Практический материал по автоматизации звуков [т]-[д]

Речь каждого человека состоит из звуков. От того насколько правильно произносятся буквы зависит развитие ребенка. Если кроха до 5 – 6 лет допускает ошибки в воспроизведении фонем необходимо обратиться за помощью к специалисту.

В последнее время среди детей все чаще встречается неправильное произношение буквы Д. Чтобы устранить дефект следует проводить постановку и автоматизацию звуков «Д» и «Дь».

Виды отклонений

Характеристика дефектов произношения:


  1. Оглушение.

    Согласный звонкий
    звук «Д» на разных позициях в словах переходит в
    парную
    глухую
    согласную
    «Т». Нарушение возникает из-за сходности расположения артикуляционного аппарата при воспроизведении, плохого развития фонематического восприятия и органических недостатков речевых органов. Устранение дефекта проводится заново с помощью фонемы «Б».
  2. Открытая гнусавость. Замена звука
    «Д» на «Н». Занавеска неба опущена. Кончик языка не отталкивается от резцов. Отсутствует толчок воздушной струи из ротовой полости. Воздух выходит сплошным образом из носовой полости.
  3. Щелкающий «Д». Коррекция проводится с помощью регулирования дыхания во время произношения.

Провести проверку правильного воспроизведения можно в виде маленького тестирования подходит для старшей

группы
дошкольников
:

  1. Взрослый проговаривает предложения с частым повторением буквы. Например, Дина дует в дудку. Малыша просят повторить услышанное.
  2. С помощью иллюстраций предметов со звуком «Д» и «Дь». Расположить картинки
    перед ребенком. Попросить назвать, что изображено на них (дуб, дом, дыня, дети, дупло и т.д.)
  3. Поиск нужного рисунка. Взрослый говорит название одного изображенного предмета среди представленных картинок, а малыш отыскивает его и называет.

Такие простые задачи используются в подготовительных группах

для определения дефектов звукопроизношения и с целью развить мыслительные способности детей. Подобные занятия применяются для всех видов фонем.

Причины нарушения произношения

Возникновению неправильного воспроизведения мягкого и твердого

«Д» сопутствуют:

  • отсутствие правильной артикуляции
    органов речи;
  • недоразвитость фонематического слуха (ребенок не отличает звуки между собой);
  • повторение ошибок за окружающими;
  • слабая двигательная активность нижней челюсти и остальных органов речевого аппарата (возникает при дизартрии).

Не пропустите: Как научить произносить звук Ц

На заметку: дизартрия – это нарушения иннервации органов речи. Отклонение появляется вследствие поражения ЦНС.

Установить точный диагноз и причину возникновения возможно после логопедического

обследования. После сбора подробного анамнеза
логопед
назначает коррекционные
задания
. Некоторые занятия следует проводить в домашних условиях.

Вспомогательные меры

Нередко при дизартрии отмечается повышенный или пониженный тонус органов речи. Для того чтобы справиться с этой проблемой используют логопедический массаж.

Он может быть как ручным, так и зондовым. Процедура заключается в поглаживании, небольшом надавливании на разные участки. Часто его проводят на каждом занятии в начале. Это позволяет сделать мышцы восприимчивыми к воздействию.

Часто дизартрию сопровождает повышенное слюноотделение. Для снижения секреции дают кисели, жевать галеты и сухари. Перед занятием ребенка садят на стул, предлагают запрокинуть голову и имитировать жевание. Логопед может массировать точки за ушами, места соединения челюстей. Это позволит снизить работу желез.

При постановке звуков нет единых схем. Для каждого ребенка способы подбираются индивидуально.

Правильная артикуляция для звука Д и Дь

При воспроизведении звука «Д» речевой аппарат принимает положение:


  1. Губы полностью нейтральны. Постановка зависит от последующей гласной фонемы. Расстояние между губами и резцами около 5 мм.

  2. Кончик языка делает упор в верхнюю челюсть. Может касаться альвеол за верхними зубами.
  3. Мягкая часть неба опускается.
  4. Гортань вибрирует.
  5. Голосовые складки сомкнуты. Присутствие голосового оформления.

Артикуляция мягкого «Дь» отличается от твердого только положением языка. Его кончик опускается за нижние резцы.

Важно: Проводить занятия направленные на постановку фонемы следует после освоения ребенком простых гласных и согласных звуков (а, у, о, и, э, ы) и (б бь, п пь, м мь, в вь, ф фь).

Ставим звук [Ц]

Артикуляция следующая:

  • губы находятся в нейтральном положении;
  • зубы приближены на 1-2 мм;
  • кончик язычка опущен, прикасается к нижним резцам; изначально спинка языка сильно выгнута, образуя с резцами смычку, затем ее передняя часть быстро переходит в положение звука «С», образуя желобок посередине;
  • струя воздуха должна быть сильной, неравномерной.

Постановку звука «Ц» выполняют, если ребенок четко выговаривает звуки «С» и «Т». Малыша просят быстро проговаривать «ТС», вследствие чего возникает нужный звук.

Используют 3 способа постановки звука «Ц»:

  1. Прием подражания, используя игровые приемы («Паровоз, останавливаясь, говорит – тссс-ц-ц», «Мышка спит, не шумите – тсс-ц-ц!»).
  2. Прием опорных звуков (в данном случае это «Т» и «С»).
  3. Прием особенностей артикуляционного уклада. Предложите ребенку открыть ротик, упереться кончиком языка в резцы нижнего ряда зубов, приподнять язычок и вытянуть его так, чтоб передняя его часть прижалась к небу. В этом положении язык своей спинкой должен касаться верхних резцов. Не включая голос, предложите малышу произносить звук «Т», отрывая кончик языка напором струи воздуха от передних зубов нижнего ряда. Губы должны быть напряжены, располагаться в положении улыбки. Такое упражнение помогает запомнить положение органов артикуляции, когда произносится звук «Ц».

Упражнения для постановки

Перед тем как приступать к освоению фонемы следует пройти подготовительный этап. Он заключается в выполнении специальных артикуляционных и дыхательных упражнений (тут). Ребенка необходимо обучить правильной артикуляции (положению органов речи) и дыханию во время произношения изолированного звука.

Артикуляционная гимнастика

Занятия рассчитаны на тренировку органов, задействованных в произношении звука «Д» и «Дь» описание

:

  1. Нижняя челюсть. Широко открыть ротовую полость. Нижней челюстью имитировать жевательные движения. Выполнять 10-15 секунд.
  2. Губы и щеки:
  • губы сомкнуты, а в ротовую полость следует набрать воздух. Далее имитировать полоскание, как после утренней чистки зубов;
  • губами выполнять характерные звуки для лошади (фырканье);
  • надувание губ по очереди. Сначала верхнюю, потом нижнюю.

3. Язык:

Упражнение «Грибок»

  • «Грибок». Широко улыбнуться с открытым ртом. Плоский язычок присосать к небу. При этом орган должен находиться за верхними резцами. Удерживать положение 10-15 секунд.
  • «Лошадка». Цокать язычком по твердому небу, имитируя стук копыт лошадки.
  • «Качели». Широко открыть рот, слегка обнажив зубы. Язычок по очереди заводить за верхние и нижние зубы. Выполняется 5 раз.

Не пропустите: Какие причины нарушения речи?

4.Мягкое небо. Кроху просят воспроизводить гласные звуки. Сначала произношение мягкое, а после применяется твердая атака.

Совет: чтобы крохе не наскучило выполнение одинаковых упражнений можно использовать занятия, прописанные для логопедов. Многие варианты присутствуют в открытом доступе интернета.

Дыхательная гимнастика

Специалисты предлагают выполнять парадоксальную гимнастику по Стрельниковой. Но ее применение разрешается детям 7-8 лет (1 класс

). Выполнять занятия следует под контролем родителей или специалиста. Начальные упражнения:

  1. Ладошки. Ребенок становится прямо. Руки сгибает в локтях, а ладошки показывает взрослому. Руки сжимают в кулачки на вдохе и разжимают на выдохе. Дышать нужно носом. Выполнить упражнение 4 раза.

  2. Погончики. Малыш стоит прямо. Руки сжаты в кулачки. Их прижимают к поясу. Во время вдоха кулаками «бить» в пол. Постепенно разжимая руки. На выдохе стать в исходную позицию. Выполнять 4 раза.

  3. Насос. Из ровной стойки сделать легкий наклон вперед. Руки свешены по бокам. Имитировать накачивание шины. Наклоняясь вперед делать вдох. На выдохе вернуться в согнутое положение.

Важно: методика имеет множество противопоказаний, поэтому перед выполнением следует проконсультироваться у педиатра.

Для тренировки дыхания малышей используют упражнение «трубочка». Губы вытягивают вперед. Вдох делают через носовую полость, выдыхают воздушную струю с помощью сформированной трубочки.Выполняют 4-5 раз.

Постановка

Осуществляется после освоения ребенком положения органов речи при воспроизведении фонемы. Обычно используются 2 метода постановки звука «Д» и «Дь»:


  1. Подражание

    . Кроха и взрослый садятся перед зеркалом. Родитель или специалист демонстрируют правильное произношения звука. Малыша просят повторить. Чтобы было проще используются гласные звуки. Для твердого «Д» (да – до – ду – ды), а для мягкого «Дь» (ди – дю – де).
  2. Механический метод. Ребенок произносит звук «Б». Язычок в это время находится между губами. Специальным шпателем логопед надавливает на кончик органа. После просовывает его за верхние резцы.

Не пропустите: Общее недоразвитие речи (ОНР) — что это за диагноз и как его можно корректировать?

Часто специалисты предлагают такие способы постановки в качестве домашнего задания

. В знакомой обстановке рядом с близким человеком малыш освоит занятия быстрее.

Важно: при выполнении упражнений указать на отличительные характеристики фонемы «Д» от «Т». Особенностью звука «Д» является вибрация голосовых складок. Чтобы малыш почувствовал разницу его руку кладут на гортань взрослого, произносящего по очереди буквы.

Ставим звуки [Ш], [Ж], [Ч]

Постановка звука «Ш»

Чтобы поставить артикуляционные органы ребенка в правильное положение, при котором он сможет выговаривать звук «Ш», можно воспользоваться механическим приемом. Для этого просим ребенка произнести длинный звук «С» или слог «СА». В это время нужно аккуратно с помощью шпателя или ложки приподнять кончик язычка за верхний ряд зубов на альвеолы. Благодаря таким манипуляциям ребенок сможет выговорить звук «Ш». Но на этом упражнение заканчивать рано: важно обратить внимание ребенка на произношение им этого звука. Задача взрослого – помочь понять малышу и запомнить такое положение артикуляционных органов.

Когда у ребенка получилось выговаривать звук «Ш», начинают его автоматизацию. Для этого отрабатывают звук, сочетая его с гласными: ША-ШУ-ШИ-ШЕ-АША-ИШИ-УШУ-ОШО и пр. Затем отрабатывают звук в словах, в первую очередь используя те, где звук «Ш» стоит в начале, и только потом те, в которых он занимает место в середине или конце.

Далее отработка звука происходит в предложениях. Для этого могут использоваться скороговорки или четверостишья, в большинстве слов которых присутствует звук «Ш». На последнем этапе постановки звука можно предложить ребенку самостоятельно составить рассказ по опорным словам.

Для становления звука «Ш» используют следующие приемы:

  1. Постановка по подражанию. Попросите ребенка поднять язык к верхней губе, с силой, но равномерно, пусть он выдыхает воздух, контролируя тыльной стороной ладони поток воздуха. Как только почувствуется теплый воздух, предложите перевести язычок за верхние зубки, прикоснувшись к небу. Ротик должен быть приоткрытым, губки слегка вытянуты, зубы находится на расстоянии пары миллиметров. Предложите малышу выдохнуть струю воздуха – получится звук «Ш».
  2. Постановка на базу звука «Т». Попросите малыша произнести звук «Т» с периодичностью в 2 сек. Затем попросите сделать так, чтобы его язычок стучал не по зубкам, а по альвеолам. Постепенно звонкий «Т» превратится в более шипящий звук. Далее попросите ребенка округлить губки и вытянуть их вперед, а язычок поднять вверх к небу (к передней части). Боковые части языка нужно прижать к коренным зубам. Теперь, проговаривая звук «Т», ребенок сможет плавно перейти к произношению звука «Ш».
  3. На основе звука «С». Предложите убрать язычок за нижние зубки и произнести звук «С». Одновременно шпателем поднимите язычок кверху, пусть ребенок продолжает выговаривать звук «С». Пальцами руки слегка надавите на щечки, чтобы губки выдвинулись вперед. Должно послышаться шипение. Для закрепления результата попросите малыша произнести слоги «СА», «СИ», «СО», «СЫ», «СУ», «АС» и т.д.

На занятиях не забывайте использовать упражнения, способствующие общему укреплению и развитию артикуляционного аппарата.

Постановка звука «Ж»

Звук «Ж» ставят по аналогии постановки звука «Ш». Единственное отличие – в этом случае добавляем голосовое звучание. Артикуляция при постановке должна быть следующей:

  • губки округляются, слегка выдвигаются вперед;
  • зубки сближены, но не сомкнуты;
  • широкий кончик языка приближают к верхнему небу или альвеолам, образовав между ними щель; серединку языка опустить, прижав при этом к боковым зубам его края; заднюю часть языка поднять и оттянуть назад;
  • по середине языка должна проходить теплая струя воздуха, ощутить которую можно ладонью;
  • мягкое небо поднимают, прижимая к глотке, к ее задней стенке, закрывая проход в носоглотку, струя воздуха выходит через рот;
  • голосовые складки нужно напрячь и издать голос.

В качестве упражнений можно использовать игры на подражание («Скажи, как говорит пчела», «…как летит самолет», «…как жужжит жук» и т.д.), скороговорки, определение звука в словах и прочие.

Постановка звука «Ч»

При произношении звука «Ч» ребенку предлагают слегка округлить губки, сделав трубочку, и выдвинуть их немного вперед. Зубки смыкать не нужно, но они должны близко располагаться друг к другу. Спинка и кончик языка должны соединиться с альвеолами или верхними зубками, образуя щель. При попытке проговорить звук «Ч», ребенок должен ощущать короткую струю воздуха, проходящую по середине языка. Мягкое небо при этом остается приподнятым и прижатым к задней части глотки. Голосовые связки напрягаться не должны.

Звук «Ч» ставят на основе «ТЬ» и «Щ». Поэтому логопеды используют 2 метода постановки «Ч»:

  1. Попросите малыша часто и быстро произнести звук «ТЬ» (кончик язычка должна касаться основания верхних зубов). Затем малыш должен понемногу отводить язык назад, касаясь им верхних альвеол. В процессе губы должны растягиваться в улыбке.
  2. Попросите ребенка сначала неторопливо, а затем быстро проговорить звуки «ТЬ» и «ШЬ», чтоб в итоге вышло ТЬШЬ. Следите, чтобы в процессе произношения у ребенка присутствовала широкая улыбка.

Автоматизацию звука выполняют в игровой форме, интересной для ребенка. Обязательно учитывайте возраст малыша, подбирая занятия и упражнения. Не пренебрегайте ярким наглядным материалом.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]