Интеллектуальная игра «Знатоки природы»; 5 — 6 классы

Нешатаева Елена Васильевна

Учитель географии

МСКОУ VIII вида г. Красновишерск

Интеллектуальная игра «Знатоки природы».

Цели игры:

  • Развитие познавательной активности учащихся, интеллекта, расширение кругозора.
  • Воспитание любви и бережного отношения к живой природе.

Есть просто храм, Есть храм науки, А есть еще природы храм – С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам Открыт для нас в жару и стынь, Входи сюда, будь сердцем чуток, Не оскверняй её святынь.

Добрый день уважаемые гости, дети! Мы с вами на игре “ Знатоки природы”. Именно игра свела нас сегодня всех вместе, чтобы еще раз подумать, поразмышлять о таком важном вопросе, как охрана природы. Чтобы охранять природу, нужно ее знать.

Многие животные и растения вы хорошо знаете, о других слышали или читали, третьих видели в телепередачах, а с некоторыми познакомитесь сегодня. И так начнем нашу игру.

Главными действующими лицами будут две команды.

Представление команд. «СЛЕДОПЫТЫ» «ВСЕЗНАЙКИ»

Жюри:

1.конкурс «Разминка»

Предлагается 15 вопросов, нужно как можно быстрее на них ответить. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Вопросы команде №1

  1. Как называется трава от 99 болезней. (зверобой)
  2. Сколько ног у паука? (восемь)
  3. Слепыми или зрячими родятся зайцы? (зрячими)
  4. Какие птицы выводят птенцов три раза в год? (воробьи, овсянки)
  5. Кто собирает яблоки спиной? (ёж)
  6. Пингвин — птица или нет? (да)
  7. Что теряет лось каждую зиму? (рога)
  8. Какая ягода бывает красной, белой и чёрной? (смородина)
  9. У кого каждый день растут зубы? (у бобра, зайца)
  10. У какого дерева ствол белый? (береза)
  11. Какая птица выше всех летает? (орел)
  12. Кто спит вниз головой? (летучая мышь)
  13. Когда чаще всего бывает первая гроза? (в мае)
  14. Что случается с пчелой, после того как она ужалит? (она умирает)
  15. Какой зверь любит малину? (медведь)

Вопросы команде №2

  1. Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнёзда? (кукушка)
  2. Название, какого растения говорит, где оно растёт? (подорожник)
  3. Кто бежит, выставляя вперёд задние ноги? (заяц)
  4. Кровожадный хищник наших лесов. (волк)
  5. Какой цветок лето начинает? (колокольчик)
  6. Перед какой погодой птицы перестают петь? (дождём)
  7. Какая птица в мире самая большая? (страус)
  8. Животное, которое очень похоже на кошку. (рысь)
  9. Какая птица умеет говорить? (попугай)
  10. Зимуют ли птицы в скворечниках? (нет там очень холодно)
  11. Дерево – символ России? (берёза)
  12. У кого самое плохое зрение? (крота)
  13. Она похожа на тетрадь в линию. (зебра)
  14. Какое животное хорошо бегает, прыгает ещё и боксирует? (кенгуру)
  15. Какое дерево весной дятла поит? /береза/

Молодцы ребята, вы много знаете раз смогли ответить на такое количество вопросов. Скажите, а где можно узнать об интересных растениях и животных? Да, это можно узнать в энциклопедиях.

2.конкурс «Заморочки из туесочка»

За правильный ответ можно набрать 3 балла

Отгадай с 1-й подсказки.

1. Костер

  1. Это служит защитой от хищников.
  2. Спасает от голода.
  3. Его разводят туристы и оленеводы.
  4. На нем можно кипятить воду и готовить еду.

2. Палатка

  1. Необходима туристам, отправляющимся в поход на несколько дней.
  2. Помогает спрятаться от зверей и насекомых.
  3. Защищает от холода, ветра и дождя.
  4. Можно укрыться от знойного солнца.

3. Глобус

1. Предмет круглой формы, но в спортзале не используется.

2. Пестренький, крутится.

3. С помощью этого предмета можно путешествовать, не имея денег. Так и поступает его владелец.

4. Живет в кабинете географии.

4 Синий кит.

  1. Млекопитающее, рождает живых детенышей и вскармливает их молоком.
  2. Занесено в Красную книгу.
  3. К этим животным относятся: белуха, горбач, наврал, кашалот, касатки.
  4. Это самое большое животное, когда-либо существовавшее на земле.

5. Туризм

  1. Вид спорта.
  2. Бывает горный, водный, лыжный.
  3. Групповой поход.
  4. Вид путешествий, совершаемый для отдыха.

6. Река

  1. Водный поток значительных размеров.
  2. Можно ей любоваться.
  3. Имеет исток, устье.
  4. Бывает горная, равнинная.

Начиная с 1600 года, на нашей планете вымерло 150 видов зверей и птиц, причем более половины — только за последние 50 лет. В Красной книге, которую ведет Международный союз охраны природы, насчитывается сейчас около 100 видов зверей и птиц, находящихся в бедственном положении.

В нашу Красную книгу Пермского края занесено 37 видов птиц. Сегодня мы познакомимся с некоторыми видами .

3.конкурс «Птицы Красной книги Пермского края».

Я задаю вопрос. Вы поднимаете карточку с нужной цифрой. За каждый правильный ответ получаете балл. Итак, начинаем игру. Слушайте внимательно.

Бородатая неясыть —

Большая голова, окраска дымчато-серая . Глаза жёлтые с тёмными полосами вокруг. Чёрное пятно под клювом, похожее на бороду, за что этот вид получил своё название. Охотится вечером и ночью преимущественно на мелких грызунов, иногда на белок и мелких птиц.

Воробьиный сыч

— очень маленькая хищная птичка, вес — 55—80 г. Самки крупнее самцов. Голова небольшая, круглая, чуть приплюснутая, «ушки» отсутствуют, над глазами — короткие белые «брови». Охотится и днём, и на рассвете, и в сумерках. Корм его в основном составляют грызуны : лемминги , полёвки, лесные мыши., а также мелкие воробьиные птицы. Зимой любят посещать кормушки для птиц, где подкарауливают синиц, снегирей, воробьёв.

Кроншнеп большой —

птицу легко узнать по длинному, слегка изогнутому вниз клюву. Клюв длинный, острый, изогнутый помогает отыскивать добычу во влажном, мягком дне. Ноги удлиненные.

Кули́к-соро́ка

— крупная птица с длинным оранжево-красным клювом и чёрно-белым оперением. Ноги короткие розово-красные. Хорошо бегает и плавает. Суетливая и шумная птица. Основной крик, издаваемый как на земле, так и в воздухе — далеко слышная трель «квирррррр». Питается моллюсками, червями, насекомыми. В поисках корма передвигается вдоль берега по мелководью, засовывает клюв в воду либо песок.

Конспект НОД. Экологическая викторина «Знатоки природы»


Задачи:

• Обобщить знания детей о животных, растениях, временах года, охране природы. • Развивать логическое мышление, речь. • Активизировать внимание, память. • Учить детей соблюдать правила игры. • Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, развивать чувство ответственности перед своей командой, умение работать сообща. • Воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа:

До начала занятия дети группы делятся на две команды. Дети решают, как они назовут свои команды, выберут капитанов, обсудят эмблемы. Знакомство с Красной книгой, чтение произведений Пришвина М.М., рассматривание иллюстраций о природе.

Ход занятия:

Команды входят в зал под музыку. Усаживаются на свои места, за столы с заранее подготовленными эмблемами. В викторине участвует небольшое количество детей, все дети садятся за столы, берутся за руки и закрывают глаза на 1 минуту (психологический настрой). — Для проведения нашей экологической викторины «Знатоки природы» понадобиться справедливое жюри, ведущий предлагает выбрать жюри из числа гостей. — ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! Начинаем нашу экологическую викторину: «Знатоки природы».

Давайте вспомним правила нашей игры:

Нельзя подсказывать командам во время игры и перебивать своих товарищей на вопросы могут отвечать только те, кто первым поднял флажок. За каждый правильный ответ отвечающий получает балл. Тот кто к завершению викторины наберет наибольшее количество баллов является победителем. Если команда, отвечающая на вопрос, затрудняется или дает неверный ответ, то отвечает другая команда, то есть соперники. Нужно быть очень внимательным и терпеливым. Обратите внимание на стол стоящий перед вами, на нем подготовлен волчок, со стрелкой, стрелка укажет какая команда должна будет отвечать первой. И так начинаем!

Ведущий:

Есть мир чудесный — он вокруг И стоит только захотеть Как оживет природа вдруг И всем захочется лететь, как птица Шуметь берёзкой кудрявою в лесу И я вас приглашаю окунуться В природу, в дикий мир и красоту.

Презентация 1. (Приложение № 1).

Слайд 1. Наша викторина пройдёт под названием “Знатоки природы ”. Слайд 2. Наша планета как большой красивый дом. Слайд 3. Она радует нас утренними, нежными восходами, разноцветными прощальными закатами, пейзажами родной природы; Слайд 4. Завораживает нас огромными, глубокими и бескрайними океанами, просторами морей. Слайд 5. Она удивляет высокими горами, крутыми скалами и холмами, Слайд 6. Восхищает густыми, запашистыми рощами, сосновыми борами, могучими дубравами. Слайд 7. Земля – планета гармонии. На ней всё соразмерно и взаимосвязано. Слайд 8. Природа планеты совершенна. Нашу Землю называли загадочной планетой и таинственной. Слайд 9. Однако, для чутких сердец она раскрывает самые сокровенные свои тайны. Мы познаём и объясняем явления природы, секрет рождение нового дня, разнообразный мир живого и неживого на планете. Слайд 10. Сохранить планету такой же красивой предстоит Вам, нашему будущему поколению.

I – Приветствие команд.

Приветствие команды «Чистый родничок»

Широки просторы Родины любимой, Дорог каждый кустик, мотылек. Сохраним, мы, красоту природы, Пусть журчит, искрится, «Чистый родничок»!

Приветствие команды «Защитники леса»

Много леса – не губи, Мало леса – береги, Нет леса – посади. Лес сажаем и растим Его мы защитим, Никому в обиду не дадим.

II Разминка. С детьми «Бывает — не бывает»

Ледоход летом (не бывает) Листопад летом (не бывает) Дождь летом (бывает) Роса зимой (не бывает) Заморозки весной (бывает) Гроза летом (бывает) Метель летом (не бывает) Радуга летом (бывает) Град летом (бывает) Буран летом (не бывает) Иней зимой (бывает) Туман осенью (бывает) Капель летом (не бывает) Иней летом (не бывает) Мороз летом (не бывает) Лужи зимой (не бывает)

III «Соберипазл»

Детям предлагается разрезные картинки «пазл». Оценивается та команда, которая быстрее соберет пазл и расскажет, что там изображено.

IV.«Вопрос-ответ»

1. Самое длинношеее животное. (Жираф) 2. Кто носит детеныша в сумке? (Кенгуру) 3. Птица, которая не умеет летать и не боится морозов? (Пингвин) 4. Длинноухий трусишка. (Заяц) 5. Кто спит вниз головой? (Летучая мышь) 6. Какая змея имеет капюшон? (Кобра) 7. Какая птица не строит гнездо? (Кукушка) 8. Самое большое животное, живущее на суше. (Слон) 9. Самое большое животное, живущее в океане. (Кит) 10. Какое животное строит плотины на реках? (Бобр) 11. Кто на себе свой дом носит? (Черепаха, улитка) 12. У какой птицы самый красивый хвост? (У павлина) 13. Полосатый родственник кошки. (Тигр) 14. Какое животное называют кораблем пустыни? (Верблюда )

V. Подвижная игра «Болото».

Проводят две линии одна от другой на расстоянии 7–10 шагов. Между ними чертят мелом 10–12 кругов на расстоянии 25–30 см друг от друга – это кочки, а кругом болото (можно обвести чертой). Задача играющих: перебраться по кочкам с одного берега (линии) на другой. Дети по очереди перепрыгивают на обеих ногах с кочки на кочку. Прыгнувший мимо кочки в болото – «замочил» ноги и выходит из игры (сушится на берегу). Выигрывают те, кто благополучно переберется с берега на берег.

VI. «Загадочный ящик»: загадка о хлебе.

Рос сперва я на воле в поле, Летом цвел и колосился, А когда обмолотился, То в зерно вдруг превратился. Из зерна – в муку и тесто. В магазине занял место.

VII. – Выбрать правильное поведение в лесу


Презентация 1.(Приложение № 1 продолжение).

Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите. В лесу можно играть: листья порвать, венки сплести, букеты огромные собрать. Подумаешь, в лесу и так их много. Наконец-то можно пошуметь, покричать, побегать и главное, никому не мешаешь! Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц, можно прогнать, а лучше бы их совсем не было. Звери всякие важны – звери всякие нужны. Каждый из них делает природе свое полезное дело. Сажать как можно больше деревьев, чтобы мы могли дышать чистым воздухом. В лесу, отдыхая, мусор с травки не убирайте, а там оставляйте. А теперь поставьте знаки охраны природы туда, где дети поступают неправильно.(правило сопровождается картинкой).

VIII. Литературная пауза: дети читают стихи о природе (Приложение № 2).

Подведение итогов, объявление общего счета. Награждение.

— Дорогие ребята! Мне очень приятно было, что вы приняли участие в нашей экологической викторине «Знатоки природы». Надеюсь, что вы еще больше будете любить природу, проявлять интерес, оберегать ее. А сейчас, ребята давайте встанем в полукруг и исполним «Гимн природе» «Дом земля»

Нас в любое время года Учит мудрая природа. Птицы учат пению, Паучок – терпению, Пчелы в поле и в саду Обучают нас труду. Учит снег нас чистоте, Учит солнце доброте. У природы круглый год Обучаться нужно. Ведь ее лесной народ Учит крепкой дружбе.

Приложение № 2. Стихи.

Что такое лес? Что такое лес? Сосны до небес, Берёзы и дубы, Ягоды, грибы… Звериные тропинки, Пригорки и низинки, Мягкая трава, На суку сова. Ландыш серебристый, Воздух чистый-чистый И родник с живой Ключевой водой.

Что такое луг? Что такое луг? Ковёр травы вокруг. Цветов нарядных венчики, Звонкие кузнечики. Мотыльки игривые, Жуки неторопливые. С мёдом сладким пчёлки, Песня перепёлки. Мяты аромат, Лета нежный взгляд И до белых мух С дудочкой пастух.

Что такое поле? Что такое поле? Для коней раздолье, Пашни полоса, Метёлочки овса. В поле колосится Спелая пшеница И шумит там рожь, Колючая, как ёж. В поле ветер свищет, Мышка зёрна ищет, Ящерка снуёт, Солнышко встаёт. Знает только птица, Где его граница, Ну а ты пойдёшь — Края не найдёшь. Что такое река? Что такое река? На воде облака. Над водою — ивы. Весенние разливы. Окуни, ерши. Кувшинки, камыши. Пена на песке, Лодка вдалеке. В гнёздышке утёнок, В домике бобрёнок. Под корягой рак, На берегу рыбак.

Что такое сад? Что такое сад? Розовый наряд. Яблони цветущие, Скворечники поющие. Синие капели, Мячики-качели. Заросли шиповника, Ягоды крыжовника. Груши золотистые, Персики пушистые. Шорох листопада, Осенняя прохлада. Снегирей семейка, Любимая скамейка.

Что такое огород? Что такое огород? Овощей хоровод. Дыни сладкие, Помидоры гладкие. С клубникой грядки, Грабли и лопатки. Лейка с дождём. Улитка под листом. А под землёй крот Устроил ход. Ещё для порядка Сторож Ванятка — Пугало сердитое, Соломою набитое.

Что такое море! Что такое море? Чайки на просторе. Скалы-великаны, Холодные туманы. Волны трёхэтажные, Моряки отважные. Акулы зубастые, Киты головастые. Камней подводных глыбы, Диковинные рыбы. Кораллы, осьминоги, Медузы и миноги, А на дне темно, Как в кино…

Что такое горы? Что такое горы? С ветром разговоры. Снежные вершины, Грозные лавины. Тропы каменистые, Антилопы быстрые, Пропасти бездонные И пещеры тёмные. Колючие кустарники, Змеи и лишайники, Козы-скалолазы, А под землёй алмазы. Реки, как хрусталь, В синей дымке даль, Где парит орёл — Страж высоких гор.

Приложение №1. Презентация

Автор: Родионова Наталья Сергеевна, воспитатель, МДОУ д/с «Светлячок», г. Хвалынск, Саратовская обл., Россия

Статья размещена в авторской редакции

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]