Современные технологии математического развития дошкольниковпрезентация


Современные технологии математического развития дошкольниковпрезентация

Слайд 1

Современные технологии математического развития дошкольников

Слайд 2

В последние годы в теории и практике дошкольного образования все чаще употребляется термин «технология». Применительно к методике математического развития дошкольников говорят о технологиях обучения, математического развития, технологии развития количественных представлений у дошкольников, технологии логико-математического развития и обучения дошкольников.

Слайд 3

Характерной особенностью технологии является четкая структурированность и алгоритмизация , которая понимается как выделение последовательных процедур и операций, объединенных внутренней логикой функционирования и развития данного процесса.

Слайд 4

Современные технологии математического развития дошкольников направлены на: активизацию познавательной деятельности ребенка, освоение ребенком связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира.

Слайд 5

ПРОБЛЕМНО — ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ . Одна из наиболее эффективных технологий, близких ребенку по своей сути. В её основе лежит активный, осознанный поиск ребенком способа достижения результата на основе принятия им цели деятельности и самостоятельного размышления по поводу предстоящих практических действий, ведущих к результату . Цель — развитие познавательно-творческих способностей детей в логико-математической деятельности.

Слайд 6

ПРОБЛЕМНО — ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ позволяет ребенку: овладеть средствами (сенсорные эталоны, речь, схемы и модели) и способами познания (сравнением, обследованием, классификацией, сериацией), накопить логико-математический опыт .

Слайд 7

ПРОБЛЕМНО — ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В работе. Михайловой З. А. представлена в системе следующих средств: логико-математические игры; логико-математические сюжетные игры (занятия); проблемные ситуации и вопросы; творческие задачи, вопросы и ситуации; экспериментирование и исследовательская деятельность.

Слайд 8

2. Сюжетная логико-математическая игра. Носовой Е.А. разработан комплекс таких игр и упражнений («Помоги муравьишкам», «Найди клад», «Засели домики», «У кого в гостях Винни-Пух и Пятачок»), которые представлены в книге «Логика и математика в детском саду». Автор разделила все игры на группы: игры на выявление и абстрагирование свойств предметов; игры на освоение детьми сравнения, классификации и обобщения; игры на овладение логическими действиями и мыслительными операциями.

Слайд 9

Данная технология может быть представлена последовательными шагами: от освоения игры в совместной деятельности взрослого с ребенком к участию в играх на уровне самодеятельности; переход к участию в играх на более высоком уровне; вновь возникающие игры взрослого с детьми или успешно играющими в них детьми (отличаются измененным сюжетом, преобразованным ходом игры)

Слайд 10

3. Творческие задачи, вопросы и ситуации . помогают ребенку: устанавливать разнообразные связи, выявлять причину по следствию, а самое главное – ребенок начинает испытывать удовольствие от умственной работы, от процесса мышления, от осознания собственных возможностей .

Слайд 11

4. Проблемная ситуация рассматривается как: средство овладения поисковыми действиями, умение формулировать собственные мысли о способах поиска и предполагаемом результате. (занимательные задачи, задачи-шутки, которые заставляют детей задуматься и установить связи объектов по форме, соотношению частей, расположению их в пространстве, количественному значению).

Слайд 12

5. Экспериментирование и исследовательская деятельность. Главный путь развития исследовательского поведения ребенка — собственная исследовательская практика . Осуществляется в детском экспериментировании , в процессе которого дети осваивают: действия по измерению, комбинированию, преобразованию различных материалов и веществ; принцип сохранения; знакомятся с приборами (термометр, весы, зеркало, магнит и др.); учатся использовать познавательные книги как источник информации. (при сравнении веса сухого и мокрого песка, дети замечают, что мокрый песок тяжелее. После дополнительных вопросов педагога дети формулируют вывод: «В мокром песке вода есть, — поэтому он тяжелее»).

Слайд 13

Экспериментирование и исследовательская деятельность. результаты исследовательской деятельности : новая информация об исследуемом объекте , его свойствах, качествах, строении, связях с другими объектами (о геометрических формах, величинах, разных способах измерения, зависимостях чисел); новая информация о другом (дополнительном) исследуемом объекте (о простых приборах для измерения длин; об отражении предметов в воде, зеркале; действия магнита); знания о способах исследования и его результатах (о простейших опытах, экспериментах, выдвижении предположений, необходимости варьирования при выборе способов организации исследования, оценке результата и прогнозе дальнейших исследований).

Слайд 14

ТЕХНОЛОГИЯ ТРИЗ В её основе лежит не просто обучение детей математике, сколько открытие способов получения верного результата . Проблемные ситуации являются частью технологии ТРИЗ . Авторы предлагают выделять проблемные ситуации из хорошо знакомых ребенку мультфильмов, художественных фильмов, учебного интернета, сказок, рассказов, сюжетных игр ( противоречие в произведении К. Чуковского «Федорино горе»: оставить Федоре посуду, чтобы она могла готовить и принимать пищу или лишить ее посуды за плохое обращение?). По теории ТРИЗ нужно «обратить вред в пользу».

Слайд 15

ТЕХНОЛОГИЯ ТРИЗ Для математического развития детей рекомендуют применять следующие типы ТРИЗ — упражнений : «Поиск общих признаков» — найти у двух разных объектов как можно больше общих признаков; «Третий лишний» — взять три объекта, разные по смысловой оси, найти в двух из них такие сходные признаки, которых нет в третьем; «Поиск противоположных объектов» – назвать объект и как можно больше объектов, противоположных ему.

Слайд 16

ТЕХНОЛОГИЯ ТРИЗ Наряду с упражнениями ТРИЗ — технология предлагает специальные игры, составленные педагогом на основе известных детям сюжетов, типа : «Хорошо-плохо » (в качестве объекта выбирается треугольник, необходимо назвать все хорошее, что связано в жизни людей с треугольником: похож на крышу дома, устойчивый, похож на косынку; и все плохое: острый, не катается, заваливается). «Выбери троих»( предлагается назвать три слова, имеющих отношение к математике и рассказать, для чего они нужны и как могут взаимодействовать; — «круг», «четыре», «маленький» — в игре можно использовать четыре круга как тарелки для кукол). «Да и нет» (педагог загадывает слово, а дети разгадывают, задавая вопросы так, чтобы педагог мог отвечать только «да» или «нет».).

Слайд 17

ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ Суть эвристической технологии (Г.А. Репина) состоит в погружении ребенка в ситуацию первооткрывателя . Ребенку предлагается открыть неизвестное для него знание . Цель технологии — оказание помощи ребенку в открытии каналов общения с миром математики и осознание ее особенностей.

Слайд 18

ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ Авторы эвристической технологии рекомендуют использовать когнитивные и креативные (творческие) методы . К когнитивным методам относят: метод вживания, метод эвристических вопросов, метод ошибок и др. — Методы вживания — «вчувствование», «вселение» ребенка в состояние изучаемого объекта, «очеловечивание» предмета посредством чувственно-образных и мысленных представлений и познание его изнутри. (представь себе, что ты число 5 (условная мерка, треугольник, цилиндр). Какой ты? Для чего ты существуешь? С кем дружишь? Из чего состоишь? Что тебе нравится делать?) — Эвристические вопросы – позволяют ребенку получить сведения об изучаемом объекте ( Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда?), которые дают возможность для необычного видения объекта. — Метод ошибок – использование ошибок для углубления образовательного процесса. Метод помогает преодолеть негативное отношение педагога к ошибкам детей и боязнь детей совершить ошибку. (Например, когда ребенок ошибочно утверждает, что 4 меньше 3, задайте вопрос: может ли быть на самом деле, что 4 меньше 3. Да, может, если речь идет о 4 днях и 3 неделях.)

Слайд 19

ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ К креативным относятся методы придумывания, гиперболизации, мозгового штурма, метод синектики . — Метод придумывания заключается в создании неизвестного ранее продукта в результате использования приемов умственного моделирования: замещение одного качества другим, отыскание свойств объекта в другой среде. Например, нарисовать город с жителями — сказочными числами. — Метод гиперболизации предполагает увеличение или уменьшение изучаемого объекта и его отдельных частей или качеств с целью выявления его сущности. Например, придумайте многоугольник с самым большим количеством углов. — Агглютинация – это соединение качеств, частей объектов, несоединимых в реальной жизни. Например, вершина пропасти, пустое множество.

Слайд 20

ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ Метод мозгового штурма пользуется большой популярностью на современном этапе. Ситуация введения мозгового штурма может возникнуть стихийно при решении какой-либо познавательной задачи, во время игры-занятия. Воспитатель может предложить детям выдвигать любые решения создавшейся проблемы удачные и неудачные. Идеи можно записать. (Например, как выручить бусинку из «ледяного плена» (бусинка в кубике льда)? Идеи: прорубить лед! Подержать в руках и кубик льда растает.) Педагог принимает любые идеи без эмоциональной и рациональной оценки . К выводам дети приходят сами на основе анализа , после того, как будут высказаны все идеи.

Слайд 21

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Сегодня информационные технологии затрагивают все сферы жизни, служат общим и личным интересам человека, направлены на раскрытие его потенциальных возможностей. Компьютер несет в себе новые игровые и обучающие возможности и для детей – дошкольников.

Слайд 22

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В настоящее время в НИИ дошкольного воспитания, в РФ, разрабатываются теоретические основы применения научных информационных технологий в воспитательно – образовательной системе ДОУ . Уже созданы несколько серий программ для дошкольников , которые условно, в зависимости от педагогической направленности, делятся на группы: — Обучающие (имеют предметный характер) – математика, родной язык, музыка…, содержание и ход представленных в них игр четко очерчен. — Развивающие — побуждают детей к творческим самостоятельным играм и общению со сверстниками(дети сами ищут способы решения игровых задач, свободны в выборе сюжетов и средств для их передачи. — Диагностические – позволяют выявить уровень тех или иных умений, способностей, интересов ребенка. В определенном смысле любую компьютерную программу можно считать развивающей. Если она способствует совершенствованию восприятия, памяти, воображения, мышления.

Слайд 23

ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА « СИТУАЦИЯ» (Людмила Георгиевна Петерсон) Деятельностный подход — такая организация образовательного процесса, при котором ребенок осваивает культуру не путем простой передачи информации, а в ПРОЦЕССЕ СОБСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Слайд 24

Технология « СИТУАЦИЯ» Включает 6 последовательных этапов: Введение в ситуацию; Актуализация знаний и умений; Затруднение в ситуации; « Открытие» нового знания; Включение нового знания( способа действия) в систему знаний и умений; Осмысление.

Слайд 25

1. Введение в ситуацию Задачи, решаемые в совместной деятельности взрослого и детей : Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность, формулировка детьми так называемой «детской» цели.

Слайд 26

2. Актуализация знаний и умений Задачи, решаемые в совместной деятельности взрослого и детей: Организация познавательной деятельности, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые им для «открытия» нового знания.

Слайд 27

3. Затруднение в ситуации Задачи, решаемые в совместной деятельности взрослого и детей: Столкновение с затруднением, анализ возникшей ситуации: фиксация затруднения, выявление его причины (недостаточности знаний, знакомых способов действий ) . «СМОГЛИ? ПОЧЕМУ не СМОГЛИ?»

Слайд 28

4. « Открытие» нового знания Задачи, решаемые в совместной деятельности взрослого и детей: Выбор способа преодоления затруднения, выдвижение и обоснование гипотез. Определение порядка действий. Реализация плана — поиск и «открытие новых знаний (способов действий) через использование различных форм организации детских видов деятельности, обеспечивающих, с одной стороны преодоление затруднения (достижение «детской» цели, а с другой — решение программных задач обучения воспитания, развития («взрослую» цель). Фиксация нового знания (способа действия) в речи и, возможно, знаково. «Что нужно делать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать?», «Как мы это сможем узнать?)

Слайд 29

5. Включение нового знания( способа действия) в систему знаний и умений Задачи, решаемые в совместной деятельности взрослого и детей: Использование нового знания (способа действия) совместно с освоенными ранее способами, с проговариванием вслух алгоритма, способа. Самопроверка по образцу и (или) взаимопроверка (если запланировано). Использование новых знаний (способов действия) в совместной деятельности: работа в парах, микрогруппах (если запланировано). Что вы сейчас будете делать? ? Как будете выполнять задание? С чего начнете? Как узнаете, что выполнили задание правильно?»

Слайд 30

6. Осмысление Задачи, решаемые в совместной деятельности взрослого и детей: Фиксирование детьми достижения «детской» цели. Проговаривание воспитателем (в младшей и средней группе) или детьми (в старшей или подготовительной к школе группе) условий, которые позволили достигнуть этой цели. Акцентирование на успешном опыте преодоления трудностей через выявление и устранение их причин. « Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» — воспитатель помогает детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели. А далее, с помощью вопросов : «Как вам это удалось?», «Что вы делали чтобы достичь цели?», «Какие знания (умения, личностные качества) вам пригодились?» — подводит детей к тому, что «детскую» цель они достигли благодаря тому, что они что-то узнали, чему-то научились, определенным образом проявили себя, то есть сводит воедино «детскую» и «взрослую» цели («Удалось …, потому что узнали (научились)…»).

Слайд 31

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Теория и технология развития математических представлений у детей


Методические рекомендации по формированию представлений о величинах в ДОУ Особенности развития представлений о величинах Методические рекомендации по формированию представлений о у детей величинах в ДОУ Трудно воспринимают сущность величины Сначала рассматриваем предметы резко контрастные по величине (в 3 4 раза) и одинаковые по всем другим признакам (цвет, форма, …). Одну величину изучаем на большом разнообразии наглядного материала. Далее упражнения на классификацию предметов по размерам. Легче воспринимают размеры предмета, Сначала сравниваем предметы, находящиеся непосредственно перед находящегося близко, чем на расстоянии ребенком или у него в руках, потом на расстоянии, затем по памяти и воображению. Легче воспринимают сравнение контрастных величин Чем младше дети, тем более контрастные по величине предметы даем на сравнение: сначала – неравные, затем – равные по величине. Дети младшего возраста испытывают интерес к С младшими дошкольниками рассматриваем крупные предметы, затем крупным предметам, а старшего – к мелким постепенно уменьшаем размеры раздаточного материала. Детям свойственно закрепление признаков величины Показываем одинаковые предметы разной величины: «Мишки бывают за конкретным предметом: «маленький мяч» , большие, средние, маленькие…» . Раскрываем относительный характер «большой мишка» Величины: «Мишка больше зайца, но меньше слона» . Дети не соотносят размеры предметов с размерами тела, игнорируют этот признак «Феномен Пиаже» восприятию величины мешают другие признаки (цвет, форма) Обсуждаем проблему, показывая способы сравнения размером приложением (прикладыванием) и наложением (примериванием). Проводим большую работу по сравнению предметов по величине, количеству, форме. Практически знакомим со способами сравнения размеров (приложением и наложением). Даем специальные упражнения на развитие глазомера. Легче дается сравнение размеров плоских предметов, Только когда усвоится плоскостное сравнение, переходим к объемным чем объемных предметам. Трудно выделяют в одном предмете различные Сначала рассматриваем предметы с ярко выраженным одним параметром, а параметры величины затем объясняем, что предмет можно характеризовать по нескольким параметрам: «ленты одинаковые по длине, но разные по ширине» . Сравниваем предметы сначала по одному параметру, потом – по двум, затем – по трем: «Дом большой, так как он длинный, широкий, высокий» Не соблюдают пропорции в рисунках Тренируем в изображении предметов разной величины и обговариваем соответствие их размеров

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]