Игровая технология ШАШКИ в образовательном пространстве ДОУ

Игра в шашки, наряду с шахматами, по праву признана одной из самых интеллектуальных игр. Она стимулирует:

  • мыслительную деятельность детей;
  • развивает пространственное воображение;
  • тренирует внимание и память;
  • развивает логику;
  • развивает коммуникативные навыки;
  • прививает усидчивость.

Когда можно начинать учиться играть в шашки?

Детсадовский возраст считается самым подходящим для того, чтобы начать поэтапное изучение правил игры в шашки. Умение, которые приобретёт ребёнок в результате игры: просчитать ситуацию на несколько ходов вперед, принимать важные решения и нести за них ответственность — качества, которые очень пригодятся ему и во взрослой жизни.

В мире существует несколько вариаций игры – турецкие, английские, итальянские шашки. Они отличаются цветовой палитрой, вариантами ходов, количеством полей и соответственно количеством фигур. Остановимся на классических русских шашках.

Игра в шашки: правила

  • Шашечная доска для русского варианта игры состоит из 64 клеток, окрашенных в черно-белые цвета, шашечки также имеют черную и белую окраску. Перед началом поединка все фигуры выставляются в три нижних ряда на темный фон.

  • Все ходы в игре осуществляются только на темном фоне.
  • Преимущество первого хода всегда принадлежит белым фигурам.
  • Фигурка делает ход вперед по диагонали на любую свободную клетку.
  • Если игрок коснулся фигуры, то он обязан ходить именно ей.
  • Ходы между соперниками чередуются.
  • Если перед шашкой стоит фигура противника, а после нее поле свободно, то ее можно съесть, делая ход и вперед, и назад.
  • Ходить в другую сторону при таком положении фигур запрещается, даже если вы подставляете себя по удар
  • За один ход, при удачном расположении фигур противника, можно съесть сразу несколько шашек.
  • Если игроку удалось дойти до противоположного конца доски, то он переворачивает свою фигуру, она превращается в дамку.
  • Дамка может ходить по диагонали вперед на любое количество клеток. Также дамке доступны ходы назад.
  • Съесть дамку, при соответствующем положении, может любая фигура.
  • Выигрывает тот игрок, кто первый съест все шашки противника.

Как научить ребенка играть в шашки?

  • Первый урок должен начаться с ознакомления с игровым полем. Пусть ребенок сначала самостоятельно попробует правильно расставить фигуры, если не получится – придите на помощь.
  • Не нужно спешить. Играйте только тогда, когда ребёнок этого захочет.
  • Не позволяйте малышу переутомляться. Как бы интересно ваша партия не проходила, но делать перерывы на физкультминутку обязательно.
  • Хвалите, подбадривайте своего ребенка, создавайте для него ситуацию успеха, указывайте на наиболее удачные комбинации, вдохновляйте на победы и новые свершения.
  • Не ругайте, если ребенок в чем-то не разобрался или сделал неверный ход, будьте терпеливее.
  • Не поддавайтесь! Если ребенок будет все время выигрывать благодаря тому, что вы все удачно «подстроили», то толка от такой игры не будет.

Вместе с классической игрой в шашки можно научить ребёнка играть в «Чапаева» и «Уголки». Эти разновидности шашек не менее интересны и увлекательны.

Правила игры в «Уголки»

  • Игрок должен выставить домик из шашек.
  • Один выставляет вверху доски справа, а второй участник внизу слева.
  • Домик выстраивается в виде прямоугольника, в длину ставятся 4 шашки, в высоту 3 штуки.
  • При помощи горизонтальных и вертикальных перемещений шашек, соперник должен выстраивать себе ходы, чтобы быстрее переместить все компоненты на место противника. Разрешается прыгать через одну, две или три шашки.
  • В любой момент ходы можно самостоятельно остановить.
  • Партия будет считаться оконченной, если один из участников первый перевел все шашки в противоположное место противника.

Объясните ребёнку стратегию игры в уголки:

  1. Нужно стремиться за один ход сделать несколько скачков — так шашка быстрее перестроится в противоположный угол и создавать условия для «многопрыжковых» ходов, выставляя одну или больше шашек так, чтобы через них можно было «прыгать».
  2. Как можно скорее нужно выводить шашки из своего уголка, выстраивая поближе к центру. Так создаётся барьер, блокирующий ходы противника. Чем дальше от своего дома сможете поставить эту преграду, тем лучше.
  3. Стараться выстраивать шашки так, чтобы противник был вынужден обходить ваш барьер, чтобы выиграть время.

Столбовые шашки (Русские башни)

Правила русских столбовых шашек совпадают с обычными шашечным правилами, но со следующими отличиями:

  1. Побитая шашка соперника не снимается с доски, а забирается под бьющую башню.
  2. Если под ударом оказывается башня, то с нее снимается только верхняя шашка, после чего шашка (или дамка), находившаяся под ней, вступает в права в соответствии со своим цветом и рангом.
  3. Если бьются несколько шашек соперника, то они забираются одна за другой под бьющую фигуру последовательно в процессе боя, и на конечном поле образуется «башня» («столб»).
  4. Башня передвигается вся сразу и ходит по правилам своей верхней шашки, как простая шашка или дамка.
  5. Башня, как и одиночная шашка, может проходить в дамки, причем дамкой становится только верхняя шашка.

Следствием правил взятия (1) и (2) является то, что игрок может освобождать свои шашки, захваченные ранее соперником, причем взятая в плен и впоследствии освобожденная дамка в дальнейшем, как принято в русских столбовых шашках, сохраняет статус дамки. (Но существует и вариант правил, в соответствии с которыми плененная дамка становится простой). Вторым следствием измененных правил игры, поскольку побитые шашки (башни) не уничтожаются и с доски не снимаются, становится изменение ЦЕЛИ игры. Целью игры в столбовые шашки является пленение всех шашек соперника, а также лишение ходов (запирание) его свободных шашек (башен).

Перечисленные правила иллюстрируются рисунком. Давйте проследим за ударным ходом белой простой шашки с поля с1 на конечное поле a7 через промежуточные поля a3 и с5. При этом:

  • с черной (трехшашечной) башни на поле b2 снимается одна верхняя шашка,
  • с поля b4 забирается одиночная шашка (точнее, башня состоящая из одной шашки),
  • с башни, состоящей из нижней белой и верхней черной шашки и стоящей на поле b6, снимается верхняя черная шашка и освобождается белая шашка,

В результате на конечном поле a7 образуется башня из одной верхней белой шашки и трех нижних черных.

Суть столбовых шашек определяют по-разному. Иногда их называют шашками с законом сохранения энергии; также говорят, что они представляют своеобразную смесь «крепких» шашек и поддавков, поскольку целью игры является пленение всех шашек соперника, однако в ходе «боевых действий» для достижения победы используются тактические и стратегические приемы, характерные для поддавков.

Стратегия игры в башни существенно отличается от общеизвестной стратегии игры в шашки: выгода от захвата определенных полей становится менее значимой, как менее значимой становится и потеря одной-двух и даже трех-четырех шашек, поскольку они в дальнейшем могут быть возвращены в свой лагерь.

Но значимыми становятся такие характеристики отдельных башен, как:

  • высота башни — чем больше в башню входит собственных шашек, тем большей ударной силой она обладает (Но! Чрезмерное увеличение высоты отдельной башни ведет к оголению других участков поля и следовательно к ослаблению позиции!);
  • «отрицательный потенциал» — «слабая» башня (или башня с 1-2 своими шашками сверху), держащая в «плену» несколько шашек соперника может быть атакована и превращена соперником в свою.

Достаточно эффективной является следующая стратегия:

  • захватывать под свои башни возможно большее количество шашек соперника, одновременно уводя башни с большим количеством «пленных» шашек вглубь своей позиции; противника атаковать наиболее тяжелыми башнями, пытаясь при этом разменивать наиболее слабые его башни с целью «освобождения» собственных фигур.

Существенному пересмотру подвергаются и известные из шашек приемы борьбы. Если в обычных шашках запирание шашек противника является редким и неожиданным игровым приемом, то в башенном эндшпиле запирание, по сути, становится одним из основных средств завершения партии. Все это превращает столбовые шашки в чрезвычайно динамичную и непредсказуемую игру.

Правила игры в «Чапаева»

  • Каждая сторона должна расставить шашки в горизонтальные ряды, в каждый ряд по 8 штук.
  • Соперник должен щелчком пальца по фишкам выбить все у противника.
  • Окончание партии будет считаться, когда у соперника выбиты все фигурки.
  • Соперник начинает ход, после того, как один участник теряет свою фигуру, или не может выбить чужую.
  • Игрок, который смог первым выбить все фишки у противника, во втором раунде передвигается на один ряд выше.

Кроме развивающего значения, игра в шашки воспитывает в детях такие немаловажные для их будущей жизни качества, как умение самостоятельно думать и нести ответственность за принятое решение, адекватно относиться к неудачам и поражениям. Поскольку большая часть детей в дошкольном возрасте по своей природе очень подвижны и активны и им трудно сосредоточить свое внимание на продолжительное время, то игра в шашки формирует у них такое качество, как усидчивость.

Надеюсь статья была полезна для вас и вы легко сможете научить своего ребёнка играть в шашки. Советую не забывать также об игре в шахматы. Желаю удачи!

С чего начать обучение шахматам

Обучение шахматным премудростям следует начинать с покупки шахматной доски с фигурами или установки программы-тренажера на компьютер или планшет. Чтобы привлечь внимание малыша, фигурки лучше подбирать необычной формы После этого надо скорее начать практиковаться, так как без практики научиться играть в шахматы невозможно. Для подготовки юного шахматиста можно использовать компьютерную учебную программу с упражнения по шахматам.

Оригинальные шахматы

В учебниках ходы указывают в буквенно-цифровой форме, например, Лд6f-2f. Расшифровывается она следующим образом: первые буквы означают название фигуры — ладья, остальные начальное положение и конечное, но часто указывают только конечное (так быстрее записывать). Для того чтобы правильно читать такие записи и делать соответствующие ходы, нужно чтобы на доске были обозначены буквы и цифры.

Урок рисования в старшей группе ДОУ на тему «Цветы для мамы»

Если их нет, то их надо написать рядом с клеточками: по вертикали — числа, по горизонтали — латинские буквы. Однако для дошкольников не подойдут самоучители из серии «Шахматы для начинающих».

Важно! Обучение маленьких детей нужно начинать с красиво иллюстрированных шахматных азбук или рассказывать и показывать на примере шахматной доски с фигурами.

Выбор самоучителя для детей и начинающих

При выборе учебника по шахматам нужно учитывать возраст малыша. Для детишек дошкольного возраста лучше брать полностью иллюстрированный учебник, в котором просто и наглядно показывают, как должна двигаться та или иная фигура и каковы правила игры. Для детей в возрасте от 4 до 9 лет подойдет учебник, написанный Анатолием Карповым. Это небольшая книжица, созданная в форме комикса, познакомит малыша с шахматами.

Самоучитель для детей и начинающих, написанный известным гроссмейстером познакомит не только с правилами игры, но и поможет правильно оценивать ситуацию. После изучения этой книги, ребенок уже сможет самостоятельно ставить и передвигать фигуры правильно, и даже выполнять несложные маневры на доске.

Однако самоучитель для дошкольников может только обучить правилам. Чтобы научить ребенка играть и выигрывать, нужна практика. Чем больше он играет, тем лучше понимает особенности игры, учится думать, просчитывать шаги (как свои, так и соперника). К сожалению, взрослым нужно работать, и они не могут все время проводить с детьми. Набираться опыта малыш может в шахматном кружке, таких же детишек, как и он, под строгим надзором педагога.

Записываемся в шахматный кружок

Записать ребенка в специализированную секцию можно онлайн или непосредственно при посещении учебного заведения. В государственных учреждениях прием в кружок бесплатный. Набор проводят с сентября по май, однако записаться онлайн можно в любое время.

Важно! Помимо государственных существуют еще и частные секции. Частные секции платные, но в них могут предлагаться услуги, которых нет в обычных кружках. Например, индивидуальные занятия с ребенком, с разработкой обучающей программы специально под нее.

Особенности программы кружка для малышей

Шахматные секции в основном предназначены для детей школьного возраста, поэтому он располагается либо в школе, либо во дворце культуры и спорта. Однако записать дошкольника в нее не составит проблем, но только при условии, что малышу не менее 4 лет. Для малышей дошкольников, у которых знания по игре в шахматы нулевые обычно организовывают отдельное место, устанавливают специальные, высотой 50-60 см шахматы для малышей. Обучение, программы для развития интереса у маленьких детей до 7 лет отличаются от программ, предназначенных для школьников.

Обучение и воспитание детей с ЗПР при помощи коррекционной программы

Педагог не столько учит, сколько знакомит деток с миром шахмат. Он рассказывает им интересные истории о шахматах, разъясняет правила. При этом дети могут выполнять простые манипуляции с фигурами. В первые год-два обучения детей знакомят с историей шахмат и особенностями тех или иных фигур. Сложные приемы: вилка, рокировка, шах и мат рассказывают позже, когда дети усвоят основы.

Детские шахматы

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]