Дошкольный возраст — мышление и познавательная активность


Мышление

Накопление знаний не приводит к развитию мышления, оно формируется лишь в активной практической и познавательной деятельности. Развитие мышление дошкольника проходит 3 этапа и представляет собой сложную взаимосвязь различных форм мышления:

  1. Наглядно-действенное мышление (3–5 лет). Основной признак — неразрывная связь мыслительных процессов с практическими действиями, преобразующими познаваемый предмет. Чтобы мыслить, нужно действовать с предметами. Например, ребенок крутит игрушку, нажимает на все кнопки, пытается ее открыть, таким образом, он «экспериментирует и познает руками». В процессе многократных действий с предметами (а за пару лет через руки ребенка пройдут сотни и тысячи разных предметов), ребенок выделяет их скрытые характеристики и внутренние связи. Практические действия с предметами, становятся средством познания действительности и формируют мышление.
  2. Наглядно-образное мышление (4–6 лет) — ребенок в мышление начинает оперировать не конкретными предметами при помощи рук, а их образами и представлениями, хорошо представляя себе такие объекты. Ребенок научается познавать и решать задачи в уме, опираясь на свои образные представления о предметах, тогда как до этого, мог лишь путем практических действий. Теперь, чтобы ребенку узнать, какая фигурка подходит к какому отверстию, не нужно попеременно вставлять их, он может сделать это в уме и довольно быстро.

Стоит учитывать, что ребенок не всегда способен через наглядно-образного мышления прийти к правильному ответу. На его мышление, может оказывает сильное влияние восприятие. Если ребенку показать два совершенно одинаковых и равных по объему шарика из теста, а затем на глазах у него, один из шариков превратить в лепешку и спросить где теста больше, то часто ребенок заявляет, что в лепешке количество теста стало больше. Такая ошибка мышления связана с тем, что ребенок пока не владеет понятием объема и знанием других метрических измерениях. Наглядные модели, в которых воспроизводятся свойства и отношения предметов, являются важнейшим условием для формирования внутренней мыслительной деятельности.

Для возникновения образного мышления, также важно подражание взрослому. Воспроизводя действия взрослого, ребенок строит внутренние модели действий, которые проигрывает в ролевой игре.

3. Логическое мышление — начинает складываться к концу дошкольного возраста (около 7 лет) и развивается долгие годы, позволяя ребенку овладеть принципами логики. Такое мышление характеризуется тем, что в результате ребенок оперирует достаточно абстрактными категориями и устанавливает различные отношения, которые не представлены в наглядной форме. Однако вначале, ребенку легче устанавливать причинно-следственные связи, если конкретный объект находится прямо перед ним и можно непосредственно наблюдать происходящие с ним изменения. Постепенно он переходит к более абстрагированному от наличной ситуации мышлению.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности


С пяти до семи лет познавательная деятельность дошкольника начинает включать в себя исследования и эксперименты.

Можно брать стандартные игры (прятки) или же поиграть в игру – отыщи спрятанную вещь в комнате, ориентируясь на подсказки «холодно – горячо».

Следует поиграть в такую развивающую игру: несколько детей по очереди пытаются объяснить значение слова не называя его, ребенок должен угадать.

В дошкольном возрасте дети учатся делать выводы и умозаключения, ставить опыты, путем проб и ошибок. Очень хорошо в это время развивать творческие способности, формировать моральные и нравственные ценности путем показа качественных мультфильмов и чтения хороших книг.

Также важно уделить внимание развитию речи ребенка. Занимайтесь самостоятельно, если видите в этом прок, но когда ваш ребенок долго не выговаривает определенную букву или совершает сильные артикуляционные ошибки, обратитесь к логопеду.

Детское экспериментирование

Иногда выделяют еще один тип мышления ребенка — детское экспериментирование. Оно представляет собой единство наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, и направлено на познание свойств и связей объектов.

Такое мышление имеет форму экспериментирования с явлением: ребенок вызывает или прекращает явление, изменяет его в том или ином направлении. В процессе таких действий ребенок получает новую, порой неожиданную для него информацию, что часто ведет к изменению представлений об объекте. Например, ребенок кладет в ручеек деревянный кораблик и видит, как он плывет, тогда он берет свой игрушечный кораблик из железа, и видит как тот идет ко дну. Ребенок недоумевает, ведь обе игрушки являются корабликами, которые должны плавать, но один утонул. Тогда ребенок приходит к умозаключению, что не каждый кораблик способен плавать и начинает исследовать этот вопрос. В данном экспериментирование четко представлен момент саморазвития: использование и преобразования объекта/явления раскрывают перед ребенком его новые свойства, которые, в свою очередь, позволяют строить догадки и воплощать их в жизнь.

Экспериментирование поощряет в ребенке любознательность и инициативность, самостоятельность, гибкость мышления, смелость, стимулирует к поискам новых решений и творчеству. Самостоятельное экспериментирование дает ребенку возможность пробовать разные способы действий, снимая при этом страх ошибиться (т.к. нет правильного варианта). Способность удивляться новому, строить свои догадки, задавать себе и окружающим вопросы, является более важным в развитии мышления, чем воспроизведение готовых схем действий и усвоение знаний, даваемых взрослыми. Роль взрослого в этом процессе, сводится к тому, чтобы создавать специальные объекты и ситуации, стимулирующие познавательную активность и экспериментирование.

Опыт работы «Развитие познавательной активности дошкольников»

Наталья

Опыт работы «Развитие познавательной активности дошкольников»

В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?»Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.

Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации»

определяет дошкольную образовательную организацию первой ступенью

системы образования в целом.

В Концепции Российского образования одним из главных направлений является интеллектуальное развитие подрастающего поколения, его познавательной активности. Система образования сегодня ориентирована на воспитание и развитие активной творческой личности, способной адаптироваться к современным условиям, принимать нестандартные решения.

В соответствии с введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования и с требованиями к

результатам освоения основной образовательной программы, представленными в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования, выдвигается важное направление – любознательность.

Ребенок задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать.

Стремление к постижению мира заложено в ребенке на биологическом уровне, но это стремление нужно развивать. Именно поэтому, ФГОС ДО направляет задачи и содержание образовательной деятельности в рамках образовательной области «Познавательное развитие»

на достижение целей
развития у детей познавательных интересов, интеллектуального потенциала.
Познавательное развитие – одно из важнейших направлений дошкольного

образования. Задача педагогов дошкольной образовательной организации –

создать условия, найти наиболее удачные способы подачи информации для

развития любознательности, познавательной активности, познавательных

способностей детей.

Проблема развития познавательной активности

Проблема развития познавательной активности детей не является новой

для науки.

На протяжении длительного времени свой вклад в исследование этой проблемы внесли выдающиеся психологи Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Н. Н. Поддъяков, С. Л. Рубинштейн; педагоги М. И. Лисина,

Г. И. Щукина, современные ученые В. В. Щетинина, Е. А. Меньшикова, А. Н. Нефедова, М. Н. Полякова и др.

Феномен познавательной активности как один из важнейших факторов обучения постоянно привлекает внимание исследователей. Анализ психологопедагогической литературы свидетельствует, что среди исследователей нет единого определения понятия «познавательная активность»

.

Понятие «познавательная активность»

рассматрим с позиции разных авторов.

-Деятельное состояние, которое проявляется в отношении ребенка к предмету и процессу этой деятельности

Т. И. Шамова.

-В основе развития познавательной активности лежит преодоление ребенком

противоречий между постоянно растущими познавательными потребностями и возможностями их удовлетворения, которыми обладает он в данный момент

В. С. Ильин

-Естественное стремление человека к познанию, характеристик деятельности, ее интенсивность и интегральное личностное образование

Т. И. Зубкова

Е. И. Щербакова характеризует познавательную активность как «…проявление самостоятельности, инициативы, творчества в процессе деятельности, а так же стремление узнать, постичь, понять, найти, испытать

радость успеха от самостоятельно найденного пути решения познавательной активности».

По мнению В. В. Щетининой, «познавательная активность — это черта личности, которая проявляется в отношении к познавательной деятельности,

предполагающая состояние готовности, стремление к самостоятельной деятельности, направленная на усвоение ребенком социального опыта, накопленных человечеством знаний и способов деятельности, находящая

появление в познавательной деятельности».

Исследованием познавательной активности у дошкольников занимались такие педагоги, как С. А. Козлова и Т. А. Куликова. Они изучали познавательную активность, как деятельность, в ходе которой ребёнок учится познавать окружающий мир, учится анализировать и сравнивать предметы ближайшего окружения, начинает устанавливать взаимосвязи. Проблема развития этой деятельности заключалась в развитии мышления, внимания и речи.

Результатом познавательной активности независимо от того, в какой форме познания она осуществляется, являются знания. Значит, одной из проблем развития познавательной активности является формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающего мира, о взаимоотношениях взрослого и ребенка, о явлениях природы и их причинах.

Принимая во внимание особенности развития детей дошкольного возраста, С. А. Козлова отмечает, что под познавательной активностью следует понимать: «… активность, возникающую по поводу познания и в его процессе. Она выражается в заинтересованном принятии информации, желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применить его на другом материале».

Интересна позиция Д. Б. Годовиковой, которая считает, что «познавательная активность»

— это стремление получить знания о явлениях окружающего мира, это и
познавательная потребность, и побуждаемая ею познавательная деятельность. Познавательная активность, по ее мнению, имеет отчетливые внешние проявления, опираясь на которые можно судить и о характере ее организации. Чем заинтересован ребенок, какова интенсивность его стремлений к знакомству с определенными явлениями.
М. И.Лисина подтверждает: «Познавательная активность занимает в деятельности структурное место, близкое к уровню потребности. Это состояние готовности к познавательной деятельности». Отсюда ясно, что познавательной активности близки понятия любознательность, любопытство.

Г. Н. Щукина рассматривает любознательность как стадию развития

познавательного интереса, на которой обнаруживаются достаточно сильные

выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворенности

деятельностью. Любознательность характеризуется стремлением человека

проникнуть за пределы увиденного, становясь устойчивой чертой характера,

имеет значительную ценность в развитии личности.

Дети по своей природе очень любопытны и любознательны. Они проявляют устойчивый интерес к тем объектам, которые вызывают у детей непроизвольное внимание.

«Любознательность – это склонность к приобретению новых знаний,

пытливость, определенная разновидность любопытства – «дельное любопытство»

— говорит Е. А. Меньщикова.

По мнению Т. А. Хабаровой, «Поощряя детское любопытство, педагог

порождает потребность в исследовании. У ребенка появляется возможность

действовать с разными предметами и материалами; формируется мотив,

связанный с внутренними желаниями, узнавать новое неизвестное. Дошкольник учится сам исследовать различные проблемы и открывать для себя новые знания».

Рассматривая и делая анализ двух данных понятий, можно сделать вывод

о том, что любопытство это начальный этап проявления познавательной

активности, чаще всего не имеющий определенной цели, а любознательность

мы можем охарактеризовать как стремление к познанию, любовь к знаниям.

Распознать познавательную активность ребенка несложно. Чаще всего

познавательная активность проявляется в процессе восприятия и мышления

ребенка. Е. И. Щербакова считает, что наиболее общими показателями

познавательной активности ребенка являются:

— увлеченность предметом, рассказом, деятельностью;

— ярко выраженное стремление выполнять разнообразные, особо сложные

задания, желание продолжать занятие по его окончанию;

— проявление самостоятельности в подборе средств, способов действий,

достижение результата, осуществление контроля;

— общение с взрослым, вопросы направлены на познавательные интересы;

— эмоциональное отношение к предмету (рассказу, деятельности и т. п.)

постоянное к нему стремление.

У детской познавательной активностиесть характерные особенности:

познавательная активность проявляется с самого рождения и интенсивно

развивается на протяжении всего дошкольного возраста, выходя за его пределы, обеспечивая ребенку накопление разных способов познания окружающего мира;

познавательная активность проявляется в разных видах деятельности,

как правило, не характеризуясь целенаправленностью познания в отдельной

сфере, ребенка интересует всё, что его окружает;

-познавательная активность ребенка дошкольного возраста ярко

проявляется в вопросах, сравнении, экспериментировании, постановке и

решении разнообразных детских проблем, направленных на более глубокое

познание ребенком окружающих предметов и явлений;

— ребенок дошкольного возраста проявляет интерес и всеохватывающее

любопытство от «что это?»

до
«хочу все знать!»
.

Итак, изложенное в данном параграфе позволяет сформулировать рабочее

определение познавательной активности, которым мы будем пользоваться в

дальнейшей работе. Наиболее близким нам является определение

познавательной активности, которое приводит С. А. Козлова. Она отмечает, что это активность, возникающая по поводу познания и в его процессе, которая выражается в заинтересованном принятии информации, желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применить его на другом материале.

Таким образом,можно сделать следующий вывод: познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывает сильное влияние на его развитие.

Условия формирования познавательной активности

На сегодняшний день в современном обществе отмечается резкий рост числа детей среди дошкольников с недостаточным уровнем развития познавательных процессов. В условиях интенсивного изменения в окружающей жизни, активного проникновения научно-технического прогресса во все сферы, информатизации дошкольного образования открываются новые возможности для развития методов и организационных форм обучения и воспитания детей.

Изучив теоретический материал по данному вопросу, я сделала вывод о том, что необходимо углубить знания и изучить методики экспериментирования более углубленно, т. к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.

На этом основан выбор моей темы по самоподготовке: «Детское экспериментирование как средство познавательной активности дошкольников». Данный опыт работы разработан с учетом требований педагогики, дидактики, психологии.

Теоретическая база

В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н. Н. Поддьякова, А. Н. Поддьякова, О. В. Дыбиной, И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир, А. И. Савенкова, О. В. Афанасьевой, Н. Г. Черниловой.

А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, М. И. Лисин, Е. Е. Кравцова в своих работах отмечали важность собственной активности ребенка, когда он выступает как полноценная личность, творец собственной деятельности, ставящий ее цели, ищущей пути и способы их достижения. Иначе говоря, когда ребенок выступает как свободная личность, реализующая свою волю, свои интересы, свои потребности.

В исследованиях Л. М. Маневцовой отмечается влияние поисково-исследовательской деятельности на формирование познавательного интереса у дошкольника, который проявляется в активном включении в любую деятельность, в проявлении большого количества вопросов, в самостоятельной постановке и решении детьми познавательных задач.

С. Л.Рубинштейн писал: «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс; он всегда направлен на разрешение какой-то задачи».

Цель экспериментального обучения, по мнению Н. Г. Черниловой, которая рассматривает экспериментальное обучение как развивающее, состоит в том, чтобы создать условия,при которых дети:

-самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

-учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

-приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

-развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

-развивают системное мышление.

Профессор — академик Н. Н. Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически единственным способом познания мира. Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, а, значит, активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности.

Виды опытно-экспериментальной деятельности

По характеру познавательной деятельности воспитанников можно выделить три вида детского экспериментирования.

Иллюстративное экспериментирование.

Детям известен результат какого-либо процесса или действия над предметом, и опыт подтверждает знакомые факты. Например, дети знают, что куличи лучше всего получаются из влажного песка. Опыты на способность песка впитывать воду и держать форму иллюстрируют этот факт.

Поисковое экспериментирование.

Результат названных действий над объектами неизвестен, его предлагается получить опытным путём. Дети знают, что растения пьют воду, но как жидкость движется по стеблю и листьям, им неизвестно.Для выяснения это вопроса проводится эксперимент с подкрашенной водой и листьями китайской капусты: листья оставляют на ночь в стаканах, а утром видят, что они приобрели цвет той жидкости, которую «пили»

ночью. Ребята приходят к выводу, что потребляемая корнем или срезом вода движется в растениях снизу вверх.

Познавательное экспериментирование.

На занятии создаются такие учебные условия, при которых воспитанники подбирают способы исследования для поиска ответов. Этот вид экспериментирования является практической составляющей обучающего метода решения познавательных задач. Опыт «Бусинки в ледяном плену»

, дети пытаются разрешить проблемную ситуацию, пробуя различные способы растапливания льда.

Формы организации опытно-экспериментальной деятельности

Экспериментированию могут быть посвящены различные режимные моменты в детском саду: занятия НОД, время на прогулках, тематические досуги, праздники, самостоятельная деятельность детей в центрах познавательной активности. Кроме того, элементы практических исследований могут быть включены в занятии музыкой («Почему колокольчики по-разному звучат? —Потому что сделаны из разных материалов: дерева, керамики, металла, пластмассы».) и физкультурой («Какой мяч более прыгучий: кожаный, резиновый, поролоновый или пластиковый? Проверьте».). Экспериментирование может осуществляться в совместной деятельности с семьёй: на консультациях воспитателем раздаются инструкции и описания проведения различных опытов в домашних условиях и на улице.

Поскольку основными видами деятельности детей дошкольного возраста являются исследования и игра,экспериментальные занятия должны сочетать в себе их элементы:

игры дидактические и игры-эксперименты.

Игровая деятельность детей 4–5 лет приобретает сюжетный характер, участники распределяют несложные роли, придумывают историю. Разыгрывая увлекательные сценки, дети удовлетворяют свою потребность в общении, делятся опытом.Экспериментальные занятия в средней группе могут быть полностью построены в игровой форме: вымышленный персонаж просит помощи у ребят или создаёт проблемную ситуацию, озвучивает задания, направляет ход рассуждений, построение выводов и т. д. ;

Опытно-экспериментальное занятие в детском саду

Занятие по экспериментированию в средней группе имеет продолжительность не более 20 минут. Разрабатывая конспект занятия, воспитатель должен подбирать разнообразные формы деятельности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей подопечных. Для профилактикипереутомления чередуются задания из образовательных областей: игровой (дидактические и сюжетные игры, двигательной (физкультминутки, подвижные игры, танцевальные паузы, эстетической (прослушивание музыкальных фрагментов и художественных текстов, рассматривание иллюстраций в книгах и мини-выставок, речевой (проведение познавательных и дидактических бесед, познавательной (проведение опытов и экспериментов, наблюдение процессов, исследование образцов и макетов).

Изучив методическую литературу по детской опытно — экспериментальной деятельности, я решила адаптировать практический материал к условиям своей группы и создала свою план — программу.

В план — программу вошли несколько разделов:

-«Вещество» — дети знакомятся с веществами, и агрегатными состояниями (твердое, жидкое, газообразное)

-«Жидкость. Свойства воды»

-«Снег и лед. Их свойства»

-«Твердое тело. Материалы» (гранит, глина, бетон, уголь, мел и др.)

-«Строение семян»

-«Воздух. Его свойства»

Для удобства поиска необходимых опытов и экспериментов, систематизировала описание вошедших в перспективное планирование опытов в картотеку.

Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В связи с эти мною был дополнен центр экспериментирования, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей. В центре хранятся разнообразные материалы, оборудование (лабораторная посуда, лупа, образцы глины, песка, разные породы камней и др.). В центре создала условия для проведения опытов с водой, почвой, растениями др. Дети проявляют огромный интерес к исследовательской работе, поэтому стараюсь уделять больше внимания опытам и наблюдениям. Разработала дидактические игры, пособия, игры — упражнения по исследовательской деятельности.

Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

В целях систематизации развивающей работы с детьми по направлению разработала перспективный план работы с детьми, родителями по опытно — экспериментальной деятельности для средней группы.

В своей работе я использую только элементарные опыты и эксперименты.Их элементарность заключается:

— в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.

— в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.

— они практически безопасны.

При проведении опытовпридерживаюсь следующей структуры:

-постановка проблемы;

-поиск путей решения проблемы;

-проверка гипотез, предположений;

-обсуждение увиденных полученных результатов;

-формулировка выводов;

Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

Для положительной мотивации деятельности детей использую различные стимулы:

-внешние стимулы (новизна, необычность объекта)

;

— тайна, сюрприз;

— мотив помощи;

-познавательный момент (почему так)

;

-ситуация выбора.

Работу по опытно-экспериментальной деятельности веду, исходя из перспектив индивидуального развития ребенка. Вся работа проходит как партнерская деятельность взрослого и детей, где последние получают возможность проявлять собственную исследовательскую активность. методику исследовательской деятельности строю на игровой основе. Это способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умение принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате организации детского экспериментирования, я пришла к выводу, что у детей развивается познавательный интерес к различным видам деятельности.

С помощью эксперимента дети получают новые знания, развивают творческие способности и коммуникативные навыки, успешно адаптируются к окружающему миру. Дети с большим удовольствием принимают участие в познании нового, интересного. Пытаются самостоятельно решать доступные познавательные задачи. Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе игровой деятельности. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество.Оформленная консультация для родителей: «Экспериментируем дома с детьми»

, дала возможность привлечь их в процесс
развития познавательного интереса детей, провести экспериментирование с детьми в домашних условиях. Привлечение к работе над проектом родителей, большинство поняли, что эксперимент имеет влияние на всестороннее развитие ребенка.
Считаю, единственной возможностью научить ребенка жить в быстро меняющемся мире — это создать ему условия для полного развития своих собственных способностей, не указывать на проторенный путь, а помочь найти свою труднопроходимую тропу. Учить ставить цели и идти к ним. Как раз этому и способствует исследовательская деятельность дошкольников.

Феномены детского мышления Ж. Пиаже

Мышление ребенка на первых порах крайне несовершенно и его основной особенностью является эгоцентризм — когда ребенок оценивает любую ситуацию только со своей позиции (точки зрения). То, что ребенок воспринимает, кажется ему абсолютным и единственно возможным вариантом. Причина этого — недостаточное разделение между «Я» и внешней реальностью.

Отличным примером эгоцентризма может служить известный тест о братьях, где взрослый спрашивает ребенка:

– У тебя есть братья? – Артур. – А у него есть брат? – Нет. – Сколько у вас братьев в семье? – Двое. – А сколько у тебя братьев? – Один. – А у него есть братья? – Нет, совсем нет.

Ребенок не осознает, что может не быть «центральным» объектом, и поэтому не догадывается, что у его брата, есть братья.

Жан Пиаже выделил и другие феномены детского мышления, в основе которых лежит эгоцентризм:

Анимизм — приписывание одушевленности неодушевленным предметам. Пиаже приводит следующий разговор с мальчиком:

– Живое ли солнце? – Живое. – Почему? – Оно дает свет. – Живая ли свеча? – Живая, так как она дает свет. Она живая, когда дает свет, но не живая, когда его не дает.

Артифициализм — понимание природных явлений по аналогии с деятельностью человека или как созданные человеком.

– Что делает солнце, когда облака и идет дождь? – Оно уходит из-за плохой погоды. – Почему? – Потому что оно не хочет попасть под дождь.

Реализм — склонность рассматривать предметы такими, какими дает их непосредственное восприятие. Когда луна следует за ребенком во время прогулки, значит, так оно и есть. Или трехлетний ребенок может с интересом следить, как папа наряжается Бармалеем, однако пугается и плачет, когда костюм и грим были готовы и он увидел устрашающий образ. Здесь проявляется еще одна особенность детского мышления этого периода: необратимость, неспособность мысленно вернуться к исходной точке. В данном примере, невозможно мысленно с Бармалея снять костюм и маску, вернуться к исходному образу папы.

Центрация — сосредоточение только на одном, наиболее заметном аспекте или признаке объекта, при игнорировании других, т. е. узко сфокусированное мышление. Ж. Пиаже продемонстрировал феномен центрации в своих экспериментах на понимание сохранения. В этих экспериментах Ж. Пиаже показывает, что дети на дооперациональной стадии развития мышления (от 2 до 7 лет) не понимают, что важные характеристики предметов остаются неизменными, несмотря на изменение их внешнего вида. На задачу ниже, ребенок ответит: в верхнем ряду монет стало больше, верхняя палочка длиннее, в одном из стаканов воды больше и т.д. Это происходит, так как он пока не способен соотнести несколько параметров сразу — длину ряда монет с их количеством, толщину палочек с их длиной, высоту и ширину стаканов с объемом.


Задачи на сохранение, разработанные Ж. Пиаже Источник: [Берк, 2006] С ходом развития мышления, к 7 годам ребенок преодолевает эгоцентризм и большинство других феноменов мышления, переходя на уровень логического мышления.

В целом детское мышление еще далеко от взрослого, и ребенку может быть трудно разобраться, где реальность, а где притворство. Например, действительно ли ведьмы могут наложить на вас заклинание или что у человека могут вырасти крылья, и он полетит, как на картинке в книжке.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]