Занятия с элементами психогимнастики для детей 3-4 летматериал по развитию речи (младшая группа) на тему


Вход

Программа рассчитана на 3 года, возраст — 3-6 лет.

Пояснительная записка

Дошкольное детство — период познания мира человеческих отношений ребенок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками.

Дошкольное детство – период творчества. Ребенок творчески осваивает речь, у него появляется творческое воображение. У дошкольника своя, особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений.

В дошкольном детстве появляется сложность представлений о жизненном мире, определяемая соподчинением мотивов. Происходит дифференциация линий онтогенеза, ведущих к тому или иному типу представлений жизненного мира; формируются устойчивые (надситуативные) мотивы и начинает складываться направленность личности. У большинства детей проявляется значимость представлений о сложности и трудности мира.

В дошкольном возрасте в современных социальных условиях появляется много случаев детей с диагнозами: ОНР и дизартрия, нарушениями: билингвизма. Это может влиять на психическое развитие детей, в интеллектуальной, эмоциональной сфере и поведенческой сферах.

А также встречаются дети инофоны – это нарушение речи при восприятии иноязычного языка, которое в свою очередь влияет на психическое развитие детей в интеллектуальном развитии и в эмоциональной сфере.

Мигранты, в свою очередь, дома разговаривают на своем родном языке, а приходя в общеобразовательный детский сад, они должны разговаривать на русском языке. И, в связи с тем, что родители мигрантов разговаривают в основном на своем родном языке и дети не понимают русского языка, это, в свою очередь, влияет на психическое развитие детей.

Нарушениями же, расстройствами, пороками, дефектами или недостатками словесной речи (термины однозначны) называются всевозможные отклонения от нормы, т.е. от общепринятого в данном языке типизированного в данном языке проявления или восприятия ее (стандартная речь), начиная с нарушений отдельных компонентов слова и кончая полным отсутствием возможности словесного общения (немота).

В значительно меньшей степени речевые нарушения обусловлены болезнями органического или функционального характера. В большинстве таких случаев, как правило, болезненный процесс завершился (например, при глухонемоте, афазии, алалии, дизартрии и т.д.), обусловив некоторые особенности психофизического развития в дальнейшем, поддерживаемые иногда остаточными явлениями (головные боли, судороги и т.п.)

В большей степени, в основании нарушений психического развития является педагогическая запущенность и детско-родительские отношения.

Комплексная психолого-педагогическая задача дошкольного обучения состоит в том, чтобы обеспечить усвоение не только совокупности конкретных знаний по дошкольным дисциплинам, но и сформировать у воспитанников представления об обобщенных приемах и способах выполнения различных действий, что, в свою очередь, обеспечит усвоение конкретного предметно-учебного содержания. ( Эльконин Д. Б. Психология игры. — М., 1978.)

В последнее время воспитатели отмечают увеличение числа детей с трудностями в усвоении нового материала, создаваемыми недостаточным уровнем их познавательного и личностного развития. Поэтому оказание действенной психологической помощи в развитии детей дошкольного возраста в настоящее время становится особенно актуальной задачей. ( В.В.Лебединский. Нарушение психического развития в детском возрасте.)

В нашем детском саду была проведена диагностика психического развития у детей в возрасте 3-4 лет и 5-6-ти лет, направленная на выявление уровня развития логического мышления, внимания, памяти, воображения и моторики. После чего уже проводятся коррекционно – развивающие занятия.

Результаты диагностики показали, что у детей с нарушениями речи есть нарушения в познавательной деятельности.

Коррекционно -развивающие занятия проводятся повторно связи с тем, что не актуален уровень развития познавательной деятельности, т. е. зона ближнего развития. На повторном проведении занятий дети уже сами участвуют в игровой деятельности при минимальной поддержке ведущего. Поэтому коррекционно-развивающие занятия осуществляются повторно проведенным из зоны ближнего развития в актуальный уровень (Выготский Л.С).

Теоретические основы программы

Программа построена на реализации принципа системной дифференциации, являющегося ведущим механизмом психического развития.(Эльконин Д.Б., Лебединский В.Д.)

Цель: формирование психологических когнитивных структур детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения, посредством специально организованной деятельности.

Задачи программы:

  • способствовать формированию наглядно-образного мышления;
  • формированию предпосылок овладения учебной деятельностью;
  • развитию речевой деятельности ребенка;
  • развитию произвольности психической деятельности и поведения;
  • расширению сферы самосознания и повышение уверенности в своих возможностях;
  • развитию моторных функций.

Направленность и уровень программы

Представленная коррекционно-развивающая программа направлена на профилактику проявлений различных форм дошкольной дезаптации и на создание предпосылок для успешного овладения программным материалом.

Адресат: дети дошкольного возраста, имеющие речевые нарушения.

Апробация

Данная программа разработана и прошла апробацию в течении 2-х лет на базе ГОУ детский сад №659.

Показания к применению

Предлагаемый комплекс упражнений рассчитан на детей, имеющих речевые нарушения, посещающих детский сад и имеющих низкий для своего возраста уровень психофизического развития. А именно, для детей с недостаточным развитием функций когнитивной сферы или с нарушением познавательной деятельности. Данную программу можно применять для общего развития 3-4 и 5-6 лет.

Общение и взаимодействие детей во время игр своей деятельности, способствует развитию познавательной сферы и раскрытию их собственных возможностей, и расширяет социальный опыт ребенка.

Содержание программы

Данная программа представляет собой концептуально обусловленный выстроенный комплекс упражнений, рассчитанный на детей дошкольного возраста. В адаптированный вариант вошли традиционные приемы работы с детьми:игры,письменные и устные задания. Упражнения не имеют жесткой привязки друг к другу, в связи с чем программа может корректироваться по ходу работы. Планирование занятий может предусматривать вероятность смены тем и заданий в зависимости от актуального состояния детей.

Длительность программы

Программа рассчитана на детей 3-4 лет 24 занятия, а для детей 5-6 лет на 36 занятий.

Количество занятий в неделю:по два раза в неделю с детьми в возрасте 3-4 лет, а с детьми в возрасте 5-6 лет три раза в неделю.

Оптимальной групповой формой работы является занятие в группе 4-8 человек.

Условия реализации программы

Основой для успешной развивающей работы по программе является регулярное проведение и посещение детьми занятий, учет индивидуальных особенностей, выявление на первичных этапах диагностики психического развития и личностной сферы, физическое здоровье детей. При проведении занятий важно, чтобы дети понимали инструкцию. Следует предоставлять детям больше самостоятельности, ведущий должен лишь направлять и объяснить. Важно совместное обсуждение ответов детей. Занятия проводятся в группах по 4-8 человек.

Способы взаимодействия специалистов

Занятия могут проводиться педагогом-психологом, имеющим опыт работы с детьми 4-5 лет 5-6 лет. Кроме того, по основным положениям нейропсихологии (Выготский Л.С., Лурия А.Р.), необходима совместная деятельность психолога с логопедом. Плодотворным в работе психолога и логопеда оказывается факторный, синдромный подход в анализе отклонений формирования и развития высших психических функций, среди которых , разумеется, находится и речь.

Результаты реализации программы

Развитие наглядно-образного мышления формирование предпосылок овладения учебной деятельностью (см. задачи программы).

Список литературы:

Д.Б.Эльконин. Психология игры. — М., 1978

В.В.Лебединский. Нарушение психического развития в детском возрасте. – М.,1998

О.В. Узорова, Е.А. Нефедорова. Пальчиковая гимнастика.- М.,2002

Ю.В.Останкова. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школьному обучению. –Волгоград.,2008

О.М.Дьяченко. Развитие воображения дошкольника. – Москва 1996

Л.В.Черемошкина. Развитие памяти детей. – Ярославль 1997

Е.В.Колесникова. Математика для детей 4-5 лет. – М.,2007

Л.С.Волкова, С.Н.Шаховский. Логопедия. – Москва 2002

Б.П.Пузанова, С.С.Степанов, Дефектология справочник-словарь. – Москва 2007

Тематический план для детей в возрасте 3-4 лет (15 минут занятие)

№ занятия Цель занятия Часы
С 1 по 10 занятие Коррекция устойчивости внимания 150 минут (2.5 часа)
С 11 по 17 занятие Коррекция памяти 105 минут (1.75 часа)
С 18 по 24 занятие Коррекция логического мышления 105 минут (1.75 часа)
Итого :24 занятия 360 минут

Тематический план для детей в возрасте от 5-6 лет (25 минут)

№ занятия Цель занятия Часы
С 1 по 12 занятие Коррекция устойчивости внимания 300 минут (5 часов)
С 13 по 19 занятие Коррекция памяти и воображения 200 минут (3.3 часа)
С 20 по 27 занятие Коррекция логического мышления и воображения 175 минут (2.9 часа)
С 28 по 36 занятие Развитие причинно-следственных и пространственно временных связей 200 минут (3.3 часа)
Итого:36 занятий 875 минут (14.5 часа)

Структура занятия:

  1. пальчиковая гимнастика;
  2. работа по теме;
  3. физкультминутка;
  4. закрепление пройденного материала;
  5. подведение итогов занятия.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]