Развитие сюжетно — ролевой игры дошкольника на разных возрастных этапах


Уровни сюжетно-ролевой игры: от 3 до 7 лет

Основным показателем развития игры считается ее последовательность: начало процесса, кульминация и логическое завершение. Наблюдение за детьми во время занятий помогает взрослым заметить поведенческое отклонение в раннем возрасте и приложить усилия, чтобы его устранить. Детские психологи находят взаимосвязь между возрастом ребенка, уровнем его развития и сложностью игровой деятельности:

  • 3-4 года. В основном малыши играют со взрослыми, помощь которых на данном этапе довольно значительна. Родители придумывают сюжет, удерживают воображаемую ситуацию, направляют ребят и осуществляют руководство. Нередко детки пытаются играть самостоятельно, но такие занятия, как правило, кратковременны и ограничиваются парой действий: помыть посуду, уложить куклу спать, накормить медвежонка. Дальше сюжет не разворачивается — никто не ест, не хвалит за чистые тарелки и не просыпается. На данном этапе игра должна научить детвору действовать согласно сценарию, развивать фантазию и обогащать словарный запас.
  • 4-5 лет. С этого возраста ребята начинают осваивать простые сюжетные направления, в которых примеряют на себя различные образы: мамы, сестры или врача из детской поликлиники. Они активно взаимодействуют с игрушками, разговаривая за себя и за них. В этом возрасте ребятишки уже могут объединяться в группы (2-3 человека) для совместных занятий. Компания помогает 4-5 летним игрокам развивать коммуникативные способности, учит вести диалог, самостоятельно распределять обязанности и подбирать игрушки.
  • 5-6 лет. Основным направлением игры становятся отношения между людьми, роли которых дети распределяют между собой. Игрушки подбираются под придуманный сценарий. Бытовая тема дополняется трудовой деятельностью и яркими событиями в жизни. Нужно соответствовать характеру и действиям порученной роли. Играя, ребенок развивает умения определять правила и менять сюжет, активизирует диалогическую речь, обогащает свой социальный опыт (узнает правила поведения на дороге, в транспорте, кафе, магазине и т.д.)
  • 6-7 лет. На данном этапе дети действуют осмысленно, осознавая свои отношения с партнерами. Проигрывая сцены, они ревностно следят за соблюдением друзьями общепринятых правил: «Папы так не поступают», «Обед не начинают со второго блюда», «Девочки себя так не ведут» — подобные фразы часто звучат в компании детей старшего дошкольного возраста. На первый план выходят творческие сюжетно-ролевые забавы с захватывающими сюжетами, содержанием, новыми героями, сказочным миром. Детвора сама готовит декорации и атрибуты, подбирает игрушки, добавляет в сценки элементы танца, пения.

Игра — ведущий вид деятельности дошкольника и занимает важное место в его жизни. Малыши переносятся из повседневной рутины в воображаемую ситуацию, примеряют на себя интересные роли, используют образы и фантазию для действия в игровом пространстве. Взрослые же в это время получают в руки мощный инструмент влияния на будущие наклонности ребенка, его поступки и характер. О пользе деревянных игрушек можно прочитатья в статье — «Деревянные развивающие игрушки: особенности и польза для детей».

Учимся, играя…

Отвлекусь немного. Я недавно вычитала мысль, что посредством сюжетных забав детки незаметно для себя изучают даже законы физики, химии, математики, истории, биологии. Кроме того, дошкольники постигают тонкости психологии, этики, культуры.

Звучит неправдоподобно, но это на самом деле правда. Просто мы в игре не формулируем формулы и правила, не акцентируем внимание на научных фактах, не заставляем детей конспектировать полученные знания.

Разве постройка здания из кубиков и стремление достичь устойчивости конструкции – это не физика? Или вот мы делим тортик на всех кукол поровну – чем не математика?

Не стоит смеяться и считать меня наивной идеалисткой. Я оперирую научными данными, почитайте соответственную литературу и убедитесь в этом. Игра – это самое важное, что нужно ребенку помимо пищи, одежды, заботы родителей.

Но не стоит забегать вперед и предлагать двухлетнему ребеночку забавляться в космонавта, например. Пусть все идет своим чередом, от нас требуется одно – подавать идеи, во что можно интересно поиграть.

Задачи простейших сюжетно-ролевых детских игр в младшей группе должны соответствовать уровню освоения малышами особенностей социализирующих забав. У нас, у воспитателей, есть помощники – методическая литература, диски и полученные в вузах знания, которые помогают не ошибиться в планировании воспитательной и образовательной деятельности.

На фото это малая часть из того, что чем я пользуюсь при своей воспитательной работе, мне очень нравятся диски, конспекты занятий в некоторых из них можно распечатать или само занятие изменить по своему добавляя свои мысли в конспект, после чего сохраняется это занятие на этом же диске. Опять я убежала от темы)))

Родителям, которые воспитывают деток дома или хотят дополнительно заниматься с ребенком, не полагаясь на детский сад, советую найти специальные пособия об игре. Помните, что нужно учитывать возраст ребенка, выбирая новый сюжет для ролевой забавы.

Если от деток до 3-х лет требуется лишь умение включиться в процесс, задействовать предметы, игрушки, попытаться построить сюжет, то от старших дошкольников мы ждем полноценной жизненной сценки с диалогами, ролями, правилами, воображаемыми и реальными действиями.

Задачи классической сюжетно-ролевой социализирующей игры в средней дошкольной группе, соответственно, более сложные, но не настолько, как в подготовительной группе.

Какие задачи решаются посредством сюжетно-ролевых мероприятий?

  1. Образовательные: знакомим с миром профессий, обучаем простейшим навыкам использования разных инструментов, предметов. Даем представление о коллективном общении, толерантности, учим взаимодействовать, сопереживать, заботиться о других.

  2. Развивающие: стараемся подтолкнуть детей самоорганизовываться для совместной игры, вместе придумывать правила, продумывать ход, роли. Способствуем полноценному ролевому взаимодействию, усвоению новых ролевых отношений.

  3. Воспитательные: прививаем положительные качества, воспитываем навыки самостоятельного и справедливого решения конфликтов, споров, развиваем привычки помогать другим, радоваться успехам, переживать чужие неудачи. Пытаемся наладить дружеские отношения в коллективе.

Каких результатов мы ожидаем, решая задачи разных сюжетных творческих игр, например, в старшей группе?

  • Мы надеемся, что ребята смогут применять отработанные навыки в настоящих жизненных ситуациях.
  • Смогут адекватно оценить действия товарищей и свое поведение во время сюжетной забавы.
  • Разовьют в себе уверенность, инициативность, расширят творческие интересы, полюбят общение с одногодками.
  • Наладят отношения с одногруппниками, повысят свою позицию в коллективе.
  • Найдут «золотую середину» в коммуницировании во время совместных занятий, разовьют в себе положительные качества.

Итак, я попыталась рассказать, какие, собственно, задачи детской сюжетной игры мне известны как педагогу. Как вы считаете, получилось у меня? Возможно, существует дополнительная информация, которую я не раскрыла. Прошу вас, поделитесь мыслями и опытом.

Если материалы вам понравились, подписывайтесь на новые статьи, а также делитесь ссылками с коллегами в соцсетях.

С уважением, Татьяна Сухих

До нового свидания!

Кстати, рекомендую прочитать:

Рекомендации для родителей

Маленькому «режиссеру-постановщику» трудно на первых этапах придумать интересный сюжет. Он еще недостаточно освоил мир, в котором живут взрослые люди. В этот период необходимо помочь малышу, показать, как и во что можно играть. От фантазии родителей будет зависеть разнообразие сюжетов, их продолжительность и эмоциональная насыщенность. При организации развлечений взрослым нужно соблюдать несколько правил:

  1. Не принуждать. Если у дитя нет настроения или он просто планировал сложить картинку из пазлов, не стоит разворачивать строительство космического корабля. Прежде нужно спросить, хочет ли малыш этим заниматься и только получив согласие приступать к активным действиям. При первых признаках потери интереса лучше прекратить занятие.
  2. Не загонять в жесткие рамки. Пусть малыш проявляет фантазию и вносит свою лепту в развитие сюжета.
  3. Создавать дружелюбную атмосферу. Отставить строгие интонации, раздражение и авторитарные замашки, они здесь совершенно не нужны. Играйте на равных, а лучше возьмите на себя второстепенные образы: больного в поликлинике, растрепанной модели в парикмахерской; неумелого участника дорожного движения. Направляйте действия своего чада потихоньку, исподволь, чтобы он этого не почувствовал.

Сюжетно-ролевые занятия не только развлекают, но и являются элементом образовательного процесса, позволяющего понять законы, по которым живут люди. Кроме того, они прививают подрастающему поколению коммуникативные навыки, помогают стать самостоятельными личностями, готовыми преодолеть любые жизненные невзгоды. Больше интересной информации про игрушки и развитие детей можно прочитать в нашем блоге.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]