Лексическая тема «Зима.Признаки зимы»картотека по логопедии (старшая группа)


Дидактические игры для старших дошкольников 5-7 лет. Тема: Зима

Дидактические игры для старших дошкольников по лексической теме «Зима»
Автор: Павлова Вера Валерьевна, воспитатель спецгруппы МОУ «Бендерский детский сад №9» город Бендеры Аннотация:данная подборка дидактических игр будет полезна воспитателям и педагогам начальных классов. Назначение:данные дидактические игры можно использовать при проведении НОД, в самостоятельной детской деятельности Возрастная аудитория: старший дошкольный возраст (5-7 лет). Цель: уточнение представлений об особенностях зимы как времени года, закрепление основных изменений, происходящие в неживой и живой природе, у людей при наступлении этого времени года. Задачи: -обобщить признаки зимы; -уточнить, что происходит в живой и неживой природе с приходом зимы; -уточнить представления о зимующих птицах края и помощи им людьми; -уточнить знание пословиц и поговорок, загадок и стихов о зиме. Дидактическая игра «Назови зимние слова» Цель: формирование активного запаса слов, обозначающих предмет, развитие фантазии и творчества. Ход игры: Воспитатель предлагает детям вспомнить и назвать 10 «зимних» слов. При затруднении можно предложить показать картинки с этими явлениями природы. За каждое названное только им слово игрок получает фишку. Выигрывает тот, у кого в результате будет самое большое количество фишек. Примеры слов: мороз, снег, лед, иней, снеговик, изморозь, Снегурочка, снежная крепость, снежки, снежинки и т.д.


Дидактическая игра «Скажи, какой?» Цель: активизация словарного запаса детей, расширение представлений о свойствах объектов неживой (живой) природы Ход игры: Воспитатель раздает карточки с изображением неживых объектов природы. Ребенок подбирает по 5 слов к данному объекту. Примеры объектов природы: снег, солнце, ветер, тучи, небо, лед, снежинки


Дидактическая игра «Продолжи предложение» Цель: уточнение представлений о зиме и других временах года, активизация словарного запаса, развитие связной речи. Ход игры: Воспитатель начинает предложения, ребенок заканчивает и поясняет свой ответ Если зимой день короче чем весной, то весной… Если дерево выше скамейки, то скамейка… Если к кормушке прилетело больше синичек, чем воробьев, то синичек… Если деревянная горка выше ледяной, то ледяная… Если летом теплее чем осенью, то осенью… Дидактическая игра «Большой – маленький» Цель: закрепление использования в речи слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, развитие памяти. Ход игры: Педагог раздает детям картинки, изображающие объекты живой или неживой природы. Дети называют большие и маленькие предметы. Можно предложить составить предложения с этими словами. Примеры слов: снег, снежинка, снеговик, солнце, облако, дерево, варежка, шапка, шарф…


Дидактическая игра «Исправь ошибки» Цель: формирование представлений о характерных явлениях зимой, сравнение зимы и других времен года, развитие внимания, памяти, связной речи — объяснения Ход игры: Воспитатель читает детям предложение и говорит, что надо слушать внимательно, а потом исправить ошибки. Ребенок, пояснивший ошибку, получает фишку. Выигрывает тот, у кого будет больше фишек. Примеры предложений: Пришло лето, и люди надели варежки и шапки. Пришла зима, и прилетели ласточки. Пришла весна, и речка покрылась льдом. Закончилось лето, и пришла весна. Пришло лето, и перелетные птицы улетели на юг. Пришла весна, и к кормушке стали прилетать синички и голуби. Дидактическая игра «Что будет, если лепить из…» Цель: закрепление знаний о материалах, из которых можно лепить; активизировать словарь детей. Ход игры: Воспитатель показывает детям три картинки: снег, пластилин, тесто и предлагает назвать, что можно слепить из этого материала. Каждый предмет отмечается фишкой. В конце игры можно увидеть, с каким материалом дети больше всего знакомы и какие поделки они предложили изготовить. Примеры: пластилин: посуда, мебель, фрукты, овощи, продукты и т.д. Снег: снежок, крепость, зайчик, снеговик, фигуры из снега и т.д. Тесто: булочка, пирог, поделка, печенье и т.д.


Дидактическая игра «Подбери логические пары» Цель: составление логических пар из различных предметов; развитие словарного запаса, логики и памяти. Ход игры: Воспитатель раздает картинки детям и говорит, что нужно найти друг с другом пары, а потом придумать с двумя словами предложения. Примеры слов: снеговик и метла; кормушка и синичка; мальчик и варежка; медведь и берлога; клест и шишки сосны.


Дидактическая игра «Расставь по порядку» Цель: знание процесса изготовления снеговика; умение пояснять его этапы. Ход игры: Воспитатель говорит, что необходимо так расставить картинки по порядку, чтобы получился снеговик. Дети комментируют процесс изготовления по схеме.


Дидактическая игра «Кто как из зимующих птиц голос подает?» Цель: закрепление названия зимующих птиц и их голосов; развитие памяти и внимания. Ход игры: Воспитатель раздает карточки и изображением зимующих птиц, детям предлагается вспомнить, как подает голос та или иная птица, узнав ее на картинке. Воробей – чирикает; ворона – каркает; сорока – стрекочет; голубь – воркует; синица – тенькает; сова – ухает.


Дидактическая игра «Закончи пословицу о зиме» Цель: знание пословиц и поговорок о зиме, развитие памяти и внимания. Ход игры: Воспитатель начинает пословицу о зиме, дети заканчивают. Играть можно двумя командами детей. Выигрывает та команда, которая лучше запомнила пословицы и поговорки. Примеры пословиц и поговорок о зиме: Береги нос в большой мороз. Год кончается, а зима начинается. Декабрь год кончает, а зиму начинает. Мороз невелик, да стоять не велит. Январь — году начало, зиме середина. Февраль — месяц лютый: спрашивает, как обутый. Не светит зимой солнце против летнего. Не тот снег, что метет, а тот, что сверху идет. В зимний холод — всякий молод. В одну ночь зима становится. Рекомендую педагогам организаций дошкольного образования использовать предлагаемые игры в НОД, досугах, викторинах, в индивидуальной работе.

Рекомендуем посмотреть:

Дидактическая игра со звучащими предметами для старших дошкольников Дидактическая игра по обучению грамоте старших дошкольников Дидактические игры для старших дошкольников 5-7 лет. Тема: Зимующие птицы Сюжетно-ролевая игра в детском саду в старшей группе «Отмечаем Старый Новый Год»

Похожие статьи:

Сюжетно – дидактическая игра для старших дошкольников «Мы едем в поезде»

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]