Организация коррекционно – развивающей работы в ДОУ в условиях реализации ФГОС.


Организация коррекционно – развивающей работы в ДОУ в условиях реализации ФГОС.

Емельянова Н.В. – учитель –логопед,

Тюрк А.В. – учитель –логопед

МБДОУ ЦРР – д/с№70 Светлячок»

Организация коррекционно – развивающей работы в ДОУ в условиях реализации ФГОС.

Мы живeм в эпоху перемeн. Глобальныe перeмены происходят в настоящeе время в систeме дошкольного образования. Прeжде всeго, они связаны с тeм, что в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» система дошкольного образования стала первой образовательной ступенью системы образования России, что гарантируeт единство образовательного пространства, обеспечивает единые условия и качество образования, прeeмственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.

Новые изменения в системе дошкольного образования повлекло принятие федерального образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), который определяет, какой должна быть программа дошкольного образовательного учреждения, какие условия нужны для ее реализации. В соответствии с ФГОС ДО педагогический коллектив каждого ДОУ создает свою модель педагогического процесса, выбирая основную образовательную программу, парциальные программы, технологии, формы, методы и приемы работы с дошкольниками.

Модель коррекционно-развивающей деятельности в ДОУ представляет собой целостную систему. Цель состоит в организации образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения как системы, включающей диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надёжный уровень речевого и психического развития дошкольника. Работа детского сада определяется строгой, продуманной системой, важность которой заключается в логопедизации учебно-образовательного процесса, различных видах деятельности детей. Создание целостной коррекционно-раз­ви­вающей системы для детей с особенностями в развитии – сложная задача, требующая привлечения различных специалистов. Для осуществления квалифицированной коррекции нарушений должен быть запущен механизм программы для детей с ОВЗ. А это означает, что в основной общеобразовательной программе дошкольного образования ДОУ, разработанной на основе ФГОС ДО, следует заложить все специфические особенности обучения и развития детей с ОВЗ: варьирование сроков усвоения материалов, систему коррекционной работы, специальные подходы, методы и приемы, направленные на освоение ООП, особые условия реализации. А также предусмотреть адаптацию общеобразовательной программы к восприятию системы образования детьми с ОВЗ. детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В условиях детского сада коррекционная работа будет эффективной только в том случае, если она осуществляется в комплексе, включающем педагогическую и психологическую коррекцию, а также медицинское сопровождение воспитанников.

Целью
коррекционной работы
в группах для детей с особыми возможностями здоровья является – обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказания помощи детям этой категории в освоении общеобразовательной программы.

Программа коррекционной работы должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы.

Программа коррекционной работы содержит

:

  • перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, их интеграцию в ДОУ и освоение ими основной образовательной программы;
  • систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении программы, корректировку коррекционных мероприятий;
  • описание специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ, использование адаптированной образовательной программы и методов обучения и воспитания, проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
  • механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий с учителем- логопедом и специалистами ДОУ которые должны обеспечивать единство коррекционно – развивающей работы в ДОУ;
  • планируемые результаты коррекционной работы.

Программа коррекционной работы в ДОУ содержит несколько направлений: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское.

Диагностическое направление включает:

  • своевременное выявление детей, нуждающихся в специальной помощи;
  • раннюю диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
  • комплексный сбор сведений о ребенке на основе диагностической информации: изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей, социализация ситуации развития и условий семейного воспитания, адаптивные возможности уровня социализации, систематический разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития, анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающее направление включает:

  • выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных программ, методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями : организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
  • коррекция и развитие высших психических функций, развитие эмоционально-волевой и личностных сфер ребенка и психокоррекция его поведения, социальная защита ребенка в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Информацинно-просветительское направление предусматривает:

  • различные формы просветительской деятельности ( лекции, беседы, печатный материал ), проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально – типологических особенностей различных категорий детей с ОВЗ. В этом направлении широко используются информационно-обучающие средства и приемы, которые способствуют повышению логопедической грамотности, как педагогов, так и родителей.

Консультативная работа включает:

  • выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ОВЗ, единых для всех участников образовательного процесса ;
  • консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы детей с ОВЗ;
  • консультационную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ОВЗ.

В группах комбинируемой направленности с ОНР при построении системы коррекционной работы совместная деятельность специалистов спланирована так, что педагоги строят свою работу с ребёнком на основе общих педагогических принципов не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого. Единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, намеченный специалистами, направлен на формирование и развитие двигательных и речевых сфер. Содержание занятий, организация и методические приёмы определяются целями коррекционного обучения с учётом конкретных представлений и речевого опыта, накопленного детьми в процессе работы учителя-логопеда по разделам программы. Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, фронтальные формы работы, а так же самостоятельную деятельность ребёнка с ОНР в специально организованной пространственно-речевой среде.

Все специалисты работают под руководством учителя-логопеда, который является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы, составляет совместно с коллегами блочный интегрированный календарно-тематический план, осуществляет постановку диафрагмально–речевого дыхания, коррекцию звукопроизношения, их автоматизацию, дифференциацию, введение их в самостоятельную речь, способствует логопедизации режимных моментов и непосредственно организованной образовательной деятельности, практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения, что помогает личностному росту ребёнка, формированию уверенного поведения, чувства достоинства, адаптации в обществе сверстников, взрослых, а в дальнейшем – успешному обучению в школе.

Новые изменения в системе дошкольного образования повлекло принятие федерального образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), который определяет, какой должна быть программа дошкольного образовательного учреждения, какие условия нужны для ее реализации. В соответствии с ФГОС ДО педагогический коллектив каждого ДОУ создает свою модель педагогического процесса, выбирая основную образовательную программу, парциальные программы, технологии, формы, методы и приемы работы с дошкольниками.

Модель коррекционно-развивающей деятельности в ДОУ представляет собой целостную систему. Цель состоит в организации образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения как системы, включающей диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надёжный уровень речевого и психического развития дошкольника. Работа детского сада определяется строгой, продуманной системой, важность которой заключается в логопедизации учебно-образовательного процесса, различных видах деятельности детей. Создание целостной коррекционно-раз­ви­вающей системы для детей с особенностями в развитии – сложная задача, требующая привлечения различных специалистов. Для осуществления квалифицированной коррекции нарушений должен быть запущен механизм программы для детей с ОВЗ. А это означает, что в основной общеобразовательной программе дошкольного образования ДОУ, разработанной на основе ФГОС ДО, следует заложить все специфические особенности обучения и развития детей с ОВЗ: варьирование сроков усвоения материалов, систему коррекционной работы, специальные подходы, методы и приемы, направленные на освоение ООП, особые условия реализации. А также предусмотреть адаптацию общеобразовательной программы к восприятию системы образования детьми с ОВЗ. детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В условиях детского сада коррекционная работа будет эффективной только в том случае, если она осуществляется в комплексе, включающем педагогическую и психологическую коррекцию, а также медицинское сопровождение воспитанников.

Целью коррекционной работы в группах для детей с особыми возможностями здоровья является – обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказания помощи детям этой категории в освоении общеобразовательной программы.

Программа коррекционной работы должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы.

Программа коррекционной работы содержит:

  • перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, их интеграцию в ДОУ и освоение ими основной образовательной программы;
  • систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении программы, корректировку коррекционных мероприятий;
  • описание специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ, использование адаптированной образовательной программы и методов обучения и воспитания, проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
  • механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий с учителем- логопедом и специалистами ДОУ которые должны обеспечивать единство коррекционно – развивающей работы в ДОУ;
  • планируемые результаты коррекционной работы.

Программа коррекционной работы в ДОУ содержит несколько направлений: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское.

Диагностическое направление включает:

  • своевременное выявление детей, нуждающихся в специальной помощи;
  • раннюю диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
  • комплексный сбор сведений о ребенке на основе диагностической информации: изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей, социализация ситуации развития и условий семейного воспитания, адаптивные возможности уровня социализации, систематический разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития, анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающее направление включает:

  • выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных программ, методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями : организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
  • коррекция и развитие высших психических функций, развитие эмоционально-волевой и личностных сфер ребенка и психокоррекция его поведения, социальная защита ребенка в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Информацинно-просветительское направление предусматривает:

  • различные формы просветительской деятельности ( лекции, беседы, печатный материал ), проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально – типологических особенностей различных категорий детей с ОВЗ. В этом направлении широко используются информационно-обучающие средства и приемы, которые способствуют повышению логопедической грамотности, как педагогов, так и родителей.

Консультативная работа включает:

  • выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ОВЗ, единых для всех участников образовательного процесса ;
  • консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы детей с ОВЗ;
  • консультационную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ОВЗ.

В группах комбинируемой направленности с ОНР при построении системы коррекционной работы совместная деятельность специалистов спланирована так, что педагоги строят свою работу с ребёнком на основе общих педагогических принципов не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого. Единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, намеченный специалистами, направлен на формирование и развитие двигательных и речевых сфер. Содержание занятий, организация и методические приёмы определяются целями коррекционного обучения с учётом конкретных представлений и речевого опыта, накопленного детьми в процессе работы учителя-логопеда по разделам программы. Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, фронтальные формы работы, а так же самостоятельную деятельность ребёнка с ОНР в специально организованной пространственно-речевой среде.

Все специалисты работают под руководством учителя-логопеда, который является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы, составляет совместно с коллегами блочный интегрированный календарно-тематический план, осуществляет постановку диафрагмально–речевого дыхания, коррекцию звукопроизношения, их автоматизацию, дифференциацию, введение их в самостоятельную речь, способствует логопедизации режимных моментов и непосредственно организованной образовательной деятельности, практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения, что помогает личностному росту ребёнка, формированию уверенного поведения, чувства достоинства, адаптации в обществе сверстников, взрослых, а в дальнейшем – успешному обучению в школе.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

«Коррекционные технологии в педагогической практике, как эффективное средство в работе с детьми дошкольного возраста»

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Сухомлинский В. А.

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название – здоровьесберегающие технологии.

Так что же такое «здоровьесберегающая технология»?

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия детей, педагогов, родителей.

Педагоги ДОУ в своей практике чаще всего используют три группы здоровьесберегающих технологий:

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья;
  2. Технологии обучения ЗОЖ;
  3. Коррекционные технологии.

Целью коррекционных технологий является физическое развитие и укрепление здоровья, а также снятие психоэмоционального напряжения дошкольников. Сегодня на вооружении педагогов есть множество методов, помогающих решить проблемы ребёнка самым приятным для него способом.

Музыкотерапия- в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; праздники, дни рождения либо отдельные занятия. Проводятся 2 — 4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Достоинствами музыкотерапии являются:

  1. Абсолютная безвредность;
  2. Легкость и простота применения;
  3. Возможность контроля;
  4. Уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени.

Используется в качестве вспомогательного средства как часть других технологий для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя. Рекомендуется использовать музыкальные фонограммы в повседневной деятельности детей: в качестве музыкального фона в утренний прием, при подготовке ко сну, прогулке. Так же, можно прослушивать фрагменты музыкальных произведений на занятиях по художественной, речевой деятельности в процессе режиссерской игры.

Прослушивание разнообразных произведений классической музыки влияет на развитие интеллекта, творческих и музыкальных способностей.

2. Сказкотерапия – это метод «лечения сказкой». занятия используются для психологической, терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

В сказкотерапии для детей применяются 3 основных вида сказок:

1) Художественные и народные сказки:

Эти сказкиспособствуют воспитанию нравственных и эстетических чувств:

2) Развивающие и обучающие сказки, позволяющие ребенку

накапливать опыт об окружающих объектах и явлениях, правилах поведения в различных ситуациях (общественных местах и по отношению к людям разного возраста, овладеть письмом и чтением.

)Самостоятельно сочиненные ребенком: через такую сказку можно узнать о тех переживаниях ребенка, которые он не осознает либо скрывает от взрослых. Таким образом, сказка в жизни ребенка имеет колоссальное воспитательное значение. Она становится средством развития и воспитания с первого дня жизни ребёнка и сопровождает его вплоть до подросткового возраста. Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста велика. Она пробуждает все доброе, что есть в душе ребенка, формирует крепкие нравственные ценности и любовь к чтению, учит правильному общению, развивает эмоциональную сферу и речь. Сказки можно не только читать, но и обсуждать с детьми. Ребята очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребёнком, открывающая суть проблемы- основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.

3. Арт терапия-лечение искусством, творчеством увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма. Арт терапия в работе с детьми решает следующие проблемы:

Помогает расслабиться и избавиться от эмоционального напряжения

Дает возможность развивать позитивный эмоциональный фон

Развивает моторику рук и умственные способности: креативность, мышление, речь

Прививает интерес к творческим деятельностям

Помогает преодолеть комплексы и фобии

Занятия в группе с другими детьми развивают уверенность и коммуникабельность

Арт терапия с дошкольниками не должна ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Ребенок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык. Маленькие дети с удовольствием включаются в создание изображений необычным способом, например, с помощью сухих листьев или ниток.

Арсенал способов создания изображений широк: акватушь, рисование сыпучими продуктами или засушенными листьями, рисование пальцами и ладонями, пульверизатором и т. д. Главное отличие арт терапии от рисования – это отсутствие правил. На занятиях по рисуночной терапии ребенку не указывают, какими инструментами рисовать и какой образ нужно создать. Поэтому арт терапия – это не просто оттачивание навыков в рисовании, а способ проникнуть в подсознание ребенка с помощью образов и развитие воображения.

Арт терапия показана не только детям, но и взрослым. Эта практика снимает стресс и избавляет от тревожности, что является главным для внутренней гармонии современного человека.

4. Цветотерапия (хромотерапия) — это направление, при котором используется воздействие цветовой гаммы на психоэмоциональное состояние дошкольника, на его самочувствие. При умелом использовании цвет благотворно влияет на людей независимо от возраста. Цвет может помочь снять стресс или нервное возбуждение, успокоить или же наоборот — он может активизировать работоспособность, поднять жизненный тонус организма. Следуя такой простой методике, воздействию определенного цвета на ребенка, можно добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии. Благодаря этой коррекционной технологии педагоги выстраивают программы занятий с наиболее проблемными детьми. Цветотерапия для детей предполагает в первую очередь определение любимого цвета каждого ребенка, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое его окружает.

5. Психогимнастика — это игры и упражнения, направленные на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств. Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими. Подобные игры помогают детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дают возможность самовыражения.

Данные мероприятия проводит педагог- психолог. Воспитатели в свою очередь используют психогимнастику в различных образовательных областях с помощью игр, этюдов.

Основные достоинства психогимнастики:

игровой характер упражнений (опора на ведущую деятельность детей дошкольного возраста);

сохранение эмоционального благополучия детей;

опора на воображение;

возможность использовать групповые формы работы.

Занятия желательно проводить раз в неделю. Занятия можно начинать с 3-х летнего возраста (меняя тему, усложняя её)

час постижения.

6. Фонетическая ритмика- занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях.

Цели, которые определяют основные направления в занятиях по фонетической ритмике, заключаются в том, чтобы:

  • соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики;
  • способствовать формированию у детей речи с выраженной интонационной и ритмической стороной в процессе перехода общей моторики к речедвигательной;
  • развивать слуховое восприятие и использовать его в ходе формирования и коррекции произносительных навыков.

Фонетические упражнения являются хорошим стимулом в общении с малышами, как в детском саду на занятиях с логопедом, воспитателем, музыкальным руководителем, так и дома с родителями.

С помощью фонетических игровых упражнений легко наладить контакт с молчаливым ребенком, достичь необходимых результатов в речевом развитии, создать комфортную эмоциональную среду. Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь детей.

Фонетическая ритмика помогает ребенку:

  • выражать эмоции с помощью разных интонационных средств;
  • нормализовать речевое дыхание, слитность речи;
  • корректно воспроизводить звуки по отдельности, в слогах, словах и фразах;
  • воспроизводить звуки в заданном темпе;
  • менять высоту, силу голоса в нормальном темпе, без отклонений от нормы;
  • воспринимать, различать, воспроизводить разные ритмы;
  • учит естественному выражению отрицания, смеха и т. п. с помощью жестов и звукопроизношения.

Упражнения выполняются под музыку и без нее. Нужные движения предварительно не разучиваются, а синхронно повторяются несколько раз.

Грамотное использование коррекционных и других здоровьесберегательных технологий помогает достичь максимально возможных успехов в преодолении не только речевых. психологических трудностей, но и общего оздоровления детей. Главное назначение таких новых технологий — объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное — самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья.

Следующая >

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, его возможностями и способностями.

Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаются отклонения в развитии, очень значительно. Соответственно, увеличивается риск школьной дезадаптации и неуспеваемости.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% детей, поступающих в школу. Особую тревогу вызывает рост количества детей с задержкой психического развития (ЗПР).

Задержка психического развития

– это такой вид аномального развития ребенка, для которого характерен замедленный темп развития одной или нескольких психических функций, которые могут быть компенсированы под воздействием медикаментозного лечения, при специальном коррекционном воздействии и под влиянием временного фактора.

С позиции неискушенного наблюдателя дошкольники с ЗПР не так уж отличаются от сверстников. Родители нередко не придают значения тому, что их ребенок чуть позднее начал ходить самостоятельно, действовать с предметами, что задерживается его речевое развитие. Повышенная возбудимость, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость сначала проявляются на поведенческом уровне и лишь впоследствии – на выполнении заданий учебного плана.

К старшему дошкольному возрасту становятся очевидными трудности в усвоении программы детского сада: дети малоактивны на занятиях, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности и речи оказывается более низким по сравнению со сверстниками.

С началом обучения в школе клиническая картина нарушений становится более выраженной вследствие трудностей в усвоении школьной программы, а психологические проблемы приобретают более глубокий и стойкий характер.

Проблема изучения и коррекции задержки психического развития дошкольников в нашей стране в последнее время попала в разряд самых актуальных.

К.С. Лебединская подразделяла задержку психического развития на 4 группы:

1. ЗПР конституционального происхождения.

2. ЗПР соматогенного происхождения.

3. ЗПР психогенного происхождения.

4. Церебрально-органического генеза.

Выдающиеся педагоги и психологи отмечают, что у детей с задержкой психического развития в большинстве случаев нарушено восприятие, внимание, мышление, память, речь. В настоящее время происходит переосмысление содержания коррекционной работы в соответствии с новыми Федеральными Государственными Образовательными Стандартами дошкольного образования, которые учитывают образовательные потребности особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Для осуществления квалифицированной коррекции нарушений детей с ЗПР разработан механизм адаптированной Программы для детей с ОВЗ.

Коррекционная и инклюзивная практика в ДОО в программе «От рождения до школы»

Для работы в группах ДОО, реализующих адаптированные образовательные программы, педагогам необходимо знать особенности детей с ОВЗ. У каждой категории детей с ОВЗ есть общие особенности, но вместе с тем, у каждого ребенка могут быть и индивидуальные дополнительные особенности. Для успешной реализации адаптированной образовательной программы с такими детьми, необходимо учитывать при организации образовательного процесса все их специфические проявления.

В помощь педагогу ДОО в программе «От рождения до школы» представлен раздел «Коррекционная и инклюзивная практика». Этот раздел можно рассматривать в виде справочной части для педагога. В разделе «Коррекционная и инклюзивная практика» рассматриваются очень важные для педагогов вопросы.

К ним относятся особенности организации образовательного процесса и содержание инклюзивного образования в общеобразовательных группах комбинированной направленности ДОО и группах компенсирующей направленности. В условиях инклюзивного образования в общеобразовательной группе только несколько детей будут осваивать адаптированную образовательную программу (АОП). В группе компенсирующей направленности все дети будут осваивать адаптированную образовательную программу (АОП).

В разделе «Коррекционная и инклюзивная практика» программы «От рождения до школы» даны рекомендации, которые будут полезны всем педагогам ДОО, реализующим адаптированные образовательные программы (АОП). Разрабатывать АОП помогут психолого-медико-педагогические консилиумы (ПМПк) в ДОО. Далее в статье мы покажем, как и кто выявляет детей с ОВЗ, и каким образом разрабатывается АОП.

В разделе «Коррекционная и инклюзивная практика» для педагогов ДОО перечисляются условия обучения и воспитания некоторых детей с ОВЗ: с нарушениями зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с комплексными и сложными нарушениями развития.

Таким образом, в разделе «Коррекционная и инклюзивная практика» обращено внимание на самые сложные нарушения развития у детей, их особенности и трудности при освоении программы ДОО.

Для такой категории детей в разделе «Коррекционная и инклюзивная практика» приводятся специальные принципы построения образовательного процесса. Для педагогов и специалистов ДОО предлагается путь выявления особенностей детей с ОВЗ. Следование этому пути будет способствовать своевременному выявлению детей с ОВЗ в ДОО, своевременному прохождению процедуры обследования в ПМПК и составлению обоснованной адаптированной образовательной программы.

Далее в разделе «Коррекционная и инклюзивная практика» перечисляются формы получения дошкольного образования для детей с ОВЗ. Указываются принципы и пути разработки адаптированных образовательных программ для каждой категории детей с ОВЗ. Для разработки АОП должны привлекаться специалисты ПМПк (консилиума).

В разделе «Коррекционная и инклюзивная практика» программы «От рождения до школы» даются рекомендации по организации деятельности групп комбинированной направленности, осуществляющих инклюзивное образование. С этой целью отдельно выделяются направления индивидуальных занятий, описываются особенности организации предметно-развивающей среды, определяются способы взаимодействия с другими детьми в группах комбинированной направленности. Также предлагаются и фронтальные формы организации активности детей. Одним из важнейших аспектов реализации адаптированной образовательной программы в группах комбинированной направленности является организация взаимодействия с семьей детей с ОВЗ. Для включения родителей в реализацию АОП для более успешного инклюзивного образования.

При организации инклюзивного образования педагогам рекомендуется использовать критерии эффективности образовательного процесса в соответствии с принципами инклюзии. При инклюзивном образовании детей с ОВЗ продуктивное взаимодействие с семьей является в ряде случаев решающим условием для успешного освоения адаптированной образовательной программы. Активное и эффективное включение родителей детей с ОВЗ в реализацию АОП зависит от повышения родительской педагогической компетенции.

Педагогам предлагаются варианты приемов педагогической работы в ДОО, направленной на компенсацию различных недостатков в развитии детей. В этом разделе программы «От рождения до школы» раскрывается понятие ОВЗ, и кто входит в эту категорию. А также перечисляются категории детей, имеющих минимальные нарушения в развитии. Дети с ОВЗ представляют неоднородную группу, как по виду нарушений, так и по степени выраженности дефекта.

В разделе «Коррекционная и инклюзивная практика» программы «От рождения до школы» показана система психолого- педагогического обследования детей с ОВЗ в ДОО. Результаты обследования и индивидуальные особенности этих детей должны учитываться в образовательном процессе. Достаточно подробно в указанном разделе программы формулируются условия воспитания и обучения детей с ОВЗ.

В заключительной части раздела «Коррекционная и инклюзивная практика» программы «От рождения до школы» прописываются особенности освоения детьми с ОВЗ пяти образовательных областей программы:

Образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»;

Образовательной области «Познавательное развитие»;

Образовательной области «Речевое развитие»;

Образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»;

Образовательной области «Физическое развитие».

Таким образом, в общеобразовательной программе «От рождения до школы» предусмотрен большой раздел, посвященный вопросам дошкольного образования детей с ОВЗ.

К категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относят детей, имеющих недостатки в физическом, психическом, сенсорном и психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).

Под инклюзивным образованием понимается включение особых детей, детей-инвалидов и детей с ОВЗ в дошкольный общеобразовательный процесс. При этом включении детям гарантируется и обеспечивается равный доступ к дошкольному образованию. При реализации инклюзивного образования должны приниматься во внимание и учитываться особые образовательные потребности каждого ребенка. Эти образовательные потребности определяются после обследования ребенка и выявления индивидуальных особенностей и возможностей ребенка. Исходя из данных, полученных в ходе обследования, и будет для них адаптироваться программа образования.

Таким образом, адаптированная образовательная программа представляет собой переработанную образовательную программу ДОО и адаптированную для каждого ребенка с ОВЗ, которые находятся на условиях инклюзивного образования или для всех детей, которые находятся в компенсирующей группе. При разработке адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными воз­можностями здоровья учитывают их особые образовательные потребности. В одних случаях учитывать надо их сенсомоторные особенности, в других случаях учитывать должны психологические и речевые особенности. Учитывать придется особенности психофизического развития, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и другие особенности.

Адаптированная образовательная программа должна быть направлена на максимальное освоение ребенком с ОВЗ тех целевых ориентиров, которые прописаны для каждого возраста. Кроме того, ФГОС ДО предусматривает коррекционную помощь, но оказываемую специалистами в области коррекционной педагогики.

Целью совместной деятельности всех педагогов ДОО в отношении детей с ОВЗ является стремление к освоению ребенком АОП, развитие его коммуникативных возможностей, адаптация в коллективе сверстников, развитие его потенциальных возможностей и приобретение опыта социальных контактов, а также коррекция недостатков развитии.

Для детей-инвалидов при оформлении им статуса ребенок-инвалид разрабатывается индивидуальная программа реабилитации (ИПР). Этим занимаются Медико-социальные экспертизы (МСЭ). С готовой индивидуальной программой реабилитации (ИПР) ребенок-инвалид поступает в ДОО. Ребенок-инвалид, поступивший в ДОО на условиях инклюзивного образования, согласно ФГОС ДО, должен обучаться в соответствии со своей индивидуальной программой реабилитации.

К сожалению, до настоящего времени в ИПР ребенка-инвалида не прописаны в полном объеме психолого-педагогический аспекты его реабилитации, так как в штат Медико-социальные экспертизы пока не входят специальные коррекционные педагоги и психологи.

Поэтому пока и для детей-инвалидов в ДОО придется составлять адаптированную образовательную программу.

Но уже существует нормативно-правовая база, регламентирующая совместное межведомственное взаимодействие при обсуждении и составлении ИПР для каждого ребенка-инвалида. Опубликован приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №723 от10.12.2013года «Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями». Целью межведомственного взаимодействия МСЭ и ПМПК должна быть разработка оптимальных для детей-инвалидов индивидуальных программ реабилитации (ИПР).

Кто и как выявляет детей с ОВЗ?

Остановимся на наиболее ответственном аспекте, касающемся выявления в ДОО детей с ОВЗ, и той последовательности шагов на пути к созданию адаптированной образовательной программы для них. Этот путь можно представить в виде следующей пошаговой последовательности.

  1. Осенью в начале нового учебного года специалисты и участники психолого­-медико-­педагогического консилиум (ПМПк) в ДОО обследуют всех детей и выявляют детей с ОВЗ. В некоторых случаях специалисты психолого-педагогического медико-социального центра (ППМС­Ц) обследуют детей в ДОО и также выявляют детей с ОВЗ.
  2. Далее дети с ОВЗ по рекомендации консилиума ДОО или ППМСЦ направляются на ПМПК для углубленного обследования и определения рекомендаций по созданию специальных образовательных условий.
  3. На основании рекомендаций ПМПК (комиссии) специалисты ПМПк (консилиума) ДОО разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут и/или адаптированную образовательную программу.

Что такое специальные образовательные условия?

Под специальными образовательными условиями для детей с ОВЗ понимаются определенные условия обучения, воспитания и развития. К специальным условиям можно отнести использование специальных образовательных программ, применение специальных методов обучения и воспитания, специальные пособия и дидактические материалы, специальные технические средства. К специальным условиям относится организация и проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение свободного доступа в здание ДОО, в котором осуществляется образовательная деятельность ребенка с ОВЗ. Также обеспечение других специ­альных условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ ребенком с ОВЗ.

При составлении индивидуального образовательного маршрута и адаптированной образовательной программы ребенку с ОВЗ определяют:

Режим пребывания в ДОО и форму получения дошкольного образования;

Форму организации психолого-педагогического сопровождения ребенка и его семьи; содержание коррекционно-развивающей работы с ребенком;

Степень адаптации и направления адаптации программы ДОО для ребенка с ОВЗ; характер и организацию развивающей предметно-пространственной среды и другие специальные образовательные условия, вытекающие из данных обследования и рекомендаций ПМПК. После разработки специалистами ПМПк (консилиума) ДОО индивидуального образовательного маршрута и/или адаптированной образовательной программы, педагоги и специалисты ДОО включаются в реализацию АОП. Проводится динамическое наблюдение за развитием ребенка. Заседания ПМПк (консилиума) по уточнению индивидуального образовательного маршрута, адаптированной образовательной программы должны проводиться не реже одного раза в три месяца.

Литература

  1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.,2014.
  2. Дети с ограниченными возможностями: проблемы инновационных тенденций обучения и воспитания: Хрестоматия /Сост. Л.В. Калинникова, Н.Д.Соколова. — М., 2005.
  3. ДружининаЛ.А.Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. — М., 2006.
  4. ЕкжановаЕ.А., СтребелеваЕ.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста. — СПб., — 2008.
  5. ЕкжановаЕ.А., СтребелеваЕ.А. Коррекционно-развивающееобучение и воспитание: Программа дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. — М.,2003.
  6. Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь. — М., 2008.
  7. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания/Под ред. Е.А. Стребелевой. —2­еизд. —М.,2004.

Архипова Е.Ф. доктор педагогических наук, профессор МПГУ , г.Москва.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]