Как методически грамотно подготовить открытое занятие по ознакомлению с окружающей средой в детском саду


Цели и задачи открытых занятий по ознакомлению с окружающим миром в детском саду

Содержание программы по ознакомлению с окружающим миром в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) определено Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС) и имеет следующие цели:

  • знакомство малышей со свойствами и материями (водой, осадками, землёй, огнём и пр.);
  • формирование представлений детей о взаимосвязях в природе, здоровом образе жизни;
  • развитие мышления, сообразительности, внимания, то есть навыка сравнивать, анализировать и делать выводы относительно наблюдаемого объекта (например, сравнение жидкости в разных агрегатных состояниях — снег, вода, пар);
  • тренировка навыка работы по схеме, плану (например, по инструкции во время проведения опыта по проращиванию семян);
  • отработка на практике умения работать индивидуально и в группах;
  • поощрение ребят доказательно высказывать свою точку зрения;
  • развитие речи;
  • воспитание интереса и уважения к родному краю.

Знакомство с окружающим миром, природой родного края — это основа патриотического воспитания

Достижению поставленных целей способствует реализация следующих задач:

  • упражнять в наблюдениях разными способами за окружающей средой (проведение опытов, получение информации из книг, энциклопедий);
  • обучать выстраивать гипотезы относительно свойств природных явлений (к примеру, смотрим на окружающие предметы, определяем их цвет, приходим к выводу о том, что воздух невидимый и бесцветный);
  • содействовать формированию упорядоченных мыслительных операций, а также умения аргументировано излагать свои мысли;
  • развивать монологическую и диалогическую речь;
  • расширять словарный запас малышей;
  • воспитывать уважительное отношение к товарищам в совместной работе, игре;
  • повышать уровень самостоятельности при выполнении заданий на занятии;
  • прививать интерес к экспериментаторской деятельности;
  • воспитывать аккуратность в работе.

Если говорить о целях и задачах открытого занятия, то здесь необходимо отметить, что подобные мероприятия направлены преимущественно на:

  • презентацию разнообразия методических приёмов, используемых педагогом на занятии;
  • демонстрацию знаний, умений и навыков ребят, полученных в ходе работы над изучением программного курса.

Именно эти составляющие определяют комбинацию приёмов, используемых в работе.

Открытое занятие отличается от обычного тем, что педагог для его проведения выбирает интересные приёмы, стараясь продемонстрировать всё, чему малыши уже научились

Таблица: цели и задачи открытого занятия по изучению окружающего мира для разного возраста

Возрастная категорияЦелиЗадачи
Первая младшая группа
  • Познакомить детей с представителями флоры и фауны,
  • совершенствовать работу зрительных и слуховых анализаторов,
  • развивать интерес к наблюдаемым объектам.
  • Научить обособлять в пространстве сходные группы (например, растения: одуванчики, ромашки),
  • выделять признаки (к примеру, определять птиц по их голосам) и находить наглядные связи (рыбы плавают в воде).
Вторая младшая группа
  • Научиться вместе со взрослым проводить простейшие опыты, прогнозируя результат,
  • формировать первичные представления о предметах, явлениях, с которыми происходит постоянное взаимодействие в повседневной жизни.
  • Научить выделять отличительные признаки растений, животных с помощью сенсорного восприятия внешних признаков (например, форма листьев дуба рябины),
  • развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.
Средняя
  • Приучать малышей к самостоятельности в процессе работы,
  • обучать чтению простейших схем (например, рисунок, показывающий пищевую цепочку: в землю закапываются семена, из них вырастает трава под действием дождя и солнца, корова её съедает и даёт молоко, которое пьют дети),
  • развивать умение строить простые монологические высказывания на основе ответов на наводящие вопросы взрослого.
  • Научить выделять характерные особенности растений и животных в зависимости от условий, в которых они существуют (в холодных краях у животных густой мех),
  • формировать первичные представления о правилах подготовки проекта (в виде плаката).
Старшая
  • Учить анализировать результаты опыта и составлять на их основе развёрнутый рассказ,
  • развивать умение работать над заданием в рамках проведения цельного эксперимента, а не отдельных его частей.
  • Тренироваться в чтении графических схем,
  • расширять ряд способов фиксации результатов наблюдений (например, словесно характеризовать погоду на улицу, графически фиксировать этапы прорастания луковицы и пр.),
  • практиковаться в сравнении двух объектов, выделяя различия и сходства.
Подготовительная
  • Развивать логическое мышление, наблюдательность, умение делать выводы на основании увиденного, а также сопоставления явлений и фактов,
  • воспитывать способность видеть красоту в окружающем мире.
  • Научить выдвигать гипотезы, развивать умение их доказывать, обобщать (например, скорость роста растений зависит от солнца, воздуха и температуры),
  • развивать любознательность и наблюдательность.

Ознакомление с окружающим миром дошкольников

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром
Цель: описать основные практические и теоретические моменты по ознакомлению детей-дошкольников с природой. Задачи: 1) проанализировать психологические характеристики дошкольного возраста для ознакомления детей с природой. 2) Раскрыть значение природы в умственном, физическом, эстетическом и трудовом воспитании дошкольников. 3) Проанализировать основные наиболее эффективные методы и формы работы по ознакомлению детей-дошкольников с природой. Общая характеристика дошкольного возраста и его возможностей для обучения и воспитания Дошкольный возраст — особо ответственный период в воспитании, так как является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками. Дошкольное детство — чрезвычайно важный период развития человека. Его существование обусловлено общественно-историческим и эволюционно-биологическим развитием общества и конкретного индивидуума, что определяет задачи и возможности развития ребенка данного возраста. Дошкольное детство обладает самостоятельной ценностью вне зависимости от предстоящего ребенку школьного обучения. Дошкольный период детства сензитивен для формирования у ребенка основ коллективистских качеств, а также гуманного отношения к другим людям. Если основы этих качеств не будут сформированы в дошкольном возрасте, то вся личность ребенка может стать ущербной, и впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно. В этом возрасте возрастает познавательная активность: развиваются восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления. Росту познавательных возможностей способствует становление смысловой памяти, произвольного внимания. Возрастает роль речи как в познании ребёнком окружающего мира, так и в развитии общения и разных видов деятельности. Дошкольники начинают выполнять действия по словесной инструкции, также происходит усвоение знаний на основе объяснений, но только при опоре на чёткие наглядные представления. Основой познания в этом возрасте становиться чувственное познание – восприятие и наглядное мышление. От того, как сформировано у ребёнка-дошкольника восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, зависят его познавательные возможности, дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления. Появляются новые виды деятельности: Игра – первый и основной вид деятельности. Изобразительная деятельность – первая продуктивная деятельность. Элементы трудовой деятельности. Так же происходит интенсивное развитие личности ребёнка. Начинается развитие воли. Детьми дошкольного возраста уже усваиваются нравственные представления и формы поведения в обществе. В процессе воспитания в дошкольном учреждении осуществляется всестороннее развитие детей — физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое. Основу содержания любой деятельности ребенка составляют те знания и умения, которые образуются у него при ознакомлении с окружающим, в частности с природой. Ознакомление дошкольников с природой предполагает дать им определенный объем знаний о предметах, явлениях неживой и живой природы, в процессе усвоения которых формируются познавательные способности детей, и воспитывается правильное отношение к природе. В каждой возрастной группе осуществляются определенные программные, задачи ознакомления детей с природой. Они предусматривают постепенное усвоение ребенком природоведческих знаний. Детей 2-го и 3-го года жизни знакомят с растениями, животными, явлениями неживой природы, приучают обособлять их в пространстве, выделять и правильно называть некоторые признаки растений (окраска листьев, цветов), движения и голоса животных, подводить к первичным наглядным связям и обобщениям (рыбка плавает в воде). При этом у детей совершенствуются анализаторы (зрительный, слуховой и др.), развиваются внимание и интерес к наблюдаемым объектам, формируется доброжелательное отношение к ним. У детей 4-го года жизни формируют представления о предметах и явлениях природы, с которыми они постоянно сталкиваются в жизни, подводят их к установлению, таких связей, которые дети могут познать в процессе предметно-чувственной деятельности на занятиях, в игре и отразить их в форме конкретных представлений. Детей учат наблюдать, выделять отдельные признаки растений, животных, определять их, пользуясь сенсорными эталонами (цвет, форма, величина), сравнивать объекты и группировать их по внешним признакам. В процессе усвоения знаний у них образуются более высокие формы познавательной деятельности: от наглядно-образного уровня познания в три года дети к четырем годам способны подойти к установлению причинно-следственных отношений. К пяти годам у детей формируется высшая форма наглядно-образного мышления. Они могут усваивать обобщенные знания, что способствует возникновению у них представлений, отражающих закономерности, происходящие в природе. Детей учат выделять характерные особенности строения растений, животных и устанавливать их зависимость от условий существования. К концу дошкольного возраста у детей должна быть развита элементарная форма логического мышления: способность к анализу и синтезу, умение выделить индивидуальные и общие признаки растений и животных и делать обобщения (например, обобщить различные группы животных по признакам питания, движения, добывания пищи, места обитания и т.д.). Детей подводят к выводу, что явления природы обусловлены естественными причинами (например, изменения в жизни растений и животных зависят от солнца, света и тепла). К переходу в школу у детей должна быть развита наблюдательность, любознательность, любовь и бережное отношение к природе, способность находить в ней красивое.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД «Познание» Окружающий мир в 1 младшей группе Развитие коммуникативных умений детей 5-7 лет в театрализованной деятельности Духовно-нравственное воспитание дошкольников Приобщение детей дошкольного возраста 5-7 лет к русской народной культуре

Похожие статьи:

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Зимующие птицы» в старшей группе ДОУ

Тематические дни в подготовительной группе детского сада

Методика проведения физкультурных занятий в детском саду

Утренняя гимнастика в подготовительной группе в игровой форме

Игры дразнилки для детей 5-6 лет

Методы и приёмы, применяемые на открытых занятиях по ознакомлению с окружающим в детском саду

Для открытого занятия педагогу следует подбирать только отработанные на практике приёмы — это главное условие успешного урока. Если говорить о методиках работы при изучении курса знакомства с окружающей средой в ДОУ, то список довольно обширен.

Наглядность

Поскольку данный приём предполагает активное взаимодействие мышления, восприятия и речи, то, безусловно, он считается одним из самых продуктивных и может использоваться в нескольких формах.

Наблюдение

Приём, позволяющий выделить в явлениях и предметах сущностные признаки, установить причинно-следственные связи между изучаемыми объектами. В детском саду наблюдение может быть:

  • кратковременным (например, когда малыши второй младшей группы следят за скоростью таяния снега в тёплом помещении);
  • долгосрочным (к примеру, дети подготовительной группы ежедневно наблюдают за проращиванием фасоли).

Дети с удовольствием включаются в наблюдения

Одной из форм реализации этого приёма является проведение опытов. Начиная со средней группы (если уровень общего развития ребят позволяет, то и со второй младшей), дети участвуют в экспериментальной деятельности.

Опытов на занятии не должно быть много, иначе из необычного и захватывающего вида работы они превратятся в неинтересную рутину

Таблица: примеры опытов для открытых занятий по ознакомлению с окружающим миром

ГруппаТема занятияНазвание опытаЦелиОписание
Вторая младшаяОсадки«Тает льдинка»Познакомить со свойством воды замерзать на холоде и оттаивать в тепле.
  • Берём 2 широкие чашки. В одну наливаем холодную воду, в другую — тёплую. Холодная вода — это «зима», тёплая — «лето». Малыши трогают ручкой воду. «Где холодная водичка? Где у нас «зима»? Вот в этой чашке. Где тёплая водичка? Где у нас «лето»? Вот здесь».
  • Берём 4 чашки или небольших тазика. В одну чашку кладём маленький кусочек льда («зима»), в другую наливаем немного тёплой воды («весна», в третью — тёплой, но не горячей воды («лето»), в четвёртую — холодной воды («осень»). Дети определяют, какая вода в чашках какому времени года соответствует.
СредняяЗагрязнение окружающей природы«Как происходит загрязнение почвы»
  • Выяснить последствия загрязнения почвы,
  • развивать умение сравнивать, размышлять, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их,
  • содействовать бережному отношению к миру природы.
  • Берём 2 баночки с землёй. В одну наливаем дождевую воду, в другую — воду после стирки, мыльную. Сравниваем баночки с водой. Поливаем землю. Какой стала земля? (Влажной). Одинаковая земля или разная? Есть ли изменения в банке с землёй, в которую вылили дождевую воду? (Нет). Что можно увидеть на земле, которую полили мыльной водой? (Мыльные пузыри, потёки).
  • Берём картон, разрываем его на мелкие кусочки и кладём в землю. Перемешиваем землю с картоном. Втыкаем палочки в ёмкость с одной землёй и ёмкость с землёй и картоном. В какую землю легче воткнуть палочку? (В чистую). В чистой земле больше воздуха.
  • Вывод: в земле растут не только деревья и растения, но и живут многие насекомые, животные. Загрязняя землю, мы губим их. Почва засоряется мусором и грязной водой.
СтаршаяВетер«Почему появляется ветер»
  • Познакомить детей с причиной возникновения ветра,
  • поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов,
  • учить устанавливать причинно-следственные связи.
Предложить детям подуть на полоску бумаги слегка, сильно, умеренно. Вывод: если сильно дуть на полоску бумаги, то движения воздуха будет очень быстрым, получится «ветрище», а если дуть легко — движение воздуха будет слабым, получится «ветерок». Ветер — это движение воздуха.
ПодготовительнаяПерелётные птицы«Почему птицы летают»
  • Найти особенности внешнего вида птиц, позволяющие им приспособиться к жизни в окружающей среде,
  • воспитывать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, обсуждений и экспериментирований.
Дети рассматривают птиц, прилетевших на участок. Беседа с воспитанниками.
  • Зачем птицам крылья? Воспитатель вместе с детьми отпускает с небольшой высоты птичку со сложенными крыльями. Определяют, что с ней случилось и почему. (С нераскрытыми крыльями она не может держаться в воздухе). Взрослый прикрепляет к птичке крылья из бумаги и выясняет, что произошло.
  • Почему куры не летают? (Они тяжёлые, крылья не могут поднять их в воздух). Предложить детям прикрепить крылья к резиновой птичке. Летает она, как бумажная, или нет? Почему?
  • Вывод: летают птицы с помощью крыльев. Летать могут не все птицы, а только те, у кого маленькая масса тела.

Видео: экспериментальная деятельность на занятии по ознакомлению с окружающим миром на тему «Свет и тень» в младшей группе

Демонстрация

Ещё один вариант использования наглядности, который реализуется в показах:

  • объектов (растений, картинок с изображением животных, орудий сельскохозяйственного труда и пр.);
  • способа действия (этот приём особенно важен при выполнении опытов — дети выполняют все манипуляции только после того, как педагог покажет и разъяснит каждый шаг эксперимента);
  • картинок, презентаций, обучающих роликов и пр. (так воспитатель знакомит ребят с явлениями, непосредственное взаимодействие с которыми невозможно, например, животный мир Арктики).

Дети также принимают участие в демонстрации, презентуя результаты своих экспериментов, например, окрашенную пищевым красителем воду

Это интересно. Учитывая техногенность современности, любая демонстрация с использованием технических средств обучения (ТСО) делает процесс обучения более занимательным и привлекательным для ребят.

Словесные приёмы обучения

Это неотъемлемая методическая составляющая работы с детьми в детском саду.

Беседа

Диалог с детьми способствует более прочному закреплению полученных знаний, а также развивает речь маленьких подопечных, расширяет их словарный запас. Беседа в младших группах носит характер кратких ответов на вопросы воспитателя (например, «Какое сейчас время года?», «Месяц?», «Погода?»), в старших — ответы становятся более развёрнутыми, а формулировки вопросов имеют проблемную направленность (к примеру, «Что вам известно о жизни птиц зимой?»).

Рассказ

Эффективный приём для знакомства с новым фактическим материалом. Однако на открытом занятии не стоит слишком им увлекаться: всё-таки результат работы оценивается не по умению педагога интересно рассказывать, а по знаниям, умениям и навыкам, которые получают воспитанники. Поэтому рассказ детей (в старших группах) будет более выигрышным.

Любые практические действия на занятии сопровождаются словесными приёмами

Чтение

В старших группах, если малыши уже умеют читать, на занятии можно давать задание прочитать короткие (1–2 простых предложения) заметки о том или ином изучаемом явлении, объекте. Например, при изучении домашних животных ребята могут прочитать о пользе каждого из них («Корова даёт молоко», «Куры несут яйца» и пр.).

Стихотворения, загадки

Это прекрасный мотивационный приём, настраивающий малышей на работу. Особенно удачно он вписывается в начальный этап занятия в качестве актуализации опорных знаний. Например, при изучении темы «Осень» в средней группе детям можно предложить разгадать загадки:

  • Листья с веток облетают, Птицы к югу улетают. «Что за время года?», — спросим. Нам ответят: «Это…» (Осень).
  • Ветер тучу позовёт, Туча по небу плывёт. И поверх садов и рощ Моросит холодный… (Дождь).
  • В сером небе низко Тучи ходят близко, Закрывают горизонт. Будет дождь. Мы взяли… (Зонт).
  • Тучи нагоняет, Воет, задувает. По свету рыщет, Поёт да свищет. (Ветер).

Это интересно. В младших группах загадки лучше подбирать с концовками-договорками — так ребятам проще догадаться об ответе.

В качестве загадок можно предложить бытовые ситуации, решением которых будет та или иная картинка (например, при возгорании вызываем пожарных)

Многие педагоги в качестве эпиграфа к занятию выбирают стихотворение по теме. Этот приём не только помогает детям быстрее включиться в работу, но и способствует развитию речи малышей, так как звучащие рифмованные строки учат ребят правильно ставить ударения в словах, обогащают лексический запас. Например, при рассмотрении темы «Зимующие птицы» в старшей группе подборка может быть такой:

  • Бела крупа сыплется в сад, И воробьи обедать летят. Стайкою сели, стали клевать… Что за еда, не могут понять. Это не крупка, не творожок, Это холодный белый снежок.
  • Вот ворона сидит на заборе. Все амбары давно на запоре. Все обозы прошли, все подводы. Наступила пора непогоды. Суетится она на заборе. Горе ей. Настоящее горе. Ведь ни зёрнышка нет у вороны И от холода нет обороны…
  • Скачет сорока по ельничку, Бьёт хвостом по метельничку. Холодно сороке без шубки скакать. Плачет сорока, да негде взять.
  • Снегири на ветвях, украшенных Снежной бахромой. Яблоки румяные Выросли зимой. Яблоки на яблоньке Весело снуют. Гусениц мороженых Яблоки клюют.

Сказки

Приём, который актуален для дошкольников всех возрастов. На открытом занятии его применение не только отлично мотивирует воспитанников на работу, но и привносит в методический арсенал педагога оригинальность. При этом следует помнить, что всё хорошо в меру, поэтому сказка:

  • должна быть обязательно по теме (легенда о том, почему медведи зимой засыпают, в рамках изучения темы зимующих птиц не подойдёт — слишком отдалённая получается перекличка);
  • отличается лаконичностью и простотой.

Ниже приведём пример сказки для детей старшего дошкольного возраста (при изучении темы о разных агрегатных состояниях воды).

Однажды задумалось зайчику убежать из дома. Он убежал далеко, но всё равно знал дорогу обратно. Тут он видит — ручеёк бежит. И говорит зайчонку ручеёк: «Пойдём наперегонки бежать. Кто быстрее добежит до леса, тот и выиграл». Зайчик согласился. Вот они побежали к лесу.

Бегут, бегут, бегут, и тут зайчик не увидел ручейка и кричит: «Где ты, ручеёк?». А ручеёк отвечает: «Я испарился и превратился в туман. Ну, давай бежать дальше. Где туман, там я». И они побежали. Бегут, бегут, бегут, и тут зайчик не увидел тумана и закричал: «Где ты, ручеёк, который туман?».

«Я тут, – говорит ручеёк, – я превратился в облачко. Ну, побежали!».

Недоумевающий зайчик и ручеёк продолжали свой путь. Бегут, бегут, и тут зайчик не увидел ручейка. Кричит зайчик: «Где ты, ручеёк, который туман, которое облачко?». Ручеёк отвечает: «Я превратился в дождь. Ну, побежали». И они побежали, но вдруг дождь кончился, и опять зайчик закричал: «Где ты, ручеёк, который туман, которое облачко, который дождь?». Ручеёк отвечает: «Я тут, под твоими лапами. Дождь кончился, и я обратно стал ручейком».

Глупый заяц и ручеёк добежали вместе до леса. Но заяц так ничего и не понял.

Михаил Пришвин

https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2014/01/29/skazki-o-vode

Если сюжет позволяет, то сказку можно дополнить демонстрацией

Видео: словесные приёмы на занятии по ознакомлению с окружающим миром на тему «Путешествие в страну здоровья»

Игровые приёмы

Игра — ведущий вид деятельности дошкольников. Использованию игр на занятиях следует уделять особое внимание, ведь этот приём позволяет быстрее и качественнее изложить информацию, отработать её и закрепить. Именно поэтому игры могут применяться на всех этапах занятия. Речь идёт не только о дидактических играх, то есть имеющих образовательную цель, но и о подвижных, направленных на сохранение здоровья. Что касается последних, то они используются в качестве физкультминуток в середине занятия.

Игры с водой нравятся большинству детей любого возраста

Некоторые эксперименты в рамках наблюдения на занятиях по знакомству с окружающим миром носят игровой характер, поэтому методисты не рекомендуют нагромождать сходные приёмы в рамках одного урока.

Таблица: дидактические игры на открытом занятии по знакомству с окружающим миром для дошкольников разного возраста

ВозрастНазвание игры (тема занятия)ЦельОписание
Младшие группы«Собери картинку» («Город, в котором мы живём»)
  • Познакомить детей с достопримечательностями родного края,
  • развивать умение работать в малых группах.
Детям по парам раздаём конверты с пазлами, изображающими местную достопримечательность. Задача малышей: сложить картинку (если мини-групп получилось мало, то задание можно выполнять на скорость).
«Плавает или тонет» («Свойства воды»)
  • Познакомить детей со свойством воды удерживать на себе некоторые предметы и материалы;
  • объяснить понятия «плывёт», «тонет»,
  • учить распределять предметы на 2 группы по плавучести.
Берём игрушки из разных материалов, листочки бумаги и пр., опускаем в воду и определяем, тонет или плывёт. После чего делим все предметы на 2 категории. Задание можно выполнять индивидуально или в парах.
Средняя«Найди, что покажу» («Овощи, фрукты»)Закреплять знания ребят о названиях и внешнем виде овощей и фруктов. Примечание: задание можно усложнить, добавив муляжи экзотических фруктов.Показываем на короткое время один из предметов, спрятанных под салфеткой, убираем его и даём задание: «Найдите под другой салфеткой такой же овощ или фрукт и вспомните, как он называется». Малыши работают по очереди, пока все фрукты и овощи под салфеткой не будут названы.
«Что за дерево?» («Растительный мир родного края»)
  • Расширять представления детей о растительном мире родного края,
  • тренировать умение находить предмет по описанию.
Педагог описывает дерево, дети, у которых на карточках изображено 3–4 дерева, должны назвать искомое. Для усложнения игру можно проводить на время.
Старшие группы«Выбери правильно» («Познай себя»)Формировать представления о строении тела человека.Дети выбирают их набора игрушек того персонажа, который наиболее похож на человека, и объясняют свой выбор (есть туловище, руки, ноги и т. д.).
Интерактивная игра «Четвёртый лишний» («Насекомые»)Учить детей объединять представителей одного класса по этапам жизненного цикла и внешнему сходству.Педагог показывает ребятам слайды с изображениями насекомых в разных стадиях развития (бабочка, муха, божья коровка и гусеница). Воспитанники должны найти лишний объект (гусеница, так как остальные — взрослые особи).

Методы ознакомления дошкольников с окружающим миром и природой

Необходимая литература

И ЕЩЕ ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ МНОГО ИНТЕРЕСНЫХ КНИГ!!!

2. Лекция 1. Общие сведения по дисциплине «Теория и технологии ознакомления дошкольников с окружающим миром»

В соответствии с ФГОС ДОО, ознакомление с окружающим миром входит в образовательную область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ».

«Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».

Основные цели и задачи:

— Развитие познавательно-исследовательской деятельности

— Ознакомление с предметным окружением

— Ознакомление с социальным миро

— Ознакомление с миром природы

Формы организации деятельности детей при ознакомлении с окружающим миром и природой

Формами организации деятельности детей при ознакомлении с окружающим миром и природой являются занятия, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы, работы на земельном участке. Работу по ознакомлению дошкольников с окружающим миром и природой в детском саду проводят ежедневно. Форма организации детей разная (в зависимости от возраста и содержания работы). Нельзя выделить наиболее и наименее эффективные формы организации, все они обладают положительным эффектом при условии разумного и дозированного их использования.

Занятие — это организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения, способный отразить все его струк­турные компоненты (общую педагогическую цель, дидактические задачи, содержание, методы и средства обучения).

Экскурсия — это специфическое учебно-воспитательное заня­тие, перенесенное в соответствии с определенной образователь­ной или воспитательной целью на предприятие, в музей, на вы­ставку, в поле, на ферму и т.п. Как и занятие, она предполагает особую организацию взаимодействия педагога и учащихся. На экскурсии наряду с наблюдениями воспитанниками используются рас­сказ, беседа, демонстрация и другие методы.

Прогулки – ежедневные прогулки широко используются для ознакомления детей всех возрастных групп с природой. Они могут носить характер небольших экскурсий, во время которых воспитатель проводит осмотры участка, организует наблюдение за погодой, сезонными изменениями в жизни растений, животных.

Работа в уголке природы – работа в уголке природы проводится в часы, отведённые для труда. Дети наблюдают за растениями и животными, привыкают к бережному отношению к ним, приучаются к совместному труду с взрослыми, друг с другом, а затем и самостоятельно. Организация труда детей зависит от их возраста.

Работа на земельном участке – на земельном участке дети трудятся преимущественно после дневного сна. Так же, как и в уголке, это сочетается с наблюдениями и способствует накоплению у них знаний о растениях и животных, совершенствованию трудовых навыков и умений, воспитанию трудолюбия.

Методы ознакомления дошкольников с окружающим миром и природой

К наглядным методам обучения относятся наблюдение, демонстрация наглядных пособий (предметы, картины, диафильмы, слайды, видеозаписи, компьютерные программы). Одним из основных методов ознакомления с окружающим миром является наблюдение.

Наблюдение — это целенаправленное восприятие реального мира, предмета или явления в естественном их окружении, заранее подготовленное и руководимое взрослым.

Наглядные пособия дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы. При ознакомлении детей с природой используются дидактические, предметные, а также художественные картины.

Технические средства обучения — при ознакомлении детей с природой в детском саду используются презентации, кинофильмы, мультфильмы. С их помощью воспитатель формирует у детей представления о динамике явлений природы – росте и развитии растений и животных, о труде взрослых, показывая явления, которые протекают в природе длительное время.

Практические методы

Дидактические игры. В этих играх используются натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), картинки с изображением растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки. Дидактические игры с естественным материалом природы или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности.

Настольно-печатные игры: «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Ягоды и фрукты», «Растения» — дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Словесные игры «Кто летает, бегает, прыгает», «Нужно — не нужно» — проводятся с целью закрепления знаний.

Подвижные игры природоведческого характера — связаны с подражанием, повадкам животных, их образу жизни. Это такие как «Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик».

Труд в природе – организуют в форме индивидуальных и коллективных поручений. Индивидуальные поручения дают возможность более тщательно руководить действиями детей, коллективный труд даёт возможность формировать трудовые умения и навыки одновременно у всех детей группы.

Элементарные опыты — это наблюдение, проводимое в специальных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной целью. Опыт используют как способ решения познавательной задачи. Решение познавательной задачи требует специального процесса: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. Обсуждение условий опыта проходит под руководством воспитателя.

Словесные методы

Рассказ воспитателя – это живое, яркое, эмоциональное изложение фактов, явлений, событий, описание предметов.

Рассказывать детям можно с разными целями: для расширения знаний об уже знакомых явлениях, животных, растениях, для ознакомления с новыми явлениями и фактами. Рассказ обязательно сопровождается иллюстративным материалом – фотографиями, картинами, диафильмами. Продолжительность рассказа зависит от возраста детей.

Беседа – это организованный разговор на определенную тему, во время которой педагог, опираясь на знания и опыт детей, пользуясь вопросами, подводит детей к более глубокому пониманию и усвоению новых знаний и их закреплению.

Беседа является наиболее сложным методом обучения. Краткие беседы с малышами используются при ознакомлении с трудом взрослых и с помещение детского сада.

Беседы с детьми 5-7 лет проводятся систематически на разные темы как самостоятельные занятия.

Чтение художественной литературы также рассматривается как один из важных методов ознакомления детей с окружающим миром.

Эффективность этого метода зависит от правильного отбора литературных произведений, как со стороны содержания, так и художественной формы. Чтобы содержание произведения донести до детей, воспитатель должен сам ясно осознать его идею, замысел, основательно поработать над техникой речи.

Подготовка открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в ДОУ

Как и обычный урок в ДОУ, открытое занятия имеет чётко хронометрированную структуру.

  1. Актуализация опорных знаний или введение в тему — 2–3 минуты. На этом этапе работы идёт отработка мотивационных приёмов. Например, сказка и демонстрация картинок в младших группах или просмотр презентации и отгадывание загадок в старшей.
  2. Основной этап работы, занимающий от 20 до 25 минут, включает наблюдение, в том числе и проведение эксперимента, формулирование вывода на его основе. В эти же временные рамки включается физкультминутка (пальчиковая или дыхательная гимнастика).

    При необходимости наблюдение можно выносить за рамки занятия, оставляя его в качестве одного из этапов прогулки, однако для открытого занятия такое разделение не вполне удобно

  3. Заключительный этап занимает 2–3 минуты и подразумевает словесную оценку взрослым работы малышей. В старшей и подготовительной группах дети учатся рефлексии, поэтому эффективность занятия конкретно для себя они оценивают самостоятельно. В старшей группе к самооценке добавляется ещё задача — выставить баллы за работу всех членов коллектива вместе.

Вывод: структура открытого занятия не отличается от структуры обычного. Это касается и хронометража: в первой, второй младшей группах ознакомление с окружающим миром длится 15–20 минут, в средней — 20–25, а в старших — 30–35.

Таблица: примеры конспектов открытых занятий по ознакомлению с окружающим миром (фрагменты)

Возраст детейАвторТемаСодержание занятия
Первая младшая группаДулепова Н. В., воспитатель МБДОУ №167, г. Красноярск«Одеялко для мишки»В.: Ребята, смотрите, что я нашла у нас в группе (показывает шишку). А откуда она у нас появилась? (Ответы детей). А хотите отправиться в гости к лесным жителям в волшебный лес? (Ответы детей). Дети собираются на ковре в кружок. В.: Закрыв глаза, мы словно по волшебству окажемся в волшебном лесу. Дети закрывают глаза, звучит музыка превращения, открыв глаза, ребята оказываются у импровизированного «костра». В.: Ребята, а какие лесные жители нам могут повстречаться в лесу? (Ответы детей) Ой, так и не услышала ваши ответы, потому что все говорили хором. Я видела в другой группе, что дети по очереди отвечают, давайте и мы попробуем? (Ответы детей). Воспитатель предлагает передавать «волшебную» шишку, у кого в руках волшебная шишка тот и говорит (иллюстрационный плакат «Лесные звери» служит подсказкой детям, которые затрудняются с ответом). В.: Какие правильные и замечательные ответы! Ребята, а какое сейчас время года? (Ответы детей). В лесу холодно? Вы не замёрзли в зимнем волшебном лесу? Давайте немного погреемся! Физкуль…> В.: Ребята, мы с вами так сильно в лесу расшумелись, что разбудили мишку. А ведь он зимой должен спать в берлоге. Что же нам теперь делать? Как мишку спать уложить? (Ответы детей). Молодцы, какие вы у меня заботливые, добрые! Накроем мишку одеялом, только не простым, а снежным. Из чего же мы сделаем такое одеяло? (Из ваты). Но как же нам укрыть мишку, ведь одеяло из ваты будет спадать? Дети предлагают решение приклеить вату клеем. Ребята проходят за стол и приступают к наклеиванию. В.: Ребята, у нас получилось, мишка сомкнул глазки и начал засыпать. А нам пора возвращаться в наш любимый детский сад. Дети возвращаются на ковёр, закрыв глаза, под музыку превращения возвращаются из леса…> Вопросы для рефлексии:
  • Ребята, а куда мы сегодня с вами путешествовали? (В лес).
  • Расскажите, кого мы в лесу встретили и для кого мы доброе дело сделали? (Лесных животных, а помогли уснуть мишке).
  • А как мы ему помогли? (уложили спать, укрыв снежным одеялом).
  • У нас получилось ему помочь? (Да).
  • Какое правило мы должны помнить, если мы будем в лесу? (Не шуметь).

Воспитатель благодарит детей за активную работу и предлагает поделиться своими эмоциями и переживаниями не только друг с другом, но и со своей семьёй.

Цит. по: https://portal2011.com/otkrytoe-zanyatie-v-pervoj-mladshej-gruppe-okruzhayushhij-mir-odeyalko-dlya-mishki/
Вторая младшаяАпакина О. Н., воспитатель МДОУ ЦРР Д/с №20 «Алёнушка», п. Биорки, Коломенский район, Московская область«Да здравствует мыло душистое!»Педагог вносит в группу красивую коробочку, в которой находятся кусочки мыла (по количеству детей) разного цвета, запаха и формы. В.: Дети, нам принесли посылку! Откроем её? (Ответы детей). Ой, она не открывается! Дети, а здесь письмо. Сейчас я его прочитаю: «Детки, эта посылка волшебная, чтобы её открыть…, а мы ведь хотим её открыть? (Ответы детей)… необходимо отгадать загадку, и вы узнаете, что тут лежит!». Вот это чудеса! Дети, слушайте внимательно загадку.
  • Чтоб «грязнулею» не быть, Следует со мной, дружить. Пенное, душистое, Ручки будут — чистыми. (Мыло).

Правильно, это мыло! Теперь мы можем открыть и посмотреть, что в посылке. Действительно, ребята, здесь мыло. Как его здесь много, на всех хватит. Возьмите в руки по кусочку. Воспитатель раздаёт детям мыло. Дошкольники обследуют кусочки мыла. В.: Ребятки, потрогайте мыло. Какое оно на ощупь? (Гладкое). Понюхайте его. (Оно пахнет). Какое оно по цвету? (Розовое, белое, жёлтое). Ребята, здесь в коробочке есть ещё мыло. Вот какое! (Достаёт круглое). Какое мыло по форме? (Круглое). А это? (Достаёт квадратное). Ой! А это кто? (Достаёт мыло в виде мишки). (Мишка). Ребята, мы узнали, что мыло гладкое, имеет запах, бывает разного цвета и разной формы. А для чего нужно мыло, вы знаете? (Чтобы мыть руки, отмывать грязь). Правильно, мыло отмывает грязь, уничтожает микробы, чтобы мы с вами не заболели. Мыло, которым моют руки, называется туалетное. А сейчас мы отправимся с вами в лабораторию, где будем проводить опыты с мылом и узнаем ещё много интересного о мыле. Вперёд!…> <�…В ёмкости с чистой водой насыпают стружки мыла, наблюдают, как постепенно мыло растворяется в воде, а при взбалтывании пенится. С помощью трубочки для коктейля выдувают воздух в воду с растворенным мылом для образования пены. Игра «У кого пена выше и пышнее?». Дети делятся впечатлениями, высказывают своё мнение. Вывод: Мыло растворяется в воде, пенится, образует много пузырьков.

СредняяЖогина Е., старший воспитатель МБДОУ Лесновский детский сад, п. Лесной, Рязанская область«Воздух-невидимка»В.: Ребята, давайте согреем друг друга своими улыбками! Для этого поставьте руки на пояс и произнесите слова: «Влево — вправо повернись и друг другу улыбнись». (Дети выполняют). Ребята, а что ещё нас согревает и улучшает наше настроение? (Солнышко). Правильно! Давайте представим, что наши руки — это солнечные лучики. Коснёмся друг друга и подарим тепло своим друзьям. Дети становятся в круг, вытягивают руки вверх, соприкасаясь друг с другом, и произносят слова:
  • Солнышко, солнышко, Мы твои лучи. Быть людьми хорошими Ты нас научи!

В.: Ребята, сегодня я предлагаю вам превратиться в настоящих учёных и совершить путешествие в лабораторию, где можно заняться исследованиями. Вы хотите? (Ответы детей). Тогда надевайте скорее колпаки! А что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:

  • Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он невидимый, но всё же Без него мы жить не сможем. Он нам нужен, чтоб дышать, Чтобы шарик надувать. С нами рядом каждый час, Но невидим он для нас! (Воздух).

В.: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас? (Нет, не видим). Раз мы его не видим, значит, какой воздух? (Прозрачный, бесцветный, невидимый). А чтобы найти воздух, мы отправляемся в нашу лабораторию. (Дети проходят к столу). Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух? (Ответы детей). Опыт «Поймай невидимку» (с полиэтиленовым пакетом и фонариком). В.: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? (Он пуст). Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдёт? (Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким). Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Какого цвета воздух? (Ответы детей). На столе у меня фонарик. Волшебники, сейчас я посвечу на пакет. Что вы увидели? (Свет фонарика проходит через пакет). Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т. е. прозрачный. Вот вам и первое свойство воздуха — прозрачный, бесцветный. Ребята, мы с вами проделали такой серьёзный опыт!

  • Воздух с вами мы искали И в пакет его поймали! Посмотрели, посветили И на волю отпустили!…>
Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-otkrytogo-zanjatija-v-srednei-grupe-po-oznakomleniyu-s-okruzhayuschim-mirom-vozduh-nevidimka.html
СтаршаяЗолотарёва Л. Н.«Путешествие в страну здоровья»В.: Ребята, посмотрите, как сегодня у нас много гостей. Давайте пожелаем нашим гостям здоровья. (Дети здороваются). А теперь пожелаем друг другу здоровья. (Все встают в круг и передают мячик со словами: Здравствуй, Артем, здравствуй, Витя и т. д.). Мы сегодня собрались здесь неслучайно. Я предлагаю отправиться в путешествие. Хотите? (Ответы детей). Тогда, пожалуйста, ответьте на вопрос: как вы думаете, что значит быть здоровым? (Быть сильным, не болеть, быть крепким, выносливым, не кашлять, не чихать, закаляться, есть больше фруктов, овощей). Совершенно верно! Ребята, а это что такое? (На столе лежит письмо). Нам прислали письмо, давайте его прочитаем. Письмо пришло с планеты здоровья. «Помогите! Спасите! На нас напали микробы!». А кто нам скажет, что такое микроб? (Ответы детей). А кто знает про микробов что-нибудь ещё? (Рассказ ребёнка о микробе, демонстрация микробов на мультимедийном проекторе). Надо помочь нашим друзьям. Но планета здоровья находится очень далеко. На чём мы можем туда отправиться? (На шаре, ракете, самолёте). Полетели на ракете! (Показывает картинку с ракетой)…> В.: Ребята, как странно, что нас никто не встречает. Как вы думаете, почему? Наверное, все жители планеты заболели! (Показывает картинку закрытых глаз). Что это, посмотрите? (Глаза). Как вы думаете, почему они закрыты? (Они спят, отдыхают, заболели, устали от яркого света). Ребята, наверное, это проделки хитрых и коварных микробов. Что же надо делать, чтобы глаза никогда не болели? (Ответы детей)…> В.: А я знаю, что глаза полезно тренировать. Предлагаю сделать гимнастику для глаз.
  • Бабочку мы в руки взяли, С ней немножко поиграем. Вдаль на бабочку смотри, Близко к носу поднеси. Бабочки вправо полетели — Дети вправо посмотрели. Бабочки влево полетели — Дети влево посмотрели. Бабочки порхают — Детки глазками моргают. Раз, два, три — глаза закрой, Раз, два, три — глаза открой.

Ребята, смотрите, а глаза-то открылись! (Показывает иллюстрацию открытых глаз)…>

Цит. по: https://www.metod-kopilka.ru/otkrytoe_zanyatie_razvlechenie_v_starshey_gruppe_po_okruzhayuschemu_miru_puteshestvie_v_stranu-57977.htm
ПодготовительнаяМелешко О. А.,воспитатель МАДОУ Д/с №61, г. Тюмень«Лаборатория Бабы-Яги»<�…Баба-яга: Здравствуйте! Вы меня узнали? Я сегодня буду Бабой-ягой. Но не простой Бабой-ягой, а колдуньей. А живу я в Тюменском лесу, возле Тюменской реки. Как называется река, протекающая через Тюмень? (Тура). Я очень старая. Я родилась тогда, когда образовался наш город Тюмень. Кто-нибудь знает, сколько лет Тюмени? Мне 430 лет. А в каких русских сказках можно встретить меня? (Ответы детей). Я тут намедни организовала в избушке лабораторию! Кто знает, что это такое?…> <�…Лаборатория — это то место, где всякие опыты проводят, изучают что-нибудь интересное! И вот я изучаю одну нужную штуку!
  • В море я всегда солёна, А в реке пресна. Лишь в пустыне раскалённой Мне совсем не место. (Вода).

Но что-то в последнее время не получается! Застопорилась! Поможете? Я вас приглашаю в мою лабораторию. У меня для вас есть даже эмблемы. Теперь вы не просто ребята, а настоящие научные сотрудники. Ну что же, отправляемся в лабораторию…> А вот и моя лаборатория! Баночки, скляночки! А вот и моя шифровка, схема, куда я все свои выводы записываю и зарисовываю! <�…Есть ли у воды форма? Что на столе? Если кубиком постучать по столу, а шарик прокатить, изменят ли они свою форму? (Нет). А вода? Если мы нальём воду в куб, что с ней произойдёт? (Она примет форму куба). А если налить воду в банку? (Она примет форму банки). Значит, какой вывод мы можем сделать? Что мы с вами узнали? (Вода постоянно меняет форму, она принимает форму того сосуда, в который её наливают). Так есть ли у воды форма? (Вода формы не имеет). А имеет ли вода цвет? (Баба-Яга ставит на стол стакан с водой, рядом кладёт листы цветной бумаги). Можно ли о воде сказать, что она белого, синего, зелёного или красного цвета? (Нет). Есть цвет у воды? (Нет, вода бесцветная). Поэтому через неё можно видеть — она прозрачная! Дидактическая игра «Назови прозрачные предметы в группе». (Стекло, окна, стакан, баночки и др.). Баба-яга: Всю неделю провожу я опыты с водой, всё экспериментирую. Ребята, а чем же вы занимаетесь всю неделю? Физкуль.

  • В понедельник я купался (изображают плавание), А во вторник — рисовал (изображают рисование), В среду долго умывался (показывают, как умывались), А в четверг в футбол играл (бег на месте), В пятницу я прыгал, бегал (прыгают), Очень долго танцевал (кружатся на месте), А в субботу, воскресенье (хлопают в ладошки) Целый день я отдыхал (садятся на корточки, руки под щёчку — засыпают)…>
Цит. по: https://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/konspektyi-istsenarii/konspektyi-zanyatiy-po-oznakomleniyu-s-okruzhayuschim-mirom/news10334.html

Видео: открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Зимующие и перелётные птицы»

Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром — это своеобразный итог проделанной работы в группе. И несмотря на то, что любой урок имеет установленный ФГОС набор целей и задач, мероприятие, на котором присутствуют педагоги и родители, выполняет миссию демонстрации всех тех знаний, умений и навыков, которыми пополнился интеллектуальный багаж детей. Вот почему к подготовке открытого занятия педагогу следует подойти с особой тщательностью, проявив всё своё методическое мастерство для правильной организации познавательной деятельности малышей.

Как провести занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада

В группу входит Мойдодыр и говорит: Я пришёл к вам сегодня с капельками воды, чтобы узнать, а нужна ли вам вода? (Ответы детей). Для чего она вам нужна? (Ответы детей). А знаете ли вы, дети, откуда берётся вода? (Ответы детей). Мойдодыр читает стихотворение:
  • В глуши лесной, в глуши зелёной, Всегда тенистой и сырой, В крутом овраге под горой Бьёт из камней родник студёный, Кипит, играет и спешит, Крутясь хрустальными клубами, И под ветвистыми дубами Стеклом расплавленным бежит.

Вот откуда берётся чистая вода. Родник образует ручеёк, потом ручейки стекаются в озёра и реки, оттуда человек направляет её в трубы. Мойдодыр предлагает детям поиграть, загадывает им загадки, а они хором отгадывают.

  • Еду, еду, следов нету, Оглянусь — смерти боюсь. (Вода).
  • Течёт, течёт — не вытечет, Бежит, бежит — не выбежит. (Река).
  • Бегу я, как по камушкам, По камушкам звеня, Издалека по песенке Узнаете меня. (Ручеёк).

В.: А теперь, Мойдодыр, мы с ребятами покажем, для чего нам нужна вода в детском саду. Дети с воспитателем подходят к природному уголку (поливают цветы, рыхлят почву в цветочных горшках, протирают крупные листья тряпочкой, а мелкие спрыскивают). Воспитатель предлагает дошкольникам назвать растения в природном уголке. В.: Дети, для чего нужно рыхлить почву? (Ответы детей). А для чего нужно поливать растения? (Ответы детей). А какой водой нужно поливать? Чем вы рыхлите землю? А почему палочками? Что ещё нужно делать для того, чтобы растения чувствовали себя хорошо и красиво? (Ответы детей). Вот для чего нам нужна вода в природном уголке, Мойдодыр. Дети с воспитателем подходят к игровому уголку. Мойдодыр спрашивает: А для чего вам здесь нужна вода, ребята? (Ответы детей — мыть игрушки). А для чего нужно мыть игрушки? (Ответы детей). Для чего ещё вам нужна вода, дети? (Ответы детей — мыть руки). Ребята, покажите мне, как правильно нужно мыть руки. Один из детей показывает процесс умывания: намочить руки, взять мыло, слегка намылить руки, положить мыло на место, размылить до обильной пены, смыть тёплой водой, вытереть насухо полотенцем. Мойдодыр: Спасибо, ребята, вы мне ещё раз объяснили, как правильно нужно мыть руки. Воспитатель читает поговорку: От простой воды и мыла и микробов тает сила. Мойдодыр читает стихотворение:

  • Я прошу вас, мойте чаще Ваши руки и лицо, Всё равно, какой водою, Кипячёной, ключевой Из реки, или колодца Или просто дождевой! Нужно мыться непременно Утром, вечером и днём — Перед каждою едою, После сна и перед сном!

Мойдодыр спрашивает у детей: А вы часто моете руки? А почему? (Ответы детей). Воспитатель спрашивает: А вы знаете, чем покрыто наше тело? (Кожей). Какая она? (Гладкая, нежная). Для чего нужна кожа? (Защищает нас от микробов). Что нужно делать, чтобы микробы не попали в организм? (Мыть руки, овощи, фрукты; закрывать рот, когда чихаете и кашляете; не грызть ногти; не ковырять в носу; воду пить только чистую). Ребята, теперь мы с вами знаем, откуда берётся вода. (Родник — ручеёк — река — озеро — водопровод). Давайте подойдём к карте Татарстана и рассмотрим её. Какими цветами раскрашена карта? (Ответы детей). Каким цветом изображены реки, озёра, пруды? (Ответы детей). Какие названия рек вы знаете? (Дети называют названия больших рек Татарстана). А большие реки образуются из множества маленьких речек и ручьёв. Наша республика красива и богата, потому что здесь есть реки, озёра, родники. Так что же такое вода? Давайте проделаем опыт: возьмём баночку и наполним её водой. А теперь перельём эту воду в другую баночку. Она принимает форму того сосуда, в котором она находится. Отсюда вывод: вода не имеет формы. А что ещё можно сказать про воду? Возьмём 2 стакана — один с водой, другой с молоком. Возьмём картинку. А теперь поставим на картинку стакан с молоком. Картинки не видно. А теперь поставим на картинку стакан с водой. Картинку видно. Отсюда вывод: вода прозрачная, бесцветная жидкость. А теперь попробуем воду на вкус. Она не имеет вкуса. А теперь понюхаем, чем она пахнет. Она не имеет запаха. Ребята, в каком состоянии бывает вода? (Ответы детей). Летом вода жидкая, зимой твёрдая, а весной она тает. А теперь, ребята, у Мойдодыра для вас сюрприз. (Вносит минеральную воду). Что это за вода? Для чего пьют минеральную воду? (Ответы детей). Давайте поиграем с вами в игру «Целебные звуки». Наберём в рот воды и скажем: «М-м-м». Звук произносят, чтобы лучше усваивалась в организме вода.

Познание окружающего мира в детском саду

Консультация для воспитателей детского сада. Познание окружающего мира посредством наблюдений (из опыта работы)
Назначение: Данный материал рекомендован молодым начинающим воспитателям в работе с детьми с 3 – 7 лет, а также заинтересованным родителям. Описание материала: При ознакомлении дошкольников с окружающим миром особое место отводится методу наблюдения. Как сделать прогулку интересной? Как провести наблюдение с детьми? Какие приёмы можно использовать? Знаете ли Вы игру «Следопыты»? Если Вы заинтересовались, то этот материал для Вас. Цель: помочь воспитателям в организации и проведении наблюдений с детьми дошкольного возраста. Автор: Орлова Марина Витальевна, воспитатель первой квалификационной категории, МАДОУ детский сад «Гармония», структурное подразделение детский сад № 22 «Надежда», город Новоуральск, Свердловская область.


При ознакомлении дошкольников с окружающим миром особое место отводится методу наблюдения.
Наблюдение играет большую роль во всестороннем развитии ребёнка:
1. В процессе наблюдений окружающей природы создаются благоприятные возможности для разнообразной практической деятельности детей, для формирования гуманных чувств к представителям животного и растительного мира. 2. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них удивление, радость, которые, тем самым совершенствуют эстетические чувства. 3. Наблюдения предметов и явлений природы невозможно без движений, а значит, использование этого метода при ознакомлении с природой способствует физическому развитию детей. 4. В процессе наблюдений накапливаются образные представления, которые дают достоверный материал для формирования понятий. Словом, наблюдения постоянно обогащают сознания ребёнка новыми знаниями.

Основная цель наблюдений

– развивать умение наблюдать: не просто смотреть на предмет, а видеть его так, чтобы затем отчётливо, во всех деталях и подробностях представить данный образ. Это умение видеть не приходит само собой.
Какими же приёмами я пользуюсь для достижения этой цели в младшем и среднем возрасте?
На четвёртом году жизни возникает наглядно – образное мышление. У детей ярко проявляется любопытство. Очень полезно не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребёнку получить их самостоятельно. Как это сделать? Продумывая наблюдение, важно точно определить, какие задачи оно решает, установить последовательность и приёмы руководства деятельностью детей. Наиболее эффективными приёмами во второй младшей группе являются: • организация обследовательских действий с объектом наблюдения, если это не угрожает здоровью ребёнка; • использование поисковых действий; • имитация ребёнком движений, звуков предметов, явлений природы; • приём сравнения. Коротко остановлюсь на каждом из них.
Приём обследования направлен на выявление сенсорных признаков данного объекта. Например, во время игр с песком, дети узнают о таких свойствах песка, как цвет, сыпучесть (из влажного песка можно что-то слепить, а из сухого нет, он рассыпается). Во время наблюдений за деревьями обследуем с детьми кору, и они узнают о том, что она бывает разная: шершавая или гладкая, тёплая или холодная, твёрдая, имеет запах.
Поисковые действия:

— Кто нагрел предметы? — Откуда течёт ручеёк? — Кто играет с листочками? т.п.
Приём подражания движениям, звукам помогает детям внимательнее всматриваться, вслушиваться в предмет, явление и улавливать такие тонкости, которые при первом наблюдении «прошли мимо». Например, предлагаю детям повторить движения крыльев птицы во время полёта, сложить ладони и подвигать ими, как рыбка двигает хвостиком и т.п. Во второй половине года начинаю использовать
приём сравнения.

Как показывают исследования психологов, дети дошкольного возраста владеют этим приёмом. При помощи сравнения они выделяют черты сходства и отличия в предметах и явлениях, их существенные, главные признаки. Например, сравнить листья одного дерева с листьями другого по цвету, форме, размеру.
В средней группе
количество вопросов возрастает, действия детей становятся более целенаправленными и обдуманными. Поэтому рекомендуется проводить длительные наблюдения, то есть в форме циклов. Отдельно взятый цикл – это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом живой природы. Каждое из наблюдений цикла имеет: • своё содержание; • свою цель; • не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ними. В чём же преимущество таких наблюдений? 1. Цикл проводится в течение длительного времени – на неделю планируется 1-2 наблюдения, что способствует развитию у детей интереса к данному объекту природы. 2. В цикле объём знаний распределяется на «порции», что обеспечивает постепенное и более надёжное их усвоение. 3. Цикл наблюдений позволяет ребёнку чувственным путём и самостоятельно приобрести систему конкретных знаний о животных или растениях, которые живут по соседству с ним. Сам процесс наблюдения начинается с того, что я предлагаю детям осмотреть объект в целом, чтобы у них сложилось общее представление о его форме, преобладающей окраске, характере движений и т.п. Во время следующих наблюдений организую рассматривание объекта по частям, сосредоточив внимание лишь на одной детали. При таком подходе ребёнок привыкает концентрировать своё внимание на указанной детали. Чтобы способствовать этому, я применяю различные приёмы: 1. После однократного рассматривания предлагаю детям закрыть глаза и представить себе то, что они только что видели. Затем снова открыть глаза и уточнить то, что не удалось рассмотреть в первый раз. Этот приём целесообразно повторять несколько раз. 2. Для закрепления образа наблюдаемого объекта использую такой приём, как раскрашивание чёрно-белых рисунков. Делать это можно по памяти или с натуры. Это помогает детям внимательно всматриваться в детали предметов, подмечать тонкости, желание наблюдать. 3. Развитию мышления способствует применение приёма аналогии. Описав коллективно какой-либо объект или явление, предлагаю детям уже самостоятельно описать другой предмет в таком же порядке. Организую дидактические игры: «Найди такой же», «Угадай растение по описанию», «Найди, что опишу» и т.д. В процессе игр дети приобретают определённые знания и умения: • запоминают название объекта природы; • у растений – название частей (корень, стебель, лист, цветок), учатся находить их на других растениях; • у деревьев: корень, ствол, ветки, листья, плоды; • отличают листья по форме (круглые, удлинённые, похожие на звезду), окраске (зелёные, жёлтые, красные), размеру (большие, маленькие), особенности поверхности (гладкие, шершавые).
В старшем дошкольном возрасте
дети способны не только принимать познавательную задачу, поставленную взрослым, но и самостоятельно ставить её. К 5 годам у ребёнка уже сформирован ряд представлений об окружающей среде и отношение к ней, что может служить основой для экологического образования в этом возрасте. Это обусловлено психофизиологическими особенностями: появляется способность к логическому мышлению, увеличивается произвольность познавательного процесса, закладываются основные умственные умения и операции (сравнение, анализ, обобщение, классификация). У детей ярко проявляется любознательность. Они часто спрашивают: «Что это такое?», но я не тороплюсь с ответом, а стараюсь сделать так, чтобы они сами додумались. Задаю такие вопросы, которые стимулируют умственную деятельность детей. Например, – Это неживой или живой объект природы? – Как ты догадался об этом? – Какое оно на ощупь? – Как оно передвигается? – Оставляет ли оно за собой какой-нибудь след? – Есть ли у него глаза, рот, ноги? Можно ли их увидеть? Если нет, то почему? – Что представляет собой это существо? – На какое другое существо оно похоже? – Есть ли поблизости другие такие же? – Что может произойти, если ты наступишь на него? – Где оно живёт? – Как ты думаешь, молодое оно или старое? – Может ли оно превратиться во что-нибудь другое? Таким образом, я помогаю ребёнку получить знания самостоятельно в процессе активной мыслительной деятельности. В этом случае детский вопрос превращается в формирование цели. Я лишь даю советы и рекомендации, вместе с ним осуществляю необходимые действия. Обследовательские действия детей этого возраста становятся более осознанными и используются, в основном, для проверки полученных в ходе наблюдения впечатлений. Широко использую поисковые действия. Детям очень нравится
игра «Следопыты». Задания для этой игры могут быть разнообразными. Например, • Предлагаю детям собрать различные камешки, листочки (откуда они появились, на что похожи); • Посчитать, сколько объектов живой и неживой природы найдут дети на участке; • С помощью лупы поискать следы деятельности насекомых (это могут быть объеденные листья, ходы личинок жуков – караедов под корой деревьев; • Найти вокруг себя объект живой или неживой природы, название которого начинается с той же буквы, что и имя ребёнка. Например: Данил – дерево, Лена – листочек, Марина – муравей, Паша – песок, Катя – камень и т.д. • Понюхать какой-либо предмет с завязанными глазами и отгадать, что это; • Определить на ощупь; • Найти самое освещённое и самое тёмное место на участке, самое тёплое и самое холодное; • Найти что-нибудь липкое; • Найти предмет, не имеющий отношение к природе; • Что-нибудь такое, что с удовольствием съела бы птица; • Найти предмет, отражающий моё настроение. Для формирования умения видеть, очень важно поддерживать интерес к наблюдениям. Одним из важнейших путей поддержания интереса является использование образов наблюдаемых объектов на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, познанию и даже по математике. Организуя наблюдения в природе, я стремлюсь к тому, чтобы дети не только получали полное представление о предметах и явлениях, но и могли выразить это словами. Прежде всего, они должны уметь называть объекты природы, выраженные существительными, и признаки предметов, выраженные прилагательными. Использование разнообразных приёмов, о которых я говорила выше, вызывает у детей необходимость суждения и умозаключения, которые приобретают форму предложений, то есть вид связной речи. Прогулки, то есть непосредственное общение с природой, вызывают у детей большой интерес. Играя с камушками, песком, шишками, опавшими листьями, дети становятся любознательными, у них появляется множество вопросов. Наблюдения дают материал для работы с родителями, потому что дети рассказывают обо всём интересном именно им, а они нам. Так идёт обоюдный разговор. Так шаг за шагом я стараюсь привить детям бережное, любовное отношение к окружающему миру.

Рекомендуем посмотреть:

Патриотическое воспитание дошкольников в детском саду Консультация для воспитателей ДОУ. Классическая музыка для детей Экологический проект в детском саду. Средняя группа Деловая игра для педагогов ДОУ

Похожие статьи:

Наблюдения за аквариумными рыбками в детском саду. Младшая группа

Наблюдения за птицей в клетке в детском саду. Младшая группа

Наблюдения за снегом и водой в детском саду. Младшая группа

Наблюдения за растениями в детском саду. Одуванчик и мать-и-мачеха. Младшая группа

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]