ПРОЕКТ. Новые подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников


Проект по взаимодействию воспитателя с родителями

Педагогический проект 3 группы «Взаимодействие ДОУ с родителями».

Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к окружающей жизни. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому. Способствовать гармонизации детско-родительских взаимоотношений.

Участники проекта:

дети средней группы, родители, педагоги группы.
Цель:
формировать у детей понятие «семья».

Задачи:

Формировать у детей представления о семье, профессии родителей. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада. Развивать коммуникативные навыки детей. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

Предполагаемые итоги реализации проекта.

1. Знание детьми информации о своей семье, о членах семьи, традициях.

2. Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.

3. Умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.

4. Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.

Разработка проекта.

1. Донести до участников проекта важность данной темы.

2. Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты, для игровой, театрализованной деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме «Семья».

3. Подобрать материал для продуктивной деятельности.

4. Составить перспективный план мероприятий.

Актуальность:

Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания, со всем многообразием отношений между ее членами, богатством и непосредственностью чувств, обилием форм их проявления – всем тем, что создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.

Ребенок подрастает и поступает в детский сад. Теперь в его окружении появляются новые люди: взрослые и дети. И от того, как встретят ребенка взрослые, новые для него люди, от их стараний и усилий зависит эмоциональный комфорт и защищенность малыша, его своевременное развитие, умение общаться со сверстниками и взрослыми. Как бы ни были хороши педагогические методики образовательного учреждения, решающим фактором становления личности является семья. Ценностные установки и атмосфера семьи, ее традиции. В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходят в прошлое традиционное семейное воспитание. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Культура взаимоотношений становятся почвой для созревания личности и основой ее жизненных ориентиров. А родители должны стать активными и равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса. Ознакомление детей с понятием «семья невозможна без поддержки самой семьи».

Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Мы часто сталкиваемся с позицией самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания детей. Определенная часть родителей, занятая повседневными житейскими заботами, воспринимает дошкольный период как время, не требующее от них особых воспитательных усилий, и такие родители перекладывают дело воспитание на дошкольное образовательное учреждение, а дома передоверяют ребенка телевизору, игрушкам-монстрам, компьютеру. Рассуждая при этом таким образом: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы было занято».

С другой стороны, сами сотрудники дошкольных учреждений берут на себя все заботы о воспитании и обучении детей, забывая, что и родители должны проявлять заинтересованность в общении с педагогическим коллективом учреждения. Наш проект

– прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях.

Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе совершенно необходимо для их собственного ребенка. Таким образом, анализ состояния данной проблемы взаимодействия специалистов ДОУ с родителями и определили актуальность темы проекта: «Организация методической работы ДОУ и семьи».

Теоретические основы организации работы с семьей в современных ДОУ.

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.

Уникальные воспитательные возможности семьи определяются и в том, что родители лучше, чем кто-либо другой, знают своих детей, их обязанности, своеобразие интересов. Возможностей и психологических проявлений.

На протяжении всей своей жизни человек испытывает воздействие семейного воспитания, хотя на разных этапах жизни это влияние неодинаково. Огромные воспитательные возможности семьи – это объективный фактор.

Задача заключается в том, чтобы он максимально был реализован в процессе формирования гармонически развитой личности. Одним из условий позитивного воспитывающего воздействия семьи на детей является забота о здоровых нравственно-эмоциональных взаимоотношениях супругов. Учеными установлено, что здоровая семейная обстановка весьма положительно влияет на воспитание чуткости, честности, правдивости, организованности, трудолюбия, морально-волевых качеств. Семья с согласованными супружескими отношениями дает пример высокой нравственности, пример, который впитывается и реализуется в собственном поведении ребенка, юноши, взрослого. Исследования убедительно свидетельствуют, что благоприятный семейный климат стимулирует развитие разнообразных социально-значимых интересов и потребностей, альтруистических чувств, укрепляет оптимистический взгляд на жизнь, веру ребенка в свои силы, возможности и способности. В семье с гармоническими отношениями чрезвычайно высок авторитет родителей, утверждается, как правило, демократический стиль взаимоотношений, ребенок ощущает себя полноценным членом семейного коллектива, и содействует его личностному и творческому развитию.

Следует отметить, что материнское воспитание всегда вызывало неутолимый интерес многих крупнейших исследователей, как колоссальный социально-педагогический феномен. Великий чешский педагог Я.Каменский обосновал идею материнской школы, опираясь именно на опыт семейного воспитания. Знаменитый швейцарский педагог И.Г.Песталоцци свою книгу для матерей создал, привлекая опыт швейцарского женского воспитания. К.Д.Ушинский высоко оценивал действенность женских подходов в семейном воспитании. «Следует отметить, — писал В.А.Сухомлинский, — что семья, родители являются той воспитательной школой, которую не может заменить никакой воспитатель».

Воспитательная сила личного примера родителей обусловлена психологическими особенностями детей дошкольного возраста: подражательностью и конкретностью мышления. Дети безотчетно склонны подражать и хорошему, и плохому, больше следовать примерам, чем нравоучениям. Поэтому так важен требовательный контроль родителей за своим поведением, которое должно служить детям образцом для подражания.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество — это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Главный момент в контексте «семья — дошкольное учреждение» — личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.

Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Результаты зарубежных и отечественных исследований позволяют охарактеризовать, из чего складывается открытость дошкольного учреждения, включающая «открытость внутрь» и «открытость наружу».

Придать дошкольному учреждению «открытость внутрь» значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д.

«Открытость детского сада внутрь» — это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию, поход в ближайший лес, на речку, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи — чему-то научат детей.

Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего — дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое — они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

Таким образом, можно говорить о реальном дополнении семейного и общественного воспитания.

«Открытость детского сада наружу» означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами, как-то: общеобразовательная школа, спортивный комплекс, библиотека и др.

Так, на базе библиотеки проводится «Книжкин праздник», в котором принимают участие старшие воспитанники детского сада; ученики школы дают концерт в детском саду; дети, сотрудники и родители вовлекаются в наслежные мероприятия. Например, на праздниках выступает хор детей, сотрудников, родителей дошкольного учреждения. Дошкольное учреждение представляет на выставках детского творчества работы своих воспитанников.

Содержание работы детского сада в микросоциуме может быть весьма разнообразным, во многом определяется его спецификой. Ее несомненная ценность — в упрочении связи с семьей, расширении социального опыта детей, инициировании активности и творчества сотрудников детского сада, что в свою очередь работает на авторитет дошкольного учреждения, общественного воспитания в целом.

При проведении этой большой и ответственной работы учитываются проблемы, выдвигаемые перед обществом самой жизнью:

— малочисленность семьи, воспитание в ней одного ребенка;

— отдельное проживание молодых супругов и отсюда — утрачивание семейных традиций, затрудненность передачи опыта семейного воспитания, специфика влияния неполной семьи на ребенка;

— дефицит общения родителей с детьми в связи с большой занятостью родителей, продолжением учения молодых родителей;

— поглощение духовных интеллектуальных запасов так называемым «вещизмом».

Правильное педагогическое руководство семейным воспитанием возможно при условии комплексного подхода к воспитанию, обеспечение координации усилий по всем направлениям воспитания — идейно-политического, трудового, нравственного, эстетического, физического.

Налаживание с родителями доброжелательных контактов происходит легче, если педагог строит общение целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее продумывает не только содержание беседы, но и ее ход, возможные варианты и неожиданные повороты. Давая советы, стремясь, если это необходимо, внести коррективы в воспитательные воздействия родителей на ребенка, нужно помнить, что прямое нетактичное вмешательство во внутренние дела семьи может вызвать как протест и нанести трудно поправимый вред. Ведь каждый родитель воспитывает своих детей так, как считает нужным, исходя из своих знаний, умений, чувств и убеждений.

Большая социальная значимость целенаправленного общения с семьей заключается в том, что направляя по нужному руслу воздействие родителей на детей, педагог влияет и на перестройку внутрисемейных отношений, способствует совершенствованию личности самих родителей, тем самым повышает уровень общей культуры населения.

Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку. Доверие же родителей к педагогу основывается на уважении к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспитания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость).

В условиях открытого детского сада родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с детьми и т.д. Но родители, наблюдая жизнь детского сада «изнутри», начинают понимать объективность многих трудностей (мало игрушек, тесная умывальная комната и др.), и тогда вместо претензий к педагогу у них возникает желание помочь, принять участие в улучшении условий воспитания в группе. А это — первые ростки сотрудничества. Познакомившись с реальным педагогическим процессом в группе, родители заимствуют наиболее удачные приемы педагога, обогащают содержание домашнего воспитания. Наиболее важным результатом свободного посещения родителями дошкольного учреждения является то, что они изучают своего ребенка в непривычной для них обстановке, подмечают, как он общается, занимается, как к нему относятся сверстники.

Взаимодействие в малой группе родителей, имеющих сходные проблемы домашнего воспитания, называется дифференцированным подходом.

Есть еще одна линия воздействия на семью — через ребенка. Если жизнь в группе интересная, содержательная, ребенку эмоционально комфортно, он обязательно поделится своими впечатлениями с домочадцами. Например, в группе ведется подготовка к празднику, дети готовят угощения, подарки, придумывают сценки, поздравления-пожелания и т.д. При этом обязательно кто-то из родителей расспросит педагога о предстоящих развлечениях, предложит свою помощь.

Из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада с семьей следует отметить вечера отдыха с участием педагогов, родителей, детей; спортивные развлечения, посиделки, подготовки спектаклей, собрания в форме «Давайте знакомиться», «Порадуем друг друга» и др. Во многих дошкольных учреждениях проводятся «День добрых дел», вечера вопросов и ответов.

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей — установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через:

— приобщение родителей к педагогическому процессу;

— расширении сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;

— пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;

— создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;

— информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;

— разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;

— объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;

— проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;

— уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Итак, отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь и наружу.

В настоящее время проблема семьи и ее роли в воспроизводстве, в воспитании новых поколений приобрела особую актуальность. Говоря о семейном воспитании, следует в первую очередь отметить его непрерывность, продолжительность, разносторонность. Действительно, человек связан с семьей и подвергается ее воздействию – в разных формах и с разной интенсивностью – со дня рождения до конца своей жизни. Специфичность объективного воздействия семьи на ребенка определяет и своеобразие процесса семейного воспитания как осознанной, целенаправленной педагогической деятельности родителей.

Преимущества, которыми в отличие от воспитателей обладают родители, заключается в том, что последние имеют гораздо большие возможности для индивидуального подхода к ребенку, учета его возрастных и личностных особенностей, постепенного приобщения к трудовой деятельности.

Семья и дошкольные учреждения — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе невозможно.

Выполнение проекта.

Раздел программы. Формы и методы работы
Социализация Сюжетно-ролевые игры «Семья», «День рожденья», «Магазин», «Больница». Дидактические игры «Кем быть», «Кому что нужно для работы», «Чьи детки?» Игры-драматизации по сказкам «Красная Шапочка», «Репка». Инсценировки «Три мамы», «Сказка для мамочки». Строительные игры «Мебель для дома».
Познание Тематические занятия «Права и обязанности в семье», «Моё имя». Знакомство с профессиями родителей. Классификация (мебель, посуда, бытовая техника, продукты питания). Создание альбомов «Моя семья», «Наша группа».
Коммуникация Составление творческих рассказов на тему «Моя семья», «Мой домашний любимец», «Как я помогаю дома».

Чтение художественной литературы на тему «Семья»: сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди», «Кукушка». Пословицы и поговорки о семье. Беседы на тему «Кем работают мои родители».

Художественное творчество Рисование на темы «Моя семья», «Мамин портрет», «Мой дом». Изготовление подарков для мам, приглашений, открыток для членов семьи. Фотовыставка «Семейные увлечения».
Работа с родителями Встречи с интересными людьми: Рассказы родителей о своей профессии. Проект «Счастливый выходной день». Консультация «Мама, папа, я – счастливая семья или незабываемый выходной». Выпуск газеты к дню Матери. Мир семейных увлечений: создание коллекций тканей, фантиков, пуговиц, значков, открыток.

ВЗАИМОСВЯЗЬ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ.

«Чтение художественной литературы», «Познание (ФЦКМ)», «Коммуникация», «Художественное творчество (рисование)», «Художественное творчество (ПИ и ПД)».

Художественная литература:

-Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения.

— Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.

— Объяснить поступки персонажей и последствие этих поступков.

ПОЗНАНИЕ:

— Понимать роль взрослых и детей в семье.

— Взывать у ребёнка радость и гордость за то, что у него есть семья.

— Обеспечить развитие умения называть членов соей семьи

— Воспитывать культуру поведения.

— Обогатить знания о своей семье.

— Развивать добрые, нежные чувства к своим родным людям

КОММУНИКАЦИЯ

— Формировать у детей доброе отношение к своим родителям.

— Обеспечить умение детей рассказывать небольшие истории из личного опыта.

— Продолжать работу над развитием связной речи.

-Обеспечить умение отвечать на вопросы.

-Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.

-Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО:

— Формирование устойчивого интереса к изо деятельности.

— Упражнять передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы.

-Упражнять создавать несложные сюжетные композиции.

— Развивать чувство форм и композиции.

— Вызывать радость от созданного детьми изображения.

— Формировать навыки аккуратной работы

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО:

— Развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу.

— Продолжать обучать обыгрывать постройки, объединять их по сюжету: дорожка и дома – улица и тд.

— Сооружать новые постройки, используя раннее полученные знания.

— Совершенствовать конструктивные умения.

В процессе реализации проекта проводятся тематические занятия. В помощь родителям вставляются папки передвижки, даются консультации, домашние задания для детей и родителей по определённой тематике: сбор материала для выпуска семейных газет и групповой, фотоальбомов, составление рассказов о семье. Общение с детьми в свободное от занятий время (беседы).

Презентация проекта.

1.Досуг «Вечер дружной семьи».

2.Выставка проектов «Счастливый выходной день».

3.

Анкетирование родителей.

4.Выставка рисунков «Моя семья».

Заключение.

Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей в школу.

В настоящее время необходимость общественного дошкольного воспитания не вызывает ни у кого сомнений. В последние годы к дошкольным учреждениям предъявляются повышенные требования.

Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада) и наружу (сотрудничество ДОУ с расположенными на его территории социальными институтами: школами, библиотеками и т.д.).

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей

установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Опыт работы с родителями показал, что позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники различных мероприятий. Папы и мамы ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Большинство родителей начали целенаправленно заниматься проблемами воспитания дошкольников. Их интересуют проблемы патриотического, нравственного и эстетического воспитание детей, их культура поведения, приобщение детей к культурным ценностям.

Таким образом, использование разных форм и методов взаимодействия дошкольного учреждения с семьей способствует повышению эффективности работы с родителями. По окончании проекта провели:

1. Досуг « Вечер дружной семьи» для детей и родителей.

2.Выставка проектов « Счастливый выходной день».

3.Анкетирование родителей.

4.Фотовыставка рисунков «Моя семья».

Список использованной литературы:

  1. Байбородова Л. В. Взаимодействие школы и семьи: Учебно-методическое пособие. — Ярославль: Академия развития, 2003. — 224 с.
  2. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). — Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003.
  3. Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. — № 1. — С. 41 — 49.
  4. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. — №1. — С. 60 — 68.
  5. Доронова Т. Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей «Из детства — в отрочество» // Дошкольное воспитание. 2000. — № 3. — С. 87 — 91.
  6. Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. — М.: Линка-Пресс. — 2001. — С. 25 — 26.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]