Фронтальное логопедическое занятие «Гласная сказка»


Что собой представляют фронтальные занятия по логопедии

С 1 января 2014 года вступил в силу Приказ «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования». Цель ФГОС ДО — получение дошкольниками качественного образования. В соответствии с данным приказом, цель логопеда в детском саду — своевременное выявление нарушений речи и помощь в их устранении.

Важно! Новые стандарты дошкольного образования основываются на том принципе, что ребенок тоже является личностью. Он субъект образования и имеет право выбора в процессе обучения.

ФГОС ДО выделяет пять образовательных отраслей. Речевое развитие — одна из этих отраслей — напрямую связана с логопедией, остальные четыре (социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое и физическое развитие) идут параллельно с ней.

Фронтальные занятия по логопедии представляют собой систему, совмещающую игры, артикуляционную гимнастику, физические занятия и различные логопедические задания устного и письменного характера. Это подготовительный этап перехода из детского сада в школу. Задания при этом даются одинаковые для всех детей в группе.

Важно! Посредством игр малыши знакомятся с социальными нормами, примеряют на себя различные роли, моделируют интересные им ситуации. В игре малыш не боится совершить ошибку, он раскован и ведет себя естественно.

Логопеду в это время следует отслеживать динамику в речевом развитии. Ребенок может ошибиться и это нормально, не стоит его торопить. Он только изучает родной язык, сравнивает свое произношение и произношение взрослых.

Примеры фронтальных занятий

Проведение фронтальных занятий по логопедии можно рассмотреть на ниже представленном примере.

Фронтальное логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Цель: обучение различию между звуками [Т] и [Т‘]

Задача:

  • научить правильному произношению данных звуков;
  • развить навыки работы в команде;
  • проработка речевого дыхания;
  • обучить правильно определять звуки [Т] и [Т‘] в словах;
  • развить фонематическое восприятие;
  • поупражняться в создании уменьшительно-ласкательной формы слов (тяпочка, топорик, телевизорчик и т.д.)

Подготовка к занятию: вырезать картинки со звуками [Т] и [Т‘]. Количество картинок должно быть равно числу детей в группе. Поставить на стол сундучок. На доске написать звуки [Т] и [Т‘], приклеить рисунок буквы Т с картинкой и звуковым профилем, подготовить ребусы на тему занятия, загадки, игры. Подготовить фишки за правильные ответы. Разделить детей на 2 команды. Объяснить, что за правильно выполненные задания они будут получать фишки. Победителем станет та команда, которая соберет больше фишек.

Важно! Перед проведением занятия следуют установить благоприятный психологический климат. Заранее определиться с темой занятия и разработать план.

  1. Задание

Логопед спрашивает детей: «Как вы думаете, кто же спрятался в моем сундучке?» и показывает фотографию лапок.

«Что это?» — спрашивает логопед.

«Лапки» — отвечают дети.

«А теперь поменяйте первую букву в слове на „Т“. Что получилось?».

«Тапки!» — отвечают дети.

Логопед достает из сундука тапочки.

После этого педагог предлагает назвать тапки ласково (тапочки, тапули, тапоньки)

  1. Задание

Логопед подводит детей к доске, на которой нарисован звуковой профиль буквы «Т».

И показывает, что происходит с губами и языком, в момент произношения звука.

Артикуляционный профиль звука Т

  1. Задание

Логопед просит детей рассказать, что они знают о звуке [Т] (согласный, глухой, твердый) и превратить его в мягкий [Т’](Ть). Нужно показать звуковой профиль звука [Т’]

Артикуляционный профиль звука Т’

Затем логопед просит показать букву Т с помощью тела и рук.

  1. Задание

Логопед: «У меня на столе есть карточки со звуками [Т] и [Т‘]. У кого будет карточка с твердым знаком — садится за правый стол, а у кого с мягким — за левый»

  1. Задание

Открытое занятие по развитию речи в первой младшей группе

Логопед: «Придумайте теперь название своим командам. Справа команда со звуком [Т], а слева со звуком [Т‘]». Дети совещаются и объявляют названия своих команд.

  1. Задание

Логопед объявляет следующую игру. Дети должны топнуть, если услышат звук [Т] и хлопнуть, если услышат [Т‘].

  1. Задание

Тренировка речевого дыхания и силы голоса. Логопед просит завести моторчик: ТТТТТьТьТьТьТЬ… — пока моторчик не заглохнет.

  1. Задание

Физкультминутка.

  1. Задание

Логопед говорит, что пора бы подкрепиться. И дети должны назвать, что б они съели со звуком [Т] и [Т‘] соответственно.

  1. Задание

Разминать пальчики с помощью пальчиковой гимнастики.

  1. Задание

Логопед благодарит детей за работу и считает кто сколько фишек заработал.

Важно! Количество заданий может быть больше или меньше. Темы могут быть разнообразные: новогодние, осенние, весенние. В зависимости от задач, стоящих перед логопедом, могут видоизменяться ребусы и игры.

Целесообразность и преимущества фронтальных занятий перед другими видами занятий

Фронтальные логопедические занятия проводятся со всеми детьми в группе. Они выполняют одинаковые задания на таких занятиях. Для подготовки к фронтальным занятиям, дети посещают индивидуальные и подгрупповые. Если при проведении подгрупповых занятий большая часть времени уделяется постановке звуков детям, с одинаковыми речевыми дефектами, то фронтальное занятие — это уже следующая ступень.

Проведение фронтальных занятий дает логопеду большую свободу выбора в постановке цели и содержания урока. На этих занятиях происходит закрепление звуков, добавляются упражнения, расширяющие словарный запас, происходит обучение грамматически правильной речи. Фронтальные занятия — основа коррекционного обучения и подготовки ребенка к школе. Проводятся они в течении всего времени обучения по специально разработанному плану. Несомненным преимуществом такого типа занятий является то, что дети имеют возможность наблюдать за сверстниками. Происходит социальное взаимодействие.

Фронтальное обучение дает возможность всей группе детей поработать над единой задачей. Дети сотрудничают между собой. Эффективность такого обучения зависит от умения логопеда создать атмосферу единой творческой работы, важности каждого участника при достижении результата. Важно поддерживать внимательность и активность детей, при этом учитывая их индивидуальные особенности.

Важно! Фронтальные занятия являются окончательным этапом в логопедическом обучении. Подгрупповые и индивидуальные занятия — подготовка к фронтальным.

Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группе

Конспект фронтального занятия «Путешествие Колобка» в старшей логопедической группе.

Конспект логопедического занятия направленного на развитие фонетико-фонематической стороны речи у детей с использованием здоровьесберегающих технологий
Автор: Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад №17, г. Каменск-Шахтинский. Описание: Данное занятие проводилось в старшей логопедической группе. При составлении занятия упор делался на лексическую тему «Осень». Данное занятие будет полезно логопедам и воспитателям ДОУ. Цели и задачи: Коррекционно-образовательные:
• учить детей давать характеристику звукам [у] и [а], подбирать слова на заданный звук. • познакомить детей со звуком [п] и способом его характеристики с опорой на артикуляционные и акустические признаки; • познакомить с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в начале слова; • учить выделять звук в слогах и словах.
Коррекционно-развивающие:
• развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей; • развивать фонематические процессы; • развивать дыхание и голос; • закреплять понятия: «звук»; • совершенствовать коммуникативные умения и навыки детей; • повышать речевую активность; • развивать мелодико-интонационную и просодическую стороны речи; • развивать психические процессы; • повышать работоспособность и выносливость.
Коррекционно-воспитательная:
• воспитывать у детей умение доводить до конца начатое дело, усидчивость и умение обращаться с раздаточным материалом.
Оборудование: картинки персонажей сказки, листики с картинками, речка, мостик, счетные палочки, картинки для артикуляционной гимнастики, иллюстрация «Буква П», магнитофон, доска.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Логопед: Чтобы вежливыми быть, нужно здравствуй говорить, Всем кого б ни встретил — это знают дети. Скажешь здравствуй, и в ответ, прозвучит Дети: Привет-привет! Логопед: Давайте поздороваемся с нашими гостями (дети здороваются). А теперь поздороваемся друг с другом. Логори (развитие коммуникативных навыков, инициативности поведения, быстроты реакции).

2. Основная часть. Педагог: Отгадайте загадку: Перед волком не дрожал, От медведя убежал А лисице на зубок Все ж попался … (колобок) А давайте придумаем свою сказку про Колобка. А кто нам в этом поможет? (умная голова) Тогда давайте сделаем гимнастику для мозга. Она поможет вам стать внимательными, активными, снять напряжение, страх, раздражение и улучшит ваши достижения! Кинезиологические упражнения.
•«Ухо – нос – хлопок» — левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот». •«Кулак – ребро – ладонь».


А кто еще нам поможет? (язычок).
Артикуляционная гимнастика.Дети выполняют упражнения согласно услышанному тексту и увиденной картинке:
«Открываем ротик – дом, кто хозяин в доме том? В нём хозяин – Язычок, на губу лопаткой лёг («Лопаточка»). Язычок гулять выходит, домик он кругом обходит (облизать губы по кругу). Кто же тут, а кто же там? Он глядит по сторонам («Часики»). Видит: губки очень гибки, ловко тянуться к улыбке («Забор»), А теперь, наоборот, губки тянуться вперёд («Слоник»). Язычок стал маляром, аккуратно красит дом («Маляр»). На качелях оказался, вверх взлетал и вниз спускался («Качели»). Догадаться кто бы мог? Язычок наш как грибок! («Грибок») Язычок гармошкой стал, поиграл и не устал («Гармошка»). Надоели превращенья: лижет Язычок варенье («Вкусное варенье»). Любит он покушать сладко, после скачет как лошадка («Лошадка»).


Ну вот теперь вы готовы придумать интересную сказку? Тогда начинаем. Испекла бабка Колобок. А как она его пекла, мы сейчас покажем.
Пальчиковая гимнастика «Испечем колобок» — развитие мелкой моторики.
«Собираем муку по сусекам» – дети широко расставляют пальцы, затем сжимают их в кулак. «Месим тесто» — дети водят пальцами одной руки по ладони другой по часовой стрелке, затем меняют положение рук. «Раскатываем тесто» — трут ладошкой о ладошку. «Лепим Колобка» — кладут ладонь на ладонь – «катают шарик». Испекла Бабка Колобок. Поставила на окошко остудить. Колобок лежал-лежал. Спрыгнул с окошка и покатился (дети выполняют движение под музыку).
Логори (развитие коммуникативных навыков,инициативности поведения, быстроты реакции).


А на пути речка. Как нам перебраться на другой берег? Дети предлагают варианты ответов (переплыть на лодке, на катере, на корабле).
Логопед: Можно пройти по мосту. Но мостик не простой, этот мостик звуковой. Пройдет тот, кто назовет слова со звуком А или У. Дети называют слова и проходят по мосту.


Переправился через речку, сел на пенёк и запел (дети поют под музыку): 1. Я от бабушки ушел, Я от дедушки ушел. Вот какой я колобок, Колобок – румяный бок. 2. Ах, какой хороший я! Как же я люблю себя! Крепко обнимаю, Носиком вдыхаю. Дыхательное упражнение «Обними плечи» (по А. Н. Стрельниковой).
Дети стоят ровно и прямо, ноги чуть уже. Чем на ширине плеч; руки согнуты в локтях, подняты на уровень груди и разведены в стороны. При этом одна рука должна размещаться чуть ниже. На счет «раз» обнимаем себя так, чтобы локти сблизились друг над другом в одном месте, руки образуют треугольник – вдох! Сделав 4 вдоха-движения, надо отдохнуть несколько секунд и снова выполнить это упражнение 4 раза. И так 4 раза по 4 движения-вдоха.


Бежит мимо зайка. Увидел Заяц Колобка и говорит: «Колобок, Колобок – я тебя съем». А Колобок говорит: «Не ешь меня, давай лучше поиграем». Подумал Заяц и согласился.
Игра «Собери листья».
По комнате разбросаны листья, дети под спокойную музыку кружатся как листики. Перестает музыка играть, каждый должен себе взять 1 листик. С обратной стороны картинка. Посмотри на картинку и назови слово. Какой первый звук в этом слове? Во всех словах нам встретился звук «П». Давайте его еще раз произнесем и понаблюдаем как мы это делаем. Как выходит воздух легко или встречает преграду? А что же это за преграда? (губы). Значит звук «П» будет гласным или согласным? (согласным) Теперь положите руку на горлышко и произнесите звук «П». Горлышко молчит или дрожит? (молчит) Значит этот звук глухой. А на письме этот звук будет обозначаться буквой «П» — показ буквы. Зайка говорит, что у него есть инструкция как сделать букву «П» из палочек, только вот он ничего не поймет. Давайте ему поможем. Буква П – дверной проем. Мы три палочки возьмем. Две дорожкой ровной сложим. Третью наверху положим. Вы догадались как же сделать букву «П» из палочек? Тогда пройдите за столы и сложите эту букву для зайчика.


Заяц благодарит детей и уходит. Только заяц убежал, бежит на встречу Колобку Волк и говорит: «Колобок, Колобок – я тебя съем». А Колобок говорит: «Не ешь меня, давай я лучше тебе расскажу, что я узнал про звук «П». Волк подумал и согласился. Дети повторяют характеристику звука «П» — звук «П» согласный и глухой, обозначается буквой «П». Удивился Волк знаниям Колобка и говорит: «Ладно, не буду я тебя есть. Но ты должен со мной поиграть».
Игра на развитие фонематического слуха «Хлопай-топай»
Волк благодарит детей и уходит. Только Волк убежал, идет на встречу Колобку Медведь и говорит: «Колобок, Колобок – я тебя съем». А Колобок говорит: «Не ешь меня, давай я лучше тебе расскажу, что я узнал про звук «П». Дети повторяют характеристику звука «П» — звук «П» согласный и глухой, обозначается буквой «П». Удивился Медведь и говорит. Знаешь ты про звук «П», но не все. Этот звук можно еще обозначать синим цветом, потому что он согласный. Не буду тебя есть, если выполнишь мое задание.
Игра «Сколько звуков?»
Логопед произносит слоги АП, УП. Дети называют звуки в слогах, характеризуют их и выкладывают схемы.


Медведь благодарит детей и уходит. Только Медведь ушел, идёт Лисичка-сетричка. Увидела она Колобка и говорит: «Колобок, Колобок – я тебя съем». А Колобок говорит: «Не ешьте меня, я тебе стишок раскажу»: Па-па-па – на столе крупа. Пы-пы-пы – нет крупы. Оп-оп-оп – все в ладоши хлоп. Уп-уп-уп – у Вани вкусный суп. Ип-ип-ип – к нам пришел Филипп. Уп-уп-уп – мы съели суп. Послушала лиса стишок и говорит. Ладно не буду тебя есть, только сначала давай поиграем в игру. Па – па – па, вот идет сюда лиса! Па – па – па, вот и съем я Колобка! Пы – пы – пы, а я спрячусь от Лисы! Па – па – па, не поймаешь Колобка! Дети, стоя в кругу, припевают слова. В центре круга – Лиса, за кругом Колобок. Пропев все слова дети поднимают высоко вверх сцепленные руки, делая «воротики». А Лиса догоняет Колобка, бегая за ним через круг. По окончании музыки игра прекращается. Не поймала Лиса Колобка, обиделась и убежала.
Упражнение на расслабление «Колобок отдыхает».
Дети пропевают слова Колобка: Дети (поют): Я устал, я торопился, Я чуть-чуть не заблудился. На полянке полежу, И на небо погляжу. На проигрыш дети ложатся на ковер и отдыхают.


Педагог продолжает петь сам: Тише, тише, не шумите, Колобочков не будите! Птички станут щебетать, Будем глазки открывать, Дети открывают глаза и встают. А теперь прощаться настала пора, Скажем мы всем: «До свиданья! Пока!»

Рекомендуем посмотреть:

Конспект индивидуальной НОД с воспитанником 5-6 лет по коррекции звукопроизношения Конспект НОД в старшей логопедической группе Конспект занятия в старшей логопедической группе Конспект индивидуального коррекционно — развивающего логопедического занятия. Старшая группа

Похожие статьи:

Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»

Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С — Ш»

Конспект подгрупповой НОД по устранению нарушений в звукопроизношении у детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи

Конспект НОД в старшей логопедической группе на тему «Казаки и их традиции»

Логоритмическое занятие для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по теме: «Какой бывает транспорт?»

Логопедические сказки и скороговорки

Четкое произношение звуков тесно связано с постановкой хорошей дикции. У многих детей старшего дошкольного возраста наблюдается проблема с дикцией. Речь часто смазанная и неясная. Причина этому — вялые движения губами, неэнергичное движения языком. Нижняя челюсть малоподвижна. Из-за того, что рот недостаточно открывается — гласные звучат нечетко.

Все эти дефекты речедвигательного аппарата можно исправить с помощью игр на звукосочетание. Проще это сделать у детей младшего возраста. У дошкольников с малоподвижными губами, процесс приучения проходит значительно сложнее. Логопед, показывая как нужно произносить звуки, делает четкие движения ртом и слегка протягивает гласные.

Логопедические скороговорки для детей 6-7 лет

Для улучшения дикции используют скороговорки. Сначала новая скороговорка произносится медленно, четко, с выделением значимых звуков. Логопед должен прочитать ее несколько раз, тихо, ритмично, без резких перепадов интонации. Затем ребенок должен сам попробовать повторить скороговорку. Сначала медленно и четко, а со временем ускорять темп.

Чтобы детям было интересней запоминать скороговорки — они должны быть смешными и забавными. Вот несколько примеров на проработку самых проблемных звуков:

Для детей 5-6 лет тоже можно использовать скороговорки как метод исправления дикции.

Примеры скороговорок, для коррекции произношения конкретных звуков можно найти в работах Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Жуковой Н. С., Куликовской Т. А.

Чем интересней и понятней будет скороговорка, тем лучше и быстрее малыш ее запомнит. Родители могут самостоятельно проговаривать с ребенком скороговорки по дороге в сад. 5-7 минут в день в итоге дадут заметный результат.

Объяснительная и другие виды речи как уровень развития дошкольника

Логопедические сказки для развития речи

Все дети любят сказки. Через сказки они познают мир, различие добра и зла. С помощью сказок развивается воображение и пробуждаются эмоции. Логосказки — еще один занимательный метод работы с детьми с ОНД и коррекции различных речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Благодаря такому подходу, дети воспринимают обучение как игру, они лучше усваивают информацию.

Важно! Дети развиваются эмоционально, благодаря общению со сказкой, повышается развитие детской речи в монологах и диалогах. Помимо этого дети приобщаются к красоте художественного слова, создается здоровая образовательная атмосфера .

Логопедическое занятие в форме сказки можно провести в несколько этапов:

  1. Осмысливается сюжет сказки. Дети узнают новые выражения и речевые повороты. По интонации должны догадаться о настроении героев сказки. Происходит развитие артикуляционного аппарата благодаря интонированию голосам героев, использованию звукоподражательных слов, голосов животных.
  2. Обучение детей управлению эмоциями с помощью словесных описаний. Дети пересказывают понравившиеся эпизоды. Описывают свое отношение к тем или иным событиям в сказке. Логопед в это время следит за полнотой и правильностью предложений.
  3. Логопед предлагает детям разыграть эпизод из сказки. Целью такого задания является обучение словесной импровизации, передаче аффективного состояния мимикой и словами.

Логопедические сказки преподаватель-логопед может обыгрывать на уроках самостоятельно. А можно брать готовые. Целая серия логосказок есть у Савченко С. Ф. и Петровой Е. А. Например сказка «Теремок» является прекрасным пособием для детей, с нарушениями речи и интеллектуального развития разной степени.

В форме сказки можно также проводить артикуляционную гимнастику. В интернете очень много сказок о язычке, вот пример одной из них:

Во время занятий по материалам сказок отрабатываются упражнения на развитие голоса, внимания, речевого дыхания. Для большей наглядности используются игрушки, картинки, костюмы. После проведения занятия дети могут нарисовать рисунок на тему только что проработанной логосказки. Детям также можно предложить рассказать сказку дома родителям.

Фронтальное занятие с подготовительной группой.

Цель: Автоматизация звука [р].

Задачи:

Образовательные:

  1. Развитие операций обобщения и конкретизации.
  2. Развитие внимания, мышления, памяти, воображения.

Коррекционные:

  1. Воспитать и закрепить правильное произношение [р] в слогах, словах и предложениях.
  2. Развитие фонематического восприятия.
  3. Обучение начальным навыкам анализа.
  4. Актуализация пассивного словаря.
  5. Развитие навыков изменения силы голоса.
  6. Воспитание связного высказывания.

Воспитательные:

  1. Воспитание доброжелательного отношения к окружающему миру.
  2. Развитие представлений о моральных качествах человека.

Оборудование: презентация с изображениями: радуги; карандаша, ранца (портфеля), фломастеров, ручки, тетради; герберы, ромашки, астры, хризантемы, герани; ракеты, ракетки, расписания; сюжетная картинка крота; сороки, вороны, воробья; самолета; ракеты; вертолета; метеоритов; рыб, рака, ракушки; арена цирка с акробатами, животные: кролик, тигр, морской котик, зебра; фото (макет) почтового конверта.

Самостоятельный анализ логопедического занятия в ДОУ

Самоанализ занятий по логопедии является важным элементом в деятельности педагога. Это основной способ повышения квалификации. Качество самоанализа зависит от критического отношения логопеда к своим занятиям, от привычки к рефлексии своих действий.

Критерии и оценки занятий по логопедии

Проводя самоанализ логопедического занятия в школе или детском саду, логопед должен ответить себе на такие вопросы:

  • Какова мотивация отбора материала для конкретного занятия
  • Дать характеристику группы в целом
  • Совпадают ли цели занятия с намеченным планом
  • Какова психологическая оценка заданий, которые дети выполняли на занятии
  • Какова педагогическая выполненных упражнений
  • Охарактеризовать свою общую удовлетворенность занятием
  • Оценить результаты и наметить меры по устранению недоработок

Важно! Самооценка является условием творческой работы преподавателя-логопеда. В проведении самоанализа поможет технологическая карта самоанализа логопедического занятия.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]