Краткосрочный проект «День психологии в детском саду»


Что психолог ДОУ не имеет права применять в работе с детьми

Детская психология – это не раздел медицины, поэтому психолог ДОУ:

  • не имеет права диагностировать болезни;
  • не назначает медикаменты;
  • не проводит специфическое лечение;
  • не составляет какую-либо программу, призывающую родителей к обязательным действиями в воспитании своих детей.

Также законодательством строго запрещены любые манипуляции, которые способны нанести вред физическому или психическому здоровью воспитанников!

Повторяем, работа психолога носит рекомендательно-консультационный, исследовательский и помогающий характер, поэтому главными моментами его профессиональной деятельности будут:

  • советы, помогающие в акклиматизации дошколят к условиям детского сада;
  • помощь в развитии и взаимодействии детей с окружающим миром;
  • анализ и коррекция ситуативных и поведенческих моментов, которые могут нанести вред здоровью ребят;
  • поддержка детишек, их родителей и персонала ДОУ во взаимодействии и взаимопонимании между собой.

Повышение квалификации

Педагог-психолог обязан регулярно повышать свою квалификацию, проходить курсы, посещать методические объединения психологов, участвовать в семинарах, осваивать новые технологии развития и обучения детей.

Педагог-психолог должен знать:

  1. Законы, постановления и другие нормативные правовые документы сферы образования, в том числе Конвенцию о правах ребенка.
  2. Психологию: общую, дифференциальную, детскую, возрастную, психологию личности, социальную, медицинскую, основы психологии труда и психологического консультирования.
  3. Общую педагогику, нейропсихологию, основы дефектологии.
  4. Нормы охраны труда и правила техники безопасности.
  5. Правила оказания первой доврачебной помощи.

От того, насколько профессионально психолог выполняет свои обязанности, зависит успешное развитие дошкольников, их эмоциональное благополучие и даже психологический климат в педагогическом коллективе. Это специалист, который помогает детям, их родителям и персоналу жить дружно, развиваться и учиться вместе, чувствуя себя легко и комфортно.

План Недели психологии «Доброта нужна всем людям»

Доброта – это внутреннее качество каждого из нас. Люди, способные на на добрые поступки, редкое явление в современном мире и сегодня их по праву можно назвать волшебниками. Ведь они готовы на добрые дела и зимой, и летом.

Дети – это наша радость, но не всегда они в силах заметить, как сказали обидное слово друг другу, поссорились с кем — то и не могут помириться. Неделя психологии «Доброта нужна всем людям» направлена на развитие внимания к сверстнику, формирование представлений о добре и зле, формирование доброжелательного отношения к друг другу.

В пословицах русского народа говорится: «Жизнь дана на добрые дела», поэтому девизом нашей недели стали слова: «Доброта нужна всем людям, пусть побольше добрых будет!»


План Недели психологии «Доброта нужна всем людям»


План Недели психологии «Доброта нужна всем людям»


Планы недели психологии в детском саду

Понедельник «День доброты»

  1. Акция — мотиватор для педагогов и родителей воспитанников «Делай добро» — оформление коридора ДОУ высказываниями и пословицами о добре и добрых делах.
  2. Тренинг с элементами беседы «Что такое доброта?», психогимнастика «Ладошки», игры «Я не должен – я должен», «Секрет», «Мост дружбы».
  3. Просмотр и обсуждение презентации с героями сказок.
  4. Рисование портрета доброго человека.
  5. Оформление выставки детских рисунков «Самый добрый человек».
  6. Флешмоб «Минута объятий». (весь детский сад)
  7. Акция для родителей «Продолжите высказывание» — «Добрый человек — это…»

Участники: воспитанники старших групп, педагоги, родители детей старших групп.

Вторник «День хорошего настроения»

  1. Акция «Добрые пожелания в шкатулке».
  2. Игры с детьми: «Волшебные руки», «Кто больше скажет добрых и теплых слов», «Добрые эльфы и люди», отгадывание загадок о добрых и злых героях сказок, упражнение «Узелок добрых дел».
  3. Просмотр мультфильмов о добрых поступках.
  4. Консультации для родителей «Посеять в детских душах доброту», «Секреты воспитания вежливого ребенка».

Участники: воспитанники средних групп, педагоги, родители детей средних групп.

Среда «В гости к малышам»

  1. Акция «Зонтик предсказаний».
  2. Акция «Книжки для малышей».
  3. Дети — детям «Подарите радость малышам» — подарки сделанные своими руками для самых маленьких детей детского сада; игры с детьми ранней группы (участвуют педагоги и воспитанники старших групп).
  4. Мастер-класс для педагогов «Ангел добра».

Участники: воспитанники ранней группы, старших групп, педагоги, специалисты и родители ранней группы.

Четверг «День добрых дел»

  1. Акция «Полянка весеннего настроения».
  2. Тренинг для детей «Спешите делать добро».
  3. Дети — детям «Книжкина больница».
  4. Оформление коллажа «Наши добрые дела».
  5. Просмотр мультфильма «Цветик-семицветик».

Участники: воспитанники подготовительных групп, педагоги, родители.

Пятница «Миром правит доброта»

  1. Акция для педагогов и родителей «Пожелания друг другу».
  2. Бесплатные объявления «Возьми немного счастья».
  3. Активизирующее общение «Добрым быть полезно».
  4. Дети — детям «Театр для малышей» — участвуют воспитанники средних групп и педагоги.

Участники: воспитанники младших и средних групп, педагоги, родители.

Итог недели

  1. Выпуск газеты «Доброта нужна всем людям».
  2. Оформление информационного плаката «Что такое доброта устами детей».
  3. Анкетирование — отзыв педагогов и родителей.

Тема: План Недели психологии «Доброта нужна всем людям». Автор: Фролова Юлия Михайловна педагог-психолог МБДОУ Детский сад «Колобок» Курганская область, г. Петухово.

Проект в ДОУ «Год перед школой»

  • 22 мая 2015

Конференция «Проектная деятельность в образовательном учреждении — 2015»
Номинация «Педагогический проект в дошкольном учреждении»

Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе значит быть готовым всему этому научиться» Венгер Л.А.

В настоящее время детский сад и школа решают сложные задачи перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты. По закону от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» дошкольное образование является первой ступенью общего образования. Согласно статье 44 «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

В современном образовании в качестве одной из наиболее актуальных признается проблема формирования у детей старшего дошкольного возраста психологических качеств, которые обеспечивали бы успешность адаптации на новой ступени образования и освоения учебной деятельности в процессе обучения в школе.

Работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, включает в себя коррекционно-воспитательное воздействие со стороны ДОУ и родителей. Сотрудничество семьи и детского сада является необходимым условием готовности ребенка к обучению в школе. Согласно ФГОС ДО взаимодействие с семьями воспитанников включает: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей (п. 1.6); создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности (п.3.1).

Следует отметить, что в нашем ДОУ не все родители имеют представления о психофизических возможностях детей, которые позволяют им успешно овладевать различными видами деятельности, нормами поведения, необходимыми при обучении в школе. В то же время со стороны современных родителей наблюдаются: недостаток времени, неоправданно завышенные требования к образованности детей без учета реальных возможностей дошкольников. Именно поэтому актуальной становится разработка совместного проекта педагога-психолога и учителя-логопеда для родителей «Год перед школой».

Цель: создание благоприятных условий для воспитательного опыта родителей и повышения эффекта семейной социализации дошкольников в преддверии школы.

Задачи:

1. Создать представления у родителей о психологических качествах, которые обеспечивали бы успешность адаптации ребенка на новой ступени образования и освоения учебной деятельности в процессе обучения в школе.

2. Сформировать у родителей практический опыт игрового партнерства с детьми:

  • познакомить с играми, развивающими познавательную сферу ребенка;
  • показать возможность использования слова как игрового средства общения с ребенком.

3. Обогатить методическую копилку для родителей «Год перед школой».

Ожидаемые результаты:

Установление партнерских отношений – дети, педагоги, родители.

Формирование представления у родителей о семье – как основном ресурсе подготовке ребенка к обучению в школе.

Сформированность универсальных учебных действий будущих школьников.

Успешность адаптации ребенка в школе.

Тип проекта:

  • По доминирующей в проекте деятельности: коррекционно-развивающий.
  • По содержанию: психолого-педагогический.
  • По характеру контактов: в рамках ДОУ.

Срок реализации: август 2014 года – май 2015 года.

Практическое применение проекта: для воспитателей, учителей-логопедов, педагогов-психологов ДОУ.

Участники реализации проекта: Дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, учитель – логопед, педагог – психолог, учителя начальных классов. Занятия для родителей проводятся 1-2 раза в месяц продолжительностью 30-40 минут.

Практическая значимость проекта заключается в разработке психолого-педагогических рекомендаций для родителей, способствующих развитию у детей психологических качеств, которые обеспечивали успешность адаптации ребенка на новой ступени образования и освоения учебной деятельности в процессе обучения в школе. Разработанный методический материал может быть полезен родителям, педагогам-психологам, учителям-логопедам.

Все результаты и практические материалы, полученные в ходе работы по реализации проекта найдут отражение:

  • в материалах публикаций в СМИ; сайтах, блоге детского сада;
  • в проведение мастер-классов и в выступлениях педагогов на семинарах научно-практических конференциях и заседаниях методических объединений;
  • в создании медиатеки авторских разработок.

Приложение № 1.

Приложение № 2.

Автор: Гирш Ирина Семеновна, педагог-психолог высшей квалификационной категории, стаж работы 40 лет, Шишлянникова Наталья Валерьевна, учитель-логопед первой квалификационной категории, стаж работы 15 лет, МБДОУ Детский сад присмотра и оздоровления «Санаторный», г. Абакан, республика Хакасия.

Диагностика

В современных детских садах занятия проводятся по программе воспитания и обучения, которую утвердило на ближайшие годы Министерство образования. То есть, все занятия в саду структурированы и проводятся исходя из требований к уровню знаний по возрастным категориям детей. Скажем, к трем годам дети должны знать цвета и понимать, что такое «больше» и «меньше», а к шести – уметь считать до 20, решать несложные примеры на прибавление и вычитание, и хорошо усвоить, чем гласный звук отличается от согласного – это уровень, который нужен для поступления в школу.

Программа-проект: «Психологическое здоровье дошкольников»


Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным –

сделайте его крепким и здоровым.

Жан Жак Руссо

Программа (проект) «Психологическое здоровье дошкольников: сохранение и укрепление»

Автор-составитель:

Таранова Надежда

Цель:
* развитие и укрепление психологического здоровья дошкольников;* психопрофилактика и коррекция негативных проблем.
Задачи:
* создать условия для полноценного физического и психического развития дошкольников, их эмоционального и личностного благополучия.
* скорректировать действия всех участников воспитательно-образовательного процесса для эффективного развития и укрепления психологического здоровья детей.

* вовремя выявить проблему и оказать соответствующую помощь ребёнку.

* обеспечить выпуск ребёнка к школе в соответствии с разработанной «Моделью выпускника»

«Модель» выпускника ДОУ «Солнышко»

Развитие познавательной

деятельности

Развитие психофизиологических функций

Состояние здоровья

Психологическая и социальная готовность к школе

  • Нарушений в фонематическом строе речи, в звукопроизношении нет, речь правильная, отчетливая;
  • Нарушений в фонематическом строе речи, в звукопроизношении нет, речь правильная, отчетливая;
  • Группа здоровья и антропометрические данные соответствуют возрасту;
  • Группа здоровья и антропометрические данные соответствуют возрасту;
  • Представления о мире достаточно развернуты и конкретны;
  • Представления о мире достаточно развернуты и конкретны;
  • Желание учиться в школе;
  • Желание учиться в школе;
  • Ребенок выполняет физические движения соответствующие возрасту
  • Речь сдержана, выразительна, грамматически правильна;
  • Осознает важность и необходимость учения;
  • Рука развита хорошо: ребенок владеет карандашом, ножницами;
  • Достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, адекватно ведет себя;
  • Проявляет положительное эмоциональное состояние в движении.
  • Достаточно хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения, подвижен, ловок;
  • Ребенок познавателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно;
  • Хорошо координирует себя в системе «глаз – рука»;
  • Поведение организованное
  • Правильно определяет содержание, смысл анализируемого, обобщая в слове, умеет сравнивать, обнаруживает закономерные связи
  • Удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает средства, проверяет результат;
  • Объем зрительного восприятия соответствует средним показателям возраста
  • Темп деятельности соответствует средним показателем возраста

Весь процесс, начиная от поступления ребёнка в ДОУ и заканчивая поступлением в 1 класс общеобразовательной школы, просматривается в данной программе (проекте) как единый комплексный процесс сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников

Структура программы (проекта):

Программа (проект) предусматривает
3 подпрограммы:

  • «Тропинка в детский сад»(Адаптация ребёнка к ДОУ) –IиIIмладшие группы;

2.
«Тропинка к своему Я»(Эмоционально-личностное развитие детей)– средняя и старшая группа;
3.
«Тропинка в школу»(Подготовка в школу и профилактика дезадаптации) – подготовительная группа.

Каждая подпрограмма:

  • Рассчитана на определённый возраст;
  • Имеет свою цель и задачи, необходимые для решения и получения положительного результата в работе;
  • Позволяет планирование мероприятий для профилактической и коррекционно-развивающей работы после отслеживания первичных результатов диагностики;
  • Имеет свой механизм реализации;
  • Формы работы с детьми, родителями и сотрудниками ДОУ;
  • Имеет свои ожидаемые результаты.

Содержание программы (проекта):

1. Подпрограмма «Тропинка в детский сад»
(Адаптация ребёнка к ДОУ) –IиIIмладшие группы
Цель:

психодиагностика, профилактика и преодоление дезадаптации младших дошкольников к условиям детского сада.

Задачи:

  • Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.
  • Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей.
  • Закладывать основы будущей личности.

2. Подпрограмма «Тропинка к своему Я»
(Эмоционально-личностное развитие детей: коррекция и профилактика наиболее типичных проблем в развитии детей дошкольного возраста)Средние и старшие группы
Цель:

Психопрофилактика и коррекция
развития
эмоционально-личностной сферы

дошкольников

Задачи:

  • Обучение положительному самоотношению

и принятию других людей.

  • Обучение рефлексивным умениям.
  • Формирование потребности в саморазвитии.
  • Содействие росту, развитию ребёнка.

3. Подпрограмма «Тропинка в школу»
(подготовка в школу и профилактика дезадаптации)подготовительная к школе группа
Цель:

Подготовка ребёнка к школе и профилактика дезадаптационного периода

Задачи:

  • Развитие инициативности,

любознательности, произвольности,

способности к творческому самовыражению;

  • Стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;
  • Развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста);
  • Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения.

В подпрограмму входят следующие
минипрограммы:

  • Минипрограмма для дошкольников, посещающих подготовительную к школе группу:

«Введение в школьную жизнь».

2. Минипрограмма для домашних детей, поступающих в первый класс:

«Пять июньских встреч».

Этапы реализации работы по Программе «Психологическое здоровье: сохранение и укрепление» в течение учебного года

  • 1. Диагностический

1

. Адаптационный процесс у младших дошкольников;

2.

Эмоционально-личностное развитие детей среднего и старшего возраста;
3.
Подготовка к школе детей

— Разработка индивидуальных и групповых форм работы.

  • 2. Информационно-просветительский

— Информирование родителей об имеющихся нарушениях в развитии детей и способах коррекционно- развивающей работы. — Просвещение педагогов и сотрудников ДОУ о внедрении и реализации коррекционно-развивающих программ в образовательный процесс.

  • 3. Практический

Организация воспитательной, коррекционно-развивающей деятельности в соответствии с целями и задачами программы.

  • 4. Контрольный (аналитический)

Определение эффективности коррекционной и профилактической работы с детьми дошкольного возраста на заключительном этапе. Диагностика. Мониторинг. Отслеживание динамики развития детей на разных возрастных этапах. Выводы и предложения.

Ожидаемые результаты:

  • Положительная адаптация детей к условиям ДОУ;
  • Психоэмоциональное благополучие детей;
  • Хорошая адаптация к школе;
  • Соответствие детей-выпускников д/с «Модели выпускника ДОУ»

Педагогическая

Психолог – это в первую очередь педагог, задачей которого является всестороннее развитие каждого ребенка. Для выполнения этой задачи психологи в детских садах:

Читайте также: Политическая партия эсеры

  • разрабатывают развивающие и обучающие программы для деток всех возрастных категорий;
  • составляют график развивающих игр;
  • проводят игровые психотесты для контроля за развитием деток;
  • разрабатывают методы социальной адаптации и усвоения базовых навыков (сюда относятся: правила поведения, взаимодействие в коллективе, представления о мире и прочие);
  • проводят обучающую работу с персоналом;
  • беседуют с родителями деток;
  • разрабатывают мероприятия по адаптации проблемных ребят (с поведенческими нарушениями, без серьезных психических либо физических расстройств).

Помощь педагогам

Психолог обязан активно взаимодействовать с педагогическим коллективом детского сада. Работа с сотрудниками может проводиться в различных направлениях:

  1. На педагогических советах, собраниях, лекциях и семинарах специалист рассказывает об эффективных методах и приемах, которые позволяют наилучшим образом выстроить работу с воспитанниками.
  2. При необходимости психолог помогает воспитателю установить контакт с ребенком, подсказывает подходящие формы и методы взаимодействия.
  3. Педагог-психолог способствует решению конфликтных и нестандартных ситуаций, возникающих в коллективе. Поддерживает благоприятный психологический климат.
  4. Любой сотрудник детского сада может обратиться к педагогу-психологу не только по рабочим, но и по личным вопросам.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]