Чтобы ребенок с удовольствием посещал логопедические занятия и с интересом выполнял предложенные ему задания, необходимо придумывать новые, интересные дидактические игры с разными картинками, сюжетами и материалом.
Вашему вниманию я предлагаю дидактические пособия для индивидуальных логопедических занятий на автоматизацию разных звуков, формирование интонационной выразительности, развитие зрительно-моторных координаций и так далее.
Данные пособия помогают разнообразить занятие, повысить эффективность коррекционной работы.
Самодельная дидактическая игра по автоматизации звуков «Дорога приключений»
Цель: закрепление и доработка навыка правильного произношения усвоенных ранее звуков.
Задачи: развитие слухового и зрительного внимания, восприятия; развитие зрительно-моторных координаций, ориентировки в пространстве; расширение словарного запаса
Материал: большая пустая коробка из-под конфет, вырезанные картинки из старых открыток и журналов, картинки с закрепляемым звуком.
Самодельная дидактическая игра для автоматизации звуков
Описание работы с пособием:
Ребенку предлагается отправиться в путешествие. По дороге он будет открывать волшебные двери и выполнять задания. Если все будет сделано правильно, то в конце путешествия он получит маленький сюрприз.
В конце путешествия ребенок получает маленький приз
Например, для автоматизации звука «р» можно взять маленькую машинку. Ехать по дороге, имитируя звук мотора р-р-р-рррр, подъехав к двери, открыть ее и произнести названия картинок. За последней дверью ребенок находит сюрприз – это может быть конфетка, картинка и др.
Логопедические игры на закрепление правильного произношения
На своих занятиях специалисты-логопеды используют следующие игры, изготовленные своими руками:
- «Отпусти шарики» на закрепление правильного произношения звука С. Нарисованные воздушные шарики разного цвета представляют собой слоги с этим звуком. Ребенок выбирает шарики и произносит прямые и обратные слоги. Также можно наклеить на шарики изображения предметов со звуком С.
- «Осенний листопад». Звук Ш слышим, когда метем самодельной миниатюрной метлой опавшие листья. На дорожках, нарисованных на картоне, лежат желтые, красные, коричневые листья. Ребенок имитирует подметание листьев, произнося звук. Затем переходим к подметанию дорожек со слогами и словами на Ш.
- «Играй, гармонь». Закреплять звуки в словах можно, используя самодельную гармошку с наклеенными предметными картинками на любой звук, который был поставлен ребенку, и который необходимо закрепить в речи дошкольника.
- «Волшебное дерево». Логопед рисует дерево с листьями или плодами, на которых написаны слоги или изображены предметы на необходимый для автоматизации звук.
- «Едем в далекие края». Паровозик везет вагоны – закрепляем звук Ч. В вагонах едут звери. Называя их, ребенок закрепляет правильное произнесение поставленного ему звука и составление небольших предложений.
Самодельная дидактическая игра «Волшебный мешочек»
Задачи: развитие мелкой моторики, пространственного восприятия, закрепление умение согласовывать числительные с существительным.
Описание работы с пособием:
Ребенок достает из большого мешка маленький мешочек, в котором находится лента с пришитыми к ней бусинами. Медленно вытягивает ленту и на каждой бусине считает. Например: одна шапка, две шапки, три шапки и так далее.
Задание можно усложнить, выполняя тоже упражнение с закрытыми глазами.
Игры на различение звуков в словах
Логопедические игры своими руками для дошкольников помогают научить детей различать звуки на слух, развивают их внимание, пополняют словарный запас.
- «Веселые превращения слов». Для этой игры хорошо подходит известное стихотворение А. Шибаева «Буква заблудилась»:
Говорят один рыбак
В речке выловил башмак,
Но зато ему потом
На крючок попался лом!
Необходимо найти слово, которое заблудилось, и заменить подходящим по смыслу. К этим четверостишиям готовятся и юмористические рисунки.
- «Забей гол». Футбольные ворота нарисованы на бумаге, штанги представляют собой буквы М и Л. На изображениях футбольных мячей гласные И, Ы, О, Е, Я, А. Забиваем гол и образуем слова: мил, мыл, мол, мел, мял, мал. Можно провести игру, читая такие слова:
— Если штангой сделать М, если штангой сделать Л, и забить в ворота И, будет … Ребенок называет получившееся слово. Так все буквы-мячи попадают в ворота.
- «Ребус». Разгадывание ребусов развивает логику, мышление и речь ребенка. Ребусы можно нарисовать самим, зашифровав в них любое слово или скороговорку, в которой используется поставленный ребенку звук.
- «Замена звука». У логопеда картинка с нарисованным предметом, он просит заменить начальный звук в слове. Бочка – дочка, точка, кочка, ночка. Заменять можно звуки в других частях слова. Коза – кожа, кора, коса.
- «Спрятавшееся слово». Показать предметные картинки. Ребенок называет, что изображено. В каждом слове находится еще одно, которое скрылось от нас. Спрашивает логопед: «Сможешь найти слово, которое спряталось?» Уточка – точка, коса – оса, полка – пол, столб – стол, волк – вол.
- Игры Лото и Домино можно изготовить вместе с детьми. Подобрать и наклеить предметные картинки на картон. Дошкольник проговаривает названия предметов, изображенных на карточках.
Эти логопедические игры своими руками используются для развития умения обобщать, анализировать, учат быть внимательными.
Многофункциональное логопедическое пособие своими руками «Домик с играми»
Структурное подразделение «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад №11 комбинированного вида»
Рузаевского муниципального района
«Домик с играми»
(многофункциональное логопедическое пособие своими руками)
Кулакова О. В.
Учитель-логопед
Рузаевка 2016г.
Актуальность.
Владение грамотной речью и умение выразить свои мысли – это необходимые навыки для будущих школьников, основа их успешной учебы. Важным моментом при подготовке к школе становится выбор методов обучения. Самый эффективный метод – использование дидактической, обучающей игры, как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в то же время – основного вида деятельности дошкольника. Таким образом, у дидактической игры две цели: одна из них – обучающая, которую преследует педагог, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Необходимо, чтобы эти цели дополняли друг друга и обеспечивали речевое оздоровление.
Работаю в детском саду учителем-логопедом с детьми с нарушениями речи. В своей работе использую разные игры и пособия, которые делаю сама. Мне нравятся многофункциональные пособия, поэтому изготовила пособие, с помощью которого можно решать сразу несколько задач. Пособие «Домик с играми»
мобильное и легкое в использовании. Оно имеет привлекательный вид и вызывают интерес многократной игры с ним.
Описание:
данное дидактическое пособие деревянное, выполнено в виде «домика». Стенки «домика» съемные, крепятся на липучке. К пособию прилагаются различные материалы, которые удобно размещаются внутри «домика».
Цель многофункционального дидактического пособия:
Всестороннее развитие речи детей дошкольного возраста.
Это пособие помогает решать множество задач: развивать умение классифицировать, находить лишнее, обогащать словарь, развивать речь, развивать логическое мышление, развивать внимание, память, автоматизировать звуки, проводить логопедическое обследование и т.д. Рассмотрим подробнее игры с этим пособием:
«Солнышко»
Цель:
создание игровой мотивации при выполнении артикуляционных упражнений.
«Геометрические фигуры»
—
Учить и знакомить ребенка с геометрическими фигурами не только важно, но и очень интересно! Необходимо проявить фантазию, придумать игры и задания для детей. Вот, например, «Сортер» — это одна из первых развивающих игрушек малыша, позволяющая узнать о свойствах разных фигур. Его суть заключается том, что для определенного отверстия нужно подобрать игрушку соответствующей формы (шарик, кубик и другие). Ребенок очень быстро начинает понимать, что к чему, такая игрушка не только учит ребенка быстро различать фигуры разной геометрической формы, но и тренирует мелкую моторику пальцев, а также развивает логическое мышление.
«Доска настроения»
— оформляется в начале и в конце любого занятия. Здесь ребята отражают свое настроение в виде пиктограммы.
- Цель:
Учить распознавать и передавать эмоциональные проявления с помощью мимики.
- Обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции и чувства.
- Воспитывать уважение друг к другу.
«Фланелеграф»
Какие игры можно придумать с фланелеграфом? Здесь простор фантазии неограничен. С фланелеграфом изучаем цвета, формы, размеры, цифры, учимся читать, группировать, сравнивать, устраиваем различные театры и многое другое. А самое главное:
- Формирование способности детей к самообучаемости.
- Развитие умений не только технически исполнить роль, но и передать свое отношение к ней.
Но самое любимое занятие детей – вешать и снимать картинки с фланелеграфа самостоятельно, по своему сценарию и делать это многократно.
«Теневой театр»
— очень удивительный и зрелищный вид театрального искусства. Широко известны теневые представления, в которых с помощью ладоней изображаются различные животные и люди. Этот прием можно смело использовать в театре теней. С помощью театра активно поддерживаем стремление детей к прекрасному. Стараемся вовлечь детей в интересный и творческий процесс, где они раскрепощаются и раскрываются как маленькие артисты.
«Подбери по цвету»
Цель:
- стимулировать и поддерживать желание самостоятельно приобретать знания в процессе доступных видов деятельности
- развивать интерес к математической стороне.
- способствовать проявлению и развитию специфических элементов математических способностей
- вызвать интерес к школе, социальную готовность к ней
- воспитывать желание познавать новое.
«Магнитная доска»
Цель:
создание условий для ознакомления детей со свойствами магнита. Развитие творческой активности, воображения, познавательных способностей.
«Караоке»
На логопедических занятиях использую опыт и наработки музыкального руководителя. После артикуляционной гимнастики провожу музыкальную разминку, чтобы повторить правильное произношение автоматизируемого звука, и подготовить детей к более сложному речевому материалу. Использую для этого картинки с изображением музыкальных инструментов или сами инструменты (как настоящие, так и муляжи). Дети пропевают слоги (открытые, закрытые, со стечением согласных, прямые, обратные) на простую мелодию, изображая игру на этих инструментах. Если на занятии используются настоящие инструменты – поем и играем. Во время такой разминки дети поют тихо и громко, медленно и быстро, плавно и отрывисто, хором и индивидуально, «оркестром» (поют все, но каждый пропевает свой слог). Задания зависят от индивидуальных особенностей ребенка. Инструменты и речевой материал меняется.
«Паутинка»
С помощью резинки ребята создают различные виды, формы паутинок.
Цель
данной игры: развитие воображения, приобретение навыков самостоятельности игровой самостоятельной игровой деятельности и общения.
«Время»
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Цель:
Развитие временных представлений у дошкольников старшей группе.
«Волшебная муфточка»
С помощью этой игры ребята могут поприветствовать друг друга, просовывая руки в отверстия с обеих сторон и находя другую руку, пожать ее. Также можно поиграть в игру «Чудесный мешочек».
«Геоконт»
«Геоконт» — это оригинальная игра, направленная на логико-математическое развитие дошкольников, знакомство их с предметным миром, формирование навыков конструирования и решения творческих задач
Цель:
- освоение названий и структуры геометрических фигур, их размера;
- развивать умение строить симметричные, несимметричные фигуры, узоры, ориентироваться в пространстве; различение цветов радуги;
- развивать умение конструировать фигуры по схеме, картинке, словесному алгоритму и собственному замыслу; внимание, память, элементы логического мышления; воображение, творческие способности; пальцевую и кистевую моторику рук.
- формируем способность детей к самообучаемости, также интерес к школе, социальную готовность к ней
- развиваем умение не только технически исполнить роль уже ученика, школьника, но и передать свое к ней отношение;
- способствовать развитию воображения, творческих проявлений детей, интереса к участию в игровой деятельности и художественной с элементами творчества, радости, от реализации своих замыслов и желаний.
Как играть.
Игра размещается на доске. Ребенок натягивает резинки на гвоздики и создает предметные силуэты, геометрические фигуры, узоры, цифры, буквы по образцу, словесному алгоритму и собственному замыслу. С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры и буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение. Универсальность по отношению к образовательным программам.
«Мы художники, творцы!»
Цель:
- стимулировать и поддерживать желание самостоятельно приобретать знания в процессе доступных видов деятельности
- развивать интерес к изобразительной деятельности, в том числе и совместной, поддерживать заинтересованность конкретными её видами
- развивать изобразительные способности и одарённость детей
- содействовать обогащению изобразительного опыта детей в создании художественного образа на доступном им уровне
- развивать творческую активность, воображение, познавательные способности средствами изобразительного искусства
- вызвать интерес к школе, социальную готовность к ней
- воспитывать желание фантазировать и рисовать придуманное на листе бумаги
«Мои пальчики — мои помощники»
- Шнуровка «Гвоздик»
- «Лабиринт»
- Тактильная доска «Добрые ладошки»
- «Разноцветные пробочки»
Цель:
- развивают фантазию ребёнка,
- внимание, мелкую моторику рук и координацию движений,
- развивают интерес детей к сотрудничеству, навыки речевого и деятельного общения со взрослыми и сверстниками, обогащать опыт «игрового общения»
- способствуют развитию воображения, творческих проявлений детей, интереса к участию в игровой деятельности и художественной с элементами творчества, радости, от реализации своих замыслов и желаний.
- формируют способность детей к самообучаемости.
- развивают умение не только технически исполнить роль, но и передать свое к ней отношение;
- воспитывают желание помогать, сопереживать персонажу и проявлять заботу о них и других. Воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему, эмоциональную отзывчивость на состояние других людей, добрые чувства.
Идеи многофункционального пособия небезграничны. Содержимое игр может быть разнообразным (всё будет зависеть от педагога, его воображения и задач, решаемых в играх). Это могут быть игры для развития: мелкой моторики, логического мышления, связной речи, а также игры для автоматизации и дифференциации различных звуков.
Театральная игровая деятельность детей на занятиях у логопеда
Логопедические занятия для детей не обходятся и без использования элементов театральной игровой деятельности дошкольников. Фигурки для театра можно изготовить самим. Это может быть пальчиковый театр. Из бумаги делаются маски сказочных героев, они одеваются на палец, и разыгрывается представление. В настольном театре сказочные персонажи, сделанные из картона, вставляются в катушки из-под ниток. Интересен также и театр теней. Для него необходим небольшой экран белого цвета с подсветкой и черные фигурки героев.
Можно с детьми придумать и свои необычные сказки, где героями могут быть овощи, фрукты, предметы быта. Небольшие театральные постановки приносят радость, развивают фантазию детей, укрепляют память, делают речь многообразной и правильной.
Логопедические игры для детей играют основную роль в развитии правильного произношения у дошкольников.