Общие основы методики музыкального развития дошкольников. Музыкальное воспитание детей в контексте в современных образовательных стандартах


Музыкальное развитие дошкольников

Музы­каль­ное раз­ви­тие очень важно для любого ребенка. И это совсем не озна­чает, что из малыша с пеле­нок необ­хо­димо рас­тить гени­аль­ного музы­канта, но научить его слу­шать, пони­мать музыку, насла­ждаться ей — в наших силах. Когда же стоит начи­нать музы­каль­ное раз­ви­тие и в чем же оно должно заключаться?

Музы­каль­ное раз­ви­тие спо­соб­ствует целост­ному фор­ми­ро­ва­нию лич­но­сти ребенка. Во время слу­ша­ния музыки про­ис­хо­дит раз­ви­тие цен­траль­ной нерв­ной системы, мышеч­ного аппа­рата, облег­ча­ется про­цесс соци­а­ли­за­ции, раз­ви­ва­ется худо­же­ствен­ное мыш­ле­ние, чув­ство прекрасного.

От рож­де­ния до 2 лет

Как известно, слу­хо­вое вос­при­я­тие (не в при­мер зри­тель­ному) к моменту появ­ле­ния крохи на свет сфор­ми­ро­вано очень хорошо. Еще нахо­дясь в живо­тике у мамы, кроха слы­шит ее голос. Ребе­нок повто­ряет речь людей, звуки живот­ных. Нежи­вая при­рода (стук двери, к при­меру) его совер­шенно не инте­ре­сует. Иссле­до­ва­те­лями отме­чено, что лепет всех детей мира оди­на­ко­вый, неза­ви­симо от того, какой язык зву­чит вокруг. Обра­ща­ясь к погре­муш­кам, стоит отме­тить, что они про­из­во­дят раз­но­об­раз­ней­шие звуки — глу­хие, трес­ку­чие, как мара­касы, или звон­кие, как коло­коль­чик. При их покупке ста­рай­тесь под­би­рать как можно боль­ший спектр зву­ча­ний. Пред­ло­жите малышу срав­нить звуки раз­ных погре­му­шек, В насто­я­щее время на рынке дет­ских това­ров боль­шую нишу зани­мают элек­трон­ные музы­каль­ные игрушки (мобили, музы­каль­ные ков­рики, элек­трон­ные пиа­нино и пр.). Важно, чтобы вос­про­из­во­ди­мая музыка была узна­ва­ема и хоро­шего каче­ства. Ценно еще и то, что для извле­че­ния звука (мело­дии) малышу потре­бу­ется совер­шить дей­ствие — уда­рить по кла­више, повер­нуть рыча­жок, потро­гать игрушку и т.п. Это будет спо­соб­ство­вать фор­ми­ро­ва­нию при­чинно-след­ствен­ных свя­зей на уровне “реак­ция ‑сти­мул”, раз­ви­вая тем самым кору голов­ного мозга.

Совсем малень­кому ребенку вы инту­и­тивно пред­ла­га­ете спо­кой­ные колы­бель­ные перед сном, задор­ные и рит­мич­ные песенки во время бодр­ство­ва­ния. Двух­лет­нему малышу можно пред­ло­жить выбрать самому, какой вари­ант из пред­ло­жен­ных музы­каль­ных отрыв­ков больше подой­дет, напри­мер, для зарядки. Объ­яс­ните, что зна­чит выра­же­ние “делать под музыку”. Дети пре­красно пой­мут его смысл, если не стес­няться пре­уве­ли­ченно серьезно изоб­ра­зить мар­ше­вые дви­же­ния под музыку Грига. Полу­ча­ется? Нет. Под эту музыку дви­же­ния должны быть плав­ные и раз­ме­рен­ные. Без­условно, можно исполь­зо­вать записи песе­нок из мульт­филь­мов. Но не поле­ни­тесь вне­сти раз­но­об­ра­зие. Дети очень хорошо вос­при­ни­мают “мяг­кие” джа­зо­вые ком­по­зи­ции (с легко про­сле­жи­ва­е­мой глав­ной темой). Их удачно пред­ла­гать перед отхо­дом ко сну. К при­меру, подой­дут такие про­из­ве­де­ния, как “Summertime” Дж. Гер-швина, “Осанна”, прак­ти­че­ски любое про­из­ве­де­ние Вебера. Из репер­ту­ара клас­си­че­ской музыки можно оста­но­виться на “К Элизе” и 14‑й сонате (Лун­ной) Бет­хо­вена, валь­сах Гри­бо­едова, нок-тюр­нах Глинки, “Пер Гюнте” Грига, “Эле­гии” Массне.

Для актив­ного вре­мя­про­вож­де­ния возь­мите ита­льян­скую польку и 14‑й кон­церт Рах­ма­ни­нова, турец­кое рондо Моцарта, вальс Хача­ту­ряна к драме “Мас­ка­рад”, шутку из оркест­ро­вой сюиты Баха. Сей­час суще­ствует вели­кое мно­же­ство тема­ти­че­ских ком­пакт-дис­ков с запи­сями музы­каль­ных про­из­ве­де­ний, аран­жи­ро­ван­ных для малы­шей. Это вари­анты попу­ляр­ных про­из­ве­де­ний без слож­ных для дет­ского уха аккор­дов и вто­рых тем. Прак­ти­че­ски зву­чит одна мело­дия. В любом воз­расте чело­веку при­ятно и полезно слу­шать записи зву­ков при­роды — жур­ча­щего ручья, бушу­ю­щего моря, шур­ша­щего дождя… Но не забы­вайте непре­лож­ное пра­вило — раз­го­ва­ри­вайте с ребен­ком о том, что он услы­шал. Спро­сите малыша, по-нра­ви­лось ли, о чем он думал во время про­слу­ши­ва­ния, какие чув­ства пере­жи­вал. Ведь может ока­заться, что у него воз­ни­кают непри­ят­ные ассо­ци­а­ции. Обсуж­дайте все, что услы­шано впер­вые, обра­щая вни­ма­ние на эмо­ци­о­наль­ную сто­рону (какие воз­ни­кают чув­ства, образы).

2–3 года — пер­вые инструменты

В слу­ша­нии музыки мы уже под­на­то­рели, и на смену доб­рым ста­рым, но уже надо­ев­шим погре­муш­кам при­хо­дят самые насто­я­щие музы­каль­ные инстру­менты. В этом воз­раст­ном про­ме­жутке наи­бо­лее опти­мально будет обра­тить вни­ма­ние на озна­ком­ле­ние

малыша
с музы­каль­ными инстру­мен­тами
.

Бара­бан

, можно быть уве­рен­ным, будет вос­при­нят на “ура”. Пред­ло­жите юному удар­нику хлоп­нуть по бара­бану ладо­шкой, потом посту­чать паль­чи­ком, поверх­ность можно погла­дить. Отбейте бара­бан­ную дробь; хотя подоб­ные упраж­не­ния малышу еще не под силу, этим вы рас­ши­рите для него диа­па­зон вос­про­из­во­ди­мых зву­ков и побу­дите инте­рес к даль­ней­шим мани­пу­ля­циям. Палочки пока стоит отло­жить в сто­рону во избе­жа­ние травматизма.

Затем пред­ла­гаем бубен

— по сути, услож­нен­ный вари­ант бара­бана — можно и бить, и зве­неть. Пока­жите малышу, как можно акком­па­ни­ро­вать любым мело­диям. Вари­ан­тов акком­па­не­мента мно­же­ство. Самый про­стой — удары на силь­ную долю — места, кото­рые зву­чат более сильно и четко. Напри­мер, “В
тра
ве сид
ел
куз
не
чик, сов
сем
как
о
гу
ре
чик” и дро­жа­ние бубен­чи­ков на про­тяж­ные глас­ные. Отлично подой­дет “Песенка водя­ного”, в част­но­сти фраза “А мне лета-а-ать охота” или “Кры­ла­тые качели”, то есть мед­лен­ные мело­дии. На этих музы­каль­ных инстру­мен­тах лучше всего пока­зать, что такое темп и ритм. Малыши хорошо вос­при­ни­мают ассо­ци­а­цию с шагами. Топ… Топ… Топ… (делаем паузы в 2–3 секунды). Топ. Топ. Топ (в обыч­ном темпе, без пауз). Топ-топ-топ побе­жали (быстро). Теперь также паль­чи­ками по барабану/бубну. Про­верьте, понял ли вас малыш, слу­шая дет­ские песенки. Они, как пра­вило, демон­стри­руют четко быст­рый или мед­лен­ный темп. В пер­вом слу­чае подой­дут “А может быть ворона”, “Песенка Крас­ной Шапочки”, “Танец малень­ких утят”. Мед­лен­ный темп отлично про­ил­лю­стри­руют “Песенка водя­ного”, “Песенка Чере­пахи и Львенка”, “Колы­бель­ная мед­ве­дицы”. Нема­ло­важно то, что про­слу­ши­ва­ние дет­ских песе­нок ини­ци­и­рует пев­че­скую актив­ность малыша, спо­соб­ствует раз­ви­тию речи, обо­га­щает пас­сив­ный сло­варь. Попытки под­пе­вать вне­сут вклад в раз­ви­тие арти­ку­ля­ци­он­ного аппа­рата, а соот­не­се­ние музы­каль­ной темы с люби­мым мульт­филь­мом поз­во­лит создать пози­тив­ный настрой, улуч­шить эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние. Дети обычно не стес­ня­ются петь вслух, если только “доб­рые” взрос­лые не ска­зали когда-то нечто нелест­ное о таком пении. Не допус­кайте подоб­ного, в про­тив­ном слу­чае при­дется исправ­лять допу­щен­ные про­махи — лич­ным при­ме­ром бес­страшно демон­стри­ро­вать любовь к пению. Сле­ду­ю­щий шаг — пока­зать раз­ную дли­тель­ность звука и ритм. Итак, левой рукой мед­ленно и рит­мично (раз в две секунды) бьете по бара­бану, затем добав­ля­ете пра­вую (каж­дую секунду). У нас полу­ча­ется на один удар левой — два удара пра­вой. Теперь пред­ло­жите малышу “заме­нить” вашу левую руку — сна­чала пусть поло­жит ладо­шку сверху и ощу­тит ритм, затем тихонько уби­ра­ете свою ладонь. И перед нами — тан­дем удар­ни­ков! Дальше меня­е­тесь “пар­ти­ту­рами”, убыст­ря­ете или замед­ля­ете темп, меня­ете соот­но­ше­ние уда­ров (1:4) и т.д.

А теперь — ложки

. Их даже поку­пать не надо. Навер­ное, най­дется в хозяй­стве пара дере­вян­ных ложек. Сло­жите их тыль­ными сто­ро­нами, скре­пите концы для удоб­ства резин­кой. Для пер­вич­ного озна­ком­ле­ния вполне доста­точно. Дер­жать ложки нужно за скреп­лен­ные кон­чики, не сжи­мая слиш­ком крепко, иначе, будучи сжа­тыми, они не изда­дут стука. Детям не так про­сто пра­вильно взять ложки, куда при­выч­нее схва­тить покрепче, как погре­мушку. Потре­бу­ется добиться неко­то­рой рас­слаб­лен­но­сти, Зву­ча­ние ложек тра­ди­ци­онно соче­та­ется с народ­ными пес­нями и попев­ками, но подой­дет и прак­ти­че­ски любая рит­мич­ная мело­дия (“Танец малень­ких утят”, “Антошка”, “Кабы не было зимы”).

Если вдруг най­дете в про­даже тре­щотку

, ее тоже можно пред­ло­жить ребенку. Так же, как и ложки, этот инстру­мент тре­бует опре­де­лен­ной коор­ди­на­ции дви­же­ний для извле­че­ния звука. Тут необ­хо­дима согла­со­ван­ная работа мышц кисти и пред­пле­чья. Игрой на тре­щотке удобно сопро­вож­дать речевки, частушки (можно исполь­зо­вать “Частушки бабок ежек”).

После 3 лет

можно пред­ло­жить малышу
метал­ло­фон
. Мело­дич­ные гаммы спо­собны вооду­ше­вить дет­ское твор­че­ство-подоб­ного их малень­кие ушки еще не слы­шали. При этом надо учесть, что палочку сле­дует дер­жать легко, не сжи­мая, иначе звук не полу­чится чистым. Этот момент малыши “ловят” не сразу, но со вре­ме­нем все нач­нет получаться.

4 года — слу­шаем музыку

Четы­рех­лет­ний слу­ша­тель уже довольно опы­тен, по-преж­нему пыт­лив, непо­сед­лив и нетер­пе­лив. Именно сей­час боль­шую часть вре­мени стоит уде­лить слу­ша­нию музыки

. Про­слу­ши­вая музы­каль­ное про­из­ве­де­ние, малыш легко раз­бе­рется с тем­пом и вычле­нит извест­ные ему инстру­менты. Пора рас­ши­рить его кру­го­зор, позна­ко­мить с новыми музы­каль­ными инстру­мен­тами. Это поз­во­лит при про­слу­ши­ва­нии музыки задей­ство­вать важ­ную пси­хи­че­скую функ­цию — ана­лиз, кото­рый необ­хо­дим для умствен­ного раз­ви­тия крохи. Обла­дая новыми зна­ни­ями, ребе­нок готов к посе­ще­нию кон­сер­ва­то­рии. Можно пред­вос­хи­тить куль­тур­ный поход про­смот­ром видео­за­пи­сей с кон­цер­тами, про­ана­ли­зи­ро­вать и обсу­дить услы­шан­ное. Музыка, ока­зы­ва­ется, может рас­ска­зать о себе очень много. Не только про темп, ритм и состав инстру­мен­тов. Позна­ко­мимся со сло­вами “мажор” и “минор”. Сде­лать их доступ­ными для пони­ма­ния ребенка помо­гут анто­нимы весело — грустно. И пред­ло­жить опре­де­лить, какому про­из­ве­де­нию что подой­дет. Для минора можно взять “Болезнь куклы” Чай­ков­ского, а для мажора “Турец­кое рондо” Моцарта. Мажор — все­гда уве­рен­ный, радост­ный, бра­ви­ру­ю­щий, минор — груст­ный, Еще проще для дети­шек опре­де­лять харак­тер музыки сле­ду­ю­щим обра­зом: мажор — хочется сме­яться, минор — хочется пла­кать. Малышу нужно выбрать, что лучше делать под зву­ча­щую музыку, и “поста­вить диа­гноз”. Чтобы закре­пить этот мате­риал, хорошо потре­ни­ро­ваться на сле­ду­ю­щих музы­каль­ных про­из­ве­де­ниях. Минор — “Пер­вая утрата” Шумана, “Танец малень­ких лебе­дей” Чай­ков­ского, рус­ская народ­ная песня “Во поле береза сто­яла”. Мажор — “Ита­льян­ская полька” Рах­ма­ни­нова, “Кло­уны” Каба­лев­ского, “Чунга-чанга”. Теперь еще более странно зву­ча­щие слова, но объ­яс­нить их еще проще: стак­като — резко, отры­ви­сто и легато — плавно, замед­ленно. При испол­не­нии стак­като каж­дый звук “гово­рит” отдельно, ждет своей оче­реди, а в слу­чае легато — звуки “пере­те­кают” один в дру­гой. Напри­мер, “Во поле березка сто­яла” — оче­вид­ное легато, песня “Улыбка” — бес­спор­ное стаккато.

Ну и, конечно же, стоит орга­ни­зо­вать зна­ком­ство с более широ­ким кру­гом музы­каль­ных инстру­мен­тов. Малышу уже хорошо известны удар­ные. Из группы кла­виш­ных

вполне воз­можно пока­зать фор­те­пи­ано, упо­мя­ните про орган, кла­ве­син (их малыш уви­дит в кон­сер­ва­то­рии). Группу
духо­вых
пред­ста­вят флейта, труба. Хорошо, если сов­местно со зву­ча­нием можно будет пока­зать изоб­ра­же­ние инстру­мента. Рас­ска­жите малышу перед похо­дом в кон­сер­ва­то­рию о пра­ви­лах пове­де­ния в этом месте. Объ­яс­ните, что во время испол­не­ния не при­нято раз­го­ва­ри­вать, вста­вать с места, шуметь. Для начи­на­ю­щих пред­ла­га­ются або­не­менты на кон­церты, непро­дол­жи­тель­ные по вре­мени. Можно посе­тить кон­церт­ный зал Рос­сий­ской ака­де­мии музыки им. Гне­си­ных. Здесь про­во­дятся вос­крес­ные днев­ные кон­церты; в числе про­чих про­из­ве­де­ний испол­ня­ются этюды Листа (напри­мер, “Хоро­вод гно­мов”), музыка Грига к пьесе Ибсена “Пер Гюнт”, Сен-Сане “Кар­на­вал живот­ных”. Будет очень неплохо, если во время пер­вого посе­ще­ния кон­сер­ва­то­рии малыш услы­шит уже зна­ко­мые про­из­ве­де­ния — это поз­во­лит яснее оце­нить раз­ницу между вос­про­из­ве­де­нием с диска и “живым” зву­ча­нием. Для пер­вых посе­ще­ний можно выбрать цикл пьес Каба­лев­ского, про­из­ве­де­ния малых форм Моцарта, фольк­лор­ные песни. Далее выби­райте музы­каль­ную сказку “Волк и семеро коз­лят”, оперы “Сказка о мерт­вой царевне и семи бога­ты­рях”, “Рикки-Тикки-Тави”, “Огниво”. Не менее инте­ресно для малыша будет посе­ще­ние Рос­сий­ского цен­тра музей­ной педа­го­гики дет­ского твор­че­ства в Госу­дар­ствен­ном Рус­ском музее. Туда можно пойти с ребен­ком двух лет, напри­мер, на або­не­мент “В худо­же­ствен­ном музее вме­сте с мамой”, “Игры со зву­ками и крас­ками”. Для 4‑летних малы­шей пред­ла­га­ется або­не­мент “Встречи с пре­крас­ным”. В Мос­ков­ском меж­ду­на­род­ном Доме музыки вни­ма­нию малы­шей и их мам пред­ло­жат ска­зоч­ный кон­церт “Конек-Гор­бу­нок” и “Сказку о царе Сал­тане” по одно­имен­ной опере Рим­ского-Кор­са­кого. В Мос­ков­ском театре Новая опера им. Е. В. Коло­бова вни­ма­нию юных слу­ша­те­лей пред­ста­вят оперу “Кош­кин дом”. Можно также посе­тить дет­ский музы­каль­ный театр им. Н. Сац с бога­тым репер­ту­а­ром спек­так­лей для малы­шей. Инте­рес­ные спек­такли можно посмот­реть в музы­каль­ном театре “Экс­пе­ри­мент Ъ”. Наи­боль­шим успе­хом поль­зу­ются поста­новки “Коте­нок по имени Гав”, “Лету­чий корабль”, “Кошка, кото­рая гуляла сама по себе”.

В воз­расте 4 лет полезно позна­ко­миться с таким при­е­мом, как меди­та­ция под музыку. Совсем недавно был прой­ден кри­зис трех лет (или вы еще в про­цессе), малыш осо­знает себя в окру­жа­ю­щем мире отдельно от вас, чув­ствует себя неза­ви­си­мой лич­но­стью, но это не так уж про­сто. Попро­буйте с ребен­ком меди­ти­ро­вать. Важ­ное усло­вие — урав­но­ве­шен­ное, спо­кой­ное эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние роди­те­лей. Выби­райте спо­кой­ную, про­зрач­ную музыку, без тре­вож­ных зву­ков. Реко­мен­ду­е­мые про­из­ве­де­ния: ком­по­зи­ции Китаро, “Спек­траль­ная сюита” Стива Хал­перна, “Вечер­няя сере­нада” Шуберта, “Песня Соль­вейг” Грига. Вам пона­до­бятся также мяг­кие пастель­ные или мас­ля­ные каран­даши, лист бумаги. Время меди­та­ции — 20–30 минут. Уло­жите малыша в уют­ное, теп­лое место, при­глу­шите свет, вклю­чите выбран­ную музыку и начи­найте рас­ска­зы­вать исто­рию. При­мерно такую: “Это было дав­ным-давно (или совсем недавно). В дале­кой стране жили Солнце и Свет. Они очень любили друг друга. И когда у них появился Лучик, они были счаст­ливы. Лучик рос очень быстро, согре­вал всех сво- им теп­лом и дарил радость окру­жа­ю­щим. Его учили луч­шие муд­рецы, и он стал пони­мать язык зве­рей и птиц, язык ветра и волны. .. Когда Лучик под­рос, он решил отпра­виться путе­ше­ство­вать, чтобы помо­гать всем осталь­ным. И во время стран­ствий уви­дел чудес­ный дом, в нем зву­чала музыка. Он зашел туда и уви­дел то, что ему было так нужно…” Теперь пред­ло­жите малышу нари­со­вать, что уви­дел Лучик. То, что на самом деле необ­хо­димо ему самому. Если ребе­нок не захо­чет рисо­вать, пусть рас­ска­жет. В этом упраж­не­нии музыка помо­гает малышу рас­сла­биться, иден­ти­фи­ци­ро­вать себя с героем сказки, а зна­чит, почув­ство­вать себя люби­мым и счаст­ли­вым. Этот образ семьи ока­зы­вает поло­жи­тель­ное воз­дей­ствие, путе­ше­ствие иллю­стри­рует разум­ную самостоятельность.

5–6 лет — все “по-взрос­лому”

В воз­расте 5–6 лет в детях твор­че­ская жилка бук­вально бьет клю­чом, но при этом уже намного более дис­ци­пли­ни­ро­вана, нежели год-дру­гой назад. Тво­рить и про­из­во­дить шум — насущ­ная потреб­ность дошколь­ника. То есть самое время перейти

от слу­ша­ния к
вос­про­из­ве­де­нию
. Пред­ла­гаем вам орга­ни­зо­вать музы­каль­ный шумо­вой оркестр. Это доста­точно шум­ное меро­при­я­тие, для кото­рого потре­бу­ется и фоно­вая музыка, кото­рая создаст необ­хо­ди­мый настрой, задаст ритм. Подой­дут афри­кан­ские или япон­ские бара­баны, мара­касы. Не менее увле­ка­те­лен и про­цесс изго­тов­ле­ния инстру­мен­тов. При­го­дятся банки с водой, стек­лян­ные и пла­сти­ко­вые бутылки с горо­хом, фасо­лью, греч­кой, бубны, ложки, рас­ческа, ведра, рези­но­вые шары, даже счеты. Подой­дет все, с помо­щью чего можно извлечь хоть какой-то звук. Поста­вив музы­каль­ное про­из­ве­де­ние, слу­шаем его, вни­каем, создаем настро­е­ние. После этого пыта­емся допол­нить зву­ча­ние сво­ими силами, Лучше попро­бо­вать все инстру­менты, потом раз­да­вать пред­по­чте­ния. Воз­можно, сна­чала у малыша не полу­чится ника­кой мело­дии. Если он про­сто бьет инстру­мен­тами, не пре­ры­вайте дей­ство. Это отлич­ный спо­соб изба­виться от нега­тив­ных эмо­ций, раз­ря­диться. В сле­ду­ю­щий раз нач­нется про­цесс син­теза, сози­да­ния. Заня­тие будет более эффек­тив­ным, если в нем при­мут уча­стие двое-трое детей. Работа услож­ня­ется, но уве­ли­чи­ва­ется и коли­че­ство реша­е­мых задач. При­дется научиться слу­шать друг друга. Для вас же это воз­мож­ность оце­нить эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние сво­его чада и дать ему воз­мож­ность импро­ви­за­ции. В этом воз­расте про­дол­жаем рас­ши­рять репер­туар музы­каль­ных про­из­ве­де­ний, кото­рые можно пред­ло­жить ребенку для про­слу­ши­ва­ния. Под­би­рать музы­каль­ные про­из­ве­де­ния нужно соот­вет­ственно настро­е­нию малыша, Вы смо­жете пози­тивно вли­ять на его эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние. Для
5–6 лет­них
детей реко­мен­ду­ется исполь­зо­вать сле­ду­ю­щий репертуар:

  • при пере­утом­ле­нии — “Утро” Грига, “Поло­нез” Огинского;
  • при пло­хом настро­е­нии — “К радо­сти” Бет­хо­вена, “Аве Мария” Шуберта.
  • при выра­жен­ной раз­дра­жи­тель­но­сти — “Хор пили­гри­мов” Ваг­нера, “Сен­ти­мен­таль­ный вальс” Чайковского.
  • при сни­же­нии вни­ма­ния — “Вре­мена года” Чай­ков­ского, “Лун­ный свет” Дебюсси, “Грезы” Шумана.

Опи­ра­ясь на этот спи­сок, вы можете допол­нять его, учи­ты­вая вкусы и потреб­но­сти сво­его малыша.

Источ­ник: жур­нал «Малыш и Мама» №11, 2007

Система Марии Монтессори

О замечательном итальянском педагоге Марии Монтессори (1870- 1952 г.г.) всего несколько слов. Мария была первая в католической Италии женщина-врач. Она не была музыкантом, но долгие годы руководила детским садом, занималась с детьми с ограниченными возможностями, тонко чувствовала детскую психологию и понимала, что музыка — важная составляющая воспитания. Её главные педагогические принципы — интерес детей и их свободный выбор. В своём детском саду Мария обратилась к системе музыкального воспитания, которая ей была ближе всего. К системе Карла Орфа. При этом она внесла в систему Орфа некоторые оригинальные черты. Так бывает всегда, когда соприкасаются две жизнеспособные системы: одна подпитывает другую. Монтессори считала самой важной задачей родителей — организовать для ребёнка развивающее пространство. Чтобы всё, что ему нужно, было под рукой. Далее малыш сделает свой выбор. В нашем случае, музыкальные инструменты, рекомендованные Карлом Орфом, лежали перед ребёнком, и он сам выбирал тот, который ему больше нравится. В нужное для него время.

Кроме того, Мария была верующим человеком и считала, что дети наиболее точно и адекватно выражают замысел Бога, замысел Творца, и они способны сами найти свой путь. Родители при этом более наблюдатели, чем воспитатели.

Импровизационная методика Карла Орфа «Шульверк»

Подход рассчитан на детей с разным уровнем способностей и подразумевает развитие творческой фантазии через применение инструментов. Импровизируя, малыши не разучивают композиции по нотам, а создают собственные. Методика предлагает обыграть некий сюжет или историю при помощи музыки. Пропев текст, подбирая движения и сопровождая это игрой на простых шумовых инструментах (треугольник, колокольчик, ксилофон) ребенок получает знания, как создать приятное звучание, донести эмоции не только с помощью слов, но и звуков. Эмоционально переживая заложенный сюжет, находя средства выражения, методика Карла Орфа развивает фантазию и формирует любовь к такой деятельности.

Эта техника объединяет все три основных музыкальных направления и позволяет рассказывать малышу о музыке в простой, доступной игровой форме. Основные мотивы, использующиеся для научения — этнические, народные песни разных стран. Дети, обучающиеся по методу Карла Орфа, впоследствии интересуются собственной культурой и стремятся ее изучать.

Метод Хелен Хайнер

Хелен Хайнер (Елена Николаева) окончила московскую консерваторию по классу фортепиано, позже переехала в США, где уже около 30 лет работает в музыкальной школе и даёт частные уроки. Она написала при литературной помощи Николая Кузнецова книгу «Стать музыкантом? Легко!», в которой делится своим опытом музыкального воспитания. Опытом, в котором, безусловно, присутствуют некоторые оригинальные моменты. В том числе, и те, которые могут заинтересовать пап и мам. На них и остановимся…

Воспитать хорошего слушателя музыки важнее, чем воспитать музыканта. Многое зависит от того, какие цели ставить перед собой учитель. Хайнер считает, что не стоит специально ставить перед учеником профессиональные задачи. Не стоит изо всех сил (как это принято в российских музыкальных школах) пытаться поднять ребёнка на профессиональный уровень.

Лучший способ музыкального развития ребёнка — обучение на фортепиано. Не слушание музыки, не пение, а обучение игре на фортепиано. Причём, фортепиано, (не скрипка, не блок флейта, не шумовые инструменты К. Орфа), по мнению Хелен, подходит для этой цели лучше всего. Другими словами, лучшие уроки музыки — занятия на фортепиано. Всё остальное (игра в оркестре, пение в хоре) малопродуктивно и потому не нужно. Отсюда вывод: на фортепиано надо учить всех детей. Причём Хелен предпочитает для обучения электронное фортепиано. На нём можно играть разными голосами, что интересно ученику. На нём можно записать и прослушать игру ребёнка. Что тоже важно.

Учить, строго соблюдая правило: от простого к сложному. Этот дидактический принцип, по мнению Хайнер, должен лежать в основе обучения игре на инструменте. Главное для учителя — найти тот постепенный путь (не перепрыгивая через ступеньки), по которому ребёнок сможет медленно, но верно подниматься наверх. В этом и состоит, по мнению американской учительницы, его искусство. Всё чрезмерно сложное неминуемо вызовет у маленького ученика негативное отношения к занятиям.

Раннее обучение Шиничи Сузуки

Методика раннего обучения владения музыкальными инструментами. Автор начинал обучать детей 2-3 лет игре на скрипке и уже к 4-5 годам создавал прекрасные ансамбли маленьких исполнителей.

Основной посыл базируется на трех идеях:

  1. Все дети музыкальны от рождения, главное, своевременно разглядеть талант и развить его.
  2. Успеха добивается только тот, кто любит детей всей душой. Будучи строгим и требовательным, нужно иметь огромное чувство к ребенку, без этого ничего не получится.
  3. Лучший учитель — родитель. Обладая должным отношением к малышу, только мама или папа могут донести до него необходимую информацию и обучить нужным навыкам.

Обучение по технике Сузуки подразумевает ежедневные занятия, но они направлены не столько на научение музыке, сколько на формирование достойного и воспитанного человека.

Система Золтана Кодаи

Замечательный венгерский композитор, как и Д. Кабалевский, большое значение придавал музыкальному воспитанию детей. Вот несколько основных положений его системы.
Нет немузыкальных детей. Немузыкальные взрослые — это те, музыкальность которых в детстве не была замечена и развита. Поэтому Кодаи, пользовавшийся в Венгрии большим авторитетом, сумел добиться того, чего никогда не было ни в одной стране мира — уроки музыки в обычной, общеобразовательной школе стали ежедневными и занимали больше часов, чем все другие предметы.

Главное в музыкальном воспитании — пение и записывание мелодии по слуху. Именно этому, в основном, учили в венгерской школе. Лучший и самый доступный инструмент — голос, считал Кодаи. Поэтому пение важнее, чем игра на инструменте.

Воспитание человека не может быть полным без музыкального воспитания. Воспитание хорошего музыкального вкуса, по Кодаи, не только семейное дело, но важнейшая общественно-государственная задача.

Как метод раннего музыкального воспитания Золтан Кодаи предлагал воспитателям, особенно папам и мамам, учить детей ходить и хлопать в ритме песни.

Золтан Кодаи выделял четыре элемента, которые отличают музыкального человека от немузыкального: развитый слух, развитый интеллект, развитые чувства и развитые руки.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]