Консультация для родителей«Математика – это интересно»


Консультация для родителей«Математика – это интересно»

Часто слышишь, как ребёнок одобряемый взрослым заявляет, что умеет считать до 10, до 20. Начиная считать, он торопиться, пропускает числительные. Взрослые ему подсказывают, а ребёнок механически повторяет всё сказанное за ними. Встает вопрос: Действительно ли ребёнок умеет считать? Конечно, нет. Здесь на лицо механическое запоминание числительных, за которым нет главного понимания. Обучать дошкольников началам математики, безусловно, необходимо. Особенно остро встает этот вопрос сейчас, когда перед педагогами и психологами поставлена задача создать предпосылки для перехода на обучение детей с 6 летнего возраста. Дошкольника необходимо учить так, чтобы мир, окружающий его, становился понятней.

Родители призваны помочь ему в этом, показать существенные взаимозависимости, учить рассуждать, сравнивать, сопоставлять. Заметим, что большинство родителей, прежде всего, учат детей считать до 10, 20 и больше. Придется огорчить их. Чаще всего такие знания детей являются бесполезными, потому что ребёнок механически запомнил названия и порядок числительных, натренировался в так называемом отвлечённом счете. Как правило, при этом у детей отсутствует представление о числах.

Как же следует учить ребёнка считать?

Как добиться, чтобы счёт для него был не набором слов, заученных в определённом порядке, а оставался бы на понимании смысла числа? Ещё в младшей группе ребёнок научился определять разное количество предметов словами «один» и «много». В возрасте от 4 до 5 лет программой детского сада предусмотрено обучение счёту до 5 на основе сравнения 2-х множеств. Так, например, имея однородные игрушки, можно показать детям, что мы имеем много зверюшек, но среди них 2 зайца меньше чем 3 медведя; 1 лисичка меньше чем 2 зайца. Есть много кукол. Предложите узнать: «Больше маленьких кукол или больших». Знакомство с каждым новым числом осуществляется на основе сравнения 2-х множеств. Вы ставите два ряда предметов так, чтобы каждый из них находился строго один под другим. Ребёнок, сравнивая количество предметов, без счета определяет, где их больше, а где их меньше. После этого вы называете новое числительное. Зелёных кубиков – 1, а красных кубиков – 2. 2 больше, чем 1, 1 – меньше, чем 2. Таким же способом познакомите ребёнка с числами 3, 4, 5.

Не забывайте:

наша цель сформировать у ребёнка к началу школьного обучения понятие о числительных, о натуральном ряде чисел, а не просто научить считать. Для счёта надо брать предметы без отвлекающих деталей, предметы должны быть взаимосвязаны (ёлочки — грибы), (бабочки – цветы). Предметы должны быть знакомы детям: пуговицы, палочки и т.д., (без украшений). Покажите детям, что считать предметы удобнее правой рукой в направлении слева – направо, во время счёта каждое слово – числительное надо соотносить только к одному предмету (считаемые предметы не называют), показ воспитателя. Очень важно научить ребёнка понимать, что «три» в данном случае не к названию последнего предмета, а ко всей сосчитанной группе предметов. Нужно называть предметы, согласуя их наименование с числительным в роде, числе и падеже: «Здесь 2 кубика», «Всего 3 яблока», «На карточке 5 грибов». С начало называют числительное потом существительное. Когда ребёнок учиться считать предметы, он может их передвигать рукой. Затем можно перейти к счету без движения рукой – зрительно.

Для упражнений в счете можно брать разный наглядный материал: игрушки, позже – геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники). Упражнения нужно разнообразить, ставить разные задачи. Например: взрослый ставит на стол 2 матрёшки и 2 пирамидки. Спрашиваете: «Сколько здесь матрёшек? Сколько здесь пирамидок?» «Каких игрушек больше? Меньше? Как сделать, чтобы пирамидок стало больше? (делает) Сделай? Сколько стало пирамидок? Каких игрушек теперь меньше? Почему? Как сделать, чтобы игрушек опять стало поровну». Подобные упражнения можно провести с разными игрушками, на улице и с природным материалом: веточки, шишки, камешки, палочки и т.д.

Главное внимание уделяйте действиям детей

, тому, как они отвечают на поставленные вами вопросы. Не торопите ребёнка и сами не спешите подсказывать. Пусть ребёнок развивает своё мышление, приучается к самостоятельности.

Покажите детям, что число не зависит от величины предметов (2 взрослых стула и 2 детских стула, 3 больших и 3 маленьких кукол). Дети нередко связывают количество предметов с их пространственным расположением, думают, что если какие – то вещи занимают много места, то их по количеству больше, чем тех, которые занимают мало места. Нужны такие упражнения, когда вы предлагаете ребёнку считать 2 группы предметов, по-разному их расставляйте.

Например:

в верхнем ряду 3 ёлочки, далеко расположены друг от друга, а в нижнем ряду 4 грибка – близко расположены. Чего больше грибов или ёлочек? Как это можно узнать? Сосчитать, а можно и по-другому: поставить под каждую ёлочку один грибок и т. д. учите ребёнка отсчитывать или приносить указанное вами количество предметов: отсчитай 3 пуговицы, принести столько же кубиков, сколько я поставила на стол? Принеси столько же пирамидок, сколько ёлок я нарисовала? Полезно считать предметы на ощупь, с закрытыми глазами (сколько картофелин в миске? Сколько ягод мама положила в руку и т. д.). с удовольствием дети будут считать и звуки: Сколько раз хлопнула в ладоши? Сколько раз стукнула палочкой в барабан? Положи столько кубиков, сколько звуков услышишь? Надо считать вслух – 1, 2, 3.

Для закрепления количественных представлений детей поиграйте с ними в следующие игры:

  • «ЧТО БЫВАЕТ ПО 2?

Цель игры:

упражнять детей в счёте до 2.

На стол положите 15 – 20 палочек. Взрослый и ребёнок поочерёдно называют те предметы, которые всегда бывают только по 2 (ботинки, чулки). За каждый правильный ответ играющий берёт со стола 2 палочки.

Правила игры:

1. Если ответ неправильный – палочки брать нельзя.

2. Выигранные палочки каждый играющий отсчитывает самостоятельно.

3. Игра заканчивается, когда на столе не останется палочек, тогда играющие сравнивают приёмом приложения палочки и определяют победителя.

Игру можно упростить: называть предметы, которых может быть 2: огурцы, карандаши и т.д.

Усложнить: называть то, чего не бывает по 2: лапок у кошки, носов у человека, ножек у табурета.

Когда ребёнок познакомится с другими числами, моно провести аналогичные игры: «Что бывает по 3, по 4».

  • «ПОРУЧЕНИЕ»

Цель игры:

упражнять детей в умении отсчитывать предметы по названному числу.

Взрослый называет знакомое ребёнку число, ребёнок приносит такое же количество игрушек. Затем число называет ребёнок, а поручение выполняет взрослый. Правильность выполнения задания проверяет тот, кто его дал. За каждое правильно выполненное поручение играющий получает фишку (мелкий предмет). После игры сравнивают количество набранных фишек и определяют победителя.

Правила игры:

1. Число называют только один раз.

2. Тот, кто неправильно выполнил поручение, выполняет его вторично. Взрослому нужно ошибаться, но не более, чем на единицу (принеси 5 предметов вместо 4).

Продолжайте учить детей различать и словесно обозначать величину предметов. Если ребёнок хорошо сравнивает по величине 2 предмета, упражняйте в сравнении по величине 3 предметов.

Главное внимание

следует направлять на величину среднего предмета. Хорошо вам поможет сказка «Три медведя». Спросите у ребёнка: Кто самый большой? Кто самый маленький? А какая по величине Настасья Петровна? Предложить подобрать для них стулья, посуду. Покажите ребёнку 3 цветных карандаша разной длины. Спросите о среднем карандаше. Какой он по длине? (Средний) Длинный, короткий, короче, длиннее – знакомите с этими понятиями.

Сравните толщину книг в разных обложках. Ребёнку будет легче объяснить о какой книге идёт речь.

Учите ребёнка располагать предметы в порядке убывания их величины: большой, поменьше, самый маленький, затем в порядке возрастания. Для закрепления представлений детей о величине можно использовать лепку, рисование, аппликацию.

Примерные задания: вылепи три грибка разной величины, нарисуй высокое и низкое дерево, из кругов разного размера наклей пирамидку и т. д. поиграйте с детьми в следующие игры:

  • «МАГАЗИН»

Цель игры: упражнять детей в умении различать величину предметов, активно использовать в речи слова: длинный – короткий, низкий, широкий, узкий, большой – маленький.

Для игры подбираются игрушки и предметы разных размеров, например: большая и маленькая куклы, длинная и короткая ленты, широкая и узкая кроватки, высокая и низкая кастрюльки. Взрослый — продавец, ребёнок – покупатель. Чтобы купить игрушку, ребёнок должен назвать её величину: «Дайте, пожалуйста, длинную линейку», «Мне нужна высокая пирамидка» и т. д.

Основное правило игры: игрушка или вещь выдается покупателю только в том случае, если указана её величина.

  • «РАСТАВЬ ПО ПОРЯДКУ»

Цель игры:

упражнять детей в умении расставлять предметы в порядке убывании или возрастания их величин.

На столе должно быть 10 – 15 предметов разной величины (кольца, пирамидки, матрёшки, бумажные кружки). По сигналу взрослый и ребёнок берет по одному предмету и раскладывает их по величине (от самого маленького до самого большого и наоборот ). О порядке расположения договариваются заранее. Выигрывает тот, кто, располагая предметы в ряд, сделал меньше ошибок и закончил свой ряд быстрее.

Правила игры:

1. Брать в руку по одному предмету.

2. Выбранный предмет нельзя класть обратно, но можно изменить его местоположения в своем ряду.

Дети уже знакомы с геометрическими фигурами: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Закрепляйте знания детей о форме в разных видах деятельности: предложите нарисовать квадратный платочек, прямоугольное полотенце, четырёхугольный и треугольный флажки. Учите детей правильно называть формы, которые используются при строительстве: куб, цилиндр, шар.

Для закрепления геометрических представлений детей поиграйте в следующие игры:

  • «НАЙДИ ТРЕУГОЛЬНИК»

Цель игры:

упражнять детей в умении различать треугольник среди других геометрических фигур. У каждого играющего перед началом игры 15 – 20 разных геометрических фигур, среди которых 8 – 10 треугольников. По сигналу играющие выбирают треугольники и раскладывают их в ряд. Выигрывает тот, кто первым выбрал все треугольники. Игру можно изменить: выбирать квадраты, прямоугольники, круги.

  • «КТО БЫСТРЕЕ»

Цель игры:

упражнять детей в различении знакомых геометрических фигур.

До начала игры у каждого играющего 10 – 20 штук разных геометрических фигур. Их смешивают и закрывают листом бумаги. По сигналу каждый играющий открывает свои фигуры и раскладывает их в ряд: ряд квадратов, ряд – кругов и т. д. Выигрывает тот, кто, быстрее без ошибок выложит 4 ряда.

Правило игры:

начинать выкладывать фигуры только после сигнала.

Продолжайте упражнять детей в умении ориентироваться в пространстве. Удобнее всего это делать в повседневной жизни, придав упражнению игровой характер или форму поручения: «Подойди к серванту и принеси ту чашку, что стоит справа», «что ты видишь справа от себя?» и т. д.

Следует учить детей ориентироваться во времени, различать части суток (утро, день, вечер, ночь); пользоваться словами: сегодня, вчера, завтра, быстро, медленно.

Обратите внимание детей на смену частей суток: наступает вечер, скоро будет ночь, завтра пойдем в кино. Эту книгу мы читали вчера.

К 5-ти годам

дети должны различать и называть: круг, квадрат, прямоугольник, независимо от размера или цвета фигур. Различать и называть шар, куб, цилиндр, правильно пользоваться словами, обозначающими пространственные направления и время.

Если хотите научить ребёнка считать, купите 3 вида мелких игрушек по 10 штук (уточки, грибки и т.д.) или наберите из природного материала (шишки, орехи, жёлуди, камешки).

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Консультация для родителей «Математика для дошкольников»

Основное усилие и педагогов и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений. Важно воспитать и привить интерес к математике.

Знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве, тогда как долго может не испытывать, например, потребности в счете. Поэтому первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребенок наиболее предрасположен.

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых

ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая

может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно, чтобы к началу обучения дошкольники имели следующие знания по математике:

  • счет до десяти в возрастающем и убывающем порядке;
  • умение узнавать цифры подряд и вразбивку от одного до десяти;
  • умение составлять числа первого десятка;
  • узнавать и изображать основные геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, круг);
  • умение разделить предмет на 2-4 равные части;
  • ребенок должен уметь измерять длину, ширину, высоту при помощи веревочки или палочек;
  • сравнивание предметов: больше-меньше, шире-уже, выше-ниже.

В математике важным является не качество предметов, а их количество.

Операции собственно с числами на первых порах трудны и не совсем понятны ребенку. Тем не менее, важно учить дошкольника счету на конкретных предметах.

Подружиться ребенку с математикой помогают игры. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают самые близкие люди — его родители.

Известно, что выполнение мелкой домашней работы очень нравится малышу. Поэтому родители могут обучать дошкольника счету во время совместной домашней работы. Например, попросите ребенка принести вам определенное количество каких-либо нужных для дела предметов. Точно так же можно учить ребенка отличать и сравнивать предметы: попросите его принести вам большой салатник или поднос тот, который шире.

Кухня — отличное место для постижения основ математики. Ребенок может пересчитывать предметы сервировки, помогая вам накрывать на стол. Или достать из холодильника по вашей просьбе три яблока и один банан. Разнообразить задания можно до бесконечности.

Читая дошкольнику книжку или рассказывая сказки, когда встречаются

числительные, просите его отложить столько счетных палочек, сколько,

например, было зверей в истории. После того как вы сосчитали, сколько в

сказке было зверюшек, спросите, кого было больше, кого — меньше, кого —

одинаковое количество. Сравнивайте игрушки по величине: кто больше —

зайка или мишка, кто меньше, кто такого же роста.

Пусть ваш дошкольник сам придумывает сказки с числительными.

Пусть ребенок скажет, сколько в них героев, какие они (кто больше-меньше,

выше-ниже), попросите его во время повествования откладывать счетные

палочки. А затем он может нарисовать героев своей истории и рассказать о них, составить словесные портреты и сравнить их.

Очень полезно для развития математических способностей у ребенка

сравнивать картинки, в которых есть и общее, и отличное. Особенно хорошо,

если на картинках будет разное количество предметов. Спросите дошкольника, чем отличаются рисунки. Просите ребенка самого рисовать разное количество предметов, вещей, животных и т.д.

Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Например, тарелки круглые, скатерть квадратная, часы круглые. Для старших: спросите, какую фигуру по форме напоминает тот или иной предмет. Выбери предмет похожий по форме на ту или иную фигуру. Спросите чего у них по два: две руки, две ноги, два уха, два глаза, две ступни, два локтя, пусть ребенок покажет их. И чего по одному.

Поставьте чашки, спросите, сколько нужно поставить тарелок, положить ложек, вилок, если будут обедать 3 или 4 человека. С какой стороны должна лежать ложка, вилка. Принесли домой фрукты, яблоки и груши. Спросите, чего больше? Что для этого нужно сделать. Напоминаем, что это можно сделать без счета, путем по парного сопоставления. Если пересчитать, то можно сравнить числа (груш больше, их 5, а яблок меньше, их 4.) Варите суп, спросите, какое количество овощей пошло, какой они формы, величины.

По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше-ниже, толще-тоньше). Рисует ваш ребенок. Спросите его о длине карандашей, сравните их по длине, чтоб ребенок в жизни, в быту употреблял такие слова как длинный-короткий, широкий -узкий, высокий-низкий; толще-тоньше. Важно чтобы эти слова были в лексиконе у детей. Ребенок должен к школе пользоваться правильными словами для сравнения по величине.

Обращайте внимание на цифры, которые окружают нас в повседневной жизни, в различных ситуациях, например на циферблате, в календаре, в рекламной газете, на телефонном аппарате, страница в книге, номер вашего дома, квартиры, номер машины.

Предложите ребенку вместе с вами рассмотреть цифры на телефоне, назвать их сначала в прямом, а потом в обратном порядке, сказать номер своего телефона; поинтересоваться, есть ли в номере одинаковые цифры. Попросите отсчитать столько предметов, сколько показывает цифра, или покажи ту цифру, сколько у тебя пуговиц на кофточке.

Дети учатся не только считать, но и ориентироваться в пространстве и времени. Обращайте на это внимание в повседневной жизни. Спрашивайте ребенка, что находится слева, справа от него, впереди-сзади. Обращайте внимание на то, когда происходит те или иные события, используя слова: вчера, сегодня, завтра (что было сегодня, что было вчера и что будет завтра). Называйте день недели, спрашивайте его; а какой был вчера, будет завтра. Называйте текущий месяц, если есть в этом месяце праздники или знаменательные даты, обратите на это внимание.

Познакомьте детей с деньгами, монетками. Чтоб ребенок знал, сколько рублей содержится в той или иной монете, цифра на монете обозначает количество рублей, что количество монет не соответствует количеству рублей (денег).

Так, в непосредственной обстановке, жертвуя небольшим количеством времени, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике.

Следующая >

Важная задача современной педагогики — формирование достаточного уровня знаний и умений детей, достижение го​сударственного стандарта в различных типах дошкольных уч​реждений. Дошкольные учреждения накопили достаточный опыт в обучении и воспитании детей, осуществляют работу в соответствии с современными требованиями, основывающи​мися на достижениях психолого-педагогической науки.

Организация педагогического процесса в разновозрастных группах имеет свои особенности и сложности, требует от пе​дагога знания программ всех возрастных групп, умения со​поставлять программные требования с возрастными и инди​видуальными особенностями детей, способности правильнораспределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соот​ветствии с их возможностями. Следует отметить и те пре​имущества, которые характерны именно для разновозраст​ной группы: общение младших детей со старшими создает благоприятные условия для формирования «опережающих» знаний (учитель-методист С.Н.Лысенкова) и взаимного обу​чения. Однако достичь этого можно лишь при правильной организации обучения. Дошкольная педагогика сталкивается с двумя жизненно важными проблемами: разработкой наи​более эффективных форм планирования обучения в дош​кольных учреждениях и поиском форм и методов обучения в группах с разновозрастным составом.

Характеризуя воспитательную работу в разновозрастной группе, все исследователи (В.Н.Аванесова, А.Н.Давидчук, Е.Г.Батурина, Е.В.Русакова, М.В.Минкина и др.) указыва​ют, что она во многом зависит от личностных качеств педа​гога, его методической подготовки, умения одновременно руководить деятельностью детей разного возраста. В литера​туре есть и некоторые методические рекомендации к орга​низации занятий в разновозрастных группах детского сада. Например, авторы предлагают два варианта организации кол​лективных занятий: начало занятия одновременно во всех трех (четырех) подгруппах, а окончание последовательное (через 15 минут — у младших, через 20 — у средних и т.д.); последовательное начало занятия (занятие начинается с од​ной подгруппой, потом через 5—7 минут подключается вто​рая, потом третья).

Несмотря на определенные успехи в решении вопросов, касающихся организации учебного процесса в малокомплект​ных детских садах (разновозрастные группы), есть еще ряд нерешенных проблем. Поэтому воспитатели разновозрастных групп должны глубоко осознавать специфику этой работы.

В основу работы по математике в разновозрастных груп​пах положен принцип дифференцированного подхода к обу​чению, которое осуществляется, во-первых, с учетом воз​раста детей, во-вторых, с учетом уровня усвоения матема​тических знаний, умений и навыков каждого ребенка в отдельности. Воспитатель должен изучать эти уровни усвое​ния. Данные, полученные при таком обучении, дают воз​можность определить основные педагогические задачи в ра​боте с отдельными подгруппами детей и наметить пути их реализации, а также постоянно контролировать эффектив​ность учебно-воспитательной работы.

Организацию работы в подгруппах в современной педа​гогике иногда называют «социоигровой педагогикой», или «социоигровыми подходами» в педагогике (Е.Е.Шулешко). Исследователи рекомендуют количество детей в микрогруп​пах от трех до шести. Для каждого ребенка в такой группе создаются максимально благоприятные условия для возник​новения коллективного делового общения. В такой микро-группе меньше «психологического давления» на ребенка, осо​бенно на неуверенного, боязливого.

Безусловно, наиболее важная область в организации всей работы по формированию элементарных математических пред​ставлений в разновозрастной группе — планирование. Труд​ности заключаются в том, что воспитатель должен правиль​но сочетать общие требования дидактики с особенностями работы в таких группах.

В разновозрастной группе, как и в группе с детьми одно​го возраста, прежде всего необходимо обеспечивать усвоение программного содержания каждого занятия каждым ребен​ком. При разработке перспективного плана по математике воспитатель исходит из необходимости строго придерживаться связи между сообщением нового материала, его повторени​ем, закреплением и самостоятельным использованием деть​ми в разных видах деятельности.

Воспитатель тщательно продумывает содержание каждого занятия, используя такие его формы и методы организа​ции, которые могли бы обеспечивать достаточную нагрузку на детей в каждой возрастной подгруппе. В качестве примера можно взять группу детей от 4 до 7 лет.

Воспитатель заранее должен определить, достаточен ли и соответствует ли учебный материал программным задачам возрастной подгруппы, обеспечивая правильный подбор за​даний для работы под руководством воспитателя и самосто​ятельной работы детей.

Следует также отметить, что, планируя работу со всеми тремя подгруппами одновременно по одной теме, воспита​тель обязательно конкретизирует программные задания для каждой возрастной группы. Например, со всеми подгруппа​ми планируется работа для закрепления знаний о геометри​ческих фигурах, но дети пятого года жизни должны только найти и назвать эти фигуры (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник); дети шестого года жизни — отыскать и назвать еще и ромб, уметь выделять стороны и углы, а седь​мого года — сравнивать эти фигуры, находить сходство и различия, описывать геометрическую фигуру и др.

В.Н.Аванесова предложила три типа организации детей на занятиях в малокомплектном детском саду. Опыт работы показал правомерность этого предположения на занятиях в разновозрастной группе: I — все дети заняты одним видом деятельности, например математикой; II — комбинирован​ные занятия; III — занятия с одной (подготовительной) подгруппой по общепринятой методике. Эти занятия обеспе​чивают правильное выполнение режима дня в разновозраст​ной группе, глубокое усвоение знаний, влияют на успеш​ное решение образовательных задач.

Педагогический опыт дает возможность разнообразить варианты каждого типа организации занятий (Е.И.Щерба​кова, Л.И.Щербань). Учет этих вариантов при планирова​нии и организации обучения математике в разновозрастной группе способствует эффективному решению программных заданий для каждой возрастной подгруппы. Ниже дано опи​сание возможных вариантов каждого из трех типов занятий по математике в разновозрастной группе.

I тип— все дети заняты одним видом деятельности — математикой. Этот тип предусматривает разнообразие вари​антов.

Вариант первый: начало занятий одновременное, все три подгруппы работают по одной теме с усложнением для стар​ших детей, потом детям подготовительной и старшей под​групп дается самостоятельное задание, а дети средней под​группы работают с воспитателем (вторая половина занятия). На этом занятие с детьми средней подгруппы заканчивается. Воспитатель переходит к детям старшей подгруппы, работа​ет с ними над третьим программным заданием. Окончив с ними занятие, воспитатель еще 5—8 минут продолжает ра​ботать с детьми подготовительной подгруппы.

Вариант второй: начало занятия также одновременное, в первой части занятия все три подгруппы работают с воспи​тателем по одной теме с усложнением для старших детей, потом предлагается самостоятельная работа детям средней и младшей подгрупп, а дети подготовительной подгруппы про​должают работать с воспитателем. Предложив самостоятель​ную работу детям подготовительной подгруппы, воспита​тель 1,5—2 минуты отводит для проверки выполнения само​стоятельного задания детьми средней подгруппы (старшие в это время продолжают работать самостоятельно) и отпуска​ет их играть. После этого воспитатель переходит к детям старшей подгруппы, проверяет выполнение самостоятельно​го задания, работает с ними над решением третьего программного задания, после чего отпускает их играть, а сам продолжает работу с детьми подготовительной подгруппы.

Вариант третий: в первой части занятия организация де​тей такая же, как в первом и втором вариантах; во второй части занятия воспитатель работает с детьми старшей под​группы, а самостоятельной работой заняты дети средней и подготовительной подгрупп. В третьей части занятия дети стар​шей подгруппы работают самостоятельно, а воспитатель сна​чала проверяет самостоятельную работу детей средней под​группы и отпускает их играть, потом проверяет самостоя​тельную работу детей подготовительной подгруппы и работает с ними над решением третьего программного задания. После этого дети подготовительной группы получают задания для самостоятельного применения знаний по третьей программ​ной задаче, и они работают самостоятельно, а воспитатель 1,5—2 минуты отводит для проверки самостоятельной рабо​ты старших детей и отпускает их играть. Заканчиваются за​нятия проверкой самостоятельной работы детей подготови​тельной группы.

Вариант четвертый используется в основном во время контрольных, итоговых занятий. В первой части занятия дети всех трех подгрупп работают совместно по одной теме с усложнением для старших детей, во второй части всем им предлагаются самостоятельные задания. Проверка самостоя​тельной работы начинается со средней подгруппы, после чего дети идут играть. Потом проверяется выполнение са​мостоятельного задания детьми старшей и подготовитель​ной подгрупп. В третьей части занятия дети старшей и под​готовительной подгрупп работают вместе с воспитателем по одной теме с усложнениями для детей подготовитель​ной подгруппы.

Вариант пятый: занятие начинается с детьми подготови​тельной подгруппы, через 7—10 минут приглашаются дети старшей, а еще через 5—7 минут — средней подгруппы. Во второй части занятия детям подготовительной подгруппы дается большая по объему самостоятельная работа на 12—14 минут. Это могут быть задания с использованием продук​тивной деятельности детей: рисования, аппликации, конст​руирования и др. За это время воспитатель может успеть поработать с детьми старшей подгруппы и подготовить их к самостоятельной работе, пригласить детей средней подгруп​пы и провести с ними первую часть занятия. В последней части все три подгруппы работают по одной теме с усложне​нием для старших подгрупп.

Вариант шестой отличается от пятого тем, что в послед​ней части занятия детям средней подгруппы воспитатель мо​жет дать самостоятельное задание, а с детьми старшей и под​готовительной работает по одной теме, после чего они идут играть, а воспитатель проверяет работу детей средней под​группы и заканчивает с ними занятие.

Вариант седьмой: занятие начинается с детьми подгото​вительной группы, через 5—7 минут присоединяется стар​шая подгруппа, а еще через 5—7 минут — средняя. В то время как подготовительная группа работает самостоятельно над решением второй программной задачи, воспитатель прово​дит первую часть занятия с детьми старшей подгруппы. По​том дети средней, старшей и подготовительной подгрупп работают по одной теме. Для детей подготовительной под​группы эта задача последняя, третья часть занятий, для стар​шей — вторая, а для детей средней подгруппы — первая. После этого дети средней и старшей подгруппы работают по схожей теме (можно одной из подгрупп дать самостоятель​ную работу, а другая в это время работает с воспитателем).

Вариант восьмой: занятия начинаются с детьми подгото​вительной и старшей подгрупп. Они работают с воспитате​лем по одной теме с усложнением для детей седьмого года жизни. На занятие приглашаются дети средней подгруппы. Решив первую задачу вместе с воспитателем, они приступа​ют к самостоятельной работе. Воспитатель в это время рабо​тает с детьми старшей подгруппы, после чего они идут иг​рать. Воспитатель выделяет 2—3 минуты для проверки само​стоятельной работы детей средней подгруппы и отпускает их играть. С детьми подготовительной группы работает еще 5—7 минут.

Вариант девятый: занятие начинается с детьми подгото​вительной и старшей подгрупп. Они работают с воспитате​лем по одной теме с усложнением для детей седьмого года жизни. Во второй части занятия дети подготовительной под​группы работают самостоятельно, а дети старшей — с вос​питателем, или наоборот. На третью часть занятия пригла​шаются дети средней подгруппы, все три подгруппы работа​ют по одной теме с усложнением для детей старших групп. Потом дети старшей и подготовительной групп уходят с занятия, а воспитатель продолжает работу с детьми средней подгруппы.

В первые дни, организуя занятия в смешанной группе, воспитатель может приобщать для помощи помощника вос​питателя или методиста (заведующую). Со временем дети при-выкают к спокойной тихой игре, и воспитателю помощь не требуется. Следует также отметить, что детям в это время очень хорошо предложить настольно-печатные игры, строи​тельный материал и др. Большое значение имеет правильное размещение мебели в комнате. Место для игр рекомендуется отделять специальной ширмой с комнатными растениями. Таким образом, игровой уголок будет в стороне, и дети, которые играют, не отвлекают внимания тех, которые за​нимаются.

Опыт показывает, что этот тип организации детей на занятиях можно периодически использовать на протяжении всего учебного года. При этом обеспечивается активность де​тей на занятии, дети приучаются самостоятельно выполнять отдельные задания. Как показали контрольные проверки в конце квартала и в конце учебного года, такая организация занятий обеспечивает качественные знания, умения детей.

II тип — комбинированное занятие:две подгруппы заняты математикой, третья — изобразительной деятельностью, или наоборот.

Вариант первый: занятие начинается с организации изоб​разительной деятельности с детьми средней подгруппы. Вос​питатель объясняет детям задание, напоминает о техничес​ких приемах его выполнения. Убедившись, что дети присту​пили к работе, воспитатель начинает занятие по математике с детьми старшей и подготовительной подгрупп. Проводит с ними первую часть занятия по одной теме с усложнением для детей седьмого года жизни и дает задания для самостоя​тельной работы. В это время воспитатель оказывает индиви​дуальную помощь детям средней группы, наблюдая за рабо​той всех остальных. После ан&чиза работ детей средней под​группы воспитатель продолжает работу с двумя подгруппами. У детей старшей подгруппы занятия заканчиваются на 4—5 минут раньше, чем в подготовительной.

Вариант второй отличается от первого тем, что варьиру​ются объединения детей. Например, дети средней подгруппы заняты математикой, а старшая и подготовительная — изоб​разительной деятельностью. Этот вариант занятия проводит​ся в тот же самый день вторым занятием.

Вариант третий: одна из подгрупп занимается изобрази​тельной деятельностью, но в других подгруппах занятие по математике начинается последовательно.

Занятия второго типа дают возможность воспитателю боль​ше внимания уделять детям, занимающимся математикой. Кроме того, при третьем варианте организации занятия по-является возможность сообщения нового материала обеим подгруппам.

Следует также отметить, что желательно по-разному объединять подгруппы при организации их математической деятельности. Например, на одной неделе математикой объе​динены старшая и подготовительная подгруппы, а на дру​гой — средняя и старшая или подготовительная и средняя. Такое варьирование организации занятия способствует бо​лее полному усвоению детьми учебного материала.

III тип организации детей связан с неоди​наковым количеством занятий по математике для разных возрастных групп в неделю (например, в подготовительной подгруппе). Определилось два варианта организации детей на занятии.

Вариант первый: занятия с двумя подгруппами — стар​шей и подготовительной.

Вариант второй: занятия по математике воспитатель про​водит только с детьми подготовительной подгруппы по об​щепринятой методике. В это время, если в детском саду есть отдельная комната или утепленная веранда, музыкальный руководитель проводит музыкальное занятие или занятие по физической культуре с детьми старшей группы.

Варианты занятий этого типа обычно организационно проще. Вот почему именно на эти занятия воспитатель пла​нирует самые сложные темы, особенно на занятиях второго варианта. Как правило, на этих занятиях излагается новый материал детям подготовительной подгруппы.

Такое количество вариантов организации детей на заняти​ях по математике в разновозрастной группе не исключает воз​можности и других вариантов. Все зависит от конкретных про​граммных задач каждого занятия, от знаний детей, их опыта и, конечно, от творчества воспитателя. Однако опыт показы​вает, что наибольший эффект для развития дает применение не какого-нибудь одного варианта разработанных занятий, а их сочетания. Большое значение имеет подбор дидактического материала для занятий. Воспитатель тщательно продумывает и подбирает дидактический материал для каждой возрастной подгруппы, особенно для самостоятельной работы детей.

Самостоятельная работа детей должна быть интересной и достаточно сложной, чтобы она заставляла их думать, нахо​дить свои собственные пути решения. Простые задания не вызывают у ребенка напряжения мысли, не способствуют развитию познавательно-волевой активности. Однако нельзя допускать и непосильных заданий.

Планируя занятие, даже опытный воспитатель должен хотя бы кратко записывать его ход. Воспитатель должен четко знать, когда, в какой части занятия он работает с той или иной группой детей. От четкости объяснения задания также зависит результативность деятельности детей. Специфика ра​боты в разновозрастной группе требует дифференцирован​ного учета знаний детей, что дает возможность более четко планировать дальнейшую индивидуальную работу с детьми.

Выполнение индивидуальных контрольных заданий деть​ми в конце каждого квартала и в конце учебного года пока​зывает, что дети всех возрастных групп при правильной организации обучения в основном овладевают программным ма​териалом. Применение разнообразных вариантов организации детей на занятиях, включение в педагогический процесс разных дидактических игр и упражнений с отдельными детьми вне занятий, во время самостоятельной деятельности детей дают возможность уделять достаточно внимания каждому ребенку, учитывая его индивидуальные особенности.

Статья «Математика в детском саду»

Таким образом, традиционные развивающие игры и современные технологии помогают детям полюбить математику.

Особые требования предъявляются и к наглядному, раздаточному материалу. При подготовке к занятию воспитатель тщательно продумывает, в какой части занятия и как будет использован данный наглядный материал. Необходимо правильно дозировать наглядный материал. Негативно сказывается на результатах обучения, как недостаточное его использование, так и излишки.

Главным условием успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является создание развивающей среды. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта развивающая среда должна быть:

• содержательно – насыщенной,

• трансформируемой;

• функциональной;

• вариативной;

• доступной;

• безопасной.

Насыщение предметно-развивающей среды должно быть разумным. Игры должны соответствовать возрасту детей и задачам, которые решаются на данном этапе. Полки не должны захламляться избыточным материалом. Желательно своевременно пополнять, изменять предметно-игровую среду за счет новых игр, игрового оборудования. Конечно же, важна и доступность содержания предметно-развивающей среды для детей.

Ещё в раннем детстве малыши сталкиваются с предметами, различающимися по форме, цвету и количеству. В этом возрасте начинают формироваться основные элементарные представления и способности ребенка.

Первые игрушки напоминают геометрические фигуры: кубики, конструкторы, пирамидки. Счёт начинается с вопросов мамы: «Скажи, сколько тебе годиков?». Родители детей учат называть формы игрушек их величину, количество.

Через игровую деятельность формируются способности различать разные свойства и особенности предметов. У малыша формируется первое понятие о математике, хотя он об этом пока ещё не знает и не осознает. Сознание ребёнка в раннем детстве хаотичное. Родители учат детей сопоставлять, группировать предметы, называть их своими именами. Через наглядно-предметные действия они помогают ребёнку запоминать услышанное на основании предметных образов. До трёхлетнего возраста ребёнок уже умеет группировать предметы по их внешним признакам, цвету, форме. Так, например ребёнок может отложить зелёные игрушки от красных, выбрать карандаши из кучи других предметов и сложить их вместе, может сложить по размеру, по порядку колечки пирамидки. Занимаясь с предметами через игровую деятельность ребёнок сравнивает их. С этого и начинается первое знакомство с математикой.

Формирование математических представлений не ограничивается одной областью образования, она интегрируется с другими видами деятельности. Можно сказать, что математика повсюду.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]