Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия на тему: “Поиграем с Жучкой”
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога на тему: «Поиграем с Жучкой».
Ребенок третьего года жизни с «особым» развитием (энцефалопатия, ЗПРР тяжелой степени).
Цель и задачи: формирование наглядно – действенного и элементов наглядно – образного форм мышления.
развивать мыслительные операции:
– путем решения проблемно – практических задач в условиях обучения методу целенаправленных проб;
– выбора предмета – орудия наиболее подходящего по назначению;
– посредством обучения трансформации построек из строительного материала из исходного объекта в 4 новых объекта последовательно по образцу;
– через формирование зрительного восприятия предметных картинок в условиях подбора и соотнесения парных картинок;
– через формирование умения устанавливать однородность предметов;
формировать сенсорные эталоны посредством развития практической ориентировки на величину и форму предметов как основных признаков;
развивать речевую деятельность посредством выработки речевого дыхания и стимуляции вытягивания губ хоботком, активизации произнесения первых слов – обозначений, аморфных слов и звукоподражаний, а так же за счет обогащения пассивного словаря словами, обозначающими признаки предметов (пестрая, мягкая, пушистая, блестящая, острые).
Основной метод: игровой.
Игровой сюжет: собачка пришла в гости.
Материал: игрушка – собачка, машина, 2 тесьмы, 4 кубика, 4 кирпичика, авторская дидактическая игра «Клоун», 2 предмета – орудия с рогатинкой и кольцом, тележка со штырьком, 4 пары картинок, 3 группы однородных предметов, пирамидка с кольцами 2 величин.
Ход занятия.
Вводная часть. Упражнения на выработку речевого дыхания и симуляция вытягивания губ хоботком. Спокойно вдыхаем воздух через нос, выдыхаем через рот с произнесением звука «у».
1 часть. К нам пришла собачка. Собачку зовут Жучка. Кто это? Как зовут собачку? (Пение песни «Вот собачка Жучка». Рассматриваем собаку и называем, какая у неё шерстка).
2 часть. Собачка хочет поиграть с машиной. А машина далеко уехала. Как же нам её достать? Посмотри, что это? Веревочка. Попробуй потянуть за веревочку. (Упражнение – задание со скользящей и ложной тесьмой «Достань машину»). Что это? Как гудит машина? Что у нее в кузове?
3 часть. В кузове машины лежат кубики и кирпичики. Давай расскажем сказку для Жучки. (Трансформация исходного объекта из строительного материала в 4 новых объекта последовательно. См. Гагарина А.В. Играем со строительным материалом// Дошкольное воспитание. – 2014. – №2. – с.75 – 79).
Жила – была матрешка. А домика у нее не было. Построим домик. Что это? Живет матрешка в домике. Захотела матрешка на кораблике покататься. Теперь построим кораблик. Что это? Как гудит кораблик? Плыла матрешка на кораблике, а потом захотела на самолете полетать. Построим самолет. Что это? Как гудит самолет? Полетала матрешка на самолете, надо ей машину построить. Построим машину. Что это? Как гудит машина? Покаталась кукла на машине и захотела на поезде проехаться. Вот и поезд построили. Что это? Как поезд гудит? Устала матрешка и пошла домой пить чай. Домик построим. Что это?
4 часть. Жучке сказка понравилась. Она принесла тебе картинки. (Дидактическая игра «Клоун»). У клоуна все игрушки рассыпались. Поможем их разложить. Что это? Это квадрат. Проведи пальчиком по краю. Это уголки у квадрата. Что это? Квадрат. А это круг. Проведи пальчиком по краю. Нет уголков. Это круг. Что это? Давай разложим всё по местам. (Соотнесения силуэта с формой). Покажи, где круги; где квадраты?
5 часть. Жучка еще хочет поиграть с тобой. А тележка с картинками далеко укатилась. Рукой не достать! Посмотри, что это? Это палочки. А у тележки есть штырек. Вот он. Попробуй этой палочкой (с рогатинкой) подкатить тележку. Не получается! Возьми другую палочку (с кольцом). Этой палочкой тележку подкатили! Колечко на штырек надели и подкатили!
6 часть. Смотри, сколько картинок привезла тебе Жучка. (Дидактическая игра «Подбери пару»). Это мишка и это – мишка. Одинаковые картинки. Пара. и т.д.
7 часть. Жучка играла и перепутала игрушки. Давай мы их разложим. Здесь будут шарики, здесь – куклы, а здесь – зайцы. (Раскладывание однородных предметов). Что это? Покажи, где куклы, шары, зайцы.
8 часть. А еще у Жучки есть пирамидка. Научим Жучку собирать пирамидку. Где большие кольца? Где маленькие? Что это? Какие кольца? Собери пирамидку. Сначала надень на стержень большие кольца, а потом маленькие. Какие эти кольца? А эти?
Заключительная часть. Похвала, вспоминаем, чем сегодня занимались. Прощание.
Ход занятия:
1. Орг. момент
2. Игра «Что лишнее?»
Цель: развитие мышления.
Оборудование: карточки с изображениями предметов
Ход игры: Выложить перед ребенком три карточки, относящиеся к одной смысловой группе, а четвертую из другой группы (транспорт и здание; животные и игрушка; посуда и книга и т. п.)
.
Ребенок должен выделить лишнюю карточку.
3. Пальчиковая гимнастика.
1. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки)
.
2. Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук)
.
3. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить).
4. Игра «Сделай, как было»
.
Цель: развитие памяти.
Оборудование: 5 пар предметных картинок и белый лист формата А4.
Инструкция: посмотри внимательно и запомни все картинки. Положи так, как было.
Помощь: повторный показ в случае затруднения.
5. Игра «Давай придумывать»
Цель: развитие воображения.
Оборудование: набор предметов разной формы (палочки, шар, кольцо, коробочки, цилиндр)
и карточки с изображением разных предметов определенной
формы — зеркало, карандаш, яйцо, яблоко. Изображения на картинках должны быть похожи на предметы.Например: карандаш, удочка, иголка, нож — по форме похожи на палочку; ваза, стакан, наперсток — полый цилиндр.
Ход игры: ребенок садится за стол, перед ним лежат различные предметы. Педагог садится напротив, у него карточки с картинками. Психолог показывает карточки по одной и спрашивает- Какой предмет похож на карандаш? Ребенок из набора предметов должен найти похожий.
6. Итог занятия: каких животных мы вспоминали на занятии? Вспомни, в какие игры играли.
Занятие 3
Тема: «Формирование интеллектуальной сферы ребенка»
Цель: развитие психических процессов.
Задачи:
1. Развитие слухового восприятия;
2. Развитие воображения;
3. Развитие мышления;
4. Развитие мелкой моторики.
Ход занятия:
1. Орг. момент
2. Игра «Угадай, что исчезло»
Цель игры: развитие внимания и памяти.
Оборудование: 5– 7 игрушек.
Инструкция: посмотри и запомни все игрушки. Закрой глаза. Открой глаза и угадай, что исчезло или появилось. Постепенно количество игрушек увеличивать.
3. Игра «Пастух»
Цель игры – развивать умение концентрировать и распределять внимание.
Оборудование: плакат и изображением стада пасущихся коров, лист с изображением одной коровы.
Инструкция: помоги пастуху найти корову по приметам (ребенку выдается лист с изображением коровы, которую ему нужно найти на плакате).
Ребенкунеобходимо сконцентрировать внимание на нескольких признаках: особенностях окраски туловища, форме и окраске рогов, туловища и т. д.
4. Пальчиковая гимнастика
1. Ладони на столе (на счет «раз-два» пальцы врозь — вместе.)
2. Пальчики здороваются (на счет «раз-два-три-четыре-пять»соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т. д.)
3. Человечек (указательный и средний пальцы правой, а потом левой руки бегают по столу).
5. Игра «Бывает — не бывает»
Цель: развитие мышления.
Оборудование: мяч
Ход игры: педагог называет какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если — нет, то мяч надо отбить.Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т. д.
6. Итог занятия: скажи, пожалуйста, о чем мы с тобой говорили на занятии? Вспомни, в какие игры играли.
Занятие 2
Тема: «Формирование интеллектуальной сферы ребенка»
Цель: развитие психических процессов.
Задачи:
1. Развитие воображения;
2. Развитие кратковременной памяти;
3. Развитие мышления;
4. Развитие мелкой моторики.