Организация оздоровительной работы в ДОУконсультация на тему


Система оздоровительной работы в ДОУ

имеются залы для физкультурных и музыкальных занятий, с необходимым инвентарём;

имеются гимнастические скамейки, спортивные маты, гимнастические стенки, наклонные доски, ребристые доски;

лестницы для перешагивания и развития равновесия, резиновые коврики, массажные коврики для профилактики плоскостопия, сухой бассейн;

массажеры для стоп, мячи, обручи, мешочки с песком, канаты;

кегли, фитболы, мишени навесные, мягкие модули и другое необходимое оборудование. Всё это позволяет включить в работу большую группу детей, что обеспечивает высокую моторную плотность занятий;

имеется сенсорная дорожка, конусы для разметки;

спортивная площадка для занятий на воздухе оснащена необходимым инвентарём и оборудованием, гимнастической стенкой и бревном;

имеется картотека подвижных игр с необходимыми шапочками и другими атрибутами;

имеется большая картотека для развития основных видов движения, картотека физкультминуток и пальчиковых игр;

в каждой возрастной группе имеются физкультурные уголки, где дети занимаются как самостоятельно, так и под наблюдением педагогов;

дети старшей, подготовительной групп посещают бассейн и тренажерный зал детской поликлиники;

имеется кабинет логопеда (логопункт) для индивидуальной коррекционной работы;

медицинский кабинет, оснащенный следующим оборудованием: весы, ростомер, спирометр, динамометр кистевой детский, ингалятор, облучатель-циркулятор воздуха бактерицидный, плантограф, аппараты «Дельфин», «Солнышко»

Воспитательно-образовательный процесс ДОУ строится по программе «Из детства – в отрочество» под редакцией Т.Н. Дороновой Используются программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б.Стеркиной, О.Л.Князевой, Н.Н Авдеевой, «Как воспитать здорового ребенка» В.Г. Алямовской.

Проанализировав программу «Из детства – в отрочество» (раздел «Физическое воспитание»), коллектив педагогов пришел к выводу, что в ней не достаточно реализуется потребность детей в движении. В течение дня не выполняется физиологически необходимое ребёнку количество движений, физические занятия не решают проблемы тренировки сердечно-сосудистой системы, терморегуляционного аппарата, следовательно, не дают должного эффекта в укреплении здоровья.

Для выработки эффективного плана действий была составлена система оздоровительной работы в ДОУ, которая стала инструментом ориентации и интеграции усилий всего коллектива к будущим желаемым результатам.

2.2. Мониторинг здоровья детей

При организации мониторинга здоровья

детей медицинский работник собирает сведения о ребёнке при поступлении в детский сад через анкету, изучение документации и личную беседу. Важным условием работы в этом направлении является диагностическая работа врача, старшей медсестры, инструктора по физической культуре, воспитателей. Они определяют исходные функциональные показатели здоровья ребенка и уровень его физической подготовленности. Полученные первичные результаты являются отсчетом для прогнозирования особенностей развития ребенка, подбора оптимального содержания обучения и воспитания, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка. Все эти данные записываются в
индивидуальную карту ребенка.
После тщательного изучения карты индивидуального развития ребёнка, условий жизни, особенностей поведения и развития врачом составляется
паспорт здоровья группы
(по Е.Борисовой), где даются рекомендации воспитателям по оздоровлению каждого ребёнка индивидуально. На основе групповых паспортов составляется годовой план лечебно-профилактических процедур в ДОУ.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста

Автор: Свиридова Виктория Геннадьевна

Аннотация: в статье раскрывается построение образовательного пространства для гармоничного физического развития дошкольников, формирование интереса и ценностного отношения к НОД, формирование основ здорового образа жизни.

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» В. А. Сухомлинский.

Дошкольный возраст – решающий в формировании фундамента здоровья детей. На современном этапе развития общества по-новому ставится задача воспитания здоровых, гармонично развитых людей, обладающих высокой умственной и физической работоспособностью. Для успешного решения этой задачи важно, как говорится, «беречь здоровье смолоду».

В дошкольных учреждениях имеются возможности для укрепления здоровья детей. На протяжении всего периода пребывания ребенка в детском саду обеспечивается охрана его здоровья, укрепление организма, повышение уровня работоспособности и сопротивляемости различным заболеваниям.

Дети – дошкольники по своей сути, очень подвижны. В бесчисленном количестве движений проявляется их естественное стремление к развитию. Являясь биологической потребностью человека, движения служат обязательным условием формирования всех систем и функций организма, обогащая новыми ощущениями, понятиями, представлениями.

Учить же правильным движениям детей не только нужно, но и необходимо. Поэтому одной из главных задач является правильная организация физического воспитания детей. Разумное физическое воспитание – основа для общего развития ребенка, так как оно содействует его нормальному росту, укреплению здоровья и формированию психики.

Формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с интеллектуальным и психическим развитием ребенка, с воспитанием нравственно-волевых черт личности.

Основные задачи физического воспитания:

  • охрана и укрепление здоровья ребенка, закаливание организма
  • достижение полноценного физического развития: гармоничности телосложения, соответственно возрасту развитых функций и адаптационных способностей организма, физической и умственной работоспособности
  • воспитание нравственно-волевых черт личности, активности, самостоятельности
  • создание условий для целесообразной двигательной активности детей
  • формирование жизненно необходимых видов двигательных действий: ходьбы, бега, прыжков, ползания и лазанья, бросания, ловли и метания; движений рук, ног, туловища, головы; построений и перестроений
  • формирование широкого круга игровых действий
  • развитие физических (двигательных) качеств: ловкости (в том числе и координационных способностей), общей выносливости, скоростно-силовых качеств, а также умения сохранять равновесие
  • содействие формированию правильной осанки и предупреждение плоскостопия
  • формирование доступных представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми, об основных гигиенических требованиях и правилах
  • воспитание интереса к активной двигательной деятельности и потребности в ней.

Для решения этих задач в детском саду должны присутствовать все условия для обеспечения достаточного уровня двигательной активности на НОД и прогулке: спортивная площадка на территории детского сада, различные спортивные тренажеры, в том числе выполненные своими руками, групповые спортивные центры, спортивный инвентарь.

Все это способствует усвоению возрастной программы, помогает сделать НОД полезной и интересной, обеспечивает оптимальный объем физической нагрузки и высокий уровень двигательной активности.

Организационными формами работы с детьми по физической культуре в детском саду являются:

  • образовательная деятельность
  • физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня
  • активный отдых
  • самостоятельная двигательная деятельность детей
  • работа с семьей.

Основным видом ОД являются игровые ситуации. С целью развития и поддержания интереса детей необходимо использовать разные формы НОД:

  • классические (по схеме: вводно-подготовительная часть, основная, заключительная части)
  • игровые (с использованием игр: народные подвижные игры, игры-эстафеты, игры-аттракционы и т. д.)
  • тренировочного типа (ходьба, бег, строевые упражнения, спортивные игры, упражнения в лазании, акробатические элементы, упражнения с мячом и т. д.)
  • сюжетные и комплексные (объединенные определенным сюжетом, походы, спортивное ориентирование, с развитием речи, с викторинами и т. д.)
  • ритмическая гимнастика (состоящая из танцевальных движений)
  • НОД из серии «Изучаем свое тело» (беседы о своем теле, обучение самомассажу, привитие элементарных навыков по уходу за собой и оказанию первой медицинской помощи)
  • тематические (с одним видом физических упражнений)
  • контрольно-проверочные (выявление отставания в развитии моторики ребенка и пути их устранения).

К физкультурно-оздоровительной работе относятся: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулках (утренней и вечерней), физкультурная минутка.

Посредством утренней гимнастики решаются совершенно особые задачи, а именно: «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад, разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему, активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других систем организма, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия.

Утренняя гимнастика ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка и потребность каждый день по утрам выполнять физические упражнения. Кроме того, она обеспечивает организованное начало дня в детском саду, дает возможность переключить внимание воспитанников на совместные формы деятельности.

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке проводятся как со всеми детьми, так и с небольшими подгруппами. Важно, чтобы в течение дня каждый ребенок принял участие в организованной воспитателем подвижной игре.

Однако, ни в коем случае нельзя отождествлять подвижные игры и физические упражнения на воздухе с НОД. Главное их отличие в том, что игры проводятся в более непринужденной форме, длительность их меньше. Здесь шире учитываются интересы детей, обеспечивается разнообразие видов и форм игр. Игры на прогулке можно организовывать в разное время года. Если в игре будет участвовать вся группа, целесообразнее провести ее в начале прогулки. Игры с небольшими группами детей и индивидуальные воспитатель организует в течение всей прогулки.

Назначение физических упражнений (на развитие быстроты движений; на развитие ловкости; на развитие силы и выносливости) должно вызывать у детей интерес к самостоятельному поиску различных движений, научить элементарному управлению своими движениями. Пусть ребята просто играют, а упражнения в движениях превращаются в двигательную сказку, веселую забаву, непринужденное интересное действие с взрослым, сверстником, или со всеми вместе.

Физкультурные минутки (физкультминутки) проводятся на НОД с умственной нагрузкой. Они снимают утомление и активизируют мышление детей, повышают умственную работоспособность.

Физкультминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений, подвижной игры, дидактической игры с движением, танцевальных движений, выполнения движений под текст стихотворений, а также в виде любого двигательного действия и задания, но в зависимости от вида игровых ситуаций и программных задач.

Активный отдых дошкольников складывается из физкультурного досуга, физкультурных праздников и Дней здоровья. Все эти мероприятия способствуют совершенствованию двигательных умений у детей, формированию у них интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями, пропаганде физической культуры среди населения.

Планирование физкультурных досугов и праздников осуществляется с учетом уровня общего физического развития детей данной группы и их двигательных возможностей.

Воспитатели заранее планируют проведение мероприятия, подбирают игры и упражнения, соответствующие времени года и отвечающие тематике так, чтобы все воспитанники могли принять в них активное участие. В одних играх и упражнениях объединяются все дети, в других – участвуют небольшие группки. Важно создать общее радостное настроение, чтобы праздник запомнился детям надолго.

Самостоятельная двигательная деятельность дошкольников протекает под наблюдением воспитателя. Содержание и продолжительность физическими упражнениями и играми определяются самими детьми. Характер этих игр зависит от индивидуальных данных, подготовленности, возможностей и интересов детей.

Организуя двигательную активность детей важно помнить о физиологических возможностях и физическом здоровье каждого ребенка. Именно индивидуальный подход наиболее полно и широко должен использоваться воспитателями для организации самостоятельной двигательной деятельности детей. Необходимо расположить игровое оборудование таким образом, чтобы оно было доступным для детей.

Одним из средств повышения двигательной активности в самостоятельной деятельности детей являются двигательные импровизации под музыку. Ритмические движения, притопывание, кружение в такт музыке доставляют ребенку эмоциональное наслаждение. Поэтому, надо стремиться, чтобы музыка чаще звучала в дошкольном учреждении в часы досуга и самостоятельных игр детей.

В режим детской жизни, как форма физкультурно-оздоровительной работы, входит День здоровья. Его рекомендуется проводить не реже 1 раза в квартал.

В этот день режим дня воспитанников насыщается активной двигательной деятельностью, самостоятельными играми, спортивными соревнованиями, музыкальными развлечениями. В теплое время года вся жизнь детей выносится на открытый воздух. В холодное время года пребывание дошкольников на открытом воздухе по возможности удлиняется.

Для проведения успешной физкультурно-оздоровительной работы детский сад должен тесно сотрудничать с родителями. Эффективными формами организации физкультурно-оздоровительной работы с родителями являются:

  • совместное проведение физкультурных досугов, праздников, дней здоровья, соревнований
  • дни открытых дверей, где родители имеют возможность присутствовать на утренней гимнастике, НОД, режимных моментах
  • консультации, беседы, рекомендации для родителей
  • родительские собрания, круглые столы
  • демонстрация передового семейного воспитания: интервью, выставки, встречи с родителями, конференции.

Хорошо в детском саду или группе иметь библиотеку по физвоспитанию для семьи: рассказы, стихи по физкультуре для семейного чтения. Содержательные тематические папки-передвижки, броские и запоминающиеся материалы в родительских уголках также важны в физкультурной пропаганде. Главное, чтобы они не навязывались, а вызывали интерес своей новизной, подавались без штампов, назиданий и нравоучений.

Положительный эффект физкультурно-оздоровительной работы возможен лишь при постепенности, систематичности и комплексности ее организации.

СПИСОК ИТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алямовская, В. Г. Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания. В. Г.Алямовская. — Москва: ВЛАДОС, 2006. – 168 с.
  2. Богина, Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие / Т.Л. Богина. – Москва: Мозаика – Синтез, 2005. — 112 с.
  3. Зайцев, А.А. Физическое воспитание дошкольников: Учеб. пособие / А.А. Зайцев, Е.В. Конеева, Н.К. Полещук и др. — Калининград: Калинингр. ун-т., 2007. — 71 с.
  4. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду. Под ред. Т.С. Яковлевой. – Москва: Школьная пресса, 2006. – 233с.
  5. Зимонина, В.А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым / В.А. Зимонина – Москва: ВЛАДОС, 2003. — 304 с.
  6. Маханева, М. Здоровый ребенок: Рекомендации по работе в детском саду и начальной школе/ М. Маханева. — Москва: АРКТИ, 2004. – 263 с.
  7. Моргунова, О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ/ О.Н. Моргунова. – Воронеж: ИкМА, 2005 – 127 с.
  8. Овчинникова, Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников/ Т.С. Овчинникова. — Санкт-Петербург: Питер, 2002. – 176 с.
  9. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях / Сост. Т.Л. Богина. – Москва: Мозаика-синтез, 2006. – 165 с.
  10. Степаненкова, Э.Я. Подвижные игры как следствие гармоничного развития дошкольников/ Э.Я. Степаненкова // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 12. – С.23–25.
  11. Чупаха, И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе/ И.В. Чупаха. – Москва: Просвещение, 2003 — 143 с.
  12. Шебеко, В.Н. Формирование личностной физической культуры детей дошкольного возраста в различных видах деятельности / В.Н. Шебеко // Актуальные проблемы и тенденции современного дошкольного образования: сб. науч. ст. / редкол. Н.С. Старжинская и др.; под общ. ред. Л.Н. Воронецкой, Т.В. Поздеевой. – Минск: БГПУ, 2008. – С. 243–245
  13. Ширяева, И. Закаливание детей/ И. Ширяева // Ребенок в детском саду – 2001. — № 6. – С.26-27.
  14. Физическое воспитание и развитие дошкольников/ Под ред. С.О. Филипповой. — Москва: Детство, 2007. – 322 с.
Следующая >
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]