Работы фестиваля «Воспитатель года 2021»
Моя миссия-воспитатель
18.03.2019
Моя миссия — ВОСПИТАТЕЛЬ На свете есть множество разных миссий, И в каждой есть прелесть своя. Но нет благородней,нужней и чудесней, Той, что выбрала я! Я воспитатель Действительно, как много разных миссий у людей… И все достойны уважения и внимания… А в чем же заключается моя миссия, миссия воспитателя, в наше время? «…Быть может, труд наш с виду неприметен, но лишь одно я знаю – малыши, спешат к нам в сад, с утра торопят маму – давай быстрее, мама, побежим! Наверно – это и есть ответ – ценнее нашего труда на свете нет. Дарить любовь маленьким почемучкам, любознайкам, для которых я ласковая мама, надежный друг, мудрый воспитатель, внимательный психолог, добрый волшебник. Так важно воспитать в ребенке личность, Суметь посеять знание, добро. Заставить думать, размышлять и верить. Ведь воспитателю другого не дано» Что же еще есть особенного в моей миссии? Я считаю, что это — поиск. Поиск человечка или даже Человека! Поиск ключика к каждому малышу, т.е. уважать его индивидуальность, относиться к ребенку, как к личности, уважая его целиком и дарить ему радость и любовь. Очень важно, прежде чем развивать личность ребенка, нужно самому стать личностью. Януш Корчак писал: «Познай и воспитай самого себя, прежде чем воспитывать детей». Одно восточное изречение гласит: «Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит свет солнца, другое – прохладную тень; одно любит берег ручья, другое – высохшую горную вершину; одно произрастает на песчаной почве, другое – на жирной, глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии». Так и в моей работе: каждому ребенку необходима любовь, понимание его индивидуальности. Только в любви открывается неповторимость каждого ребенка, раскрывается его образ. Как сказал Виссарион Григорьевич Белинский «Воспитывать не значит только выкармливать и вынянчивать, но и дать направление сердцу и уму!» Как это прекрасно – закладывать ростки будущих характеров, поддерживать их своей любовью, отдавать им, этим неугомонным созданиям, тепло своего сердца. Вспоминать эти бесконечные «Где? Когда? Почему?», энергию детей, бьющую через край! Это заставляет забыть все, дает ощущение вечной молодости! В настоящее время система дошкольного воспитания испытывает переходный период. Старые принципы работы постепенно себя изживают, и им на смену приходят новые педагогические идеи. Сегодня, как никогда ранее, возрастает ответственность воспитателя перед обществом за качество воспитания детей. Поэтому я ищу новые подходы к детскому разуму и уму, чтобы стать образцом, примером для подражания, стараюсь выработать в себе новое педагогическое мышление и в совместной деятельности встать на позицию ребенка. Мой лозунг: «Современному ребенку — современный воспитатель!» Так каким же должен быть современный воспитатель? Идти вперед, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методики, но и не должен забывать доброе старое, веками сохраняемое народом, быть терпеливым, доброжелательным, эрудированным, с развитым чувством эмпатии, ведь воспитателю приходится работать не только с детьми, но и с родителями. Необходимо научиться уважать не только детей, но и родителей, считаться с их мнением. Доверие родителей – вот первый шаг на пути к завоеванию авторитета. Пользоваться авторитетом у детей, родителей и коллег – это значит получить оценку своим нравственным качествам, культуре, эрудиции, преданности профессии. Способность бороться за свой авторитет, дорожить им, поддерживать авторитет родителей и коллег, дана только воспитателю, преданному своему делу. Из необходимых качеств личности воспитателя также можно выделить: добросовестность, требовательность к себе, инициативность, терпение и выдержку. Вся моя педагогическая деятельность – это «Лесенка успеха», четыре ступеньки которой соответствует уровням овладения деятельностью. Первая ступенька обозначает этап ознакомления с новой деятельностью, проектом. Ребенок выступает в роли «ОЧАРОВАТЕЛЬНОГО зрителя», а я, как АРТИСТ, бываю цыганкой, клоуном, лисичкой, волшебником до тех пор, пока ребенок действительно не будет «очарован» и скажет «Я тоже так хочу повторить!» На Второй ступеньке я и мои дети, как «вкусные собеседники» включаемся в заинтересовавшую деятельность, но ребенку необходимо еще содействие взрослого, диалог с ним. «Вкусно» до тех пор, пока это интересно. Я должна проявлять большое терпение и мастерство, чтобы оставаться подольше «вкусным собеседником» для воспитанника. Третья ступенька — это уровень самостоятельности. Здесь реализуется возможность каждого ребенка стать участником новой деятельности, независимо от помощи взрослого. Я здесь выступаю в роли «Дирижера» совместной детской деятельности, т.е. направляю ребенка в нужное русло, а дети – на этом этапе – «заботливые исполнители». Последняя четвертая ступень – это вершина и одновременно старт для новых начинаний. Дети, научившись самостоятельно что-то делать, превращаются в АРТИСТОВ, творцов. Иначе говоря, ребенок, научившийся восходить на вершину успеха и далее будет строить свою жизнь как путь от ученика к мастеру, создателю неповторимой индивидуальности. А моя вершина оказывается зеркально противоположной. Теперь я – очаровательный зритель, открывающий для себя новое и удивительное в ребенке.
Ядренцева Елена Сергеевна, воспитатель, МБОУ «Школа №23 г.Благовещенска» корпус №3, Амурская область
Номинация: Моя профессия — «Воспитатель»
Для чего писать эссе воспитателя детского сада для потфолио
Среди современных воспитателей присутствует очень высокая конкуренция. Именно в таких условиях педагогам приходится постоянно повышать свою квалификацию. Они должны профессиональным взглядом оценивать свою работу и стремиться к лучшим результатам. Тут и появляется необходимость собрать папку со всеми своими документами. Это и есть портфолио.
Именно эта папка и поможет повышать уровень квалификации. Сейчас по портфолио достаточно часто проводятся аттестации. Для начала нужно разобраться, что такое портфолио. На самом деле слово имеет достаточно простое значение – папка с документами. Сюда собираются все документы, которые касаются профессиональной деятельности воспитателя. По такой папке можно сразу определить уровень профессионализма и компетентности педагога.
Эссе «Современный воспитатель — какой он?»
Ирина Шерлина
Эссе «Современный воспитатель — какой он?»
Современный воспитатель — какой он?
Воспитатель детского сада — очень сложная, энергозатратная, но, вместе с тем, интересная и очень нужная профессия. В 21 веке воспитание нового поколения является одной из приоритетных задач в образовании, и воспитатель в детском саду играет в этом процессе особую роль — он закладывает в ребенка те основы, которые позволят ему в дальнейшим учиться, развиваться, социализироваться и найти свое место в жизни.
Современные воспитатели должны отвечать определенным требованиям, которые диктует им наше общество, и нового поколение детей. В Советском Союзе, когда поколение детей был совсем другим, к воспитателям системы дошкольного образования предъявлялись совершенно иные требования, нежели сейчас. Изменились дети, а значит подход к ним, принцип воспитания, и люди, которые с ними работают должны полностью соответствовать этим изменениям, чтобы быть с детьми на одной волне и дать ему максимум пользы от пребывания в стенах дошкольного учебного заведения.
Современные дети очень увлеченные, любопытные, творческие и не по годам развитые. Именно этот факт делает необходимым постоянное и всестороннее развитие воспитателя, как личности профессионала. Он должен уметь практически все — шить, вязать, играть во все возможные современные игры, мастерить, петь и танцевать с детьми, желательно уметь играть на музыкальных инструментах, хотя бы самых простых (губная гармошка, ложки т. д., хорошо знать детскую литературу и народные промыслы. Воспитатель детского сада также научить ребенка воспринимать хорошее и прекрасное, и научить его отделять добро от зла, через музыку, природу или поэзию.
Еще одним немаловажным фактором в развитии современного педагога дошкольного образования является владение нетрадиционными техниками воспитания, обучения и игр с детьми, знание и умение пользоваться современные технологиями в своей работе, чтобы эффективно выполнять рекомендации ФГОС.
Помимо этого воспитатель должен быть отличным психологом, который прекрасно умеет ладить с любым ребенком, находит к нему подход и уметь привлечь его внимание. Тоже самое касается и работы с родителями. В 21 веке большинство родителей очень требовательны к воспитателям в детском саду, и его задача быть не только профессионалом своего дела, и качественно выполнять работу, но и уметь расположить к себе любого родителя.
Современный воспитатель – это человек, сочетающий в себе черты и психолога, и артиста, и друга, и наставника и т. д. Творческий потенциал воспитанника зависит от творческого потенциала самого воспитателя, поэтому нужно уделять большое внимание развитию творческого воображения. Это человек, который заботится о здоровье ребенка, психологическом климате в коллективе, является самостоятельным и требовательным, прежде всего к самому себе.
Можно очень долго перечислять требования к современному педагогу детского сада, однако, стоит отметить, что все выше перечисленные требования, и еще множество других критериев, невозможно выполнить без самого главного — любви к своей профессии и к детям. Работа с детьми любого возраста невероятно сложна и ответственна, и только безграничная любовь к своему делу позволяет воспитателю выполнять свою работу так, чтобы она приносила радость и пользу всем — и ему самому, и детям, и родителям.
Как подготовить портфолио
Для начала нужно ознакомиться с требованиями. Хорошо бы было сохранить рекомендованную последовательность пунктов. Первым делом пишется «Введение». Сюда вносят общие сведения. Во-первых, фамилию, имя, отчество и дату рождения. Затем нужно написать об образовании и об опыте работы. Если были курсы повышения квалификации, то стоит внести сведения и о них. Сюда же вносятся все награды и грамоты, которые получал педагог за последнюю пятилетку. Естественно, необходимо документальное подтверждение всех наград.
Чего требует закон
Примеры эссе воспитателя детского сада для портфолио желательно просмотреть, чтобы хоть приблизительно понимать, как и о чем писать. Существует Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), им и нужно руководствоваться, составляя портфолио.
В каждом дошкольном учреждении существуют свои правила, но все они базируются на ФГОС, который был разработан Министерством образования РФ.
Директор детского сада и методист должны проводить консультации, которые помогут написать педагогическое эссе воспитателя детского сада в соответствии со стандартами и уровнем ДОУ. К тому же портфолио должно полностью соответствовать новым стандартам образования.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Современный воспитатель, каков он?
«Умение воспитывать — это все-таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины».
А. С. Макаренко.
Требования, предъявляемые к нынешним воспитателям, очень высокие. Родители уверены, у воспитателя детского сада должно быть как минимум педагогическое образование. Он должен уметь петь, танцевать, знать все развивающие методики и активно использовать их на занятиях с детьми в детском саду. А так же знание возрастных и индивидуальных особенностей, владение методикой работы с детьми помогают воспитателю успешно вести детей от группы к группе, поднимать их в развитии и воспитании со ступеньки на ступеньку.
Воспитатель руководит неповторимым, ни с чем не сравнимым по своей сложности и красоте процессом становления человеческой личности. Работа воспитателя в детском саду — воспитательно-образовательная. Решение главной задачи — воспитание всесторонне развитой личности включает обучение на занятиях. То есть формирование у ребенка разнообразных, доступных ему знаний, умений и навыков, необходимых для успешного усвоения родного языка, элементарных основ математики, развития изобразительной деятельности и т. д. Воспитатель дошкольных учреждений учит ребёнка азам самостоятельности, правилам поведения в обществе, готовит ребенка к поступлению в школу. Подготовка ребёнка к школе подразумевает обучение навыкам устного счёта, рисование, развитие мелкой моторики рук с помощью пластилина, конструктора и других сподручных средств.
Главный метод в обучении, развитии и воспитании детей — это игра. Современные, мудрые воспитатели мало запрещают и много играют. Ведь дети живут в игре, на собственном опыте убеждаясь, как неприятно, когда обижают нерешительного, и как радостно получить помощь, когда ты в ней нуждаешься.
Постоянное общение с ребенком – важнейшая служебная функция воспитателя. На множество вопросов воспитатель должен суметь дать ответ с учетом возраста. От того, как правильно и насколько быстро воспитатель найдет подход к каждому ребенку, сумеет организовать, жизнь детей в условиях дошкольного учреждения зависит, будут ли дети спокойными, ласковыми, и общительными или же они вырастут беспокойными, настороженными, замкнутыми. Забота о состоянии жизни ребенка в дошкольных учреждениях, выполняет все режимы мероприятий — еда, сон, закаливание, прогулки, физические упражнения — входят в основную обязанность воспитателя. Детей учат завязывать шнурки и застёгивать «молнии». Пользоваться ложкой, вилкой, носовым платком. Правильно говорить, петь, танцевать, рисовать, дружить и т. д.
Однако самое главное в работе воспитателя детского сада — это его ответственность за каждого малыша. Именно он следит за тем, чтобы в жизни ребёнка не было разбитых носов и коленок, а также переломанных рук и ног.
Воспитатель не только организует работу детского коллектива в целом, но личные взаимоотношения детей между собой. Внешность воспитателя играет не последнюю роль в воспитании детей. Они очень любят, если воспитатель обаятелен, опрятно одет и хорошо причесан, жизнерадостен и весел, обладает чувством юмора. Приятный внешний вид, мягкая манера обращения привлекают не только детей, но и на родителей производят хорошее впечатление.
Современный воспитатель должен любить детей, ибо воспитание — длительный процесс, требующий большого терпения и душевной щедрости.
Воспитатель должен много знать и уметь. Передним стоит не простая задача – научить ребенка воспринимать и понимать все прекрасное в мире; природу, музыку, поэзию. Воспитатель должен уметь: шить, мастерить, играть и петь с детьми. Воспитатель всегда должен быть интересен для своих детей. В чем-то хотя бы и в одном, он должен обладать какими-то особыми данными например: быть отличным актером или хорошим певцом. И ему надо очень много читать. Он должен хорошо знать детскую художественную литературу.
Воспитатель постоянно должен совершенствовать свое мастерство, используя достижения педагогической науки и передовой практики. Должен идти вперед, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методы, но и не должен забывать доброе старое, например устное народное творчество. Воспитателю необходимы разнообразные знания, чтобы удовлетворять любознательность современного ребенка, помогать познавать окружающий мир.
Необходимые качества современного воспитателя – терпеливость, доброжелательность, ведь воспитателю приходится работать не только с детьми, но и с родителями. Необходимо научиться уважать родителей, считаться с их мнением, даже если оно расходится с представлениями воспитателя о педагогике.
Много профессий на свете, но эту профессию не выбирают, выбирает ОНА! Случайных людей здесь не бывает, они просто не смогут жить в этом состоянии. А что значит для меня быть воспитателем? Не возможность чему-то учить детей, воспитывая их каждый момент, а каждый день общаться с ними, открывая для себя новое.
Меняются дети, меняюсь и я вместе сними. Мне нравиться рассуждать об окружающем мире глазами детей. Находить в этом радость и удовлетворение. Для меня воспитатель не профессия, не общественное положение, не работа. Быть воспитателем для меня – это значит жить.
Каждое утро приходя на работу я вижу глаза своих детей. В одних – настороженность, в других – интерес, в третьих – надежда, в чьих-то — пока равнодушие. Какие они разные! У каждого своя идея, свой особый мир, который нельзя разрушить, которому надо помочь раскрыться.
Я уверенна, что детей надо любить такими, какие они есть. Воспитывать в них чувства собственного достоинства и ответственности за себя и свои поступки. Хвалить, поощрять, одобрять, создавать положительную атмосферу вокруг него.
Какими качествами должен обладать современный педагог? Это извечные ценности: доброта, душевность, любовь к своему делу и к людям, знание особенностей детской психологии, умение учить и творить, непрерывное самообразование и самопознание. Современный воспитатель — друг, с которым можно поговорить по душам, доверить сокровенные тайны, получить совет и поддержку. Он должен быть одинаково внимателен и справедлив ко всем, чтобы каждый из них мог почувствовать его тепло, заботу и любовь в своем сердце. Для ребенка важно, чтобы его воспринимали как личность со всеми его достоинствами и недостатками, так как особое влияние на него оказывают окружающие, среди которых воспитатель занимает далеко не последнее место. Настоящий педагог – это ученик своих воспитанников, поэтому современный воспитатель постоянно в поиске. Невозможно помочь в том, что не знаешь или не делаешь сам. Современные дети и без помощи взрослых, получают огромный поток информации: смотрят телевизоры, пользуются сотовыми телефонами, компьютерами, Интернетом. Значит, к уровню образованности воспитателя будущего предъявляются еще более высокие требования. Уже в наше время, а тем более в будущем, главной задачей педагогов становится не просто научить, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа и грамотного использования, поэтому мне нужно самой научиться работать с ИКТ. Я бы сказала так: «Воспитатель будущего должен идти не в ногу со временем, а на шаг вперед». Получая знания из средств массовой информации, ребенок сохраняет её в голове, мы получаем грамотного, образованного человека, но бездуховного. Современный педагог должен не только знать, как привить ребенку любовь к ближнему, к природе, обществу, труду, осознанию, и ценностным основам жизни – добру, истине, красоте. Быть примером для ребенка, вести активный образ жизни. Рационально планировать свой рабочий день и уметь активно отдыхать: находить время для посещения театра, выставок, участвовать в общественной жизни города, школы, ходить в походы и экскурсии со своей семьей. А это у меня не очень хорошо получается, времени на отдых практически нет.
Да, современный воспитатель должен применять современные педагогические технологии, но не в ущерб лучшим человеческим качествам. Педагог на все века остается, прежде всего «наставником души». Лучшим источником для меня служит народная педагогика. Если врачи и психологи для лечения детей попавших в сложные жизненные ситуации берут сказку, то для педагога это жизненные уроки – кладезь народной мудрости. Можно сто раз беседовать о добре и зле, а результат будет нулевым. В руках современного педагога самое совершенное оружие – слово, поэтому нужно помнить заповедь: «Не навреди» и умело использовать в своей деятельности сказки, учитывая при этом психологические и физиологические особенности младшего школьного возраста. Современный воспитатель, я считаю, должен быть хорошим рассказчиком и сказочником. Умело рассказанная сказка дает не столько знания, сколько информацию для размышления, а также снимает психологическую и эмоциональную нагрузку, способствует развитию воображения и фантазии. Думаю, быть воспитателем трудно, но возможно. Главное, надо учиться быть счастливыми. Ведь несчастный педагог никогда не воспитает счастливого человека. У счастливого педагога воспитанники испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра. Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Воспитатель призван быть авторитетом для детей и их родителей, вместе с семьей решать ответственные задачи воспитания. Страна доверяет им самое дорогое — свое будущее.
Следующая > |
Правила написания эссе
Эссе портфолио воспитателя детского сада в Казахстане ничем не отличается от подобного рассказа педагогов РФ. Строгих правил нет, рассказ пишется в свободном стиле, но определенные рекомендации все же существуют.
В эссе воспитателя детского сада для портфолио желательно было бы описать, почему педагог выбрал именно эту работу, каких результатов хочет добиться в процессе своей профессиональной деятельности. Можно также отметить, какую методику собирается использовать воспитатель, что бы хотелось изменить в обучающей программе. Не помешало бы провести анализ своей собственной профессиональной деятельности.