Теория и методика математического развития детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это время, когда познавательное, нравственное, физическое развитие ребенка происходит особенно интенсивно. В частности, именно до 5-6 лет ребенок приобретает более половины суммарных навыков мышления, которые пригодятся ему в будущем. Именно поэтому ему необходимо уделять особое внимание. В частности именно в этом возрасте у ребенка должны отложиться первые математические навыки. Рассмотрим теоретические основы математического развития детей младшего и старшего дошкольного возраста.


Занятие по математике в детсаду, старшая группа

Почему это так важно?

  1. Математика является одним из наиболее значимых, предметов. Однако именно он зачастую вызывает у учащихся немалые трудности
  2. Изучение этого предмета благотворно сказывается на познавательных способностях ребенка (мышлении, памяти, речи)
  3. Математические навыки совершенствуют эмоционально-волевую сферу, формируют настойчивость и целеустремленность
  4. Совершенствуется основы воображения ребенка


Роль математики в жизни

Какие навыки должны быть сформированы у ребенка к концу дошкольного периода?

К окончанию дошкольного периода ребенок должен обладать следующими математическими умениями и навыками:

  • Способность к сравнению величин по базовым признакам; сформированность представлений о понятиях «больше-меньше», «выше-ниже» и т.д.
  • Способность к группировке предметов по их базовым свойствам (основы – величина, цвет, назначение, материал, форма)
  • Способность к сопоставлению части-целого; умение собирать картинку не менее чем из 12-24 фрагментов
  • Сформированные навыки счета и умение производить математические операции с числами в пределах десяти
  • Сформированность у детей количественных и качественных представлений предмета


Суть математического развития

Методы обучения детей математике

Лекция 5.

1. Методы обучения детей математике. 2. Особая роль игровых и практических методов в усвоении математических знаний. 3. Дидактический наглядный материал: виды наглядного материала, принципы его подбора для занятий с детьми. 4. Методика обучения образованию множеств из отдельных элементов на основе выделения свойств, выделению элементов из множества и сравнение множеств приемами наложения и приложения путем установления взаимооднозначных соответствий

Разные науки используют понятие метода в связи со своей спецификой. Так, философская наука трактует метод (греч. metodos — буквально «путь к чему-то») в самом общем значении как способ достижения цели, определенным обра­зом упорядоченная деятельность.

Методесть способ воспро­изведения, средство познания изучаемого предмета. В основе методов лежат объективные законы действительности. Метод неразрывно связан с теорией.

В педагогике метод характеризуется как целенаправлен­ная система действий воспитателя и детей, соответствую­щих целям обучения, содержанию учебного материала, са­мой сущности предмета, уровню умственного развития ре­бенка.

В теории и методике математического развития детей термин «метод» употребляется в двух смыслах: широком и узком. Метод может обозначать исторически сложившийся подход к математической подготовке детей в детском саду (монографический, вычислительный и метод взаимно-об­ратных действий).

В педагогике существует концепция, которая базируется на использовании одного метода (монометода). К такой кон­цепции относится теория поэтапного формирования умст­венной деятельности (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина). Процесс формирования деятельности рассматривается авто­рами как процесс передачи социального опыта. Это проис­ходит не исключительно путем взаимодействия учителя с учащимися, а скорее через интериоризацию соответствую­щей деятельности, формирование ее сначала во внешней ма­териальной форме, а затем преобразование во внутреннюю психическую деятельность.

Однако форсирование какого-либо одного метода обуче­ния не получило должного подтверждения на практике.

Наиболее рациональным, как показывает опыт, является со­четание разнообразных методов.

При выборе методов учитываются:

— цели, задачи обучения;

— содержание формируемых знаний на данном этапе;

— возрастные и индивидуальные особенности детей;

— наличие необходимых дидактических средств;

— личное отношение воспитателя к тем или иным методам;

— конкретные условия, в которых протекает процесс обуче­ния и др.

Теория и практика обучения накопила определенный опыт использования разных методов обучения в работе с деть­ми дошкольного возраста.При этом классификация методов используется с опорой на средства обучения.

В начале XX в. классификация методов в основном осуществлялась по источнику получения знаний — это были словесные, на­глядные, практические методы.

Практические методы (упражнения, опыты, продуктивная деятельность) наиболее соответствуют возрастным особен­ностям и уровню развития мышления дошкольников. Сущ­ностью этих методов является выполнение детьми действий, которые состоят из рада операций. Например, счет предметов: называть числительные по порядку, соотносить каждое числи­тельное с отдельным предметом, показывая на него пальцем или останавливая взгляд на нем, последнее числительное соот­носить со всем количеством, запоминать итоговое число.

Однако излишнее использование практических методов, задержка на уровне практических действий может отрицатель­но сказываться на развитии ребенка.

Практические методы характеризуются прежде всего са­мостоятельным выполнением действий, применением ди­дактического материала. На базе практических действий у ребенка возникают первые представления о формируемых знаниях. Практические методы обеспечивают выработку умений и навыков, позволяют широко использовать приоб­ретенные умения в других видах деятельности.

Наглядные и словесные методы в обучении математике не яв­ляются самостоятельными. Они сопутствуют практическим и игровым методам. Но это отнюдь не умаляет их значения в ма­тематическом развитии детей.

К наглядным методам обучения относятся: демонстра­ция объектов и иллюстраций, наблюдение, показ, рассмат­ривание таблиц, моделей.

К словесным методам относятся: рассказывание, беседа, объяснение, пояснения, словесные дидактические игры. Часто на одном занятии используются разные методы в разном их сочетании.

Составные части метода называются методическими приемами.

Основными из них, используемыми на занятиях по математике, являются: накладывание, прикладывание, дидактичекие игры, сравнение, указания, вопросы к детям, обследование, показ и т. д.

Между методами и методическими приемами, как изве­стно, возможны взаимопереходы. Так, дидактическая игра может быть использована как метод, особенно в работе с младшими детьми, если воспитатель с помощью игры фор­мирует знания и умения, но может — и как дидактический прием, когда игра используется, например, с целью повыше­ния активности детей («Кто быстрее?», «Наведи порядок»).

Широко распространенным является методический прием — показ. Этот прием является демонстрацией, он может характеризоваться как наглядно-практически-дей­ственный.

К показу предъявляются определенные требова­ния: четкость и расчлененность; согласованность действия и слова; точность, краткость, выразительность речи.

Одним из существенных словесных приемов в обучении детей математике является инструкция, отражающая суть той деятельности, которую предстоит выполнить детям. В стар­шей группе инструкция носит целостный характер, дается до выполнения задания. В младшей группе инструкция должна быть короткой, нередко дается по ходу выполнения действий.

Особое место в методике обучения математике занимают вопросы к детям. Они могут быть репродуктивно-мнемические, репродуктивно-познавательные, продуктивно-позна­вательные. При этом вопросы должны быть точными, конк­ретными, лаконичными. Для них характерна логическая по­следовательность и разнообразие формулировок. В процессе обучения должно быть оптимальное сочетание репродуктив­ных и продуктивных вопросов в зависимости от возраста де­тей, изучаемого материала. Вопросы ценны тем, что они обеспечивают развитие мышления. Следует избегать под­сказывающих и альтернативных вопросов.

Система вопросов и ответов детей в педагогике называется беседой. В ходе беседы воспитатель следит за правильным ис­пользованием детьми математической терминологии, гра­мотностью речи. Это сопровождается различными пояснени­ями. Благодаря пояснениям уточняются непосредственные восприятия детей. Например, воспитатель учит детей обсле­довать геометрическую фигуру и при этом поясняет: «Возьми­те фигуру в левую руку — вот так, указательным пальцем пра­вой руки обведите, покажите стороны квадрата (прямоуголь­ника, треугольника), они одинаковы. У квадрата есть углы. Покажите углы». Или другой пример. Воспитатель учит детей измерению, показ практических действий сопровождает по­яснениями, как следует наложить меру, обозначить ее конец, снять ее, снова наложить. Потом показывает и рассказывает, как подсчитываются меры.

Чем старше дети, тем большее значение в их обучении имеют проблемные вопросы и проблемные ситуации.

Проб­лемные ситуации возникают тогда, когда:

— связь между фактом и результатом раскрывается не сразу, а постепенно. При этом возникает вопрос: что это такое? (опускаем разные предметы в воду: одни тонут, а другие — нет);

— после изложения некоторой части материала ребенку необходимо сделать предположение (эксперимент с теп­лой водой, таянием льда, решение задач);

— использование слов «иногда», «некоторые», «только в от­дельных случаях» служит своеобразными опознаватель­ными признаками или сигналами фактов или результатов (игры с обручами);

— для понятия факта необходимо сопоставить его с другими фактами, создать систему рассуждений, т. е. выполнить некоторые умственные операции (измерение разными мерами, счет группами и др.).

Многочисленные экспериментальные исследования дока­зали, что при выборе метода важным является учет содержания формируемых знаний. Так, при формировании пространствен­ных и временных представлений ведущими методами явля­ются дидактические игры и упражнения (Т. Д. Рихтерман, О. А. Фунтикова и др.). При ознакомлении детей с формой и величиной наряду с различными игровыми методами и прие­мами используются наглядные и практические.

Место игрового метода в процессе обучения оценивается по-разному. В последние годы разработана идея простейшей логической подготовки дошкольников, введения их в область логико-математических представлений (свойства, операции с множествами) на основе использования специальной серии «обучающих» игр (А. А. Столяр). Эти игры ценны тем, что они актуализируют скрытые интеллектуальные возможности де­тей, развивают их (Б. П. Никитин).

Обеспечить всестороннюю математическую подготовку детей все-таки удается при умелом сочетании игровых мето­дов и методов прямого обучения. Хотя понятно, что игра увлекает детей, не перегружает их умственно и физически. Постепенный переход от интереса детей к игре к интересу к учению совершенно естествен.

Весь наглядный материал условно мож­но разделить на два вида: демонстрационныйираздаточный.

Демонстрационный отличается от раздаточного размером и назначением. Демонстрационный материал больше по раз­меру, а раздаточный — меньше.

Значение демонстрационного наглядного материала за­ключается в том, что с его помощью можно сделать процесс обучения интересным, доступным и понятным детям, со­здать условия, чувственную опору для формирования конк­ретных математических представлений, для развития позна­вательных интересов и способностей.

Значение раздаточного наглядного материала заключает­ся прежде всего в том, что он дает возможность придать про­цессу обучения действенный характер, включить ребенка непосредственно в практическую деятельность.

Средствами наглядности могут быть реальные предметы и явления окружающей действительности, игрушки, геомет­рические фигуры, карточки с изображением математиче­ских символов — цифр, знаков, действий (рис. 1—4); широ­ко используется словесная наглядность — образное описа­ние объекта, явления окружающего мира, художественные произведения, устное народное творчество и др.

Характер наглядности, ее количество и место в учебном процессе зависят от цели и задач обучения, от уровня усвоения детьми знаний и умений, от места и соотношения конкретного и абстрактного на разных этапах усвоения знаний.

Так, при формировании у детей начальных представлений о числе и счете в качестве наглядного материала широко используются разнообразные конкретные множества, при этом весьма суще­ственно их разнообразие (множество предметов, их изображе­ний, звуков, движений). Воспитатель обращает внимание де­тей на то, что множество состоит из отдельных элементов, оно может быть поделено на части (подмножество). Дети практи­чески действуют с множеством, постепенно усваивая данное свойство множества при наглядном сравнении — коли­чество.

Наглядный материал способствует пониманию детьми того, что любое множество состоит из отдельных групп пред­метов, которые могут пребывать в одинаковом и неодинако­вом количественном соотношении, а это готовит их к усвое­нию счета с помощью слов-числительных. Одновременно дети учатся раскладывать предметы правой рукой слева на­право.

Постепенно, овладевая счетом множеств, состоящих из разных предметов, дети начинают понимать, что число не за­висит ни от размера предметов, ни от характера их размеще­ния. Упражняясь в наглядном количественном сравнении множеств, дети на практике осознают соотношения между смежными числами (6 меньше 7, а 7 больше 6) и учатся уста­навливать равенство. На следующем этапе обучения конк­ретные множества заменяются «числовыми фигурами», «числовой лесенкой» и др.

В качестве наглядного материала используются сюжет­ные картинки, рисунки. Так, рассматривание художествен­ных картин дает возможность осознать, выделить, уточнить временные и пространственные отношения, характерные особенности величины, формы окружающих предметов.

В конце третьего — начале четвертого года жизни ребенок способен воспринимать множество, представленное с помо­щью символов, знаков(квадраты, кружки и др.). Использо­вание знаков (символической наглядности) дает возмож­ность выделять существенные признаки, связи и отношения в определенной чувственно-наглядной форме. Особое зна­чение символическая наглядность имеет при обучении детей вычислительной деятельности (использование цифр, знаков арифметических действий, моделей), при формировании у них пространственных и временных представлений.

Без непосредственной практической ориентировки ребен­ка в пространстве невозможно формирование пространствен­ных представлений и понятий. Однако на определенном этапе обучения, когда необходимо понимание детьми пространст­венных отношений, более существенным является не практи­ческая ориентировка в пространстве, а именно восприятие и понимание пространственные отношений с помощью графи­ков, схем, моделей.

Формирование у детей представлений и понятий о величине и форме просто невозможно без наглядности. В связи с этим используются разнообразные фигуры как эталоны формы, графические и модельные изображения фор­мы. Одной из наиболее распространенных форм наглядностей являются учебные таблицы. Использование таблиц имеет пе­дагогический эффект лишь в том случае, если демонстрация их связана не только с пояснением воспитателя во время изложе­ния нового материала, но и с организацией самостоятельной работы детей.

На занятиях по математике широко используются посо­бия-аппликации (таблица со сменными деталями, которые закрепляются на вертикальной или наклонной плоскости с помощью магнитиков или другими способами), фланелеграф. Эта форма наглядности дает возможность детям прини­мать активное участие в изготовлении аппликаций, делать учебные занятия более интересными и продуктивными. По­собия-аппликации динамичны, дают возможность варьиро­вать, разнообразить модели. Например, с помощью фланелеграфа удобно перегруппировывать геометрические фигу­ры, решать арифметические задачи и примеры.

К наглядности относятся и технические средства обуче­ния (ТСО). Среди технических средств обучения математике наибольшее значение приобретают экранные средства — ТВ, экраны и др. Использование техниче­ских средств дает возможность полнее реализовать возмож­ности воспитателя, использовать готовые изографические или печатные материалы.

Воспитатели могут сами изготавливать на­глядный материал, а также приобщать детей к этому (осо­бенно при изготовлении раздаточного наглядного материа­ла).

Материал изготавливается из бумаги, картона, поролона, папье-маше. Часто в качестве счетного материала использу­ется природный (каштаны, желуди, камушки). Чтобы этот материал имел эстетический вид, его покрывают красками и лаками.

Для иллюстрации разных понятий, связанных с множест­вами предметов, нередко используются универсальные мно­жества. Такие множества-блоки в свое время были предло­жены Л. С. Выготским и венгерским психологом-математи­ком Д. Дьенешем. Позднее более детально этот материал разработал и описал логические упражнения с ним А. А. Сто­ляр.

Наглядный материал должен соответствовать определен­ным требованиям:

— предметы для счета и их изображения должны быть из­вестны детям, они берутся из окружающей жизни;

— чтобы научить детей сравнивать количества в разных со­вокупностях, необходимо разнообразить дидактический материал, который можно было бы воспринимать разны­ми органами чувств (на слух, зрительно, на ощупь);

— наглядный материал должен быть динамичным и в доста­точном количестве; отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

Особые требования предъявляются к методике использо­вания наглядного материала. При подготовке к занятию вос­питатель тщательно продумывает, когда (в какой части заня­тия), в какой деятельности и как будет использованный наглядный материал. Необходимо правильно дозировать на­глядный материал. Негативно сказывается на результатах обучения как недостаточное его использование, так и из­лишки.

Наглядность не должна использоваться только для ак­тивизации внимания. Это слишком узкая цель. Необходи­мо глубже анализировать дидактические задачи и в соот­ветствии с ними подбирать наглядный материал.

Так, если дети получают начальные представления о тех или других свойствах, признаках объекта, то можно ограничиваться небольшим количеством средств. В младшей группе, зна­комя детей с тем, что множество состоит из отдельных эле­ментов, воспитатель демонстрирует множество колец на подносе. И этого бывает достаточно для одного занятия. При ознакомлении детей пятого года жизни с новой геомет­рической фигурой — треугольником — воспитатель демон­стрирует разные по цвету, величине и форме треугольники (равносторонние, разносторонние, равнобедренные, пря­моугольные). Без такого разнообразия невозможно выделить существенные признаки фигуры, т.е. количество сто­рон и углов, невозможно обобщить, абстрагироваться. Для того чтобы показать детям различные связи, отноше­ния, необходимо объединять несколько видов и форм на­глядности. Например, при изучении количественного со­става числа из единиц используются различные игрушки, геометрические фигуры, таблицы и другие виды наглядно­сти на одном занятии.

Способы использования наглядности в учебном процессе раз­личные: демонстрационный, иллюстративный и действенный.

Демонстрационный способ использования наглядности характеризуется тем, что сначала воспитатель показывает, на пример, геометрическую фигуру, а потом вместе с детьми об­следует ее.

Иллюстративный способ предполагает использование наглядного материала для иллюстрации, конкретизации ин­формации воспитателя. Например, при ознакомлении с де­лением целого на части воспитатель подводит детей к необ­ходимости этого процесса, а потом практически выполняет деление.

Для действенного способа использования наглядного материала характерным является связь слова воспитателя с действием. Примером этого может быть обучение детей непосредственному сравнению множеств путем наклады­вания и прикладывания или обучение детей измерению, когда воспитатель рассказывает и показывает, как нужно измерять.

Как правило, на занятиях по математике используются несколько средств, поэтому очень важно продумывать место и порядок их размещения. Демонстрационный материал размещается в удобном для использования месте, в опреде­ленной последовательности. После использования нагляд­ного материала его необходимо убрать, чтобы не отвлекал детей. С этой целью хорошо использовать салфетки, коро­бочки, ширмочки. Раздаточный материал детям младшей группы дают в индивидуальных конвертах, в коробках, на подносах; в старшей группе — на общем подносе для каждо­го стола.

Необходимо научить детей пользоваться раздаточным материалом. Для этого воспитатель следит, чтобы дети осознанно и самостоятельно выполняли практические дей­ствия, аккуратно брали материал правой рукой, размещали его соответственно заданиям, после работы с ним клали на место.

Таким образом, эффективность обучения достигается со­единением слова воспитателя, практических действий детей и различных средств наглядности, поскольку процесс формирования понятий неотделим от конкретных представле­ний, от формирования способов действий.

Необходимые условия проведения математических занятий с ребенком

На чем строится теория и методика математического развития для дошкольников? Для того чтобы занятия были по-настоящему интересны для ребенка, а информация усваивалась им быстрее и легче, их необходимо строить с учетом следующих рекомендаций:

  1. Использование наглядного дидактического материала, подобранного с учетом возрастных и других индивидуальных особенностей ребенка
  2. Наличие у занятия четкого сюжета, согласно которого будет происходить его развитие
  3. Подбор задач в строгом соответствии с возрастными особенностями ребёнка, уровнем его интеллектуального развития
  4. Использование разнообразных методов и форм для создания основы работы (к ним можно отнести решение логических задач, дидактические игры, работа с раздаточным материалом и т.д.)
  5. Многозадачность (направленность на развитие пространственных, временных, количественных представлений)
  6. Использование игровой формы ведения занятий
  7. Акцент на формировании игровой мотивации; элементы сюрпризов и внезапности
  8. Помощь ребенку не только в освоении определенной системы знаний и навыков, но также развитие у него навыков самостоятельной познавательной активности, независимости суждений и т.д.
  9. Формирование оптимальной развивающей среды для развития у ребенка базовых познавательных процессов
  10. Научение детей восприятию количественных и качественных особенностей предмеов, формирование соответствующих представлений


Задачи развития математических способностей

Понятие «Метод»

В теории и методике математического развития детей термин «метод» употребляется в двух смыслах: широком и узком.

Метод -исторически сложившийся подход к математической подготовке детей в детском саду (монографический, вычислительный и метод взаимно-обратных действий).

При выборе методов учитываются:

  • цели, задачи обучения;
  • содержание формируемых знаний на данном этапе;
  • возрастные и индивидуальные особенности детей;
  • наличие необходимых дидактических средств;
  • личное отношение воспитателя к тем или иным методам;
  • конкретные условия, в которых протекает процесс обучения и др.

В начале XX в. классификация методов в основном осуществлялась по источнику получения знаний — это были словесные, наглядные, практические методы.

Практические методы

  • (упражнения, опыты, продуктивная деятельность) наиболее соответствуют возрастным особенностям и уровню развития мышления дошкольников. Сущностью этих методов является выполнение детьми действий, которые состоят из рада операций.
  • Практические методы характеризуются прежде всего самостоятельным выполнением действий, применением дидактического материала. На базе практических действий у ребенка возникают первые представления о формируемых знаниях. Практические методы обеспечивают выработку умений и навыков, позволяют широко использовать приобретенные умения в других видах деятельности.

Наглядные и словесные методы в обучении математике не являются самостоятельными. Они сопутствуют практическим и игровым методам. Но это отнюдь не умаляет их значения в математическом развитии детей

Наглядный и словесный методы

К наглядным методам обучения относятся: демонстрация объектов и иллюстраций, наблюдение, показ, рассматривание таблиц, моделей.

К словесным методам относятся: рассказывание, беседа, объяснение, пояснения, словесные дидактические игры. Часто на одном занятии используются разные методы в разном их сочетании.

Приёмы

Составные части метода называются методическими приемами.

Основными из них, используемыми на занятиях по математике, являются: накладывание, прикладывание, дидактичекие игры, сравнение, указания, вопросы к детям, обследование и т. д.

Приём «Показ»

  • Широко распространенным является методический прием — показ.
  • Этот прием является демонстрацией, он может характеризоваться как наглядно-практически-действенный.
  • К показу предъявляются определенные требования: четкость и расчлененность; согласованность действия и слова; точность, краткость, выразительность речи.

Приём «Инструкция»

Одним из существенных словесных приемов в обучении детей математике является инструкция, отражающая суть той деятельности, которую предстоит выполнить детям.

Приём «Вопросы к детям»

Особое место в методике обучения математике занимают вопросы к детям. Они могут быть репродуктивно-мнемические, репродуктивно-познавательные, продуктивно-познавательные. При этом вопросы должны быть точными, конкретными, лаконичными. Для них характерна логическая последовательность и разнообразие формулировок.

Особенности формирования математических представлений в зависимости от возраста

Учитывая то, что дошкольный возраст условно подразделяется на три основных периода, цели, задачи, а также методы и формы математического воспитания детей также будут различаться.

Младший дошкольный период. В это время необходимые математические навыки и представления только начинают развиваться. Поэтому ребенку необходимо дать представление о базовых операциях. Лучшими играми на развитие навыков мышления – детская мозаика (от 5 фрагментов), сложение геометрических фигур (от 4 деталей). Особого внимания к себе требует методика развития количественных и качественных представлений у дошкольников.

Средний дошкольный период. Происходит активное развитие знаково-символической функции сознания. Ребенка уже можно приучать к счету и самым простым математическим операциям. Закладываются основы логического мышления. К числу наиболее предпочтительных игр относятся: «Нелепицы», «Сосчитай предметы, «Найди пару», «Математическое лото», «Домино фигур». Для развития аналитико-синтетических способностей ребенка ему можно предложить игры наподобие танграма, где ему нужно будет составить из отдельных частей геометрическую фигуру, силуэт животного и т.д.


Индивидуальное занятие на определение уровня математического развития

В старшем дошкольном возрасте для детей все более заметную и значимую роль начинает играть самостоятельность ребенка, его способность к самоорганизации. Все более значимую роль приобретает логическое мышление.

Ребёнок начинает пробовать составлять рассказы по картинкам, составлять логические ряды, соблюдая правильную последовательность элементов.


Математические тесты для малышей 3-4 лет

Какие методы лучше всего использовать для развития математических представлений дошкольника?

Наглядный метод играет наиболее важную роль в обучении детей математике, особенно – если речь идет о младшем дошкольном периоде.


Методы развития математических знаний

Различают следующие разновидности наглядного метода обучения:

  • Работа с раздаточным, либо демонстрационным материалом. Использование бессюжетного или сюжетного метода (за основу можно взять сюжет любой знакомой ребенку сказки, где фигурировали бы счет или числа)
  • Объемный или плоскостной. Занятия с использованием специальных счетных материалов (например, детских счет, палочек, кубиков и т.д.)
  • Самодельный, либо фабричный.


Раздаточный материал для математических занятий
Для того чтобы эффективнее использовать наглядный материал, необходимо строить развивающие занятия с учетом следующих закономерностей:

  1. Изучение каждой новой темы должно начинаться с более объемного наглядного материала. Это упростит его восприятие ребенком
  2. По мере взросления ребенка необходимо сделать так, чтобы доля объемного и сюжетного наглядного материала понижалась, а доля плоского и бессюжетного возрастала
  3. Желательно использовать несколько типов наглядного материала для решения одной программной задачи
  4. Очень желательно заранее ознакомить ребенка с новым для него для него материалом

Отдельно стоит рассмотреть требования, предъявляемые к наглядным пособиям.


Дидактический материал для занятий
Как мы уже указали выше, он может быть как готовым заводским, так и сделанным руками родителей. Тем не менее важно, чтобы он соответствовал следующему:

  • Гигиеничность. Игрушки должны быть сделаны из экологически чистых, безопасных материалов и иметь все необходимые сертификаты
  • Эстетичность. Привлекательный материал скорее привлечет внимание ребенка
  • Реальность, позволяющая ребенку воспринимать изучаемый материал без искажений
  • Прочность и надежность
  • Разнообразие и достаточное количество для возможности использовать вариативные техники
  • Принцип логического построения, объединяющего основы материала
  • Однородность


Игровой уголок с дидактическим материалов
Существенным плюсом практического метода обучения является то, что он в наиболее полной степени объясняет ребенку то, зачем он изучает тот или иной материал. И как именно полученные знания смогут пригодиться ему в будущем?

  1. Активное применение на практике разнообразного дидактического материала
  2. Выполнение разнообразных как умственных, так и практических действий
  3. Развитие навыка прогнозирования результата действий с дидактическим материалом различного вида
  4. Не только привитие ребенку математических навыков, но и подробное разъяснение их роли в жизни ребенка (в игровой деятельности, в быту и т.д.)

Словесный метод обучения строится на непосредственном взаимодействии ребенка с родителем, либо воспитателем.

Именно поэтому основные требования, предъявляемые к этому методу, будут направлены на речь участников процесса

Речь родителя, либо воспитателя, должна быть:

  • Грамотной
  • Четкой
  • Эмоциональной и живой
  • Доступной
  • Доброжелательной
  • Умеренно громкой


Развитие речи на занятиях по математике
Темп речь, ее интонацию и другие особенности необходимо корректировать в зависимости от индивидуально-возрастных особенностей ребенка. Например, ребенок младшего дошкольного возраста намного лучше воспринимает довольно медленную речь; несформированные процессы памяти требуют многократных повторений.


Развитие логики и пространственного мышления в игровой форме

Разговаривая с ребенком более старшего возраста, можно несколько ускорить темп речи, а также активнее использовать проблемные ситуации.

Определенные требования предъявляются также и к речи детей. Она должна быть:

  • Грамотная
  • Содержать необходимую математическую терминологию и основы математики по возрасту
  • Разборчивая и понятная
  • Ребенок должен говорить полными распространенными предложениями с правильным грамматическим строем
  • Иметь достаточную громкость

3.4. Формы работы по предматематическому развитию детей

3..4. Формы работы по предматематическому развитию детей дошкольного возраста.

  1. Формы работы по предматематическому развитию детей дошкольного возраста.
  2. Типы и виды занятий, их особенности, структура
  3. Формы работы вне занятий
  1. Формы работы по предматематическому развитию детей дошкольного возраста.

В дидактике «форма» (уст­ройство, строй, система организации, внутренняя структу­ра) рассматривается как способ построения учебной дея­тельности. Организационные формы обучения должны на­дежно обеспечивать осуществление задач образовательного процесса, конечная цель которого — содействие всестороннему и в первую очередь интеллектуальному развитию детей.

Разнообразие форм обучения

определяется количеством воспитанников, местом и временем проведения занятий, спо­собами деятельности детей, а также способами руководства этой деятельностью со стороны педагога.

Исходя из особен­ностей организации обучения, определяемой количеством обучающихся, различают индивидуальную, коллективную и групповую (дифференцированную) формы обучения

.

Индивидуальное обучение

– заключается в том, что ребёнок получает новые представления, выполняет разные задания, имеет возможность получения при этом непосредственной помощи со стороны взрослого.

Коллективное обучение

– предусматривает работу воспитателя с группой детей. Тут взаимная помощь и взаимное обучение. Недостатком является то, что недостаточно учитываются индивидуальные отличия.

Дифференцированное обучение

в педагогической практике называют «групповым», «индивидуально-групповым», или «коллективно-групповым» обучением. Дифференцированное обучение осуществляется по следующим
критериям:

  • по способностям, или не способностям к обучению;
  • по интересам;
  • по объёму материала и степени его сложности;
  • по степени самостоятельности и темпу продвижения в обучении.

В 40-е годы 20 века Леушина А.М. впервые предложила занятия как форму обучения математике в детском саду

. Метлина Л.С. в 80-е годы разработала конспекты занятий по математике для всех возрастных групп детей дошкольного возраста. До 90-х годов считалось, что основной формой обучения математике дошкольников является занятие. Для обучения детей математике проводились занятия 1 раз в неделю.

Однако надо учитывать, что те математические представления, которые формируются в дошкольном возрасте, носят для детей прикладной характер. Математические представления нужны детям для ежедневной ориентировки в окружающем мире. Поэтому они должны формироваться в разнообразных видах деятельности (общение, игровая, познавательно-практическая, художественная, трудовая).

  1. Типы и виды занятий, их особенности, структура.

На современном этапе развития системы дошкольного образования государственными документами (Кодекс об образовании Республики Беларусь, Стандарты дошкольного образования, Типовой учебный план дошкольного образования) определен статус игры, занятия

как
основной формы
специально орга­низованного образовательного процесса.

Количество занятий по
образовательнойобласти
«
Элементарныематематическиепредставления
» и время, отведенное на их проведение, регламентированы Типовым учебным планом дошкольного образования.

  • первая младшая группа – 1 раз в 2 недели (10мин.)
  • вторая младшая группа – 1 раз в неделю (15мин.)
  • средняя группа – 1 раз в неделю (20 мин.)
  • старшая группа 5-6 лет – 1 раз в неделю (25мин.)
  • старшая группа 6-7 лет – 1 раз в неделю (30мин.)

Занятия по образовательной области «Элементарные математические представления» проводятся в середине недели в первой половине дня в сочетании с занятиями, не требующими высокой умственной нагрузки (физкультурными, музыкальными занятиями или занятиями по изобразительному искусству).

Во время каникул данные занятия не проводятся, полученные детьми представления и умения закрепляются в повседневной жизни: в играх, игровых упражнениях, на прогулках и т. д.

Во всех возрастных группах занятия проводятся фронтально, т. е. одновременно со всеми детьми. Лишь в первой младшей группе рекомендуется проводить занятия по подгруппам (6—8 человек), охватывая всех детей, чтобы постепенно приучить их заниматься вместе.

Требования к проведению занятий
по образовательной области «Элементарные математические представления»

  • строятся с учётом общедидактических принципов: научности, системности и последовательности, доступности, наглядности, связи с жизнью, индивидуального подхода к детям и др.;
  • реализуют все содержание образовательной области «Элементарные математические представления»;
  • осуществление образовательных, воспитательных и развивающих задач на занятии происходит комплексно;
  • содержание каждого конкретного занятия, формулировка его задач, осуществляется на основе содержания образовательной области «Элементарные математические представления» с учетом особенностей детей и уровня их развития;
  • каждое занятие занимает свое, строго определенное место в системе занятий по изучению конкретной программной задачи образовательной области «Элементарные математические представления»;
  • программные задачи занятия обуславливают его структуру. В структуре занятия выделяются отдельные части: от одной до четырех-пяти в зависимости от количества, объема, характера задач и возраста детей. Все части занятия самостоятельны, разнообразны и связаны одна с одной;
  • на одном занятии решается одна новая задача, остальные на повторение и закрепление;
  • новый материал дается в первой части занятия, по мере усвоения он перемещается в другие части, последующие части занятия обычно проводятся в форме дидактической игры, в которой закрепляются и применяются представления и умения детей в новых условиях;
  • широкое использование дидактических игр и упражнений с раздаточным материалом;
  • организация физкультминутки (после первой или второй части).

Так как ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте выступает игра, то на за­нятии преобладающими являются игровые методы и приемы взаимодействия педагога и воспитанника, т. е. занятия могут носить игровой характер или быть представлены как игровые дидактические комплексы.

В соответствии с дидактическими задачами определяется тип занятия:

  1. Обучающий тип

    (усвоения новых представлений).
    Цель:
    постановка перед детьми познавательных задач, подача, расширение и уточнение представлений детей о количестве, величине, геометрических фигурах и форме предметов, пространстве и времени;

  1. Закрепляющий тип

    (закрепление и систематизация накопленного опыта детей).
    Цель:
    осмысление воспринятых представлений и формирование первичных обобщений.

  1. Комбинированный (смешанный) тип

    занятия.
    Цель:
    познание нового содержания и повторение, закрепление и систематизация

Виды занятий

по образовательной области «Элементарные математические представления»

Комбинированное занятие

может быть интегрированным — по отбору объектов познания из разных образовательных обла­стей или компонентов одной образовательной области; может быть игровым или не игровым — по преобладанию методов об­разовательного взаимодействия, по характеру взаимодействия воспитанников и педагога, воспитанников между собой.

Его структура:

  1. Организационный момент.
  2. Реализация обучающей задачи. Освоение нового материала.
  3. Закрепление только что полученных представлений в самостоятельной деятельности детей.
  4. Подвижная пауза.
  5. Реализация образовательного содержания из других компонентов образовательной области.
  6. Итог.

Комплексное занятие

предполагает сочетание занятия по образовательной области «Элементарные математические пред­ставления» с занятиями по другим образовательным областям. В данном случае на занятии по формированию элементарных математических представлений (оно выступает первой частью комплексного занятия) идет реализация обучающих задач, освоение детьми нового образовательного содержания, а на за­нятиях по другим образовательным областям — использование, закрепление, расширение, уточнение, углубление только что освоенного образовательного содержания. Структура комплекс­ного занятия подвижна и вариативна. Следует помнить, что наи­большего педагогического эффекта можно достичь сочетанием занятия по образовательной области «Элементарные математи­ческие представления» с занятиями по образовательной области «Искусство», «Ребенок и общество», «Ребенок и природа».

Игровые комплексы с математическим содержанием

(как игровой вариант комбинированного занятия):

  1. дидактического характера.

    На решение каждой программной задачи подбирается дидактическая игра, и дети играют в нее либо в последовательности, определенной сюжетом занятия, либо в случайной последовательности, которую определяет «волшебная стрелка», волчок, выбор ребенка и т. п.;

2) обучающе-развивающего характера.

Схема комплекса:

  1. игра или игровое упражнение на развитие внимания, вос­приятия, ощущения, активизацию памяти;
  2. игра или игровое задание на развитие репродуктивного мышления, формирование определенных математических пред­ставлений (обучение);
  3. игра или игровое упражнение, которое помогает развить самостоятельное репродуктивное мышление, закрепить полу­ченные представления в самостоятельной практической деятель­ности;
  4. подвижная игра или упражнение, направленное на повы­шение двигательной активности, закрепление математических представлений, развитие познавательных процессов;
  5. игра или игровое упражнение на развитие дивергентного мышления (творческого, продуктивного), воображения, логиче­ского мышления, формирование у детей умения использовать свои представления в новых условиях, развитие элементов ло­гического мышления;
  6. игра или игровое упражнение на расслабление, развитие воображения.

Занятие с использованием учебного наглядного пособия
(
с индив. тетрадями).

Структура:

  1. Дидактическая игра или игровое упражнение.
  2. Работа с учебным наглядным пособием (формирование новых представлений, расширение и углубление освоенного материала).
  3. Подвижная игра, или игра-эстафета, или физкультурная пауза.
  4. Работа с учебным наглядным пособием (выполнение гра­фических заданий, действий с разрезным материалом).
  5. Дидактическая игра или игровое упражнение.

Занятия с использованием компьютеров.

В некоторых дошкольных учреждениях существуют компьютерно-игровые комплексы (1 помещение – компьютерный класс, второе — комната психической и физической разгрузки).

Преимущество

этой формы: возможность индивидуального подхода в обучении, компьютер представляет собой для ребенка интересную игрушку – у детей развивается внимание и интерес к учебе и т.д.

Если нарушать правила пользования компьютером, то работа может принести отрицательный эффект.

Ребенку 4-6 лет за компьютером можно находиться не более 10 мин., 1-2 раза в неделю (иначе у ребенка нарушается осанка, зрение, психика). Поэтому с помощью компьютера надо решать только те программные задачи, которые в других формах решаются менее эффективно.

  1. Формы работы вне занятий

(нерегламентированная деятельность)

Индивидуаль­ная работа

с ребенком позволяет осуществить педагогическую коррекцию. Формами данной работы выступают упражнения, работа с индивидуальным материалом (тетрадями, дидактическим материалом) и др.

Игра с математическим содержанием.

Планируется не менее 2—3 раз в неделю индивидуально, группой (или ее час­тью). Могут планироваться все виды игр.
Дидактические игры.
Существует много сборников с д/и по математике таких авторов, как Сай, Удальцова, Миронова, Старжинская, Новикова .

Сюжетно-дидактические игры

(этот термин предложила А. Смоленцова, «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием»,1985г.)

Развивающие игры

. Предложены З.А. Михайловой, Б.П. Никитиным («Ступеньки творчества или развивающие игры»).

В день проведения занятия по образовательной области «Элементарные матема­тические представления» игра с математическим содержанием не планируется.

Обследование.

Планируется не менее 2 раз в неделю инди­видуально, группой (или ее частью) при формировании умения группировки объектов; установления взаимно однозначного со­ответствия практическим путем; счета на ощупь; деления целого на части; сравнения величин и упорядочивания; обследования геометрических фигур и определения формы предмета; ориен­тировки от себя, в окружающей обстановке.

Опыты, эксперименты.

Планируются по мере необходимо­сти, но не более 1 раза в неделю индивидуально, группой (или ее частью) при формировании понимания независимости числа от качественных и пространственных признаков; понимания за­висимости результата порядкового счета от направления счета и независимости итога количественного счета от направления счета; умения трансфигурации и трансформации.

Наблюдения.

Планируются ежедневно индивидуально, груп­пой при формировании представлений о частях суток, их по­следовательности; представлений о временах года, их последо­вательности.

Рассказ, беседа.

Планируются по мере необходимости индивидуально, группой при формировании временных пред­ставлений; представлений о геометрических фигурах и форме предметов; представлений о величине, об упорядочивании по величине.

Развлечения с математическим содержанием.

Планируется не более 1 раза в квартал группой. Может планироваться как соревнование, театрализованное или цирковое представление, фольклорный праздник, путешествие и др. Может заменить комплексное занятие или игровой комплекс. В этот день заня­тие по образовательной области «Элементарные математические представления» не планируется.

Рассматривание произведений изобразительного искус­ства.

Планируется по мере необходимости, но не менее 1 раза в месяц группой (или ее частью) при формировании количествен­ных, пространственных и временных представлений; представ­лений о величине и пространстве. Используются художествен­ные иллюстрации, фотографии, репродукции картин, картины (натюрморты, бытовой, анималистический, мифологический жанры).

Чтение литературных произведений с математическим содержанием.

Планируется по мере необходимости, но не менее 1 раза в месяц группой (или ее частью). При чтении выделяются математические характеристики, математические действия (их необходимость, последовательность, правильность, адекватность ситуации и т. д.), которые производят герои произведений.

Самостоятельная познавательная деятельность

:

  • игры с дидактическим материалом,
  • сюжетно-ролевые игры,
  • ситуации трудовой и бытовой деятельности.
  • работа с книжкой (раскрашивание, вырезание, сравнение по величине): книжки типа раскрасок, книжки типа математических тетрадей – «Геометрия для малышей» и др.,
  • выполнение занимательных упражнений (головоломки, игры с палочками)

Признаками самостоятельной познавательной деятельности являются:

интерес к ней со стороны детей; проявление творческой инициативы; самостоятельность в выборе игры и способа реализации задуманного.

В самостоятельной познавательной деятельности уточняются, углубляются и расширяются представления детей о числах, размерах, геометрических фигурах, времени, пространстве.

Каждая из перечисленных форм планируется в разных ви­дах деятельности с определенной частотой и имеет специфику в способе организации детей в зависимости от возрастной группы и содержания решаемой задачи.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Житко, И.В. Формирование элементарных математических представлений у детей от 4 до 5 лет: учеб.-метод. Пособие для педагогов дошк. образования. Минск: Экоперспектива, 2016. – 200с
  2. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников /под ред. А.А.Столяр. – М., Просвещение 1988
  3. Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду: учебное пособие для студентов дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. М., Изд. , 1998 – 272с

6

Структура математического занятия для дошкольника

Правильная структура занятия является еще одним важным условием, на котором строится методика математического развития детей дошкольников.


Используемые игры на занятиях по математике

  1. Вводная часть. Логическая разминка. Включает в себя наиболее простые задания для детей, которые должны «разогреть» ум ребенка, заинтересовав его и подготовив к занятию
  2. Основная часть занятия, в ходе которой происходит изучение нового материала для формирования математических представлений, либо закрепление уже изученного. Упражнения можно подбирать при помощи специальной методической литературы (хорошим примером может стать книга, которую составила Щербакова Е.И. «Теория и методика математического развития для дошкольников»).
  3. 3Пальчиковая гимнастика. Переключает внимание ребенка, служит предупреждением переутомления. Для этих же целей можно использовать физминутку (если занятие было связано преимущественно с интеллектуальной деятельностью), артикуляционную гимнастику или упражнения для глаз (если у ребенка было активное занятие с использованием подвижных игр).
  4. Повторение пройденного материала.
  5. Рисование, шнуровка, либо игры, направленные на развитие мелкой моторики.


Изучение формы и размера на занятиях физкультуры
Развитые математические навыки у детей дошкольного возраста позволит ему не только успешно приступить к школьному обучению, но и сформировать у себя такие качества, как усидчивость, внимание, целеустремленность.
Оставить комментарий

Математическое развитие дошкольников.статья по математике на тему

Математическое развитие дошкольников.

Роль математики в современной науке постоянно возрастает. На сегодняшний день неоспоримым фактом является то, что математика нужна для интеллектуального развития личности.

Дошкольное образование — первое и самое ответственное звено в общей системе образования. В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, который обеспечивает успешное умственное развитие ребенка. И родители, и педагоги знают, что математика — это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Основа трактовки понятия «математическое развитие» дошкольников была заложена и в работах Венгера Л.А. и на сегодня является наиболее распространенной в теории и практике обучения математике дошкольников. «Целью обучения на занятиях в детском саду является усвоение ребенком определенного заданного программой круга знаний и умений. Развитие умственных способностей при этом достигается косвенным путем: в процессе усвоения знаний. Именно в этом и заключается смысл широко распространенного понятия «развивающее обучение». Развивающий эффект обучения зависит от того, какие знания сообщаются детям и какие методы обучения применяются».

Из исследования Е.И.Щербаковой под математическим развитием дошкольников нужно понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Иными словами, математическое развитие дошкольников — это качественные изменения в формах их познавательной активности, которые происходят в результате овладения детьми элементарными математическими представлениями и связанными с ними логическими операциями.

Среди задач по формированию элементарных математических знаний и последующего математического развития детей следует выделить главные, а именно:

-приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основах математического развития;

-формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;

-формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании, общеучебных умений;

-овладение математической терминологией;

-развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребенка.

Эти задачи чаще всего решаются воспитателем одновременно на каждом занятии по математике, а также в процессе организации разных видов самостоятельной детской деятельности.

На занятиях по математике в детском саду формируются простейшие виды практической и умственной деятельности детей. Под видами деятельности — в этом случае способами обследования, счета, измерения — понимают объективные последовательные действия, которые должен выполнять ребенок для усвоения знаний: поэлементное сравнение двух множеств, накладывание меры и др. Овладевая этими действиями, ребенок усваивает цель и способы деятельности, а также правила, обеспечивающие формирование знаний.

Центральной задачей математического развития детей в детском саду является обучение счету. Основными способами при этом являются накладывание и прикладывание, овладение которыми предвосхищает обучение счету с помощью слов-числительных.

Одновременно дошкольников учат сравнивать предметы по величине (размеру) и результаты сравнения обозначать соответствующими словами-понятиями («больше — меньше», «узкий — широкий» и др.), строить ряды предметов по их размеру в порядке возрастания или уменьшения (большой, маленький, еще меньше, самый маленький). Однако, для того чтобы ребенок усвоил эти понятая, необходимо сформировать у него конкретные представления, научить его сравнивать предметы между собой сначала непосредственно — накладыванием, а потом опосредованно — с помощью измерения.

На основе практических действий у детей формируются такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Воспитатель должен ориентироваться в оценке результатов своей работы прежде всего на эти показатели, на то, как дети умеют сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы. Уровень овладения детьми умственными операциями зависит от использования специальных методических приемов, которые позволяют детям упражняться в сравнении, обобщении. Так, дети учатся сравнивать множества по количеству, осуществляя при этом структурный и количественный анализ множества. Сравнивая предметы по форме, дети выделяют размер отдельных элементов, сопоставляя их между собою.

Математическое развитие ребенка не сводится только к тому, чтобы научить считать, измерять и решать арифметические задачи. Оно подразумевает еще и развитие способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, уметь их передавать с помощью знаков, символов.

Формирование начальных математических понятий и действий проходит те же этапы, что и всякое умственное действие. На первом этапе ребенок осуществляет счетные операции лишь с опорой на внешние предметы. На втором этапе математические действия осуществляются в плане громкой речи. Этот этап делится на две стадии. На первой ребенок не может выполнить задание «2 + 2», но легко выполнит «к 2 яблокам прибавить 2 яблока». Таким образом, на первой стадии опора на зрительный образ ситуации является необходимым условием выполнения математического действия. Вторая стадия определяется как стадия абстрактной речи, когда ребенок выполняет действия на основе только называния числительных. На третьем этапе математические действия осуществляются в плане внутренней речи (П. Я. Гальперин, Л. С. Георгиев).

В осуществлении познавательной деятельности (а математическая деятельность — это специфическая познавательная деятельность) ведущая роль принадлежит речи. Выполняя практическое действие, ребенок должен суметь оречевить это действие. На способности описать свое действие формируется умение рассуждать, обосновывать то или иное решение. В математике при описании свойств предметов и их отношений требуются точные слова — термины. Используемые на занятиях по математике обороты отличаются строго заданным порядком сочетаний слов. Для успешного усвоения счетных операций прежде всего необходимо овладеть определенным лингвистическим уровнем. Чтобы воспринимать определения, ребенок должен овладеть необходимым запасом слов, понять их значение, точно определить характер логико-грамматических связей между словами и предложениями. Сформированность лексико-грамматического строя речи является чрезвычайно важной при решении арифметических задач. Анализируя текст задачи, ребенок должен установить зависимости между данными задачи, выделить их логические связи.

Таким образом, необходимым условием успешного овладения математикой является сформированность многих психических функций и процессов. И, несомненно, одной из важнейших предпосылок овладения счетными операциями служит речь.

В процессе работы по активизации речевой деятельности на занятиях по ФЭМП решаются следующие задачи: 1. Формирование прочных знаний по всем разделам элементарной математики (количество и счет, форма и величина, ориентировка в пространстве и на плоскости, ориентировка во времени) в соответствии с программой. 2. Обогащение и активизация словарного запаса детей, используя в работе разнообразный речевой материал, фольклор. Для формирование словарного запаса целесообразно использовать наглядный и речевой материал: веселые стихи о цифрах; сказки, рассказы, в которых присутствуют цифры; загадки; ребусы; считалочки; поговорки; дразнилки и т.п. Все это обогащает словарный (в том числе математический) запас, тренирует внимание, память, закладывает основы творчества, развивает объяснительную и доказательную речь. Фольклор помогает создать эмоциональный настрой, активизировать умственную деятельность ребенка. 3. Обучение использованию в своей речи математических терминов в соответствии с программным материалом: — названий геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, четырехугольник, многоугольник, овал, ромб); — элементов фигур (угол, сторона, вершина); — вычислительных действий (прибавить, вычесть, получится, равно, количество, цифра, число и тд); — сравнительных действий (больше, меньше, длиннее, короче, выше — ниже, уже — шире, толще — тоньше и др.); — пространственных отношений (верх — низ, впереди — сзади, налево — направо, рядом — далеко и др.); 4. Активизирование умственной деятельности детей. 5. Развитие внимания, памяти, воображения, мышления.

Работа по активизации речевой деятельности на занятиях по формированию элементарных математических представлений проводится поэтапно.

I. Начинается с обследовательских действий: ощупывание цифры, сделанной из пластмассы, фанеры, наждачной бумаги и др. материалов. В процессе этого вида деятельности дети учатся рассказывать о своих ощущениях, догадках, у них развиваются двигательная и зрительная память, мышление, внимание, речь.

II. Обводка цифры, штриховка, раскрашивание. Дети учатся согласовывать действия обеих рук, развивают глазомер, точность движений, аккуратность, в ходе выполнения задания уточняются знания детей о цвете, о расположении цифры на листе, умение ориентироваться на плоскости и т.д.

III. Составление цифры из кубиков «Цифры» и составление ее из частей (конструктор «Цифры») направлены на развитие аналитико-синтетической деятельности, внимания, памяти, развитие моторики, умения ориентироваться в пространстве.

IV. Для развития воображения проводится задание «На что похожа цифра?» Дети учатся сравнивать предметы, выделять признаки сходства и различия, в процессе проведения данного задания у детей развиваются творческие способности, фантазия и речь.

V. Рисование цифры мокрым пальчиком на доске, на песке. В данном задании закрепляется образ цифры, не только зрительно, но и моторно, дети учатся соотносить речевое обозначение цифры с ее графическим изображением.

VI. Чтение стихов про цифры, сказок, в которых есть упоминание о цифрах, скороговорок и тд. Это помогает детям увидеть необходимость знания цифр, их использование в художественном творчестве.

VII. Создание из детских рисунков коллажа математического содержания, по которому дети придумывают сказки и рассказы. В процессе этого вида работы развивается связная речь детей, обогащается и активизируется их словарный запас, формируется умение выступать перед слушателями, развивается выразительность речи.

VIII. Придумывание рассказов о цифрах от первого лица, например: «Я единица. У меня острый нос. Я очень любопытная, везде его сую, поэтому он и стал у меня такой длинный. Ко мне не подходи, а то уколю». Такие рассказы записываются в «Книжку-малышку», которая есть у каждого ребенка в группе По такому же принципу строится последовательность работы по знакомству с геометрическими фигурами.

В работе по активизации речевой деятельности детей на занятиях по ФЭМП целесообразно использовать блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, дидактические пособия М. Монтессори, Ж. Пиаже, М. Фидлер и др. В процессе работы с пособиями дети учатся оречевлять свои действия, используя математические термины, сравнивать объекты по цвету, величине, количеству, форме. Создавая образы птиц, животных («Танграм»), дети вспоминают песни, стихи, рассказы, придумывают загадки.

Как правило, учебные задачи на занятиях решаются в сочетании с воспитательными. Так, воспитатель учит детей быть организованными, самостоятельными, внимательно слушать, выполнять работу качественно и в срок. Это дисциплинирует детей, способствует формированию у них целенаправленности, организованности, ответственности. Таким образом, обучение детей математике с раннего возраста обеспечивает их всестороннее развитие.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]