Сюжетное занятие по физической культуре в старшей группе «Путешествие на планету Спарт»


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

«Формирование двигательной активности дошкольников, через сюжетные физкультурные занятия»

(опыт работы)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №33» г. Твери.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Выполнила: Старкова Светлана Анатольевна, инструктор по физкультуре, высшая квалификационная категория, МДОУ «Детский сад №33» г. Тверь

Актуальность

Выбранную мною тему считаю актуальной, так как в основном непосредственно образовательная деятельность по физической культуре в детском саду проходит однообразно. Поэтому я так же, как и все педагоги дошкольных учреждений стала искать новые пути повышения эффективности физкультурных занятий, включая в содержание такой учебный материал, который способствовал бы разностороннему развитию ребёнка, доставлял ему радость, удовлетворял естественную потребность в движении, способствовал укреплению здоровья. Одним из таких путей является использование в работе с детьми разнообразных форм проведения занятий по физической культуре. Чтобы физкультурные занятия были действительно развивающими, оздоровительными, интересными, увлекательными и познавательными, я в своей работе использую разные формы их проведения, в зависимости отвозраста, выдвинутых задач, места проведения и условий. Чаще всего в работе с детьми использую сюжетные занятия.

В данной работе я постараюсь показать значимость сюжетных физкультурных занятий, правильную их организацию.

Проблема

Передо мной встала педагогическая проблема: как в рамках детского сада укрепить и улучшить здоровье детей, какими средствами повысить интерес детей к физической культуре и творчеству в двигательной активности. Исходя из важности этой проблемы, была выдвинута гипотеза.

Гипотеза

Если грамотно спланировать непосредственно образовательную деятельность по физкультуре для дошкольноков ДОУ, то это поможет наиболее полно удовлетворить потребность детей в двигательной активности, повысить интерес к физкультуре, решить проблему усвоения основных видов движения и формирования физических навыков и умений.

Цель и задачи:

Цель: Найти пути формирования двигательной активности дошкольников, через сюжетные физкультурные занятия; изучить и спланировать сюжетные физкультурные занятия, как средство развития образовательного, воспитательного, оздоровительного потенциала дошкольников.

Задачи: 1) Изучить литературу по теме. 2) Спланировать вид деятельности. 3) Выделить особенности развития интереса к движениям у детей дошкольного возраста в процессе сюжетных физкультурных занятий. 4) Выбрать наиболее оптимальные методы и приёмы в работе. 5) Создать условия в ДОУ для проведения сюжетных физкультурных занятий. 6) Дать методические рекомендации по развитию интереса к движениям у дошкольников посредством сюжетных физкультурных занятий. 7) Вызвать эмоциональный отклик у детей и их родителей, желание участвовать в процессе. 8) Обеспечить взаимосвязь сюжетных физкультурных занятий с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.

Характеристика понятия «сюжетные физкультурные занятия»

«Сюжетные занятия» — одна из организационных форм проведения занятий по физкультуре, способствующая воспитанию у детей дошкольного возраста интереса к процессу выполнения физических упражнений и основных видов движений.

Использование сюжетных занятий помогает в решении следующих задач:

— закреплять и совершенствовать двигательные умения и навыки детей в игровой форме;

— развивать психические способности и эмоциональную сферу;

— развивать музыкально-ритмические способности детей;

— воспитывать интерес и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями;

— воспитывать и развивать у детей творческие способности, воображение, фантазию;

— способствовать появлению интереса к импровизации разли- чных действий в процессе занятия.

Структура сюжетных физкультурных занятий

Планируя сюжетные занятия следует учитывать следующие факторы:

  1. Сюжетно-образные физкультурные занятия. Цель: через знакомый подражательный образ привлечь детей к выполнению разнообразных движений, приобретение разно-образных двигательных навыков. (На протяжении всего занятия разные движения имеют разные образы или один образ воплощается в разных движениях).
  2. Сюжетно-игровые физкультурные занятия. Цель: учить детей ставить перед собой задачу и решать ее, преодоле-вая различные проблемные ситуации, воспитывая в себе необходимые для этого психологические и физические качества.
  3. Сюжетно-тематические физкультурные занятия. Цель: учить преодолевать двигательные трудности, ориентироваться в проблемных ситуациях, развивать у детей творчество, фантазию и воображение

Конспекты сюжетных занятий направлены на решение следующих задач:

— укрепление здоровья детей;

— повышение функциональных и адаптационных возможностей организма, умственной и физической работоспособности;

— гармоничное развитие всех звеньев опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки;

— совершенствование двигательных навыков, воспитание двигательных качеств;

— развитие психических способностей и эмоциональной сферы;

— развитие музыкально-ритмических способностей, подражательных движений;

— воспитание интереса и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями;

— формирование привычки к здоровому образу жизни.

Методические рекомендации по проведению сюжетно — игровых физкультурных занятий.

При руководстве двигательной деятельностью педагогу необходимо развивать личные интересы и инициативу детей.

Следует вызвать ребёнка на самостоятельное выполнение движений, не следует злоупотреблять готовыми образцами.

При выполнении двигательного задания в сюжетной форме детям полезно быть хозяевами положения.

Во время занятий важно выдерживать правильный ритм, т.к. для дошкольника потеря в движении, может привести к потере здоровья.

Создание условий для творчества и преобладание положительных эмоций на физкультурных занятиях, стимулирует двигательную активность ребенка.

Очень важно создать оптимальные условия для каждого ребёнка, в процессе выполнения движений, развивать воображение освоения двигательных действий.

Использовать варианты сочетания нескольких видов движений для расширения двигательного опыта детей.

В процессе выполнения действий оценивать каждого ребёнка.

Использовать разные виды сюжетных физкультурных занятий (по литературным произведениям, с одним сюжетом, с одним образом, сюжетные занятия, сочетающие экологическую направленность).

Использовать в работе занятия в сюжетной форме, ролевые игры.

Включать в занятия приемы с воображаемой ситуацией для усиления инициативы и успешности действий.

М О Н И Т О Р И Н Г

достижений детьми результатов освоения программы по направлению «Физическое развитие» в МДОУ «Детский сад №33»

Цель: обследование физического состояния, как отдельного ребенка, так и группы в целом в условиях ДОУ. Задачи: Выявить уровень физического развития, физической подготовленности и работоспособ-ности детей. Осуществить индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспита-нии детей. Упорядочить запись данных, сбор информации.

Высокий уровень освоения программы у детей, которые проявляют стойкий интерес к физическим упражнениям, основным движениям. Осуществляют элементы контроля за действиями сверстников, замечают нарушение правил в играх и упражнениях. У этих детей наблюдается перенос освоенных движений и упражнений в самостоятельную деятельность.

Средний уровень освоения программы у детей, которые владеют главными элементами техники большинства движений. Способны самостоятельно выпол-нять упражнения, движения на основе предварительного показа. Иногда замечают ошибки при выполнении упражнений и нарушения правил в играх. Очень увле-чены процессом, но не всегда обращают внимание на результат. В играх активны.

Низкий уровень освоения программы у детей, которые допускают сущест-венные ошибки в технике движений. Не соблюдают заданный темп и ритм, дейст-вуют в сопровождении показа воспитателя. Нарушают правила в играх, хотя с интересом в них участвуют. Ошибок в действиях других не замечают.

Сравнительный анализ уровня физического развития и достижений детьми результатов освоения программы по направлению «Физическое развитие» в МДОУ «Детский сад №33»

вывод

Занятия физической культурой в детском саду призваны удовлетворить биологическую потребность растущего организма в двигательной деятельности, давать ребенку возможность ощущать радость и удовольствие от умения управлять своим телом. Поэтому хорошо подготовленные сюжетные физкультурные занятия во многом способствуют физическому, умственному развитию детей, так как обеспечивают оптимальные условия для нормальной деятельности нервной системы, что в свою очередь помогает лучшему восприятию и запоминанию. У детей формируются положительные эмоции, создающие бодрое, жизнерадостное настроение, а также развиваются умения быстро преодолевать отрицательное психическое состояние. Это необходимо потому, что положительные эмоции благотворно влияют на работу всех органов и систем организма, обеспечивают быстроту и прочность формирования двигательных навыков и умений.

На сюжетно-игровых занятиях у ребят формируется положительное отношение к физическими упражнениями, обогащается двигательный опыт, формируется умение выполнять знакомые движения легко и свободно, ритмично и согласованно ориентируясь в пространстве и сохраняя равновесие. Развивается ловкость, быстрота, смекалка. Дети на занятиях сюжетного вида совершенствуют координацию движений, равновесие, следят за положением своего тела в разнообразных упражнениях. Дети стараются соблюдать определенные интервалы во время передвижения в разных построениях, ориентироваться в пространстве.

Таким образом, сюжетно — игровая форма проведения физкультурных занятий помогает мне развивать у детей инициативу и самостоятельность, создаёт условия для неоднократного выполнения и повышения интереса к движению. Движения, связанные с каким-либо образом или сюжетом, увлекают детей, образ подталкивает к исполнению подражательных движений, которые очень любят дошкольники. Движения, даже самые простые, дают пищу детской фантазии, развивают творчество, которое является высшим компонентом в структуре личности, представляет собой одну из наиболее содержательных форм психической активности ребёнка. Ребята учатся думать и действовать одновременно. Кроме того в процессе сюжетно-игровых физкультурных занятий у детей формируется самооценка: ребёнок оценивает своё «Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются личностные качества: самоуважение, совесть, гордость.

В результате совместных усилий педагогов и родителей мы видим положительные результаты в эмоциональной и двигательной жизни детей. Многие дети стали контактными, общительными, непосредственными, улучшилась координация движений, выразительность, дети стали чувствовать себя увереннее на детскихразвлечениях, досугах, спортивных соревнованиях, у детей развито чувство ритма, воображения, способность к перевоплощению.

Список использованной литературы

Следующая >

Сюжетные физкультурные занятия с детьми в дошкольном образовательном учреждении.

Сюжетные физкультурные занятия с детьми в дошкольном образовательном учреждении.

В современных дошкольных образовательных учреждениях используются разные формы проведения физкультурных занятий. Одной из такой формы являются сюжетные – физкультурные занятия. Сюжетные физкультурные занятия способствуют формированию у дошкольников навыков учебной деятельности в увлекательной форме. Они приучают детей запоминать план действий и руководствоваться им в ходе выполнения физических упражнений в игровой форме. Развивают у детей оценочные суждения: достижение хороших результатов на виду у всех детей вселяет в ребенка уверенность и создает радостное настроение, осознание своих способностей и возможностей в реализации общих интересов, а разделенная радость – это двойная радость.

Успешное решение образовательных задач возможно лишь при соблюдении требований к оздоровительной направленности сюжетных физкультурных занятий. Обеспечение высокой двигательной активности детей в процессе сюжетных занятий, соблюдение научно обоснованных нагрузок на все органы и системы ребенка позволяют обеспечить эффект в его физическом развитии и укреплении здоровья.

Специально организованные сюжетные физкультурные занятия со всей группой обеспечивают прохождение и освоение программного материала в определенной последовательности; позволяют, по мере необходимости, повторять и закреплять двигательные действия. Обучение проводится систематически. Занятия строятся по определенному сюжетом плану и поэтому позволяют дозировать физиологическую нагрузку, постепенно и осторожно увеличивая ее, что способствует повышению выносливости организма. Подготовка организма к выполнению сложных движений позволяет предупредить травматизм при их выполнении

Сюжетное занятие включает в себя элементы ходьбы и бега во вводной части занятия, общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов, основные движения, подвижные и спортивные игры в основной части, дыхательные упражнения, пальчиковые игры и игры малой интенсивности в заключительной части. Занятия такого характера отличает интересное содержание, игры, радостная атмосфера, положительные детские эмоции и красивая образная речь взрослого.

Использование сюжетных занятий помогает в решении следующих задач:

  • закреплять и совершенствовать двигательные умения и навыки детей в игровой форме;
  • развитие психических способностей и эмоциональной сферы;
  • развитие музыкально-ритмических способностей,
  • воспитание интереса и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.
  • воспитывать и развивать у детей творческие способности, воображение
  • способствовать появлению интереса к импровизации различных действий в процессе занятия.

Все сюжетные занятия можно разделить:

1. Сюжетно-образные физкультурные занятия.

Цель: Приобретение разнообразных двигательных навыков через

подражательный образ.

На протяжении всего занятия разные движения имеют разные образы или один образ воплощается в разных движениях. Это могут быть «зайчики», «медвежата», «щенята»

2. Сюжетно-игровые физкультурные занятия.

Цель: Преодолевая различные проблемные ситуации, воспитывать физические и психологические качества. Учить детей ставить перед собой цель и достигать ее а). Через игру «В гости к бабушке» или «Едем по дороге» дети учатся преодолевать игровые препятствия в выполнении движений, ориентировке в пространстве и т. д.

б) Через сюжетную игру с определенным назначением, например «Поможем зверям разбудить солнышко», уже вначале перед детьми ставится цель, для достижения которой необходимо преодолевать двигательные трудности, уметь разрешать проблемную ситуацию.

3.Сюжетно-тематические физкультурные занятия.

Сюжетно-тематические занятия в свою очередь можно разделить на три вида:

  • Сюжетно-тематическое физкультурное занятие по сказкам и литературным произведениям.

Цель таких занятий — Учить ориентироваться в проблемных ситуациях, развивать у детей творчество, фантазию и воображение; преодолевать двигательные трудности,

а) Занятие может быть построено на сюжете одной сказки, литературного произведения, например «Гуси-лебеди», «Колобок», «Волк и козлята»

б) Занятие построено на встрече с героями из разных сказок, например «Путешествие в страну сказок».

в) На протяжении всего занятия присутствует один сказочный герой, например, Карлсон, Буратино, Доктор Айболит.

  • Сюжетно-тематические физкультурные занятия, связанные с сезонными явлениями в природе, общественной жизнью.

Эти занятия способствуют познавательному развитию школьников, создают отличные условия для совершенствования основных движений; стимулируют двигательную активность, регулируют ее, обеспечивая, таким образом, гармоническое развитие ребенка.

Познавательное развитие дошкольников осуществляется ненавязчиво, в игре. Дошкольники узнают об особенностях явлений природы Так, на занятии «Путешествие в осенний лес» дети узнают, что белка делает запасы на зиму (орехи, грибы), еж готовится к зимней спячке. На занятиях «Прогулка в осенний лес», «Пришла весна» дети узнают, что медведь — лесной зверь. Он осенью ложится спать в берлогу до весны. На занятии «Мишка-спортсмен» -что медведь сильный, может лазать по деревьям, бегать, плавать.

Такие занятия, как «Матросы», «Почтальон» , «Мы -спортсмены», «Цирк» помогают детям закрепить знания о труде взрослых, явлениях общественной жизни.

  • Сюжетно-тематические физкультурные занятия с одним пособием.

На занятиях дети узнают о многообразие способов использования какого-либо спортивного пособия в различных видах двигательной деятельности (прыжках, метании, равновесии, беге).

Целью таких занятий является:

-Развитие , двигательных умений и навыков; физических качеств.

— Дети учатся использовать один и тот же предмет в разных ситуациях[5]. Дошкольники фантазируют, придумывают различные упражнения, что способствует развитию воображения, самовыражения, творческой деятельности.

Занятия с одним пособием используются во всех возрастных группах, они направлены на обучение и закрепление движений. Это могут быть такие занятия, как «Разноцветный мяч», «Волшебный обруч», «Палочка-выручалочка», «Лесенка», «Волшебная скакалка».

Очень интересно проходят занятия с нестандартными палочками, которые включают в себя следующие виды деятельности: строевые упражнения (разные виды ходьбы с палкой; ходьба и бег с перешагиванием через палки; бег с перепрыгиванием через палку); общеразвивающие упражнения; выкладывание дорожки из палочек и ходьба и бег по этой дорожке, прыжки через нее; подвижная игра с палочками, упражнения для развития мелкой моторики рук –массаж, выкладывание из палочек разнообразных предметов (круг, домик, солнце, машину и т.д.)

Использование приемов имитации и подражания, облегчает процесс запоминания, освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей, познавательной активности.

Движения, связанные с каким-либо образом или сюжетом, увлекают детей, образ подталкивает к исполнению подражательных движений, которые очень любят дошкольники . Разные роли для детей — это и разные двигательные задачи. Например, дети — «мышки» — выглядывают из норок, ходят мелким шагом, дети — «котята» — выгибают спинку, ловят свой хвостик, играют с клубком, пока «мышки», испугавшись, наблюдают за ними. Дети в роли зайчишек учатся прыгать, в роли физкультурников — осваивают упражнение с палкой, в роли моряков учатся «ходить и ползать по высокой и скользкой палубе.

Такие занятия развивают у детей творчество, фантазию, воображение. Литературные герои учат детей преодолевать двигательные трудности в достижении цели, ориентироваться в проблемных ситуациях. Этот тип занятий ценен тем, что на них дети раскрываются с неожиданной стороны, например: проявляется артистичность, музыкальность, самостоятельность. Это является одной из причин проведения сюжетных физкультурных занятий.

Занятия по физической культуре в сюжетной форме начинают с эмоционального рассказа, в котором задается воображаемая ситуация, перед детьми раскрываются условия принятия роли, сообщается последовательность выполнения упражнений и их содержание. В каждой возрастной группе стараюсь применять разнообразные приемы создания игровой мотивации, которые способствуют увлеченному выполнению детьми физических упражнений: это и загадки про животных, про явления природы, художественное слово, и волшебные превращения в разных героев; использование игрушек, масок. При подборе упражнений учитываются возрастные особенности детей, принимается во внимание и уровень их физической подготовленности.

Разнообразие на занятии стандартного и нестандартного оборудования, наличие и использование природного материала способствует лучшей организованности, повышению двигательной активности детей.

Сюжетные занятия проводятся 1 – 2 раза в месяц. Тематика таких занятий зависит от перспективного тематического планирования в детском саду. Таким образом, сюжетные физкультурные занятия позволяют самостоятельно находить оптимальные способы выполнения основных движений, общеразвивающих упражнений, способствуют развитию физических качеств, развитию творчества, психических процессов.

Эти занятия открывают широкие возможности для работы с детьми, создают благоприятные условия для совершенствования основных движений, способствуют умственному и физическому развитию дошкольника, стимулируют двигательную активность, регулируют её, обеспечивая, таким образом, гармоническое развитие ребёнка.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]