Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий как один из способов модернизации физкультурно-оздоровительной работы в МДОУ


Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста

Елена Пухова

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста

Актуальность здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. С целью достижения новых образовательных результатов в своей работе с детьми дошкольного возраста я использую здоровьесберегающие технологии. Здоровье детей — одна из актуальнейших проблем современного общества. Проблема оптимизации здоровья и физического развития детей в условиях дошкольных образовательных учреждений в современных социально-экономических условиях развития общества такова, что серьёзным вопросом является неудовлетворительное состояние здоровья и физического развития значительной части детей дошкольного возраста. Показатели здоровья детей требуют принятия эффективных мер по улучшению их здоровья. Реализация здоровьесберегающих технологий в ДОУ становится эффективным средством сохранения и укрепления здоровья детей,если: Учитывается состояние здоровья ребёнка и его индивидуальные психофизиологические особенности при выборе форм, методов и средств обучения. Здоровьесберегающие технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах обучения и развития.Применяя такие методы как: динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксацию,гимнастику: пальчиковую, для глаз, дыхательную; физкультурные занятия, занятие по ОЗОЖ, самомассаж, я тем самым повышаю результативность воспитательно-образовательного процесса, формирую у воспитанников ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья. Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей. Способствует снижению заболеваемости, повышению уровня физической подготовленности, сформированности осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.

Тема здоровья очень актуальна, поэтому в своей работе я использую различные методы для его сохранения у моих воспитанников. Здоровье-это состояние полного физического, душевного и социального благополучия человека. А здоровый образ жизни-это образ, направленный на профилактику заболеваний, укрепление человеческого организма в целом. Технология-это мастерство, искусство, умение, совокупность инструментов для достижения желаемого результата, в широком смысле-применение научного знания. Здоровьесберегающая технология-это система мер, включающая взаимосвязь, взаимодействие всех факторов, направленных на сохранение здоровья детей на всех этапах их обучения и развития, активное формирование здорового образа жизни.

Цель здоровьесберегающих технологий: обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Задачи: сформировать здоровьесберегающее поведение детей в условиях ДОУ, создать комфортную психологическую ситуацию в группе, обогащая ее положительными эмоциями, развивать дружеские взаимоотношения через игру и общение в повседневной жизни.

В своей работе с детьми я использую следующие здоровьесберегающие технологии:

• Валеологические и логоритмические упражнения, распевки (поднимают настроение, подготавливает детей к пению, помогают преодолеть речевые нарушения, так происходит сочетание слова и движений).

• Пальчиковые игры (развивают речь, двигательную активность пальчиков)

• Дыхательную гимнастику (формирует правильное дыхание, тренирует дыхательный аппарат, мышцы, устраняет дыхательные нарушения).

• Арт-терапию (предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики способом, придают уверенности ребёнку).

• Артикуляционную гимнастику (укрепляются мышцы артикуляционного аппарата, готовит ребёнка к правильному произношению звуков).

• Психогимнастику –этюды, упражнения, игры (учит ребёнка контролировать эмоции, проводится коррекция и предупреждение эмоциональных расстройств, преодолеваются барьеры в общении).

• Игротерапия-подвижные игры, игры соревновательного характера, сюжетно-ролевые игры (приводят к здоровому эмоциональному возбуждению, повышают стрессоустойчивость ребёнка, учат сопереживать и радоваться успехам других детей, улучшается память, ориентировка в пространстве).

• Музыкотерапия (создаётся положительный эмоциональный фон, происходит стимулирование двигательной функции, развивается дыхательный и артикуляционный аппарат, выявляются творческие способности детей).

• Сказкотерапия является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи.

Я стараюсь планировать каждый режимный момент с учётом потребностей дошкольников. Педагогическая деятельность способствует развитию детей без излишних нагрузок и стрессовых ситуаций. Стараюсь создать такую среду в группе, которая благотворно влияет на воспитанников, в ней раскрываются их интересы, формируются и совершенствуются способности. Это те условия, в которых здоровье ребёнка не страдает. А чтобы оно укреплялось и у дошкольников формировались привычки здорового образа жизни, я использую все эти специальные технологии. А также провожу беседы с родителями, размещаю информацию в приёмной группы. В результате работы созданы картотеки, презентации.

Современные здоровьесберегающие педагогические технологии, которые используются мной в группе №10 в течение 2 лет.

Виды здоровьесберегающих педагогических технологий Время проведения в режиме дня и особенности методики проведения.

Ритмопластика- не раньше, чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка, учитывать индивидуальные особенности ребёнка.

Динамические паузы

(физкультминутки)

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры- как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате — малой и со средней степенью подвижности проводятся ежедневно.

Игры подбираются в соответствии с местом и временем их проведения. Используются также игры на ускорение, внимание с движениями и музыкальным сопровождением.

Релаксация проводится в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, определяется интенсивность технологии. Используется спокойная, классическая музыка (Чайковский, Рахманинов, звуки природы.

Технологии эстетической направленности реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Осуществляется на занятиях, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса.

Гимнастика пальчиковая Проводится в любое удобное время, во время занятий по необходимости. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.

Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Гимнастика дыхательная используется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, отдельные упражнения включаются в гимнастику после сна. Обеспечить проветривание помещения, с детьми проводится беседа об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

Гимнастика пробуждения- ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по «дорожке здоровья»

.

Проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия)

. В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Коммуникативные игры проводятся 1-2 раза в неделю по 30 мин. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Занятия из серии «Здоровье»

-1 раз в неделю по 30 мин. Могут быть включены в качестве познавательного развития.

Самомассаж используем в зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

Технологии музыкального воздействия. Музыкотерапия эффективна в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства, как часть других технологий для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Технологии воздействия цветом- как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач. Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

Технологии коррекции поведения проводится сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку — дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме.

Сказкотерапия- 2-4 занятия в месяц по 30 мин. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

Психогимнастика- курс специальных занятий 1 раз в неделю по 20-30 мин. Проводятся игры, этюды, упражнения, направленные на развитие и коррекцию сторон психики ребёнка, проводится профилактическая работа с детьми на предупреждение эмоциональных расстройств.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Результат использования здоровьесберегающих технологий, эффективность (положительная динамика результата)

.

1. Создание здоровьесберегающей среды и воспитание навыков здорового образа жизни у детей является одним из основных направлений деятельности педагогов, успешно решается задача снижения эмоционально-волевого напряжения и укрепления иммунитета дошкольников посредством комплексного подхода к формированию здоровья воспитанников. 2. В течение межаттестационного периода в группе выявлено улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников 3. Сформированность навыков здорового образа жизни соответствует возрастным показателям детей. 4. Познавательные моменты органично соединяются с оздоровительными, развивающая НОД сочетается с выполнением дыхательных упражнений, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, релаксацией, самомассажем и другими здоровьесберегающимим технологиями. 5. Создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья; формирование психологического здоровья дошкольников, как важного фактора здоровья человека в целом. 6. В целом положительная динамика результатов свидетельствует о том, что применение здоровьесберегающих образовательных технологий в воспитательнообразовательном процессе с детьми дошкольного возраста укрепляет здоровье детей, способствует формированию культуры здоровья. 7. Сотрудничество педагогов и родителей в этом направлении, их сознательная деятельность позволяют ребенку укрепить свои внутренние позиции и действовать в соответствии с критериями ведения здорового образа жизни. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Целенаправленная работа по сохранению здоровья дошкольников способствует общему снижению заболеваемости в нашей группе. Уровень заболеваемости снизился и значительно снижено количество пропусков по болезни.

За два года показатели индекса здоровья выросли, что свидетельствует об эффективности проведенной работы. В целом положительная динамика результатов свидетельствует о том, что применение здоровьесберегающих педагогических технологий в воспитательно-образовательном процессе с детьми подготовительной группы №10, укрепляет здоровье детей, способствует формированию культуры здоровья.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]