Вход
Программа рассчитана на 3 года, возраст — 3-6 лет.
Пояснительная записка
Дошкольное детство — период познания мира человеческих отношений ребенок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками.
Дошкольное детство – период творчества. Ребенок творчески осваивает речь, у него появляется творческое воображение. У дошкольника своя, особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений.
В дошкольном детстве появляется сложность представлений о жизненном мире, определяемая соподчинением мотивов. Происходит дифференциация линий онтогенеза, ведущих к тому или иному типу представлений жизненного мира; формируются устойчивые (надситуативные) мотивы и начинает складываться направленность личности. У большинства детей проявляется значимость представлений о сложности и трудности мира.
В дошкольном возрасте в современных социальных условиях появляется много случаев детей с диагнозами: ОНР и дизартрия, нарушениями: билингвизма. Это может влиять на психическое развитие детей, в интеллектуальной, эмоциональной сфере и поведенческой сферах.
А также встречаются дети инофоны – это нарушение речи при восприятии иноязычного языка, которое в свою очередь влияет на психическое развитие детей в интеллектуальном развитии и в эмоциональной сфере.
Мигранты, в свою очередь, дома разговаривают на своем родном языке, а приходя в общеобразовательный детский сад, они должны разговаривать на русском языке. И, в связи с тем, что родители мигрантов разговаривают в основном на своем родном языке и дети не понимают русского языка, это, в свою очередь, влияет на психическое развитие детей.
Нарушениями же, расстройствами, пороками, дефектами или недостатками словесной речи (термины однозначны) называются всевозможные отклонения от нормы, т.е. от общепринятого в данном языке типизированного в данном языке проявления или восприятия ее (стандартная речь), начиная с нарушений отдельных компонентов слова и кончая полным отсутствием возможности словесного общения (немота).
В значительно меньшей степени речевые нарушения обусловлены болезнями органического или функционального характера. В большинстве таких случаев, как правило, болезненный процесс завершился (например, при глухонемоте, афазии, алалии, дизартрии и т.д.), обусловив некоторые особенности психофизического развития в дальнейшем, поддерживаемые иногда остаточными явлениями (головные боли, судороги и т.п.)
В большей степени, в основании нарушений психического развития является педагогическая запущенность и детско-родительские отношения.
Комплексная психолого-педагогическая задача дошкольного обучения состоит в том, чтобы обеспечить усвоение не только совокупности конкретных знаний по дошкольным дисциплинам, но и сформировать у воспитанников представления об обобщенных приемах и способах выполнения различных действий, что, в свою очередь, обеспечит усвоение конкретного предметно-учебного содержания. ( Эльконин Д. Б. Психология игры. — М., 1978.)
В последнее время воспитатели отмечают увеличение числа детей с трудностями в усвоении нового материала, создаваемыми недостаточным уровнем их познавательного и личностного развития. Поэтому оказание действенной психологической помощи в развитии детей дошкольного возраста в настоящее время становится особенно актуальной задачей. ( В.В.Лебединский. Нарушение психического развития в детском возрасте.)
В нашем детском саду была проведена диагностика психического развития у детей в возрасте 3-4 лет и 5-6-ти лет, направленная на выявление уровня развития логического мышления, внимания, памяти, воображения и моторики. После чего уже проводятся коррекционно – развивающие занятия.
Результаты диагностики показали, что у детей с нарушениями речи есть нарушения в познавательной деятельности.
Коррекционно -развивающие занятия проводятся повторно связи с тем, что не актуален уровень развития познавательной деятельности, т. е. зона ближнего развития. На повторном проведении занятий дети уже сами участвуют в игровой деятельности при минимальной поддержке ведущего. Поэтому коррекционно-развивающие занятия осуществляются повторно проведенным из зоны ближнего развития в актуальный уровень (Выготский Л.С).
Теоретические основы программы
Программа построена на реализации принципа системной дифференциации, являющегося ведущим механизмом психического развития.(Эльконин Д.Б., Лебединский В.Д.)
Цель: формирование психологических когнитивных структур детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения, посредством специально организованной деятельности.
Задачи программы:
- способствовать формированию наглядно-образного мышления;
- формированию предпосылок овладения учебной деятельностью;
- развитию речевой деятельности ребенка;
- развитию произвольности психической деятельности и поведения;
- расширению сферы самосознания и повышение уверенности в своих возможностях;
- развитию моторных функций.
Направленность и уровень программы
Представленная коррекционно-развивающая программа направлена на профилактику проявлений различных форм дошкольной дезаптации и на создание предпосылок для успешного овладения программным материалом.
Адресат: дети дошкольного возраста, имеющие речевые нарушения.
Апробация
Данная программа разработана и прошла апробацию в течении 2-х лет на базе ГОУ детский сад №659.
Показания к применению
Предлагаемый комплекс упражнений рассчитан на детей, имеющих речевые нарушения, посещающих детский сад и имеющих низкий для своего возраста уровень психофизического развития. А именно, для детей с недостаточным развитием функций когнитивной сферы или с нарушением познавательной деятельности. Данную программу можно применять для общего развития 3-4 и 5-6 лет.
Общение и взаимодействие детей во время игр своей деятельности, способствует развитию познавательной сферы и раскрытию их собственных возможностей, и расширяет социальный опыт ребенка.
Содержание программы
Данная программа представляет собой концептуально обусловленный выстроенный комплекс упражнений, рассчитанный на детей дошкольного возраста. В адаптированный вариант вошли традиционные приемы работы с детьми:игры,письменные и устные задания. Упражнения не имеют жесткой привязки друг к другу, в связи с чем программа может корректироваться по ходу работы. Планирование занятий может предусматривать вероятность смены тем и заданий в зависимости от актуального состояния детей.
Длительность программы
Программа рассчитана на детей 3-4 лет 24 занятия, а для детей 5-6 лет на 36 занятий.
Количество занятий в неделю:по два раза в неделю с детьми в возрасте 3-4 лет, а с детьми в возрасте 5-6 лет три раза в неделю.
Оптимальной групповой формой работы является занятие в группе 4-8 человек.
Условия реализации программы
Основой для успешной развивающей работы по программе является регулярное проведение и посещение детьми занятий, учет индивидуальных особенностей, выявление на первичных этапах диагностики психического развития и личностной сферы, физическое здоровье детей. При проведении занятий важно, чтобы дети понимали инструкцию. Следует предоставлять детям больше самостоятельности, ведущий должен лишь направлять и объяснить. Важно совместное обсуждение ответов детей. Занятия проводятся в группах по 4-8 человек.
Способы взаимодействия специалистов
Занятия могут проводиться педагогом-психологом, имеющим опыт работы с детьми 4-5 лет 5-6 лет. Кроме того, по основным положениям нейропсихологии (Выготский Л.С., Лурия А.Р.), необходима совместная деятельность психолога с логопедом. Плодотворным в работе психолога и логопеда оказывается факторный, синдромный подход в анализе отклонений формирования и развития высших психических функций, среди которых , разумеется, находится и речь.
Результаты реализации программы
Развитие наглядно-образного мышления формирование предпосылок овладения учебной деятельностью (см. задачи программы).
Список литературы:
Д.Б.Эльконин. Психология игры. — М., 1978
В.В.Лебединский. Нарушение психического развития в детском возрасте. – М.,1998
О.В. Узорова, Е.А. Нефедорова. Пальчиковая гимнастика.- М.,2002
Ю.В.Останкова. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школьному обучению. –Волгоград.,2008
О.М.Дьяченко. Развитие воображения дошкольника. – Москва 1996
Л.В.Черемошкина. Развитие памяти детей. – Ярославль 1997
Е.В.Колесникова. Математика для детей 4-5 лет. – М.,2007
Л.С.Волкова, С.Н.Шаховский. Логопедия. – Москва 2002
Б.П.Пузанова, С.С.Степанов, Дефектология справочник-словарь. – Москва 2007
Тематический план для детей в возрасте 3-4 лет (15 минут занятие)
№ занятия | Цель занятия | Часы |
С 1 по 10 занятие | Коррекция устойчивости внимания | 150 минут (2.5 часа) |
С 11 по 17 занятие | Коррекция памяти | 105 минут (1.75 часа) |
С 18 по 24 занятие | Коррекция логического мышления | 105 минут (1.75 часа) |
Итого :24 занятия | 360 минут |
Тематический план для детей в возрасте от 5-6 лет (25 минут)
№ занятия | Цель занятия | Часы |
С 1 по 12 занятие | Коррекция устойчивости внимания | 300 минут (5 часов) |
С 13 по 19 занятие | Коррекция памяти и воображения | 200 минут (3.3 часа) |
С 20 по 27 занятие | Коррекция логического мышления и воображения | 175 минут (2.9 часа) |
С 28 по 36 занятие | Развитие причинно-следственных и пространственно временных связей | 200 минут (3.3 часа) |
Итого:36 занятий | 875 минут (14.5 часа) |
Структура занятия:
- пальчиковая гимнастика;
- работа по теме;
- физкультминутка;
- закрепление пройденного материала;
- подведение итогов занятия.