Начну с воспитателя:
Взяв в руки перспективный план, воспитатель находит литературу по теме занятия, ознакомившись с содержанием занятия, начинает подбирать материал.
Подбор материала занимает очень много времени.
Если это познание: иллюстрации по теме, стихи, загадки, игрушки по теме.
Если таковых нет, воспитатель бегает по группам, и к методисту, и к старшему воспитателю и спрашивает материал у всех, а если не находит, то несёт игрушки из дома или изменяет героев занятия, а затем и само занятие (чтобы была логика, по крайней мере так происходит в нашем саду).
Если это рисование: подготовить картинки, иллюстрации, игрушки ( вы уже знаете, каким способом их находит воспитатель), готовит листы на каждого ребёнка. Если это необходимо по возрасту, то ещё и делает наброски рисунка, стихи, загадки по теме.
Если это лепка: воспитатель лепит изделие по теме, готовит игрушки, картинки, пластилин на каждого ребёнка (разного цвета), салфетки, стеки, доски для лепки.
и так далее…
Если вы хотите, чтобы я продолжила список, напишите в комментариях, мне не составит труда его дополнить…
В вечернее время, когда Вы родители приходите за ребятишками, воспитатель оповещает вас о том, какое занятие будет и как необходимо подготовить ребёнка к нему. Расписание занятий и план работы с детьми на день воспитатель выставляет родителям на обозрение ежедневно в коридоре на шкафчик в папке передвижке.
Памятка воспитателю: «Чтобы занятие было интересным!»методическая разработка по теме
Памятка воспитателю: «Чтобы занятие было интересным…»
Чтобы занятие было интересным и качественным, заранее подготовьте все необходимое: карандаши, бумагу, красивую тетрадь, альбом и т.д. для дошкольника очень важен антураж: красивые и новые (а еще лучше неожиданные!) предметы, удобное и рабочее место.
Начинайте занятие с интриги: например, с загадочного предмета (у меня для тебя что-то есть интересненькое!) или загадки (угадай, что я вам приготовила?). Фантазия и изобретательность – ваши волшебные помощники, способные привлечь внимание детей! В конце занятия обязательно подведите итог, спросив у детей, чем они занимались, что им понравилось, что узнали нового. Именно эти вопросы позволяют детям отметить свои достижения, осознать приобретение нового опыта, новых знаний.
- Начало занятий должно быть необычным, можно включать ритуал.
- В самом начале необходимо успокоить детей, настроить на вслушивание (послушаем музыку, звуки в группе, звуки на улице, свое дыхание и т.д.).
- На занятии должен главенствовать дух «открытия».
- Очередной вид деятельности начинать с постановки задачи в общем виде.
- Держать паузу, не мешать включению мыслительных процессов.
- При подготовке и проведении занятий предусматривать вариативность ответов детей.
- Не принимать ответ детей без обоснования.
- Ни оставлять без внимания ни один ответ. (учить детей исправлять свои ошибки и устанавливать их причину).
- Помнить о развитии речи в любых формах деятельности.
- Поддерживать у детей ощущение успешности.
- Возвращаться к уже выполненным заданиям.
- Вместо вопроса «Вам понравилось?» задавайте вопросы о чувствах и ощущениях ребенка «За кого ты порадовался? Что тебя огорчило? Что доставило удовольствие, радость?»
Ритуалы начала занятия:
Начало занятия должно стать своеобразным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, отличали эти знания от других.
Ритуал можно изменять, но не слишком часто.
«Волшебный колокольчик»
Воспитатель звонит в колокольчик, тем самым привлекает внимание детей.
«Волшебный клубочек»
Дети сидят на стульях или на ковре по кругу. Воспитатель передает клубок ниток ребенку и при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или ласково называет сидящего ребенка по имени, или произносит «волшебное вежливое слово» и т.д.
Затем передает клубок следующему ребенку.
«Дружба начинается с улыбки»
Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.
«Комплименты»
Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он произносит комплимент своему соседу.
Во время ритуала воспитатель находится вместе с детьми в кругу, показывает пример, подсказывает, подбадривает, настраивает детей.
Ритуалы окончания занятий
Окончание занятий – это завершение определенного вида деятельности, но не общения, поэтому ритуал должен, с одной стороны, показать, что занятие окончено, с другой – что дети готовы к конструктивному общению в группе и дома.
Ритуал может быть одним и тем же, а может быть тематическим.
«Круг друзей»
Стоя или сидя в круге, всем взяться за руки, пожать их, посмотреть по очереди на всех.
«Эстафета дружбы»
Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает воспитатель: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т.д., наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас греет и не покидает.»
«Солнечные лучики»
Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя солнечным лучиком.
«Речевка»
Все мы дружные ребята. Никого в беде не бросим.
Мы ребята-дошколята. Не отнимем, а попросим.
Никого не обижаем. Пусть всем будет хорошо.
Как заботиться, мы знаем. Будет радостно, светло!
Литература: Е.А. Алябьева «Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет»
Старший воспитатель: Е.Ю. Яркина
Родители и дети:
По дороге домой вы с ребёнком беседуете… не так ли?
В это самое время, чтобы не терять его (время) попусту, совместно с ребёнком вспоминаете пройденный день в детском саду. Для того, чтобы зафиксировать какие-то моменты, задавайте наводящие вопросы.
Например: «У вас сегодня в садике рисование было! Что ты нарисовал?». И ребёнок начнёт вспоминать, но не только, что нарисовал, а ещё и как, какими способами — возможно он не скажет вам способы рисования, но они отлично закрепятся у него в памяти.
Придя домой, дайте ребёнку отдохнуть, ведь он как и вы — целый день на работе… Вы устаёте от своей работы?
Пусть дитё полежит на кроватке, диване или на полу — не важно, но отдых в горизонтальном положении однозначно нужен.
За 1 час до сна уделите 15 минут ребёнку на подготовку к завтрашнему занятию, и обязательно сделайте то, что просила воспитательница. Если вы это сделаете, вы колоссально поможете своему ребёнку усвоить новый материал.
Занятия в детском саду
Чем занимается ребёнок, когда мы отводим его в садик? Какие занятия в детском саду проводят с детьми воспитатели? Ну, или так: какие должны проводить? Ответы на эти вопросы волнуют всех нас когда мы отводим малыша в детский садик. Давайте сегодня эти ответы разберем.
В любом дошкольном детском учреждении за ребёнком не только присматривают, пока родители на работе. Здесь предусмотрен целый комплекс развивающих занятий.
И занятия в детском саду — это не только танцы, физическая культура или чтение воспитателем сказок для ребят. Много внимания уделяется творческой деятельности малышей.
Конечно, никакие занятия в саду не могут сравниться по эффективности с занятиями в специальных центрах раннего развития детей. К примеру, в детском центре в Челябинске Вашу деточку не только научат читать и писать, но и обеспечат полноценную подготовку Вашего ребенка к школе.
Но не все же могут позволить себе платные детские центры, так ведь? И тогда остается тот самый детский сад.
Чаще всего ребёнок впервые переступает порог сада, когда ему исполняется три года. Обычно это связано с выходом мамы на работу.
Однако некоторым родителям приходится устраивать малыша в дошкольное учреждение и раньше, например, когда подойдёт очередь на получение путёвки в садик. Ведь не секрет, что в некоторых населённых пунктах нашей необъятной Родины ощущается острая нехватка детских садов.
Вот и становятся родители в эту самую очередь, едва малыш прибудет из роддома.
Занятия в детском саду — первые навыки
Но вот, долгожданное место в садике получено, и в возрасте два–два с половиной года малыш начинает ежедневно приходить в свою группу. Где-то она называется ясельной, где-то – самой младшей. Однако уже в таком возрасте малыши начинают активно заниматься. Чему же можно научить человечка, который и с собственной одеждой, особенно зимней, справляется нелучшим образом, ложку и вилку крепко держит в кулачке, да и в туалет просится через раз? Оказывается, даже такие несмышлёныши ходят на музыкальные занятия. Начинают они с простейших танцев. Физкультура тоже у них имеется, хотя и преподаётся скорее в форме зарядки. И естественно, наряду со всем этим развиваются и бытовые навыки ребят. Кстати, многие из них совершают настоящий «прорыв» в развитии, благодаря рефлексу подражания.
Застегнуть пуговки или завязать шарфик намного легче, если подсмотришь этот процесс у своего более разбитного сверстника. Взрослый это делает невдумчиво, движения отточены до автоматизма и слишком быстры, чтобы понять, как и что нужно сделать, чтобы пуговица пролезла в петельку, а на шарфе получился узел. Наблюдение за равным себе позволяет понять, как всё это происходит. Друг за другом детям легче выучивать новые слова и понятия. Поэтому происходит взаимное обогащение речи.
Начинаем творить
Примерно на том же основаны и коллективные занятия рисованием, лепкой, аппликацией. И если их не практикуют у малышей ясельной группы, то со временем эти дисциплины обязательно введут. Идеально, если воспитатель подойдёт к каждому ребёнку и покажет, как рисовать простейшие фигуры. А потом покажет, как можно из них составить незамысловатые рисунки. Для маленького человечка важно, что он смог что-то в этом мире сделать сам. И пусть грибочек получится скособоченным, а у солнышка лучи «заедут» на диск, но повод продемонстрировать родителям свои успехи уже есть.
Сотворить фигурку из пластилина детям бывает даже легче, чем нарисовать. Мы же видим все предметы в объёме, и чтобы перенести их на плоский лист, надо иметь хорошее воображение. Воплотить же в пластилине многие вещи гораздо проще. И как при этом развивается мелкая моторика пальцев!
Этому же служат и занятия аппликацией. Пожалуй, с технической стороны эти занятия можно назвать самыми сложными. Ведь малышу предстоит освоить определённые инструменты: ножницы и клей-карандаш. И сделать что-то удивительное из простых геометрических фигур
А иногда педагоги затевают и такие интересные «проекты», как изготовление коллективного мозаичного панно. Только роль стёклышек здесь играют зёрнышки различных круп: рис, пшено, горох (зелёный и жёлтый), чечевица (тоже можно подобрать разных цветов), неочищенные семена подсолнуха.
Пришедшее к нам из Японии искусство оригами тоже неплохо даётся детям раннего дошкольного возраста. И развивают они не только моторику рук, но и память. Ведь если неправильно повторить последовательность сборки фигурки, то можно получить совсем другой результат. Поэтому раз от раза повторяя сгибы, малыш учится запоминать свои действия.
И коллективные и самые удачные из индивидуальных работ воспитатели вывешивают на стенды, чтобы родители могли посмотреть, чему научился их отпрыск. Хотя многие знания и умения дети с удовольствием демонстрируют и дома, конечно, если дать им краски, цветную бумагу или пластилин.
Основы письма и графические диктанты
Чем старше становится ребёнок, тем разнообразнее проходят Занятия в детском саду. Графические диктанты, например, помогают овладеть ручкой или карандашом, как средством письма. Педагог командует: «Проводим линию вверх, вправо, вниз, горизонтально, вертикально и т.п.». И если ребёнок всё сделает правильно, получится задуманный воспитателем рисунок. Такие диктанты помогают перейти к изучению начертания букв.
Кстати, и сами буквы дети тоже учат. В некоторых садах с ребятами занимаются чтением, и малыши из букв складывают слова, а из них – предложения. Однако учителя первых классов подметили, что уровень подготовки у выпускников детских садов бывает совершенно разным. Многие дети учатся чтению в семье.
Основы счёта тоже даются в садах по-разному. Иногда бывает даже разница от группы к группе в пределах одного и того же дошкольного учреждения – многое зависит от педагогического таланта воспитателя. В ряде садиков дети из подготовительных групп решают простые арифметические примеры и даже выполняют домашние задания. Как правило, в тех же учреждениях преподаётся и элементарная грамматика: ребята начинают писать печатные буквы.
Специализированные садики
Если родители хотят, чтобы ребёнок был развит и хорошо подготовлен к школе, им лучше пристроить чадо в гимназический сад. Только предварительно надо изучить отзывы родителей о таких учреждениях. Дело в том, что садик с усиленной подготовкой к школе может стоить дороже. И если ежемесячная плата за пользование услугами такого учреждения фиксирована, надо разузнать, насколько там большие «поборы» с родителей, которые легли на наши плечи ещё с 90-х годов. Кстати, и самые обычные садики тоже грешат «сбором оброка», и потому многие родители оставляют детей с дедушками и бабушками. Конечно, у прародителей ребёнок будет ухожен и сыт, однако он не приобретёт навыков жизни в коллективе. Что касается других специализированных садиков, куда попадают дети с плохим зрением или слухом, с неважной дикцией, то их услугами лучше воспользоваться, потому что там, как правило, оказывают действенную помощь. Однако, прежде чем получить направление в такие учреждения, ребёнок отчего-то должен пройти осмотр психиатра. Поэтому надо хорошо следить за отметками в медкарте и личном деле малыша, чтобы они не были потом расценены как намёк на слабоумие. Ведь ребёнку ещё только предстоит идти в общеобразовательную школу, а будет ли он туда принят с таким «багажом», это ещё вопрос. Поэтому и в такой ситуации крайне важно знать отзывы родителей.
Любой садик надо посетить, посмотреть работы его воспитанников, пообщаться с педагогами и, по возможности, с младшим персоналом. Тогда многое станет ясно, и вы для себя уясните, стоит ли становиться на очередь именно в это дошкольное учреждение или поискать другое.