Конспект интегрированного занятия по экологии в старшей группе на тему «Жалобная книга природы»


Тюльнева Ольга Викторовна, Джамалова Светлана Ивановна, воспитатели, ГБОУ г.Москвы Школа №1537. Конспект викторины по экологии предназначен для воспитателей детского сада. Цель занятия,- обобщить знания детей об окружающем мире, правилах поведения в лесу в форме проведения экологической викторины, опираясь на знания, полученные в разных видах деятельности. В занятии используется ИКТ.

Дата публикации: 14.06.2018

Конспект открытого занятия по экологии

в старшей группе №10

Итоговая викторина о природе для старших дошкольников

«Природа вокруг нас!»

Цель: обобщить знания детей об окружающем мире, правилах поведения в лесу в форме проведения экологической викторины, опираясь на знания, полученные в разных видах деятельности.

Задачи:

Образовательные:

— формировать целостный взгляд на природу, ответственное отношение к окружающей среде.

— продолжать формировать навыки культуры поведения в природе.

— Расширять представления о способах правильного взаимодействия с растениями и животными.

— упражнять в умении различать насекомых, деревья ближайшего окружения.

— узнавать и называть птиц, животных по их изображению.

Развивающие: Развивать логическое мышление, воображение, активизация и обогащение словаря детей, существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Воспитательные: воспитывать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе; развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, а так же отстаивать своё мнение.

Материал: проектор, презентация на электронном носителе, магнитная доска с магнитами, эмблемы команд, жетоны, медальки «юный эколог», волчок, листы с заданием

рисунки с графическим изображением правил поведения в лесу, карточки с вопросами для конкурса,

Фонограмма «У оленя дом большой», «В мире животных»

Предварительная работа:

Придумать название для команды и нарисовать эмблемы.

Знакомство с Красной книгой, чтение произведений Пришвина М.М., рассматривание иллюстраций о природе.

Беседы о лесе и его обитателях, об охране и бережном отношении к природе; рассматривание иллюстраций природоведческого характера; дидактические и развивающие игры; чтение художественной литературы.

Ход занятия.

1.Организационный этап

Воспитатель Дети, приглашаю вас в круг дружбы. Давайте подарим друг другу и гостям наши добрые улыбки и хорошее настроение.

Воспитатель: Добрый вечер, дорогие друзья!

Пришла весна, наступил Май! А май — это песня! А май — это сказка! А май — это сплошь чудеса и весна!

Воспитатель Добрый день, уважаемые гости! Счастливый случай свел нас сегодня всех вместе, чтобы совершить небольшое увлекательное путешествие в неизведанную страну, которая называется природой. Чтобы подумать, поразмышлять о таком важном вопросе, как охрана природы. Чтобы охранять природу, нужно хорошо ее знать. Этой теме мы и посвятим нашу игру.

В викторине у нас будут принимать участие две команды. Вначале мы считалкой выберем капитанов, а затем, при помощи нашей волшебной шкатулки, распределимся по командам. Капитаны, выбирайте, название для команды (на столе лежат эмблемы )

Воспитатель Есть мир чудесный — он вокруг И стоит только захотеть Как оживет природа вдруг И всем захочется лететь, как птица, Шуметь берёзкой кудрявою в лесу И я вас приглашаю окунуться В природу, в дикий мир и красоту.

Команды готовы и мы отправляемся в удивительный мир природы.

Он встречает нас морем звуков и запахов, загадками и тайнами, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Есть свои секреты у поля, луга, тихой речушки, крошечной лужицы, оставшейся на дороге или в перелеске после сильного дождя.

Первая команда – «Солнышки», вторая команда – «Бабочки». Поприветствуем игроков.Дорогие участники сегодня вы должны показать свои знания, навыки и умения, вас ждут сложные конкурсы и интересные вопросы, но вы же у нас умники и умницы, и мы верим, что вы справитесь, а болельщики вам помогут.

Давайте вспомним правила нашей игры:

Нельзя подсказывать командам во время игры и перебивать своих товарищей на вопросы могут отвечать только те, кто первым поднял флажок. За каждый правильный ответ отвечающий получает балл. Тот, кто к завершению викторины наберет наибольшее количество баллов, является победителем. Если команда, отвечающая на вопрос, затрудняется или дает неверный ответ, то отвечает другая команда, то есть соперники. Нужно быть очень внимательным и терпеливым. Обратите внимание на стол стоящий перед вами, на нем подготовлен волчок, со стрелкой, стрелка укажет, какая команда должна будет отвечать первой.

2.Основная часть

Воспитатель Вы веселые ребята, и не будете скучать.

На вопросы викторины будем с вами отвечать!

Вы отвечайте дружно и здесь сомнений нет.

Сегодня будет дружба владычицей побед.

И так начинаем!

Воспитатель

1. Разминка. У нас три команды. Для каждой команды будут даваться задания. За быстрое и правильное выполнение задания команды будут получать фишки . Та команда, у которой окажется большее количество фишек и выигрывает.

Вы смотрите, не зевайте, И, подумав, отвечайте!

  • Каким словом называют птиц, которые улетают в теплые края?(перелетные)
  • Когда листва с деревьев опадает? (осенью)
  • Как назвать детеныша лошади? (жеребенок)
  • Сколько ног у паука? (восемь)
  • Какая птица лечит деревья? (дятел)
  • У какого дерева белый ствол? (у березы)
  • Какое растение помогает вылечить рану? (подорожник)
  • На каком дереве растут желуди? (на дубе)
  • Назовите детенышей курицы (цыплята)
  • Ворона, скворец, воробей, ласточка – кто это? (птицы)
  • Как назвать детеныша коровы? (теленок)
  • У какого зверя рыжая шубка? (у белки, лисы)
  • Сколько ног у жука? (шесть)
  • У какой птицы красная грудка? (у снегиря)
  • Когда земляника поспевает? (летом)

Воспитатель Молодцы! С вопросами разминки вы справились. А сейчас мы проверим, как вы разбираетесь в явлениях природы. Следующая игра называется «Бывает-не бывает»

(задается по очереди каждой команде по 1 явлению)

2.Игра «Бывает — не бывает»

Ледоход летом (не бывает) Листопад летом (не бывает) Дождь летом (бывает) Роса зимой (не бывает) Заморозки весной (бывает) Гроза летом (бывает) Метель летом (не бывает) Радуга летом (бывает) Град летом (бывает) Буран летом (не бывает) Иней зимой (бывает) Туман осенью (бывает) Капель летом (не бывает) Иней летом (не бывает) Мороз летом (не бывает) Лужи зимой (не бывает)

Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас пойти в лес

Физкультминутка

Мы идём все лесок, будь внимателен дружок. (Ходьба).

Впереди – ручеёк, перейти – вот мосток. (Ходьба на носочках).

Мы попрыгаем немножко по извилистой дорожке. (Прыжки).

Как услышим в небе гром – спрячемся мы под кустом. (Приседания).

Будем медленно идти – дождь настигнет нас в пути. (Лёгкий бег).

Мы пришли с тобой, дружок, во дремучий во лесок. (Ходьба).

(слайд 2)

Воспитатель Вот мы и пришли в лес. Здесь существуют свои правила поведения.

3 Конкурс «Правила поведения в лесу»

Игроки получают экологические знаки, которые обозначают правила поведения в лесу. Эти правила нужно объяснить, расшифровав знаки. (команды получают экологические знаки в виде рисунков). «Подбери знак» (Ведущий называет знак, а участники из всех знаков выбирают соответствующий знак и по очереди показывают). — «Не разводить костёр», — «Не шуметь», — «Не ломать ветки», — «Не рвать растения», — «Не разорять птичьи гнёзда», — «Не трогать детёнышей животных».

«Блиц- опрос». «Правила поведения в природе» 1.Бросать в лесу мусор можно или нельзя? 2.Вырубать деревья можно или нельзя? 3.Можно ломать ветки деревьев и кустарников или нет? 4.Хорошо или плохо разводить костёр в лесу? 5. Ловить диких животных и уносить их домой можно или нельзя? 6.Рвать и топтать полевые цветы, это хорошо или плохо? 7.Можно или нельзя ловить бабочек и других насекомых? 8.Заводы дымят, это хорошо или плохо? 9.Можно разрушать птичьи гнёзда или нет? 10. Громко слушать музыку в лесу, это хорошо или плохо?

(слайд 3)

4 конкурс Игра «Расчистим родник».

Ведущий: Представьте, что перед вами топкое болото, преодолеть которое можно, только прыгая с «кочки» на «кочку» поодиночке. (На пути расставлены «кочки» — круги из картона). На другой стороне болота находится засыпанный листвой родник. Каждый участник команды, преодолев «болото», должен взять один листок, расчищая родник, и вернуться на место. Итак, начали!

Молодцы, вы спасли сегодня три родника с чистой водой!

Воспит.: Вспомните, в какой сказке заблудилась девочка в лесу?

Ответы детей: (маша и медведь)

Как она нашла дорогу домой? Как кричала в лесу, чтобы ее услышали?

Ответы детей:

Восп.: А что нужно сделать, чтобы не заблудиться в лесу?

Ответы детей:

Восп.: Правильно. Нельзя далеко уходить от мамы и папы, нужно быть послушными.

5 Игра-тест «Если ты потерялся в лесу»

(дети выбирают ответ на вопросы)

побежишь со страху, куда глаза глядят; сядешь под куст и будешь плакать; будешь кричать и звать на помощь; начнешь стучать в металлические банки, найденные в лесу; выложишь на тропинке «сигналы» из камушек, шишек.

Восп.: Ну что ж, кажется, мы нашли дорогу и вышли из леса! Ой! Слышите? Кто-то жужжит! Кто же это?

Ответы детей:

Восп.: Да. В лесу очень много разных насекомых.

Давайте с ними познакомимся. (рассматривают иллюстрации с насекомыми) Как вы думаете, насекомые могут быть опасны? Как себя вести при встрече с ними?

Ответы детей: Восп.: Да. Есть среди них и полезные насекомые. Послушайте стихотворение:

Меня ужалила пчела. Я закричал: «Как ты могла?» Пчела в ответ: «А ты как мог Сорвать любимый мой цветок? Ведь он мне был ужасно нужжен: Я берегла его на ужжин!»

Воспит.: Как нужно себя вести, чтобы нас не кусали насекомые.

Ответы детей:

Воспит.: Ребята, а почему еще нельзя обижать насекомых, только ли потому что они кусаются?

Ответы детей:

Игра со зрителями. Правда ли что…1. Крокодилы могу взбираться на деревья? (да) 2. Змеи могут совершать прыжки до метра в высоту. (да) 3. Стрижи даже спят на лету? (да) 4. Голубые розы растут только в Китае? (Нет, их вообще не существует). 5. Зеленый картофель настолько ядовит, что может убить ребенка? (да) 6. На зебрах водятся полосатые блохи? (нет) 7. Орхидеи используют для приготовления мороженного? (отчасти да) 8. Бабочки живут всего один день? (нет) 9. Может ли петух назвать себя птицей? (Нет, ведь он не может разговаривать.) 10. Когда температура тела у птицы выше зимой или летом? (Одинаковая круглый год) 11. От какой птицы зависит количество детей в семье? (от аиста)

Разминку для ума сделали, а теперь давайте сделаем разминку для тела, выходите на физкультминутку (песня-игра «У оленя дом большой»).

6. Игра «Четвертый Лишний» Презентация (или карточки)

Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвёртый лишний» 1 заяц, ёж, лиса, шмель; (слайд 4,5)

2. бабочка, стрекоза, енот, пчела; (слайд 6,7)

3. кузнечик, божья коровка, комар, воробей, (слайд 8,9)

4. голубь, ворона , воробей, ласточка (слайд 10,11)

5. Корова, овца, свинья, лось (слайд 12, 13)

6. крокодил, лягушка, черепаха, гусеница; (слайд 14,15 )

Наши команды- Mолодцы!

Воспит.: Дети, скажите, пожалуйста, а что нам дает в лесу воздух?

Ответы детей:

Воспит. Правильно, растения.

7. И сейчас следующий тур «Узнай дерево по описанию»

1

1Оно может жить до 2000 тыс. лет. 2. В воде ствол не гниет, а только чернеет и становится крепче. 3. Из него делают бочки и паркет. 4. Пушкин писал, что там сидит русалка. (Дуб)

(слайд 16)

2

1Оно всегда зеленое или голубое. 2. Из него делают струнные музыкальные инструменты. 3. Зимой птицы на нем строят гнезда и высиживают птенцов. 4. Оно теневыносливое. В таком лесу всегда темно и сыро. Там много лишайников. (Ель)

(слайд 17)

3

1. Оно выделяет фитонциды, убивающие болезнетворные бактерии. 2. Из него самые лучшие дрова. 3. Из его коры делают много полезных вещей. 4. Это самое любимое русское дерево. (Береза)

(слайд 18)

4

1. С его цветков лучший мед.

2. Из него делают ложки и лапти. 3. Цветет летом и очень душистое. 4. Отвар цветков не заменим при простуде. (Липа)

(слайд 19)

1. У него листья сверху зеленые, а снизу бархатные и серебристые. 2. Оно «отсасывает» отрицательную энергию, поэтому больным людям полезно под ним стоять. 3. Оно быстрее всех заселяет пари. 4. Бобры его любят и заготавливают на зиму. (Осина)

(слайд 20)

8 конкурс «Найди спрятавшихся зверей».

Дети должны обнаружить в рисунке зверей, птиц, рыб, насекомых и назвать их.

(слайд 21-22)

9 конкурс Игра «Изобрази животное».

Цель: развитие воображения и умения показать образ животного средствами пантомимы.

Задание. Дети противоположных команд выбирают картинки и показывают животного, а соперники отгадывают его название.

Подведение итога

10 конкурс. Конкурс капитанов.

Капитаны по очереди отвечают на вопросы. За каждый правильный ответ 1 балл.

1. Как назвать детеныша свиньи? (поросенок) 2. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник) 3. Кто в лесу плетет паутину? (паук) 1. Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей — кто это? (насекомые) 2. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка) 3. Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (зимующие)

Вы показали хорошие знания. Сегодня мы принимаем вас в Эколята. Эколята – это защитники природы, дети, которые любят природу, охраняют ее, берегут ее, и следят, чтобы другие не нарушали правила поведения в природе.

Сейчас мы произнесем клятву защитников природы.

Клятва Эколят

Мы, дети старшей группы, клянемся!

1. Сажать деревья и кустарники, ухаживать за саженцами.

2. Заботиться о птицах, кормить их зимой.

3. Заботиться о своих домашних животных, кормить и убирать их домики.

4. Не бросать мусор на землю и предупреждать об этом окружающих людей.

5. Помогать взрослым в уборке вокруг своего дома и детского сада.

6. Любить и беречь природу

7. Любить и беречь планету – помнить о том, что планета общий дом для человека.

Ведущий: Мы принимаем вас в «Эколята», надеемся, что вы будете настоящими защитниками природы.(повязать зеленые галстуки и подарить значки)

Ведущий: Сейчас жюри, подсчитав баллы, объявит результаты конкурса. А пока послушайте стихи о природе.

Литературная пауза: дети читают стихи о природе

Ребенок

Я узнал, что у меня есть огромная страна

И тропинка и лесок, в поле каждый колосок

Речка, небо — голубое — это всё моё родное

Всех люблю на свете я

Это Родина моя!

Ребенок: Любите родную природу — Озера, леса и поля. Ведь это же наша, с тобою Навеки родная земля. На ней мы с тобою родились, Живем мы с тобою на ней. Так будем же, люди, все вместе Мы к ней относиться добрей.

Рефлексия

Подведение итогов, объявление общего счета. Награждение.

— Дорогие ребята! Мне очень приятно было, что вы приняли участие в нашей экологической викторине Надеюсь, что вы еще больше будете любить природу, проявлять интерес, оберегать ее.

Нас в любое время года Учит мудрая природа. Птицы учат пению, Паучок – терпению, Пчелы в поле и в саду Обучают нас труду. Учит снег нас чистоте, Учит солнце доброте. У природы круглый год Обучаться нужно. Ведь ее лесной народ Учит крепкой дружбе. (слайд 23-24)

Песня «Не дразните собак»

Конспект занятия по экологии для детей старшей группы «Книга леса»

Беликова Вера Александровна, муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Калачеевский детский сад №1 общеразвивающего вида»
Конспект занятия по экологии для детей старшей группы «Книга леса» 2022 год

Цель: Создать условия для познавательного развития детей через закрепление представлений об экосистеме леса. Образовательные задачи: Уточнить и расширить представления о лесе и его обитателях. Показать взаимосвязь, взаимодействие живой и не живой природы.Систематизировать знания детей о правилах поведения в лесу. Развивающие задачи: Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателей. Формировать связную речь и умение анализировать. Воспитательные задачи: Воспитывать у детей интерес к окружающему миру природы и заботливое отношение к ней. Материал: картины с изображением леса, экологические знаки, набор карточек с изображением диких животных, их жилья, лесных цветов, карточки с изображением живой и не живой природы, фотографии детей в лесу, клей, карандаши. Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций и беседа о лесе с детьми. Чтение художественной литературы, загадки о диких животных, заучивание стихов, организация выставки «Лесная шишка», фотовыставка «Край родной». Ход занятия – Ребята я вам предлагаю отправиться на прогулку. А куда вы узнаете. Послушайте пожалуйста –музыка «голоса леса». – Как вы догадались? Чьи голоса вы услышали? Что ещё можно услышать в лесу? (Ответы детей) – Наш лес очень музыкален, он умеет петь, шелестеть, шуршать. Музыка леса прекрасна. Обратить внимание детей- на картину леса. Зачитать стихотворение С. Погорельский

Здравствуй лес, зелёный лес, Полон сказок и чудес! Ты о чём шумишь листвой Ночью тёмной грозовою? Что там шепчешь на заре, Весь в росе, как в серебре. Кто в глуши твоей таится Что за зверь? Какая птица? Всё открой не утаи! Ты же видишь – мы свои.

– Лес – это целый мир, это дом для диких животных и птиц, насекомых и растений, как большая книга, которую нам предстоит узнать. Чтобы по настоящему любить свою природу надо знать её правила. 1. Игра «Правила леса» -1 страничка леса. экологические знаки (символы)

1) «не рубите деревья»; 2) «не разводить костры»; 3) «не оставлять мусор»; 4) «не рвать цветы»; 5) «не разорять гнёзда птиц»; 6) «не губить муравейники»; 7) «не брать диких животных домой»; 8) «не ловить бабочек». – Ребята самостоятельно выбирают определенный символ и объясняют его значение. Обратить внимание детей – чем мы можем помочь лесу? 1) «посадить дерево»; 2) «покормите птиц в лесу»; 3) «убери мусор»; 4) «полечи дерево». – Помощь человека – лесу необходима,и тогда лес откроет свои секреты. – Да,ребята, лес это чудесное место. А для кого, ребята, это чудесный дом? Ответы детей…(диких животных) 2.Игра «Закончи предложение» 2 страничка леса  Хитрая, как…..(лиса)  Быстрый, как…..(заяц)  Пушистая, как…..(рысь)  Голодный, как…..(волк)  Неуклюжий, как…..(медведь)  Прыткая, как…..(белка)  Рогатый, как…..(лось)  Клыкастый, как…..(кабан) Предложить ребятам заполнить страничку леса дикими животными. Физ. минутка «Звериная зарядка» Раз присядка, два прыжок Это заячья зарядка А лисята, как проснутся Любят долго потянуться Обязательно зевнуть, Ну и хвостиком вильнуть. А волчата спинку выгнуть И легонечко подпрыгнуть. Ну, а мишка косолапый Широко расставив лапы То одну, то обе вместе Долго топчется на месте.

– Есть у каждого свой дом Нам тепло уютно в нём И лесным животным тоже, Домик свой найти поможем.

3.Игра «Найди дом». Дети называют жилище дикого животного и обозначают его в нужное место на страничке леса.

– Всё живое на планете не может обойтись без ТЕПЛА, ВОДЫ, СВЕТА, КИСЛОРОДА, ЗЕМЛИ. (схемы)

4. Игра «Живое не живое». Дети выполняют задание по карточкам, на которых нужно отметить: живую природу – зелёным цветом, не живую природу – красным цветом. 5.Нас ждёт следующая страничка леса. Без чего нельзя увидеть яркую, пёструю красоту леса? Ответы детей…..(цветы) – Верно, в лесу растёт много лекарственных растений и цветов. Вспоминаем название лесных цветов с помощью загадок.

Из под снега расцветает Раньше всех весну встречает…(подснежник)

Что за странный гул и звон Раздаётся дон-дон-дон Так заливисто хохочет Бело-синий….(колокольчик)

Нам запах свежести лесной, Приносит позднею весной Цветок душистый, нежный Из кисти белоснежной….(ландыш)

Вот полянка вся в цветах Словно в светло- синих точках, Соберу здесь для Анютки Голубые…. . (незабудки)

НА лесной опушке Фиалка расцвела, Лиловенькие ушки Тихонько подняла. (фиалка)

Смотрят из канавки Жёлтые купавки, У них на самом донышке, Горит кусочек солнышка….(жарки-купальница)

6.Предложить ребятам создать следующую страничку леса, которая называется «Тропинка леса». Творческая работа выполняется самостоятельно (фото ), дети делятся своими впечатлениями. Вместе с ребятами собрать все странички в большую «Книгу леса». Дети читают стихотворение «Лес-наш друг!» Н. Филимоненко И не сразу, и не вдруг Мы узнали: лес – наш друг Нет без леса кислорода, Сникнет сразу вся природа, Без него дышать не сможем, И никто нам не поможет Сдуют ветры урожай И тогда прости-прощай! Обмелеют наши реки, Высохнут они на веки, Заболеют все зверюшки Нет без леса нам лекарств, На столе не будет яств, Пропадёт тогда планета, И поэтому друзья, Призываю всех вас я Каждый кустик берегите, Без нужды костры не жгите Цените каждую травинку, И на листике дождинку. Сбережём лес от огня Для тебя и для меня Красота живая – лес! Пусть растёт он до небес.

Используемая литература: Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. Старшая группа/ авт.- сост. Н.В. Лободина. Волгоград: Учитель, 2015. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2010. . Т.А.Шорыгина Серия “Знакомство с окружающим миром. Развитие речи”: “Деревья. Какие они?” Москва 2003.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]