Совместная деятельность — это… Формы, цели, условия и результат совместной деятельности

Организация совместной деятельности — это процесс, который заключается во взаимодействии в коллективе. Подробнее остановимся на этом вопросе. От того, насколько сформировано взаимодействие в детском возрасте, зависит успешность ребенка во взрослой жизни, его умение и желание работать в команде, следовательно, продвижение по карьерной лестнице. Учитывая актуальность и важность этого вопроса, остановимся подробнее на установлении взаимоотношений между детьми и их родителями, а также внутри детского коллектива (в группе дошкольного образовательного учреждения, в школе).

Структура

Вам будет интересно:Закупоренный — ударение нужно ставить правильно

Совместная деятельность — это система, в которой можно выделить несколько элементов.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЗРОСЛОГО И РЕБЕНКА

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЗРОСЛОГО И РЕБЕНКА

Следует отметить, что деятельность двух и более участников образователь- ного процесса (взрослого и воспитанни- ков) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно, и тоже время предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками.

Данная деятельность, отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской фор- мой организации (возможностью сво- бодного размещения, перемещения и общения дошкольников в процессе об- разовательной деятельности).

Наиболее подходящая форма это —

творческая мастерская.

Почему все-таки творческая мастер- ская?

Потому что: сближение с родителями воспитанников, сближения души и ра- зума людей, сопричастных жизни ре- бенка,

Творческая мастерская как раз и дает такую возможность.

Творческая атмосфера встреч побуж- дает раскрыться, поделиться своими знаниями и учиться у других, а также познать своего ребенка, его способно- сти, дает возможность гордиться им.

Творческий союз родителя и ребенка, их тесное общение в творческой атмо- сфере, где раскрываются их таланты, где они учатся друг у друга, дают воз- можность взглянуть на взаимоотноше- ния со своим ребенком по-новому.

Педагоги, в свою очередь, показыва- ют возможности ребенка в усвоении знаний, умений общаться с взрослыми и сверстниками, достижения или трудно- сти, имеющиеся у конкретного ребенка, пути их исправления.

Задача взрослых построить отноше- ния с родителями конструктивным об- разом, оказывать им поддержку и по- мощь.

Таким образом, творческая мастер- ская – как одна из форм взаимодействия детского сада с родителями, помогает не только наладить эмоциональный контакт, но и улучшить детско- родительские отношения, на основе предметной совместной деятельности, но и стать своеобразным мостиком от детей к родителям, от родителей к де- тям, от педагогов к родителям и детям где раскрываются их таланты, где они учатся друг у друга, дают возможность взглянуть на взаимоотношения со своим ребенком по-новому.

Например, занимает общий стол, за ко- торым дети располагаются по желанию, свободно общаются друг с другом. По- теряв интерес к общему делу, ребенок волен встать и заняться тем, что ему ин- тересно. Поведение мам или бабушек (а на таких встречах в большинстве случа- ев присутствуют именно они) предска- зуемо: «Сядь и доделай!».

Для родителей важно объяснить, что главное, чтобы ребенок чувствовал себя

комфортно. И если мама продолжает заниматься общим делом, она может привлечь внимание ребенка на следую- щих этапах: «Смотри, как замечательно получается! Хочешь – закончим подел- ку вместе?» и т.д.

Такие встречи помогают взрослым понять, что дети имеют право работать в своем темпе. Если ребенок один, его часто подгоняют: «Что ты медлишь? Закрашивай (наклеивай, вырезай, лепи, рисуй) быстрее!». Когда он трудится и творит в кругу ровесников, темп совсем иной. И порой медлительность стано- вится импульсом для творчества. К то- му же работа в медленном темпе дает шанс научится планировать: это я сде- лаю сейчас, а это – завтра.

В ходе совместной деятельности

«Вечерних мастерских» создается игро- вая ситуация, в которой дошкольникам и их родителям предлагается в игровой форме освоить разные техники создания поделок, картин, книг.

Изучая предложенную тему, дети с родителями обмениваются информаци- ей о технологии создания того или ино- го продукта, обогащают активный сло- варь в ходе игр. Родители наблюдают за деятельностью детей и участвуют в ней, получая представление о многообразии дидактических игр, направленных на развитие речи ребенка.

Доброжелательная атмосфера семей- ного вечера вызывает неповторимые эмоции от совместного творчества, во время которого органично и незаметно решается целый комплекс задач:

1. Образовательных:

— развитие у детей представления о характерных особенностях животных, настроения людей, семьи;

— обогащение активного словаря сло- вами тематических групп в соответ- ствии с темами «Животные», «Семья»,

«Сказки» развитие грамматического строя речи;

— ознакомление детей с искусством, на становление эстетического вкуса, восприятие прекрасного;

— формирование умений в творческой деятельности;

— обогатить эмоциональный совмест- ный опыт членов семьи, обучить навы- кам взаимодействия между ними через совместную деятельность.

2. Развивающих:

— развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, восприя- тия, а также произвольности внимания и деятельности;

— развитие коммуникативных умений, навыков партнерской деятельности с взрослыми;

— развивать у детей и родителей ин- терес к совместному времяпровожде- нию;

3. Воспитательных:

— воспитание чувства товарищества и желания прийти на помощь;

— формирование мотивации к сов- местной деятельности;

— воспитание любви к миру природы, семьи и рукотворному миру;

— формировать у родителей уверенно- сти в собственных педагогических воз- можностях, умение знать и понимать своих детей;

— сплотить родителей и детей, спо- собствовать тому, чтобы дети понимали родителей, а родители – своих детей.

4. Здоровьесберегающих:

— создание доброжелательной, эмо- ционально-насыщенной атмосферы совместного творчества детей и взрос- лых, атмосферы радости и добра, созда- ние чувства группового единства;

— развитие общей и мелкой моторики. Кроме того, в данной совместной де- ятельности реализуются следующие об- разовательные области: социально- коммуникативное развитие; познава- тельное развитие; речевое развитие; ху- дожественно-эстетическое развитие;

физическое развитие.

Для успешного выполнения оздоро- вительных и воспитательных задач в деятельность включены композицион- ные приемы здоровьесберегающих тех- нологий.

В творческих мастерских были исполь- зованы разные формы. Готовые работы: книги, картины, поделки, рисунки «живут» в группе, украшают холлы. Книги получи- ли большой интерес среди детей, родите- лей, педагогов. Ведь их можно полистать, взять домой и рассказать в семье как, кто провел лето, у кого какая любимая игруш- ка, каким спортом занимается семья друга и т.д. Книги использовались детьми, роди- телями и педагогами других групп.

Через использование книги выполня- ется важные речевые задачи:

развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение кон- структивными способами и средствами взаимодействия с окружающими;

развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматиче-

ского строя речи, произносительной сто- роны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

практическое овладение воспитанни- ками нормами речи.

Пусть это творчество родителей, но ведь главный герой всего этого ребенок. Все для него и ради него!

Таким образом, система совместной работы с детьми и родителями, создан- ная мною в тесном содружестве с мои- ми коллегами и родителями в дальней- шем будет развиваться и совершенство- ваться. Она позволит нам решать успешно вопросы оздоровления детей, ведь «самое большое в жизни достояние человека – это здоровье и разум» (из заповедей Будды).

Библиографический список

1. Белоногова, Г. Педагогические знания — родителям / Г. Белоногова, Л. Хитрова // Дошкольное воспитание, 2013. — №1. — С.82-92.

2. Агавелян, М.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями/ М.Г. Агавелян. —

М.: ТЦ Сфера, 2009. — 128 с.

Характер взаимоотношений

Вам будет интересно:Ты, Кирилл, нас удивил: рифма к имени Кирилл

От заинтересованности родителей в развитии и воспитании их детей зависит конечный результат — формирование развитой личности. Организация совместной деятельности – это сложный процесс, успешность которого зависит не только от взрослых, но и от желания детей вовлекаться в процесс.

К примеру, можно рассмотреть совместное участие в конкурсах, акциях, выставках. Формы совместной деятельности зависят от возраста детей, а также от наличия у родителей свободного времени. Отличным вариантом установления взаимоотношений является благоустройство придомовых площадок.

В дошкольных учреждениях с помощью совместного интегрирования планирования работы по разным направлениям создаются благоприятные социально-эмоциональные условия для комфортного нахождения ребенка в детском саду.

Основные формы совместной деятельности взрослых и детей

шелковникова елена

Основные формы совместной деятельности взрослых и детей

Доклад

Основные формы совместной деятельности взрослых и детей

Выполнила: воспитатель Шелковникова Е. В.

Содержание

Введение…. ….3

Основные формы совместной деятельности взрослых и детей…. …5

Заключение…. …9

Список литературы…. ….11

ВВЕДЕНИЕ

Совместная деятельность – деятельность, осуществляемая двумя или более участниками, каждый из которых выполняет в ней свою функцию, отличную от остальных. Для психического развития ребенка наиболее важна его совместная деятельность со взрослым. В совместной деятельности со взрослым ребенок способен к выполнению тех действий, которые самостоятельно он выполнить еще не может.

Таким образом, семья и детское образовательное учреждение начинают одновременно выступать для ребенка своеобразной школой развития умения сотрудничества с взрослыми, со сверстниками.

Сотрудничество — это общение «на равных»

, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. В пространстве
детско-взрослого сообщества любая деятельность (игровая, познавательная, креативная, коммуникативная)
становится развивающей.

Эмоциональное, действенное включение в дела другого человека, активная помощь, сочувствие, сопереживание и есть соучастие взрослого и ребенка. В сотрудничестве осознается потребность работать не только с другим, но и для другого. На этой основе в коллективе возникают взаимное доверие, уважение друг к другу, привязанность, дружеские чувства и другие сплачивающие отношения.Принцип сотрудничества в воспитании реализуется:

— Особой целевой установкой педагога на личностный подход, стратегию сотрудничества;

— Коллективной организацией деятельности, когда коллектив выступает гарантом проявления возможностей каждой личности;

— Диалогичности взаимодействия (обмен интеллектуальными, моральными, эмоциональными, социальными ценностями);

— Преобладание симпатии в межличностных отношениях.

Содержание сотрудничества детского учебного учреждения с семьями учащихся включает три основных направления:

1) психолого-педагогическое просвещение родителей;

2) вовлечение родителей в деятельность образовательного учреждения;

3) участие семей воспитанников в управлении воспитательно-образовательным процессом в учебном учреждении.

Выделяются сущностные признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации деятельности.

Партнерская позиция педагога предполагает принятие демократического стиля отношений.

Партнеры — всегда равноправные участники дела, связанные друг с другом взаимным уважением.

Ситуация в процессе совместной деятельности максимально приближена к ситуации «круглого стола»

, приглашающего к равному участию в работе, обсуждении, исследовании, разрешено свободное общение (рабочий гул, дети могут обсуждать работу, задавать друг другу вопросы и т. п. Приветствуется свободное размещение
детей и перемещение в процессе деятельности.
Партнерская позиция педагога предполагает принятие демократического стиля отношений, а не авторитарного, сопряженного с учительской позицией.

Характерными особенностями совместной деятельности являются:

• контакт между ее участниками, обеспечивающий обмен действиями и информацией;

• понимание всеми участниками смысла деятельности, ее конечного результата;

• наличие руководителя, который организует совместную деятельность, распределяет обязанности в соответствии с возможностями ее участников;

• возникновение и проявление в процессе деятельности межличностных отношений характер и окраска которых, влияют на достижение конечного результата.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ

Сюжетная игра

Цель: овладения ребенком двойной системой средств построения игровой деятельности.

Задачи: поэтапная передача детям постепенно усложняющихся способов построения игры.

Специфика игровой деятельности (ее «замещающий»

характер) требует одновременного овладения ребенком двойной системой средств ее построения. Ребенок должен научиться, не только совершать условное игровое действие, но и обозначать воображаемое явление или событие.
Формирование игровой деятельности предполагает поэтапную передачу детям постепенно усложняющихся способов построения игры. В младшем дошкольном возрасте это ролевое поведение, а в старшем – сюжетосложение. Передача детям способов построения игры осуществляется в их совместной игре с взрослым, где последний выступает партнером, живым носителем формируемого способа во всей его целостности.
Игра с правилами

Цель: овладения ребенком системой средств построения игровой деятельности.

Задачи: поэтапная передача детям постепенно усложняющихся способов построения игры.

Продуктивная деятельность

Цель: овладения ребенком репрезентирующими (моделирующими)

видами
деятельности.
Задачи: созидательная работа, направленная на получение предметно оформленного результата, соответствующего в той или иной степени начальному замыслу игры.

Продуктивные виды деятельности имеют существенное отличие от сюжетной игры. Содержания, предлагаемые взрослым ребенку для осуществления педагогически целенаправленной продуктивной деятельности,можно разделить на четыре вида: работа по образцам, работа с незавершенными продуктами, работа по графическим схемам, и работа по словесному описанию цели.

Познавательно-исследовательская деятельность

Цель: расширять представления детей об окружающем мире.

Задачи: овладение детьми характерными способами упорядочения опыта.

По мере развития психофизиологических функций ребенка познавательно-исследовательская деятельность становится все сложнее. Развитие восприятия, мышления, речи дает возможность ребенку сместиться с изучения непосредственно окружающих его вещей к более отвлеченным предметам. Естественными формами познавательно-исследовательской деятельности дошкольника являются непосредственные действия с предметами и вербальные формы исследования. Начиная с младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности ребенок, не только расширяет свои представления об окружающем, но и овладевает характерными для данной культуры способами упорядочения опыта, что позволяет ему в старшем дошкольном возрасте иметь достаточно целостные представления об окружающем мире.

Чтение художественной литературы

Цель: активизации воображения ребенка, расширение осведомленности о мире, о явлениях, не данных в непосредственном наблюдении и практическом опыте.

Задачи: овладение детьми моделями человеческого поведения, интуитивно и эмоционально схватывать целостную картину мира.

Художественная литература является универсальным развивающим образовательным средством, благодаря которым ребенок выходит за пределы непосредственно воспринимаемой реальности. Благодаря чтению художественной литературы ребенок овладевает моделями человеческого поведения, интуитивно и эмоционально схватывает целостную картину мира, овладевает богатой языковой средой.Условно функции художественной литературы можно разделить на два больших класса: познавательно-нравственная и эстетическая функции. Принцип подбора художественных текстов заключается в том, чтобы они являлись смысловым фоном и значимым стимулом для реализации продуктивной, познавательно-исследовательской и игровой деятельности.

Игротека

Цель: приобщать ребенка к игровому взаимодействию, развивать любознательность и инициативность, обеспечивать условия индивидуализации в процессе познавательного развития.

Задачи:

1. обогащать математические представления детей дошкольного возраста,

2. развивать мышление детей в процессе познавательной деятельности,

3. расширять сферу применения математических представлений в ситуациях познавательно-игрового общения,

4. актуализировать коммуникативные навыки.

Поисково-исследовательская лаборатория

Цель: создавать условия для развития любознательности, инициативности и самостоятельности в процессе познавательной деятельности, обогащать партнерскую и самостоятельную поисковую деятельность.

Задачи:

1. развивать восприятие и наблюдательность детей дошкольного возраста,

2. стимулировать развитие аналитических навыков, (установление причинно-следственных связей,

3. расширять сферу применения способов поисковой деятельности в решении проблемных ситуаций,

4. развивать эвристические способы познания окружающего,

5. обогащать познавательно-исследовательское общения со сверстниками.

Неоценимую помощь в усвоении культурных и научных ценностей и способов познания оказывает знакомство детей с открытиями человечества. Ряд таких открытий становится затем предметом специального изучения ученых – математиков, астрономов, географов и других.

Проектная деятельность

Цель: формирование социально-коммуникативных навыков и установок толерантного общения детей со сверстниками и взрослыми в ходе МИНИ и МЕГА-проектов.

Задачи:

— организация воспитательно-образовательной работы по развитию у дошкольников навыков коммуникативной культуры в ходе организации проектной деятельности с использованием сказочных историй и выполнением творческих заданий к ним;

— разработка универсальной модели воспитательно-образовательной работы образовательной организации в ходе проведения обучающего тренинга для педагогов по формированию у дошкольников социально-коммуникативных навыков и установок толерантного общения со сверстниками и взрослыми;

— организация и проведение творческих встреч в родительском клубе с целью создания условий для активного участия родителей в МИНИ и МЕГА-проектах, направленных на формирование у детей установок позитивного общения со сверстниками и взрослыми средствами семейного воспитания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты исследований свидетельствуют о том, что дошкольный возраст связан с потребностью ребенка в доброжелательном внимании и уважительном отношении со стороны взрослого в сотрудничестве с ним. Оптимальной формой организации сотрудничества является совместная партнерская деятельность взрослого и ребенка. Совместная деятельность предполагает индивидуальную, подгрупповую, групповую формы работы с детьми и осуществляется как в виде НОД, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов.

При этом совместная деятельность взрослого и ребенка – это не только этап в развитии любого вида деятельности, но еще и особая система взаимоотношений и взаимодействия. Важно организовать условия для благополучного развития ребенка в детском саду. Очень важно, чтобы осуществлялась связь ребенок-педагог-родитель. Большое значение имеет совместные мероприятия, такие как, открытые занятия, праздники, оформление стенгазет.

В дошкольном возрасте очень часто мамы и папы не находят достаточно времени для совместной деятельности с детьми: работа, домашние дела отнимают много времени и сил. Чаще всего, придя домой, родители включают ребенку телевизор или планшет и рады, что малыш не мешает заниматься им своими делами.Доктор Комаровский в одном из интервью сказал: «Планшет не научит ребенка прыгать, бегать, драться или падать. Он только создаст иллюзию этих умений». Также не научит умная техника логике, вниманию, не разовьёт память, моторные навыки, не сформирует воображение. Детей необходимо учить, учить в процессе совместной деятельности, показывая малышам алгоритм того или иного вида деятельности. Ведь недаром психологи и педагоги единогласно утверждают, что совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребёнка. Совершенствуются моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал.

Именно в совместной деятельности закладывается основа уважения к людям, поскольку взрослый демонстрирует уважение к малышу и к его деятельности. Так же, в процессе совместной деятельности детей и родителей формируется умение понимать друг друга без слов, поддерживать друг друга морально и развивать интерес к работе, даже если не получается. Ребенок получает уверенность, что все получиться, только надо научиться. А взрослые, работая вместе с детьми, имеют возможность понять проблемы ребенка, его внутренний мир, его восприятие окружающего мира, учат размышлять.

Помните, что ваша поддержка, уважаемые родители, формирует в малыше самостоятельность, отсутствие тревожности. При выполнении нового задания поддержка родителей стимулирует желание детей к активной деятельности. А активная деятельность ребенка способствует формированию мотивации к познанию, к творчеству. Организовывайте совместные занятия с детьми, придумывайте, фантазируйте, конструируйте, рисуйте и ваш ребенок вырастет интересной личностью, которой вы будете гордиться.

Список литературы:

1. Аверин В. А.Психология личности: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. – 89 с.

2. Касимова Э. Г.Психология и педагогика общения: учебное пособие. – Уфа., 2013.- 112 с.

3. Смирнова Е. О.Детская психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. — 368 с.

4. Марусева И. В. Современная педагогика (с элементами педагогической психологии)

: учебное пособие для вузов. — М., Директ медиа, 2015.- 624 с.

5. Интернет ресурсы.

Достижение результата

Как получить желаемый результат совместной деятельности? Для этого важно изучение закономерностей развития каждого ребенка. Необходимо обеспечивать для него оптимальные условия: укреплять физическое и психическое здоровье.

Вам будет интересно:Князь Горчаков: краткая биография

Совместная деятельность людей: педагога, психолога, родителей позволяет создавать оптимальные условия для воспитательного и образовательного процесса. Вовлеченность мам и пап в жизнедеятельность группы, класса – способ установления взаимоотношений с их детьми. Этот этап особенно важен во время переходного возраста, речь о котором пойдет далее.

Процесс совместной деятельности предполагает организацию неформальных встреч, педагогическое просвещение родителей. К примеру, в рамках школы могут предоставляться и дополнительные услуги: кружки, клубы по интересам. Для достижения желаемого результата важно обеспечивать качество воспитательного и образовательного процесса.

Совместная деятельность детей и взрослых – одна из форм организации образовательного процесса

Совместная деятельность (в психологии развития) – деятельность, осуществляемая двумя или более участниками, каждый из которых выполняет в ней свою функцию, отличную от остальных. Для психического развития ребенка наиболее важна его совместная деятельность со взрослым. В совместной деятельности со взрослым ребенок способен к выполнению тех действий, которые самостоятельно он выполнить еще не может. Они образуют зону ближайшего развития ребенка.

Совместная деятельность –взаимосвязь двух явлений – взаимодействия и взаимных отношений, которые отличаются высокой динамичностью и процессуальностью (Е. В. Шорохова).

Таким образом, современные подходы к организации образовательного процесса определяют партнерскую позицию и партнерскую деятельность педагога с детьми как основу непрерывной непосредственно-образовательной деятельности в дошкольной организации как необходимое требование реализации ФГОС дошкольного образования.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Результатом взаимодействия являются определенные взаимоотношения, зависящие от отношений людей, от положения взаимодействующих. При этом если взаимодействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода, оно служит проявлению истинных отношений.

Таким образом, семья и детский сад начинают одновременно выступать для ребенка своеобразной школой развития умению сотрудничества с взрослыми, со сверстниками.

Сотрудничество — это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Содержание сотрудничества взрослого и ребенка составляет их событие, соучаствование, сознание, сотворчество.

Сoбытие — это и значительное явление в жизни человека, и совместность (событие) происходящего для людей. В пространстве детско-взрослого сообщества любая деятельность (игровая, познавательная, креативная, коммуникативная) становится развивающей.

Эмоциональное, действенное включение в дела другого человека, активная помощь, сочувствие, сопереживание и есть соучаствование взрослого и ребенка. В сотрудничестве осознается потребность работать не только с другим, но и для другого. На этой основе в коллективе возникают взаимное доверие, уважение друг к другу, привязанность, дружеские чувства и другие сплачивающие отношения.

Совместная деятельность предполагает и сознание. Ребенок и взрослый равноправны, самоценны как участники диалога культур. Сознание

— это выявление двух равноправных систем знаний, благодаря которому происходит взаимообогащение. Формирование ценностных ориентации, жизненных целей — творческие акты, т.е. они, совершаются в сотворчестве ребенка и взрослого.

Цель сотрудничества воспитателя и воспитанника — вовсе не формальное установление равенства и не механическое сложение вкладов участников совместной деятельности.

Принцип сотрудничества в воспитании реализуется в:

— Особой целевой установке педагога на личностный подход, стратегию сотрудничества;

— Совместной жизнедеятельности взрослых и детей на основе межсубъектной связи;

— Коллективной организации деятельности, когда коллектив выступает гарантом проявления возможностей каждой личности;

— Диалогичности взаимодействия (обмен интеллектуальными, моральными, эмоциональными, социальными ценностями);

— Преобладание эмпатии в межличностных отношениях.

Содержание сотрудничества ДОУ с семьями воспитанников включает три основных направления: 1) психолого-педагогическое просвещение родителей; 2) вовлечение родителей в деятельность дошкольного образовательного учреждения; 3) участие семей воспитанников в управлении воспитательно-образовательным процессом в ДОУ.

Специфика организации образовательного процесса в ДОУ на основе ФГОС

Совместная деятельность взрослого и детей – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую, фронтальную формы работы с воспитанниками.

Выделяются сущностные признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации деятельности, под которыми мы понимаем такие факторы как сотрудничество взрослого и детей и возможность свободного размещения, перемещения и общения детей.

Чтобы организовать современную ННОД, педагогу необходимо перестроит стиль поведения. Партнерская позиция воспитателя предполагает принятие демократического стиля отношений, а не авторитарного, сопряженного с учительской позицией. Что значит быть партнером детей?

Партнер — всегда равноправный участник дела и как таковой связан с другими взаимным уважением.

Взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе), в едином пространстве (например, сидящий в круге с детьми за общим столом)

Позиция взрослого динамична (может со своей работой пересесть, если видит, что кто-то особенно в нем нуждается); при этом все дети в поле зрения воспитателя (и друг друга). Ситуация в процессе совместной деятельности максимально приближена к ситуации «круглого стола», приглашающего к равному участию в работе, обсуждении, исследовании, разрешено свободное общение (рабочий гул), дети могут обсуждать работу, задавать друг другу вопросы и т.п. Приветствуется свободное размещение детей и перемещение в процессе деятельности.

Партнерская позиция воспитателя предполагает принятие демократического стиля отношений, а не авторитарного, сопряженного с учительской позицией.

Между воспитателями и детьми должно быть взаимное уважение. Уважение является необходимым элементом в том сообществе, которым является группа детского сада. Мы подаем пример взаимопонимания, уважения и заботы друг о друге, которых они ждут от детей. Степень уважения, которое дети ощущают со стороны других людей, представляет собой ключевой фактор развития у них самоуважения. А самоуважение, в свою очередь, закладывает прочные основы позитивных взаимоотношений с другими детьми.

Организация совместной деятельности взрослых и детей должна распространяться как на проведение режимных моментов, так и на всю непосредственно общеобразовательную деятельность.

Когда речь идет о совместной деятельности взрослого и детей в процессе непосредственной образовательной деятельности и режимных моментов, необходимо помнить основные тезисы организации партнёрской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н. А. Короткова: включённость воспитателя в деятельность наравне с детьми; добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения); свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства); открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе) ».

Сотрудничество, благодаря которому развиваются взаимопонимание, сочувствие и согласие, так необходимые при формировании экологической культуры, эффективней всего может проявляться в повторяющейся совместной деятельности воспитателя и детей, объединенных достижением общей цели.Характерными особенностями совместной деятельности являются:

· контакт между ее участниками, обеспечивающий обмен действиями и информацией;

· понимание всеми участниками смысла деятельности, ее конечного результата;

· наличие руководителя, который организует совместную деятельность, распределяет обязанности в соответствии с возможностями ее участников;

· возникновение и проявление в процессе деятельности межличностных отношений характер и окраска которых, влияют на достижение конечного результата.

Открытость

Рассматривая некоторые условия совместной деятельности, сначала остановимся на открытости. Предполагается сотрудничество между родителями, педагогическими сотрудниками, детьми при работе над каким-то общим проектом. К примеру, в рамках подготовки к новогоднему утреннику каждый из них получает определенное задание, от качества выполнения зависит конечный результат.

Благодаря открытости системы достигается связь с социумом, у ребенка не возникает проблем при общении со сверстниками, а также с людьми старшего возраста.

Вовлечение семьи в жизнь дошкольного либо школьного учреждения, преемственность, одинаковые требования со стороны ОУ и родителей – все это средства формирования гармонически развитой личности. Только при таком подходе достигается цель совместной деятельности.

Совместная деятельность педагога и детей

Замечание 1
Совместная деятельность педагога с детьми – это одна из основных моделей организации образовательного процесса детей-дошкольников. Деятельность двух и более участников образовательной деятельности, то есть взрослого и воспитанника, направленная на решение образовательных задач в одном пространстве и в одно время характеризуется партнерской позицией взрослого и партнерской организацией ребенка, то есть возможным свободным размещением, перемещением и общением в процессе образовательной деятельности.

Выделяют следующие формы работы с воспитанниками:

  • индивидуальную;
  • подгрупповую;
  • фронтальную.

Также выделяют следующие виды совместной деятельности:

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

  • непосредственно образовательную деятельность, которая реализуется при осуществлении совместной деятельности педагога с детьми;
  • совместную деятельность педагога с детьми, которая осуществляется в процессе осуществления режимных моментов и решает образовательные задачи.

Типы совместной деятельности:

  • игровая;
  • коммуникативная;
  • познавательно-исследовательская;
  • продуктивная.

Алгоритм развития любых видов деятельности имеет следующий вид: сначала идет осуществление совместной деятельности с педагогами, а затем – совместная деятельность с ровесниками, и наконец, превращение в самостоятельную деятельность ребенка-дошкольника.

К характеристикам совместной партнерской деятельности педагога с детьми относят:

  • добровольное присоединение детей к деятельности, то есть отсутствует психологическое и дисциплинарное принуждение;
  • открыты временной промежуток – каждый ребенок работает в индивидуальном темпе;
  • возможность свободного общения и перемещения детей;
  • педагогическая поддержка.

Учитывая вышеназванные сущностные признаки организации совместной деятельности, они должны затрагивать все режимные моменты, проводимые в группе, а также все моменты непосредственно-образовательной деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Совместная и самостоятельная деятельность воспитателей и детей 430 ₽ Реферат Совместная и самостоятельная деятельность воспитателей и детей 280 ₽ Контрольная работа Совместная и самостоятельная деятельность воспитателей и детей 190 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Достижение дисциплины в рамках совместной деятельности возможно только при использовании неформального авторитета взрослого человека, а также посредством создания целостной системы интересов, включая выбор интересной и значимой для ребенка тематики образовательной деятельности.

Несколько советов мамам от психологов

Современной женщине приходится в наше время очень нелегко. Она должна успевать быть полноценной хозяйкой, заботливой женой, а также любящей мамочкой. После завершения рабочего дня ей нужно переходить на вторую «рабочую смену» в своем доме: и обед приготовить, и проверить у детей уроки, и сделать в доме уборку, и белье постирать, и оказать внимание своему супругу. Вот и возникают у женщин постоянные стрессы в связи с нехваткой времени. Как же можно успеть сделать все то, что необходимо? Психологи предлагают несколько реальных советов, следование которым позволит существенно упростить жизнь любой современной женщины. К примеру, совместная деятельность – это вариант вовлечения в домашние хлопоты всех членов семьи.

Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.

Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, активом старшеклассников и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы.

Способамиполучения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.

Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с (Примечание: из предложенных ниже вопросов выбираются только те, которые помогут проанализировать проделанную работу, описанную в соответствующих модулях школьной программы воспитания):

— качеством проводимых общешкольных ключевых дел;

— качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;

— качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;

— качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;

— качеством существующего в школе ученического самоуправления;

— качеством функционирующих на базе школы детских общественных объединений;

— качеством проводимых в школе экскурсий, экспедиций, походов;

— качеством профориентационной работы школы;

— качеством работы школьных медиа;

— качеством организации предметно-эстетической среды школы;

— качеством взаимодействия школы и семей школьников.

Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу.

План воспитательной работы школы

на 2020-2021 учебный год

Ключевые общешкольные дела
ДелаКлассыОриентировочное время проведенияОтветственные
Организация и проведение Всероссийских акций РДШ

в формате «Дней единых действий»

День знаний1-11 кл.1 сентября
Ежегодная Всероссийская акция «Добрые уроки!»1-11 кл.Весь сентябрь
День учителя1-11 кл.5 октября
День народного единства1-11 кл.4 ноября
День матери1-11 кл.29 ноября
Всемирный день борьбы со СПИДом1-11 кл.1 декабря
День неизвестного солдата1-11 кл.3 декабря
День Героев Отечества1-11 кл.9 декабря
День Конституции РФ1-11 кл.12 декабря
Международный день книгодарения «Подари книгу»1-11 кл.14 февраля
День защитника Отечества1-11 кл.23 февраля
Международный женский день1-11 кл.8 марта
День Счастья1-11 кл.20 марта
День смеха1-11 кл.1 апреля
Ежегодная Всероссийской акции «Будь здоров!»1-11 кл.7 апреля
Всероссийская акция «Мой космос»1-11 кл.12 апреля
Международный День Земли1-11 кл.22 апреля
День Победы1-11 кл.9 мая
День детских организаций1-11 кл.19 мая
День защиты детей1-11 кл.1 июня
Всемирный День охраны окружающей среды1-11 кл.5 июня
День России1-11 кл.12 июня
День семьи, любви и верности1-11 кл.8 июля
День тигра1-11 кл.29 июля
День государственного флага России1-11 кл.22 августа
Курсы внеурочной деятельности
Название курсаКлассыКоличество часов в неделю, срокиОтветственные
Проблемно-ценностное общение
«Классные встречи»(на основе содержательных материалов Всероссийского проекта РДШ, входящего в Национальный проект «Образование»)1-11 классс 1 января 2022 года по 31 декабря 2022 года
«Лига решений» (на основе содержательных материалов Всероссийского проекта РДШ)1-11 классС 9 ноября 2022 года по 31 мая 2022 года
«Дискуссионный клуб РДШ» (на основе содержательных материалов Всероссийского проекта РДШ)5-11 классС 5 октября 2022 года по 25 мая 2021
«Академия гражданина»(на основе содержательных материалов Всероссийского проекта РДШ)2-11 классС 5 октября 2022 года по июнь 2022 года
«Твой выбор»(на основе содержательных материалов Всероссийского проекта РДШ)1-4 классС 15 декабря 2022 года по 15 апреля 2022 года
Познавательная деятельность

«Турнир трех ученых» (на основе содержательных материалов Всероссийского проекта РДШ)5-9 классс 1 сентября 2022 года по 15 мая 2022 года
«РДШ | Наука» (на основе содержания мероприятий, направленных на формирование сообщества увлеченных наукой школьников)7-11 классс 1 сентября 2022 года по 30 мая 2022 года
«Объясните нормально» (на основе материалов видео-встреч с учеными Всероссийского проекта РДШ)7-11 классс 1 октября 2022 года по 30 мая 2022 года
«Месяц науки с РДШ»(на основе содержания комплекса мероприятий РДШ по популяризации науки среди обучающихся начальных классов путем вовлечения старшеклассников в подготовку и проведение научно-популярных выступлений).1-11 классс 15 декабря 2022 года по 28 февраля 2022 года
«Научное ориентирование»(на основе содержательных материалов Всероссийского проекта РДШ)1-11 классс 1 ноября 2022 года по 30 мая 2022 года
«Гражданская наука»(на основе содержательных материалов партнерского проекта РДШ и Ассоциации коммуникаторов в сфере образования и науки, Русского Географического общества проводится фенологическое исследование)1-11 классс 1 сентября 2022 года по 30 мая 2022 года
«Информационная культура и безопасность»(на основе содержательных материалов Всероссийского проекта РДШ совместно с Касперский, МТС, Академия безопасности Ольги Бочковой)1-11 классС 19 октября 2022 года по 31 мая 2022 года
Туристско-краеведческая деятельность
«Я познаю Россию»(на основе содержательных материалов Всероссийского проекта РДШ)1-11 классС 1 сентября 2022 года по 31 декабря 2022 года
«Прогулки по стране»(на основе содержательных материалов Всероссийского проекта РДШ совместно с Федеральным центром детско-юношеского туризма и краеведения)1-11 классС 1 сентября 2022 года по 31 декабря 2022 года
«Школьный музей»(на основе содержательных материалов Всероссийского проекта РДШ)1-11 классС 1 сентября 2022 года по 31 декабря 2022 года
Художественное творчество
«Творческая лаборатория РДШ»3-11 классВ течение учебного года
«Творческая мастерская РДШ»совместно с Международным проектом «Картония»5-11 классС 7 сентября по 31 декабря 2022 года
Фестиваль школьных театров1-5 классНоябрь 2022 года
Трудовая деятельность
«В порядке»(на основе содержания комплекса мероприятий РДШ по формированию трудовых и социально-бытовых навыков и умений школьников)1-11 классС 19 октября 2022 года по 31 мая 2022 года
«Клуб экономных школьников»(на основе содержательных материалов Всероссийского проекта РДШ совместно с ООО Свалка, ВШЭ, Эка)1-11 классС 19 ноября 2022 года по 8 июня 2022 года
Спортивно-оздоровительная деятельность
«Веселые старты» (на основе содержательных материалов Всероссийского проекта РДШ совместно с Министерством просвещения Российской Федерации, Общественно-государственное физкультурно-спортивное объединение «Юность России»)2-4 классС сентября 2022 года по май 2022 года
«Сила РДШ»(на основе содержательных материалов Всероссийского проекта РДШ совместно с РОО «Спортивный клуб «Русский силомер»)1-10 классС октября 2022 года по май 2022 года
«Игры отважных»(на основе содержательных материалов Всероссийского проекта РДШ совместно с Общественно-государственным физкультурно-спортивным объединением «Юность России», АНО «Дирекция спортивных и социальных проектов»)9-10 классС сентября 2022 года по май 2022 года
«Здоровое движение»(на основе содержательных материалов Всероссийского проекта РДШ)5-11 классС 3 сентября 2022 года по 30 апреля 2022 года
Всероссийский фестиваль РДШ «Футбол в школе»совместно с Российским футбольным союзом, Федеральным центром организационно-методического обеспечения физического воспитания Минпросвещения России2-10 классС сентября-ноября 2022 по март-май 2021
Всероссийский турнир по шахматам на кубок РДШсовместно с Министерством просвещения Российской Федерации, Министерство спорта Российской Федерации, Общественно-государственным физкультурно-спортивным объединением «Юность России»Две возрастные группы: 8-13 лет 14-17 летС сентября 2022 года по май 2022 года
Президентские спортивные игрысовместно с Министерством просвещения Российской Федерации, Министерством спорта Российской Федерации, ФГБУ «Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания», ФГАУ «Федеральная дирекция организации и проведения спортивных и физкультурных мероприятий»5-11 классС апреля по сентябрь 2022 года
Президентские спортивные состязаниясовместно с Министерством просвещения Российской Федерации, Министерством спорта Российской Федерации, ФГБУ «Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания», ФГАУ «Федеральная дирекция организации и проведения спортивных и физкультурных мероприятий»5-11 классС апреля по сентябрь 2022 года
Самоуправление
Дела, события, мероприятияКлассыОриентировочное время проведенияОтветственные
Профориентация
Дела, события, мероприятияКлассыОриентировочное время проведенияОтветственные
Содержание образовательной части Всероссийского проекта РДШ «Профориентация в цифровую эпоху» — одноименный онлайн-курс на сайте Корпоративного университета РДШ с заданиями после каждого из 27 образовательных роликов. Результат: проектирование индивидуальной профессиональной стратегии школьника7-11 классВ течение года
Школьные медиа
Дела, события, мероприятияКлассыОриентировочное время проведенияОтветственные
Всероссийский проект РДШ «Контент на коленке»5-10 класс— 1 этап (подача заявок) – с 15 сентября 2022 года по 15 октября 2022 года. Участники Проекта подают заявки на сайте Российского движения школьников (рдш.рф) в информационно-коммуникационной сети «Интернет». — 2 этап (участие в проекте) – с 15 октября 2022 года по 8 апреля 2022 года. Обучающиеся школ принимают участие в вебинарах с экспертами, выполняют практические задания в рамках проекта. — 3 этап (промежуточные итоги) – с 24 декабря 2022 года по 15 января 2021 года. Экспертами оцениваются промежуточные работы, присланные Участниками проекта. — 4 этап (подведение итогов) – с 8 апреля 2021 года по 15 апреля 2022 года. Оценка финальных работ участников экспертами, подведение итогов.
Всероссийский проект РДШ «Блог героя»1-4 классс 21 сентября 2022 года по 15 апреля 2022 года. – 1 этап (подача заявок) – с 21 сентября 2022 года по 21 октября 2022 года. – 2 этап (участие в проекте) – с 21 октября 2022 года по 8 апреля 2021 года. Учителя школ принимают участие в вебинарах с экспертами, выполняют практические задания с обучающимися. — 3 этап (проведение месячника для начальной школы) – с 15 января 2022 года по 15 февраля 2022 года. Месячник будет реализован в рамках проекта «Блог героя». — 4 этап (подведение итогов) – с 8 апреля 2022 года по 15 апреля 2022 года.
Всероссийский проект РДШ «Инклюзивные медиа»5-10 классс 15 декабря 2022 года по 10 марта 2022 года. — 1 этап (подготовительный этап, разработка и создание видеоматериала, информационная кампания) – с 15 ноября 2022 года по 10 декабря 2021 года. — 2 этап (старт проекта, распространение видеоматерила) – с 15 декабря 2022 года по 10 марта 2022 года.
Комплекс онлайн мероприятий, направленных на продвижение проектов и программ в сфере информационно-медийного направления: — квизы; — квесты; — акции; — флешмобы.1-11 классВ течение года
Комплекс онлайн активностей, приуроченных к праздничным датам1-11 класс20 октября 2022 — Всемирный день телевидения; 24 декабря 2022 – акция к Новому году; 13 января 2022 — День российской печати; 13 февраля 2022 — Всемирный день радио; 7 апреля 2022 — День рождения Рунета; 9 мая 2022 — День Победы.
Детские общественные объединения
Дела, события, мероприятияКлассыОриентировочное время проведенияОтветственные
Всероссийский проект «Добро не уходит на каникулы»(входит в Национальный проект «Образование»)1-11 классВ течение календарного года индивидуальный и коллективный конкурс проектов
Всероссийский проект «РДШ – Территория самоуправления»(совместно с АНО «Россия – страна возможностей»)С 11 по 16 летС 5 октября 2022 года по сентябрь 2022 года (тематическая смена)
Всероссийские детско-юношеские военно-спортивные игры «Зарничка», «Зарница», «Орленок» совместно с Минпросвещения России, Министерством обороны РФ, МЧС, Министерством внутренних дел РФ, Министерством спорта РФ, Федеральной службой войск национальной гвардии РФ, Пограничной службой Федеральной службой безопасности РФ, Федеральным агентством по делам молодежи, ФГБУ «Роспатриот«Зарничка» — от 7 до 10 лет; «Зарница» — от 11 до 13 лет; «Орленок» — от 14 до 17 летС октября 2022 года по июнь 2022 года
Всероссийский конкурс профессионального мастерства среди руководителей и участников военно-патриотических клубов (объединений) «Делай, как я!» совместно с Министерством просвещения Российской Федерации; ВПЦ «Вымпел», ФГБУ «Роспатриотцентр», Федеральным агентством по делам молодежи; ФГБОУ «Всероссийский детскийС 14 летС сентября 2022 года по февраль 2022 года
Всероссийский проект РДШ «Моя История»совместно с Волонтерами Победы, ФГБОУ ВО «РГГУ»С 8 летС сентября 2022 года по март 2022 года
Всероссийский проект «Штаб актива ВПН»С 8 летС 3 сентября 2022 года по 31 августа 2022 года
Комплекс мероприятий, направленный на популяризацию деятельности военно-патриотического направления Российского движения школьниковС 8 летС 3 сентября 2022 года по 31 августа 2022 года
Экскурсии, экспедиции, походы
Дела, события, мероприятияКлассыОриентировочное время проведенияОтветственные
Всероссийский проект РДШ «Школьный музей»1-11 классС 1 сентября 2022 года по 31 декабря 2022 года
Всероссийский проект РДШ «Прогулки по стране»1-11 классС 1 сентября 2022 года по 31 декабря 2022 года
Организация предметно-эстетической среды
Дела, события, мероприятияКлассыОриентировочное время проведенияОтветственные
Всероссийский проект РДШ «Дизайн информации и пространства»как содержание работы модуля (образовательная часть размещена на сайте Корпоративного университета РДШ https://rdsh.education/dizainproyekt/)6-11 классВ течение года
Работа с родителями
Дела, события, мероприятияКлассыОриентировочное время проведенияОтветственные
В качестве содержания работы по модулю материалы раздела «Семейная академия» сайта Корпоративного университета РДШ rdsh.education (https://rdsh.education/akademiya/)1-11 классВ течение года
Классное руководство

(согласно индивидуальным планам работы

классных руководителей)

В качестве содержания работы использование мероприятий и проектов РДШ представленных выше, а также содержание онлайн-курсов, размещенных на сайте Корпоративного университета РДШ (https://rdsh.education/ )
Школьный урок

(согласно индивидуальным планам работы учителей-предметников)

В качестве дидактического материала учебных занятий использование онлайн-курсов, размещенных на сайте Корпоративного университета РДШ (https://rdsh.education/ )

Вариант разделения задачи

Вам будет интересно:Князь Горчаков: краткая биография

Часто женщина просто боится подойти к выполнению какой-то работы, поскольку считает ее слишком объемной, то есть затратной по временным промежуткам.

Если работа действительно потребует длительного времени, лучше всего ее запланировать на день перед выходным, предварительно такую работу поделив между всеми домочадцами. В таком случае такая деятельность не покажется слишком нудной и сложной.

После завершения своей части работы каждым членом семейной команды можно побаловать их небольшим приятным перерывом, к примеру, совместным чаепитием. В таких ситуациях совместная деятельность — это отличная возможность дополнительного общения с родными и близкими людьми.

Интересные советы профессионалов

Также можно придумать для членов семьи некую систему поощрения и наказания. В таком случае появится дополнительный стимул к выполнению сложной и продолжительной работы, в ходе которой и будет происходить развитие совместной деятельности.

Психологи отмечают, что на скорость выполнения работы оказывает существенное влияние общественное мнение. Намного быстрее выполняется работа, когда планируется проверка, должны прийти гости и т. д.

Для быстрого и качественного выполнения работы можно заняться самовнушением, убеждая себя в том, что такой вид работ под силу и даже очень нравится.

Важно не позволять природной лени перебороть желание к творчеству и развитию, иначе не удастся сделать важную и нужную работу в необходимый срок. После полного выполнения всех задуманных дел важно организовать для команды полноценный отдых.

Например, если выполнялся совместный проект, можно устроить вечеринку, мотивировав коллектив на покорение новых трудовых вершин. Психологи твердо убеждены в том, что нет таких дел, которые невозможно было бы реализовать.

Важно правильно организовать процесс их выполнения, тогда все дела и проблемы плавно исчезнут.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Работа дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей

Умение взаимодействовать в паре – одно из важнейших. Оно имеет особую значимость. Смысл методики работы детей в паре состоит в том, что задание получает не каждый ребенок группы в отдельности, а пара воспитанников, которая должна его выполнить совместно. Взаимодействие в паре – это вид совместной деятельности, который обеспечивается общением, и это общение должно быть направлено на обеспечение успешности этого взаимодействия.

Наш состав группы это разновозрастные дошкольники, где возраст детей составляет от 4 до 7 лет.

Отличительные особенности работы в дошкольной разновозрастной группе:

  1. мало детей одного возраста, нет столкновений в интересах, нет достойной конкуренции;
  2. дети не научены распознавать позицию «лидера» и «подчиненного», меняться ситуациями, соподчиняться.

Нашей задачей стало найти пути, решения проблемы взаимодействия детей разного возраста. Целью — обеспечение комфортных условий и доброжелательной коммуникативной среды при взаимодействии дошкольников разного возраста.

Для успешного совместного выполнения задания, могут быть применены следующие педагогические методы и приемы, направленные на групповое взаимодействие и сотрудничество в продуктивной деятельности:

  • использование мотивационного компонента при постановке задач (сделать для кого-то подарок, поделку)
  • формирование у детей способности распознать ситуацию сотрудничества, выбрать и принять такую позицию, в социальных отношениях, которая отвечает его возможностям в данной деятельности (умение выслушивать и считаться с мнением других при изготовлении коллективных панно, коллажей)
  • разыгрывание проблемных ситуаций (реализуя данные ситуации, педагог воздействует на чувство сострадания, которое доступно в дошкольном возрасте, побуждают детей к сочувствию, сопереживанию при решении поставленной задачи)
  • ситуации морального выбора (когда осознание важнейших нравственных категорий постигается дошкольниками с опорой на конкретные действия в отношении сверстников: помощь в завершении начатой поделки и т.д.).

Организация работы детей в паре включает четыре этапа:

Первый – вербальное обозначение взрослым ситуации занятия (напоминание правил игры или содержания продуктивной деятельности, обсуждение вместе с детьми адекватного способа совместного выполнения задания).

Второй – образование пар (естественное объединение дошкольников по собственному желанию; помощь взрослого детям, испытывающим затруднения в выборе партнеров).

Третий – собственно взаимодействие ребенка со сверстником (самостоятельное распределение обязанностей в паре, разделение операций, совместное выполнение задания, помощь взрослого в тех случаях, когда возникающие между детьми разногласия могут привести к разрушению совместных действий). Если пары дошкольников не справляются с заданием, с ними еще раз проговаривается соответствующий способ взаимодействия.

Неизбежно возникающие конфликтные ситуации, негативное поведение детей мы обсуждаем только с конкретной парой дошкольников, без привлечения внимания остальных сверстников. Предоставляем детям возможность высказать свои претензии друг к другу, предположения, почему у них что-то не получилось, предлагаем продолжить выполнение задания, учитывая полученный опыт.

Поэтому, предварительная работа педагога является главным условием по взаимодействию детей в парах. Педагог должен акцентировать важность договора пары для того, чтобы цель совместной деятельности была достигнута (создание рисунка, поделки, картинки, любого продукта совместной деятельности).

Четвертый этап – анализ и оценка продуктов деятельности. На данном этапе, ведущая роль остается за педагогом, который после выполнения задания организовывает выставку детских работ, обращает внимание детей на работы сверстников, предлагает рассмотреть их, сравнить со своими, давая при этом образец доброжелательной конструктивной оценки.

Приведём примеры работы в паре в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Чтобы работа была продуктивной, дошкольников нужно научить объединяться в пары. Для этого сначала необходимо постепенно вводить более простые упражнения. Например: упражнение «Рукавички» в нем участвуют дети с 5 лет.

Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, их количество равно количеству пар участников игры. Воспитатель раздает по одной рукавичке детям, Дети отыскивают свою «пару» и с помощью трех общих карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички. Воспитатель наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются. Победителей поздравляют.

Дети дошкольного возраста с удовольствием отзываются на создание совместных работ, в результате которых они чувствуют значимость каждого ребенка в создании коллективной работы и понимают, что это общая работа получилась благодаря усилиям каждого малыша. Приемы работы в паре, помогают детям наглядно увидеть, как можно создать совместную работу. По примеру взрослых ребята начинают использовать новые способы взаимодействия со своим партнером, которые необходимы для создания коллективных работ.

Ещё один простой пример: при подготовке к Новому году можно предложить детям изготовить красивую цепочку из цветной бумаги для украшения группы. Спрашиваем, как будем работать. Выслушиваем ответы детей. Большинство хотят работать в одиночку и обещают, что сделают самую длинную цепочку. Тогда предлагаем: «Давайте попробуем работать парами. Один ребенок будет резать полоски бумаги, другой – склеивать их». Дети трудятся с удовольствием. Во время работы общаются, помогают друг другу, радуются полученному результату. Особенно довольны, когда, полюбовавшись на все изготовленные цепочки, им предлагают соединить их в одну большую.

Весь процесс работы проходит в обсуждении: обсуждение замысла, распределение материалов, непосредственное выполнение работы, поскольку работа в паре предполагает обсуждение всех моментов. Ребята разговаривают между собой и тем самым развивают свои коммуникативные навыки.

Наряду с творческими задачами, решаются задачи нравственного воспитания, а именно: выбрать место для своей работы на коллективном панно, выполнить работу не мешая друг другу, прийти на помощь младшему товарищу.

При работе в парах дети учатся общаться, контролировать друг друга, находить компромиссы. Воспитатель рассказывает и показывает, как правильно это делать. Разговаривать спокойно, уметь выслушивать другого, правильно строить предложение. Особое внимание обращает воспитатель на фразы, которыми обмениваются дети. Это важно, когда один ребенок принимает роль «лидера», а второй «подчиненного».

Морева Маргарита Васильевна

Соколова Светлана Вячеславовна

воспитатели коррекционной группы

ГБДОУ детский сад № 56 комбинированного вида

Колпинского района Санкт-Петербурга

Следующая >

Адаптация малыша

Группы совместной деятельности создаются в дошкольных учреждениях на всех ступенях, но важнее всего это при первых посещениях ребенком ДОУ. Если у малыша есть повышенная тревожность, необходимо создать комфортную атмосферу, постепенно вовлекая его в совместную игру с другими ребятами.

Именно в детском саду у ребенка появляются первые друзья, он будет учиться общаться с взрослыми. Именно поэтому родители, провожая своего любимого малыша в детский сад, должны помогать ему идти в группу с хорошим настроением, а вечером обязательно интересоваться у ребенка тем, как прошел день в детском саду, что нового ребенок смог узнать.

Как помочь в адаптации в коллективе?

Малыш, понимая, что нахождение в детском саду — не обязанность, с радостью утром отправляется к своим воспитателям, новым друзьям. Психологи советуют сделать первый день посещения детского сада настоящим праздником. Ребенок должен осмотреться, привыкнуть к ребятам, воспитателям, атмосфере в детском саду, а потому изначально достаточно отправлять его на 3-4 часа в ДОУ.

Некоторые родители до посещения ребенком детского сада стараются гулять рядом с ним. Ребенку в таких случаях гораздо легче привыкнуть к коллективу ровесников, он лучше остается в группе.

Можно давать ему с собой в детский сад любимую игрушку, чтобы малыш чувствовал себя более комфортно.

Общение с подростками

Именно этот возраст является самым сложным для общения. Дети отдаляются от пап и мам, для них интерес представляет только мнение ровесников. Как наладить отношения в семье? К примеру, можно попытаться вовлечь подростка в совместную деятельность, предложив ремонт в его комнате. Принимая активное участие в подобной деятельности, подросток сможет высказать свое мнение, к тому же он обязательно будет услышан родителями.

Важно помнить о том, что при выборе материалов для отделки комнаты предпочтение необходимо отдавать качественным и безопасным.

Желательно использовать только те предметы мебели, которые действительно нужны подростку. Среди них следует отметить кровать, письменный стол, шкаф для одежды. Для того чтобы отвлечь своего подростка от обычных скитаний по улице, можно поставить в его комнате тренажер. Для приобщения к полезному труду вполне можно приобрести и пылесос. Психологи убеждены в том, что те затраты, что будут сделаны родителями при проведении преобразований в комнате подростка, полностью окупятся через небольшой временной промежуток. Ребенок научится быть бережливым, дисциплинированным, а также он более трепетно будет относиться к тем людям, которые его окружают.

«Организация совместной деятельности взрослых и детей в экологическом развитии дошкольников»

  • 21 ноября 2015

Мир, окружающий ребенка, — это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. В. Сухомлинский
Экологическое воспитание в настоящее время расценивается как приоритетное направление перестройки дошкольного воспитания. Становление осознанно правильного отношения к объектам природы начинается вдошкольном возрасте. Правильное понимание строится на знании особенностей жизни живых существ, их взаимодействии со средой обитания. Осознанное отношение проявляется в разнообразной деятельности экологического характера.

Сотрудничество, благодаря которому развиваются взаимопонимание, сочувствие и согласие, так необходимые при формировании экологической культуры, эффективней всего может проявляться в повторяющейся совместной деятельности воспитателя и детей, объединенных достижением общей цели.

Совместная деятельность возможна в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Воспитатель вовлекает детей в познавательно-игровую деятельность, демонстрируя собственную увлеченность ею. Также воспитатель может подключиться к уже возникшей деятельности детей, направляя ее изнутри как равный партнер. Важно сохранять баланс инициатив детей и взрослых.

Совместная деятельность воспитателя и детей включает:

  • диагностику экологической воспитанности детей (первичную, текущую, контрольную);
  • наблюдения в уголке природы на прогулке у окна;
  • целевые прогулки на природе;
  • игры (дидактические, развивающего характера, сюжетные, подвижные);
  • рассказы воспитателя, чтения детской литературы;
  • беседы и разговоры детьми на экологические темы по их интересам;
  • рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе;
  • сбор коллекций, семян, камней, осенних листьев;
  • опыты, поисковую деятельность;
  • труд в уголке природы;
  • просмотра диафильмов, фильмов, презентаций;
  • работа с моделями;
  • работа с календарями природы, дневниками наблюдений;
  • различные виды изобразительной деятельности на экологические темы;
  • экологические досуги и праздники;
  • выставка художественной литературы.

Совместно организационно-хозяйственная, трудовая деятельность в зеленой зоне детского сада, выращивание растений, забота о взрослых животных и их потомстве могут принимать различные формы и проходить с различной степенью включенности и участие как взрослых, так и детей. Дошкольники способны встать участниками этой деятельности тремя способами:

  • слушая рассказ воспитателя о разных делах и событий в ДОУ;
  • наблюдая за деятельностью взрослых;
  • практически участвуя в ней.

Какие бы формы ни принимала совместная деятельность взрослых и дошкольников, наибольшее значение в ней имеет отношение воспитателя к объекту деятельности. Взрослый своим поведением создает образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, демонстрирует необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей.

Постепенно функции воспитателя и степень самостоятельности дошкольников изменяются, но деятельность остается совместной. В средней группе воспитатель и дети действуют вместе, хотя приоритет принадлежит взрослому, что выражается в формуле: «Я делаю – вы мне помогаете, вы мои помощники. Мы вместе заботимся о наших питомцах».

В старшем дошкольном возрасте самостоятельность детей интенсивно нарастает, становится возможным их дежурство в уголке природы.

Обучение дошкольников в процессе создания необходимых условий для растений и животных происходит косвенно-как помощь взрослого ребенку. Формула этого возраста: «Вы делаете сами, а вам помогают, покажу». Воспитатель обязательно отмечает все достижения детей, хвалит их за самостоятельность, уверенность и инициативу.

Труд детей какого бы объема он не был, становится осмысленным, экологически целесообразным: если прослеживается зависимость жизни и состояние растений и животных от условий, в которых они находятся; если укрепляется понимание того, что эти условия создаются трудом людей.

Таким образом, забота взрослых и дошкольников о растениях и животных, создание и поддерживание необходимых условий для всех живых существ, находятся в жизненном пространстве детей, являются главным методом экологического воспитания – методом, который обеспечивает развитие начал экологического сознания, формирование первых практических умений должного взаимодействия с природой ближайшего окружения.

Основные типы совместной деятельности взрослых и детей

1) Совместная деятельность первично-ознакомительного типа.

На протяжении дошкольного периода значительная доля первоначальных экологических сведений о разных сторонах жизни природы и деятельности человека передается детям в совместной деятельности первично-ознакомительного типа. Чаще всего она посвящается ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения.

Главным компонентом такой деятельности становятся различные демонстрационные и учебные пособия, позволяющие формировать у детей отчетливые и правильные представления. Темами игр могут быть домашние и дикие животные, обитатели леса и севера, тундры и жарких стран, пруда и моря, а также, деятельность людей на сельскохозяйственной ферме, в лесничестве, в области природопользования и охраны природы. Дети знакомятся с внешним видом животных и растений, учатся их распознавать, узнают о среде их обитания, приспособленности к ней, о сезонной жизни, о различных особенностях поведения.

Обучение детей в играх осуществляется через рассматривание картин и беседу. Нередко их компонентами становятся также чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильма или слайдов, рассказ воспитателя. Первостепенное значение приобретает словесный метод экологического воспитания – от слова воспитателя (его вопросов, пояснений, их системы и последовательности) зависят успешность и качество восприятия детьми новых образов, представленных наглядностью зависит понимание связи событий, связи объектов продуманное и спланированное слово воспитателя организует содержание занятий, обеспечивает успешный результат обучения.

Картины помогают сформировать представления об экосистеме леса, ее обитателях, о приспособленности лесных животных к жизни в этой экосистеме. Например, дошкольникам можно показать, как белка передвигается в лесу по деревьям (т.е. как приспособлено строение ее ног к передвижению в этой среде), чем она питается в теплое и холодное время года, как поедает корм (т.е. как приспособлена она в данной среде в сфере питания), как и где устраивает свое гнездо, когда и как выводит потомство, как она защищается от врагов, как у нее происходит смена шерсти во время линьки, и какую приспособительную функцию в ее жизни выполняет этот процесс.

Показывая одновременно картины о жизни белки в осенне-зимний и весенне-летний периоды, дошкольникам, можно таким образом представить панораму событий в разные сезоны, показать приспособленность типично лесного животного к сезонно меняющимся условиям жизни. С помощью этих же картин можно продемонстрировать рост и развитие бельчат, заботу матери о них, их постепенное взросление, подготовку к взрослой и самостоятельной жизни.

Неоценимую пользу картины, слайды, видеофильмы могут оказать в ознакомлении детей с экосистемами, недоступными для непосредственного их восприятия, — морем, пустыней, Арктикой. Наглядность в сочетании с эмоциональными пояснениями воспитателя расширяют кругозор детей, формируют новые образы о природе.

2) Совместная деятельность углубленно-познавательного типа.

Содержание игр, которые можно назвать углубленно-познавательными, направлено на выявление и показ детям связи между растениями, животными и внешней средой, в которой они нуждаются. Тематика таких игр определяется рядом конкретных зависимостей, которые, как показали исследования и практика детских садов, доступны пониманию и усвоению старшими дошкольниками. Это игры, посвященные ознакомлению детей с зависимостями жизни и роста растений от факторов внешней среды, например ростом овощных культур, садовых растений, их сезонными изменениями и пр. Это игры по ознакомлению детей с приспособленностью животных к среде обитания, например с маскировочной окраской животных, со способами их передвижения, защиты от врагов.

Очень результативны разнообразные виды опытнических работ, имеющих целью формирование представлений о маскировочной окраске животных.

Игры углубленно-познавательного типа активно способствуют умственному воспитанию дошкольников. Дети обучаются умению устанавливать причинно-следственные связи, логично рассуждать, делать выводы. Все это обеспечивает интенсивное развитие мышления дошкольника.

3) Игры обобщающего типа.

В играх обобщающего типа воспитатель ставит цель выделить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов и на их основе формирует обобщенное представление.

Что же может быть содержанием обобщенных представлений, формируемых в дошкольном возрасте? Практика обучения показывает, что обобщения должны строиться на конкретных различных знаниях, систематически приобретаемых детьми на протяжении всего дошкольного возраста, а также получаемых в процессе многократных наблюдений за объектами в природе.

Анализ программ воспитания в детском саду и методических пособий по ознакомлению с природой позволяет сделать вывод, что к ним относятся знания о многообразии растительного и животного мира, закономерных особенностях роста и развития растений, сезонных явлениях в природе. Содержанием обобщенных представлений могут быть закономерно меняющиеся явления: рост и развитие растений, сезонные изменения в природе. На протяжении ряда лет дети наблюдают, как растут комнатные растения, овощи на огороде, цветы на клумбе. Накапливается большое количество ярких, разнообразных представлений. На их основе можно сформировать обобщенное представление о том, что растение развивается из семени, оно растет, цветет, образует новые семена. Для его роста нужны определенные условия: свет, тепло, влага, хорошая почва.

Аналогичным способом формируются обобщенные представления о временах года (сезонах).

Формирование обобщенных представлений происходит при пользовании словесного метода работы с детьми. Беседа с ними осуществляется в строго определенной последовательности вопросов, ответов, выводов — это алгоритм формирования обобщенного знания.

Обобщающие игры, беседы позволяют интенсивно развивать интеллект детей – умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы.

Еще один вид совместной деятельности – это художественное творчество детей, ручная деятельность, в которой они сами становятся художниками и выполняют работу по своему усмотрению и желанию. Это может быть и рисование пейзажа, букета осенних цветов в вазе, и аппликация грибов в траве или корзине или фруктов на блюде. Это могут быть поделки из природного материала. Педагогические задачи опять иные — развитие творческих способностей детей, их художественно-ручных умений.

Итог

Характерными особенностями совместной деятельности являются:

  1. Контакт между ее участниками, обеспечивающий обмен действиями и информацией.
  2. Понимание всеми участниками смысла деятельности, ее конечного результата.
  3. Наличие руководителя, который организует совместную деятельность распределяет обязанности в соответствии с возможностями ее участников.

Возникновение и проявление в процессе деятельности межличностных отношений, характер и окраска которых, влияют на достижение конечного результата.

Автор: Туманова Наталья Николаевна, воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 «Ласточка», Саратовская область, г. Аткарск.

Обучение подрастающего поколения

Нет ничего в нашей жизни более ценного, чем улыбка ребенка. Для родителей так важно, чтобы их дети были здоровыми, могли нормально учиться, получили качественное образование. Для малыша мама является основным человеком, которому он доверяет свои проблемы, радости.

Как установить общение? Важно, чтобы родители всегда были рядом, полезно играть в настольные и подвижные игры, вовлекая ребенка в совместную деятельность.

Когда рядом с сыном папа строит на песке воздушный замок или мама помогает справиться с домашним заданием, в семье всегда царит мир и покой.

Именно благодаря совместной деятельности малыша и родителей возникают более тесные связи в семье. Ребенок должен понимать, что он нужен и важен для своих родителей, что все его проблемы и успехи волнуют и папу, и маму.

Важно, чтобы родители стали для своего малыша и учителями, и собеседниками.

Психологи абсолютно уверены, что именно совместная деятельность родителей и детей помогает ребенку формироваться как личности.

Необходимо подготовить своего ребенка к поступлению в первый класс, заложить основу отношений с другими людьми в раннем детстве. Дети очень тонко ощущают любовь и заботу со стороны своих родителей.

Ребенок должен чувствовать постоянное внимание, заботу, ощущать поддержку со стороны родственников. В случае малейшей опасности малыш должен быть абсолютно уверен в том, что его подержат, помогут справиться с неприятностями.

Важно любить своего ребенка именно таким, какой он есть на самом деле. Не стоит предъявлять к нему завышенных требований, с которыми малыш не сможет справиться. Это вызовет серьезную психологическую травму, которая негативно отразится на всей его дальнейшей жизни. Важно любить своего ребенка именно таким, какой он есть, не пытаться его переделать под свои требования и желания.

Значимость совместной деятельности ребенка и взрослого

Современная общественная жизнь привела к тому, что возникает потребность введения новых стандартов обучения и требований к образованию, созданию инновационных педагогических технологий, которые будут способствовать индивидуальному развитию личности ребенка, формированию у него самостоятельности и творческой активности. Все это требует не только осознанного и активного участия детей, но и привлечение к различным видам деятельности их родителей.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

В настоящее время в педагогической практике возникает востребованность включения в педагогический процесс различных видов совместной деятельности детей и взрослых. Это связано с тем, что совместная деятельность способствует активизации у детей разного возраста поисковой и творческой деятельности.

Определение 2

Спроектированная совместная деятельность – это один из видов педагогической технологии, подразумевающий самостоятельную или коллективную творческую работу детей и взрослого.

В основе любого проекта совместной деятельности заложена проблема, решение которой требует от его участников самостоятельного поиска необходимой информации, освоение нового, обобщение и анализа полученных результатов. По итогу данной деятельности участники получают конкретный продукт.

Замечание 1

Актуальность и популярность спроектированной совместной деятельности заключается в том, что она объединяет в себе различные области образования.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Проектирование совместной деятельности взрослого и детей на основе педагогических технологий 410 ₽ Реферат Проектирование совместной деятельности взрослого и детей на основе педагогических технологий 280 ₽ Контрольная работа Проектирование совместной деятельности взрослого и детей на основе педагогических технологий 220 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В последнее время совместная деятельность все чаще используется в образовательных учреждениях, в связи с чем, педагоги находятся в постоянном поиске путей ее совершенствования и обновления.

Тематика организованной совместной деятельности детей и взрослых весьма разнообразна. При этом она может быть организована как в процессе образовательной деятельности, так и при проведении мероприятий вне воспитательно-образовательной деятельности. Зачастую родители принимают участием именно в таких мероприятиях. Педагоги привлекают родителей к совместной деятельности в рамках детско-родительских проектов.

Значимость совместной деятельности взрослых и детей, заключается в том, что современные дети имеют сниженный интерес к «живому» общению. Это обусловлено информационным прогрессом, который вытеснил из жизни детей общение в реальной жизни. Дети дошкольного и школьного возраста общению со взрослыми и сверстниками, предпочитают общение виртуальное. Это негативно сказывается на общем развитии детей, а особенно на их речевом развитии.

Кроме того, значимость совместной деятельности родителей и детей, состоит в том, что современные родители уделяют крайне мало внимания своим детям, перекладывая весь груз воспитания и обучения на образовательное учреждение. Именно поэтому так важно проектировать в рамках образовательных организаций совместные детско-взрослые проекты, с привлечением семьи к совместной творческой деятельности.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]