«Утренняя гимнастика в ДОУ» Подготовила: Кичигина Н.А. – инструктор по физической культуре МАДОУ «Детский сад 18 «Ладушки» Муниципальное автономное дошкольное. — презентация


Влияние гимнастики, эффект

Нужно понимать, что если у ребенка есть заболевание, ставшее причиной снижения зрения – миопия, гиперметропия, астигматизм – он нуждается в постоянной коррекции зрения очками или линзами. Однако многолетним практическим опытом доказано, что при легкой и средней степени близорукости общеукрепляющие мероприятия и упражнения (гимнастика) для глаз способствуют:

  • улучшению кровоснабжения и питания структур глаза;
  • устранению напряжения глаз и их быстрой “разгрузке”;
  • уменьшению возможности возникновения спазма цилиарной мышцы или снижению его степени;
  • укреплению наружных мышц глаза;
  • укреплению склеры (наружной оболочки глаза), что оказывает стабилизирующее влияние, устраняя изменение размера глаза при увеличении близорукости.

Как правильно делать гимнастику для глаз? Комплекс упражнений

Для максимальной эффективности начинать каждое занятие, особенно дома, рекомендуется с легкого массажа подушечками пальцев рук окологлазничной области и глазных яблок через веки, что улучшает кровоснабжение и питание тканей не только в указанных зонах, но и в глазном яблоке ( Г.Г.Демирчоглян, А.Г. Демирчоглян 2000 г.) – все упражнения необходимо делать только по назначению врача и очень аккуратно!

Упражнение 1. Подушечками указательных пальцев с мягким надавливанием и вибрацией скользить по коже в надбровной зоне перемещаясь от центра к вискам.

Упражнение 2. Подушечками указательных пальцев с мягким надавливанием и вибрацией скользить по коже у нижнего края глазницы перемещаясь от центра к вискам.

Упражнение 3. Подушечками указательных пальцев с мягким надавливанием скользить по коже в средней части верхнего века перемещаясь от внутреннего угла глазной щели к наружном.

Каждое упражнение выполняется в течение 3 минут. Далее повторить все упражнения, но с использованием подушечек указательного и среднего пальцев, т.е. расширив зону массажа. Время выполнения каждого упражнения 3 минуты. Использование аппаратных методик и специальных масок в домашних условиях у детей нежелательно – так как не проводились соответствующие исследования и апробации. Теперь переходим непосредственно к упражнениям для глаз.

Рекомендации

Перед началом занятий с детьми следует учитывать следующие обстоятельства:

  • Вы имеете дело с растущим, еще несформировавшимся до конца организмом, у которого хрупкие кости, поэтому рассчитывайте ваши силы, и не давайте сильную нагрузку;
  • Подбирайте такие упражнения, которые включают в себя только плавные движения. Избегайте резкости;
  • Всегда учитывайте очередность этапов зарядки и не игнорируйте их;

Даже в упражнениях соблюдайте систематичность и очередность. То есть, начинайте с упражнений на верхнюю часть тела и заканчивайте на нижнюю.

Комплекс Э.С. Аветисова, выполняемый в школе и дома

Предназначен для профилактики близорукости у детей школьного возраста. Он помогает укрепить глазные мышцы и аккомодационный аппарат, улучшить питание тканей глаза. Рекомендуется детям, имеющим генетическую предрасположенность к близорукости и маленьким пациентам с первыми признаками заболевания. Комплекс упражнений Аветисова может использоваться для поддержания остроты зрения у детей, испытывающих серьезные зрительные нагрузки, так и при сформировавшейся близорукости. Начинать упражнения следует с небольших нагрузок, постепенно увеличивая их в течение недели.

Стандартный комплекс упражнений для детей в первый день занятий можно “урезать” вдвое, затем постепенно, в течение нескольких дней доводя его до нужного уровня. Упражнения следует выполнять регулярно, не пропуская ни дня – в противном случае эффект будет частичным или отсутствовать вовсе:

  1. Откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох и наклонившись вперед выдохнуть. 5-6 повторов.
  2. Откинувшись на спинку стула крепко зажмурить глаза на 5-6 секунд, затем открыть. Сделать 5-6 повторов.
  3. Быстрое моргание глазами 15 секунд и 10 секунд — без моргания. 3 — 4 повтора.
  4. Положение сидя, руки на поясе, повернуть голову вправо и посмотреть на локоть правой руки, затем влево и посмотреть на локоть левой руки. Исходное положение. 5-6 повторов.
  5. Положение сидя. Поднять глаза от пола вверх на потолок. Вращение глазами по часовой и против часовой стрелки — 6 вращений в каждую сторону.
  6. Вытянуть руки вперед и смотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх на вдохе, следя за пальцами не поднимая головы. Опустить руки на выдохе. 4-5 повторов.
  7. Вытянуть руку перед собой, подняв большой палец и зафиксировать взгляд на его кончике в течение 3-5 секунд, затем медленно приблизить палец к носу, пока не начнет двоиться, не отводя от него взгляда и отвести руку в прежнее положение (до 8 повторений).
  8. Положение стоя. Полусогнутую руку медленно перемещать справа налево, фиксируя взгляд на кончике поднятого большого пальца и обратно. 10-12 повторов.
  9. Закрыть глаза и кончиками указательных пальцев легко массировать их через веки 30 секунд.

В период освоения комплекса необходимо контролировать, чтобы ребенок выполнял все движения правильно.

Упражнения для усложнения п. 5 комплекса – «нарисовать» в пространстве глазами геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, восьмерку вертикальную и горизонтальную.

Этапы зарядки

Любые физические нагрузки включают в себя несколько этапов:

  1. Разминка. Этот этап помогает взбодриться и подготовить мышцы тела к более активным упражнениям. Как правило, на его выполнение не затрачивается слишком много времени.
  2. Разогрев. Во избежание проблем во время тренировки обязательно нужно разогреться при помощи активных упражнений, таких как ходьба на месте или бег на месте. Детям это помогает проработать мышцы и сухожилия ног, предотвратить плоскостопие.
  3. Основная часть состоит из более сложных упражнений, которые должны быть направлены на укрепление мышц.
  4. Заключение. Подводя тренировку к концу, ребенок должен переключаться на более легкие упражнения, такие как ходьба на месте. Это помогает нормализовать давление, выровнять дыхание и просто расслабиться.

Комплекс для дома «Метка на стекле»

Данное упражнение нужно применять после каждых 30 минут письма, чтения и работы с компьютером:

  1. К оконному стеклу на уровне глаз ребенка прикрепите круглую метку диаметром 3-5 мм.
  2. Вдали на линии взора обозначьте и назовите ребенку объект, на котором надо фиксировать взгляд.
  3. Двумя глазами с расстояния 30-35 см в течение 2-3 секунд фиксируется взгляд на метке, затем на удаленном объекте 2-3 секунды и снова переводится на метку.
  4. Первые два дня выполнять упражнение 5 минут, последующие — по 7 минут.

Выполнять упражнение 2-5 раз в день. Использовать как дополнение к основному комплексу.

Есть ли противопоказания для выполнения упражнений?

При наличии осложнений, вызванных близорукостью некоторые состояния, могут усугубляться при гимнастических нагрузках. Это:

  • отслойка сетчатки (не допустимо усиление кровообращения и механическое воздействие);
  • глазные инфекции (конъюнктивит, блефарит);
  • травмы глаз;
  • тяжелая степень близорукости.

При косоглазии и амблиопии (т.н. “ленивый глаз”) также не применяются стандартные упражнения, разработанные для близорукости. Для них существуют специальные комплексы упражнений для глаз.

Упражнения, входящие в детские комплексы при близорукости, имеют определенную направленность. Одни упражнения предназначены для снижения утомляемости глаз, другие — для укрепления глазных мышц, третьи — для улучшения кровообращения или аккомодации. Например, некоторые ученые предполагают психоэмоциональные причины напряжения глазных мышц у детей.

Помните, что выбор конкретного комплекса упражнений при миопии должен всецело лежать на офтальмологе. При этом должно учитываться общее физическое и психоэмоциональное состояние ребенка, здоровье его глаз и степень близорукости, а также образ жизни и возраст юного пациента.

Перед выполнением упражнений обязательно следует пройти диагностическое обследование и проконсультироваться с врачом-офтальмологом.

Другие комплексы упражнений для детей с близорукостью

Комплекс Бейтса

Литература о системе Уильяма Горацио Бейтса и его ученицы М. Корбетт – создателя немедикаментозного лечения рефракционных нарушений зрения, на основе теории аккомодации за счет работы глазодвигательных мышц и отвергнутой мировым офтальмологическим сообществом в 30-х годах прошлого века, как и многое другое, появилась в Советском Союзе в период «перестройки». Автор труда не отмечает, что разработанная система предназначена для профилактики и лечения близорукости у детей. Нет данных о том, кем и когда в нашей стране эта система была адаптирована для детей.

Одним из краеугольных камней теории является достижение полного расслабления глазодвигательных мышц с помощью аутотренинга (медитации), т.н. «пальминга», методику выполнения которого, наверное, не сможет освоить ребенок дошкольного и младшего школьного возраста, т.к. и взрослому это сделать непросто. На сегодняшний день в интернет пространстве, даже от лица очень известных офтальмологических клиник(частных), представлено большое количество различных вариантов этой системы, в которых «пальминг» сведен к простому закрыванию глаз ладонями рук. А без него тренировки по системе У. Бейтса не работают. Настораживает, что ни один из авторов, предлагающих в РФ наиболее известные варианты комплексов упражнений в применением «пальминга», не является офтальмологом.

В западном мире существует модификация системы У. Бейтса, предложенная М. Уиндолфом, базирующаяся на «пальминге». Но считается, что применение этого метода может вызвать перенапряжение и дискомфорт у ребенка, он имеет противопоказания. Нет статистических данных об эффективности применения системы У. Бейтса. Заслуживает внимания следующий достоверный факт. Один из друзей и ярый пропагандист системы У. Бейтса известный писатель-романист Олдос Хаксли, демонстрируя публике свою «победу» над «старческой дальнозоркостью», читал текст на близком расстоянии, не пользуясь очками, и вдруг замолчал. История умалчивает о том, как он вышел из этой ситуации. Позднее в приватной беседе О. Хаксли признался, что забыл выученный наизусть текст.

Аппаратное лечение

Для его проведения в отечественной офтальмологии было разработано множество методик. От классической физиотерапии (электрофорез с медикаментами, электростимуляции цилиарной мышцы и зрительного нерва) до приборов на основе магнитного и лазерного воздействия.

Для аппаратного лечения иногда используется прибор «Визотроник». Кроме того, есть несколько компьютерных программ, которые могут быть использованы для улучшения зрения детей. Обратите внимание, что речь идет об отечественных разработках. Дело в том, что вплоть до недавнего времени западные практические школы не рассматривали близорукость как заболевание, а всего лишь как состояние зрения, нуждающееся в коррекции. Аппаратное лечение тоже имеет недостатки. И в первую очередь это затраты, связанные с регулярным посещением медицинского учреждения. Во – вторую, отсутствие стабильного и длительного эффекта. Мнение по этому поводу можно услышать в этом видео.

Упражнения для глаз с тренажерами

В этом разделе также существует масса методик. Наиболее известные это оптические тренажеры и так называемые «перфорационные очки». В первом случае для тренировок применяются комбинации очков с определенной силой линз, во-втором, линейка с призмами разной силы. Оба метода базируются исследованиях. В третьем варианте на фоне массированной рекламы отсутствует четкое понимание принципа действия данного устройства, как и статистики о его эффективности. Как и все перечисленное, тренажеры не дают перманентного эффекта.

Упражнения для дошкольников

Упражнения для глаз при близорукости, приведенные выше, подходят дошкольникам в качестве профилактических мер.

Маленьким детям бывает сложно понять, что именно от них хотят родители, поэтому взрослым рекомендуется выполнять упражнения вместе с ними. При этом следует помогать маленьким пациентам — например, рисовать пальцами фигуры или обводить их на карточках.

Для упражнений с детьми можно использовать практически любые предметы в доме.

Например, попросите малыша обвести взглядом контуры мебели. Или расклейте на стены и мебель стикеры с фигурками и попросите ребенка найти нужную фигурку взглядом, не поворачивая голову. При этом фигурки могут отличаться по цветам, что положительно сказывается на тренировке зрения.

Что дает утренняя зарядка для детей

Занятия по утрам спортом благотворно сказываются на работе всего организма. В случае с детьми, зарядка или так называемая гимнастика помогает им проснуться, укрепить свое тело, улучшить аппетит, ускорить процессы метаболизма, гармонизировать сон и многое другое.

В первую очередь, выполнение спортивных упражнений воспитывает в ребенке стремление к дисциплине и собранности, что в дальнейшем ему очень пригодится во взрослой жизни.

  • Более того, казалось бы, такое незатейливой занятие развивает в маленьком человечке силу воли, тренирует дух и повышает выносливость.
  • Зачастую зарядку для детей организовывают еще в детском саду. Там с ними работаю обученные специалисты, коими являются их воспитатели или специальные тренера.
  • Воспитатели знают, какие движения подходят для зарядки у маленьких детей, а какие нет. Вот почему риск получить травму сводится к минимальным показателям.
  • Однако, не все родители отдают своих детей в садик. И уж точно не все придерживаются режима в выходные дни, когда ребенок отдыхает от посещений детского сада.
  • К сожалению, родителям кажется скучным данное занятие, но что уже тогда говорить об их малышах. Тем не менее, выход есть всегда!

Чтобы процесс не казался таким скучным, подберите музыку для зарядки детей. Обычно, это веселые песенки из старых-добрых советских мультфильмов или более современные мелодии.

Музыка на заднем фоне поможет вашему ребенку понимать ритм, и само занятие (пускай даже если оно и длится от силы 15 минут) пройдет в непринужденной обстановке.

Не забывайте о гигиене зрения!

Очень важным моментом профилактики является соблюдение правил гигиены зрения при зрительных нагрузках на близком расстоянии: длительном чтении и работе с компьютером. Необходимы перерывы на 5-10 минут через 30-40 минут для выполнения упражнений. Должно быть достаточное освещение рабочего места (с левой стороны, не в глаза, а на поверхность стола и не слишком яркое), правильное положение тела ребенка (без наклонов в стороны) на рабочем месте с соблюдением дистанции от глаз до объекта зрительной работы (30-40 см). Некоторые рекомендации для работы с электронными устройствами:

  1. При пользовании гаджетами (например, электронными книгами) стоит выставить везде максимальный размер шрифта.
  2. Не следует читать или пользоваться гаджетами при недостаточном освещении — лучше всего делать это при рассеянном естественном свете.
  3. После каждых 15-20 минут работы на близком расстоянии дошкольникам и детям младшего школьного возраста следует выполнять комплекс «Метка на стекле».
  4. Не забывайте о 2-часовых прогулках на свежем воздухе с активными играми (особенно такими, где ребенку нужно следить за мячом, воланом, фокусируя зрение на перемещении предмета вблизи и вдаль).
  5. Правильный режим питания без голодания и обезвоживания благотворно влияет на состояние глаз. Также рекомендуется включить в рацион продукты с высоким содержанием витаминов А, Е и С и содержащие зеаксантин и лютеин.

Помните о комплексном подходе для профилактики и лечения близорукости.

Ничто в этой статье не должно быть истолковано как медицинский совет или заменять рекомендации медицинского работника. По конкретным вопросам обращайтесь к своему офтальмологу.

Литература: 1. Э.С. Аветисов. «Близорукость», — М. Медицина, 1986 г. стр.208-229. 2. Э.С. Аветисов. «Охрана зрения детей»-М. Медицина, 1975 г. стр.60-89. 3. Э.С. Аветисов, Е.И. Ливадо, Ю.И. Курпан. «Занятия физической культурой при близорукости».- М. Физическая культура и спорт, 1983 г. 4. Г.Г. Демирчоглян, А.Г. Демирчоглян.» Специальная физическая культура для слабовидящих школьников». М. Советский спорт. 2000 г. стр.118-137. 5. Баранов А. А. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических осмотрах/ А. А. Баранов, В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева. — М.: Медицина, 2005. Стр. 8-17.

фото: Shutterstock

Конспект занятия по рисованию на тему «Дети делают зарядку»

Конспект занятия по разделу «Художественно-эстетическое развитие» (рисование) для детей с задержкой психического развития старшей и подготовительной группы

на тему:«Дети делают зарядку»

Воспитатель: Мухаметдинова А.Я.

Уфа- 2018

Цель:

упражнять в детей в рисовании фигуры человека в движении.
Задачи:
• закреплять способы выполнения наброска простым карандашом с последующим закрашиванием цветными карандашами • вызвать интерес к занятию спортом • развивать мелкую моторику • формировать у детей стремление доводить начатое дело до конца
Раздаточные материалы :
альбомные листы, простые карандаши, цветные карандаши, карточки с нарисованными силуэтами человечков, счётные палочки, планшет, картинки с изображением человека в разных спортивных позах, модель фигуры человека с двигающимися конечностями.

Ход организованной образовательной деятельности:

Воспитатель:

— Ребята! У нас сегодня гости. Поздоровайтесь с ними, улыбнитесь друг другу, гостям, и пожелаем всем хорошего настроения. Мы сегодня будем слушать, думать и говорить,играть, рисовать. Давайте присаживайтесь по своим местам.

Воспитатель:

Я хочу рассказать интересную сказку о палочном человеке, у него была круглая голова, а туловище, руки и ноги были из палочек. Однажды во время игры он упал и рассыпался. Он был таким слабеньким, упал и сразу рассыпался. Вот вы у меня такие бодрые и сильные, смелые и ловкие. Подскажите свой секрет, что вам помогает быть такими (ответы детей)

Воспитатель:

Правильно, занятия физкультурой, закаливание, игры на прогулке, занятия в бассейне, и т. п.

Воспитатель:

Ребята давайте мы попробуем собрать наших палочных человечков. У нас есть голова, туловище, руки, ноги. — Кто мне скажет, чего мы начнем? (ответы детей)Правильно, начнем с головы. — Куда мы расположим голову? (ответы детей) Правильно, на верху. — А туловище куда положим? (ответы детей) Правильно по середине. — А руки куда положим? (ответы детей) Руки положим слева и справа. — А ноги где расположим?(ответы детей) Правильно, ноги внизу. Молодцы.

Воспитатель:

Давайте повторим зарядку вместе с нашими палочными человеками, чтобы они стали сильнее. Я каждому раздам рисунок, а вы повторяете это своими палочными человеками.

Дети выполняют движения при помощи фигурок.

Воспитатель:

Палочные человечки живут не только в сказках, сейчас я покажу где ещё используют палочного человека.

Показываю знаки дорожного движения

Воспитатель:

Кто мне скажет, как называются эти рисунки?(Ответы детей)Правильно это знаки дорожного движения.

Воспитатель:

Устали? Давайте сделаем зарядку.

Физминутка «Улыбнись»

Вверх и вниз рывки руками, Будто машем мы флажками. Разминаем наши плечи. Руки движутся навстречу. Руки в боки. Улыбнись. Вправо-влево наклонись. Приседанья начинай. Не спеши, не отставай. А в конце — ходьба на месте, Раз, два, три, четыре, пять. Мы размяться все успели, И на место снова сели.

Воспитатель:

Ребята вот мы научили палочных человечек делать зарядку, сами сделали физкультминутку.Чтобы они запомнили эти движения, и каждый день делали зарядку, что можно сделать? (ответы детей) Правильно, нарисовать.

— Давайте ещё раз повторим части тела, а то я уже забыла(голова, туловище, шея, 2 руки, 2 ноги)

— С чего начнем рисовать? (с головы)

— Правильно, если не можете ровно нарисовать круг, можете использовать трафарет.

— Что нарисуем потом (туловище)

— Что нарисуем на след этапе? (руки и ноги)

Воспитатель:

О чем нужно помнить, чтобы изображенная фигура получилась правильной? (ноги такой же длины, как туловище. Руки и ноги тоньше туловища. Руки доходят до середины бедер и заканчиваются ладошками. Локти на уровне пояса.

Воспитатель:

Ребята, а на что вы обратили внимание, когда управляли фигурками? Какие части у них подвижные (руки и ноги состоят из 2-х частей, поэтому они легко сгибаются: руки в локтях, ноги в коленях)

Воспитатель:

Рисовать начинаем сначала с простым карандашом, чтобы можно было исправить, карандашом сильно не нажимаем.

Воспитатель:

Не забудьте дорисовать одежду, а на голове глаза, нос, уши, волосы.

Воспитатель:

Отлично, перед тем, как начнем рисовать, надо сделать зарядку для глаз.

Гимнастика для глаз «Будь здоров»

(Дети выполняют движения глазами)

Чтобы глазкам зорче быть, И в очках чтоб не ходить, Эти нужные движенья Предлагаю повторить. Вдаль посмотрим и под ножки. Влево, вправо побыстрей. Удивимся — что такое? И закроем их скорей. Открывай глаза А теперь вращай по кругу,

Воспитатель:

Молодцы, выполнили зарядку для глаз, теперь мы сможем нарисовать настоящих спортсменов. Пусть каждый из вас нарисует человечков, которые выполняют ваше любимое упражнение.

Дети самостоятельно выполняют рисование простыми карандашами.Помощь детям (указания, пояснения, индивидуальная помощь)

Рефлексия:

— Что нового вы сегодня узнали?

— Что было труднее, легче выполнять?

— Где ты можешь это применить?

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]