Картотека игр по развитию звуковой культуры речи картотека по развитию речи (старшая группа) на тему


Дистанционное образование

Планирование работы по ЗКР в старшей группе (дети 5-6лет)

  1. Основные направления работы:
  • Формирование чистого и правильного произношения всех звуков родной речи
  • Развитие слухового восприятия, фонематического слуха
  • Развитие длительного ротового выдоха, речевого дыхания
  • Работа над интонационной выразительностью речи (высота и сила голоса,
  • словесное ударение, выработка дикции)
  • Развитие мелкой моторики
  • Работа над морфологическим рисунком слова
  1. Рекомендации по планированию работы по ЗКР:
  • Как элемент речевого развития в образовательных областях, проводится не реже 2х раз в неделю
  • В календарном плане работа по развитию ЗКР (дыхания, слухового внимания, интонации) учитывается ежедневно
  • Развитие мелкой моторики также осуществляется ежедневно
  • В планировании должна быть отражена индивидуальная работа, рекомендации учителя-логопеда по работе с детьми в зависимости от уровня сформированности у них речевых навыков

Дидактические игры и упражнения:

  • Игры для дифференциации звуков — 7г, с.60…, логопедическое лото, домино, «Волшебные кубики» (на звукоподражания и артикуляцию),
  • «Волшебный мешочек», «Звуковые часы», «Рыбалка» (7г, с. 28),
  • «Логический поезд», «Чей домик?» (7д,с.47),
  • «Кто быстрее соберёт вещи?» (7д, с. 49),
  • «Собери букет» (7д, с.52),
  • «Найди пару» (7д, с.53), «Магазин» (7д, с.50),
  • «Поезд» (7д, с. 61),
  • «Найди место картинке» (7г, с.29),
  • «Художники» (7в, с.99), «Чей рассказ лучше?» (7в, с.99),
  • «Я знаю 5 названий… »,
  • «Назови продукты» (76, с. 141),
  • «Угадай последнее слово» (дополнение стихотворений, фраз — 7е с,59),
  • «Кто больше увидит?» (нахождение на картине слов с заданным звуком),
  • «Кто вернее и быстрее?» (аналогично можно работать с любыми дифференцируемыми звуками) (7е, с.30),
  • «Кто больше вспомнит?» (подбор любых слов — все части речи — с заданным звуком), «Выдели из фраз нужные слова» (7в, с. 47),
  • «Кто больше услышим?» (выбор слов с заданным звуком из прослушанного текста), составление предложений по сюжетным картинкам, рассказов по сериям картинок, инсценировки сказок. Игры на дифференциацию звуков – 7г,с.60…
  1. Игры и игровые упражнения, используемые для развития общих речевых навыков:
  • Развитие слухового внимания, речевого и фонематического слуха:

Необходимо наличие в группе звучащих игрушек, муз. инструментов (молоточки, колокольчики, металлофон, бубен, дудочки, барабан, погремушки…), схем, звуковых линеек,… Вести работу по различению и воспроизведению близких звуков, серии звуков. Отрабатывать способность к воспроизведению серий звуков в различном темпе.

Дидактические игры на развитие слухового внимания:

  • «Повтори за мной» («Попугай», «Магнитофон»),
  • «Продавец и покупатель»(7г,с. 16),
  • «Телефон»(7 л, с.89,94),
  • «Кто что услышал?» (7г, с.15,16),
  • «Кто позвал?» (7г, с.22),
  • «Где звучит?» (7г,с 15),
  • «Жмурки» (со звучащими предметами, с голосом — 7г,с. 18),
  • «Чей голос?» (птицы и животные — 7г, с.21),
  • «Кто лучше слышит?» (7 л, с. 89),
  • «Эхо» (7 л, с. 89),
  • «Переполох», «Ветер и птицы», «Солнце и дождик» (7г, с. 19,20),
  • «Улитка» (7г, с.22),
  • «Лягушка» (7г, с.22), стихи, небылицы…

Дидактические игры на развитие фонематического слуха:

  • «Птички — синички», «Загадки слов» («Телевизор», «Как их зовут?» — 7д, с.59,60),«Прятки слов», «Цепочки слов» (7д, с.44), «Следы слова», ребусы, «Новогодние флажки» (7е, с. 15)), «Эстафета слов»(7е), «С какого звука начинается твоё имя?», «Собери пирамидку» (7е, с. 14), «Найди ошибку и назови слово правильно» (76, с. 151), «Какой звук пропал в слове?» (76, с. 150), «Волшебный коврик», «Рифмушки» (настольно-печатная и устный вариант),… +д/и из пункта №3
  • Развитие артикуляторного аппарата:

Необходимо наличие:

  • картотеки игр и упражнений для артикуляторной гимнастики (7ж, 7з,7г)
  • сказки о « Весёлом язычке»
  • Желательно, чтобы у воспитателя был материал, содержащий описание уклада органов артикуляции при произношении изучаемых звуков (7л, 7з)
  • Развитие длительного выдоха, речевого дыхания:

В группе должны быть игры и игровой материал для развития длительного плавного выдоха (пособия из папиросной бумаги, листики, снежинки, игрушки-подвески, вертушки, лёгкие игрушки на поддувание, надувные игрушки, воздушные шарики, мыльные пузыри, кусочки ваты, дудочки,…) Необходимо сделать картотеку игр и упражнений на дыхание.

Дидактические игры для выработки длительного выдоха:

  • «Футболисты»,
  • «Чья снежинка,… дальше полетит?» (7г, с.40),
  • «Чей пароход лучше гудит?» (7г, с. 40),
  • «Узнай по запаху» (любые ароматы — 7г, с. 40),
  • «Король ветров», «
  • Бульканье» (дуть в воду через соломинку),
  • «Кто сильнее?» (сдувать лёгкий шарф… – 7 л,с87),
  • «Пузырь.» (дифференциация С — Ш — 7г, с.42), «Вьюга» («Гудок» — 7г, с. 51)

Дидактические игры для развития речевого дыхания:

  • «Придумай фразу» (7г, е.44),
  • «Назови соседей» (7г, с.44),
  • «Эхо» (повторить фразу),
  • «Волшебное зеркало» (7г, с.45),
  • «Определи место игрушки» (7г, с.49),
  • «Кто кого?» (7г, с.52)
  • Работа над выразительностью речи:(темп, ритм, словесное и логическое ударение, дикция…):

Отработка произношения скороговорок, чистоговорок, стихов.

Игры-драматизации, хороводные игры. «Произнеси фразу с … настроением», «Выдели голосом слово во фразе», «Твоё настроение», «Секрет», «Испорченный телефон», «Кот и мыши» (дети вынуждены говорить медленно), «Вьюга» (7г, с.51)

  1. Развитие мелкой моторики:

В группе необходимо иметь:

  • картотеку пальчиковых игр, речь с движением
  • различные мозаики с мелкими деталями, конструкторы, бусы из мелких бусин,.
  • пособия на плетение косичек, застегивание пуговиц, шнуровки
  • пособия на штриховку, трафареты, лабиринты, печати, «Выложи узор из палочек», …

Дидактические игры на развитие мелкой моторики:

  • «Пианино», «Волшебный мешочек», «Найди пару» (пуговицы или другая парная мелочь),
  • «Сухой пальчиковый бассейн» (7и, с.74),
  • «Прищепки» (7и, с.67),
  • «Составь цепочку (скрепки)»,
  • «Пальчиковый театр»,
  • «Теневой театр»,
  • «Фанты»,
  • «Рисуем ножницами» (7и, с.69,75),
  • «Вышивалыцицы» (7и, с.70), «Найди сюрприз» (7и, с.66),
  • «Пёстрый коврик»
  1. Организация уголка ЗКР:
  • Для уголка необходимо выделить определённое место, где должны быть собраны:
  • систематизированные речевой и наглядный материал
  • картотеки игр и упр. на развитие мелкой моторики
  • картотеки игр и упр. на развитие дыхания
  • картотеки артикуляционных упражнений
  • картотеки игр и упр. на развитие дыхания
  • картотеки игр и упр. на развитие слухового и речевого внимания
  • картотека речевого материала для работы с изучаемыми звуками
  • Материал на развитие мелкой моторики должен быть доступен детям (кроме очень мелких деталей)
  • Уголок пополняется ежемесячно:
  • речевой и наглядный материал согласно планировать
  • материал на развитие общих речевых навыков и мелкой моторики согласно данным рекомендациям на усмотрение воспитателя
  • любая д/и для работы со звуками и для развития общих речевых навыков
  1. Рекомендуемая литература:
  • а. Ефименкова Л.И. «Формирование речи у дошкольников»
  • б. Максаков А.И. «Правильно ли говорит Ваш ребёнок»
  • в. Максаков А.И., Тумакова Г.А. «Учите, играя»
  • г. Ред. Селивёрстов В.И. «Игры в логопедической работе с детьми»
  • д. Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи»
  • е. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Д/и на уроках русского языка в 1-4 кл. вспом. шк.»
  • ж. «Тру-ля-ля» из серии «Карапуз»
  • з. Буденная Т. В. «Логопедическая гимнастика»
  • и. Галанов А.С.«Психическое и физическое развитие ребёнка от 3 до 5 лет»
  • к. Бородич А.М. «Методика развития речи детей»
  • л. Хватцев М.Е «Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста»
  • м. Ред. Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи в датском саду»
  • н. Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в старшей группе»

Учитель-логопед
МикушинаЕ.С, высшая квалификационная категория

Методическая копилка
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]