Картотека дидактических игр «Вот моя улица, вот мой дом родной»


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Дидактическая игра «Путешествие по городу Сызрань»

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Игра – одно из средств воспитания и обучения детей. Как сделать игру более эффективным для развития познавательного интереса?

Мы создали напольную игру и кубики «Собери достопримечательности города» по краеведению.

Оказалось, что краеведческий и игровой метод отлично дополняют друг друга, вносят разнообразие, способствуют творческому развитию детей, повышают интерес к истории родного города, развивают воображение, сообразительность, наблюдательность. В них присутствует элемент соревновательной (кто быстрее, кто правильнее отвечает, кто больше знает). В процессе игры дошкольники закрепляют полученные знания, получая при этом удовольствие от игры.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ:

Дидактическая игра «Путешествие по городу Сызрань» предназначена для детей старшего дошкольного возраста и представляет собой фрагмент карты, размером 2,5м на 3 м, на котором обозначен маршрут путешествия по городу Сызрань и кубика, размером 50 см на 50см. Путешествие начинается из Ж/Д «Вокзала», и заканчивается нашим «Детским садом № 69». Маршрут проходит по достопримечательностям города Сызрани.

Цель: закрепить знания о родном городе.

Задачи:

Познавательное развитие:

  • Расширить знания детей о достопримечательностях города Сызрани, знать их названия и месторасположение.
  • Воспитывать патриотические чувства, любовь к малой Родине.
  • Продолжать знакомить с понятием количества, осваивать навыки порядкового и количественного счета, учить соотносить количество (в данном случае, точек на кубике) со знаком (цифрами).
  • Учить детей ориентироваться в пространстве

Речевое развитие:

  • Совершенствовать речь детей как средство общения, продолжать развивать диалогическую форму речи.
  • Продолжать учить детей отгадывать загадки.
  • Активизировать словарь детей.

«Социально-коммуникативное развитие»

Формировать у детей умение вести диалог с взрослым, со сверстниками; воспитывать

культуру речевого общения. Продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.

Правила игры:

Число участников в данной игре может от двух и более детей.

Участники игры встают на старте и разыгрывают с помощью игрального кубика очередность ходов. Далее игроки ходят по очереди.

Каждый свой ход игрок бросает кубик и переходит вперед ровно на столько шагов, сколько выпало точек на кубике.

Обозначения:

  • Кружок красного цвета «Стой или выполни задание!» — для продвижения дальше необходимо выполнить задание, если задание не выполнено — пропуск одного хода.
  • Кружок зеленого цвета «Дополнительный ход» — игрок бросает кубик ещё раз.
  • Кружок фиолетового цвета «Познавательный» –игрок представляют себя в роли экскурсоводов по родному городу, знакомят гостей города с его достопримечательностями и памятными местами (в зависимости от задачи, которую ставит педагог), если ребенок затрудняется ответить, то педагог берет роль экскурсовода на себя.

Победит участник, который первым дойдёт до финиша.

Образец заданий для выполнения:

Задание: игроку необходимо собрать из пазлов — герб Сызрани, при этом исключить лишнее — элементы других гербов (Самарской области и г. Самары).

Задание: перед игроком находиться альбом и контурные изображения достопримечательностей города. Задание: необходимо найти пару, т.е сопоставить контур с изображением.

Задание: Необходимо рассмотреть картинки с изображением животных и птиц и определить, что лишнее. При этом объясняя свой выбор.

Задание: Разрезные картинки с изображением достопримечательностей города. Необходимо по памяти сложить картинку с изображением достопримечательностями родного города.

Кубики «Собери достопримечательности города».

Цель: Закрепить знания детей о достопримечательностях города.

Игровая задача:

  • составить из кубиков картинку по образцу.

Дидактическая задача:

  • развивать внимание, память, мышление, усидчивость
  • упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей
  • через содержание картинок закрепить знания детей о родном городе
  • воспитывать любовь и уважение к родному городу.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ:

Игра состоит из шести кубиков и картинками о достопримечательностях города. Педагог с детьми рассматривают картинки. Дошкольник называет, какие интересные здания изображены на них, при затруднении педагог помогает. Дошкольник выбирает картинку, по которой будет собирать кубики. Если ребенок самостоятельно пытается собрать картинку, это поощряется похвалой. После того, как картинка собрана, педагог уточняет, что собрал ребенок. Один ребенок может собрать все 6 картинок или собирают по очереди.

Следующая >

Дидактическая игра «Город. Улица»

Дидактическая игра «Число. Признак. Предмет» по лексической теме «Город. Улица»

Игра предназначена для детей 4-6 лет, с тяжелыми нарушениями речи, а также для детей дошкольного и младшего школьного возраста для развития лексико-грамматического строя речи.
Дидактическую игру «Число. Признак. Предмет» можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях с детьми.

Цель:

данный комплекс игр поможет взрослому научить ребенка:
  • согласовывать существительные с числительными и прилагательными в роде, числе, падеже;
  • подбирать качественные, относительные, притяжательные прилагательные к существительным;
  • употреблять в речи порядковые числительные, согласовывать их с существительными и прилагательными в роде, числе, падеже;
  • активизировать мыслительную деятельность, ассоциативное мышление;
  • составлять сравнительные предложения с союзом «а».

Материал для игры:

карточки с игровыми заданиями по двум предметам одной лексической группы; игровое поле и разрезные карточки для самостоятельного подбора и составления сюжетного ряда; наборы цифр.

Описание игры:

Игра с готовыми моделями: на каждой таблице размещены задания по двум предметам одной лексической группы для большего объема образовательной нагрузки. В начале игры ребенку нужно наглядно показать, как можно использовать ассоциации для обозначения признаков предметов. Например, как можно изобразить горький вкус, показать твердость, мягкость, сочность овощей, цвет и форму.

Ниже представлены готовые игровые карточки:

  • два больших магазина;
  • семь продуктовых магазинов;
  • один сельский магазин;
  • четыре обувных магазина;
  • пять мебельных магазинов;
  • восемь цветочных магазинов;
  • три детские библиотеки;
  • пять городских школ;
  • одна музыкальная школа;
  • две спортивные школы;
  • четыре деревянных дома;
  • один кирпичный дом;
  • шесть блочных домов;
  • пять сельских школ;
  • три городские библиотеки;
  • девять асфальтированных дорог;
  • одна сельская библиотека;
  • две песчаные дороги;
  • десять одноэтажных домов;
  • три двухэтажных дома;
  • один многоэтажный дом;
  • два одноэтажных дома.

Игра предполагает соблюдение следующих этапов:

  1. Назвать слово, обозначающее число (какая цифра? — три).
  2. Назвать слово, обозначающее предмет (что это? – библиотека).
  3. Согласовать существительное с числительным в роде числе (сколько библиотек? — три огурца).
  4. Назвать слова, обозначающее признак предмета, согласовать их с числительными и существительными в роде, числе (три библиотеки (какие?) – городские).
  5. Согласовать числительное с прилагательными и существительным в роде, числе. (Скажи полным предложением, начиная с цифры. – Три городские библиотеки.)
  6. По такому же принципу рассмотреть другой предмет лексической группы – дорогу.
  7. Составить сравнительные предложения с союзом «а». (Библиотеки – три, а дорог – девять и т.д.)

Игра с разрезными карточками: проводится по такому же принципу, как и с готовыми моделями. Только здесь ребенок занимает активную позицию и ему предоставляется больше самостоятельности.

Вначале следует предложить ребенку выбрать предмет по лексической теме и разместить его на сектор со звездочкой, далее цифру (расположить в первом секторе) и подобрать прилагательные в виде картинок-символов (располагать в самом длинном секторе игрового поля). Картинки-символы предварительно рассматриваются и объясняется, что они обозначают.

Для лучшего понимания хода игры с разрезными карточками ниже предлагается образец.

С помощью дидактической игры «Число. Признак. Предмет» дети быстрее овладеют навыками согласования прилагательных, существительных и числительных в роде, числе, падеже; научатся подбирать прилагательные к существительным и разовьют свое ассоциативное мышление.

Развитие ассоциативного мышления положительно сказывается на процессе запоминания и воспроизведения необходимой информации.

На нашем сайте вы сможете найти и другие дидактические игры из серии «Число. Признак. Предмет». Для этого перейдите по выделенной ссылке.

Желаем всем успехов.

Мой родной город

Дидактическая настольно-печатная игра для детей старшего дошкольного возраста

Цель
: работа по формированию патриотических чувств у детей, ознакомление с историей и достопримечательностями родного края с учётом требований ФГОС по региональному компоненту.

Задачи

:

  • формировать представление об истории своего города;
  • развивать познавательный интерес детей к истории своей Родины;
  • учить правилам общественного поведения;
  • развивать умение работать в коллективе;
  • развивать эмоциональную сферу личности ребёнка;
  • тренировать мелкую моторику рук;
  • тренировать память, мышление, внимание, воображение;
  • закреплять знания детей об истории своего города Царицына-Сталинграда-Волгограда;
  • расширять словарный запас, активизировать словарь.

Игровой задачей дидактической игры «Мой родной город!» является предоставление возможности для проявления детьми ответственности, самостоятельности, сотрудничества. Педагог осуществляет контроль и оценку результатов.

Мой родной город

Состав игры: — поле-карта
Это игровое поле-карта с кармашками, на котором расположены изображения города Волгограда в разное время (когда он назывался Царицын, Сталинград.
— карточки
Каждая карточка содержит три небольшие картинки с видами центральные мест города и достопримечательностей в разное историческое время. (Примечание: места, изображённые на поле-карте, должны совпадать с содержимым карточек; одни и те же места в разное историческое время.)
— фишки
Каждая фишка представляет собой круглый значок-медальон с эмблемой города.

Методические указания к игре

Должна быть проведена предварительная работа с детьми. Необходимо рассказать об истории города, о разных временных этапах в его развитии, о знаковых событиях. Также полезно изучить карту, отметить на ней центр города, основные достопримечательности. Показать, как менялся облик города с течением времени, как выглядят одни и те же знаковые для города места в разные года.

Все фотоматериалы, которые войдут в основу настольно-печатной игры, должны быть заранее изучены с детьми. После того как будут изучены все материалы, можно приступать к игровым действиям. Игру нужно начинать под руководством взрослого, в дальнейшем по мере её освоения дети могут играть самостоятельно.

Все материалы для игры должны располагаться по отношению к игрокам так, чтобы их было хорошо видно и удобно использовать, поэтому игру лучше проводить за столом.

Ход игры

Количество игроков: подгруппа детей от 2-х до 8-и человек.

Дети рассаживаются так, чтобы всем было хорошо видно и удобно дотянуться и выбрать карточку. Воспитатель раздаёт каждому игроку своё игровое поле-карту с изображением Волгограда в конкретное историческое время. Дети внимательно изучают картинку. Затем самостоятельно или с помощью воспитателя выбирают карточку, на которой изображено то же место в современности, вставляют карточку в кармашек, сопоставляя одну из трёх картинок с полем-картой, объясняют свой выбор.

За правильно выполненное задание участник дидактической игры «Мой родной город!» получает фишку. И дальше может взять себе ещё одно поле-карту. Игра заканчивается, когда все дети справились с заданием и не осталось свободных полей-карт. Выигрывает тот, у кого наибольшее количество фишек. Игра может проводиться несколько раз. Когда все дети начинают легко справляться с заданием, игру можно усложнить. Предложить детям (одному игроку или группе) составить рассказ по изображению.

Во время использования игры «Мой родной город!» может быть организована самостоятельная детская деятельность или же коллективная, с подгруппой детей. Дидактический материал можно использовать в непосредственно игровой деятельности или же предложить в ходе проведения НОД (на темы: развитие познавательно-исследовательской деятельности, ознакомление с явлениями общественной жизни). Игра способствует стимулированию познавательного интереса детей к истории своей Родины, формирует познавательную культуру и патриотическое сознание. Дидактический материал игры соответствует возрасту детей, практичен в использовании в работе с детьми.

Елена Астахова, воспитатель МДОУ Д/с № 263, г.Волгограда

Ход игры: Медведю – берлога. Белке – дупло.

«С какого дерева листок»

Цель: закрепить знания детей о природе родного края, закрепить умение образовывать относительные прилагательные (береза – березовый, дуб – дубовый и т. д.)

Материал: Картинки и иллюстрации с изображением деревьев, кустарников и листьев.

Ход игры: Воспитатель показывает картинки с изображением листка, затем дерева.

«Зеленая аптека»

Цель: закрепить знания детей о лекарственных растениях родного края; о правильном использовании их в лечебных целях.

Материал: гербарий, картотека лечебных трав.

Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением лечебной травы, дети отгадывают. Воспитатель рассказывает о ее целебных свойствах.

«Малая красная книга»

Цель: закрепить знания детей о редких растениях, животных, птицах нашего края занесенных в «Красную книгу»

. Прививать любовь к
родине, родному краю, чувство ответственности.
Материал: «малая красная книга»

, составленная совместно с
родителями, картинки и иллюстрации с изображением редких растений, животных, птиц.Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением редких животных и растений, дети называют. Воспитатель рассказывает о них.
«Страны и народы»

Цель: Расширять представление детей о странах Земли и их народах. Прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями. Прививать уважение к культуре и традициям разных народов мира.

Материал: глобус, карта Мира, куклы в национальных костюмах, записи мелодии песен разных народов, картинки и иллюстрации с изображением разных стран и народов мира.

Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением разных стран и народов мира. Рассказывает о них.

«Из чего построен дом»

Цель: совершенствовать знания строительных материалах, о том из чего строях жилище человека, умение логически мыслить, закреплять умение образовывать имя прилагательное.

Материал: Изображение разных жилищ человека.

Ход игры: Дети рассматривают изображения домов.Словообразования: стекло — стеклянный, камень — каменный.

«Жилое – Нежилое»

Цель: закрепить знания детей, что здания бывают – жилыми и нежилыми.

В жилых проживают люди; в нежилых расположены организации, подсобные помещения и т. п.

Материал: картинки и иллюстрации с изображением разных строений.

Ход игры: Воспитательпредлагает определить жилое или не жилое помещение: Дом — жилой, магазин – нежилой….

«Назови ласково»

Цель: совершенствовать речь детей как средства общения, воспитывать дружеские взаимоотношения. Закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательные слова, знакомить с разными именами.Материал:Ход игры: Миша — Мишенька, Даша- Дашенька, Дашуля.

«Я люблю…»

Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к близким людям, друг к другу, развивает коммуникативные способности.

Ход игры:Ведущий говорит детям: «Каждый из нас что-то или кого-то любит, всем людям присуще это чувство. Я люблю свою семью, свою работу, люблю вас. Расскажите, а кого или что вы любите». Дети рассказывают о своих чувствах и привязанностях.

«Как найти дорожку в детский сад?»

Цель: Закрепить умение детей ориентироваться по плану местности, уметь объяснять расположение объектов по отношению друг к другу. Закреплять умение определять направление движения. Развивать абстрактное мышление.Материал: план местности (микрорайона)

макет местности микрорайона.

Ход игры : дети ориентируются по плану и на макете.

«Продолжи пословицу»

Цель: знакомить с устным народным словотворчеством, развивать речь, память, логическое мышление.

Ход игры: Воспитатель начинает пословицу, дети ее продолжают.

«Птицы нашего города (края)

»

Цель: знакомить детей с птицами родного города (края)

.Прививать любовь к
родине, родному краю, к животному миру, желание помочь и ухаживать.Материал: карточки с изображениями птиц, альбом «Птицы нашего города, края»
, составленный совместно с
родителями.
Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц, просит назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет.

«Богатства недр земли»

.

Цель: расширять представление детей о богатстве недр земли полезными ископаемыми (уголь, минералы, железная руда, драгоценные камни)

. Расширять представления детей о внутреннем строении земли.

Материал: коллекция ископаемых земли, картинки и иллюстрации природных ресурсов земли.

Ход игры — Воспитатель показывает детям картинку (природное ископаемое)

предлагает назвать его.

«Мир предметов»

Цель: обобщить представление детей о том, что в окружающем мире многие предметы изготовлены человеком из материалов природного или искусственного происхождения (применяя различные материалы, человек изучает и использует их свойства)

.
Воспитывать познавательную активность. Закрепить умения образовывать слова прилагательные.
Материал: Картинки и изображения предметов обихода.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]