Как заяц готовится к зиме?
Зайцы не впадают в спячку, но пережить зиму им помогает ряд поведенческих и физиологических приспособлений. У них густой мех и низкое соотношение площади поверхности к объему, которое сохраняет тепло тела. Зайцы иногда роют укрытия в снегу и сбиваются в кучу, чтобы согреть друг друга.
Главная подготовка зайцев к зиме заключается в их способности менять шубку два раза в год для лучшей маскировки. Осенью их тонкий коричневый мех постепенно превращается в более густой белый, что дает им возможность маскироваться как на летнем, так и на зимнем фоне. Весной мех снова становится коричневым в ответ на увеличение длины светового дня.
Чтобы защитить себя, когда они чувствуют опасность, молодые зайцы обычно остаются неподвижными, чтобы слиться с окружающим фоном, но обычная стратегия взрослых состоит в том, чтобы убежать и запутать хищника, бросаясь в разные стороны. Взрослые зайцы могут преодолевать расстояние до трех метров за один прыжок и развивать скорость до 45 километров в час.
Как еж готовится к зиме?
Для некоторых наших диких животных хорошая подготовка к зиме – это вопрос выживания.
Поскольку ежи ведут ночной образ жизни, мы порой не замечаем, как они снуют по нашему саду, помогая нам бороться со слизнями, улитками и даже насекомыми, которые повреждают растения, которые мы тщательно выращиваем.
С приближением зимы ежи начинают готовиться к спячке. Животные, находящиеся в спячке, замедляют свое сердцебиение и частоту дыхания, снижают температуру тела и метаболизм для экономии энергии, поэтому наличие хорошего запаса жира и стабильной среды для укрытия жизненно важно.
Обычно ежи впадают в спячку с октября по март, и им нужно полагаться на свои жировые запасы, чтобы выжить до весны. Однако может быть много причин, по которым еж мог не набрать достаточно веса. Например, плохая погода может быть тому причиной. Или молодой возраст, т.е. животное прожило недостаточно долго, для набора достаточного веса.
Так что по мере приближения сезона гибернации не помешает протянуть ежикам руку помощи в вопросе поиска еды. Вы можете оставить в саду корм, подойдет мясной корм для кошек и собак (без рыбного вкуса), семечки, орехи, творог. Вы также можете найти специальную еду для ежей в магазинах. Однако ни в коем случае нельзя кормить ежа хлебом или молоком, так как они такую еду плохо переваривают.
Если вам повезло, что в вашем саду живет ежик, вы можете сделать одну важную вещь – сделать для него собственный домик! Чем раньше вы поместите такой домик в своем саду, тем больше вероятность, что у вас появится новый сосед. Разместите дом в тихом месте и засыпьте его сухими ветками, листьями и палками. Если вы подозреваете, что ежик спит в вашем саду, будьте осторожны, чтобы не потревожить его.
Кому не страшны морозы?
Лисички, зайцы и волки к морозам практически не готовятся, так как проводят зиму на ногах в поисках пищи. Зайчата только переодеваются: меняют серую шубку на белую, чтобы хищники не замечали их на снежном ковре. Очень интересно наблюдать за тем, как звери готовятся к зиме, ведь у каждого есть свой секрет.
Лисички и волки
Лисички и волки цвет шубки не меняют, но мех у них становится более густым и пушистым: так легче пережить лютые морозы. Волки собираются в стаи, потому что так намного удобнее выживать зимой. Хитрые лисички ищут любые норки, чтобы отдохнуть и спрятаться от метели.
Бобры и белочки
Белки и бобры не впадают в спячку, но подготовку проводят ответственно. Бобры живут большими семьями, все вместе они строят около водоемов уютные домики, рядом с которыми складывают свою пищу — веточки с деревьев. Также они питаются кореньями растений, которые растут в воде.
Интересно, как белка готовится к зиме? Рыжие обитательницы лесов не впадают в спячку, хотя и проводят большинство времени в своих жилищах — дуплах, которые они обустраивают высоко на деревьях.
Этот грызун меняет цвет своей шубки из рыжего на сероватый для маскировки от хищников. Что же ест белочка зимой? На период холодов этот грызун запасается такими пожитками:
- желуди,
- грибы,
- орешки,
- семечки.
Расскажем о мишке
Медведи заранее обустраивают свой дом. Они ищут пещеры, рвы, куда сносят листья, ветки, мох, сверху делают себе мягкий матрац из веточек ели. Когда выпадает снег, он маскирует медвежий тайник и хранит в нем тепло.
Медведи не делают запасов пищи, но осенью они очень активно питаются орехами, рыбой, чтобы накопить как можно больше жиру на время зимовки. На самом деле хищник не спит, а дремлет, и в случае необходимости он может выйти из берлоги. Именно зимой у медведицы появляются маленькие медвежата.
Вот так и зимуют животные. Одни спят всю зиму, другие пытаются не замерзнуть и найти себе пищу. А вот здесь Ты можешь узнать еще много интересного о животных, птицах и насекомых.
Читай также:
- Птицы, зимующие в Украине.
- Подготовка насекомых к зиме.
LiveInternetLiveInternet
Цитата сообщения Татьяна57
Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Поздняя осень. Дикие животные готовятся к зиме.
Дети должны знать: — названия диких животных наших лесов: медведь, волк, лось, кабан, барсук, бобер, лиса, заяц, белка, еж, рысь; — что дикие животные сами добывают себе еду, сами строят себе жилище; — как называется жилище медведя (берлога), волка (логово), лисы (нора), белки (дупло); — кто ещё из зверей живёт в норках (зайцы, кроты, мыши, суслики, хомяки); — кто из зверей меняет цвет шубки (заяц, белка), рога (лось, олень); — различать названия частей тела животных и людей. Расширение словарного запаса детей: Существительные: медведь, волк, лиса, заяц, ёжик, лось, олень, кабан, барсук, рысь, белка, берлога, логово, нора, дупло, шерсть, шкура, хищники; Прилагательные: лохматый, косматый, пушистый, сильный, хитрый, колючий, быстрый, ловкий, бурый, зубастый, неуклюжий, косолапый, пугливый, длинноухий; Глаголы: охотится, крадется, воет, пугается, скачет, переваливается, хитрит, выслеживает, запасает, рыть, зимовать, залегает, впадает (в спячку). Беседа «Как дикие звери к зиме готовятся.» Скоро наступит зима. У животных леса самая тяжелая пора. Они готовятся встретить зиму. Некоторые животные будут всю зиму мирно спать в своих домиках. Кто это? Медведь и ежик. Три месяца – это очень долгий срок, поэтому сейчас эти животные должны как следует есть, накопить много жира, чтобы не замерзнуть и не проголодаться до весны. Они утепляют свои домики.
— Где спрячется ежик? В норе.
— Где будет спать медведь? В берлоге. Но есть животные, у которых домика нет и они всю зиму будут бегать по лесу, искать себе пропитание.
Заяц меняет шубу летнюю на зимнюю. Она не только теплее, но и другого цвета. — Какого? — Почему белого? — От кого спасают зайца его длинные ноги и белая шубка? От лисы и волка.
Это хищные звери. Если поймают зайца, тому не поздоровится. У лисицы есть дом – нора, там она может спрятаться от зимней стужи, а у волка – волчье логово. — А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние? Конечно, нужно. Ведь летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные также должны переодеться. Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. Такой период в жизни животных, называется линькой.
Еще один маленький пушистый житель леса, который меняет цвет своей шубки к зиме. Белка все лето была рыженькая, а к зиме становится серенькой.
-Где живет белка? В дупле. -Как она подготовилась к зиме? Она все лето и осень собирала грибы, ягоды и прятала их в различных местах. Зимой она свои запасы ищет, но, к сожалению, не всегда находит. Зато на том месте, где были спрятаны шишки или орешки, весной может появиться маленький росточек и через несколько лет здесь будет расти новое дерево или куст.
— А вот этот красавец лесной носит на своей голове красивое украшение. — Кто это? Лось. — Чем питается лось? Растениями. -А много ли растений зимой можно найти в лесу? В лесу много деревьев и кустарников. Вот их кору и ест этот большой зверь. Много ли ему надо для пропитания? Много. Поэтому лесничие и подкармливают этих красивых животных, чтобы они могли перезимовать. Лесничий – человек, который следит за сохранностью леса. Дидактическое упражнение «Один-много» (образование множественного числа существительных): Лиса – лис. Ёж – ежей. Белка – белок. Заяц – зайцев. Волк – волков. Лось – лосей. Кабан – кабанов. Дидактическое упражнение «Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в ед. и мн. числе) : Белка – белочка. Лиса – лисичка. Заяц – зайчишка, зайчонок. Белка – бельчонок. Медведь – медвежонок. Волк – волчонок. Дидактическое упражнение «Сосчитай до пяти» (согласование существительных с числительными) : Один заяц, два зайца, три зайца, четыре зайца, пять зайцев. Одна лиса, … ,пять лис. Один волк, …,пять волков. Один медведь, … ,пять медведей. Одна белка, …, пять белок. Дидактическая игра «Чей? Чья? Чье? Чьи?» Хвост лисы — лисий хвост. Лапа медведя — медвежья лапа. Зубы волка — волчьи зубы. Иголки ежа — ежиные иголки. След чей?- лисий, волчий, медвежий, заячий, беличий. Уши чьи?- лисьи, волчьи, медвежьи, заячьи, беличьи. Голова чья?- лисья, волчья, медвежья, заячья, беличья. Дидактическое упражнение «Подбери определения» : Волк (какой?) – серый, зубастый, страшный, … Медведь (какой?) – бурый, косолапый, неуклюжий, … Лиса (какая?) – хитрая, пушистая, рыжая, … Ёж (какой?) – колючий, маленький, … Заяц (какой?) – длинноухий, пугливый, трусливый, маленький, Дидактическая игра «Кто где живёт?» (употребление именительного падежа сущ-х): В берлоге живёт (кто?) – медведь. В норе живёт (кто?) – лиса. В логове живёт (кто?) – волк. В норке живёт (кто?) – ёжик. В дупле живёт (кто?) – белка. Дидактическое упражнение «Сравни животных с людьми». У человека — рот, а у животных – пасть. У человека — лицо, а у животных – морда. У человека — зубы, а у животных – клыки. У человека — живот, а у животных – брюхо. У человека — ногти, а у животных – когти. У человека — руки, а у животных – лапы. Дидактическая игра «Назови семью» (упражнение в словообразовании):
Папа – медведь, мама – медведица, детёныш(и) – медвежонок (медвежата).
Папа – волк, мама – волчица, детёныш(и) – волчонок (волчата).
Папа – лис, мама – лисица, детёныш(и) – лисёнок (лисята). Папа – заяц, мама – зайчиха, детёныш(и) – зайчонок (зайчата). Дидактическая игра «Кто как голос подаёт?» (подобрать глагол к существительному): Лиса – тявкает. Медведь – рычит. Волк – воет. Ёжик – фыркает и т.д. Дидактическое упражнение «Что лишнее и почему?» Белка, лиса, корова, волк (корова, так как остальные – дикие животные). Ёжик, медведь, заяц, собака (собака, так как остальные – дикие животные). Заяц, собака, корова, кошка (заяц, так как остальные – дом. животные). Лиса, кошка, заяц, волк (кошка, так как остальные – дикие животные). Лошадь, медведь, коза, собака (медведь, так как остальные – дом. животные). Игра «Кому что дадим?» Мясо – волку. Малину — … Мёд — … Морковку — … Яблоко — … Орехи — … Грибы — … и т.д. Игра «У кого – кто?» У медведя – медвежата. У лисы — … У волка — … У зайца — … У ёжика — … У белки — … и т.д.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Цели:
- Расширять представления детей о многообразии природных явлений.
- Помогать устанавливать простейшие связи между ними. Закреплять представления о сезонных изменениях в природе.
- Расширять представления о жизни в природных условиях животных, чем питаются, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях.
- Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней. Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук; побуждать к творчеству и самостоятельности.
- Развивать речь детей.
Наглядный материал: птица, письмо, силуэты животных (белка, заяц, медведь), макет леса.
Раздаточный материал: клей, кисточки, картонные силуэты животных, крупы (манная, гречневая, пшено), зимняя одежда (шапки, шарфы, варежки)
- Организационный момент
- Ход занятия.
— Здравствуйте, ребята, здравствуйте наши дорогие гости. Сегодня мы с вами покажем нашим гостям как умеем заниматься (Слышен стук).
Воспитатель: Ребята, а кто это к нам стучится, в группу нашу просится? (Заношу птицу с письмом). Да это же совушка к нам прилетела. Письмецо нам принесла
От кого пришло письмо, Вам ведь хочется узнать? Тогда надо постараться Все загадки угадать.
Загадки.
- Зверь мохнатый, косолапый, Он сосёт в берлоге лапку. (медведь)
- Кто по ёлкам ловко скачет. И взлетает на дубы, Кто в дупле орехи прячет Сушит на зиму грибы. (белка)
- Кто зимой холодной Ходит по лесу злой и голодный? (волк)
- Косоглазый, маленький, В белой шубке в валенках. (заяц)
Воспитатель: Молодцы ребята! Все загадки отгадали.
Воспитатель: Письмо от наших друзей – лесных зверей. Они пишут, что хорошо им жилось на лесной полянке. Жили не тужили, между собой дружили, белочки и зайчата, медвежата и волчата. Дружно – весело играли, да про зиму позабыли. Стало на улице холодно: то снег идёт, то холодный дождь льёт, ветер завывает, деревьям ветки обрывает. Позабыли зверята тёплые шубки сшить и просят у вас помощи.
— Вы же добрые ребята, вы поможете зверятам?
Давайте с вами отправимся в лес и попытаемся помочь нашим друзьям, но давайте возьмем с собой мам и пап (вызывается 2-3 родителя) Но для этого нужно одеть родителей потеплее, чтоб они не замерзли (дети на время одевают родителей)
Молодцы! Теперь можно отправляться!
Физминутка
Мы шли-шли-шли, Сугробы слева нашли, Встали, постояли, Опять пошли.
Мы шли-шли-шли, Шишку справа нашли, Нагнулись, подняли И снова пошли.
— А теперь закройте глаза и повторяйте за мной:
1, 2, 3 вокруг себя повернись, и в сказочном лесу окажись.
— Ребята, а как надо вести себя в лесу?
Дети: Не шуметь, не бросать мусор, не ломать деревья.
Воспитатель: Правильно ребята! Не шуметь, не кричать, а друг другу помогать.
Воспитатель: А вот перед вами сказочный лес. Посмотрите внимательно, каких животных вы видите?
Дети: зайца, медведя, белку.
Воспитатель: Где же нам можно взять тёплые шубки?
Дети: Купить в магазине, сшить.
Воспитатель: Но в лесу нет магазина. А есть лесное ателье. Я предлагаю вам стать портными и утеплить шубки для зверей из различных круп, а родители вам помогут! Какие крупы вы видите? (Гречневая, рисовая, пшенная). (На столе лежат силуэты животных). (На картонные силуэты животных дети намазывают клей ПВА, и посыпают соответствующей по цвету крупой).
— Из чего ты будешь мастерить шубку медведю? (из гречневой крупы)
— Какого цвета шубка у зайчика? (белого цвета)
— Из чего ты будешь её делать? (из манной крупы)
— Какого цвета шубка у белочки?
Шубки мы приготовили. А вот теперь зверята предлагают с ними поиграть, кубики собрать, а родители нам помогут (первая группа детей собирает белочку, вторая-медведя, третья-зайчика)
— Какие же вы молодцы ребята! Какие замечательные шубки смастерили, поиграли со зверятами.
Пока звери примеряют шубки, мы с вами поиграем в игру «Подскажи словечко».
— Заяц зимой белый, а летом …… (серый)
— У зайца хвост короткий, а уши …… (длинные)
Ёж маленький, а медведь …… (большой)
— Заяц пушистый, а ёж …… (колючий)
— У белки хвост длинный, а у зайца …… (короткий)
— А теперь положите фигурки на лесную полянку (макет леса).
— Расскажите стихи о своих лесных друзьях. (Дети рассказывают стихи о животных, которым мастерили шубки).
Вы очень старались и дикие звери вам благодарны за помощь! Мне приятно было с вами общаться. Спасибо вам и нашим гостям!
Следующая > |