Доброго всем осеннего денька! Татьяна Сухих снова готова к разговору с вами. Сегодня хочу рассказать, как я провожу с детками наблюдение на прогулке за окружающим миром. На примере работы воспитателя с вашими детками, надеюсь, вы, родители, почерпнете методику и идеи для содержательных развивающих прогулок на свежем воздухе.
Как вы уже знаете из моих статей или по самостоятельно добытой информации, сегодня в дошкольных учреждениях образовательный процесс происходит преимущественно в игровой форме. Мы используем любой момент, чтобы ненавязчиво обогатить внутренний мир малышей и передать им новые знания. Так и во время пребывания на открытых площадках или под навесом в павильоне во время дождя я обязательно посвящаю немного времени наблюдениям.
Поскольку в детском саду все делается по плану и программе, а не как придет в голову воспитателю, то и такой развивающий метод как наблюдение планируется заранее. Обычно я планирую на неделю соответственно времени года каждый день новое наблюдение. Сегодня, допустим, мы изучаем растения, завтра – неживую природу, потом – наблюдаем за людьми и т.п.
Ниже я подробно опишу темы для беседы с детками. А пока подумаем вместе: зачем нужно заниматься с малышами своеобразным подглядыванием за окружающим миром? Так ли необходимо уделять этому простому, на первый взгляд, методу такое внимание?
Хочу вам сказать, что наблюдение – это одна из форм активного познания природы и всего, что нас окружает. Дети набираются впечатлений, приобретают личный опыт, учатся любить и понимать все вокруг. Наблюдать – не так просто, как воображается нам, взрослым. Необходимо уметь сосредоточить внимание, удержать его. Происходит колоссальный мыслительный процесс, во время которого детский ум обрабатывает массу информации.
Например, одним из пунктов плана по «подглядыванию» за людьми является анализ, во что одеты прохожие, дети из других групп и т.д. Кстати, об одежде, посоветую вам хорошие Интернет-магазины.
Для маленьких модников и модниц
Я нашла сайт нашего, российского производителя – торговая марка «Lacy wear». Добротные вещи я уже присмотрела для своего сына, хороший магазин с адекватными ценами. Здесь можно купить все – от носков и маек до зимних курток.
Отличный раздел детского трикотажа – шапки, нижнее белье, пижамы. Не за горами день Святого Николая и Новый год, так что пора начинать присматривать под подушку и елочку подарочки!
Да, вы когда-то заказывали товары в «Али экспресс»? Хорошие отзывы об этом магазине, товары качественные, цены умеренные. Тут вы найдете одежку для новорожденных и для подростков. Доставка осуществляется в короткие сроки и вроде как бесплатно. Если кто заказывал на этих сайтах, расскажите!
Давайте поможем друг другу и подскажем, где подешевле одеть наших деток? Где вы затариваетесь одеждой для себя и детей, как выкручиваетесь? Особенно дорогая сейчас зимняя обувь, может, кто нашел недорогую, но приличную обувку?
Хотя мы с детства слышим, что не нужно судить человека по его внешнему виду, но одновременно нас приучали к аккуратности, опрятности. Что поделать, но одежда всегда работает на имидж человека. Описывая человека, каким мы его видим, обязательно мы обращаем внимание на «оболочку» – пальто, шапка… Но пора переходить к делу.
Как мы наблюдаем за окружающим миром с детьми в садике?
Что касается планирования, то я делаю его помесячно, расписывая, что мы будем делать каждый день недели на прогулке. Выглядит это приблизительно так:
- Понедельник: наблюдаем за живой природой – растения, деревья, кустики, семена, листики, цветочки.
- Вторник: занимаемся наблюдением за неживой природой – солнце, небо, тучки, ветер, дождь и т.д.
- Среда: подмечаем повадки животных, насекомых, птичек, рыбок.
- Четверг: смотрим, как работают люди, что они делают, как выглядят.
- Пятница: наблюдаем за окружающей средой, ходим на экскурсии по территории садика или недалеко – школа, парк, магазин, кукольный театр и т.п.
Почему я советую родителям планировать совместные занятия с детками? Если вы набросаете себе простенький план дел на каждый день, вы не забудете, что собирались сделать. И вместо того, чтобы проболтать всю прогулку с соседкой на лавочке, наблюдая за своим ребенком издалека, вы займетесь его развитием.
В зависимости от времени года, я акцентирую внимание детей на характерные изменения в окружающем мире.
Так, если выбрать тему наблюдения – «люди», то расскажу, как мы это делаем осенью.
Итак, сентябрь: я рассказываю деткам, что на полях заканчивают собирать урожай, что сейчас сезон яблок, винограда, овощей. Прошу ребят рассказать, что они любят из сезонных овощей и фруктов.
Да, я не сказала, что за одну прогулку не стоит охватывать много разных аспектов нашей жизни. Допустим, поговорили об урожае и овощах и хватит.
В следующий раз уже обратите внимание малыша, что опадает листва, кто ее убирает, куда она потом девается. Можно взять грабельки и поработать немного с ребенком. Пусть поймет, что труд дворника нелегкий. Уместно подобрать тематические загадки об осени, урожае и т.п.
Также в сентябре мы говорим и наблюдаем за школьниками, ведь начался учебный год. Смотрим, во что одеты школьники, где они прячут учебники и тетрадки, обращаем внимание, что младшие школьники ходят в школу с мамой, а старшие – самостоятельно.
Планирование прогулок в средней группе по ФГОС
Рассмотрим картотеку прогулок-наблюдений для средней группы ДОУ. Для того чтобы прогулки проходили интересно, в нужном темпе, необходимо составление плана, предварительная подготовка на различные темы.
Прогулка 1 — наблюдение за деревьями осенью
Цель: научиться находить отличительные признаки у деревьев в осенний период по сравнению с летним. Видеть в осенних нарядах деревьев необыкновенную красоту.
Ход наблюдений: прочитать стихотворение А. С. Пушкина «Унылая пора».
Понаблюдать с детьми за разными деревьями. Найти отличия, схожесть в окраске осенних листьев у дуба, клена, березы, рябины. Обратить внимание детей на особенную красоту всего пейзажа осенью, в сентябре, октябре, ноябре.
Опыт, эксперимент: собрать красивые осенние листья для поделок на осеннюю тему.
Подвижная игра: состязание с осенними плодами. Разделить детей на две команды. Каждому дать по одному желудю (первой команде) и одному каштану (другой команде). С начала игры дети одновременно из каждой команды бегут наперегонки, со своим желудем (каштаном), до отмеченного места и бросают его в ведерко. Побеждают те, кто быстрее прибежал. Физические упражнения и реакция на быстроту зарядят детей бодростью и весельем.
Прогулка 2 — наблюдение за снегом в зимние месяцы
Цель: учиться вести наблюдения за изменениями в природе зимой.
Ход наблюдений: примечать, если снегопад – к потеплению. Снежинки хрустят под ногами – мороз. В зимнее время рано темнеет – особенно в декабре. Зимой приходит Новый год и Рождество. Дети катаются на санках, коньках, лыжах, играют в снежки.
Опыт, эксперимент: проведение анализа — измерять глубину сугроба на солнышке и в тени, предложить самостоятельную деятельность малышу.
Подвижная игра: игра в снежки. Подвижная, веселая игра согреет детей, подарит хорошее настроение, научит меткости.
Прогулка 3 — наблюдение за кошкой на весенней площадке сада
Цель: запомнить характерные признаки кошки, ее повадки, поведение.
Ход наблюдений: прочитать стишок про кошку, загадать загадку и спросить, кто из детей знает стихи о кошках. Предложить детям рассмотреть, описать кошку, ее отличительные особенности. Рассказать о том, как весна действует на кошек (они становятся гуленами). Что с приходом весны шерсть кошки линяет на более легкую для летнего периода. Построить диалог с детьми в виде беседы.
Опыт, эксперимент: попробовать поиграть с кошкой, используя ленточку на веревочке. Предупредить детей, что на улице неизвестных животных брать на руки нельзя.
Подвижная игра: проведение физкультминутки. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед. Подвижные упражнения благотворно влияют на мышцы.
Прогулка 4 — наблюдение летом на клумбах за цветами и насекомыми
Цель: узнать, чем лето отличается от других времен года. Тематическая прогулка около цветущих клумб, проведение прогулки по запланированному конспекту.
Ход наблюдений: какие цветы распустились на клумбе, спросить, кто знает, как они называются, чем отличаются цветы между собой. Наблюдение за пчелами – как они опыляют цветы. Рассказать, как важен их труд в природе. Спросить детей, каких они знают насекомых, выявить их отличия и пользу для природы.
Опыт, эксперимент: личный труд: полить из лейки цветы в клумбах, рассказав детям о том, как важно поливать растения.
Подвижная игра: «Беги к флажку». Учить детей выполнять действия по сигналу воспитателя. Быстрое передвижение к флажку и возвращение назад.
Планирование прогулок для детей в средней группе детского сада является очень значимым моментом в развитии. Прогулки-наблюдения оказывают огромный положительный эффект и для всего детского коллектива в целом.
Наблюдаем месяц октябрь
Кстати, могу порекомендовать коллегам и родителям хорошее методическое пособие, его можно купить в «УчМаге» – «Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа». Здесь есть отличные полные рекомендации по наблюдениям за окружающим миром. Вы найдете стихи, игры, загадки, которые можно использовать во время развивающих занятий на свежем воздухе.
Итак, в октябре наблюдение за людьми мы проводим так: обращаем внимание, что похолодало, смотрим, что люди стали утепляться, рассматриваем детали одежды.
Также мы замечаем, какие машины ездят, говорим о скорой помощи, пожарной машине, полицейской. Подмечаем, как выглядит спецодежда. Обращаем внимание, что часто люди жгут опавшую листву, объясняю, что это вредно для нас, для окружающей среды.
Очень важно с малышами говорить о том, как важно соблюдать чистоту на улице, что нельзя мусорить. Можно подмести участок вместе с детками, посмотреть, как убирают клумбы, готовят растения к зиме. В принципе, наблюдение за людьми весь год сводится к рассматриванию одежды, беседах о разных профессиях, сезонных работах и т.п. Как видите, ничего сложного, но поверьте, даже коротенькие беседы-наблюдения чрезвычайно положительно влияют на развитие малыша.
Тема наблюдений не исчерпана, ждите продолжения. Напоминаю, что подписка на новости открыта, присоединяйтесь. Если моя статья понравилась вам, возможно, она понравится и вашим друзьям в социальных сетях.
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
Организация педагогических наблюдений в ДОУ.
Организация педагогических наблюдений за включенностью детей
.
Наблюдения – это процесс слежения за ребенком в то время, когда он работает или играет, при невмешательстве в его деятельность. Цель наблюдения: обеспечить постоянную оценку роста и развития каждого ребенка с целью планирования видов деятельности, которые соответствуют индивидуальным потребностям. Регистрация – это процесс документирования наблюдаемой активности. Систематический подход к наблюдению детей помогает обеспечить полноту получаемых данных, на основе чего можно составить индивидуальный план развития ребенка на данном периоде.
Регистрируя действия или его результаты, я получаю фиксацию того, что и как дети делают, и могу лучше оценить и поставить цели перед этим ребенком. Со временем наблюдения за ребенком я могу выявить тип его поведения, познавательные предпочтения, уровень навыков и продвижение в развитии.
Наблюдения должны быть объективными, они не должны включать в себя то, что воспитатель думает или чувствует по поводу случившегося. Оно должно включать главным образом то, что сделано или сказано. Для обеспечения объективности, наблюдения должно быть детализированным и описательным, что бы содержать как можно больше информации. Посмотрев на свои наблюдения, я смогу поощрить и расширить проявленный интерес.
Существуют разные виды техники:
- Регистрация эпизодов – это короткие описания конкретных случаев. Словесные зарисовки.
- Дневниковые заметки – это записи впечатлений о групповой и индивидуальной деятельности, которые делаются в конце каждого дня.
- Карта наблюдения. Она определяет конкретные виды поведения, обеспечивает систематичность процесса сбора информации об уровне развития ребенка в различных областях. Карта включает в себя такие области как: социальное развитие, коммуникативное развитие, информационное, деятельное, здоровьесберегающие
развитие.
Карта содержит информацию чем ребенок увлекается в данный момент, что он может и чего не может в каждой из областей развития. Я использую эту информацию для постановки педагогических целей и составления индивидуальных планов развития ребенка.
- «Портфель», или образцы работы – это коллекция работ, которые ребенок выполнил в течении некоторого времени. Они могут включать рисунки, рассказы, можно подобрать фотографии, отражающие деятельность ребенка, аудио записи его речи. «Портфель» – это очень индивидуальная коллекция.
Вот несколько вариантов наблюдений и регистрации игры и деятельности ребенка. Дети должны наблюдать в разных зонах группы и на открытой площадке в разное время дня в течении всего года.
Наблюдения за детьми – основа целенаправленного планирования и индивидуализации программы в соответствии с потребностями и интересами отдельных детей и группы в целом.
Выбор, которые дети делают по своему усмотрению, обычно соответствуют уровню их развития. Просматривая записи своих наблюдений, я выделяю область, вызывающую озабоченность или особый интерес и на основании этого составляю индивидуальный план развития ребенка.
Иногда дети проявляют и реализуют свои интересы только дома, поэтому необходимо привлечь родителей к наблюдениям за детьми и в домашней обстановке. Когда родителей опрашивают по поводу их согласия учувствовать в составлении индивидуальных планов развития ребенка, необходимо дать им понять, что мы рассчитываем на их максимальное сотрудничество с семьей. Это идея может оказаться для них новой и поначалу не вызвать восторга. Чтобы вовлечение родителей стало реальностью и не было формальным – требуется время, необходимое чтобы узнать интересы и возможности родителей.
Изучение интересов родителей позволяет проинформировать о возможных способах помощи в составлении индивидуальных планов и наметить формы их участия с учетом личных склонностей, умений и способностей. Маловероятно, что все будут учувствовать в равной мере, однако вклад каждой семьи очень ценен, поскольку это дает родителям возможность более активно способствовать развитию их ребенка и точнее планировать работу с ним.
Автор: Иванова Светлана Николаевна