Младшая группа
Предлагаем несложные и увлекательные игры, с которыми справятся младшие дошкольники.
Что в мешке?
Игра учит дошкольников узнавать и описывать объекты по тактильному восприятию. Для занятия требуются знакомые детсадовцам младшей группы фрукты и овощи: томат, огурец, яблоко, репчатый лук, морковка, редис, груша и прочие. Педагог помещает плоды в непрозрачный мешок. Затем просит воспитанников по очереди нащупать в мешке один из объектов, но не вынимать его сразу, а попытаться описать, дать название.
Выбери подходящее
Для игры нужны изображения разных видов растений, их частей, плодов. Педагог раскладывает их на столе. Затем называет свойство либо внешний признак, а воспитанники выбирают картинки с растениями, соответствующими этому определению. Например, услышав признак «оранжевый», дети выбирают картинки «апельсин», «морковка», «тыква».
Где что растет?
Игра уточняет представление о местах произрастания растений. Предварительно педагог напоминает воспитанникам, что бывают садовые, луговые, огородные, полевые, лесные растения. Дети формируют круг, а педагог становится в его центре. Он бросает мяч каждому игроку по очереди, называет растение, а ребенок должен сказать, где оно растет: в саду, огороде, поле, лесу или на лугу.
Найди растение
Игра закрепляет представление о том, как выглядят разные представители флоры. Для занятия необходимы карточки, изображающие растения: несколько картинок каждого вида. Педагог раскладывает карточки на игровой площадке, затем называет определенный растительный вид, например, одуванчик. Задача игроков — найти среди картинок все изображения одуванчика.
Узнай по описанию
Игра расширяет представления о внешних особенностях разных видов флоры, учит описывать природные объекты, выделять их ключевые признаки. Для занятия нужны известные младшим дошкольникам изображения растений. Воспитатель раскладывает картинки перед игроками, затем дает четкое и развернутое описание одного из представленных видов. По этому описанию игроки должны догадаться, о каком растении идет речь.
Найди листок
Игра проводится осенью во время прогулки на свежем воздухе, способствует общему физическому развитию, улучшает слуховое восприятие, учит определять объекты по сходным признакам.
Педагог поднимает с земли опавший листок с определенного дерева, демонстрирует воспитанникам, просит отыскать такой же. Дети выполняют аналогичное задание для каждого вида дерева: березы, клена, ясеня, осины, дуба, рябины и прочих имеющихся во дворе детсада. Затем воспитатель раздает каждому ребенку по листку определенного вида, произносит: «Ветерок подул, понес кленовые листочки». Дети, у которых в руке лист клена, начинают танцевать, кружиться, бегать. Остальные стоят на месте. Аналогичную команду педагог дает для держателей других видов листьев.
Садим дерево
Игра развивает зрительное восприятие и ориентацию на плоскости, улучшает мелкую моторику. Для нее нужно подготовить счетные палочки, разные геометрические формы, вырезанные из плотной бумаги, а также природный материал: семена, шишки, высушенные листья, лепестки. Получив игровой материал, дети собирают из него на плоскости разные виды деревьев.
Правильный уход
Уход за комнатными растениями в детском саду включает несколько этапов. К ним можно привлекать и детей.
- Полив – производится водой комнатной температуры, отстоявшейся 1-2 суток. Через 30-60 минут после процедуры вода из поддонов выливается;
- Опрыскивание – проводится водой комнатной температуры из мелкозернистого пульверизатора. Способствует тому, чтобы растения оставались свежими и зелеными;
- Мытье – для удаления пыли и загрязнений растения, не имеющие опушенных листьев, периодически обмываются под теплым душем. Земля в горшке при этом закрывается клеенкой;
- Рыхление почвы – производится на следующий день после поливки на глубину 1-1,5 см;
- Пересадка – осуществляется, когда корни оплели весь горшок, преимущественно весной. Новый горшок должен быть на 3-4 см большим в диаметре, нежели предыдущий;
- Подкормка – подкормка минеральными удобрениями осуществляется 2-3 раза в месяц после полива;
- Размножение – может осуществляться разными способами: семенами, черенкованием, луковицами, делением куста, отводками;
- Борьба с вредителями – опасность чаще всего представляют паутинный клещ, щитовка, тля, мучнистый червец. Насекомые удаляются механически, после чего растение обмывается мыльной водой.
Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями в социальных сетях:
Средняя группа
Представляем образовательные и развивающие игры на тему «Мир растений» для дошкольников средней возрастной группы.
Чье это семечко?
Игра учит дифференцировать культурные растения и их семена, улучшает память и концентрацию внимания, формирует познавательный интерес. Для занятия нужны узнаваемые изображения овощей, косточковых и семечковых плодов, цветковых культур, а также реальные соответствующие семена и косточки: подсолнечника, тыквы, абрикоса, вишни, яблока, апельсина, огурца и прочих. Игровая задача — правильно разложить семечки и косточки по картинкам.
С какого дерева листочки?
Игра учит определять внешние признаки разных видов деревьев. И главный признак — листья. Для игры нужно подготовить картинки деревьев и соответствующие изображения листьев. Либо собрать и высушить реальные листья: березовые, осиновые, рябиновые, ивовые, дубовые, кленовые и прочие.
Педагог расставляет на игровой площадке табуретки в ряд. На каждое сиденье кладет картинку дерева. Игрокам раздает изображения листьев. По стартовому сигналу дети бегут к табуреткам, ищут дерево, соответствующее листку, садятся на сиденье.
Вершок или корешок
Для игры нужны два хулахупа разного цвета, изображения овощей и корнеплодов.
Играть можно двумя способами:
- Воспитатель кладет на пол хулахупы так, чтобы они немного пересекались. Хулахуп одного цвета предназначен для овощей, второго — для корнеплодов. А в зону пересечения игроки должны положить изображения тех культур, у которых съедобны и надземные, и подземные части. Игроки по очереди берут картинку, кладут в нужное место, аргументируют решение.
- Педагог раскладывает на столе изображения вершков и корешков. Игроки разделяются на две соответствующие группы, разбирают картинки. По команде дети начинают бегать, танцевать. Когда прозвучит сигнал, каждый игрок-корешок должен найти свою пару — вершок.
Лечим деревья
Игра воспитывает заботливое и уважительное отношение к природным объектам. Воспитатель и дошкольники отправляются в парк, захватив с собой доски, куски ткани, ножницы, шнуры, воду. Там дети осматривают деревья и кустарники, выискивают больные экземпляры: зачахшие, увядшие, со сломанными ветками. Задача детей — оказать деревьям помощь, «вылечить» их с использованием подручных материалов.
Составим букет
Игра учит различать и называть колеры, быстро находить флористический объект определенного вида среди других, развивает творческие способности, эстетический вкус, умение красиво компоновать живые цветы по форме и окраске. Для занятия нужны срезанные цветы и отдельно лепестки тех же видов.
Игра состоит из 2 этапов:
- Педагог раскладывает на столе лепестки, ставит цветы в вазы с водой. Каждый воспитанник по очереди берет лепесток, называет его колер. Затем указывает на цветок, у которого точно такие же по окраске и форме лепестки.
- Представленные цветы дети распределяют так, чтобы получились красивые и гармоничные по расцветке букеты.
Растительный орнамент
Для игры нужны осенние листья разных видов деревьев. Воспитатель показывает, как выкладывать линейный орнамент, чередуя разные листья. Дальше воспитанники самостоятельно создают красивые растительные узоры.
Игра может быть соревновательной. Дети разбиваются на 2 команды. Каждая создает орнамент по представленной педагогом схеме либо по своему усмотрению. В первом случае побеждает команда, наиболее точно и быстро повторившая схему, во втором случае — сделавшая более красивый и аккуратный узор.
Собираем урожай
Для игры нужны картинки фруктов и овощей. Дошкольники разбиваются на две команды. Первая собирает урожай овощей, то есть отбирает соответствующие картинки. Вторая собирает фрукты. Побеждает команда, быстрее собравшая урожай.
Дидактические игры «Растения» в старшей группе
Предлагаем игры для старших дошкольников, расширяющие и уточняющие знания о дикорастущих и комнатных растениях, об их особенностях и местах произрастания.
Лекарственные растения
Игра закрепляет представления о лекарственном назначении растений. Для занятия необходимы картинки известных дошкольникам лекарственных трав и кустарников.
Педагог показывает по очереди картинки, а дети рассказывают об изображенном растении все, что им известно: где оно произрастает, какую пользу приносит, какие его части используются для лечебных целей.
Дидактические игры «Комнатные растения»
Существует несколько игр с использованием комнатных цветов. Для занятий нужно выбрать горшечные растения, значительно различающиеся меж собой по внешнему виду, знакомые дошкольникам.
Варианты игр:
- Воспитатель выстраивает горшки с цветами в ряд. Сначала просит называть растения по их очередности. Например, второе с правой стороны или пятое с левой. Затем дети выполняют обратное задание. Педагог спрашивает, например: «Где находится фикус?». Дети отвечают: «Он третий с левой стороны».
- Педагог просит назвать растения с определенными признаками. Например, с длинными свисающими стеблями или с пестрыми листьями.
- Дети рассматривают листья горшечных цветов. Рассказывают, на что, по их мнению, похожи листья каждого растения.
- Педагог выставляет в ряд 4–6 растений. Воспитанники стараются их запомнить, затем закрывают глаза. Воспитатель убирает один цветок. Дети, открыв глаза, пытаются вспомнить, какое растение пропало. Игру можно усложнять, добавляя в ряд новые растения.
Созревшее или не созревшее
Игра учит визуально определять зрелость плодов. Педагог раскладывает перед детьми овощи, ягоды, фрукты разной степени вызревания. По команде дети выбирают среди плодов самые спелые. На втором этапе пытаются определить плоды средней степени зрелости.
Игра может быть подвижной. Ребята разбиваются на две группы: первые получают в руки спелые плоды, вторые — такие же плоды, только незрелые. Под музыкальное сопровождение дети танцуют, бегают. А когда прозвучит сигнал, пытаются найти товарища с аналогичным плодом, только другой степени зрелости.
Повесь плод на ветку
Дошкольники разбиваются на две группы: первые получают ветви овощных и древесных культур, вторые — соответствующие плоды. По команде дети ищут пару, то есть пытаются пристроить плод на ветку.
Какие бывают цветы?
Предварительно педагог рассказывает воспитанникам, что цветы бывают садовые, горшечные, лесные, полевые, луговые. Они различаются размером, листвой, соцветиями.
Для игры нужны изображения цветов, произрастающих в разных условиях. Игровая задача — разделить картинки на группы по месту произрастания: лес, луг, поле, сад, дом. В процессе дифференциации игроки сравнивают внешние особенности растений, развернуто описывают каждый вид.
Правила озеленения детской комнаты
Ухаживая за своими зелеными насаждениями, ребенок готовится ко взрослой жизни и учится заботливо относится ко всему живому на Земле
Изучив биологию в школе, все мы знаем, что растения не только поглощают углекислый газ, но и кислород. Поэтому озеленение детской комнаты должно проходить в соответствии с возрастом ребенка и в зависимости от площади помещения.
Правила
- Пока ребенку не исполнилось полгода, в комнате вообще не рекомендуется размещать какие-либо растения, так как зеленые питомцы оказывают дополнительную нагрузку на иммунную систему малыша.
- В комнате полугодовалого ребенка уже можно размещать первые комнатные цветы. Нельзя выращивать сильнопахнущие, например, не следует украшать комнату геранью. В этом возрасте малышам интересно все, поэтому каждое растение должно быть расположено в зоне видимости, но вне зоны досягаемости, чтобы ребенок смог рассматривать цветок, но не смог «попробовать на зубок».
- В возрасте около года или в один год и пару месяцев карапузы уже пробуют делать свои первые шаги. Понятно, что им захочется поближе познакомиться с цветами. Поэтому идеальным решением для озеленения детской комнаты в этом возрасте станут подвесные кашпо. Можно разместить цветы на полках, расположенных на стене.
- Возраст от 2 до 5 лет характеризуется повышенной активностью. Ребятам интересно все и они относятся к категории «почемучек». Зеленые растения помогут малышу познать окружающий мир.
Ухаживая за своими зелеными насаждениями, ребенок готовится ко взрослой жизни и учится заботливо относится ко всему живому на Земле.
Родители на примере узамбарской фиалки, аспидистры. герани или фикуса, смогут объяснить процесс развития растений. Кроме этого, ребенка можно приобщить к труду, научив ухаживать за комнатными цветами.
Подготовительная группа
Предлагаем игры для закрепления и обобщения знаний о флоре, расширения кругозора, развития познавательной активности у дошкольников, готовящихся к школе.
Составь растение из частей
Для игры требуются разделенные на части картинки, каждая часть — определенный орган растения: стебель, корень, листья, цветки. Игровая задача — составить растение из частей картинки. Важно, чтобы изображенные представители флоры относились к разным категориям: деревья, кустарники, травы, овощные культуры, цветы.
Дидактическая игра «Группы растений»
Воспитатель раскладывает перед игроками по 4 картинки, изображающие растения определенных групп. Игровая задача — определить лишнее изображение.
Вот категории:
- тенелюбивые растения — ландыш, подсолнух, папоротник, плющ;
- дикорастущие — крапива, подорожник, лопух, клубника;
- цветущие — можжевельник, астра, сирень, лен;
- лекарственные — ромашка, боярышник, осока, мать-и-мачеха;
- ядовитые — белена, клевер, вороний глаз, клещевина;
- хвойные — ель, сосна, кипарис, граб.
Овощной магазин
Перед началом игры воспитатель рассказывает детям, что сельскохозяйственный урожай везут в овощехранилища для хранения и на предприятия для переработки и консервации. Фрукты и овощи, которые хранятся в свежем виде, приходится периодически перебирать на предмет порчи. А те плоды, что сразу идут на переработку, не могут храниться долго, быстро загнивают.
Дети разбиваются на две группы: первые играют аграриев, привозящих урожай, вторые — специалистов по приемке товара. Для игры нужно сделать изображения разных овощей, ягод, фруктов, также поставить два стола: один будет овощехранилищем, второй — перерабатывающим заводом. Каждый игрок-аграрий берет картинку, подходит с ней к распределителю товара, а тот определяет, куда отправится продукция: в хранилище или на переработку.
Лесник
Игра, проводимая в лесу, позволяет сделать ознакомление с растениями более эффективным. Педагог, играющий роль лесника, отправляется с детьми в лес. Это может быть лесополоса, городской парк. Лесник прокладывает для ребят удобный маршрут, но не говорит прямо, куда повернуть, а описывает дерево или кустарник, за которым следует поворот. По описанию листвы, цвета коры, пышности кроны и прочим параметрам внимательные дошкольники должны догадаться, куда двигаться.
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Комнатные растения в уголке природы в каждой возрастной группе»
МДОУ Центр развития ребенка
«Комнатные растения в уголке природы в каждой возрастной группе. Подбор и уход за ними»
Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного, непосредственного обращения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголков природы. Каждая возрастная группа имеет свой уголок природы. Постоянными обитателями уголков природы в детском саду являются комнатные растения. Они издавна украшали жилище человека. Одни из них обильно и долго цветут, другие имеют красивую листву. Большинство растений выходцы из тропических и субтропических стран: жарких пустынь и саванн, тропических влажных лесов и болот. Комнатные растения различного ухода (различной почвы, поливки, степени освещенности и т.д.). Комнатные растения ценный дидактический материал, они являются обязательными обитателями уголка природы.
Размещение комнатных растений.
Во-первых, растения надо располагать так, чтобы к ним было удобно подойти как взрослым, так и детям. На подоконниках не более двух растений. Комнатные растения по отношению к интенсивности света делятся на светолюбивые, тенелюбивые. Большинство растений светолюбивы и лучше развиваются при сильном освещении. Светолюбивые растения – это те, которые растут при большом интенсивном освещении (герань, кактусы, абутилон, фуксия, глоксиния). Их лучше держать на окне или около окна.
Теневыносливые растения могут расти при освещении и легком затенении (аспарагус, алоэ, сансевьера, монстера). Тенелюбивые растения: аспидистра, бегонии, кливия, папоротники, традисканция. Они хорошо растут на окнах выход на север и запад. При избытке света листья у них светлеют за счет уменьшения в клетках хлорофиловых зерен. В темных местах тенелюбивые растения приобретают густо – зеленую окраску. В светлых группах, комнатах, окна которых обращены на юг, восток, запад можно с успехом выращивать многие комнатные растения. Некоторые растения особенно (герань, фуксия) чувствительны к переменам положения по отношению к источнику света. Поэтому после того, как растению будет отведено в группе постоянное место, следует избавить его от перестановок. Если посмотреть на зеленые растения, то можно увидеть, что они все тянуться к свету и поворачиваются к нему, поэтому в группах они часто приобретают несколько однобокую форму. Чтобы этого не случилось рекомендуют постепенно поворачивать к свету, тогда они будут разрастаться равномерно во все стороны (это относится к следующим растениям: фикус, аспидистра, папоротники и т.д.)
Но красивоцветущие растения как герань, фуксия и бегонии лучше не переворачивать, тогда ветки обращенные к солнцу будут обильно и пышно цвести. Когда цветки распускаются горшок только тогда можно повернуть цветущей стороной в группу. Красивоцветущие растения особенно требовательны к свету так как для того, чтобы цветки распустились, необходимо освещение бутонов прямыми солнечными лучами. Летом растения нуждаются в защите от прямых солнечных лучей, особенно (бегония королевская, глаксиния). Необходимо притенять растения от прямых лучей солнца. Так если поставить летом аспарагус на окно, ярко освещенное солнцем, то у него пожелтеют и опадут кладонии.
Зимой также надо защищать спящие на окне растения. Использовать тонкий картон, плотную бумагу. Необходимо проветривание для комнатных растений, чтобы обеспечить приток свежего воздуха, причем открывать не только форточки, но и окна, если конечно позволяет погода. Комнатные растения очень чувствительны к прямому действию холодного воздуха, поэтому при проветривании двери держат закрытыми.
Подбор растений в уголке природы и уход за ними.
При отборе растений для уголка природы следует учитывать требования, предъявленные «Программой воспитания в детском саду».
Какие это требования.
- Уход за растениями должен быть доступен дошкольному возрасту (при участии и руководстве воспитателя). Поэтому отбирают растения неприхотливые.
- Растения в уголке должны быть внешне привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание дошкольников.
- Необходимо иметь несколько экземпляров одного и того же вида растений с целью, чтобы дети видели не только общие, но и индивидуальные признаки, это подводит их к пониманию, разнообразит и неповторимости живых организмов.
- Растения должны быть обязательно безопасны, не приносить вред здоровью детей.
Малыши должны научиться узнавать и называть 2 – 3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок). Малышей привлекают к уходу за растениями (поливать водой, приготовленной взрослыми, обтирают влажной тряпочкой крупные кожистые листья растений). В уголке природы помещают растения, имеющие четко выраженные основные части стебель, листья ярко – обильные и долго цветущие. Это обыкновенная или зональная герань, вечно цветущая бегония, бальзамин, аспидистра, фикус, фиалки и так далее.
Привлекают внимание детей и растения имеющие пестро – окрашенные листья – аукуба, колеусы. Аукуба имеет достаточно крупные и крепкие листья, на которых можно учить детей второй младшей группы первым меложным приемам поддерживания растений в чистоте.
Из названных видов для наблюдения в течение года вносится 3 – 4 растения. Какое-то из них должно быть в двух экземплярах, в том, чтобы дети могли научиться находить одинаковые растения.
Усложняются знания о растениях. Дети четче различают особенности растений, знакомятся с условиями необходимыми для их жизни. Число растений, которые они узнают возрастает. Комнатные растения должны иметь разную форму и величину листьев, так как ребята овладевают новыми приемами поддерживания растений в чистоте: обливают из мелкосетчатой лейки или опрыскивают из пульверизатора растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой – опущенные листья. В дополнение к растениям младшей группы в среднюю помещают алоэ или аспарагус или агаву, бегонию – реже, душистую герань. Одновременно в уголке природы может быть до 6 – 8 видов растений.
Дети должны знать, что растения для своего роста нуждается в свете, влаге, тепле, почвенном питании: разные растения нуждаются в разном количестве света, влажности. Закрепляются умения определять способ ухода за растениями в зависимости от характера листьев и стебле (способ поддерживания растений в чистоте). Включаются знания о некоторых способах их вегетативного размножения в частности стеблевыми черенками. Все это требует пополнения уголка природы новыми растениями: с разнообразными вьющимися стеблями, стелющимися, имеющими луковицы, клубнелуковицы. Это могут быть 2- 3 вида традесканций, комнатный виноград, вьющийся плющ, фикус, алоэ, эпифилиум, кливия.
Основная задача ознакомления с природой в подготовительной группе – это формирование элементарных знаний о существенной зависимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света), чтобы дети усвоили, как поливать различные растения в зависимости от условий их обитания в естественной среде. В уголке природы следует поместить растения, резко отличающиеся по своим потребностям во влаге: циперус, который в течение 10 месяцев в году растет в очень влажной почве. Кактусы (1 – 2 вида) требующие очень небольшой и резкой поливки, традесканция с большой потребностью во влаге, узамбарские фиалки, поливать, которые следует весьма умеренно. В умеренной поливке зимой нуждаются многие субтропические растения, находящийся в это время на родине в относительном покое – герани, фуксии и другие. В зависимости от условий роста и развития растений, находящихся в уголке природы и условий их происхождения надо помнить и при уходе за другими растениями, особенно из семейства лилейных и амариллисовых – амариллия, кливия, драцена. Первый период зимы для этих растений – период покоя, в это время их почти прекращают поливать. Большой интерес вызывают у детей так называемые живородящие растения: камнеломка, хлорофитум. Все они имеют отпрыски, растущие не из корневища, скрытого в земле, а появляющиеся из других частей растений, уса у камнеломки, цветочная стрелка у хлорофитума и так далее.