Восприятие детьми художественной литературы и фольклора в младшем дошкольном возрасте
Детский фольклор нами используется в разных видах деятельности:
при знакомстве детей с русской национальной культурой;
в народных подвижных играх;
в играх на развитие мелкой моторики;
в театрализованной деятельности,
а также в непосредственно образовательной деятельности и в режимных моментах.
Произведения народного творчества сопровождают малышей в нашей группе в течение дня. Утро начинается с потешки: «Раным-рано поутру». При умывании: «Водичка-водичка», «Мыло душистое, белое, мылкое», «Ай, лады, лады, лады», «Чище мойся, воды не бойся», «От водички, от водицы», «Знаем, знаем, да-да-да». Причёсывая ребёнка, свои действия и манипуляции с предметами мы сопровождаем потешками: «Уж я косу заплету», «Расти, коса, до пояса». Одевая на улицу: «Мы на пухлые ручонки», «На мою малышку», «Если хочешь прогуляться, нужно быстро одеваться». Ребята с большим интересом слушают и повторяют движения выполненные воспитателем под колыбельные — укачивание куклы, укладывание её спать : «Люшеньки — люли», «Баю – баюшки — баю». В НОД и совместной деятельности ребята внимательно слушают сказки: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Рукавичка» и другие, которые понятны и доступны детям. Герои сказок говорят, выполняют действия, тем самым знакомят детей со своими повадками, условиями жизни, формируют знания о «добре» и «зле», о бережном отношение к миру природы. Через художественные образы ребёнок учится понимать произведение и эмоционально откликаться на него. По всем прочитанным сказкам ставятся спектакли. Для запоминания и воспроизведения сказки в работе используем «сказочные кубики» с изображение сказочных героев. Знакомство со сказкой проводили в такой последовательности: настольный театр или «сказочные кубики», игра-инсценировка, игра-драматизация, чтение и показ иллюстраций. Пересказывание происходит по мнемотаблицам или иллюстрациям сказки. Для привлечения внимания детей в организационном моменте НОД переодеваемся в различных персонажей: Лиса-Патрикеевна, Коляда, Кот-Баюн и др. В группе часто прослушиваются аудиозаписи сказок, и других фольклорных форм.
Ребята с большим желанием играют в народные игры: «Гуси-гуси», «Медведь», «Прятки», «Алёнушка и Иванушка», «Мороз», «Волк и овцы». На музыкальных занятиях детей знакомят с хороводными играми, элементами фольклора, народными инструментами.
Как пример, рассмотрим логику комплексной непосредственно образовательной деятельности (вторая младшая группа) по речевому развитию: инсценировка русской народной сказки «Рукавичка» и художественно — эстетическому развитию (лепка) «Зайка серенький сидит…» с интеграцией образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Ознакомление детей младших дошкольного возраста с художественной литературой
В такую беседу могут быть включены: краткий рассказ о писателе, напоминание о его других книгах, уже знакомых детям. Если предшествующей работой дети подготовлены к восприятию книги, вызвать у них интерес можно с помощью загадки, стихотворения, картинки. Далее нужно назвать произведение, его жанр (рассказ, сказка, стихотворение),имя автора.
Объяснение незнакомых слов – обязательный прием, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Следует объяснять значения тех слов, без понимания которых становятся неясными основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей. Варианты объяснения различны: подстановка другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов (избушка лубяная – деревянная, горница –комната); употребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения, во время знакомства детей с картинкой («течет молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку» – при рассматривании козы на картинке); вопрос к детям о значении слова и др.
Выразительное чтение, заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышает степень воздействия художественного слова. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы.
По окончании чтения, пока дети находятся под впечатлением прослушанного, необходима небольшая пауза. Стоит ли сразу переходить к аналитической беседе? Е. А. Флерина считала, что наиболее целесообразно поддержать детские переживания, а элементы анализа усилить при повторном чтении. Разговор, затеянный по инициативе педагога, будет неуместен, так как разрушит впечатление от прочитанного.Можно спросить, понравилась ли сказка, и подчеркнуть: «Хорошая золотая рыбка, как она помогала старику!»,или: «Каков Жихарка! Маленький да удаленький!»
В конце занятия можно повторное чтение произведения(если оно короткое) и рассматривание иллюстраций, которые углубляют понимание текста, уточняют его, полнее раскрывают художественные образы.
Методика использования иллюстраций зависит от содержания и формы книги, от возраста детей. Основной принцип-показ иллюстрации не должен нарушать целостного восприятия текста. Основная задача чтения дошкольника — научить слушать и слышать (правильно воспринимать речь). Картинка — иллюстрация, помещаемая в детской книге, помогает воспитателю преподнести ребенку читаемый текст, но она и может помешать восприятию, если показать ее не вовремя.
При знакомстве с новой книгой целесообразно сначала прочесть детям текст, а затем рассмотреть с ними вместе иллюстрации. Надо, чтобы картина следовала за словом, а не наоборот — иначе яркая картинка может увлечь детей настолько, что они будут только ее и представлять себе мысленно, зрительный образ не сольется со словом, потому, что дети «не услышат» слова, его звуковая оболочка их не заинтересует. Исключение составляет красочная обложка книги, вызывающая естественный интерес, любопытство детей к данной книге.