Игровые занятия для самых маленьких – развитие в 2 года

Маленького ребенка можно сравнить с кусочком глины: что вы из него вылепите, таким он и вырастет. Именно поэтому развитием малыша следует заниматься с раннего детства, тем более что в этом возрасте дети очень податливы, любознательны, быстро и с удовольствием учатся всему новому. О том, как это делать правильно, когда ребенку исполнилось 2 года, рассказывают специалисты центра раннего развития «Каркуша».

Особенности развития ребенка в 2 года

В этом возрасте малыш с удовольствием изучает окружающий мир, ему хочется все потрогать, попробовать на вкус, посмотреть, что находится внутри. Он уже неплохо владеет своим телом, кое-что может делать сам.

Физическое развитие:

  • ребенок научился координировать движения;
  • большая и мелкая моторика достаточно развиты;
  • движения правильны.

Навыки самообслуживания:

  • сам ест и пьет;
  • ходит в туалет и умывается, моет руки;
  • может без помощи снять и надеть одежду.

Интеллектуальное развитие:

  • активно пополняется словарный запас;
  • с удовольствием общается с другими детьми и взрослыми;
  • ощущает высокую потребность в изучении окружающего мира;
  • рисование, танцы, музыка, пение.

Чем заниматься с ребенком для физического развития

Наиболее простое и эффективное занятие, которое вы можете предложить ребенку – это всевозможные игры с мячиком. Начать можно с элементарного бросания мячика в руки ребенку, тем более эта игра подходит и для небольшой квартиры. Во время занятия развиваются хватательные движения, умение быстро и точно рассчитывать каждое действие.

Другой вариант игры: сядьте на пол друг напротив друга, широко раскиньте ноги, чтобы получилось наподобие ворот. Катая мяч туда-сюда по определенной траектории, ребенок научиться концентрировать внимание на своих действиях.

Еще одна интересная игра с мячом, конечно, это съедобное-несъедобное. Она не только веселая и нравится всем малышам без исключения, но и отлично развивает реакцию, ведь нужно быстро сообразить, можно есть названный предмет или нельзя, и принять верное решение.

Что еще можно сделать с мячом?

  • поиграть в футбол с чередованием ног;
  • подбрасывать его вверх;
  • пытаться забросить в корзину;

Полезно для физического развития также и преодоление всевозможных препятствий: например, занятия на шведской стенке, гимнастическом бревне, турнике. У маленьких детей нет острого чувства опасности, поэтому заниматься на спортивных снарядах они должны только под присмотром родителей.

Сенсомоторные занятия – все самое интересное

Наверняка вы слышали, что лучшие игрушки для маленьких деток – вовсе не игрушки. Малышей занимают болтики, прищепки, кастрюли и клавиатуры. Иногда – больше, чем яркие и красивые игрушки для 2-летнего возраста. Предлагаю применить эту фишку при развитии сенсомоторных навыков. Что можно использовать и что вызывает неизменный прилив энергии у маленьких исследователей:

  • Прищепки. Желательно те, которые легко открываются. Ими можно переносить небольшие предметы – например, кусочки губок для мытья посуды. То же самое делается игрушечным пинцетом.
  • Моталки. Берем втулку от туалетной бумаги, крепим к ней нитку – мотаем! Сначала учимся, потом на скорость. При должной атмосфере обычно это сопровождается хохотом.
  • Мыльная пена. Настоящее волшебство! Лучше использовать безвредные бесфосфатные средства для ее взбивания. Выдаем ребенку венчик или штучку для выдувания пузырей – веселье обеспечено! Можно выдать трубочку, но следить, чтобы не втянул жидкость.
  • Болты и гайки. Покупаем разного размера. Задача ребенка – найти пару и вкрутить. Вариант – подбирать крышечки к баночкам от косметики разного диаметра.
  • Детский чайничек и стаканчики. Разливаем воду.
  • Пипетки. Берем стаканчики, окрашиваем воду гуашью. С помощью пипетки надо разлить ее по ячейкам. В качестве ячеек подойдут таблетницы и разные коробочки, поделенные на мелкие отделения.
  • Матрешки. О них я уже писала тут. Собираем матрешек и совмещаем на них рисунок.
  • Пазлы. Можно начать из 4-х частей и дойти до 20-ти. Хорошо «идут» и домашние пазлы: берем картинку и вырезаем в разных местах кусочки. Задача ребенка – вставить на место.

А что еще? Да много чего. Можно делать упражнения и играть с пальчиковыми игрушками, использовать конструкторы и шнуровки-планшеты, мозаики, кинетический песок, складывать картинки из кубиков. Закрывать щеколды и замочки (из это всего можно создать шикарный бизиборд), одевать кукол, лепить из пластилина.

Игры для интеллектуального развития

В эту группу входят игры, направленные на улучшение мелкой моторики и сенсорного восприятия. То, как ребенок двигает своими пальчикам и ручками, взаимосвязано с развитием важных мозговых центров, таких как центры речи, зрения, координации движений, мышления. Какие развивающие занятия вы можете организовать в домашних условиях?

  • Раскрашивание крупных рисунков и рисование красками, мелками, карандашами.
  • Вырезание ножницами основных фигур из картона.
  • Лепка из соленого теста, пластилина, глины. Начните с колобков и колбасок и постепенно переходите к более сложным фигуркам.
  • Различные аппликации из бумаги, журнальных картинок, картона.
  • Игры с мелкими предметами: фасолью, цветным рисом (покрасьте обычную крупу пищевыми красителями для яиц), пуговицами, ракушками, мини-машинками.

Дайте ребенку разобрать обыкновенный ящик комода, только сначала убедитесь, что все предметы безопасны. Еще одна простая игра: складывание фасоли или пуговиц в пластиковую бутылку с узким горлом.

Не требуйте от ребенка, чтобы он сразу создал шедевр. Всегда идите от простейшего к сложному и не давите на ребенка, если у него не получается или он устал. Обязательно объясните правила безопасности. Помогайте ему на первых занятиях, со временем он научится выполнять эти действия самостоятельно. Не скупитесь на похвалу, даже если нарисованный домик не похож на здание. Устройте домашнюю выставку, показывайте творения другим членам семьи, чтобы ребенок запомнил состояние успеха.

С чего начинать

Занятия с детьми 2 лет стоит начинать с развития моторики рук. Приобретите кубики или конструктор, вместе с малышом стройте башни и домики. Сначала начинайте с примитивных фигур, через пару дней ребенок самостоятельно начнет собирать такие конструкции. Только не играйте молча, все время разговаривайте со своим чадом и проявляйте эмоции. Говорите одобрительные слова и хвалите его.

Наверное, каждая мама замечает, что в этот период дети активно желают принимать участие в домашних делах. Позволяйте им самостоятельно подметать или вручайте тряпку для вытирания пыли. Так вы закладываете первоначальный фундамент в понимание того, что такое помощь. Всегда предоставляйте ребенку возможность помочь вам, иначе в дальнейшем вам придется заставлять его силой совершать домашнюю уборку.

Зачем нужно играть в песочнице?

Песочница – это не только место, где у ребенка появляются первые друзья. Для детей это мощный источник тактильных ощущений и творческих возможностей, которые способствуют интеллектуальному развитию.

  • Строительство замков, тоннелей и прочих сооружений пробуждает фантазию.
  • Выпечка куличиков, игры с формочками помогают лучше отличать формы и размеры.
  • Взаимодействие с другими детьми развивает коммуникативные навыки, кругозор.
  • Мелкие песчинки обеспечивают постоянный массаж пальчиков и ладоней, что благотворно сказывается на развитии речевого и сенсорного центров.

Координация и моторика рук

Прикосновения имеют большое значение для детей. Вы наверняка замечали, что в 1,5 года ребенок внимательно наблюдал за своими ручками. Теперь необходимо научиться управлять конечностями. Занятия с ребенком 2 лет должны включать игру с пальцами рук. Разучите стишки, которые превратят занятие в интересную историю. Пусть малыш загибает и разгибает соответствующие пальчики, изучите игру «Ладушки». С помощью таких упражнений развивается координация рук. Сами прикасайтесь как можно чаще к рукам своего чада. Для каждого ребенка очень важен такой телесный контакт с родителями.

Почему так важно развивать мелкую моторику? Потому что при работе пальцев рук нервные импульсы провоцируют развитие тех отделов головного мозга, которые отвечают за речевой аппарат. Значит, мелкая моторика отвечает за развитие речи ребенка. Кроме того, это хорошая подготовка к будущим занятиям чистописанием.

«Я сам!»

Разрешайте ребенку трогать как можно больше предметов, изучать их форму, размер, качество поверхности, цвет, назначение. Малышу важно накопить как можно больше знаний об окружающем мире и научиться правильно их применять. Привлекайте сына или дочь к посильным домашним делам:

  • подмести пол – можно купить маленький веник и совок;
  • вымыть посуду за собой – хорошо, если она будет из пластика;
  • одеться и раздеться, сложить одежду и игрушки на место;
  • умыться;
  • протереть стол салфеткой и т. д.

Это сделает его более самостоятельным, поможет приобрести важные навыки самообслуживания и даст вам немного свободного времени.

«Детсадовские» законы

Право ребенка на получение дошкольного образования в России гарантируется Законом «Об образовании» (ст. 3, 10), а также отмечены основные принципы государственной политики в сфере образования:

  • право каждого на получение образования и недопустимость дискриминации, образование должно быть бесплатным и общедоступным;
  • принцип гуманизма в образовании, учёт индивидуальных особенностей всех малышей;
  • принцип ценности жизни и здоровья человека, свободного и всестороннего развития личности.

В отечественных реалиях, молодым родителям желательно изучить этот документ подробно, чтобы знать свои права. К сожалению, иногда приходится отстаивать права ребенка и свои собственные в общении с представителями учебного заведения.

Зачем нужен детский сад

Информация к размышлению. Ребенок проводит в детском саду от 3 до 8 часов. Трехлетний кроха находится под присмотром воспитателей треть суток, ещё треть – спит. Выходит, что семья и сад почти поровну делят ответственность за развитие ребенка.

Главная цель дошкольной системы образования — всестороннее развитие ребёнка от 0 до шести-семилетнего возраста и подготовка к следующей ступени образования — начальной школе.

Для этого группа временного пребывания (ранее – ясельная группа) и детсад должны по закону:

  • Создавать комфортную среду и условия для своевременного нервно-психического и физического развития детей.
  • Развивать речь, восприятие, внимание, память, мышление, воображение и эмоционально-волевую сферу.

Учит ли садик плохому? Матерные слова ребенок может «принести» домой от одногруппников, но только мама и папа ответственны за то, будет ли ребенок использовать нецензурную лексику впредь. Культура общения прививается, в первую очередь, через семью. То, что малыш видит дома, он транслирует в группу сверстников. Поэтому меньше вините садик и чаще говорите с малышом о «хорошем» поведении.

В зависимости от возрастных особенностей психического и физического развития малышей формируются группы в дошкольных учреждениях. В каждой из них должен работать воспитатель, знающий и учитывающий эти особенности. Для каждой возрастной категории разработаны специальные образовательные стандарты и программы.

Педагоги и воспитатели призваны не только присматривать за детскими играми, но и обучать воспитанников коммуникативным и бытовым навыкам. Очень многое в маленькой личности зависит от участия, мнения и культуры воспитателя. Именно воспитатель становится тем самым значимым взрослым, кроме мамы, который влияет на:

  • Адекватность самооценки;
  • Социальное развитие;
  • Нравственно-этические представления;
  • Творческие способности;
  • Навыки самобслуживания;
  • Учебные навыки (усидчивость, внимательность, интерес к учению).

Это далеко не полный перечень зон ответственности дошкольных педагогов, и всё это в рамках закона. Однако не стоит перекладывать на садик те проблемы, которые могут быть решены только внутри семьи.

Кого принимают в садики

Важный документ. Все подробности ответа на этот вопрос вы найдете в Приказе Минобрнауки России от 08.04.2014 N 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования»

За каждым детским садом закреплены определенные адреса – территория. Если вы с малышом проживаете по прописке на этой территории, то имеете первоочередное право на обеспечение местом в группе. Если свободные места есть, то прием ведется весь год.

Группы здоровых деток формируются по возрасту. Когда есть проблемы, задержки, дисгармонии в психическом развитии, учитываются и индивидуальные особенности. Но в любом случае, малыша в три года никто не определит в группу полуторагодовалых. Деткам с серьезным отставанием предложат специализированный сад или группу.

Какие нужны документы

Чтобы подготовка ребенка к детскому саду не затянулась из-за юридической стороны вопроса, заранее изучите перечень документов для определения в детский сад:

  • медицинское заключение (медкарта);
  • личное заявление одного из родителей.

В медицинской карте должны быть обязательные исследования и отметки медицинского осмотра у специалистов, список которых всегда есть у участкового доктора. Обычно среди них стоматолог, невролог, уролог-андролог или гинеколог, хирург, ортопед, офтальмолог и кардиолог, но у отдельных детских садов могут быть и иные требования к медосмотру.

Если приходится менять садик, обязательно уточняйте их у администрации учреждения. Врач детского сада в любом случае должен проверить наличие прививок по возрасту. Необходимо также предъявить оригиналы и предоставить копии:

  • паспорт мамы или папы;
  • свидетельство о рождении ребенка;
  • сведения об официальной регистрации ребенка по месту жительства или месту пребывания.

На основе этих документов ДОУ заключает с родителями договор, и в течение 3-х рабочих дней ребенок должен быть зачислен в группу по возрасту. Двухлетний кроха будет определен в группу временного пребывания, а в три года – в сад полного дня.

Благотворительные взносы. Взносы на «ремонт крыши», «закупку штор и шкафчиков» не относятся к числу обязательных, они добровольные. Всем необходимым детские сады обеспечиваются из бюджета. Вы не обязаны срочно вносить платежи, кроме оплаты за услуги по договору. Покупать что-то в группу, если такое решение не было принято на родительском собрании, вы тоже не должны.

Как развивать речь?

Обязательно рассказывайте ребенку сказки, учите вместе простые детские стишки и песенки. Детские произведения, как правило, имеют короткий запоминающийся сюжет, и вы сможете легко разыграть мини-спектакль по их мотивам. Например, читая того же «Мишку косолапого», можно повторять движения мохнатого героя самому или с помощью любимой игрушки.

Обязательно четко проговаривайте слова, ведь ребенок учится их произносить, основываясь на данном вами звуковом образце. Если он произнес слово неправильно, сразу же дайте правильный образец.

Общайтесь с ребенком. Спрашивайте у него, как дела, что он видел интересного на улице, какая лапка болит у любимого зайчика и т. д. В этом отношении очень полезны ролевые игры, так как в них ребенок учится правильно использовать фразы и клише, услышанные в аналогичной ситуации.

Что делать, если ребёнку неинтересно

Внимание двухлетнего ребёнка непостоянно и рассеянно. Он может сосредоточиться только на той деятельности, которая его по-настоящему увлечёт. Детские развивашки для малышей могут стать интереснее, если пригласить к участию друзей.

Можно заняться тренировкой внимания, например, искать отличия в картинках, находить предметы на картинках или запоминать последовательность предметов на улице. Так понемногу малыш научится быть более внимательным и терпеливым.

Список источников

1. Психическое развитие малыша от 1 года до 3 лет, Психология

Совершенствуем память малыша


На сегодня очень много родителей сталкиваются с проблемой запоминания малышом информации и интересуются, как же лучше развивать память у ребёнка, как играть с ребёнком в 2 года. От памяти зависит как и преуспевание в школе, так и общее психологическое состояние. Если малыш быстро запоминает информацию, то это позволяет ему относиться к изучаемому материалу с большим интересом. Тем более он при этом экономит время на изучение.

Развить хорошую память можно специальными методами, которые направлены на укрепление определённых частей мозга, отвечающие за память. Любой материал должен излагаться в ярком и насыщенном виде. Скучный и однотонный материал будет неинтересным для ребёнка. Тем более нужно отметить, что внимание малыша может быть сосредоточено на одном объекте не более чем 20 минут. Поэтому, если вы уже минут двадцать позанимались, или меняйте игру на другую, или дайте ребёнку отдохнуть.

Хорошо запоминается информация, которая была получена в момент соперничества. Если у вас не одно чадо, а несколько, то можете устроить соревнования между ними, например, какую-то развивающую игру. Нужно играть в игры с наличием различных цветов, форм, геометрических фигур, цифр и т. п. Для двухлетнего малыша можно использовать игры на время, это будет особенно интересно ему.

Предстоящие покупки

Не пытайтесь обеспечить малыша отдельным гардеробом для посещения группы. Вполне подойдут обычные домашние вещи. Тем более, что при количестве детей в группе больше 12 даже самая опытная нянечка пропустит момент, когда на новую рубашку будет перевернут борщ, а на белых колготках испытаны фломастеры.

Самое необходимое из одежды

  • легкие брюки для прогулок на улице летом (колени защищены);
  • летний головной убор;
  • легкие носочки (несколько пар);
  • удобные босоножки или спортивная обувь;
  • теплый комбинезон для зимних прогулок;
  • водолазки, свитера, пуловеры – по климату;
  • теплая шапка;
  • теплые носки;
  • теплые сапожки или ботинки по климату;
  • шорты для группы (выбирайте х/б изделия с мягкой резинкой и без карманов);
  • колготки (несколько пар);
  • пижама для тихого часа (две на смену);
  • рубашки с длинным рукавом;
  • рубашки с коротким рукавом;
  • футболка и брюки для спортивных занятий, танцев и хореографии;
  • чешки или танцевальные тапочки (по требованиям сада);

Лучше избегать джинсов и каждое утро идти в сад в зависимости от сезона – в брюках или шортиках с мягким поясом и х/б рубашке.

Ребенку должно быть удобно самостоятельно одеваться и раздеваться. В индивидуальном шкафчике должна храниться смена белья, маленькое полотенце, а зимой – запасные варежки. Сменная обувь – надежная, дышащая, удобная (не тапочки или шлепки!).

Парадно-выходная форма: обычно достаточно соблюсти требование «темный низ, светлый верх». Обувь для мероприятий – закрытая кожаная. Это одеяние потребуется 3-4 раза за год на официозах: 1 сентября, день учителя, день российского флага, день Конституции. Обучающиеся младших групп в таких мероприятиях участвуют редко. Карнавальные костюмы для утренников и дополнительные аксессуары – на усмотрение родителей.

Совет. Подготавливать одежду задолго до начала учебного года не стоит. Сначала уточните требования к повседневной и парадной форме непосредственно в учреждении. К тому же дети с 2 до 6 лет очень быстро растут и покупки лучше делать размер-в-размер в течение всего года.

Формирование логического мышления

Гармоничное развитие логики очень важно для формирования личности. Существует много детских развивалок с 2 лет для развития логического мышления. Занятия проходят следующим образом:

  • Ориентация в пространстве и времени. Можно спрятать его любимую игрушку и предложить найти. Малышу поначалу можно помогать её находить.
  • Ориентация во времени суток. От двух до трёх лет малыш уже должен понимать, что такое день и ночь, отличать утро и вечер, завтра, сегодня и вчера и т. п. Чтобы ему помочь понять это, нужно вечером, когда укладываете его спать, говорить с ним о том, что он делал с утра и вечером.
  • Сортировочные игры. Есть специальные игрушки по сортировке кубиков, треугольников и кругов. Но если проявить оригинальность, то можно играть с ним в такие игры и подручными предметами. Например, вырезать эти же кружочки, треугольники и квадраты из бумаги.
  • Учимся считать. В таком возрасте нужно изучать не цифры классическим способом, а начинать с общепонятных малышу явлений. К примеру, считать ступени лестницы. Когда ваше чадо уже знает свой возраст, то можно предложить ему ответить на вопрос, сколько ему будет лет.
  • Использование паззлов и картинок. Пазлы нужно использовать небольшие, состоящие из двух, трёх частей. Чаду в таком возрасте очень трудно выполнять такие задания, поэтому родители должны на первых порах помогать ему.
  • Нужно научить различать дитя где много, а где мало. Двухлетнее чадо уже готово к такому уроку.
  • Научить дитя различать право и лево, высоко и низко.
  • Сопоставление действий и предметов. Играть с вашим малышом можно с обычными картинками в книжках. Например, спросить «где чей дом?» и т. п.
  • Поиск предмета по двум признакам. К примеру, можете вырезать два зелёных квадрата, два жёлтых круга и два синих треугольника. Дитя должно найти два одинаковых предмета из них.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]