Бориса Павловича и Лену Алексеевну Никитиных многие называют классиками отечественной педагогики. На примере собственной многодетной семьи еще в советское время они продемонстрировали, как, ломая устоявшиеся стереотипы в воспитании, помочь ребенку превратиться в самостоятельную, гармонично развитую личность.
О семье Никитиных впервые заговорили в конце 50-х годов XX века. Подмосковный поселок Болшево, где жили педагоги, был в шоке от того, каким образом молодые супруги воспитывают своих детей. Местную общественность удивлял тот факт, что никитинские дети, бегавшие босиком по снегу и способные выполнять головокружительные гимнастические упражнения, просто кипели здоровьем и поражали своим интеллектом. К трем-четырем годам эти малыши уже осваивали чтение и азы математики, с увлечением играли в придуманные отцом логические игры, а едва начав учиться в школе, перескакивали через класс.
Именно тогда, в I960-1970-е годы Никитины заложили основы российской родительской педагогики, которые используются и по сей день.
Основные принципы воспитания «по-никитински»
По мнению Никитиных традиционно в общении с ребенком взрослые допускают две крайности. Первая — это заорганизованность. То есть сверхзаботливый уход и непрерывные занятия, развлечения, игры. Времени для самостоятельной деятельности у ребенка не остается.
Вторая крайность заключается в заброшенности ребенка. Это значит, что общение с малышом сводится только к его обслуживанию (накормить, напоить, спать уложить). Подобный подход ведет к депривации (психологическому голоданию), госпитализму (задержке в эмоциональном и психическом развитии) и, в итоге, к умственной отсталости.
В основе системы Никитиных лежит, прежде всего, труд, естественность, близость к природе и творчество. Ребята — хозяева себе, своим поступкам и распорядку. Родители ни к чему не принуждают их, лишь помогают разбираться в сложных жизненных и философских проблемах. Взрослые подталкивают, а не опережают детей, вступают с ними в диалог. Главной задачей воспитания, по мнению Никитиных, является максимальное развитие творческих способностей подрастающего человека и его подготовка к жизни.
Основные принципы своей методы авторы определяют следующим образом.
Во-первых, свобода творчества детей в занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Дети занимаются сколько хотят, сочетая спорт со всеми другими видами деятельности.
Во-вторых, легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортивные снаряды входят в повседневную жизнь ребят с самого раннего детства, становятся для них естественной средой обитания, наравне с мебелью и другими домашними вещами.
В-третьих, родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается, участие взрослых в детских играх, соревнованиях, да и вообще — в самой жизни детей.
У родителей должна быть только одна цель: не мешать развитию ребенка, а помогать ему, не давить на детей в соответствии с некими собственными замыслами, а создавать условия для дальнейшего их развития, ориентируясь на самочувствие и желание ребят.
Лена Алексеевна и Борис Павлович не ставили себе целью изначально научить своих малышей всему как можно раньше. Они заметили, что у ребят раньше развиваются те стороны интеллекта, для которых созданы соответствующие «опережающие» условия. Допустим, ребенок только начал говорить, а у него среди игрушек уже появляются кубики с буквами, разрезная азбука, пластмассовые буквы и цифры.
Система Никитиных для дошкольников
Дошкольники, которых воспитывали авторы системы, находились на уровне развития не менее второго класса. В возрасте около пяти лет малыши решали математические уравнения и непременно читали, причём родители не учили их многому из того, что дети умели. Какие-то навыки младшие получали от старших, что-то постигали самостоятельно. Именно в этом заключается суть воспитания по Никитиным: ребёнку нужно не давать знания, а стимулировать его к тому, чтобы он добывал их сам.
С методикой Никитиных можно соглашаться или нет, но нельзя игнорировать факты: дети, которые воспитаны согласно этой методике, превосходят сверстников во всём.
Интеллектуальное развитие дошкольников лучше всего проводится в игровой форме
Нюансы системы Никитиных для дошкольников
- Спорт. Обязательное наличие в доме спортивного комплекса с различными вариантами сложности прохождения. Непрепятствование занятиям, а помощь с них.
- Раннее обучение. Чтение и счёт доступны детям значительно раньше, чем принято предполагать. Обязательно наличие в доме необходимых материалов: азбука, счёты, географические карты. Всё это должно быть в распоряжении ребёнка в любой момент.
- Обучение детей детьми. Если в семье есть больше одного ребёнка (либо методика взята за основную в учебном учреждении дошкольного возраста), то старшие дети обучают младших тому, что уже умеют сами. Как показывает практика, они могут быть даже лучшими учителями, чем взрослые.
- Время, затрачиваемое на посещение общей школы, сводится к минимуму. Практикуется вариант обучения экстерном.
- Трудовое обучение. В доме оборудуется место, где дети могут мастерить и изобретать из подручных материалов. Инструменты должны быть настоящими. Техника безопасности наилучшим образом усваивается на практике. Эти условия соблюдаются с младенчества.
- Пример, подаваемый взрослыми. Задача родителя (воспитателя) в этом случае состоит в том, чтобы передать ребёнку увлечённость тем делом, которым он занимается. Взрослый выступает в качестве гуру и мастера в своём ремесле.
- Вовлечение ребёнка в творческий процесс. В качестве творческого занятия может выступать что угодно: любое рукоделие, рисование, моделирование.
- Привлечение к домашнему труду. У ребёнка, даже очень маленького, есть чёткие обязанности. Они должны соответствовать полу, возрасту, физическому развитию. Требования к качеству сделанной работы также высоки, как в случае выполнения её взрослыми. Труд вознаграждается.
- Уважение к ребёнку и его мнению. Оно проявляется не только на словах, но и на деле. Отношение к малышу должно быть не как к несмышлёнышу, а как к человеку, хотя и маленькому.
- Направленность на развитие мышления. Ребёнку даются задачи без объяснения их решения. Он учится не выполнять действия по заданному шаблону, а самостоятельно добывать знания. Выражаясь фигурально, не нужно заставлять малыша учить закон всемирного притяжения, а дать возможность самому выступить в роли Ньютона и открыть его.
- Планирование времени труда, отдыха и обучения. Процесс познания нового должен быть такой же нормой, как принятие пищи и отдых без перерыва на каникулы и выходные. Но время нужно распределять таким образом, чтобы ребёнок не уставал и не чувствовал перегруженности.
- Мозговой штурм. Коллективное решение задач без ограничений и критики.
- Закаливания. Как и для малышей, оно предполагает лёгкую одежду, игры на свежем воздухе.
- Интеллектуальные игры. Они разработаны Борисом Никитиным, имеют большое количество уровней сложности и способствуют интеллектуальному развитию детей, но также станут интересными для многих взрослых.
Если малыш не справится с игровой задачей, поставленной перед ним, сразу, то нужно попытаться позже, но не пытаться подсказывать и помогать. Это правило распространяется на все игры Никитиных.
Игры Никитиных и их описание — таблица
Название игры | Описание |
Сложи узор | Суть этой игры заключается в составлении узоров из 16 одинаковых кубиков, каждая грань которых раскрашена в разные цвета. Некоторые из сторон двуцветные (по диагонали окрашиваются в два разных цвета). Есть несколько вариантов сложности:
Игра развивает мыслительные навыки, способность к анализу и комбинированию. Её можно предлагать малышам начиная с года. |
Кубики для всех | В этой игре 7 фигурок, каждая из которых состоит из нескольких кубиков. Они похожи на всем известный Тетрис, но не на плоскости, а в пространстве. «Кубики для всех» учат мыслить объёмными образами и учитывать при решении задачи не одну возможную сторону, а сразу несколько вариантов. Они подойдут детям в возрасте с двух лет. |
Дроби | Игра состоит из 12 кругов, каждый из которых делится на разное количество равных частей и окрашен в свой цвет. Они находятся в специальной коробке. Задача ребёнка состоит в том, чтобы открыть её, высыпать содержимое, а затем сложить все круги сначала на поверхности, а затем в коробку. Такая игра даёт наглядное понимание того, что такое дроби, как одно целое делится на несколько частей. Практика показывает, что такую информацию дети способны усваивать в возрасте 3—4 лет, следовательно, тянуть с её освоением до третьего класса не имеет смысла. |
Таблица Сотни | Это довольно простая на вид, но при этом нелёгкая игра. Она выглядит как таблица, где цифры от 1 до 100 расположились колонками и рядами по 10 штук. Каждый из рядов помечен определённым количеством чёрных точек. Игра учит детей быстро запоминать цифры, а в дальнейшем быстро складывать числа в разных рядах, решать задачи различной сложности, а впоследствии придумывать новые. |
Часы | Игра выглядит, как часы, изготовленные из подручных материалов. Она учит малышей определять правильное время, высчитывать количество минут и секунд в разные временные промежутки. |
Точечки | Эта игра задумывалась как математический тест. Она состоит из 44 квадратов четырёх цветов:
К игре прилагаются задания различной сложности, которые развивают логическое мышление и обучают ребёнка быстрому счёту. |
Уникуб | Эта игра состоит из 27 кубиков, грани которых раскрашены определённым образом в разные цвета. Она очень функциональна, а предлагающиеся задания делятся на много уровней сложности. Для ребёнка игра будет полезна тем, что научит его мыслить сразу в нескольких направлениях, разовьёт навыки моделирования и научит справляться с трудными задачами. Уникуб рекомендуется детям в возрасте от двух лет. |
Сложи квадрат | Эта игра по своей сути напоминает пазлы. Но складывать нужно не картинку, а квадраты, которые разрезаны на неравные части различной формы и окрашены в разные цвета. Всего их 24 штуки. Такую игру можно предлагать детям начиная с года. Игра даёт осознание, что из частей, порой причудливой формы можно сложить одно целое. Учит классифицировать предметы по цветам. |
Развивающие игры, разработанные Никитиными — фотогалерея
Игра даёт наглядное понимание того, что такое дроби, как одно целое делится на несколько частей
«Кубики для всех» учат мыслить объёмными образами и учитывать при решении задачи не одну возможную сторону, а сразу несколько вариантов
Складывание узоров развивает мыслительные навыки, способность к анализу и комбинированию
Точечки развивают логическое мышление и обучают ребёнка быстрому счёту
Часы Никитиных учат малышей ориентироваться во времени
Уникубнаучит ребёнка мыслить сразу в нескольких направлениях, разовьёт навыки моделирования и научит справляться с трудными задачами
«Сложи квадрат» даёт осознание, что из частей, порой причудливой формы можно сложить одно целое, учит классифицировать предметы по цветам
Как вызвать в ребенке желание заниматься?
Итак, условия для развития должны опережать этот процесс. Значит, их нужно подготовить заранее. То есть на стены детской комнаты надо повесить карту полушарий, таблицы сотен и тысяч, печатные и прописные буквы, измерительные приборы, книги. И первые впечатления могут непроизвольно возбудить интерес ребенка к какой-то области знаний и даже развить определенные способности. Общая работа или работа рядом — это обязательный интерес и к процессу труда, и к его результатам друг у друга, а вместе с тем, и повод для разговора, обмена мнениями. Здесь следует обратить внимание на один очень важный момент: никогда не стоит делать за малыша то, с чем он способен справиться сам, и не решать за него то, что он может решить самостоятельно. В любых занятиях детей взрослые должны стараться поощрять творчество, не навязывая своих мнений, и не торопясь обязательно предотвратить ошибку или сразу указать на нее. А в случае неудачи — не упрекать и не стыдить ребенка. Зато успех нужно отмечать обязательно и не скупиться на похвалу. Главное, чтобы взрослые никогда не оставались равнодушными к тому, что и как делают ребята, что у них получается.
Физическое развитие
Дети должны быть готовы воспринимать знания не только умственно, но и физически. Тело ребенка — само по себе инструмент познания. Не перегруженное лишней одеждой, не отягощенное сверхкалорийной пищей, оно легко и охотно «идет навстречу» требованиям умственного порядка. Спортивные снаряды чуть ли не с младенчества должны входить в детскую жизнь. Особое внимание Никитины уделяли закаливанию. И их опыт показал, что это действенный способ оградить ребенка от большинства простудных заболеваний.
Интеллектуальные игры Никитиных
Методика
Помимо опережающих условий для развития, о которых шла речь выше, Никитин разработал целый ряд развивающих игр для ребят любого возраста. Никакая определенная программа обучения ребенку не навязывается. Он погружается в мир игры, в котором сам волен выбирать сферу деятельности. Никто не объясняет малышу новых правил, он просто вовлекается в игру с помощью сказки, подражая старшим, участвуя в коллективных играх. Как правило, сначала требуется активное участие взрослых или старших братьев и сестер, но затем дитя может заниматься уже самостоятельно. Так естественно кроха выполняет ряд задач, которые постепенно усложняются. При этом малышу нельзя подсказывать. Ему надо предоставить возможность думать самостоятельно. Если ребенок не может справиться с заданием, нужно вернуться к легким, уже освоенным заданиям, или временно оставить эту игру. Если заметно, что кроха достиг потолка своих возможностей или утратил интерес к игре, лучше ее на время отложить.
Такая методика позволяет ребенку самостоятельно искать решение неизвестных ему задач, создавать новое, то есть ведет к развитию его творческих способностей.
Особенности Никитинских игр
Главное отличие — это многофункциональность игр и безграничный простор для творчества. Они могут заинтересовать и увлечь всех членов семьи. Игры учат детей, переходя от простых от более трудным заданиям, получать радость и удовлетворение от умственной деятельности, думать, порой мучиться, но обязательно добиваться цели.
Каждая игра — это набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов, деталей конструктора-механика. Задачи предлагаются малышу в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции, и таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации. Задания расположены от простого к сложному.
Уровней сложности несколько: от доступных двух-трехлетнему до непосильных для среднего взрослого, поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет. А постепенное возрастание трудности задач позволяет ребенку совершенствоваться самостоятельно, то есть развивать творческие способности.
Используя в занятиях с ребенком никитинские развивающие игры, следует придерживаться определенных принципов.
- Нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Осуществляя решение практически, малыш учится брать всё необходимое из окружающей действительности самостоятельно.
- Нельзя требовать и добиваться того, чтобы ребенок решил задачу с первой попытки. Он, возможно, еще не дорос, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.
- Решение задачи предстает перед малышом в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, то есть видимых и осязаемых вещей. Это позволяет ребенку самому проверять точность выполнения задачи.
- Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты и даже придумывать новые игры, то есть заниматься творческой деятельностью.
Итак, главная особенность развивающих игр Никитиных — то, что в них удалось объединить один из основных принципов обучения — от простого к сложному — с очень важным условием творческой деятельности — делать всё самостоятельно.
Разработанные Борисом Никитиным развивающие игры описаны им в книге, которая так и называется — «Интеллектуальные игры». Вот лишь несколько примеров самых популярных из них.
Какую игру по методике Никитиных предложить детям первой?
Если в распоряжении воспитателей есть несколько развивающих интеллектуальных «никитинских игр», то желательно сначала разобраться с каждой из них самому, чтобы выяснить комплектацию, уровень сложности. Можно попробовать поиграть самим, чтобы оценить диапазон задач и требуемое время. С учетом возраста, темперамента и характера малыша или группы воспитанников следует вводить сначала самые легкие игровые задания, двигаясь к более сложным. Например, если малыши освоились с игрой «Сложи узор», то периодически через несколько дней следует вводить игры «Обезьянки», «Рамки Монтессори», «Точечки», «Внимание» и другие.
Воспитателей может заинтересовать вопрос, можно ли занять группу детей, предложив им сразу несколько разных игр по методике Никитиных? Сам Борис Никитин утверждает, что это возможно в том случае, если из трех игр минимум две уже освоены и интерес у воспитанников есть. При этом нежелательно отводить для игровой деятельности определенное время – 5, 10 минут, создавать временные рамки и останавливать. Пока у ребенка есть интерес и ему не делают замечаний, пусть решает логические задачи и доводит дело до конца.
Рамки и вкладыши
Эта игра доступна самым маленьким. Она представляет собой 16 рамок с вкладышами в виде геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, эллипс (овал), прямоугольник и так далее. Начать лучше с показа вкладышей. Взять круг, овал, квадрат, равносторонний треугольник и, называя, показать их малышу. При этом лучше не держать их в руках, а выкладывать на однотонную поверхность (не на цветную скатерть или ковер, а хотя бы на лист бумаги). Показав по одной фигурке, можно дать их малышу для самостоятельных действий — пусть разглядывает и играет. Уместно будет предложить ему заодно коробочку или баночку, в которую он сможет все это положить, а затем высыпать обратно. Постепенно карапуз познакомится со всеми 16 фигурами комплекта. Если начинать с небольшого количества фигур, привлечь кроху к игре можно, начиная с 10-12 месяцев. Когда ребенок подрастет, можно усложнять задания: обводить контуры фигур карандашом, сначала по рамкам, потом — по вкладышам (это сложнее), делать двойной контур, заштриховывать полученное изображение, рисовать фигурки на счет (три кружка, два квадратика), создавать сюжетные рисунки (елочку из трех равнобедренных треугольников).
Примеры игр по методике Никитиных
Игра «Сложи узор»
В комплекте этой игры – 16 кубиков одинакового размера. Стандарт – 3 х 3 х 3 см. При этом грани каждого кубика окрашены в 4 цвета, а две из 6 граней (противоположные) окрашены разными цветами по диагонали. Таким образом, задействованы всего 4 цвета.
Из кубиков можно составлять разные узоры, подбирая цвета в любом порядке.
Переставляя кубики, можно создавать большое количество вариантов картин, узоров, схем, придумывая им названия.
В этой игре есть три стандартных задания: составить аналогичный узор по заданной (нарисованной) схеме, затем составить (зарисовать) схему по сложенному кубиками узору, и третье – придумать новые узоры из 9 или 16 кубиков.
Схемы — задания на готовых карточках к игре могут быть подобраны в натуральную величину так, чтобы их можно было закрывать кубиками.
С малышами ясельного возраста можно играть в «Сложи узор», используя сначала 4 кубика, составляя одноцветные картинки, затем постепенно вводить следующие кубики, усложняя узор. Можно предложить составить самому простой узор и придумать ему название.
Воспитанникам старшего дошкольного возраста можно устроить увлекательные соревнования по игре «Сложи узор». Если разделить их на несколько команд, раздать по комплекту кубиков, то дети с удовольствием будут ждать от ведущего новое задание и складывать узоры по схеме. А воспитатель может подводить итоги в таблице, какая команда сложила быстрее, какая правильнее, а какая придумала больше новых узоров.
Б.П. Никитин предлагает взрослым обратить внимание на один очень важный момент: как мы достаем коробку с кубиками, бережно раскладываем или шумно вываливаем все сразу, так и дети будут либо бережно собирать кубики после игры, либо разбрасывать их по комнате. Обращение с предметами откладывается в детской памяти, малышам свойственно во всем подражать взрослым.
Играя в «Сложи узор», малыши учатся самостоятельно мыслить, контролировать и оценивать себя, видеть собственные ошибки.
Игра «Рамки и вкладыши Монтессори»
Основу этой игры преимущественно составляют педагогические разработки итальянского педагога М. Монтессори. Б.П. Никитин лишь несколько изменил комплектность и условия. Игровые задания знакомят дошкольников с геометрическими фигурами, подготавливают детские ручки к письму, развивают логическое мышление.
Игровой комплект состоит из квадратных пластинок – рамок размером 10 х 10 см толщиной около 2 мм. Каждая рамка имеет в центре отверстие, в которое вставляется вкладыш соответствующей геометрической формы и подходящего размера, но отличающийся по цвету.
Вот список фигур:
- Круг
- Квадрат
- Равносторонний треугольник
- Эллипс
- Прямоугольник
- Ромб
- Трапеция
- Четырехугольник с неправильными сторонами и одним прямым углом
- Параллелограмм
- Равнобедренный треугольник
- Шестиугольник
- Пятиконечная звезда
- Прямоугольный равнобедренный треугольник
- Пятиугольник
- Неправильный шестиугольник
- Разносторонний треугольник.
В ходе игры рамку с соответствующим вкладышем надо называть по форме фигуры (ромб, звезда, круг и т.д.).
Количество рамок и игровые задачи к каждой игре подготавливаются в соответствии с возрастом и возможностями деток.
Варианты заданий:
- Найти вкладыши и вставить в рамочки
- Обвести контуры фигурок (по рамке, по вкладышу)
- Раскрасить фигурки цветными карандашами
- Обвести фигурки двойным контуром
- Создать орнамент из фигурок
- Угадать фигурку на ощупь
- Вставить вкладыши в рамочки с закрытыми глазками
- Разложить рамочки и фигурки – вкладыши по свойствам.
Игра «Обезьянки»
Эта замечательная игра основана на способности малышей к подражанию. Дети часто копируют поведение взрослых, перенимая тем самым привычки, способы обращения с предметами, эмоции. У дошкольников младшего возраста очень развиты такие качества, как внимание, наблюдение за взрослыми, способность к подражанию. С возрастом эти качества меняются. Игра «Обезьянки» позволяет оценить, насколько внимателен ребенок, или же это качество угасает.
Игра рассчитана на детей с 2 – 3 лет. Детишек надо усадить за столик так, чтобы они могли под него прятать ручки. Ведущий начинает игру с небольшого введения – сказки: в комнате сидела маленькая обезьянка, ей было скучно, она увидела мальчика, сначала спряталась от него, а потом стала повторять за ним все движения и ей это очень понравилось. Теперь все детки – обезьянки повторяют движения за мальчиком – ведущим (воспитателем). Для малышей надо приготовить одинаковые деревянные брусочки или кирпичики и раздать каждому по 2 штуки. Можно позаимствовать их из любого игрового комплекта. Ведущий поднимает руки из – за стола и складывает свои кирпичики в определенную композицию, ставит на ребра, башенкой, буквой «Т», любым способом. Детки – обезьянки должны повторить из своих брусочков композицию точь – в – точь. При этом ведущий должен выполнять движения демонстративно медленно, иногда чуть быстрее, шумно или тихо, но очень эмоционально, словесно подбадривая обезьянок. Закончив композицию, начинают следующую. Спрятав руки под стол, потом достав фигурки, обезьянки вновь повторяют за ведущим и строят новую композицию.
В результате дети развивают внимание, учатся повторять действия ведущего. Усложнять игру можно вводя новые фигурки, в том числе разных цветов.
Список никитинских игр и головоломок достаточно большой. Все они направлены на развитие логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения. Детские таланты необходимо развивать с раннего возраста, создавая творческую среду и увлекая ребенка интеллектуальными играми. Так считают Лена и Борис Никитины. И в этом с ними согласны все педагоги.
Если вам пригодилась информация на сайте, просьба поделиться ею в социальных сетях:
Сложи узор
Эта игра представляет собой 16 деревянных кубиков с ребром размером 3 см, где каждая грань имеет определенную окраску. Кубики должны быть уложены в деревянную или картонную коробку (ее наличие обязательно). Никитин советует начинать игру с ними с полутора лет. В начале (особенно с самыми маленькими) нужно просто сесть рядышком с ребенком и вместе рассмотреть кубики: «Смотри, какие красивые кубики! Вот я взяла 4 кубика: один, два, три, четыре. Смотри, это синяя сторона, а это — желтая. Какая красивая синяя дорожка у меня получилась! Давай возьмем зайку, видишь, как ему нравится по ней скакать? А теперь дорожка стала разноцветной: синий, желтый, синий, желтый». Возможно, малыш уже не слушает и смотрит по сторонам. Значит, знакомство с кубиками нужно было закончить на несколько минут раньше. Игра не должна надоедать ребенку. И еще: ее, как и любую другую, желательно хранить в таком месте, чтобы малыш видел, но сам достать не мог. Когда у крохи возникнет желание поиграть, он может сказать или показать на коробку, если разговаривать еще не умеет. Эти кубики способствуют «развитию пространственного воображения, аккуратности, внимания, графических способностей, умению анализировать, синтезировать и комбинировать».
Дидактическая игра «Подбери узор»
Для занятия подготовьте игровой материал:
- возьмите светлый картон А4 и белые пластиковые крышки от напитков;
- картонный лист разделите на равные по размеру квадраты;
- на каждый сектор должно приходиться по одной крышечке;
- нарисуйте черным маркером на каждом квадрате рисунок, на соответствующей крышке аналогичный (он не должен повторяться на других квадратах и крышках);
- ламинируйте картон прозрачной клейкой лентой для продления эксплуатационного срока.
Задача игроков – найти для каждого квадрата подходящую крышечку. Занятие увлекательное, дошкольники играют охотно, тем самым развивают память, концентрацию внимания и усидчивость.
Сложи квадрат
Эта игра возникла из головоломки, в которой требовалось из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат. Это была достаточно трудная головоломка, поэтому Никитин решил сделать ряд более простых заданий. Получилась игра для детей от двух лет. Она имеет три категории сложности. В каждую входит по 12 разноцветных квадратов. Все 12 квадратов расположены на фанерке размером с альбомный лист и как бы вставлены в окошечки. Для детей 2 лет и младше надо оставить 4 самых простых квадрата. Пусть это будет целый квадрат, квадрат из двух прямоугольников, из двух треугольников и — разрезанный на две части по ломаной линии. Теперь можно начинать игру с ребенком. Детали нужно либо разложить по кучкам (в каждой — части одного цвета), либо показать, как из двух половинок получается целый квадрат. Дальше ребенку предоставляется возможность действовать самому. Постепенно малыш освоит этот уровень и перейдет на более сложный. По мнению Никитина, эта игра способствует развитию цветоощущения, усвоению соотношения целого и части, формированию логического мышления и умению разбивать сложную задачу на несколько простых.
Как выбирать кубики Никитина
Как и любую другую игрушку, развивающие кубики Никитина стоит выбирать, исходя из пожеланий ребенка. Если ему понравились деревянные брусочки, не надо навязывать разноцветные кубики или квадраты. При выборе кубиков Никитина стоит учитывать возраст ребенка и сложность игры, психологические и физиологические особенности малыша.
Необходимо начинать с простого. Даже если вам задание видится элементарным, позвольте ребенку собрать пример: пусть он почувствует вкус победы, и только потом переходите на более сложный уровень, используя альбомы заданий.
Игру легко найти в свободной продаже. Купить кубики Никитина можно в магазинах игрушек, заказать в интернет-магазинах. Другой вариант – купить ее на официальном сайте семьи Никитиных с доставкой из Москвы или Санкт-Петербурга по почте. Цена на кубики Никитиных варьируется от 350 рублей до 3500 рублей: точная стоимость от производителя, материалов, размера набора. На официальном сайте будет дороже, но качественнее.
Дроби
Возраст для начала этой игры указан разный, от З до 5 лет. Она представляет собой комплект из трех фанерок размером с альбомный лист. На каждой из них расположено по 4 круга. Все они имеют одинаковый размер, но разные цвета. Первый круг целый, второй разрезан на две равные части, третий на три, и так далее, вплоть до 12 «долек». Сначала для игры оставляют только первую фанерку с четырьмя кругами. С их помощью можно повторить цвета, посчитать вкладываемые кусочки, сравнить их между собой. С их помощью можно повторить цвета посчитать вкладываемые кусочки, сравнить их между собой. Таким образом ребенок знакомится с математической терминологией. Можно попробовать сделать разноцветный кружок. Очень интересно строить лесенку: внизу — целый круг, дальше половинка, затем треть. С ее помощью можно наглядно понять, почему одна вторая больше, чем одна третья.
Уникуб
Это универсальные кубики, которые вводят малыша в мир трехмерного пространства. Развитие пространственного мышления позволит ребенку в будущем овладевать черчением, стереометрией, начертательной геометрией. Игра учит четкости, внимательности, точности, аккуратности.
«Уникуб» представляет собой 27 небольших деревянных кубиков. Грани каждого кубика выкрашены таким образом (всего три цвета), чтобы это сочетание граней было редким, если не уникальным. Именно поэтому так непросто выполнить задания по предлагаемым схемам. Никитин предлагает для «уникуба» 60 заданий. Первые из них автор выполнял с детьми 1,5-3 лет, а самые сложные доступны далеко не всем взрослым.
О методике Никитиных рассказала их дочь Анна Ермакова