«Роль воспитателя в процессе формирования личностных качеств детей дошкольного возраста»

Добрый день, уважаемые читатели! Сегодняшняя статья заставит поностальгировать, вспомнив свой детский садик.

Какие воспоминания вызывает дошкольное учреждение?

Возможно, муж запомнил, как его силой заставляли доедать нелюбимое блюдо, ставили в угол. А ваши воспоминания будут нежными и теплыми. И все они связаны с педагогом. Многие мамы тщательно выбирают дошкольное учреждение, руководствуясь отзывами и рассказами знакомых.

Ведь они понимают, какова роль воспитателя в развитии ребенка.

Воспитатель – это человек, которому родители доверяют организацию развития дошкольника, пока они находятся на работе. От него зависит атмосфера в группе, здоровье, социализация и становление карапуза как личности.

Сколько ужасных историй в интернете связаны с издевательствами над детьми в детских садиках или рассказами о том, как работники учреждения сознательно создают обстановку, при которой дети болеют.

Но есть и хорошие педагоги, на которых маленькие мальчики хотят жениться, любят и бегут к ним, как на праздник, в садик. Частично, от удачливости, интуиции мамы зависит выбор наставника.

«Роль воспитателя в процессе формирования личностных качеств детей дошкольного возраста»

Вследствие особенностей детского возраста таких как впечатлительность, эмоциональность, легкая внушаемость, то педагогическое влияние воспитатель оказывает не только своими интеллектуальными и педагогическими способностями, но и личностными качествами.

Воспитатель стоит во главе неповторимых человеческих личностей. Работа воспитателя в детском саду — воспитательная и образовательная. Главной задачей является воспитание и всесторонне развитой личности ребёнка, включающая в себя не только обучение на занятиях, но и индивидуальнее задания, прогулки, коллективные дискуссии, творческие проекты, взаимодействие на равных, поддержка инициативы со стороны детей, учет этнокультурных особенностей, критическое мышление формирующие у ребенка разнообразные, доступные ему знания, умения и навыки, которые необходимы для успешного усвоения языка, элементарных основ математики, развития изобразительной деятельности, сюжетно-ролевой игры, основ конструирование, письма и чтения и социализации в обществе.

В детском возрасте значимый взрослый пользуется большим авторитетом у ребенка, которое оказывает влияние на его психологическое и эмоциональное формирование личности.

Я считаю, что на взаимодействие ребёнка к личности воспитателя и его действиям оказывает влияние эмоциональное отношение воспитателя и воспитанника. Поощрение, которое предполагает заботу и внимание к ребятам, доминирование в общении с ними положительных оценок и ободряющих требований. При таком отношении воспитателя к детям становятся понятны чувства, которые испытывает взрослый. У детей дошкольного возраста возникают переживания. Дошкольники в особенности чувствительны к положительной оценке и сами побуждают воспитателя проявлять к себе эмоциональное отношение.

А если воспитатель передает свое отношение к негативному поступку детей, то ребёнок испытывает чувство вины и в дальнейшем избегает соответствующих действий. Требовательные, холодное отношение воспитателя к ребенку заключается в том, что забота взрослого носит формальный характер и состоит в управлении и руководстве. Преобладают негативные оценки и порицательные мотивации. Эффективность воспитания очень низкая.

В работе с детьми дошкольного возраста использую следующие игры для развития эмоциональной сферы: «Угадай эмоцию», «Что ты чувствуешь?», «Волшебный сон», «Зеркало», «Я радуюсь, когда…». Эти игры хорошо помогают ребёнку учиться живому общению, контактировать друг с другом, смоделировать разные события, объяснить любую ситуацию легко, у них формируются нравственные принципы, понятия о поведении в обществе. Дети выражают себя через игру и понимание других.

С моей точки зрения современный воспитатель — это прежде всего образец подражания поведения и внешнего вида. Осуществляя педагогическую деятельность, воспитатель должен стремится иметь набор следующих основных личностных качеств:

Способность к активной и многосторонней профессиональной деятельности;

Тактичность, терпеливость и терпимость в отношениях с детьми и взрослыми,

Уметь обеспечивать внутригрупповое общение;

Знать особенности психического развития ребёнка;

Способность к саморазвитию и самовоспитанию.

Таким образом, воспитатель должен обладать всеми основными педагогическим качествами, чтобы завлекать, заинтересовывать детей, правильно преподносить информацию, обучать, адекватно оценивать действие детей, быть интересным, а самое главное воспитывать гражданина своей страны психологически и эмоционально здоровым.

Список литературы:

1. Педагогический энциклопедический словарь. 2012

2. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Избранные труды: в 4 кн. М.. 2005. К 1. С. 127.

Педагогический энциклопедический словарь. 2012

Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Избранные труды: в 4 кн. М.. 2005. К 1. С. 127.

Каким должен быть воспитатель?

Многие мамы знают, что главное в детском садике – адекватный воспитатель. Потому что от этого человека зависит желание малыша участвовать в социальном воспитании. И есть два критерия, вызывающие дискуссии у родителей: возраст и опыт работы педагога.

Молоденькие воспитательницы еще не устали от рутинной, сложной работы, готовы применять креативные подходы для развития у карапуза творческих способностей и мышления. Но у них есть один недостаток – отсутствие жизненного, профессионального опыта.

Они могут не отличить капризного карапуза от заболевшего, незаслуженно наказав его. Иногда чрезмерно балуют детей.

Пожилой педагог в силу возраста не сможет присмотреть должным образом за детьми.

Простые действия, как поймать с горки, догнать требуют определенных физических нагрузок, которые люди преклонного возраста не смогут сделать. К тому же у них нет желания следовать новым тенденциям в развитии ребенка.

Например, попытка переучить малыша-левшу, привязывая левую руку бинтом. Смешно? А в некоторых садиках СССР такие методы практиковались.

Идеальный вариант – педагог в возрасте от 30 – 45 лет. В этом диапазоне у женщины появляются свои дети, благодаря которым они приобрели практический опыт, отличающийся от рекомендаций министерств.

Факторы позитивной социализации дошкольника

Определение 1
Социальное развитие дошкольника – это процесс усвоения им норм и правил социального поведения, развития навыков социального общения и взаимодействия, формирования навыков установления положительных социальных контактов и умения жить и функционировать в социальной среде, брать на себя и исполнять определенные социальные роли.

Социальное развитие ребенка называется процессом социализации. Социализация помогает ребенку в нормальном существовании в мире, усвоении его культурных норм и ценностей.

На этапе дошкольного этапа развития ребенка, процесс социализации личности находится в активной фазе. В это время происходит развитие позитивной социализации, т.е. навыков построения положительных коммуникативных связей, отражающих потребности и интересы данной личности, с уважением и учетом потребностей и интересов других членов социальной среды.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Позитивная социализация формируется под влиянием ряда факторов, от которых зависит успех ее развития и степень формирования социальных навыков деятельности.

Основными факторами позитивной социализации дошкольника являются:

  1. Формирование положительного отношения к собственному «Я», принятие себя, со своей природной индивидуальностью и положительное отношение к другим членам социума и их индивидуальным особенностям развития.
  2. Коммуникативная и социальная компетентность ребенка. Эти компетентности отражают навыки построения эффективных социальных связей и отношений.
  3. Формирование положительных самоощущений. Они отражают чувство уверенности ребенка в своих силах, возможности свершений, а также чувство собственной значимости и нужности, ощущение любви и заботы по отношению к собственной личности.
  4. Развитие чувства собственного достоинства. Развитие чувства защищенности, собственных прав и свобод, имение собственного мнения и убеждений, взглядов, навыки их выражения отражают успешное протекание социального развития дошкольника.
  5. Развитие навыков толерантности и терпимости. Эти свойства личности, лучше всего, способствуют формированию навыков социального поведения, поскольку позволяют принимать чужое мнение и чужие взгляды, особенности развития, идеологию, считаться с иными вкусами и потребностями, поведением, желаниями.
  6. Привитие ценностей социального сотрудничества. От того, насколько ребенок будет осознавать значимость оказания помощи и поддержки другим людям, чувствовать потребность в проявлении милосердия и сострадания, стремиться к такому выстраиванию своего поведения, которое будет находиться в согласии и соответствии с интересами и потребностями других участников социальной деятельности, зависит формирование умения контролировать свою социальную деятельность во всех ее аспектах и направлениях, а также формирование навыков планирования своей деятельности и развитие системы социального партнерства.
  7. Формирование навыков ответственности за сои поступки, слова. Ребенок должен научиться отвечать за то, что он сказал и, что сделал с раннего детства.
  8. Развитие умения предотвращать и разрешать конфликтные ситуации, находить конструктивные варианты решения проблем социального взаимодействия.
  9. Навыки эмоционального контроля. Ребенок должен уметь контролировать свои эмоциональные проявления, чувствовать эмоциональный настрой окружающих по отношению к себе.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Роль воспитателя в социальном развитии детей дошкольного возраста 450 ₽ Реферат Роль воспитателя в социальном развитии детей дошкольного возраста 270 ₽ Контрольная работа Роль воспитателя в социальном развитии детей дошкольного возраста 200 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Замечание 1

Все эти качества являются необходимыми для развития положительных социальных связей и отношений дошкольника в обществе. Они должны развиваться не по отдельности, а в комплексе.

Компетенции воспитателя

Цель педагогической работы воспитателя состоит в воспитании свободной, всесторонне развитой, психически и физически здоровой, творческой личности. Ребенок после завершения пребывания в детском образовательном учреждении должен быть полностью подготовленным к учебе в школе, то есть иметь необходимый набор знаний и умений, способность к свободной коммуникации, умение на должном уровне обслуживать себя, крепкое здоровье и развитую, устойчивую психику. Для осуществления такой ответственной работы воспитателю детского сада необходимые следующие компетенции:

  • Коммуникабельность. Воспитателю придется постоянно общаться, причем не только с детьми, но и с их родителями, другими взрослыми, коллегами и руководством.
  • Грамотная устная и письменная речь. Дети впитывают информацию как губка, поэтому столь важно, чтобы они слышали грамотную речь, на основании которой будут формироваться их собственные навыки говорения и формирования предложений.
  • Умение интересно рассказывать, подавать информацию в легкой и привлекательной форме. Дети, особенно из младших групп, неспособны воспринимать сложные словесные конструкции и фиксировать внимание на одном объекте и моменте. От воспитателя требуется умение грамотно и дозировано подавать информацию для ее полноценного усвоения без перегрузки ребенка.
  • Эмоциональный интеллект. От воспитателя потребуется умение щедро делиться с детьми своими эмоциями.
  • Уверенность в себе. Дети – ловкие манипуляторы. Слабость характера они не простят, авторитета такой человек в группе иметь не будет.
  • Дружелюбие.
  • Позитивный настрой.
  • Способность сопереживать, эмпатия. Это одно из важнейших человеческих качеств воспитателя.
  • Привлекательный и ухоженный внешний вид. Это требование касается и здоровья, и внешности педагога, так как малыши копируют все, а эстетическое воспитание включает и внешний вид.
  • Терпеливость. Работа с одним ребенком сложна, а со множеством разных характеров – очень трудна. Потребуется огромная любовь и невероятное терпение.
  • Устойчивость к стрессам. Это очень важное качество, так как работа воспитателя полна стрессов.
  • Организованность – важное условие работы воспитателя в группе, когда нужно обеспечить обучение, воспитание и гарантировать здоровье десятку – другому воспитанников.
  • Умение мотивировать. Без этого не удастся увлечь детей никакими занятиями.
  • Креативность. Современные требования вынуждают воспитателей отказываться от авторитарного метода преподавания, все больше внимания уделяя прогрессивным новаторским методикам. А они требуют от педагога не только обширных знаний и практических навыков, но и умения творчески, изобретательно подходить к своей работе.
  • Любознательность. В профессии воспитателя нельзя остановиться на каком-то одном методе или технологии, необходимо постоянно узнавать новое и внедрять его в свою профессиональную деятельность.

Для определения качества и успешности, а также выявления возможных ошибок и недочетов используется анализ педагогической работы воспитателя. По его результатам можно судить, насколько хорошо воспитатель справляется со своими профессиональными обязанностями. Также такой анализ служит основанием для присуждения той или иной квалификации по результатам прохождения аттестации.

Огромное значение имеет и участие воспитателя в работе педагогических советов. На них проводятся творческие отчеты, обмен опытом, обсуждение проведенных проверок и так далее. Все это положительно сказывается на дальнейшей деятельности воспитателя в ДОУ.

Также успешно разобраться в сложностях работы, особенно молодым специалистам, помогают различные публикации, печатные и электронные издания, профильные сайты и форумы. В качестве опорного материала можно использовать и готовые курсовые работы по педагогической деятельности воспитателя. Это не образцы для копирования, а способ систематизировать и усвоить важную для собственной дальнейшей деятельности информацию

Функциональная роль воспитателя ДОУ

Профессиональная деятельность воспитателя ДОУ сводится к выполнению им следующих функций при реализации образовательного процесса дошкольного образовательного заведения:

  1. Коммуникативное взаимодействие с воспитанниками. Это требует навыков построения конструктивного общения и взаимодействия с детьми разных возрастных групп. От умения педагога найти подход к каждому воспитаннику, выстроить с ним систему взаимодействия зависит развитие коммуникативных навыков дошкольников и их комфорт в образовательном пространстве ДОУ.
  2. Проектирование образовательного процесса ДОУ. Педагог планирует реализацию воспитательной и обучающей работы с дошкольниками, занимается ее проведением и анализирует успешность достижения образовательных целей и задач.
  3. Соблюдение прав и свобод воспитанников. Воспитателю необходимо защищать права и свободы каждого ребенка, обеспечивать сохранность его здоровья.
  4. Культурное развитие подрастающего поколения. Воспитатель реализует привитие детям культурных основ жизнедеятельности, воспитывает навыки культурного поведения в разных сферах общественной жизни и разных ситуациях.
  5. Координация работы помощника воспитателя в реализации единого образовательного процесса ДОУ.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

В ходе выполнения своих профессиональных функций, педагог невольно вносит отпечаток своей личности, своего развития, навыков деятельности, опыта в развитие каждого воспитанника. Он выступает связью детей с миром взрослых. Если ранее эта связь осуществлялась только через родителей, то на этапе дошкольного образования она формируется еще и воспитателем, который демонстрирует детям пример своего социального развития и взаимодействия.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

В.Г.Белинский писал: «Воспитание – великое дело: им решается участь человека». Ответственность, которая ложится на плечи воспитателя, — это не просто присмотр за детьми и организация развивающих игр; это первый шаг, определяющий судьбу человека. При первом посещении ребёнком дошкольной организации роль воспитателя играет решающее значение. Ласковое, нежное отношение, мягкость в голосе, загадочность – один из возможных и неоднократно проверенных вариантов в отношении с ребёнком. Воспитатель всем обликом должен располагать ребёнка к себе, положительно эмоционально настраивать на общение. Общение между малышами бывает порой непредсказуемым, здесь нужны интуиция и выдержка. Немалое значение имеют речевые интонации воспитателя. Спокойный требовательный тон – это всё, что вы можете себе позволить. Воспитатель, который заботится только о порядке и дисциплине, — это не воспитатель, а монстр. В руках воспитателя ответственность не только за физическое, но и за морально – психологическое состояние ребёнка. Одна из основных задач воспитателя – суметь сосредоточить внимание детей на игре, заинтересовать их и дать почувствовать каждому ребёнку, что тот является важным и необходимым членом коллектива. У воспитателя должно быть уважение к малышу и высокоразвитое чувство справедливости. Только при условии честного отношения, при умении держать слово ( малыш всегда помнит, если что – то ему было обещано), периодически давая почувствовать детям, воспитатель достигнет максимального успеха, станет для воспитанников примером. С первых дней от воспитателя зависит то, какая психологическая программа поведения ребёнка будет заложена. Поэтому игровые ситуации должны меняться с учётом распорядка дня и временных рамок. Смена игр создаст у ребёнка ощущение калейдоскопа незабываемых впечатлений и вызовет желание вновь вернуться в волшебную страну- детский сад. Воспитатель должен обладать многогранным талантом: мгновенно фантазировать и сочинять сказки на создавшиеся ситуации, чтобы привлечь внимание детей. В некоторых моментах нужно полагаться на собственную интуицию, складывающуюся из множества факторов, обеспечивающих нормализацию обстановки в неадекватных ситуациях. Необходимо тщательно анализировать индивидуальное развитие каждого ребёнка. Наглядность – основной и решающий фактор в воспитании детей дошкольного возраста. Ребёнок, попавший в руки грамотно строящего свои отношения с детьми воспитателя, после первых «баталий» перед посещением детского сада, вскоре становится радостным и весёлым и с желанием идёт в детский сад, где царит атмосфера понимания и доброжелательности. Не бывает плохих и хороших детей, а есть разные темпераменты, с особенностями которых воспитатель должен считаться в выборе методов и средств, применяемых в детском саду. Если при работе с детьми учитывать типы их темпераментов, то воспитатель практически не будет иметь с воспитанниками особых проблем. Дети всегда тянутся к людям, которые понимают, чего они хотят, в то же время не будучи к ним слишком строгими. Когда дети шалят, то они сами внутренне ожидают какого – то порицания, если его не последовало, то дети пробуют ещё раз повторить свою шалость. Если наказания не последовало и в этот раз, то можно с уверенностью сказать, что дети «сели вам на голову». Иными словами, воспитатель должен быть не только мягким и не только строгим, но таким, чтобы дети его уважали, в тоже время не боялись. Педагог должен быть таким, чтобы дети видели в нём старшего товарища в играх, заботливую «маму» в бытовых вопросах и близкого человека, которому можно доверить что – то сокровенное — к такому идеалу должен стремиться каждый педагог. К сожалению, воспитатели часто совершают ошибки в воспитании детей дошкольного возраста: частью из – за своей неопытности, а частью( хотя этого, конечно, нельзя допускать) по нежеланию вникнуть в суть воспитания. Первая ошибка самая серьёзная – отсутствие индивидуального подхода к детям. Каждому педагогу всегда необходимо помнить, что каждый ребёнок уникален, индивидуален, что у него имеется масса особенностей, отличающих его от других детей, множество интересов, которые нужно развивать. Воспитатель должен со всей ответственностью отнестись к тому, что у него в руках находятся все возможности формирования характера ребёнка, его мировоззрения, привычек.Именно воспитатель должен обращать внимание на то, к каким занятиям склонен ребёнок, и сообщать об этом родителям. Если присмотреться более внимательно к каждому ребёнку, очень скоро станет ясно, что одному достаточно объяснить его правоту, другому поставить в пример товарища, третьему постараться разъяснить всё на эмоциональном уровне( воздействовать на чувства ребёнка, а не окрики воспитателя).Для того чтобы исправить эту ошибку, надо изменить свои взгляды на детей, чтобы выявить отличия конкретного ребёнка от других детей в группе. Вторая ошибка – это внимание к одним детям за счёт невнимания к другим детям. Здесь речь идёт в основном, о так называемых «любимчиках». Следует помнить о том, что дети чрезвычайно чутки – и у них, как правило, обострено чувство справедливости. Хороший воспитатель должен сплачивать детей, помогать им в том, чтобы каждый из них обрёл друга. Воспитатель должен быть одинаково строг и добр со всеми детьми! Следующая ошибка — несправедливое наказание. Суть этой ошибки в том, что воспитатель не желает разобраться в поступках детей. В этот момент им движет стремление побыстрее исчерпать инцидент, назначив наказание. Прежде чем назначить наказание ( посадить на стульчик) следует досконально разобраться в возникшем конфликте и постараться справедливо рассудить стороны и в первую очередь помирить детей между собой. Другой вид несправедливого наказания – это унижение ребёнка. Многие воспитатели, как это ни странно, считают вполне педагогичным поставить провинившегося ребёнка перед всеми другими детьми. Рассказать им о проступке, который тот совершил, вызывая тем самым смех и издевательства со стороны других детей. В данном случае речь идёт об унижении достоинства маленького человека. В результате такого наказания ребёнка дразнят другие дети, а то и прекращают общаться с ним. Ситуация нередко может быть разрешена только путём перевода другого ребёнка в другой детский сад. Повышение голоса на ребёнка. Окриком мало чего можно добиться. Ребёнок привыкнув к тому, что на него повышают голос, становится в дальнейшем практически нечувствительным к замечаниям, которые делают ему в таком тоне. Строгость и повышение голоса – это разные вещи! Категорически запрещается применять меры физического воздействия!!! Для каждого ребёнка можно подобрать свой ключик, который откроет путь к осознанию им своих хороших и плохих поступков. Если воспитатель учтёт все индивидуальные особенности каждого ребёнка, то он научится находить подход к каждому ребёнку. Если вы педагог своего дела, то вы сумеете избежать данных ошибок, найти подход к каждому ребёнку, его родителям и к коллегам.
Следующая >

Вариативность ролей воспитателя в дошкольном образовании

На этапе дошкольного образования воспитатель выполняет следующие роли:

  • Воспитатель-советник. Педагог помогает разобраться детям с разными аспектами жизнедеятельности, трудовыми операциями, коммуникативным взаимодействием, процессом обучения, самообслуживанием и т.д. В данном случае воспитатель выполняет роль наставника, который формирует направление развития ребенка и помогает ему ориентироваться в разных обстоятельствах жизни и деятельности.
  • Воспитатель-учитель. Он реализует образование дошкольников. В его обязанности входит мотивация к познанию разных сторон окружающей действительности, формированию навыков деятельности разного вида. Педагог ДОУ закладывает фундамент познавательного развития подрастающего поколения.
  • Воспитатель-друг. В образовательном процессе ДОУ ребенку необходимо дружеское плечо. Это особенно актуально на начальных этапах дошкольного образования. Ему необходимо так построить свое общение с ребенком, чтобы сделать его равноправным партнером, подняв его до своего уровня. При этом, свою позицию наставника не стоит отбрасывать в сторону. Ребенок должен уважать старшего друга, доверять ему и полагаться на него.
  • Воспитатель-помощник. Воспитатель оказывает детям разнообразную помощь, помогает им решать проблемы, возникающие в период их нахождения в ДОУ. При этом, воспитателю требуется сохранять спокойствие и адекватно реагировать на проблемы воспитанников. Это придаст им уверенности в себе и обеспечит положительное эмоциональное восприятие детьми пребывания в ДОУ.
  • Воспитатель — мама. Воспитателю требуется проявлять к детям любовь и сочувствие, ласку в нужные моменты и строгость при необходимости. Гармоничное оперирование этими навыками обеспечивает комфортное развитие ребенка в рамках ДОУ, устраняет чувство отчуждения при попадании в новую, отличную от домашней, обстановку.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Роль воспитателя в дошкольном образовании 480 ₽ Реферат Роль воспитателя в дошкольном образовании 240 ₽ Контрольная работа Роль воспитателя в дошкольном образовании 190 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Множество ролей воспитателя определяет его значение в образовательном процессе ДОУ.

Практические вопросы

Начинающие воспитатели часто задают вопрос, входит ли работа воспитателем в педагогический стаж. Это зависит от того, какую именно должность занимает воспитатель. Воспитатели и старшие воспитатели могут претендовать на получение досрочной педагогической пенсии, так как их работа входит в педагогический стаж. Но это положение не касается помощников воспитателя и младших воспитателей, так как по номенклатуре их должность не относится к педагогической.

Также многих интересует работа воспитателем без педагогического образования. На данный момент воспитателем может стать только человек, имеющий высшее или среднее педагогическое образование по специальности «Обучение и педагогика», а также тот, кто имеет высшее или среднее профессиональное образование и дополнительное образование по направлению «Образование и педагогика».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]