Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в ДОО


Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в ДОО

Библиографическое описание:

Амаева, Н. И. Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в ДОО / Н. И. Амаева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 131-132. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6437/ (дата обращения: 03.01.2022).


В статье авторы рассказывают об изменениях в системе образования Казахстана, как о неизбежном процессе, в котором отражаются новые запросы и потребности общества.

Ключевые слова: критериальное оценивание, система образования, творчество, личность, результаты обучения, география.

Наш мир не стоит на месте. Он представляет собой динамичную систему, которая постоянно находится в развитии, претерпевает изменения. Они коснулись всех сфер жизнедеятельности человека, в частности, и образования. Рост интеллектуального потенциала общества, большой поток информации, который требует от людей навыков ее обработки и восприятия, а также изменение сознания в пользу использования все более изощренных технологий способствовали необходимости модернизации системы образования. Изживает себя традиционный тип оценивания и проведения урока. На смену ему приходит новый формат, который характеризуется самостоятельностью обучающихся в поиске решений поставленных проблем и задач, инициативностью в процессе обучения, внедрением исследовательской деятельности. При таком формате приветствуется творческий подход, что позволяет раскрыться детям, всесторонне развиваться, проявить свою креативность и оригинальность.

Современные подходы в образовании кардинально меняют деятельность и роль таких субъектов, как «учитель» и «ученик». Веха изменений не оставила в стороне и Казахстан.

Учитель призван совершать чудеса, их ждут от него ученики, и это происходит, если смоделировать такие условия, при которых личность ребенка получает наибольшее развитие. Теперь учитель не является источником информации. Он направляет и создает всевозможные условия для развития конкурентоспособной личности. Ученик должен постоянно, каждый день для себя делать маленькие открытия. Это и есть эффективный и творческий поход к обучению. [1, с. 122] А исследование, как известно, процесс творческий, творчество невозможно навязать извне, оно рождается на основе внутренней потребности, а именно, потребности к познанию. [2, с. 27, 29]

Стоит отметить такое понятие, как человеческий капитал. Оно особенно актуально сейчас и означает знания, способности и навыки, которые аккумулируются в единую совокупность и определяют находчивость и изобретательность личности в принятии решений. Каждый день мы наблюдаем за стремительными преобразованиями в образовательной среде, которые становятся все более заметными. Этот процесс изменил не только его структуру, но и также восприятие действительности. Сейчас вместо того, чтобы принимать информацию, не подвергая сомнению и быть неактивным в обучении, применяется модель воспитания с помощью умения задавать вопросы и способности приспосабливаться к новым жизненным ситуациям. Использование технических средств в образовательном процессе помогают развитию новой личности, где ее основной целью является в течение короткого периода времени повысить качество своих знаний. Технические достижения оставили свою лепту в этом непростом вопросе. C их помощью сложно представить процесс оценивания, особенно в условиях дистанционного обучения. Современный взгляд на содержание образования показывает, что учителя, которые могут идти в ногу с технологическими и методологическими разработками в своей области, рассматриваются как новаторские преподаватели. Это те, кто интегрирует технологии в свои занятия, где интернет-ресурсы являются наиболее важной прикладной формой в исследовании инноваций.

Образовательные результаты имеют как личные составляющие, так и профессионально ориентированные. Поэтому оценивание имеет многостороннюю специфику, в которой учитываются национальные интересы, психолого-педагогические аспекты, личностные ориентации и политипические убеждения. Все вышеперечисленное складывает основы комплексного оценивания, описывающие качественные и количественные критерии достижениям и деятельности обучающегося. Следует подчеркнуть, что умение оценивания приходит к каждому из нас с ранних лет. Оно строится в постоянном познании, в повседневных действиях и способности к обучению. В этом контексте необходимо выделить творческую направленность, которые идут рядом с логическим мышлением. В системе школьного образования важна опора на уже имеющиеся знания у учащихся, определяющие характер принятых решений. Классический подход к оцениванию сформировался относительно недавно, но в нем есть много недостатков. В нем происходит лишь воспроизведение полученного на уроке материала, где оценивается качество представленной информации. Такой подход изжил себя и менее эффективен на данный момент. Вместо него появляется такое оценивание, как критериальное.

Большая и постоянная часть творческого процесса педагога осуществляется на людях, в обстановке публичной деятельности.

Одна из главных целей обновленного содержания образования — сделать учебный процесс увлекательным и занимательным занятием, которое будет вдохновлять учащихся на поиск новой информации. Также стоит отметить следующие не менее важные цели, реализуемые в процессе обучения и воспитания разностороннего человека нового поколения:

  1. Повышение качества образовательного процесса, в том числе знаний, полученных на уроках, которые помогут учащимся в будущем стать творческой, конкурентоспособной и открытой личностью;
  2. Совершенствование учебной деятельности обучающихся и формы оценивания в контексте обновления образовательной программы;
  3. Реализация на уроках географии (и других учебных предметов) патриотического акта «Мәңгілік Ел».

Не менее важны следующие аспекты, как выстраивание содержания учебных занятий, обеспечивающих формирование патриотических чувств и духовно-нравственных качеств, гражданской ответственности учащихся, развитие их национального самосознания и толерантности, укрепление светских ценностей и формирование осознанного неприятия молодежью идеи терроризма и экстремизма, умения общаться в условиях полиэтнического Казахстана. [3]

Довольно-таки часто на слуху понятие «критериального оценивания». Но задумываемся ли мы о целях и процессе в целом. Одной из целей можно выделить: определение и повышение учебной деятельности учащихся.

Критерий — мерная единица в этом понятии. От их выбора напрямую зависят прозрачность, открытость и честность оценивания. Рассмотрим каждое составляющее в контексте задания на уроках географии. Учащимся предлагалось решить задачу с численностью населения. Многие из них записали только ответ, не указав при этом решения. Соответственно, выигрышнее будет работа того учащегося, где указана используемая формула и действия решения.

Во многих странах мира проходили исследования, где изучалось влияние критериев оценивания (на основе успеваемости или компетенций), релевантности (соответствие и достоверность критериев по сравнению с другими) и их взаимодействия на успеваемость. Результаты показывают, что обучающиеся, которым были предоставлены определенные критерии, получили более точные и правдивые оценки своей деятельности, лучше справились с дифференцированными заданиями и достигли более высокой эффективности обучения (определяемой как соотношение между успеваемостью и умственными усилиями) по сравнению с теми, которым были даны все критерии. Обучающиеся, которым были даны критерии оценки, основанные на успеваемости, вложили меньше умственных усилий в оценивание, что привело к повышению эффективности обучения. Эффект взаимодействия для конкретности ответов показывает, что сочетание критериев, основанных на производительности, и соответствующих критериев приводит к более качественному анализу проработанных примеров по сравнению с другими комбинациями критериев. [4, с. 971]

Изучение географии для индивида начинается с отношения между человеком и местоположением. Они развиваются в зависимости от приобретения определенных навыков, необходимых для понимания и максимально эффективного использования географического положения. Одна из главных целей изучения географии в старших классах средней школы заключается в том, чтобы дать учащимся возможность приобрести навыки, которые будут способствовать улучшению их пространственного восприятия. В соответствии с этим в активной разработке находится учебная программа по географии, основными элементами которой являются навыки, концепции, ценности и взгляды, пришедшие с 2000 годов.

Изучение экономических процессов через призму отношений человека и географического положения эффективно в интересах охраны окружающей среды и развития географических навыков отдельных лиц.

В сегодняшней философии образования и структурировании знаний был принят один из основных элементов, который должен быть приобретен учащимися в связи с необходимостью нового подхода к образованию. В этом контексте важно приобрести практические навыки осуществления всех образовательных программ. В программе преподавания географии применяется структура, основанная на навыках. [5, с. 2166]

Постановка задач играет ключевую роль на уроках географии, поскольку позволяет учащимся ознакомиться с содержанием предмета, ориентировать уроки на заранее определенные результаты обучения и поэтому имеет важное значение для оценки. В то же время использование заданий является сложным, поскольку необходимо учитывать многочисленные аспекты, касающиеся содержания предмета и индивидуальных особенностей учащихся.

На основе теоретических и эмпирических основ можно выделить семь критериев качества для задач в области географического образования:

  1. Мотивация и привлечение учащихся;
  2. Учет неоднородности учащихся;
  3. Структурирование процесса обучения;
  4. Понятная формулировка целей и задач;
  5. Рассмотрение процессов индивидуального и социального обучения;
  6. Конструктивное использование материалов;
  7. Содействие развитию специальных знаний по конкретным предметам.

Эти критерии были сочтены ценными для подготовки, наблюдения и осмысления задач на уроках географии, которая в последнее время считается весьма всеобъемлющей областью исследований. [6, с. 1]

Литература:

1 ПЕДАГОГИКАЛЫҚ ІЗДЕНІС Ақпараттық ғылыми-әдістемелік журнал / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК Информационный научно-методические журнал / № 4 (27) желтоқсан / декабрь 2017ж / «ӨРЛЕУ» БАҰО» АҚ ФИЛИАЛЫ «СҚО ПҚ БАИ» / Е.Сидорова. Соответствуй! Это значит — действуй!

2 Хмель Н. Д. Теория и технология реализации целостного педагогического процесса / Учебное пособие (В помощь преподавателям, аспирантам, магистрантам, студентам) − Алматы, 2001.

3 https://bilimvko.gov.kz/ru/mangilik-el Национальная идея «Мәңгілік Ел»

4 Fastré, Greet M. J.; van der Klink, Marcel R.; Amsing-Smit, Pauline; van Merriënboer, Jeroen J. Assessment Criteria for Competency-Based Education: A Study in Nursing Education / Instructional Science: An International Journal of the Learning Sciences, 2014. Ссылка на статью: https://eric.ed.gov/?q=Criteria+assessment&id=EJ1042882

5 Unlu Mehmet. The Level of Realizing Geographical Skills in Geography Lessons / Educational Sciences: Theory and Practice, 2011. Ссылка на статью: https://eric.ed.gov/?q=Unlu+Mehmet&id=EJ962693

6 Uwe Krause, Alexandra Budke and Veit Maier. Understanding of Developing and Setting Tasks in Geography Lessons by German and Dutch Student Teachers / Education Sciences, 2022. Ссылка на статью: https://eric.ed.gov/?q=Criteria+assessment+in+geography+lessons&id=EJ1288518

Основные термины
(генерируются автоматически)
: образовательный процесс, комплексно-тематический план, детский сад, дошкольное образование, дошкольный возраст, неделя, система планирования.

Планирование в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО

Планирование в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО.

Составила: воспитатель

Пархоменко В.С.

Планирование в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО.

В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной сферы. В целях совершенствования воспитания и образования дошкольников были введены ФГОС дошкольного образования, утверждены СанПиН к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, с 01.09.2013г. введен в действие новый федеральный закон «Об образовании в РФ». Главная цель политики в сфере дошкольного образования – качественное образование дошкольников. В настоящее время дошкольные учреждения могут осуществлять выбор приоритетных направлений, программ, видов образовательных услуг, новых форм работы, ориентированных на интересы педагогического коллектива и родителей.

Впервые в истории российского образования ФГОС дошкольного образования являются документом, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения, какие она определяет цели, содержание образования и как организован образовательный процесс.

Введение ФГОС дошкольного образования связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.

Однако стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.

ООП – это модель организации образовательного процесса ДОУ. Основная общеобразовательная программа помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т.е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением.

В нынешних условиях, по мнению многих специалистов, существенно повышается роль планирования в управлении образованием. Грамотно составленные модели воспитательно-образовательного процесса в ДОУ служат путеводителем для педагогов, помогают решать задачи качественного образования.

Целостный образовательный процесс в ДОО – это системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Образовательный процесс обеспечивает каждому ребенку возможность удовлетворять свои потребности в развитии, развивать свои потенциальные способности, сохранить свою индивидуальность.

Образовательный процесс должен:

  • Сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости;
  • Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности;
  • Обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей.

Образовательный процесс в каждом образовательном учреждении и для каждого воспитанника (обучающегося) имеет свою уникальность и своеобразие, обусловленные возможностью участия в его проектировании субъектов разного уровня – от государства до конкретного педагога, родителя и ребенка.

Для создания оптимальной модели образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО необходимо вспомнить, какие основные образовательные модели существуют в ДОО в настоящее время.

Три модели организации образовательного процесса в ДОО

1. Учебная модель

В последние годы она активно используется в ДОО. Организация образовательного процесса в дошкольном учреждении строится по принципу разделенных учебных методик, каждая из которых имеют свою логику построения. В этой модели позиция взрослого — учительская: ему всецело принадлежит инициатива и направление деятельности. Модель рассчитана на заблаговременное жесткое программирование образовательной среды в виде методик. Образовательный процесс осуществляется в дисциплинарной школьно-урочной форме. Предметная среда обслуживает занятие — методику и приобретает вид “учебных пособий”. Привлекательность учебной модели для практиков определяется ее высокой технологичностью, доступностью профессионально обученному педагогу. В помощь педагогу издается множество конспектов – разработок по отдельным методикам, содержание которых не связано между собой.

2. Комплексно-тематическая модель

В основу организации образовательных содержаний ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме. Реализация темы в разных видах детской деятельности (“проживание” ее ребенком) вынуждает взрослого к выбору более свободной позиции, приближая ее к партнерской.

Организация предметной среды в этой модели становится менее жесткой, включается творчество педагога.

Набор тем определяет воспитатель и это придает систематичность всему образовательному процессу. Однако в целом образовательный процесс направлен скорее, на расширение представлений ребенка об окружающем мире, чем на его развитие. Эту модель чаще используют учителя — логопеды.

Модель предъявляет довольно высокие требования к общей культуре и творческому и педагогическому потенциалу воспитателя, так как отбор тем является сложным процессом.

3. Предметно-средовая модель

Содержание образования направлено непосредственно на предметную среду. Взрослый – организатор предметной среды, подбирает автодидактический, развивающий материал, провоцирует пробы и фиксирует ошибки ребенка. Классический вариант этой модели – система М. Монтессори.

Ограничение образовательной среды только предметным материалом и ставка на саморазвитие ребенка в этой модели приводит к утрате систематичности образовательного процесса и резко сужает культурные горизонты дошкольника. При этом, как и учебная, данная модель технологична и не требует творческих усилий от взрослого.

Вывод: особенности этих моделей-прототипов необходимо иметь в виду при конструировании оптимальной модели образовательного процесса для детей дошкольного возраста. Возможно, использование положительных сторон комплексно-тематической и предметно-средовой моделей: ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала.

Современные требования к планированию образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Основой образовательного процесса является планирование. План — это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса. Планирование — это научно обоснованная организация педагогического процесса ДОУ, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость.

Психолого-педагогические исследования последних лет показали, что первостепенное значение при планировании имеет не столько знание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей детей, сколько учет их личностных характеристик и возможностей. Развивающее, личностно-ориентированное взаимодействие понимается как опора на личностные качества ребенка, что требует от воспитателя:

1. постоянного изучения и хорошего знания индивидуальных особенностей, темперамента, черт характера, взглядов, привычек детей;

2. умения диагностировать, знать реальный уровень сформированности личностных качеств, мотивов и интересов детей;

3. своевременного выявления и устранения причин, мешающих ребенку в достижении цели;

сочетания воспитания с самовоспитанием;

4. опоры на активность, развитие инициативы, самодеятельности детей.

Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы – отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей.

Обязательной педагогической документацией воспитателя является план работы с детьми. Единых правил ведения этого документа нет, поэтому он может быть составлен в любой удобной для педагога форме. Однако существует несколько важных условий, которые руководителю ДОУ, старшему воспитателю или педагогу необходимо соблюдать при планировании:

1.объективная оценка уровня своей работы в момент планирования;

2.выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, по которой организуется воспитательно-образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетными направлениями образовательного процесса в ДОО;

3.четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;

4.выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат.

Не менее важным условием реального планирования работы является учет специфических особенностей возрастной группы, конкретного педагогического коллектива, реальной обстановки и условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также профессиональной компетентности педагогов.

План воспитательно-образовательной работы с детьми – документ, по которому работают два сменных воспитателя. Следовательно, это модель совместной деятельности и планирование должно быть совместным. Планирование предполагает не только процесс составления плана, но и мыслительную деятельность, обсуждение двумя педагогами того, что предстоит сделать для достижения целей и задач.

План может корректироваться и уточняться в процессе его реализации. Однако число поправок можно свести к минимуму, если соблюдать принцип перспективного и календарного планирования.

Как бы ни был оформлен план воспитательно-образовательной работы с детьми, он должен отвечать определенным требованиям:

основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;

на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;

обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.

При планировании и организации педагогического процесса важно учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Согласно ФГОС ДО планирование образовательного процесса в ДОО должно основываться на комплексно — тематическом принципе.

В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГОС ДО предлагает для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Обучение через систему занятий будет перестроено на работу с детьми по «событийному» принципу. Такими событиями станут Российские праздники (Новый год, День семьи и др.), международные праздники (День доброты, День Земли и др.). Праздники – это радость, дань уважения, память. Праздники – это события, к которым можно готовиться, которых можно ждать. Проектная деятельность станет приоритетной. Критерием того, что данный принцип заработает, станет живое, активное, заинтересованное участие ребенка в том или ином проекте, а не цепочка действий по указанию взрослого. Ведь только активный человек может стать успешным.

Выбирается тема, рассчитанная на 2-6 недель;

Все формы образовательной работы продолжают выбранную тему;

Для родителей предлагаются краткие рекомендации по организации совместной детско-взрослой деятельности в домашних условиях;

Каждая тема заканчивается проведением итогового мероприятия (выставка, праздник, спортивное развлечение, сюжетно-ролевая игра, спектакль и т.д.).

Как мы понимаем «комплексно-тематическое планирование образовательного процесса»?

В первую очередь тематическое планирование — это планирование в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования по всем образовательным областям (физическому, социально-личностному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому). Какие задачи ставит автор? Какие условия? Какие результаты должны быть достигнуты?

Виды и формы планирования

В ДОУ используются две основные формы планирования: годовой и календарный план. Педагогами традиционно используются такие виды планирования: календарно-тематическое, перспективно-календарное, блочное, комплексное. Новым видом является модульное планирование.

Модульное планирование учитывает особенности работы современного дошкольного учреждения и состоит из трех взаимосвязанных разделов:

  • перспективно-календарное планирование;
  • осуществление преемственности между ДОО и школой;
  • связь со специалистами дошкольного образования и общественными организациями.

К планированию подключается и педагогическая диагностика для оценки достижений детей, результативности педагогических усилий, коррекции уровня развития детей.

Принципы планирования:

  • комплексный подход, обеспечивающий взаимосвязь всех звеньев и сторон педагогического процесса;
  • построение педагогического процесса с опорой на взаимодействие, партнерство взрослого с детьми;
  • реальный учет особенностей региона, обстановки, сезона возраста детей.

Приоритетным направлением управления педагогическим процессом является моделирование и адаптирование примерных образовательных моделей к условиям ДОО, дошкольной группы. Организация педагогического процесса требует соответствующих технологий.

Модели педагогических технологий:

  • индивидуальная педагогическая поддержка;
  • личностная педагогическая поддержка.

Алгоритм планирования и отслеживания результатов

Алгоритм планирования образовательного процесса на учебный год можно представить следующим образом.

Шаг первый — выбор основы для построения тематического календаря. Это может быть планирование в соответствии с лексическими темами, повторяющимися из года в год («Времена года», ‘Труд взрослых», «Безопасность на дорогах», «Новый год», «Москва», «Дом и семья» и т. д.). Или планирование на основе празднично-событийного цикла, основу которого составляют важные события в жизни детско-взрослого коллектива (День знаний, День рождения города, Осенняя ярмарка, Праздник фонариков, Новый год, День рождения группы, Мы путешествуем и т. д.).

Шаг второй — распределение тематики на учебный год с указанием временных интервалов.

Тематика, отобранная воспитателем, может быть распределена по неделям. Кроме этого, необходимо планировать развивающую среду, которая будет помогать расширению самостоятельной деятельности детей по освоению предложенных тем.

При выборе и планировании тем педагог может руководствоваться темообразующими факторами, предложенными Н.А. Коротковой[1]:

  • первый фактор – реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники);
  • второй фактор – воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям. Это такой же сильный темообразующий фактор, как и реальные события;
  • третий фактор – события, специально «смоделированные» воспитателем, исходя из развивающих задач: внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность: “Что это такое?”, “Что с этим делать?”, «Как это действует?»
  • четвертый фактор – события, происходящие в жизни возрастной группы, “заражающие” детей и приводящие к сохранению на какое-то время интересов, источником которых служат, как правило, средства массовой коммуникации и игрушечная индустрия.

Все эти факторы, могут использоваться воспитателем для гибкого проектирования целостного образовательного процесса.

Планирование тематической недели должно основываться на определенной системе общих требований. Прежде всего, необходимо выделить задачи работы с детьми в соответствии с программой конкретной возрастной группы воспитанников и темой недели. Например: «расширить и обобщить знания детей о Москве столице России, ее истории», или «формирование первичных представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе».

Далее следует отобрать содержание образовательного материала согласно образовательной программе. Продумать формы, методы и приемы работы с детьми по реализации программных задач. Подготовить оборудование и продумать, какие изменения необходимо внести в предметно-развивающую среду группы (выставки, наполнение игровых уголков, внесение новых предметов, игр и т.д.).

Большое значение имеют также вопросы организации проведения и отслеживания результатов обучения и развития детей в рамках тематической недели.

Алгоритм действия педагога по этим направлениям может быть следующим:

выделение из программы и формулирование педагогической цели недели, задач развития ребенка (детей);

отбор педагогического содержания (из разных образовательных областей);

выделение события недели, основной формы организации детско-взрослой деятельности; формулировка индивидуальных обучающих, развивающих задач для каждого ребенка и группы в целом;

отбор методов и приемов работы с детьми и с каждым ребенком в отдельности;

практическое планирование педагогической деятельности на каждый день в течение тематической недели;

продумывание и организация процесса обсуждения результатов проживания с детьми события недели, при этом важно подчеркнуть роль каждого ребенка в его подготовке и проведении;

фиксация результатов освоения детьми образовательных задач.

Эффективность комплексно-тематического планирования

По мнению многих специалистов, комплексно-тематическое планирование является наиболее эффективным в работе с детьми дошкольного возраста. Так, с позиции старшего воспитателя оно позволяет систематизировать образовательный процесс в ДОУ и объединить усилия всех педагогов и специалистов, не упустив в течение года ни одной педагогической задачи.

С позиции воспитателя такой подход придает системность и последовательность в реализации программных задач по разным образовательным областям знаний, создается ситуация, когда у ребенка задействованы все органы чувств, а, следовательно, лучше усваивается материал.

Ребенок не перенапрягается, т.к. обеспечивается постоянная смена действий и впечатлений. В то же время жизнь в детском саду понятна и имеет смысл для детей, т.к. они «проживают» тему не спеша, не торопясь, успевая осмыслить и прочувствовать.

Детское сознание прекрасно удерживает эмоционально значимые для него события. А каждый временной отрезок (в данном случае неделя) имеет кульминационную точку – событие, к которому готовится вся группа. Это может быть праздник, выставка творческих работ, игра, викторина. Проживание событий помогает формированию у ребенка определенных знаний, навыков, умений в образовательных областях.

Задача педагога — спланировать образовательный процесс таким образом, чтобы вместе с воспитанником полноценно прожить все его этапы: подготовку, проведение, обсуждение итогов. При этом важно, чтобы у ребенка остались положительные эмоциональные переживания и воспоминания. В тоже время в совместной деятельности с педагогом воспитанник делает шаг вперед в своем развитии.

Данный способ планирования образовательного процесса требует от воспитателя высокого уровня профессионализма, общей культуры и творческого потенциала. Воспитатель должен уметь интегрировать образовательные области, отбирать наиболее результативные формы организации детской деятельности для решения конкретных программных задач, а также уметь педагогически обоснованно сочетать разные методы и приемы, ориентируясь на возрастные и индивидуальные особенности детей.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]