Примеры
ИОМ позволяет раскрыть потенциал каждого ребёнка и научить его сотрудничать с коллективом
Индивидуальные маршруты, как уже отмечалось, не имеют установленной схемы оформления, могут быть в виде таблицы или в виде текста — всё зависит от той трудности, на решение которой разработка направлена. Рассмотрим два варианта составления.
Пример №1
Трудности: невнимательна и рассеяна, испытывает трудности при решении логических задач, математических заданий.
Испытывает трудности при решении логических задач, математических заданий.
Месяц Неделя Режимные моменты Непосредственно образовательная деятельность Самостоятельная деятельность Взаимодействие с родителями Январь 3 неделя Работа с мультимедийной презентацией «Сосчитай контур» Игра «Танграмм» 4 неделя Прогулка «Нарисуй на снегу геометрический замок» Расскажи друзьям о своём рисунке Февраль 1 неделя Дидактическая игра «Что изменилось?» Памятка «Игры на развитие логического мышления» 2 неделя Дежурство в уголке природы Полив растений ориентируясь на описание цветка. Мультимедийная игра «Ассоциации» 3 неделя Работа с перфокартами «Состав числа» Научи товарища Работать с карточкой. Игра в гости к нам. 4 неделя Во время утреннего приёма выполнение заданий на раздаточных листах Мультимедийная презентация «Весёлый счёт» Проверь работу товарища. Результаты действия маршрута: Повысился уровень развития внимания, концентрации и переключения. Ребёнок справляется с заданиями математического характера, логическими задачами.
Пример №2
Возраст ребёнка: 4 лет 2 месяца
Пол: мужской
Проблема: слабые вычислительные навыки
Цель индивидуального маршрута: развитие и закрепление вычислительных навыков в пределах первого десятка
Задача: развивать внимание, память, логическое мышление.
Периодичность занятий:2 раза в неделю
Длительность: 20 минут
Упражнения на занятиях:
- «Цифры заблудились» Расставить цифры по порядку Учить называть цифры по порядку
2.»Что изменилось? Какой цифры не стало?» Назвать последующую и предыдущую цифру натурального ряда Провести игру «Назови соседа»
3.«Весёлый паровозик» Прицепить, присоединить вагончики с цифрами к паровозику. Решать примеры путём прибавления цифры 1.
- Поставь машины в гараж Решение примеров путём присчитывания единицы Учить называть следующую и предыдущую цифру
- «Почтальон» Разнести письма — примеры по домам (решение примеров путём прибавления и вычитания цифр 1 и 2) Провести игру «Принеси письмо бабушке, брату»
- «Десантники» Каждого «десантника»- цифру приземлить на свой пример. Игры дома на счёт предметов, которые окружают ребёнка.
- Помоги Незнайке решить примеры Решение примеров первого десятка с использованием перфокарт Решать примеры с использованием сказочных героев: Хрюши, Степашки, Чебурашки и т. д
- Поможем ёжику собрать грибы. Закрепление вычислительных навыков в пределах первого десятка. Решение примеров в домашних условиях.
Структура индивидуального занятия:
- Организационный момент: минутка радости.
- Сюрпризный момент: приход сказочного персонажа.
- Основная работа: помоги, угадай, подскажи
— работа у магнитной доски;
— упражнения с раздаточным материалом;
— работа в тетради.
- Итог занятия: минутка общения, что понравилось, что вызвало трудности, и было сложным.
Оценка деятельности:
В результате планомерной и систематической работы с ребёнком, имеющим слабые вычислительные навыки, к концу годичного цикла занятий:закрепятся вычислительные навыки; повысится познавательный интерес к математике; активизируется мыслительная деятельность ребёнка, он свободно будет выполнять вычислительные упражнения в пределах первого десятка. Эти достижения помогут в дальнейшем преодолеть проблемы по математическому развитию дошкольника.
Наталья Сертакова
https://www.maam.ru/detskijsad/individualnyi-obrazovatelnyi-marshrut-na-vospitanika.html
Индивидуальный маршрут образования — это эффективный способ найти подход к каждому ребёнку, заинтересовать его процессом обучения или решить задачи социализации, трудностей коммуникации. С помощью ИОМ можно также выстроить работу с одарёнными детьми. В последующем образовании малыш будет более организованным, но, главное, он получит возможность выбора той деятельности, в которой он чувствует себя максимально компетентным.
Задачи ИОМ, процедура рассмотрения и утверждения
Индивидуальные образовательные маршруты проектируются:
- для проблемных детей, которые испытывают трудности в процессе усвоения общеобразовательной программы для дошкольников и нуждаются в коррекционной помощи специалистов;
- для воспитанников с ограниченными возможностями, детей-инвалидов;
- для одарённых детей с уровнем способностей, превышающим средние нормативные образовательные стандарты.
Целью индивидуального образовательного маршрута является решение проблемы доступности детских дошкольных учреждений для детей с ограниченными возможностями
Ведущие задачи индивидуального образовательного маршрута:
- оказать поддержку и помощь в саморазвитии и освоении программы дошкольного образования;
- сформировать у ребёнка начальный уровень умения учиться, т. е. научить его осознавать учебную задачу, планировать свою учебную деятельность, концентрировать внимание на выполнении упражнения, развивать самодисциплину и волевые качества;
- разработать и усовершенствовать навыки координации движения, развитие общей и мелкой моторики;
- сформировать и закрепить общекультурные, бытовые, гигиенические, коммуникативные основы поведения;
- приучить ребенка к манипулятивно-предметной, сенсорной, практической, игровой деятельности, развить умения в продуктивной области (рисование, лепка, аппликация);
- развить речь — эмоциональную интонацию, грамматические конструкции, речевые механизмы;
- сформировать знания о природной среде и мире социальных отношений;
- сформировать представления о пространственно-временных и количественных категориях.
Методический инструментарий, который применяется в прохождении индивидуальной траектории развития:
- ролевые и подвижные игры, занятия в форме беседы и диалога, чтение и обсуждение литературных произведений, небольшие этюды-импровизации, усиливающие эмоциональный компонент восприятия информации;
- психологические тренинги и игровые упражнения, помогающие релаксации, нейтрализации страхов, понижению уровня тревожности и агрессии, совершенствующие поведенческую сферу, а также социально-коммуникативные навыки;
- упражнения на развитие мышления, воображения, речи, памяти;
- использование методик арт-терапии (лечение искусством, сказкой, изготовлением кукол).
Индивидуальное отношение и комплексный подход к проблеме развития — это залог успеха даже в самой тяжелой ситуации!
Разработка и принятие ИОМ
Для создания индивидуального образовательного маршрута в первую очередь необходимо провести диагностическое исследование, чтобы выяснить уровень психоэмоционального, интеллектуального, коммуникативно-социального и физического развития ребёнка. Результаты диагностики выносятся на педсовет, который в дальнейшем рекомендует обследовать детей специалистам ПМПК (психолого-медико-педагогический консилиум).
Образец для заключения и рекомендаций ПМПК
Ф.И.О. ребёнка |
Дата рождения |
Сведения о семье: Мать (ФИО, образование, место работы) |
Отец (ФИО, образование, место работы) |
Воспитатели (ФИО): |
Специалисты: Учитель-логопед: Учитель-дефектолог: Педагог-психолог: Музыкальный руководитель: Старшая медицинская сестра: |
Группа здоровья |
Режим пребывания ребёнка в ДОУ |
Заключение ПМПК |
Рекомендации ПМПК |
Долговременные цели |
Цели на текущий период (учебный год) |
Консилиум составляет список детей, для которых актуальна разработка индивидуального образовательного плана работы.