления о геометрических фигурах. Формировать умение выявлять закономерность в расположении фигур и продолжать её. (Петерсон «игралочка», стр.37).
№2. Тема: На, над, под. Пр. задачи. Формировать пространственные отношения: на, над, под. Закреплять счёт до 3, умение соотносить цифры 1-3 с количеством сравнивать по количеству на основе составления пар, уравнивать группы предметов по количеству двумя способами. Формировать умение отсчитывать нужное количество предметов из группы. Закреплять умение сравнивать предметы по длине. (Петерсон «Игралочка», стр.39).
№3. Тема: Выше, ниже. Пр. задачи. Формировать пространственные представления: выше, ниже. Закреплять счёт в пределах 3, умение соотносить цифры 1-3 с количеством. Закреплять пространственные представления: ближе, дальше. Развивать умение группировать предметы по общему признаку. (Петерсон «Игралочка», стр.41)
№4. Тема: Раньше, позже. Пр. задачи. Формировать временные представления: раньше, позже. Закреплять умение пересчитывать предметы, обозначать из количество соответствующей цифрой. Развивать умение выявлять признаки сходства и различия предметов или фигур. (Петерсон «Игралочка», стр.43)
ЯНВАРЬ
№1. Тема: Счёт до 4. Число 4. Цифра 4. Пр. задачи. Познакомить с образование числа 4 на основе сравнения 2-х групп предметов; считать до 4. Познакомить с цифрой 4, как символом, обозначающем 4 предмета, учить соотносить цифры 1-4 с количеством. Закреплять умение сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар, уравнивать количество предметов двумя способами. Формировать умение выделять предметы из группы по характеристическим свойствам. (Петерсон «Игралочка», стр. 44)
№2. Тема: Квадрат. Пр. задачи. Познакомить на предметной основе с квадратом, закреплять знания о геометрических фигурах. Закреплять счёт в пределах 4, умение соотносить цифры с количеством; формировать умение находить признаки сходства и различия и на их основе объединять предметы со сходными признаками и выделять из группы предметы, отличающиеся по какому-либо признаку. (Петерсон «Игралочка», стр.47)
№3. Тема: Куб. Пр. задачи. Формировать на предметной основе представление о кубе, умение распознавать куб в предметах окружающей обстановки. Формировать пространственные представления: слева, справа, посередине. Закреплять счёт в пределах 4, умение соотносить цифры с количеством. Закреплять временные представления: позже, раньше. (Петерсон «Игралочка», стр.49)
№4. Тема: Вверху. Внизу. Пр. задачи. Формировать простр. представления: вверху, внизу; умение находить признаки сходства и различия предметов и объединять по этим признакам их в группы. Закреплять на предметной основе представления о геометрических фигурах, счёт в пределах 4, сравнивать группы на основе составления пар. (Петерсон «Игралочка», стр.51)
ФЕВРАЛЬ
№1. Тема: Слева, справа, посередине. Пр. задачи. Формировать пространственные представления: слева, справа, посередине. Закреплять счёт в пределах 4, умение соотносить цифры 1-4 с количеством, пространственные и временные отношения; умение находить признаки сходства и различия, выражать их в речи. (Петерсон «Игралочка», стр.52)
№2. Тема: Счёт до 5. Число 5. Цифра 5. Пр. задачи. Познакомить с образованием числа 5 на основе сравнения двух совокупностей, содержащих 4 и 5 элементов; считать до 5. Познакомить с цифрой 5 как символом, обозначающим 5 предметов. Закреплять умение сравнивать группы предметов на основе составления пар, уравнивать их количество двумя способами. (Петерсон «Игралочка», стр.54)
№3. Тема: Внутри, снаружи. Пр. задачи. Формировать пространственные представления : внутри, снаружи. Закреплять счёт в пределах 5, умение соотносить цифры 1-5 с количеством. Формировать умение упорядочивать фигуры по размеру. (Петерсон «Игралочка», стр. 57)
№4. Тема: Впереди, сзади, между. Пр. задачи. Формировать пространственные представления: впереди, сзади, между. Закреплять счёт в пределах 5, умение соотносить цифры 1-5 с количеством, представления о геометрических фигурах и пространственно-временных отношениях Формировать умение выделять свойства фигур (цвет, размер, форма) и сравнивать фигуры по этим свойствам. (Петерсон «Игралочка», стр.58)
МАРТ
№1. Тема: Пара. Пр. задачи. Формировать представления о парных предметах. Закреплять умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте. Закреплять счёт в пределах 5, умение соотносить цифры с количеством. Формировать умение выделять, на основе сравнения, признаки сходства и различия предметов, выражать их в речи. (Петерсон «Игралочка», стр.60)
№2. Тема: Овал. Пр. задачи. Формировать на предметной основе представление об овале, умение находить предметы овальной формы в окружающей обстановке. Закреплять счёт в пределах 5, умение соотносить цифры с количеством. Закреплять представления о треугольнике, квадрате, круге. (Петерсон «Игралочка», стр. 62)
№3. Тема: Прямоугольник. Пр. задачи. Формировать на предметной основе представление о прямоугольнике, умение находить предметы прямоугольной формы в окружающей обстановке. Закреплять счёт в пределах 5, умение соотносить цифры с количеством. Формировать умение выделять свойства предметов, находить признаки сходства и различия и на их основе выделять из совокупности предметы, отличающиеся по какому-либо признаку. Закреплять навыки сравнения предметов по длине и ширине, представления о геометрических фигурах. (Петерсон «Игралочка», стр.64)
АПРЕЛЬ
№1. Тема: Числовой ряд. Пр. задачи. Формировать на основе предметных действий представления о порядке и о числовом ряде. Формировать умение ориентироваться в пространстве «от себя», выявлять и продолжать заданную закономерность. Закреплять умение соотносить цифры 1-5 с количеством. (Петерсон «Игралочка», стр.67)
№2. Тема: Порядковый счёт. Пр. задачи. Формировать представления о порядковом счёте. Закреплять представления о сохранении количества, умение соотносить цифры 1-5 с количеством. Формировать умение сравнивать фигуры, выявлять признаки сходства и различия, выражать их в речи. (Петерсон «Игралочка», стр.69)
№3. Тема: Игра-путешествие. Пр. задачи. Закреплять представления детей о числах и цифрах 1-5, умение распознавать геометрические фигуры, пространственно-временные отношения. (Петерсон «Игралочка», стр.70)
источник
Настроение сейчас — математика, дошкольник
Серия сообщений «Дети 2-3 лет. Конспект занятий»:
Часть 1 — Комплексное занятие по развитию речи и лепке в первой младшей группе на тему: «Колобок» Часть 2 — Перспективное планирование занятий по ИЗО в младшей группе Часть 3 — Конспект занятия по рисованию в 1 младшей группе «Красивые цветы для пчелки» Часть 4 — Конспект занятия по рисованию в 1 младшей группе «Улитка» Часть 5 — Перспективное планирование по математике во II мл. гр. Часть 6 — Планирование по программе «Радуга» для детей 2й младшей группы Часть 7 — Занятия лепкой в первой младшей группе … Часть 12 — Упражнения, развивающие игры для ребенка третьего года жизни Часть 13 — Как развивается ваш ребенок. Домашние тесты Часть 14 — Сонные позы. Ночной индикатор
Советы родителям и воспитателям
Не нужно ругать малыша, если у него что-то не получается. Или он забыл название фигуры или цвет. Вы можете разочаровать его в учёбе. Если малыш с чем-то не может справиться, помогите ему ласково, с улыбкой на лице. Вот увидите, с какой охотой он захочет доказывать окружающим, что всё может. В педагогике самое главное – быть терпеливым. То, что для взрослых элементарно, для ребёнка кажется очень трудным. Поставьте себя на место малыша: что вы будете чувствовать, если на вас будут кричать? Конечно же, гнев. Это же чувствует и малыш, только выразить многое не может. Будьте добрым и терпеливым педагогом, только тогда вы сможете добиться желаемых результатов.