Песочная терапия для детей: обучающие и творческие игры

Песочная терапия для детей вносит существенный вклад в развитие познавательных и творческих способностей, речи, мелкой моторики и тактильной чувствительности. Песок помогает ребенку избавиться от негативных эмоций, расслабиться и снять стресс. Совместная игра и творчество с родителями благотворно влияют на отношения в семье.

Преимущества занятия

Песок как художественный материал имеет несколько преимуществ. И главное – расслабляющее, терапевтическое действие. Ребенок избавляется от последствий стресса, к нему возвращается эмоциональная стабильность. Рисование песком применяют для лечения у детей нарушений сна, невротических расстройств, тревожности. Для здоровых малышей художества песком тоже полезны, они позволяют успокоиться после неудач, избавиться от низкой самооценки и фобии стать неудачником. Ребенок видит, что неудачный рисунок в любой момент можно исправить.

Вторая польза рисования песком для детей – развивающее действие. Техника улучшает моторику пальцев рук, сенсорное восприятие и творческое мышление. В рисовании обычно задействованы обе руки, что положительно влияет на развитие и правого, и левого полушарий мозга. У школьников возня с песком улучшает навыки письма. Полезно применять методику с детьми, которым учеба в тягость. В этом случае рисование песком становится хорошим дополнением к домашнему заданию, позволяет через художество закрепить школьные знания.

Третья польза рисования на песке – раскрытие художественного потенциала, проявление фантазии. У методики нет ограничений и строгих правил. Можно рисовать руками и разными приспособлениями. Сыпучая текстура материала позволяет создавать изображения любой сложности и степени детализации. Рисование песком доступно и для малышей ясельного возраста, и для дошкольников средней группы, и для школьников.

Мастер-класс «Песочные фантазии»

Мастер-класс

«Песочные ФАНТАЗИИ»

Автор-составитель:

Платонова Е. А., педагог дополнительного образования

ЦВР «Эврика» — филиала ГБОУ СОШ им. Н. С. Доровского с. Подбельск

Цель:

  • познакомить с техникой песочной анимации;
  • формировать интерес к работе за песочным столом
  • показать возможность в дальнейшем создавать мультипликационные ролики в технике песочной анимации.

Задачи:

  • познакомить детей с нетрадиционным направлением изобразительного искусства и технического творчества – рисование песком;
  • поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала;
  • развивать саморегуляцию эмоциональных реакций;
  • совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную деятельность детей;

Участники:

учащиеся 3-9 классов.

Материалы и инструменты:

стол для рисования, песок, экран, проектор, фотоаппарат, USB – кабель.

Наглядные пособия:

слайд-презентация, фильм «
«Сотворение мира»
.

Песочная анимация или рисование песком — очень увлекательный и расслабляющий процесс, который позволяет развить фантазию, раскрыть свой внутренний мир ребенка. Песок — материал, который притягивает к себе. Его сыпучесть привлекает и детей, и взрослых. Детям очень полезно «общаться» с песком и любыми сыпучими материалами.

Игра с песком это не только развлечение для ребенка, это развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, речи, образного и пространственного мышления, творческого потенциала ребенка. Своим прикосновением песок может оказывать положительное воздействие на психику. Причем это касается не только детей. Даже взрослые в задумчивости подолгу могут пересыпать песок из руки в руку. Такие манипуляции с песком способны оказывать успокоительное действие на психологическое состояние человека и его эмоциональные ощущения. Специалисты парапсихологи утверждают, что песок забирает негативную психическую энергию, а осязание пeскa стабилизирует эмоциональное состояние.

Песочная анимация отличается от классического рисования. Чтобы начать рисовать на песке, необязательно владеть какими-то особыми умениями или образованием. Рисование песком доступно и полезно всем детям. В отличие от обычного рисования, песочная анимация предполагает работу одновременно обеими руками. Это способствует развитию взаимосвязи между полушариями головного мозга. Овладев основами песочной анимации, дети начинают сами придумывать и оживлять сказочные сюжеты.

Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

Конспект мастер-класса

Организационный этап

Приветствие.

Добрый день, уважаемые гости и коллеги!

Я, Платонова Елена Александровна, педагог дополнительного образования Центра внешкольной работы.

Представляю вашему вниманию мастер-класс «Песочные фантазии».

  1. Введение в тему

Из истории.

Рисование песком, песочная анимация, песочная фантазия, сыпучая анимация или техника порошка — это стиль изобразительного искусства, а также технология создания анимационных фильмов. Лёгкий порошок , обычно очищенный и просеянный песок тонкими слоями наносится на стекло, можно также использовать любой другой сыпучий продукт соль, манная крупа, молотый кофе. Далее с помощью диапроектора, получающееся изображение можно передавать на экран.

Зародившись на Западе новое, уникальное направление в искусстве (Sand Art (сэндарт) песочная мультипликация пришла в Россию несколько лет назад. Изобретателем стиля является канадский режиссёр-мультипликатор Кэролайн Лиф. Первый фильм, созданный

Кэролайн — «Песок, или Петя и серый волк» был сделан в технике порошка, которая тогда была совершенно незнакома.

Черный порошок рассыпался по стеклу, и Кэролайн Лиф при помощи пальцев собирала этот порошок в определенные фигуры, образы. Передвигая его, она рассказала историю про Петю и волка на музыку Прокофьева.

Часто песочная анимация выполняется «вживую», когда художник сменяет картины из песка прямо перед публикой.

В конце ХХ в. широко известными становится творчество венгра Ференца Цако. Он в совершенстве освоил песочную технику канадки Лиф, а его первый успех приходится на 1982 год. В 1999 г. ему присваивают звание народного артиста Венгрии. Наиболее известными выступлениями Цако становятся анимации на торжественной церемонии вручения премии «Оскар». Снятая в виде фильма анимация художника получает главные призы на кинофестивалях в Каннах (1987), Сан-Франциско (1991), Берлине (1994), Барселоне (1998) и др. И сегодня мы посмотрим его фильм «Сотворение мира».

  1. Основной этап

2.1.Просмотр фильма
CakóFerenc«Сотворение мира»
2.2 Поэтапная работа и способы рисования.

Ребята, мы посмотрели работу профессионала на сцене, а мы с вами начнем знакомиться с основными приемами рисования песком.

Работа над рисунком начинается с фона. Возможны два варианта фона, то есть мы можем рисовать или темным по светлому, или светлым по темному. (Показываю на примерах). Набираем песок в кулаки и рассыпаем его равномерным слоем по стеклу. Для рисования на светлом фоне наберите немного песка в руку и, выпуская его тоненькой струйкой из зажатого кулачка, изображайте границы образов.

Рисунок всегда можно подкорректировать. Не нужно бояться сделать ошибку. В этом и заключается одна из прелестей рисования песком – все поправимо.

Технические элементы рисования:

  • Кулаком.
  • Ладонью.
  • Ребром большого пальца.
  • Щепотью
  • Мизинцами.
  • Одновременное использование нескольких пальцев.
  • Симметрично двумя руками.
  • Отсечение лишнего.
  • Насыпание из кулачка.

Каждый прием разбираем на световом столе.

Освоив основную технику рисования на песке, детям самим предлагается познакомиться с песком, создавать образы по прочитанной сказке, стихотворению и т.д.- то ,что больше всего запомнилось детям или впечатлило ребенка. Необходимо обеспечить свободный подход к столику с песком, где они смогут самостоятельно зарисовывать отдельные предметы или образы собственного сочинения. Некоторые дети могут писать цифры, буквы или слова и т.д., то есть то что им хочется в данный момент.

Самое удивительное в песочной анимации — трансформации. Очень важно что б одно изображение перетекало в другое ( используем пятна линии и додумываем). Очень похоже на детскую игру. Когда рисуется загогулина, а в следующем рисунке она превращается уже в нечто. Придумать трансформации несложно, сложно удержать сюжетную линию. Чтоб все трансформации были частью одной истории.

Рисунок № 1

Начинаем работу, посыпая песок веерообразно и рассеивая его. Нарисуйте на песке кружок и от него проведите много лучиков. Обязательно дорисуйте глазки и улыбку. Получится весёлое солнышко.

В центре рисуем прямоугольную крышу дома. Посыпая песок, на крыше строим трубу, пальцами круговыми движениями прорисовываем дым. Стены дома засыпаем песком, в центре квадратное окно, от дома рисуем дорогу, деревья. Около дома на первом плане — силуэты детей.

Рисунок № 2

Первый рисунок припорошим песком. Затем, наверху рисуем месяц, звезды, ниже невысокие елки.

Сбоку на песке проводим вертикальную прямую. А вправо и влево от неё – маленькие веточки, иголочки, получается крупная елочная ветка.

Поверх рисунка, слегка припорошив, рисуем новогоднюю игрушку – шар, летящие снежинки. Далее, расположив снежинки особым образом, можно показать ветер, метель и т. д.

Итоги

С помощью особой техники ребята создают на световом столе рисунки песком, которые плавно переходят один в другой. Обращаем внимание детей на выразительность – изображения должны быть эффектными, неожиданными, но в тоже время как будто вырастать друг из друга. Учим детей не убирать со стола предыдущий слой песка и не начинать каждый новый кадр с «чистого листа». Каждый песочный рисунок универсален, поэтому такая анимация передает любые эмоции и настроения ребенка, может выразить любую идею.

Рисование песком – это погружение в сказку, мир фантазий, причудливых образов. Прикасаясь впервые к песку, рассыпанному на подсвеченном стекле, чувствуете его тепло, его текучесть, его движение. Создание картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, расслабляет и вдохновляет одновременно.

Спасибо за внимание!

Здоровьесберегающий эффект рисования песком

  • Стимулируется развитие мышления и речи ребенка
  • Снимается нервное напряжение
  • Помогает избавиться от негативных эмоций
  • Развивается образно – логическое мышление
  • Повышается стрессоустойчивость
  • Развивается воображение
  • Развивается мелкая моторика

Рисование песком — это способ расслабиться. Погружение в приятное текучее состояние спокойного творчества, соприкосновение с природной материей снимает стресс, любое напряжение, страхи.

Этот процесс положительно действуют на скорость развития процессов познания, то есть тренируют внимание, сосредоточенность, воображение и образное мышление. Это необходимо даже взрослым людям, что и говорить о детях. Кроме того, таким образом возможно не только раскрыть творческий потенциал, но и развить навыки коммуникации. Также рисование песком на стекле, как и любая арт-терапия, помогает обрести гармонию с собой, отпустить психологические проблемы, воспитать положительное отношение к миру. Естественно, это полезно и чисто физически, потому как развивает мелкую моторику.

Биоэнергетики утверждают, что столь тесное общение с песком очищает энергетику, стабилизирует эмоциональное состояние, помогает расслабиться и сбросить стресс.

Песочная анимация позволяет окунуться в совершенно другой необычный мир рисунков из песка, создать свое уникальное произведение.

Литература:

  1. Н.В. Дубровская «Рисунки , спрятанные в пальчиках«, «Детство — пресс», 2003.
  2. Мариелла Зейц «Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница», «Москва. Инт » , 2010.
  3. Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по песочной терапии», СПб, «Речь».
  4. u-sovenka.ru Урок рисования №5. Рисование песком – Песочное шоу в домашних условиях!

Материалы для рисования песком

Чтобы учиться рисовать на песке, нужно приобрести перечень материалов и приспособлений. Все они доступные, серьезно раскошелиться не придется. Вот что потребуется юному художнику:

  • стол с бортами и подсвечивающим устройством снизу;
  • песок;
  • антистатик в баллончике;
  • дополнительные приспособления – художественные кисти, палочки, сито, шаблоны;
  • широкая и плоская кисть для выметания песчинок из углов стола.

Антистатик необходим для предотвращения склеивания песчинок, которое неизбежно при многократном использовании кварцевого материала. Спрей положено распылять перед каждым занятием. Подходит обычный антистатик, предотвращающий прилипание одежды из синтетики к телу.

Стол можно купить, сделать самостоятельно. Самодельная конструкция – соединенные в прямоугольную форму борта с дном из матового стекла или пластика толщиной до 5 мм. Снизу необходимо закрепить лампу так, чтобы получился рассеянный свет. Освещение может быть любым: в теплом и холодном диапазоне, даже цветным. Ножки стола не должны шататься, иначе при рисовании не получится вывести аккуратные линии.

Готовый стол – конструкция с бортами и дном в виде подсвечиваемого планшета. Оптимальный формат – 130×70 см, но для ребенка достаточно 70×50 см. Высота бортов должна быть не меньше 6-7 см, но со стороны рисующего только 3 см, иначе будет неудобно рисовать нижние элементы. С правого и левого боков необходимо оставить отступы для песка шириной 10-15 см. Желательно, чтобы эти участки находились в одной плоскости с пространством для рисования, так удобнее применять многие техники. Но в некоторых готовых столах с обеих сторон предусмотрены лотковые выемки.

Песок подойдет любой. В зоомагазине можно купить аквариумный, а в супермаркете в детском отделе – специальный для творчества. Можно обратиться в студию детского и взрослого творчества, где практикуют песочную анимацию, если такое заведение есть в населенном пункте. Там наверняка не откажутся продать небольшое количество песка. Фракция материала тоже может быть любой. Желательно обзавестись разной, так как мелким песком удобно создавать тона и полутона, а крупным – большие детали изображения.

Если поблизости от дома есть река, можно накопать песка на берегу. Только придется профильтровать его через мелкоячеистое сито, затем промыть. Процедура промывания выглядит так:

  1. Всыпьте в ведро 4-5 кг песка. Это стандартное количество для рисования.
  2. Залейте водой до края ведра.
  3. Аккуратно размешайте рукой или большой ложкой.
  4. Когда пылевые и грязевые частицы поднимутся на поверхность, а более тяжелые песчинки осядут на дно, осторожно слейте воду.
  5. Повторяйте процедуру, пока сливаемая вода не станет кристально чистой.
  6. Очищенный материал просушите на балконе, если стоит солнечная погода, или на батарее, или в духовом шкафу.

Заменить песок можно манкой, солью мелкого помола, а для создания более темных и контрастных элементов изображения – молотым кофе.

Сыпучий материал положено обновлять раз в 3 месяца, а если ребенок рисует каждый день, то раз в 1,5 месяца. Если этого не делать, песок станет менее податливым, поскольку при постоянном трении песчинки разрушаются, структура материала размягчается.

Кому подойдет песочная терапия?

Использование этого метода может быть полезно каждому ребенку, даже в том случае, когда у него нет личностных нарушений, как метод развития навыков и способностей. Но существую случаи, когда применение песочной анимации у дошкольников особенно рекомендовано:

• При наличии страхов, сильной тревожности;

• При задержке психического развития;

• При диагностированном неврозе, нервных тиках;

• При низкой самооценке;

• При вспышках агрессивного поведения;

• При трудностях в отношениях с окружающими (родителями, педагогами, сверстниками);

• При депрессивных состояниях, апатии, замкнутости, суицидальных мыслях;

• При логопедических нарушениях;

• В случае перенесенного насилия или психологической травмы.

У ребенка дошкольного возраста часто возникают затруднения с формулировкой своих переживаний. Терапия песочной анимацией поможет ему преодолеть этот барьер, в игровой форме справиться с негативными состояниями.

Техника рисования песком

В технике создания песчаных рисунков нет сложности, но при обучении ребенка придется быть терпеливым. Основной инструмент – руки художника, но возможно применение вспомогательных приспособлений.

Прежде чем ребенок приступит к рисованию, познакомьте его с художественным материалом. Предложите погрузить руки в песок, пересыпать его из одной ладони в другую, рассказать о своих ощущениях. После знакомства с материалом можно приступать к обучению методам рисования.

Высыпание из кулака

Это первый метод рисования песком своими руками, который должен освоить дошкольник. Попросите набрать материал в ладонь, сжать ее в кулак, повернуть по вертикальной оси, чтобы песчинки посыпались вниз. Объясните ребенку, что количество высыпающегося песка регулируется сжатием и расслаблением мышц кулака. Если высыпается больше песчинок, «холмик» получается плотнее и темнее. Так создаются изображения с плавным переходом от света к тени.

Линии разного размера

Далее дошкольники осваивают рисование линий разной толщины, длины, извилистости. Научите ребенка рисовать пунктиры, завитки, волны. Это лучший метод привыкания к оригинальной технике рисования для дошкольника младшей группы.

Для создания тонкой прямой или изогнутой линии нужно насыпать из кулака полосу песка, затем сложить два пальца – большой и указательный, провести ими по полоске. Получится линия одинаковой толщины на всем протяжении. Объясните ребенку, что нельзя сильно напрягать пальцы, иначе изображение может получиться неровным. Если же требуется более толстая линия, пальцы нужно соединить наискосок.

Рисование разными частями руки

При рисовании на песке применяют разные части руки. По материалу водят одним или несколькими пальцами, сдвигают и раздвигают их. Крупные элементы и толстые линии изображают кулаком и идущим от мизинца ребром ладони. Для создания множества мелких деталей тыкают по песку кончиками пальцев, тонкие линии проводят ногтями.

Рисование по темному и светлому

Когда вышеописанные методы рисования освоены, можно приступать к выбору композиционной основы. Рисовать можно «по темному»: засыпать фон песком, чтобы делать на нем светлые линии. Либо «по светлому», то есть создавать темное песчаное изображение на пустом фоне. Обычно профессиональные художники комбинируют эти методы. Ребенку на начальном этапе достаточно освоить их по отдельности.

Рисование с использованием вспомогательных приспособлений

Чтобы рисование на песке в детском саду было увлекательнее, пусть дети используют не только свои пальцы и ладони, но и дополнительные приспособления. Чем можно рисовать:

  1. Художественные кисти разной жесткости. Ими удобно изображать волосы, шерсть.
  2. Зубочистки, палочки хаси для суши, кулинарные шпажки. Оптимальны для создания тонких и изящных линий, причудливых узоров, детальной прорисовки. Желательно использовать деревянные изделия, они не поцарапают пластиковое дно рисовального стола.
  3. Расческа, небольшие грабли. С их помощью получаются аккуратные волны.
  4. Цветная бумага. Ее кладут на стол, поверх сыплют песок. Незакрытые участки рисунка получаются разноцветными. Метод применим для создания флористических мотивов, абстрактных узоров.
  5. Воронка. Насыпать через нее песок, создавать горки, дорожки, узоры – увлекательное занятие.
  6. Мелкоячеистое сито. С его помощью покрывают стол тонким песчаным слоем, который может стать фоновой основой для рисунка.
  7. Трафареты. Можно использовать готовые. Или вырезать их для занятия из пластиковых крышек, картона. Или приспособить для этого разные плоские предметы. Нужно положить их на чистую поверхность стола, присыпать песком, а затем аккуратно убрать.
  8. Маятник. Прикрепите к нитке грузик округлой формы, дайте ребенку. Пусть раскачивает маятник над песчаной поверхностью, создавая узоры разной глубины. Это замечательный метод закрепления навыка правильного нажима и скорости движений при создании рисунка.
  9. Цилиндр с узорами. Можно использовать туалетную втулку. Нанесите на нее узоры толстым слоем клея. Дождитесь высыхания, затем дайте ребенку. Пусть катает цилиндр по песку, создавая узорчатые дорожки.

Этапы песочной терапии:

1. Работа с песком. На первом этапе работы происходит знакомство ребенка с песком и имеющимися фигурками и статуэтками. Для психолога особенно важно наблюдать за действиями ребенка, обращая внимание на его поведение, действия.

2. Обсуждение. После окончания игры проводится совместное обсуждение хода игры. Для специалиста важно узнать индивидуальное объяснение каждого игрового персонажа. Психолог может интерпретировать значение фигурок и влияние их на жизненные проблемы пациента. В ходе этого этапа психолог должен помочь выявить проблемную ситуацию и подтолкнуть к её решению.

3. Повторная терапия. Выявив поверхностные проблемы клиента необходимо продолжать систематическую работу, позволяющую изучить глубинные переживания. Над проблемой необходимо работать комплексно, взглянув с разных сторон на причины возникновения и пути решения.

Упражнения

Приводим несколько популярных упражнений для рисования песком на световых столах для детей:

  1. Буквы. Занятие полезно для дошкольников старшей группы и младших школьников, которые учатся писать. Рассыпьте по столу песок плотным слоем. Пусть ребенок учится красиво выводить буквы, развивает моторику пальцев.
  2. Водный пейзаж. Для его создания пройдитесь растопыренными пальцами по песчаной поверхности, изображая волны. В верхней части композиции сделайте тонкие штрихи ногтем – это будет дальняя рябь. Ребром ладони проведите горизонт, уберите излишки в верхней части – это небо над водоемом.
  3. Облака. Наберите песок в кулак. Высыпайте его тонкой струйкой, совершая круговые неразмашистые движения.
  4. Лист клена. Насыпьте линии, формирующие контур и прожилки листа. Сделайте контур резче, проведя пальцем по внешнему краю линии, сдвигая песок внутрь. Ногтем пройдитесь по прожилкам. Очертите границу черешка.
  5. Солнце. Наберите песок в кулак, поднимите на 20-30 см над поверхностью стола. Равномерно высыпайте, стараясь не сдвигать руку. Песчинки, падая с высоты, отскакивают от пластиковой поверхности, формируют кольцо, а середина остается пустой. И ее диаметр тем шире, чем выше поднята рука.
  6. Горный пейзаж. Быстрыми зигзагообразными движениями рассыпайте песок в горизонтальном направлении. Ребром мизинца пройдитесь по верхней части, убрав лишнее, чтобы получился рельеф.

Сеанс песочной терапии.

В дошкольном возрасте этот метод широко применяется логопедами и психологами, учитывая конечную цель и особенности личности ребенка, специалист определяет цели занятий и упражнения необходимые для её достижения. Занятия могут проводиться как для группы, так и отдельно для каждого дошкольника.

Многие специалисты отмечают положительный эффект уже после первого сеанса. Дети могут открыться и установить тесный контакт с психологом, который интерпретируя происходящее, может раскрыть их глубинные переживания. Очень часто это не осознаваемые переживания, которые не удавалось распознать до этого. Основная цель психологического воздействия заключается в том, чтобы осознать и проработать свои проблемы, найти пути решения и выход из ситуации.

Песочная анимация для детей дошкольного возраста

Высшее мастерство – съемка песочной анимации, при которой художник безотрывно создает плавно перетекающие друг в друга изображения. Причем делает это, совершая минимально возможное количество движений. Это сложное искусство, требующее от мастера быстроты действий и безупречных художественных навыков.

Настоящая анимация вряд ли по силам дошкольнику, но нечто простое, например, дерево, голое зимой и расцветающее летом, он вполне изобразит, потренировавшись в течение 3-4 занятий.

Представляем мастер-класс рисования песком для детей:

  1. Равномерно рассыпьте материал.
  2. Приложите подушечку пальца к песчаной поверхности, ведите вверх. Утончайте линию, постепенно поднимая подушечку. Получится ствол дерева.
  3. Мизинцем изобразите ветки. Делайте их искривленными, а не прямыми, чтобы они выглядели естественно. Получится дерево зимой.
  4. Теперь сделайте лето. Насыпьте песок широким слоем на концы веток – это крона. Также сыпаните горизонтально под деревом – это трава.
  5. Хаотично тыкая пальцами по кроне, вдавливая на разную глубину, сделайте листья. Проведя вертикально ногтем под деревом, изобразите травинки.
  6. Откорректируйте контур древесной кроны, удалите излишки песка.
  7. Анимацию можно продолжить, сделав осень. Для этого поставьте пальцами несколько пятен под деревом – это будут опавшие листья.

Таким методом можно снять в детском саду фильм, например, на экологическую тему. Нужно только закрепить над столом видеокамеру, чтобы она снимала процесс рисования.

История появления песочной терапии

СОДЕРЖАНИЕ:

Еще в 20 – е годы 19 века аналитиком Дорой Кальф были выявлены исцеляющие свойства песка. Терапия с использованием песка основана на символическом проявлении бессознательного и часто становится источником развития и внутреннего роста личности. Автор связывала содержание песочных картин с душевным состоянием человека. Были сделаны выводы о том, что при помощи песочницы ребенок создает свою модель окружающего мира, перенося в него собственные тревоги и беспокойства.

Своё развитие песочная терапия получила в работах Маргарет Ловенфельд, использовавшей эту технологию в работе с детьми, имеющими психологические проблемы. Она разработала авторскую методику, называющуюся «техника построения мира», включающую принципы работы и упражнения в работе с детьми разных возрастных групп. На этом этапе песочная терапия выделяется в отдельный вид арт – терапии, может использоваться в детском психоанализе, когнитивно – поведенческом направлении, гаштальт – терапии и семейной психотерапии.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]