ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮкалендарно-тематическое планирование на тему
Перспективный план работы.
Тема: «Правовое воспитание детей дошкольного возраста»
Задачи:
— Создание условий для формирования у детей правовой компетентности;
— ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с социально – правовыми нормами и правилами поведения;
— воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям независимо от их происхождения, языка, пола, возраста;
— содействие процессу формирования у детей чувства собственного достоинства своего мнения и навыках его проявления;
— оказание необходимой помощи семьям в вопросах правового воспитания детей. Подтвердить целесообразность проведения подобных занятий воспитателями.
Работа с детьми.
Тема. Цели. Лексика.
Сентябрь
1 «Что такое право?».
Познакомить детей с понятием “Право”. Воспитывать уважение к правам человека. Способствовать воспитанию правовой культуры. Права, обязанности, государство, деклорация.
2. «У каждого есть имя»
Формирование представлений об имени, традициях именования людей в соответствии с возрастом и роли имени в жизни человека. Имя, имена, фамилия, отчество, возраст
Октябрь
1.»Семья – семь Я». Углубить представлениям детей о семейном благополучии и о защите прав ребенка членами семьи. Благополучие, дружная семья, родственники, любовь, забота, уважение, защита, обязанности, права
2. «В гостях хорошо, а дома лучше». Формирование представлений о потребностях человека в жилье и праве на жилье. Дом, квартира, комнаты, жильцы, порядок, беспорядок, продукты, магазин, деньги.
Ноябрь
1. «Как дружить без ссоры». Формирование у детей навыков бесконфликтного поведения и общения. Добро, зло, обида, обман, наказание, переживание, расстраиваться.
2. «За свое постаю, а чужое не возьму». Формирование представлений о собственности, личных вещах. Личные вещи, общие вещи, чужое, свое, наказание, вред, брать чужие вещи без разрешения (красть)
Декабрь
1. «Хочу или надо?»Развитие самостоятельности и ответственности, формирование навыков совместной деятельности, Помощь, поступок, заботиться, ухаживать, обида, прощение, дружба, друг, приветливо, сочувствие.
2. «Худо тому, кто добра не делает никому». Формирование уважительного отношения детей друг к другу и навыков бесконфликтного поведения и общения. Обида, ссора ,плохой поступок, зло, добро, зло, жадность, щедрость.
Январь
1. «Чего вдругом не любишь, того и сам не делай». Закрепление элементарных правил поведения в детском саду, формирование навыков вежливого обращения и поведения. Уважение, терпение, внимание, понимание, правила, добрый, вежливый, внимательный, отзывчивый, нежадный..
2. «Секреты вежливости». Ознакомление с правилами вежливого отношения к другим людям и формирование у детей навыков вежливого обращения. Уважение, правила, вежливость, Вы, ты, прозвище, насмешка, вежливые слова, до свидание, здравствуйте и др.
Февраль
1. «Дети и взрослые «. Углубление представлений о различиях людей разного пола и возраста и их социальных ролях. Мальчик, девочка, тетя, дядя, старик, старушка, возраст, помощь, забота.
2. «Жизнь дана на добрые дела». Воспитание доброжелательного отношения к людям. Уважение, возраст, пожилой, старость, детство, помощь, добрые дела.
Март
1. «Кто где живет?». Ознакомление детей с разными странами и народами Страна, народы, географическая карта, иностранный, национальность, раса, вера, сходства, различия
2. «Моя Родина».Формирование представлений о своей стране, главном городе России и уважения к своей малой родине. Страна, родина, Россия. Россияне, столица, город, флаг, герб, территория.
Апрель
1. «Труд и отдых». Познакомить с правом на труд и отдых. Закрепить понимание того, что каждый человек нуждается как в труде, так и в отдыхе Труд, работа, помощь, обязанности, отдых, детский труд, труд взрослых.
2. «Грамоте учиться всегда пригодиться». Расширять представление детей о роли образования в жизни каждого человека. Знание, обучение, образование, грамотный.
Май
1. «Каждый маленький ребенок, должен знать это с пеленок». Формирование у детей навыков безопасного поведения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками в общественных местах Правила, нарушитель, преступник, безопасность, внимание, запрещено,смерть,травма.Диагностика уровня освоения детьми знаний и навыков
Работа с родителями.
№ п/п | Название. | Срок | Задача. |
1 | Собрание «Права родителей, права детей» | Сентябрь. | Выявление уровня правовой культуры родителей. Сплочение коллектива родителей и детей для достижения общего результата. |
2 | Папка – передвижка «Права детей» | Октябрь | |
3 | Буклет «Что в имени тебе моем…» | Ноябрь | |
4 | «Поощрение и наказание» – восемь правил для взрослых | Декабрь | |
5 | Консультация «Детская лож за и против» | Январь | |
6 | Памятка «Жестокое обращение с детьми» | Февраль. | |
7 | Консультация «Понимаем ли мы своих детей?» | Март | |
8 | Собрание «Умеем ли мы решать конфликты с детьми» | Апрель | |
9 | Анкетирование родителей. | Май. |
Работа с педагогами.
№ п/п | Название. | Срок | Задача. |
1 | Анкетирование педагогов. | Сентябрь. | Выявление уровня правовой культуры педагогов. Оказание необходимой помощи в вопросах правового воспитания детей. |
2 | Буклет «Конвенция о правах ребенка» | Октябрь | |
3 | Памятки «Жестокое обращение с детьми» | Ноябрь | |
4 | Консультация «Правовое воспитание в детском саду» | Декабрь | |
5 | Консультация «Почему дети разные?» | Январь | |
6 | Консультация «Соблюдение прав ребенка в дошкольном образовательном учреждении» | Февраль. | |
7 | Презентация «Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста» | Апрель | |
8 | Выставка материалов по теме. | Май |
Литература:
1. Буркацкая А. Поощрение и наказание // Ребенок в детском саду. – 2007. — №5
2. Гладкова Ю. Педагог и семья. Проблемы взаимодействия // Дошкольное воспитание. – 2008. — №4
3. Голицина Н.С., Огнева Л. Д. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка. – М.: «Издательство Скрипорий 2003», 2005.
4. Давыдова О. И., Вялкова С. М. Беседы об ответственности и правах ребенка. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
5. Данилина Т. А., Лагода Т. С., Степина Н. М. Как познакомить детей дошкольного возраста с Конвенцией о правах ребенка // Управление ДОУ. – 2002. — №6.
6. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М., 2002.
7. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Я – ребенок, я имею право. М.: «Издательство Скрипорий2003», 2007.
8. Копытова Н. Н. Правовое образование в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
9. Шорыгина Т. А. Беседы о хорошем и плохом поведении.- М.: ТЦ Сфера, 2007.
Всероссийский день правовой помощи детям
Методические рекомендации к проведению мероприятий, приуроченных к Всероссийскому дню правовой помощи детям (20 ноября)
Авторы-составители: Губанова Е.А., Зубков В.Г., методисты ГБОУ ГМЦ ДОНМ
Пояснительная записка
Права ребёнка – это свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребенка, которые нашли свое отражение и в нормативных правовых актах Российской Федерации. Российская Федерация признает, что детство является важным этапом жизни человека, интересы детей являются одним из важнейших приоритетов государственной политики.
Декларация прав ребёнка принята резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года, в которой содержатся десять основных принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление прав детей (https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml).
Через 30 лет, именно 20 ноября 1989 года, была принята Конвенция о правах ребёнка.
Международная Декларация по правам детей – это официальный документ, принятый международным сообществом, в котором прописаны обязанности взрослого перед ребенком. Декларация предусматривает одинаковые для всех несовершеннолетних права при воспитании, образовании, физическом и духовном развитии, при этом неважно, какая раса у ребёнка, на каком языке он говорит, какую религию исповедует и т. д. Конвенция определяет волю несовершеннолетних на получение образования, на проведение отдыха и досуга, на пользование другими услугами государств, входящих в ООН и подписавших этот документ. Конвенция – это первый и основной международно-правовой документ, определяющий права несовершеннолетних.
Официальные документы ООН рекомендуют всем странам ввести в практику празднование 20 ноября Всемирного дня ребёнка как дня мирового братства и взаимопонимания детей, посвящённого деятельности, направленной на обеспечение благополучия детей во всем мире. В рамках этого дня проводятся мероприятия, посвящённые детям (открытые уроки, просветительные занятия, семинары, конференции, лекции, акций, демонстрации и флешмобы, сбор пожертвований детским домам и малоимущим семьям благотворительными фондами). Основная цель этого дня – привлечь внимание общественности к законодательным нормам, обеспечивающим благоприятное развитие и становление личности несовершеннолетних членов социума.
В соответствии с решением Правительственной комиссии по вопросам реализации Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» с 2013 года ежегодно в Российской Федерации проводится Всероссийский день правовой помощи детям, приуроченный к Всемирному дню ребёнка.
Основная задача проведения Всероссийского дня правовой помощи детям – правовая помощь детям-сиротам и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также широкое информирование граждан о возможностях системы бесплатной юридической помощи. В этот день во всех субъектах Российской Федерации организуются пункты бесплатных юридических консультаций по вопросам прав детей, опеки, попечительства и детско-родительских отношений. Помимо оказания бесплатной юридической помощи, в этот день будут проводиться дополнительные мероприятия по правовому консультированию детей и их родителей в образовательных организациях, а также на базе общественных приёмных, центров бесплатной юридической помощи во всех регионах России.
Основные подходы в организации проведения мероприятий, приуроченных к Всероссийскому дню правовой помощи детям, в образовательных организациях
Профилактическая работа в образовательной организации по правовому просвещению и воспитанию обучающихся является средством профилактики правонарушений и борьбы с негативными проявлениями в подростковой и молодёжной среде. Воспитание целостной личности, сочетающей в себе следование принципам морали, духовное и культурное богатство, законопослушность невозможно без правового просвещения и правового воспитания обучающегося.
Целью правового просвещения в образовательной организации является формирование правовой культуры, правовых знаний.
В Всероссийский день правовой помощи детям в образовательных организациях рекомендуется провести занятия правовой грамотности, направленные на:
- акцентирование внимания учащихся, их родителей и педагогов в вопросах прав и свобод ребёнка как полноценного участника правовых отношений;
- способствование развитию интереса учащихся к вопросам правового образования, определения ими своего отношения к праву как общественной ценности;
- оказание помощи школьникам в определении собственных представлений о современных правовых и моральных ценностях общества.
Занятия правовой грамотности могут быть организованы в рамках учебной деятельности:
— изучение основ правовых знаний на уроках предмета «Окружающий мир» в начальной школе; — разъяснение административного и уголовного законодательства об ответственности несовершеннолетних за совершение правонарушений на уроках предметов «Обществознание», «Право», «ОБЖ»; — изучение становления и развития права в рамках предмета «История».
Во внеурочной работе, при проведении внеклассных мероприятий, мероприятия по правовому просвещению могут носить разнообразный характер:
- Беседы, лекции для обучающихся на правовую тематику с привлечением к проведению мероприятий общественных организаций, представителей правоохранительных органов, преподавателей и студентов юридических факультетов высших учебных заведений в качестве лекторов, а также родительской общественности.
- Мероприятия с использованием интерактивных методов, обеспечивающие личное участие обучающихся в предлагаемой деятельности, вовлечение всех участников в обсуждение поставленных проблем, что будет способствовать выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретённые навыки и накопленный опыт.
- Мероприятия с использованием игровых форм – ролевые и деловые игры, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, взятых из реальной жизни или художественных источников, инсценировки судебных процессов, жизненных правовых ситуаций. Использование инсценировок и ролевых игр при проведении таких мероприятий позволяет разнообразить процесс обучения, мотивировать обучающихся к самостоятельному поиску информации, формировать ответственное отношение к выполняемому делу, учит работать в коллективе, выражать и грамотно отстаивать своё мнение.
- Социально значимые проекты, конкурсы, акции, направленные на формирование гражданско-правового сознания (подготовка творческого задания, презентации, создание видеоролика, проведение исследований и т. д.).
- Электронная форма правового просвещения – организация видеолекций, конференций, использование информационных материалов и различных электронных ресурсов, в том числе МЭШ, для организации и проведения классных часов, внеклассных мероприятий и др.
- Совместная продуктивная деятельность – изготовление учащимися информационно-дидактических материалов: буклетов, брошюр, справочных материалов по изучаемым правовым темам.
- Проведение собраний по правовому консультированию родителей (законных представителей) по вопросам прав детей с привлечением представителей школьных служб примирения, социальных служб, правоохранительных органов, юристов, а также индивидуальное консультирование в области юридических аспектов опеки и детско-родительских отношений для родителей учащихся, попавших в трудную жизненную ситуацию, опекунов (приёмных родителей), законных представителей детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Размещение на публичном пространстве образовательной организации информации, посвящённой аспектам гражданско-правовой культуры.
Проведение таких мероприятий не только повысит правовую культуру всех участников образовательных отношений, но и сформирует у них активную гражданскую позицию.
При организации мероприятий по правовому просвещению важно исходить не только из уровня знаний обучающихся в вопросах права, но и с учётом возраста детей. Так, например, на уровне начального общего образования проведение занятий основывается на игровых формах работы: викторины, игры, конкурсы рисунков, плакатов и т. д.; на уровне основного общего образования при обучении правам ребенка выбор необходимо отдать комплексу познавательных и практических заданий, который учитывает интересы и жизненный опыт учащихся; на уровне среднего общего образования лучше избрать поисково-исследовательской метод и деятельностную практику.
Нормативно-правовые акты, регламентирующие права детей:
- Декларация прав ребёнка.
- Конвенция о правах ребёнка.
- Конституция РФ.
- Гражданский кодекс Российской Федерации.
- Семейный кодекс Российской Федерации.
- Трудовой кодекс Российской Федерации.
- Федеральный закон от 20.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
- Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Методические материалы, рекомендуемые для проведения мероприятий Всероссийского дня правовой помощи детям:
— https://academy.mosmetod.ru/kollektsiya/konstitutsiya-osnovnoj-zakon-gosudarstva; — https://academy.mosmetod.ru/kollektsiya/pravovaya-norma; — https://academy.mosmetod.ru/kollektsiya/pravomernoe-povedenie-pravonarushenie; — https://academy.mosmetod.ru/kollektsiya/sistema-prava-i-sistema-zakonodatelstva-rossijskoj-federatsii; — https://academy.mosmetod.ru/kollektsiya/administrativnaya-otvetstvennost-nesovershennoletnikh; —https://academy.mosmetod.ru/kollektsiya/khuliganstvo-i-vandalizm-ot-prostupka-do-prestupleniya-chast-2; — https://life.mosmetod.ru/index.php/category/pravovye-situacii; — https://life.mosmetod.ru/index.php/category/pravo; — https://mosmetod.ru/centr/proekty/urok-v-moskve/obshchestvoznanie/ugolovnoe-pravo.html; — https://mosmetod.ru/centr/proekty/urok-v-moskve/obshchestvoznanie/konstitutsii-rf-osnovy-konstitutsionnogo-stroya-rossii.html; — https://mosmetod.ru/centr/proekty/urok-v-moskve/obshchestvoznanie/mezhdunarodnaya-zashchita-prav-cheloveka.html; — https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/profilaktika-negativnykh-proyavlenij/metodicheskie-materialy/klassnyj-chas-na-temu-umej-skazat-net.html; — https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/profilaktika-negativnykh-proyavlenij/metodicheskie-materialy/klassnyj-chas-po-profilaktike-pravonarushenij-sredi-nesovershennoletnikh-vysokaya-otvetstvennost.html;
Материалы
- О проведении Всероссийского дня правовой помощи детям
ПРАВА РЕБЕНКА (Rights of children) – это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок (ребенком признается каждый человек до 18 лет) вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
Мероприятия в ДОУ, посвящённые Всероссийскому дню правовой помощи детям в 2022 году
- Беседа «Детям о правах детей»
- Беседа «Каждый ребёнок имеет право»
- Видеоролик «Я — ребёнок, и я имею право!»
Определение прав ребенка логически вытекает из основных идей Всеобщей декларации прав человека. Её отдельная статья посвящена детям. В ней указывается, что «Материнство и детство дают право на особое попечение и помощь». Таким образом, признавая равные права детей на все свободы, провозглашенные в декларации, международное сообщество признает необходимость дополнительной помощи и поддержки детям.
Для гармоничного развития личности ребенок должен расти в атмосфере любви и добра, в семье, среди близких и любящих людей. Задача взрослых – помочь ребенку подготовиться к самостоятельной жизни, стать полноправным членом общества, создать ребенку условия для нормального физического и интеллектуального развития.
Развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребенка были выделены в особую категорию. В начале 20 века права детей, как правило, рассматривались в контексте существующих проблем использования детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. Необходимость законодательно обеспечить охрану здоровья детей, защиту их прав побудила Лигу Наций принять Женевскую декларацию прав ребенка в 1924.
Следующим важным шагом стало принятие ООН в 1959 Декларации прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей. В ней о. Документ состоит из 10 положений (принципов, как они назывались в Декларации), признание и соблюдение которых должно позволить «обеспечить детям счастливое детство».
Ребёнком в Российской Федерации признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия).
Права детей в Российской Федерации регулируются следующими законами:
- «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990);
- Конституция РФ;
- Семейный кодекс РФ;
- Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
- Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Какие права имеет ребенок в соответствии с действующим законодательством?
Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию, гражданство.
Имя дается ребенку родителями, отчество – по имени отца, фамилия – родителей, либо если у родителей разные фамилии, то по взаимному согласию родители выбирают одну из фамилий.
Если родители не могут прийти к общему мнению по вопросу имени и фамилии ребенка, этот вопрос разрешается органом опеки и попечительства.
Родители, пока ребенку не исполнилось 14 лет, могут изменить его имя или фамилию с разрешения органа опеки. Если ребенку исполнилось 10 лет, то изменение имени или фамилии возможно только при его согласии.
Ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, со своими родителями, которые должны заботиться о его воспитании, обучении, развитии.
Ребенок имеет право общаться с обоими своими родителями, а также другими родственниками. Развод родителей и их раздельное проживание не должны влиять на права ребенка, даже в том случае если один из родителей проживает в другом государстве.
Компетентные органы могут запретить одному из родителей (либо обоим родителям) общаться с ребенком только в том случае, если такие действия необходимы для защиты прав и интересов ребенка.
Ребенок имеет право на защиту своих прав и интересов.
Обязанность защищать права и законные интересы ребенка возлагается на родителей или законных представителей, а в случае их отсутствия на органы опеки и попечительства.
Если ребенок до достижения им возраста 18 лет признан полностью дееспособным в соответствии с законодательством, он имеет право самостоятельно защищать свои права.
Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны своих родителей либо законных представителей (опекунов, попечителей и т.д.).
Злоупотребления могут выражаться в физическом или психологическом насилии, оскорблении, унижении ребенка, в сексуальных домогательствах, запугиваниях ребенка и т.п. Ребенок может самостоятельно обращаться в органы опеки и попечительства (а по достижении возраста 14 лет – непосредственно в суд) с требованием защитить его от подобных злоупотреблений.
Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, которые касаются его самого, отношений в семье.
Мнение ребенка может заслушиваться в судебных заседаниях. Учет мнения десятилетнего ребенка в судебном заседании является обязательным, если это не ущемляет права ребенка.
Свое собственное мнение ребенок имеет право выражать также в виде получения и передачи любой информации, как в письменном, так и в устном виде (произведения искусства и иные средства).
Ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии, свободу ассоциаций и собраний.
Ребенок имеет право на доступ к информации.
Информация должна иметь благоприятную нравственную направленность, способствовать полноценному физическому и психическому развитию ребенка. От иной информации, наносящей вред благополучию ребенка, он должен быть защищен, в том числе и на законодательном уровне.
В целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, принят Федеральный закон от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Ребенок имеет право на личную, семейную жизнь, неприкосновенность его жилища, право хранить в тайне свою переписку, телефонные переговоры, личные данные.
В случае посягательств или незаконного вмешательства, права ребенка подлежат защите.
Ребенок, лишенный родителей, имеет право на защиту и помощь государства.
Для этого применяются процедуры усыновления, передача в приемную семью, либо в соответствующие социальные учреждения, созданные для ухода, воспитания и обучения детей, оставшихся без родителей.
Родители в силу своих физических и финансовых возможностей обязаны обеспечить ребенку уровень жизни, необходимый для его физического и духовного развития. Государство в свою очередь обязано оказывать поддержку родителям, чьи возможности не позволяют обеспечить должный уровень жизни ребенку.
Например, малоимущим семьям предоставляются некоторые гарантии и льготы. Многодетным семьям государство оказывает материальную поддержку и предоставляет льготы.
Ребенок имеет право на полноценный уровень жизни.
Ребенок имеет право на охрану здоровья и медицинское обслуживание, причем использование наиболее совершенных методов и услуг, а также приоритет при оказании медицинских услуг.
В этих целях ребенку предоставляется бесплатное медицинское обслуживание в государственных (муниципальных) учреждениях, включающее профилактику различных заболеваний, диагностику и лечение, реабилитацию, санаторное лечение и оздоровление детей.
Ребенок имеет право на образование.
Образование должно быть направлено на всесторонне развитие личности, талантов ребенка, его физическое и нравственное воспитание.
Дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в государственных и муниципальных учреждениях общедоступно и бесплатно.
Высшее образование ребенок может получить, пройдя конкурс. При условии успешного прохождения высшее образование в государственных и муниципальных ВУЗах также бесплатно.
Ребенок имеет право на отдых и развлечения, соответствующие его возрасту, право участвовать в культурных мероприятиях, заниматься творчеством и искусством.
Ребенок имеет право на защиту от эксплуатации, выполнения работы, которая вредна для его физического или психического здоровья, препятствует получению образования.
С этой целью в Трудовом кодексе РФ установлены соответствующие правила, в частности определяющие возраст, с которого ребенок может приниматься на работу, продолжительность его рабочего дня, запрет выполнения определенных видов работ и т.п.
Ребенок, неполноценный в физическом или умственном отношении, имеет право на особую заботу и предоставление особых условий.
Такой ребенок также имеет право на полноценную и достойную жизнь. Государство предоставляет таким детям соответствующие гарантии и льготы, оказывает их родителям материальную помощь.
Ребенок имеет имущественные права.
К ним относится право на получение содержания от своих родителей. Ребенок имеет право собственности на доходы, которые он получил лично, на имущество, подаренное ему, переданное в наследство либо приобретенное на его личные средства.
Распоряжаться данным имуществом он может по правилам, установленным Гражданским кодексом РФ (ст. 26 и 28 ГК РФ).
AdmirorGallery 4.5.0, author/s Vasiljevski & Kekeljevic.
Тематическая правовая неделя «Мы имеем право»
Карева Анна
Тематическая правовая неделя «Мы имеем право»
Формирование элементарных общепринятых норм и правил поведения
в социуме через организацию тематической правовой недели
«Мы имеем право»
Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, нравственно – правовое воспитание, воспитательная система, правовая неделя.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Детство – это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и нравственность.
Дошкольное детство – наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.
В свете ФГОС дошкольного образования актуальность правовоговоспитания детей однозначна: общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями. Воспитать такие личности возможно лишь в условиях соблюдения правовых норм, исключающих нарушение прав и достоинств детей.
Правовое воспитание в детском саду предусматривает отношение к ребенку и его родителям как к партнерам в условиях сотрудничества. Правовое воспитание детей превратило правовое сознание и правовое поведение из общественного эталона в осознанную индивидуальную потребность каждого ребенка.
На основе осознания личной ответственности за свои праваи обязанности ребенок сможет:
1. усвоить определенную систему нравственно – правовых ценностей;
2. раскрыть взаимосвязь прав и обязанностей человека.
3. повысить адаптивность к факторам социальной среды;
4. воспринимать нравственно – правовое поведение как норму и стиль жизни.
Направление состоит в том, что через усвоение и обладания своими правами ребенок может самореализоваться и раскрыться как личность, овладеть элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно – моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо»
.
При разработке правовой недели использовали данные формы обучения детей (игры, обыгрывание ролей, анализ конкретных проблемных ситуаций и др.)
.
Интерактивные формы работы с детьми помогают раскрыть основные приоритеты правовоговоспитания и решить следующие задачи:
1. формирование системы элементарных правовых знаний;
2. формирование правовых умений и навыков, чтобы они стали привычкой, личностным убеждением;
3. формирование системы ценностных ориентаций.
Основная цель правовой недели показать взаимосвязь прав и обязанностей каждого члена общества. А атмосфера праздника помогает осуществить эту цель на фоне высокого эмоционального подъема и радостного настроения детей. Особенность правовой недели как формы праздника состоит в том, что она проводится для детей подготовительной группы и длится в течение недели
Правовая неделя «Мы имеем право»
.
(для подготовительной группы)
.
Цели:
1. Углубление знаний детей о правах и обязанностях.
2. Воспитание умения считаться с мнениями и интересами других людей.
3. Формирование доброжелательности, чувства справедливости, уважения друг к другу.
Задачи:
Образовательные задачи:
— обобщать знания детей об их гражданских правах и обязанностях;
— закреплять представления детей о благополучной дружной семье;
— дать детям представления о важности права на имя;
— довести до сознания детей идею значимости, неповторимости, уникальности каждого человека.
Развивающие задачи:
— способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;
— развивать в детях уверенность в себе и своих возможностях;
— развивать умение слушать и отвечать на вопросы воспитателя.
Воспитательные задачи:
— воспитывать уважение к правам и обязанностям каждого человека;
— прививать веру, любовь и доброе отношение детей к окружающим;
— содействовать дальнейшему развитию общения между ровесниками, оптимизации взаимоотношений в группе.
Предварительная работа с детьми:
1. Чтение и разучивание произведений художественной литературы и фольклора.
2. Проведение бесед и занятий на тему «Беседы о правах ребенка»
.
3. Знакомство с «Конвенцией…»
– специальным документом о
правах ребёнка;
4. Показ презентаций по данной теме.
Предварительная организационная работа педагогов:
1. Планирование и разработка правовой недели.
2. Разработка сценариев мероприятий.
3. Подбор игр правового содержания, художественной литературы, фольклорных текстов.
4. Составление примерного перечня работ для детского творчества.
5. Подбор демонстрационного материала.
6. Изготовление сувениров, призов для детей.
7. Разработка и изготовление правовых маршрутных листов.
Алгоритм проведения правовой недели «Мы имеем право»
.
Тема дня Мероприятия
Подготовительная группа Игры и занятия во второй половине дня.
1 день
«Я- гражданин России»
Общий сбор 9.00- 9.20 1. Чтение стихотворений о Родине, России.
2. Рисование тему «Россия –это Я»
.
3. Просмотр презентации «Дети в картинах
русских художников».
Цель: учить детей воспринимать произведения искусства, познакомить детей с работами известных художников, которые изображали на своих картинах детей.
4. Чтение сказки «Похищенное имя»
.
Цель: формировать интерес к чтению произведений художественной литературы.
9.30-10.00
Место проведения: музыкальный зал.
Игра- «Я гражданин»
.
Цель: укрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходства между людьми.
2 день
«Я — не гость в своей семье»
Общий сбор 9.00- 9.20 1. Составление рассказа
«Любимые занятия моей семьи»
.
2. Беседы на тему «Кто Я?»
3. Изготовление стенгазеты «наша дружная семья»
9.30-10.00
Место проведения: групповая комната.
Заседание «Клуба Почемучек»
—
«Моя семья»
Цель: формировать у детей представление о семье как об «островке безопасности»
, гаранте
прав ребенка.
3 день
«Права человека»
. Общий сбор 9.00- 9.20 1. Я начну, а ты продолжи»
(пословицы о доме, Родине)
2. Беседы об ответственности и правах ребенка.
3.Дидактические игры: «Чьи права нарушены?»
,
«Назови права героев»
.
4.Словесные игры: «Приветствие»
,
«Моих родителей зовут…»
9.30-10.00
Место проведения: музыкальный зал.
Игра — «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
.
Цель: показать детям на взаимоотношениях
сказочных героев действие статей о правах ребенка.
4 день
«Я- ребенок, я имею право»
Общий сбор 9.00- 9.20 1. Рисование — коллективная работа
«Дружные ребята»
.
Цель: учить детей коллективному творчеству; дать возможность ощутить радость поиска наилучших решений; поощрять независимую обоснованную позицию.
2. Презентация для детей «Наши права»
.
3. Сюжетно- дидактическая игра «Как исправить Бармалея?»
.
4.Словесные игры : «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»
,
«Покажи»
.
9.30-10.00
Место проведения: групповые комнаты.
Викторина «Права и обязанности»
.
Цель: закрепить знания о Конвенции ООН о правах ребенка; закрепить знания о правах ребенка на жизнь, на имя и фамилию, семью, медицинское обслуживание, образование, отдых и досуг; закрепить знания детей об обязанностях.
5 день
«Город Счастья»
9.30 – 10.20
Место проведения: музыкальный зал.
Театрализованное представление «Город счастья»
.
Цель: Закрепить знания детей о Конвенции ООН о правах ребенка, об основных правах, перечисленных в ней. Воспитывать чувство доброты, сопереживания и сопричастности ко всему, что нас окружает. Помочь детям понять, насколько серьезна и важна проблема прав и обязанностей, осознать, что окружающий социальный мир зависит от поступков каждого человека и каждый в ответе за тот мир, в котором мы живем. Вызывать желание следовать
тому, что достойно подражания и объективно оценивать недостатки поведения и деятельность. Проверка полученных знаний, умений и навыков и их комплексное совершенствование в праздничной обстановке.
Вручение призов и сувениров.
Вывод: В результате проведенной работы мы получили положительные изменения у детей в их отношении к себе и другим людям, дети овладели элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме, создана благоприятная морально – психологическая обстановка для развития ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.