ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Средняя группа Воспитатель 1 категории: Атнагулова Наиля Галиевна
План по самообразованию на тему: «Рисование нетрадиционными техниками» (средняя группа) на 2022 – 2021 учебный год.
Цель: развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.
Задачи работы по самообразованию:
- Изучить литературу по данной теме.
- Ознакомление с инновационными технологиями по нетрадиционной технике рисования.
- Составить план работы по данной теме.
- Подготовить консультации для родителей по данной теме.
- Формировать у детей среднего дошкольного возраста знания о нетрадиционных способах рисования;
- Учить воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
- Развить у детей творческие способности, мелкую моторику рук, мышление, воображение, внимание, усидчивость.
- Вызвать эмоциональный отклик на новый способ рисования, желание экспериментировать.
Изучение методической литературы:
- Р. Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: нетрадиционные техники, планирование. Конспекты занятий». — М: Т. Ц. Сфера, 2005г.
- Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».
М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2014г.
3. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» средняя группа
4. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» средняя группа
5. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду – СПб: «КАРО” 2007.
6. Электронные ресурсы.
Актуальность выбранной темы:
Обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник — это интересно и увлекательно! Рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками
позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.
Эмоции — это и процесс, и результат практической деятельности — художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Нетрадиционные техники рисования – важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет.
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Нетрадиционные техники рисования — это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности
Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс — это настоящее чудо. «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».
Перспективный план работы с детьми и родителями по теме «Нетрадиционные техники рисования»
месяц
Тема, цель | Работа с родителями | |
Сентябрь | «Яблонька» (рисование методом тычка, отпечаток пробкой) Цель: Продолжать учить рисовать методом тычка, закреплять умение правильно держать кисть. Закрепить навыки рисования используя пробку. «Мухомор» (рисование ватными палочками) Цель:Продолжать учить рисовать ватными палочками. Развить мелкую моторику, воображение, эстетический вкус. Воспитать аккуратность, трудолюбие, собранность при выполнении приемов работы. | Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности» |
Октябрь | «Осеннее дерево»(печать листом) Цель: Учить детей работать с хрупким материалом — листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность «По небу тучи бежали, птиц в дальний путь отправляли» (рисование смятой бумагой) Цель: Познакомить с приемом рисования мятой бумагой. Воспитывать аккуратность при работе с красками, развивать мелкую моторику | Папке передвижка « Чудо нетрадиционной техники рисования» |
Ноябрь | «Украшение платочка» (рисование пальчиками, печать пробками) Цель: Учить украшать платочек простым узором, используя печатание, рисование пальчиками, развивать чувство композиции и ри. (рисование поролоновой губкой) Цель:Помочь детям освоить новый способ изображения — рисования поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида, располагать изображение в соответствии с размером листа | |
Декабрь | «Украсим ёлочку» (рисование методом тычка, рисование пальчиками) Цель: Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. «Снегирь» (рисование методом тычка) Цель: Формировать у детей обобщённое представление о птицах, пробуждать интерес к известным птицам, упражнять в рисовании снегирей методом тычка. | Консультация для родителей: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей» |
Январь | «Сказочный мир иллюстраций» (тычок жесткой кистью) Цель: Расширить представление детей о творчестве художников – иллюстраторов, показать особенности изображения пушистых животных Е. Чарушиным, учить детей изображать пушистую шерсть животных. «Снег кружится» (рисование смятой бумагой) Цель: Совершенствовать умение рисовать смятой бумагой ежа, развивать чувство ритма, композиции. Воспитывать аккуратность. | Стенгазета для родителей «Мы любим рисовать» |
Февраль | «Галстук для папы» (тампонирование) Цель: Продолжать упражнять в технике тампонирования, развивать чувство композиции, цвета. «Кораблик» (рисование ватными палочками) Цель: Продолжать знакомить с техникой рисования ватными палочками.Развивает мелкую моторику и тактильное восприятие; развивает творческие способности. | |
Март | «Красивые цветы для мамы» (рисование ладошкой и пальчиками) Цель: Продолжать учить рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги; Закрепить знания красного и зеленого цветов; Развивать воображение; Воспитывать аккуратность «Солнышко» (рисование ладошками) Цель:Формировать у детей умение рисовать в нетрадиционной технике «ладошкой» (лучи солнца). Закрепить знания детей о желтом цвете. Развивать творческие способности. Воспитывать аккуратность в работе. | Совместное творчество ребёнка и родителя Выставка рисунков «Волшебные ладошки» |
Апрель | «Рыбка» (рисование ладошками) Цель:Продолжать знакомить детей с техникой рисования ладошкой. Развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движения рук. «Звёздное небо» (печать поролоном по трафарету) Цель:Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник | Консультация для родителей: «Рисовать- это важно!» |
Май | «Салют»(восковые мелки, гуашь) Цель: Закрепление навыка рисования гуашь, учить рисовать салют с помощью воскового мелка. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику. «Разноцветные бабочки»(монотопия) Цель: Познакомить с техникой монотипии, закрепить умения использовать технику монотипия «старая форма новое содержание». Познакомить детей с симметрией, на примере бабочки. | Выставка детских рисунков. |
< Предыдущая | Следующая > |
План самообразования воспитателя детского сада. Нетрадиционные техники рисования
План самообразования воспитателя воспитателя ДОУ
Тема: Нетрадиционные техники рисования в старшем дошкольном возрасте. Цели: — Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве; — Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками; — Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности; — Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации. Задачи: — расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования; — формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования; — формировать эстетический вкус, творчество, фантазию; — развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение; — совершенствовать технические умения и навыки рисования; — воспитывать художественный вкус и чувство гармонии. Актуальность темы: «Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия». «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский. Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Рисование нетрадиционными техниками — важнейшее дело эстетического воспитания. Изобразительная деятельность — одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина, О. В. Недорезова, В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова и другие. За время пребывания в группе дети успевают изучить различные технологии изображения такие как: тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, оттиск пробкой, восковые мелки + акварель, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой, набрызг, тычкование, монотипия пейзажная. Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе — можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно — образного, и словесно — логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша, создаются условия для развития общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных: кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику » кляксография». Созданию сложного симметричного изображения способствует техника » монотипия». Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально — положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима. Распределение техники по возрастным группам. В старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники: — тычок жесткой полусухой кистью. — печать поролоном; — печать пробками; — восковые мелки + акварель; — свеча + акварель; — отпечатки листьев; — рисунки из ладошки; — рисование ватными палочками; — с помощью ватных дисков; — кляксография с трубочкой . рисование песком; рисование мыльными пузырями; рисование мятой бумагой; кляксография с трубочкой; монотипия пейзажная; печать по трафарету; монотипия предметная; пластилинография. Каждая из этих техник — это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. План работы по самообразованию 1.Изучение учебной, справочной, научно-методической литературы: 1. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки»» 2. Т. Н. Давыдова «Рисуем ладошками» 3. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционная техника рисования в детском саду»- М. 2007г. 4. И. А. Лыкова «Цветные ладошки» 5. Журналы «Дошкольное воспитание», » Воспитатель». 6. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» 7. И. А. Лыкова — «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений». 1. Изучение интернет – ресурсов. 2. Разработка конспектов и проведение занятий с использованием нетрадиционных техник рисования в подготовительной группе. 3. Проведение ООД в соответствии с рабочей программой. 4. Консультация для родителей «Значение рисования нетрадиционными способами. Внедрение в практику: 1. Разработка рабочей программы на сентябрь – май по нетрадиционной техники рисования в подготовительной группе. 2. Семинар-практикум для родителей «Использование нетрадиционных техник и материалов в совместном творчестве с детьми». 3. Выставки детских рисунков для родителей. 4. Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста». 5. Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете. № Раздел плана Сроки Форма работы Практические выводы 1. Подготовительный этап: аналитико-диагностический. сентябрь 2016 Знакомство с теоретическими знаниями о нетрадиционной технике рисования, изучение литературы, отбор технологий, подбор материала. 2. Основной этап. октябрь 2016 – март 2022. Апробация различных технологий и методик организации работы с детьми, работы с детьми и их родителями, подбор консультаций. Распространение материала на уровне ДОУ, в интернете. 3. Заключительный этап. Апрель 2022г. Диагностика и мониторинг. 4. Обобщение. Сентябрь 2022г. Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. Представление материалов на педсовете
Скачать План самообразования воспитателя детского сада. Нетрадиционные техники рисования
Рекомендуем посмотреть:
Хобби воспитателя детского сада Особенности формирования культуры безопасности у дошкольников Развитие цветовосприятия у детей дошкольного возраста Развитие умственных способностей дошкольников через детскую литературу
Похожие статьи:
Сюрпризные моменты в детском саду на занятиях. Картотека
Визитная карточка воспитателя детского сада
Презентация детского сада для родителей
Утренняя гимнастика в детском саду в подготовительной группе
Особенности проведения подвижных игр с детьми дошкольного возраста
Тема по самообразованию: Подготовила доклад Воспитатель Протасова Анна Анатольевна. — презентация
Тема по самообразованию: Подготовила доклад Воспитатель Протасова Анна Анатольевна
Актуальность исследования в том, что изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для развития детей. В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет свое отношение к жизни и свое место в ней.
Детское изобразительное творчество – мир ярких, удивительных образов. Оно не редко поражает взрослых своей непосредственностью, оригинальностью, буйством фантазии. Дошкольники рисуют много и с большим желанием. Дети очень любознательны, их интересы выходят за рамки семьи и детского сада, окружающий мир привлекает их. В продуктивной деятельности у детей формируется устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развиваются их способности.
Цель: Развитие у детей творческих способностей, эстетического мировосприятия, фантазии, творческого мышления и воображения, а также воспитание художественного вкуса, чувства красоты.
Задачи: 1. Развивать интерес к различным техникам нетрадиционного художественного творчества. 2. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования. 3. Учить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.
На 1 этапе – репродуктивном велась активная работа с детьми по обучению детей нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности. На 2 этапе — конструктивном велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ. На 3 этапе — творческом дети самостоятельно использовали нетрадиционные техники для формирования выразительного образа в рисунках. Средства: — совместная деятельность воспитателя с детьми; — самостоятельная деятельность детей; — предметно-развивающая среда. Методы: словесные (загадки, рассказ, беседа), наглядные (образец, рассматривание иллюстраций), практические (рисование), игровые («Дорисуй недостающие детали», «Дополни фигуру», «Поможем художнику» и т.д.).
Коктейльные трубочки Коктейльные трубочки Парафиновая свечка Парафиновая свечка Расческа Расческа Зубная щетка Зубная щетка Ватная палочка Ватная палочка Нитки Нитки И многое другое. И многое другое.
Нетрадиционные техники рисования Старшая и подготовительная группа (5-7 лет) монотипия пейзажная рисование зубной щеткой расчесывание краски набрызг кляксография с трубочкой фотокопия – рисование свечой граттаж черно- белый, цветной рисование нитками, кусочком текстиля, мятой бумагой рисование солью, рисование песком, крупами.
Оттиск поролоном Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона. Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Оттиск мятой бумагой Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.
Отпечатки листьев Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью
Печатание кусочком текстиля Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, ткань. Способ получения изображения: ребенок прижимает ткань к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и кусочек ткани.
В результате целенаправленного внедрения нетрадиционных техник рисования в процессе обучения и воспитания детей формируется интерес к художественной деятельности, развиваются художественно – творческие способности к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности. У детей растёт интерес к самостоятельной активности, проявлению инициативы в художественной деятельности, эмоциональной отзывчивости на красоту окружающего мира и произведения искусства.
Пусть дети рисуют, творят, фантазируют! Не каждый из них станет художником, но рисование доставит им удовольствие, они познают радость творчества, научатся видеть прекрасное в обычном. Пусть они растут с душой художника!
Мастер – класс для родителей и детей Тема: «Пейзаж кусочком текстиля и мятой бумагой» Цель: познакомить родителей с приемами и способами нетрадиционного изображения, научить использовать знания и умения в работе с детьми в домашних условиях. Задачи: 1. Формировать у родителей умение организовывать совместную творческую деятельность с детьми старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования. 2. Развивать внутрисемейные связи, эмоциональное позитивное семейное общение, умение находить общие интересы и занятия.