Выдержки с одного из родительских форумов:
«У кого-то есть эти блоки? Нравятся детям или максимум для чего используют — это строят домики? Я вот думаю, заказать такую коробку или не надо? Опять только по все квартире раскидают?»…
*
«По-моему не надо. Эти блоки хорошо в детских садах использовать на занятиях, а так в них мало интересного, геометрические фигурки и только».
Ну что тут скажешь? Раскидать все что угодно можно…
Что такое логические блоки? И зачем они нужны?
Во многих странах мира успешно используется дидактический материал «Логические блоки», разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем для развития логического мышления у детей.
Последнее десятилетие этот материал завоевывает все большее признание у педагогов и родителей нашей страны. Приобрести ЛБД можно в магазине развивающих игр.
Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:
а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
б) четырех цветов (красный, синий, желтый);
в) двух размеров (большой, маленький);
г) двух видов толщины (толстый, тонкий).
Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.
Во многих играх с логическими фигурами используются карточки с символами свойств. Знакомство ребенка с символами свойств важная ступенька в освоении всей знаковой культуры, грамоты математических символов, программирования и т.д. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина) Всего 11 карточек. И 11 карточек с отрицанием свойств, например: Не красный.
В магазинном наборе таких карточек к сожалению нет, но их можно скачать.
Блоки Дьенеша – универсальная развивающая игра. Дети любят играть с блоками! Как показывает опыт российских педагогов в работе с 2 – 10 лет, игры с логическими блоками позволяют:
* Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
* Развивать пространственные представления.
* Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование информации).
* Усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.
* Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
* Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
* Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
* Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
* Развивать речь.
* Успешно овладеть основами математики и информатики.
Несколько слов о Золтане Дьенеше
Золтан Пал Дьенеш с самого детства увлекался математикой, поэтому нет ничего странного в том, что всю свою жизнь он решил посвятить «царице точных наук», а также ее популяризации не только в своей родной Венгрии, но и во всем мире. Уже в 23 года Золтан получил докторскую степень по математике, однако не успокоился на этом и продолжил свое образования. Для того, чтобы понимать, как проходят мыслительные процессы при решении математических задач, он получил дополнительную степень по психологии.
Большую часть своей профессиональной карьеры Дьенеш занимался изучением психо-математики (более 10 лет он возглавлял Центр исследования психо-математики при Шербрукском университете). На основе собственных практических наработок и результатов многочисленных исследований им была разработана уникальная авторская программа по изучению математики, доступная для понимания детям самых разных возрастных категорий.
В основу методики Золтана Дьенеша легли различные логические игры, увлекательные математические задания и развивающие учебные пособия, направленные на стимулирование интереса у детей к занятиям математикой, а также развитие комбинаторики, логического мышления, аналитических способностей, речи, памяти и внимания.
Как играть с ЛБД?
В коробочке с блоками есть небольшое руководство, которое весьма схематично. Подробно познакомиться с логическими блоками можно с помощью книг: «Давайте поиграем»(под редакцией А.А.Столяра. — М., 1991, 1996), а также «Логика и математика для дошкольников» (под редакцией З.А.Михайловой — СПб, 1996, 2000).
Поделюсь своим собственным опытом работы с детьми в качестве методиста – руководителя практики и домашнего педагога.
Все игры и игровые упражнения можно разделить на 4 группы с постепенным усложнением:
— для развития умений выявлять и абстрагировать свойства;
— для развития умений сравнивать предметы по их свойствам;
— для развития действий классификации и обобщения;
— для развития способности к логическим действиям и операциям.
Все игры и упражнения, за исключением четвёртой группы (логические), не адресуются конкретному возрасту. Ведь дети одного календарного возраста могут иметь различный психологический возраст. Кто-то из них чуть-чуть, а кто-то и значительно раньше других ровесников достигает следующей ступени в интеллектуальном развитии, однако каждый должен пройти все эти ступени. Если ребёнок не справляется с постановленной задачей самостоятельно, значит необходимо упростить задачу, и так до тех пор, пока ребёнок не решит задачу. Самостоятельное и успешное решение и будет той ступенькой, от которой следует начать движение вперёд.
Если же передерживать детей на определённой ступени или преждевременно дать более сложные игры и упражнения, то интерес к занятиям исчезнет. Дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.
Хорошо, чтобы взрослый во время игр стал равноправным партнером. Не назидал, а играл! Прежде чем приступить к играм и упражнениям, пусть ребенок самостоятельно использует их по своему усмотрению в играх. Как правило, дети с удовольствием из них что — то строят. В ходе таких игр блоками малыш установит, что они имеют различную форму, цвет, величину и толщину. В общении с ребенком лучше пользоваться словом «фигура», чем слово «блок».
Особенности системы Дьенеша
Методика Золтана Дьенеша включает в себя шесть взаимосвязанных стадий изучения математики, в которых учтены психологические аспекты решения математических задач.
Первая стадия – свободная игра, в ходе которой дети пытаются решить незнакомую задачу методом проб и ошибок, перебирая различные варианты решений.
Вторая стадия – изучение правил игры, с помощью которых до детей «доносится» необходимая математическая информация.
Третья стадия – сравнение, позволяющее разнообразить игры со сходной структурой правил различными материалами, и тем самым прийти к понимаю, что от смены материала суть игры не меняется.
Четвертая стадия – знакомство с содержанием чисел, благодаря чему ребенок начинает понимать суть игры и общее составляющее всех математических игр.
Пятая стадия – символическая, включающая в себя описание игровых карт с помощью символов, для чего ребенок может придумать собственные символические системы.
Шестая стадия – формализация, состоит из рассмотрения нескольких вариантов описания карт игр, в результате чего ребенок понимает, что первоначальное описание может быть аксиомой, а его собственные выводы – теоремой.
Подчеркнем, что методика Дьенеша полностью исключает решение математических задач в тетрадках или изучение математических правил в скучных учебниках. Все занятий – это веселые игры, песни и танцы во время которых дети легко и быстро приобретают математические знания и навыки, а также получают первые представления о таких сложнейших математических понятиях, как алгоритм, логическая операция и кодирование информации. При этом дети, чаще всего, даже не догадываются, насколько сложные понятия они осваивают в ходе увлекательных занятий по программе «новой математики» Золтана Дьенеша.
Недостатки системы Дьенеша
Как это не покажется странным, но специалисты никаких недостатков в системе Дьенеша не нашли. Однако изучение отзывов родителей, которые уже занимаются по данной системе, позволило выявить такие недостатки, как:
- Ограниченное цветовое разнообразие в блоках Дьенеша;
- Для ребят постарше, которые решают более сложные задачи, одного набора блоков Дьенеша порой недостаточно;
- Некорректное понятие «толщина», вследствие чего ребенку иногда сложно объяснить, например, почему квадрат всегда плоский;
- В России достаточно сложно найти альбомы для занятий по система Дьенеша.
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Как проходят занятия по системе Дьенеша
Занятия по методике Дьенеша включают в себя:
- игры с так называемыми блоками Дьенеша, среди которых имеются задания для детей самых разных возрастных категорий. Например, для детей младшего возраста (около 3-х лет) идеально подойдет игра «такой – не такой» (перед ребенком раскладывают фигуры разных форм, цветов и размеров, среди которых ему нужно найти «такие или не такие» фигуры, в соответствии с показанным взрослым примером). Для детей постарше можно выбрать игру в переводчика, в ходе которой нужно не просто найти такую или не такую фигуру, но и объяснить чем одна фигура отличается от другой.
- игры с обручами – позволяют освоить и закрепить навыки пространственной ориентации. Для этого родители кладут на пол два (и более) обруча разного цвета таким образом, чтобы они пересеклись (как олимпийские кольца). Ребенку необходимо положить фигурку заданного формата внутри синего.. вне красного… вне синего и красного обруча. Чем больше обручей, тем больше может быть вариантов заданий.
- сказочная страна Руритания – в ней живут озорные близнецы Элис и Брюс, вместе с которыми дети имеют возможность принять участие в увлекательных историях и окунуться в мир геометрии и алгебры.
В процессе занятий малыши в легкой игровой форме изучают геометрические формы и параметры предметов, приобретают навыки сравнения и анализа разносторонней информации, создают математические модели, логические цепочки и ряды, а также учатся принимать необходимые решения.
Игры с блоками Дьенеша для старшей группы
Когда ребенок подрастет, упражнения для малышей он сможет щелкать, как семечки, и задания придется усложнить. Методика Дьенеша для дошкольников рассчитана на малышей 5-6 лет. Упражнения более сложные, активно используются не только сами кубики, но и карточки, игровые альбомы. Задания направлены на развитие у взрослого ребенка логического мышления, умения объяснить принятое решение. Изучите несколько игр для примера, на основании которых можно придумать еще массу упражнений.
Поиск
Дайте ребенку любую фигурку Дьенеша или предложите выбрать самостоятельно. Затем он из общей массы блоков достанет все те, которые совпадают с первой по одному заданному свойству. Когда он хорошо усвоит игру, усложните ее. Пусть малыш подбирает блоки, у которых два одинаковых свойства со взятой изначально. Потом можно еще усложнить игру. Ребенок должен выбирать те блоки, у которых нет ни единого смежного свойства с первым.
Домино
Эта игра подойдет даже для нескольких детишек. Правила:
- Каждый игрок получает равное количество блоков. Определяется очередность участников.
- Первый делает ход любой фигурой.
- Второй кладет блок, у которого одно свойство совпадает.
- Если подходящей фигуры нет, участник пропускает ход.
- Выигрывает тот, кто первым выложит все свои блоки.
- Игру можно усложнить, меняя правила про свойства выкладываемых фигур. К примеру, нужно отвечать блоком, у которого два подобных признака и т.д.
Найди лишнее
Следующая игра поможет детям научиться группировать объемные геометрические фигуры по различным признакам. Правила:
- Выложите перед ребенком три фигуры. Одна из них не должна иметь ни одного общего свойства с остальными.
- Пусть ребенок вычислит, какой блок лишний, и объяснит, почему, как он пришел к такому выводу.
- Усложните задание. Выложите 6 блоков. Малыш должен удалить два лишних.
Найди пару
Эта игра понравится детишкам, которые уже хорошо освоили все простенькие задания. Правила:
- Перед ребенком разложите несколько фигур в ряд.
- Предложите к каждой подобрать парную по определенному свойству.
- Усложните задание. Пусть малыш попробует подобрать пару не по одному, а по двум или трем свойствам.
- Можете изначально взять, например, 10 парных элементов. Сложите их в пакет. Пусть ребенок сам выстроит пары, выкладывая фигуры Дьенеша в два горизонтальных ряда.
Художники
Для игры вам потребуется несколько больших листов цветного картона. Они выполнять роль эскизов картин. Для составления композиции нужны дополнительные картонные детали. Игра учит анализировать форму объектов, сравнивать их, развивает творческие и художественные способности. Правила:
- По эскизам малыши должны «писать» картину.
- Заготовку они выбирают сами. На ней изображено схематически, где какие блоки должны находиться. Тонкие будут только обведены по контуру, а толстые – полностью закрашены.
- Пусть дети на правильные места «эскиза» подберут недостающие блоки и детали, вырезанные из картона.
Магазин
Для этого задания вам необходимы карточки с изображением предметов, которые будут выполнять роль товара, и логические элементы. Игра «Магазин» развивает память, умение рассуждать, обосновывать свой выбор, выявлять и абстрагировать свойства. Правила:
- Дошкольник приходит в магазин, в ассортименте которого множество товаров-карточек. У него три фигуры, выполняющие функцию денег. За каждую можно приобрести один товар.
- Малышу нужно купить тот объект, у которого не меньше одного свойства совпадает в фигурой-денежкой.
- Постепенно можете усложнять игру, предлагая новые правила.
Украсим елку
Следующая игра способствует развитию навыков порядкового счета, чтения схемы. Для нее вам понадобится изображение елки и 15 карточек с символами, блоки. Правила:
- Елку следует украсить бусами в пять рядов. В каждом будет по три бусинки.
- Цифра на карточке – порядковый номер положения нити сверху вниз. Закрашенный на ней кружок показывает, какой по счету должна идти бусина, а внизу указано, какой элемент ее изобразит.
- Пусть малыш развесит первый ряд бус, а затем все нижние, четко следуя схеме на карточке.
Блоки Дьенеша для самых маленьких
Заниматься с логическими фигурами могут малыши с двухлетнего возраста. Для них разработано много простых игр. Их основная цель – научить ребенка различать свойства объекта, группировать предметы по определенным признакам. Такие занятия будут не только полезны, но и интересны каждому малышу. Ознакомьтесь с несколькими самыми популярными вариантами игр.
Выборки
Это самые простые игры для малышей, которые только знакомятся с набором Дьенеша. Пример:
- Разложите перед ребенком элементы Дьенеша.
- Пусть он группирует их по разным признакам. Сначала выбирает все одинакового цвета, потом размера и т.д.
Постепенно игра становится более сложной. Предложите ребенку сортировать блоки по двум и более признакам. Например:
- Выбери желтые прямоугольные блоки и синие квадратные.
- Достань все плоские фигурки одинакового размера.
- Выбери тонкие круглые блоки.
- Отсортируй все синие треугольные фигуры.
Конструирование
Эту творческую игру обожают все детки без исключения. Она очень простая, но увлекательная. Ребенку предлагается складывать из элементов Дьенеша разные фигурки сначала по схемам, а потом без них, постепенно усложняя задачу. Примеры объектов, которые вы можете попросить сконструировать:
- домик;
- стол;
- домик с окошкам;
- елочка;
- лавка;
- табурет;
- диван;
- стул;
- ступеньки;
- кресло;
- машинка.
Продолжи ряд
Игра направлена на то, чтобы у ребенка закрепились знания о геометрических фигурах, величине, толщине, цвете. Благодаря ей он научится находить закономерности. Варианты заданий:
- Выложите на столе перед малышом элементы Дьенеша так, чтобы каждая следующая отличалась от предыдущей по одному признаку. Ребенок самостоятельно продолжает этот ряд.
- Выкладывайте цепочку из фигур Дьенеша так, чтоб рядом не было одинаковых по двум признакам предметов. Предложите ребенку продолжить этот ряд.
- Выложите перед малышом фигуры Дьенеша по цвету: красная, желтая, синяя. Он продолжит ряд, чередуя оттенки в заданной последовательности.
Покорми животных
Поставьте перед малышом несколько его любимых игрушек. Пусть он покормит каждую парой «печенек» (блоков). Предложите какие-либо условия, к примеру, медвежонку нужно дать только корм красного цвета, а котенку – квадратной формы. Эта игра напоминает выборки, но дети воспринимают ее значительно лучше. Редко кто из малышей отказывается кормить своих любимцев.