КОМПЛЕКС БОДРЯЩЕЙ ГИМНАСТИКИ НА МАЙучебно-методический материал (старшая группа)
КОМПЛЕКС БОДРЯЩЕЙ ГИМНАСТИКИ НА МАЙ
1-й комплекс «Жук»
И.п.: сидя, ноги скрестно. Грозить пальцем. В группу жук к нам залетел, зажужжал и запел: «Ж-ж-ж!»
Отвести руку вправо, проследить глазами за направлением руки, то же в другую сторону.
Вот он вправо полетел, каждый вправо посмотрел.
Вот он влево полетел, каждый влево посмотрел.
Указательным пальцем правой руки совершить движения к носу. Жук на нос хочет сесть, не дадим ему присесть.
Направление рукой вниз сопровождают глазами. Жук наш приземлился.
Стоя, ноги врозь. Делать вращательные движения руками («волчок») и встать.
Зажужжал и закружился «Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж».
Отвести руку в правую сторону, проследить глазами. То же в другую сторону.
Жук, вот правая ладошка, посиди на ней немножко,
Жук, вот левая ладошка, посиди на ней немножко.
Поднять руки вверх, посмотреть вверх. Жук наверх полетел и на потолок присел.
Подняться на носки, смотреть вверх. На носочки мы привстали, но жучка мы не достали.
Хлопать в ладоши. Хлопнем дружно, Хлоп-хлоп-хлоп.
Имитировать полет жука. Чтобы улететь не смог, «Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж».
Жук, вот правая ладошка, посиди на ней немножко,
Жук, вот левая ладошка, посиди на ней немножко.
Поднять руки вверх, посмотреть вверх. Жук наверх полетел и на потолок присел.
Подняться на носки, смотреть вверх На носочки мы привстали, но жучка мы не достали.
Хлопать в ладоши. Хлопнем дружно, хлоп-хлоп-хлоп.
Имитировать полет жука. Чтобы улететь не смог, «Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж».
2-й комплекс
1. «Глазки просыпаются».
Слегка глазки растираем, а потом сладко зеваем.
И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-4 — слегка погладить закрытые глаза; 5-8 — сделать расслабляющий звук зевоты. Повторить 4 раза.
2. «Головка проснулась». Мы почти уже проснулись и друг другу улыбнулись.
И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-2 — поворот головы на подушке вправо; 3-4 — и. п.; 5-6 — поворот головы на подушке влево; 7-8 — и. п. При повороте головы улыбаться друг другу. Повторить 6 раз,
3. «Ручки проснулись». Потянулись мы немножко. Здравствуй, солнышко в окошке!
И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 — поднять правую руку вверх; 2-3 — потянуть правую руку; 4 — опустить на постель правую руку. То же для левой руки. Повторить 6 раз.
4. «Ножки проснулись». Хотим тоже потянуться и совсем-совсем проснуться.
И. п. — то же. 1 — прямую правую ногу поднять вверх; 2-3 — потянуть правую ногу; 4 — опустить правую ногу на постель. То же для левой ноги. Повторить 6 раз.
5. «Ножки совсем проснулись». Ножками мы поболтаем и до трех мы посчитаем.
И. п. — лежа на животе с опорой на локти аккуратно поддерживать ладонями подбородок. 1-8 — поочередно сгибать и разгибать ноги в коленях. Повторить 4 раза.
Умываться мы идем, одеваться мы идем –
Очень дружные ребята! Потом песенку споем.
Ля-ля-ля, ля-ля-ля! Вот такие мы, друзья!
Дыхательные упражнения.
1. «Аист».
И.п.: На вдохе поднять руки в стороны. Ногу, согнутую в колене, гордо вывести вперед, зафиксировать. На выдохе сделать шаг. Опустить ногу и руки, произнося «ш-ш-ш».
2. Воздушные шары».
И.п.: Выполнять в ходьбе по площадке. 1 — руки в стороны, вверх, вдох через нос, выполнить хлопок в ладоши («шар лопнул»); 2 — руки в стороны, вниз, произнося «с-с-с» или «ш-ш-ш» («шарик спустился»).
3. «Ворона».
И.п.: о.с. Сделать вдох через нос, руки поднять через стороны вверх. Приседая, опустить руки на голову, произнося «кар-кар-кар».
4. «Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит».
И.п.: о.с. 1— вдох — руки в стороны; 2 — выдох — наклон туловища вправо; 3 — вдох — вернуться в и.п.; 4 — то же влево.
5. «Ежик».
И.п.: сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди. Выпрямить ноги («ф-ф-ф»).
Сон в жизни малыша играет большую роль. Одна из его главных задач — это восстанавливать силы за прошедший день и давать энергию на будущее. Процесс пробуждения после дневного и ночного сна не менее важен. Большинство деток просыпаются с плохим настроением, а некоторых крох и вовсе не разбудить. Это усложняет жизнь молодым родителям, так как малыши могут находиться без настроения в течении всего дня. Чтобы этого не происходило, можно на постоянной основе ввести в ритуал на пробуждение оздоровительный комплекс домашних упражнений. Заниматься гимнастикой можно вместе с малышом не вставая с постели.
Во многих детских садах уже несколько лет практикуется детская гимнастика после сна. Она помогает малышам легче просыпаться, придает бодрости и помогает более комфортно проводить день. Некоторые упражнения можно выполнять в домашних условиях. Важно проводить зарядку в позитивном и игровом ключе, чтобы она доставляла удовольствие вам и вашему малышу.
Маленькие детки быстро растут, поэтому важно с раннего возраста начинать легкие физические нагрузки. Для того, чтобы расти здоровыми им понадобится много сил и энергии. Дети, которых закаляют с раннего возраста редко болеют, а также их выдает здоровая активность и любознательность. Такие малыши любят общаться со сверстниками и легко идут на контакт с людьми.
Гимнастика после дневного сна хорошо развивает:
- зрение;
- речь;
- память;
- выносливость;
- терпение.
Бодрящая гимнастика после сна помогает легче перенести пробуждение. Перед тем, как приступить к комплексу упражнений важно подготовить спальню малыша:
- проветрить помещение;
- впустить свет в комнату;
- уберите все лишнее с кровати и пола, чтобы это не стесняло движения;
- подготовьте музыку;
- если занятия проходят с дополнительной атрибутикой ее необходимо заранее подготовить. (мяч, скакалка, обруч, массажный плед).
Начинать выполнять упражнения можно прямо в кровати, после того как ребенок открыл глаза. Важно постепенно наращивать темп, не торопиться:
- Медленное пробуждение. Вначале включите музыку тихо, по мере пробуждения можно увеличить громкость. Для более позитивного настроя выбирайте музыку, которая нравится малышу, даже если она не будет слишком ритмичной. Пустите свет в спальню, откройте шторы. Откиньте одеяло с малыша, проведите своими руками по всему телу ребенка начиная с плеч и заканчивая пятками. Можно сделать легкий массаж ступней и ладошек.
- Разминка. Самое простое с чего можно начать это потягивание. Дайте малышу потянутся несколько раз. Далее можно показать малышу упражнение с подниманием по очереди рук и ног, а также аккуратно выполнить круговые движение шеей. Сделайте вместе с ребенком дыхательную гимнастику: вдыхайте и выдыхайте воздух несколько раз полной грудью. После того, как ребенок окончательно проснется, можно переходить к более серьезным упражнениям, где нужно, чтобы малыш стоял.
- Легкие игровые упражнения. Перед началом зарядки рекомендуется проветрить спальню, где спит малыш. Это делается для того, чтобы можно было совместить процесс гимнастики с легким закаливанием. Легкая зарядка включает в себя следующий комплекс упражнений: подняться и ходить на носочках, затем на пяточках, высоко поднимать колени, перекатываться с пяточки на носок и обратно, руками можно делать небольшие круговые движения начиная с плеч, медленные наклоны из стороны в сторону, а также вперед и назад. Далее нагрузку можно постепенно увеличивать.
Как только ваш малыш начнет заниматься гимнастикой после сна, положительный эффект не заставит себя долго ждать. Пробуждение не будет даваться малышу с таким трудом как это было раньше. Для того, чтобы занятия были эффективными достаточно выполнять упражнения по 3-4 раза, чередуя нагрузку с отдыхом. Тогда мышцы малыша будут всегда в тонусе. Важно следить, чтобы дыхание ребенка во время выполнения упражнений было равномерным и спокойным.
Основная цель упражнений после пробуждения состоит в том, что ребенок, выполняя их легче переходил из сонного состояния к бодрствованию.
Гимнастика после сна имеет следующий положительный эффект:
- улучшает настроение;
- повышает усидчивость ребенка;
- предотвращает различные заболевания (сколиоз и плоскостопие);
- укрепляет систему дыхательных путей;
- улучшает нервную систему (делает ее более выносливой);
- делает крепким иммунитет ребенка;
- ребенок с детства начинает вести правильный образ жизни, начиная свой день с упражнений.
Гимнастика после ночного и дневного сна не имеет принципиальной разницы. Единственное, что нужно регулировать это время. После ночного пробуждения не стоит проводить занятия больше 15 минут. А вот после дневного сна, можно уделить гимнастике около полу часа. Необходимо смотреть за состоянием ребенка, комплекс упражнений не должен быть утомительным. Важно, чтобы ему было интересно и весело. В противном случае, малышу может надоесть и в последствии он потеряет интерес. Чтобы этого не произошло, следите за состоянием малыша и регулируйте время исходя из его настроения. Уже через несколько дней практики, вы будете точно знать, что нравится именно вашему ребенку.
Для каждой возрастной группы существуют различные комплексы упражнений. То, что подойдёт для малыша 2 лет, будет уже не совсем актуально для ребенка, которому 3 года и более. Поэтому выбирая упражнения важно смотреть на физическую подготовку ребенка и учитывать возрастные ограничения.
Дети школьного и дошкольного возраста, могут выполнять более сложные физические упражнения:
- Кошка. Ребенок становится на четвереньки и прогибается в спинке вниз и обратно вверх. Спина принимает форму колеса.
- Колобок. Малыш ложится на спину, поджимает колени к животу, руками обхватывает ноги и катается вперед-назад, работают мышцы пресса.
- Велосипед. Одно из самых популярных упражнений. Его часто делают не только детки, но и взрослые. Упражнение выполняется в положении лежа на спине. Ребенок поднимает ноги и начинает делать круговые движения, имитируя езду на велосипеде.
Если вы делаете гимнастику, соблюдаете все правила, а ребенок все равно просыпается капризный, без настроения или вовсе не хочет вставать. Стоит обратить внимание на ритм дня малыша. Сколько он бодрствует, спит ли малыш достаточно для своего возраста, есть ли в его режиме дня время для расслабления перед сном? В этих и во многих других вопросах касательно детского сна, поможет разобраться сертифицированный консультант по детскому сну Татьяна Кремнева. Приходите на страницу в инстаграм «Сон малыша», читайте посты, смотрите прямые эфиры.
Детки, которые выполняют физические упражнения после сна, реже болеют или значительно проще переносят различные заболевания. Прежде чем начать практиковать домашнюю гимнастику, можно проконсультироваться с педиатром на тему противопоказаний.
Автор: Татьяна Кремнёва.