Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы
Цель занятия:
Развивать умение воспринимать характерные особенности зимы посредством интеграции областей: познание, коммуникация, безопасность,
здоровье, музыка, физическая культура, художественное творчество.
Задачи:
— Расширить представления детей о характерных признаках зимы.
— Активизировать словарь по теме «Зима».
— Вызвать у детей интерес к экспериментированию, уметь анализировать, сравнивать, делать выводы.
— Развивать двигательную активность и мелкую моторику посредством игровых двигательных заданий.
— Развивать творческое воображение, художественное восприятие детей, способность видеть и чувствовать состояние зимней природы, выражая свои впечатления в детском творчестве.
Материалы и оборудование:
Стаканчики с водой и снегом по количеству детей, блюдо со льдом, салфетки, ложки, баночки с гуашью, формочки, верёвочки- петельки, интерактивная доска, сумка-холодильник( для хранения снега и льда) , аудиозаписи: песни” Три белых коня”, игры “Поиграем в снежки «,мелодии на тему зимы по выбору воспитателя.
Ход занятия:
Звучит песня “Три белых коня” (музыка У. Крылатова, слова А. Дербенёва). Входит девочка-негретёнок. (Дети сидят на стульчиках).
Лу: Ой, как холодно. Куда я попала?
Воспитатель: Ты находишься у ребят в детском саду. А тебя как зовут девочка?
Лу: Меня зовут Лу. Я живу в Африке, и у нас очень жарко. Я загадала желание очутиться там, где холодно. Закрыла глаза и вот я здесь. Привезла меня к вам тройка странных коней.
Воспитатель: Лу, ты оказалась в Сибири. И кони эти непростые, и имена у них необыкновенные. Ребята, о каких лошадях поётся в песне, какие у них имена? (Декабрь, январь, февраль. Это зимние месяцы.)
Воспитатель: Правильно. Это зимние месяцы. Как называется первый зимний месяц? Второй зимний месяц? Третий зимний месяц? (Ответы детей).
Воспитатель: Лу, как ты думаешь, без чего не бывает зимы?
Отгадай загадку:
Одеяло белое Не руками сделано. Не ткалось и не кроилось — С неба на землю свалилось.
Лу: Не знаю. Ребята помогите мне. (Ответ детей). А что такое снег?
Дети: Снег- это замёрзшие кристаллики льда.
(Воспитатель вносит ёмкость со снегом. Приглашает детей пройти к столам. Каждый ребёнок берёт стакан со снегом.
Лу: Интересно, что будет со снегом, если его взять в руки?
Воспитатель: Это мы сейчас проверим. Ребята возьмите ложкой немного снега и положите его к себе на ладошку и будем наблюдать.
(Пока снег тает, воспитатель беседует с детьми).
Лу: Ребята, расскажите мне, какой снег?
Воспитатель: Какой снег на ощупь? (Холодный, мягкий.) Какой по весу? (Лёгкий.) В какую погоду снег лёгкий, пушистый, сухой, легко рассыпается? (В морозную). А почему в сильный мороз снег скрипит под ногами? (Потому, что ломаются под ногами лучики снежинок.) В какую погоду снег липкий, тяжёлый, влажный, сырой? (Во время оттепели).
Воспитатель: Ребята, пока вы рассказывали нашей гостье о снеге, что же с ним произошло?
Дети: Снег растаял и превратился в воду.
Лу: Почему это произошло?
Дети: Снег тает от тепла, а ладошка тёплая.
Воспитатель: Ребята, после игры со снегом необходимо всегда мыть руки. Вы знаете, почему? (Снег грязный.) Мы с вами будем протирать руки салфетками. Ребята, а ваша ладошка осталась такой же тёплой, как и прежде? (Она стала холодной.)
Воспитатель: Вот почему нельзя долго держать рук в снегу без варежек, чтобы не было переохлаждения и вы не заболели. А есть можно снег?
Воспитатель: Давайте погреем наши руки. Мы с вами сейчас поиграем. Проводится музыкальная игра “Поиграем в снежки“. (Игра проводится на ковре)
(Лу стоит задумавшись)
Воспитатель: Лу, о чём ты думаешь?
Лу: Мой друг загадывал мне тоже загадку и я её не отгадала. А теперь думаю, что отгадка связана с зимой?
Воспитатель: Загадай ребятам загадку, они тебе помогут.
(Лу загадывает загадку).
Загадка
Зимнее стекло Весною потекло. (Лёд).
Лу: Я никогда не видела льда.
(Воспитатель вносит лёд, снег. Приглашает детей к столам. Часть детей стоит справа, часть — слева от стола).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете из чего образуется лёд? (Из замёрзшей воды). А чем лёд отличается от снега? (Лёд твёрдый, а снег рассыпчатый). Ребята, мы ещё узнаем одно отличие. Возьмите картинку и подложите те, кто стоит справа от меня под стакан со снегом, кто стоит слева — под лёд. У кого видно картинку? Какой вывод можно сделать? Лёд какой? (Лёд прозрачный, так как видно картинку, а снег- нет).
Лу: А интересно, что быстрее тает – снег или лёд?
Воспитатель: А мы сейчас проверим. Ребята, опустите в стаканчике с водой кусочки льда и ложку снега. Ребята, что мы видим? (Лёд и снег плавает в воде.) А у тебя Максим плавает? А у Полины? Лу, а ты можешь сказать, почему лёд и снег плавают и не тонут?
(Лу затрудняется).
Воспитатель: Ребята, помогайте. (Лёд легче воды.)
Лу: Ребята, а как выиграете зимой? (Катаемся на санкам, лыжах, коньках. Строим снежные крепости, лепим снеговиков).
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы покажем, как можно отдыхать зимой. Проходите на ковёр.
Проводится разминка под музыкальное сопровождение.
За окном у нас зима. (Разводят руки в стороны.)
Стали белыми дома. (Складывают руки над головой в виде крыши.)
Снег на улице идёт, (Поднимают и опускают медленно руки.)
Дворник улицы метёт. (Покачивают опущенными прямыми руками влево-вправо.)
Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают перед собой.)
Пишем на катке круги, (Убирают руки за спину, поворачиваются кругом.)
Ловко бегаем на лыжах, (Выполняют движения руками, как при ходьбе на лыжах.)
И играем мы в снежки. (Имитируют метание.)
Лу: Ребята, а с помощи каких звуков можно воспроизвести завывание ветра? (Гласных звуков).
Воспитатель: Верно. Ты послушай лучше. Катя поёт первый звук, Федя второй и далее по-цепочке. (а- о- у- ы- и-э-а –о).
Воспитатель: Но не только ветер можно услышать зимой. Мы сейчас с вами поиграем. Как только вы услышите звук, который мы можем услышать зимой- хлопаем в ладоши. Если мы зимой его не слышим, стоим тихо.
(Проводится игра на интерактивной доске.)
Лу: Как у вас зимой весело и интересно!
Воспитатель: Но вот птицам не до веселья. Зима много принесла им хлопот. Многим пришлось улететь в тёплые края. (Беседа по интерактивной доске.) Ребята давайте выберем птиц, которые улетели в тёплые края. Как мы их называем? (Перелётные). Почему они улетели? (Нет корма; насекомые попрятались под кору деревьев, в землю; нет семян; речки замёрзли). Ребята, а какие птицы остались на зиму у нас? Как мы их называем? (Зимующие).
Ребята, посчитайте сколько здесь зимующих птиц? Сколько перелётных? На сколько перелётных больше, чем зимующих?
Лу: Так вот почему люди развешивают кормушки. Они помогают птицам пережить холодную зиму. А чем можно покормить птиц? (Семечки, пшено, синички любят сало, хлебные крошки.)
Воспитатель: Ребята, давайте вернёмся к столам и посмотрим, что произошло со снегом и льдом. Что вы видите в своих стаканчиках? Что быстрее растаяло: снег или лёд? (Снег и лёд растаяли, снег быстрее растаял, а несколько льдинок ещё плавают на поверхности воды.) Ребята, а как вы думаете вода в стаканчиках после того как мы опустили лёд, осталась прежней температуры? (Дети предлагают ответы.)
Воспитатель: Давайте проверим. Опустим указательный пальчик сначала в стаканчик безо льда, а теперь в стакан где был лёд. Что вы почувствовали? (Где был лёд, вода холоднее.) Какой можно сделать вывод? (Лёд охлаждает воду.) А ведь это свойство- охлаждать жидкость люди используют в быту. Можно кусочками льда охлаждать сок, чай, кофе.
Лу: А можно я сейчас расскажу о зиме?
Проводится игра “Бывает- не бывает. “
1. Наступила зима. Кругом бело. Под деревьями появились подснежники.
2. Зимой в лесу тихо. Лишь изредка слышно, как стучит клювом по дереву дятел. Он ищет под корой червяков.
3. Зимой птицам холодно и голодно. Дети им помогают. Они насыпают в кормушки крошки хлеба, семечки и наливают сок.
4. Пройдёт зима, уйдут морозы и метели. И наступит лето.
5. Зимой дети катаются на лыжах, а летом- на велосипедах. (По ходу игры дети исправляют ошибки.)
Воспитатель: Лу, не расстраивайся. Мы с ребятами хотели для тебя сделать подарки — цветные льдинки. Ребята, вода в ваших стаканчиках имеет цвет? (Нет.) А что произойдёт, если мы капнем в стаканчик краску? (Она окрасится в цвет краски.) Возьмите краску ложечкой и размешайте в воде. Какого цвета стала вода?
А сейчас мы будем переливать цветную воду из стаканчиков в формочки. Переливаем аккуратно, не разбрызгивая. Опустите в формочку часть петли. Всё готово. Теперь нам осталось во время прогулки вынести формочки на улицу и оставить на некоторое время и мороз сделает своё дело. Что случится с водой? (Она замёрзнет.) Нам только останется вынуть эти льдинки из формочек и можно будет украсить ими деревья и ёлки.
Лу: Спасибо ребята. Мне очень понравилось у вас. Я очень многое узнала о зиме, это прекрасное время года.
Воспитатель: Ребята, а вам что больше всего понравилось?
«Зима в лесу»
Цель: систематизировать знания детей о зиме и зимних явлениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
— уточнить и расширить представление о зиме, её приметах; — уточнить и активизировать словарь по теме «Зима»: учить отвечать на вопросы, грамматически правильно составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия; — учить образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами; совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций.
Коррекционно-развивающие:
— учить правильно и точно выражать свои мысли; — развивать зрительное и слуховое внимание, мышление; артикуляционную моторику, координацию речи с движением; мимическую мускулатуру; — развивать речевое дыхание, диапазон голоса; — развивать фонематический слух; — учить использовать предлоги, обозначающие пространственное расположение предметов.
Коррекционно-воспитательные:
— формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование:
Ноутбук, презентация, проектор, экран, ватные шарики, искусственные ёлки, бумажные шарики с картинками, аудиозапись голосов птиц.