Технология коллекционирования в образовательной деятельности детей
Венглевская Н.В. Технология коллекционирования в образовательной деятельности детей // Совушка. 2022. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 03.01.2022).
Заказ № 109182
В Китае говорят:
“Кто имеет увлечение,
проживает две жизни”.
Современные требования, предъявляемые государством к качеству образовательно – воспитательной деятельности в детском саду, подразумевают, что педагог должен владеть необходимыми образовательными технологиями.
Технология происходит от греческих слов «мастерство, искусство» и «закон, наука» – это наука о мастерстве.
Педагогическая технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенных на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам (Г.К. Селевко).
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение их самостоятельно или под руководством взрослого в процессе взаимодействия и сотрудничества.
Развитие познавательного интереса способствует становлению личной позиции в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Среди средств развития познавательного интереса дошкольников можно выделить коллекционирование.
Коллекционирование (от латинскогоcollection– собирание, сбор). – это систематизированное собирание однородных предметов, представляющий научный, художественный, литературный интерес.
Коллекционирование – это одна из форм нетрадиционного обучения дошкольников. В процессе коллекционирования происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. В процессе обследования предметов дошкольники учатся решать интеллектуальные задачи и овладевают предпосылками учебной деятельности.
На сегодняшний день существует несколько наиболее распространенных видов коллекционирования:
- киноклефилия: собирание очень маленьких по размеру игрушек.
- легофилия: собирание игрушек и конструкторов, выпускаемых под брендом Lego.
- плангонология – собирание разных кукол.
- филолидия – собирание упаковок.
- филателия – собирание почтовых марок.
- бонистика – собирание различных денежных купюр, напечатанных на бумаге.
- нумизматика – собирание различных монет.
Плангонология — коллекционирование кукол.
Киндерфилия — сбор фигурок из киндер-сюрпризов. Обычно объектами коллекционирования в таких случаях становятся игрушки из какой-либо определенной серии.
Барбифилия — сбор кукол Барби и всего, что с ними связано — нарядов, аксессуаров, кукольных домиков.
Не все авторы базисных программ выделяют коллекционирование как вид деятельности, направленный на развитие познавательных интересов активности дошкольников. В связи с тем, что мы работаем по программе «Радуга», хотелось бы поподробнее остановиться. Авторы данной программы с целью формирования у детей познавательных действий, становления сознания, развития их интересов, любознательности и познавательной мотивации, рекомендуют создавать коллекции.
Начинать коллекционировать нужно начинать с детьми в младшем дошкольном возрасте. В этом возрасте у детей начинается собирательство, которое лежит в основе коллекционирования. С детьми данного возраста педагог создает сокровищницы — чудесные мешочки или коробочки. Совместно с родителями изготавливают коробочки или шьют мешочки на каждого ребенка, в котором можно ребенок может хранить небольшие предметы, в которых нет ярких проявлений индивидуальности ребенка, но просматривается половая принадлежность (мальчики собирают детальки, пружинки, машинки) девочки – платочки, тряпочки, заколки).
В среднем дошкольном возрасте в совместно организованной деятельности дети знакомятся с рукотворным материалом – тканью, бумагой, нитками и из образцов создаются коллекции, которые в процессе будут дополнятся. Дети, работая с коллекцией узнают о разных свойствах предметов. На основе полученных представлений дети формулируют правила обращения с вещами.
В старшем дошкольном возрасте развитием индивидуальных познавательных интересов детское собирание начинает приобретать вид коллекционирования, то есть выявление, сбор, изучение и систематизацию интересующих объектов, многократное возвращение к собранному, любованию, рассматриванию, демонстрацию сверстникам, родителям.
В связи с тем, что мы работаем в группе для детей старшего дошкольного возраста, в нашей группе, собраны разные коллекции, как готовые, которые приобретены в магазине, так и изготовленные совместно с детьми. Коллекции находятся в свободном доступе у детей и расположены в центре экспериментирования.
Наши коллекции мы разделили на группы:
Коллективные – в создании коллекций принимают участие педагог и дети или, дети и родители.
Индивидуальные – ребенок собирает коллекцию самостоятельно и, чаще всего, в коллекции имеются разнородные по назначению и применению предметы.
Домашние – это коллекции, которые ребенок собирает дома при помощи родителей.
Временные – это коллекции, собранные на определенные темы, на короткое время. К временным коллекциям можно отнести сезонные коллекции на темы:
«Золотая осень», «Подарки Снежной Королевы», что помогает детям лучше запомнить признаки времен года.
Длительные – это коллекции природного материала, бумаги, тканей, фантиков, открыток, – это экспонаты, которые можно трогать, рассматривать.
В совместно организованной деятельности, были созданы коллекции:
Коллекция пуговиц – в процессе создания данной коллекции дети самостоятельно подбирали пуговицы по размеру, цвету, форме, по материалу изготовления (железные, пластмассовые, деревянные), учились их пришивать.
Коллекция ткани – «Подбери по образцу», «Из чего сделано…».
Коллекция бумажных машин – однажды рассматривая коллекцию машинок, принесенных из дома, мы решили создать свою коллекцию бумажных машин. Для этого мальчики учились работать с чертежом, (какие части можно вырезать, а какие нет), в процессе решали проблемные ситуации, но находили выход, например, была отрезана часть которую надо приклеивать, Что делать?
Коллекция открыток – открытки в нашей коллекции мы разделили по тематике: это открытки к праздникам (день рождения, 8 марта, новый год). Для познавательного развития детей интересны – серии открыток – это рыбы, собаки, цветы, города. Данные серии мы используем, как на непосредственно образовательной деятельности, так и в совместной деятельности. Речевые игры «опиши».
На непосредственно образовательной деятельности с детьми знакомились с жизнью и бытом древних людей. Где рассматривали настенную живопись, детям стало интересно, почему не было бумаги в то время. И поэтому мы постарались ответить на вопрос, когда, где и как появилась бумага. В связи с этим был разработан исследовательский проект «Волшебный мир бумаги».
Цель данного проекта: создание условий для развития дошкольников через представления детей о бумаге, возможностях ее применения.
Задачи:
- Познакомить с историей возникновения бумаги
- Сформировать представления о видах бумаги, ее свойствах, о ее использовании людьми.
- Формировать у детей необходимость бережного отношения к бумаге, об ограниченности ресурсов в природе.
- Формировать предпосылки поисковой деятельности.
Работа проводилась по трем этапам:
На I этапе, дети знакомились, когда и где изобрели бумагу, на чем писали до того, как была изобретена бумага. На данном этапе мы проводили беседы с детьми, смотрели презентации, искали информацию в энциклопедиях. Искали информацию совместно с родителями, потом дети делились информацией друг с другом.
На II этапе – мы подбирали материал для коллекции, (когда дети узнали, что в древней Руси писали на бересте березовой, то она появилась в нашей коллекции.) на этом этапе мы изучали свойства бумаги.
Прозрачна ли бумага?
Был сделан вывод: бумага непрозрачна, чем толще бумага, тем меньше света она пропускает.
Насколько бумага прочная?
Тонкую бумагу легко разорвать, чем плотнее бумага, тем труде ее порвать.
Какойвид бумаги быстрее утонет?
Вывод: чем тоньше бумага, тем быстрее она промокает.
На этом этапе мы решили попробовать создать бумагу в группе.
На третьем этапе мы разработали коллекционный альбом.
Собранные нами коллекции используются для работы с воспитанниками, не как предмет, хранящийся на полке, его используем использовать как раздаточный наглядный материал для проведения экспериментов, объекты служат счетным материалам, в занятиях по развитию речи (каждый предмет коллекции – это новое слово для пополнения словарного запаса, описание предмета – это формирование связной речи). При осуществлении индивидуальной деятельности с каждым воспитанником.
Для выяснения позиции родителей были проведены индивидуальные беседы.
Выяснилось, что многие из родителей занимались коллекционированием в детстве. А некоторые продолжают это занятие и сейчас. Многие семьи положительно относятся к коллекционированию, поощряют интерес ребенка к собиранию каких-либо предметов, создают доброжелательную атмосферу, оказывают помощь ребенку (покупают энциклопедии, раскраски, оформляют вместе коробки для коллекций).
Во время создания и дополнения коллекций родители воспитанников были активными участниками. Для пополнения коллекций пуговиц и ткани приносили ткань, пуговицы. Во время проведения проекта родители совместно с детьми готовили сообщения о истории создания бумаги. Родители приняли участие в оформлении выставки своих детей, а также представили семейные коллекции.
Литература:
- Примерная образовательная программа «Радуга».
- Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 2-8 лет: мир природы и мир человека: метод. пособие для воспитателей. М.: просвещение, 2015. 218 с.
- Николаева А.Н., Попова Л.В. Коллекционирование как средство развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста // Концепт. 2022. Т.6. С. 242-245.
- Коллекционирование в детском саду как культурная практика. URL: https://podrastu.ru/doshkolnoe-obuchenie/formy/kolleksionirovanie-v-detskom-sadu.html.
- Особенности коллекционирования в детском возрасте. URL: https://podrastu.ru/deyatelnost/detskoe-kolleksionirovanie.html.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Толковый словарь определяет коллекционирование, как «систематизированное собирание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный и т.п. интерес». Начало нашим коллекциям положила коллекция «Природного материала», благодаря которой в группе появилось множество интересных поделок, композиций, аппликаций. У нас в группе с успехом прошла выставки работ семьи Егоровых с использованием природного материала «Осенний вальс», «Зимние забавы», «Краски лета». Следующую коллекцию предложили собирать дети – «Морская коллекция», подключились родители, друзья, педагоги. Коллекционирование ракушек – один из примеров того, как можно собирать с малышами коллекцию, практически не затрачивая на это средств. Помимо всех положительных моментов любого коллекционирования, такое собирательство имеет дополнительный плюс: оно делает ребёнка более внимательным, вдумчивым наблюдателем, учит его любить и беречь окружающую природу, расширяет кругозор: (Д/игра «Что лишнее». (Классификация по величине). Конструирование по замыслу из ракушек: «На дне». Моделирование из ракушек с использованием материалов других коллекций: «Чудеса, да и только…»). У нас в группе живет коллекция «Пуговичка», особенно поддержали её бабушки, они помогали подбирать материал и оформляли коллекцию дома и в саду вместе с детьми. «Коллекция фантиков» продолжает пользоваться успехом у наших детей. Из конфетных этикеток или шоколадных оберток мы клеили бумажное одеяло, коврики, салфетки, короны, занимались декоративным рисованием. Затем разбили коллекцию по темам, вместе с детьми оформили альбом. Коллекция постоянно растёт, пополняясь все новыми и новыми экспонатами. Коллекция «Мой любимый календарь» также вызвала огромный отклик у детей и родителей, мы систематизировали её, использовали в работе по развитию речи, нравственному, эстетическому воспитанию: Д/игра «Угадай животное», «Кто что ест», «Отгадай по описанию», «Откуда герой». В группе создан «Клуб коллекционеров», с помощью которого коллекции живут и постоянно пополняются. Организованы выставки коллекций для детей нашего детского сада: «В мире насекомых», «На дне», «Мой любимый календарь», «Природная». На основе коллекций были оформлены выставки детских работ: «Зелёная планета», «Чудеса, да и только», «Декоративный коллаж», «Подарки мамам», «Чудо – вазы» (при активном участии родителей). Созданы собственные коллекции дома: «Коллекция марок» (Семья Карауловых), «Коллекция значков» (семья Корсаковых). Собирая коллекцию, ребёнок занимается познавательно-исследовательской деятельностью, у него возникает желание побольше узнать о предметах своей коллекции. Ребенок тренирует память, внимание, интеллект, развивает аккуратность и бережливость. А показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересным экспонатами, малыш учится общению. С уважением, Ирина Евгеньевна.
Следующая > |
Создание семейных коллекций в детском саду
Мы хотели бы поделиться с Вами одной интересной работой с родителями – семейным коллекционированием. Спросите, почему?
Дети, приходя рано утром в детский сад, часто приносят что-то с собой. Это может быть, календарики, разные блокнотики, мелкие игрушки, различные магнитики на холодильник и так далее.
Тем не менее, коллекционирование сейчас является традицией, которую уже немного забыли. Нам стало интересно – а существуют ли традиции коллекционирования в семьях наших воспитанников? Для этого мы решили организовать в группе нашего детского сада «Выставку семейных коллекций».
На просьбу принести имеющиеся дома коллекции, родители с детьми с удовольствием предоставили свои семейные коллекции, рассказывая о значимости экспонатов, интересных историях их возникновения. Но что же дает создание таких коллекций в детском саду?
Для начала, скажем, что ребенок, когда занимается поисково-исследовательской работой, желает больше получить интересной информации о предмете из коллекции. Тем самым он развивает свои психические процессы (внимание, память, интеллект), а так же воспитывает в себе аккуратное, бережное отношение к найденным предметам.
Далее, когда коллекция уже собрана, малыш непременно желает показать ее своим друзьям, тем самым развивает социально-коммуникативные навыки, учится договариваться, делится и обменивается своими необычными экспонатами. Ребенок может играть с коллекцией постоянно: подбирать экспонаты по форме, цвету, размеру, — лучше использовать для этого карточки-помощники с элементами ТРИЗ. В этом случае у ребенка складывается полная картина о найденном предмете, и малыш, проговаривая все признаки предмета, не только развивает мыслительные процессы, но и самое главное – развивает речь. Например, Катя П., найдя в своей коллекции игрушек от Киндер-сюрприза рыжего кота рассказала, что по форме его туловище овальное, голова круглая, по цвету кот светло-коричневый с темными полосками, поверхность – гладкая, размер – меньше, чем самолет, но больше, чем маленькая игрушка-лягушка. И так дети могут описывать предметы по 18 признакам.
Мы считаем, что приобщать детей к коллекционированию, тем более к семейному, нужно с раннего возраста, чтобы привить детям важность значения семьи и тепло семейного уюта.
Хочется отметить, что семейное коллекционирование так же способствует развитию внимания, памяти, гибкости нестандартности мышления, умения наблюдать, сравнивать и анализировать, способности комбинировать, обобщать и видеть главное. В наших семейных коллекциях Вы можете увидеть коллекцию почтовых марок, ее принес папа Саши К. Он признался, что начал собирать и обмениваться почтовыми марками еще в своей юности. Ему очень понравилось это занятие и он решил приобщить к этому увлекательному делу своего сына. Было большой неожиданностью, когда не только семьи воспитанников приняли участие в нашей выставке, но и сами педагоги группы с удовольствием предоставили свои коллекции. Это коллекции шахмат: магнитные и шахматы Гарри Поттера, коллекция «Тело человека», морских раковин, магнитов на холодильник с фотографиями различных городов и стран мира, коллекция декупажных салфеток, открыток и календариков. Сами дети захотели стать экскурсоводами нашей выставки, поэтому, когда в нашу группу заходят гости – педагоги и дети с других групп, то ребята сами проводят экскурсию по имеющимся коллекциям, рассказывая историю их создания.
Таким образом, семейные традиции, которые человек усваивает в детстве, могут сопровождать человека в течение всей его жизни, оставаясь неизменными, тем самым развивая человека по всем качествам и добродетелям.
Автор: Ефимова Елена Владимировна, воспитатель второй квалификационной категории Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 59» второй категории г.Миасса, Челябинской области, Россия.
Авторская редакция.
«Наша коллекция» НОД с детьми старшей группы
Автор — составитель:
Поливьянова Людмила Геннадьевна,
воспитатель высшей квалификационной категории
МАДОУ детский сад № 42 города Тюмени
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Наша коллекция»
ЦЕЛЬ: Развивать коммуникативные качества детей через познавательно-исследовательскую деятельность.
ЗАДАЧИ: Формировать умение обследовать предметы по размеру, цвету, на ощупь. Закреплять умение получать информацию о новом объекте в процессе исследования. Расширять представление о свойствах камня. Дать представление детям о том, как люди используют камни в своей жизни; познакомить с природными полудрагоценными камнями.
МАТЕРИАЛ: камни разной формы, цвета, на ощупь. Подносы с кусочками пластилина; с кусочками сахара; палочки; по 2 стакана прозрачных; вода; шкатулка с украшениями,
недорисованные картины разного сюжета.
Деятельность с детьми:
Воспитатель: Ребята, я сегодня утром вспомнила о нашей находке, что же мы обнаружили на прогулочном участке?
Дети: Мы нашли необычный камень.
Воспитатель: Что же мы решили делать дальше? Высказывания и версии детей: Собирать коллекцию камней, принести в группу, сделать поделку, раскрасить.
Воспитатель: Вы такие молодцы, столько камней принесли, я даже не ожидала. Давайте вспомним, где вы обнаружили свои находки? Высказывания и версии детей: по дороге в детский сад, на даче, привезли с моря.
Воспитатель: Вы сами нашли или вам кто-то помогал? Высказывания и версии детей: мы искали всей семьей, мне помогала сестра, я сам заметил. Многие люди проходят мимо и ничего не видят вокруг себя, а вы такие молодцы, значит, что можно о вас сказать, какие вы? Высказывания детей: наблюдательные, любознательные… Хотите посмотреть, какую коллекцию камней вы собрали?
Воспитатель: Приглашаю вас в нашу исследовательскую лабораторию. (Дети подходят к столу, на нем разложены разные камни по происхождению, по цвету, форме, по фактуре).
Воспитатель: Сколько много камней, что можно о них сказать? Какие камушки по размеру, по цвету, на ощупь? На что они похожи?
Высказывания и версии детей: они разные по цвету ,большие и маленькие ,гладкие и шероховатые.… А теперь давайте сделаем вывод: камни бывают большие и маленькие; гладкие, шероховатые; темные, светлые.
Воспитатель: Для следующего опыта возьмите в одну руку кусочек пластилина, а в другую камень, сожмите обе ладошки и разожмите, что произошло с пластилином? А с камнем? Какой вывод можно сделать?
Высказывания детей: пластилин изменил форму, а камень остался прежним, потому что камень твердый, а пластилин мягкий.
Высказывания детей: Исследователи, как вы думаете, если камень положить в воду что с ним произойдет? Нам нужны доказательства, что для этого нужно сделать? Проведем опыт: опустите в стакан с водой камень. Действительно камень утонул. Как вы думаете, почему? Вывод какой?
Высказывания детей: камень тяжелый, поэтому тонет.
Воспитатель: Вы хотите узнать, растворяется в воде камень или нет? Предлагаю провести опыт: перед вами два стакана с водой; в один стакан мы опустим кусочек сахара, а в другой камень, перемешаем и смотрим результат. Что произошло? Какой вывод? Высказывания детей: сахар растворился, а камень нет, потому что он очень твердый.
Воспитатель: А скажите мне, юные исследователи камни могут звучать? Проверим? Положите камень на стол и послушайте, что вы слышите? А если мы ударим камень о камень, слышны звуки? Вывод какой? Высказывания детей: Камни могут звучать, когда они двигаются.
Воспитатель: Ребята, что нового вы узнали о камне? Ярослав, что интересного, что ты расскажешь Татьяне Викторовне своим друзьям, какими впечатлениями поделишься?
Если камни такие прочные, твердые, где люди их используют? Высказывания и версии детей: в строительстве зданий, мостов, памятников. А еще, ребята, люди делают из камней украшения. Эти камни называются драгоценными и полудрагоценными (Показ из шкатулки украшения с полудрагоценными камнями, дети трогают, рассматривают). А мы с вами как можем использовать камушки? (поиграть, разрисовать). Например, игра «Угадай, в какой руке?»
Воспитатель: Посмотрите, ребята, у меня есть несколько картин, но в каждой картине чего-то не хватает. Как мы можем исправить ситуацию? Высказывания и версии детей: дорисовать красками, карандашами, выложить сюжет камнями разного цвета и величины.
Интересная идея, мы используем камни для создания необычных картин.
Продуктивная деятельность детей. Дети делятся на команды, выбирают на выбор картину и коллективно завершают, украшая композицию камнями.
Воспитатель: Молодцы, все очень красиво получилось у всех команд, я предлагаю продолжить собирать нашу коллекцию, выбирать для этого особенно интересные камни.
Список литературы:
- Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Веракса 2015г. Н.А.Рыжова “Я и природа”, Москва 1996 г.
- Н.А.Рыжова “Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика”, Москва 1999 г.
- Т.М.Бондаренко “Экологические занятия с детьми 6–7 лет”, Воронеж 2002 г.
- Т.Н.Зенина “Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами” (подготовительная группа), Москва 2008 г.
- А.И.Иванова “Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду”, Москва 2007 г.
Интернет-ресурсы:
https://открытыйурок.рф/статьи/602705/
https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-my-yunye-isledovateli-dlja-detei-podgotovitelnoi-grupy.html
https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-otkrytogo-nod-po-yeksperimentirovaniyu-v-starshei-grupe-klub-yunyh-isledovatelei.html
https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-organizovanoi-obrazovatelnoi-dejatelnosti-s-yelementami-yeksperimentirovanija-my-isledovateli.html
«Свидетельство о публикации в СМИ»: Серия А № 0004357
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал: — Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры; — Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. 2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области 3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ. 4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf
Поделиться