Что такое индивидуальный учебный план
Учебный план — это документ, в котором подробно расписано, какие предметы изучают школьники, сколько часов уделяется изучению каждого предмета, в какой последовательности идет обучение и как оно контролируется. Отличие индивидуального плана от обычного закрепляет закон об образовании: индивидуальный учебный план (ИУП) учитывает особенности конкретного ученика, его потребности в обучении. Разрабатывая ИУП, базовую программу корректируют под возможности школьника, чтобы он мог успешно справиться с обучением.
В чем особенности ИУП
Главная задача — дать ребенку образование с учетом его особенностей, выбрав оптимальный для него уровень учебных программ, темп и сроки обучения. При ИУП разрешается менять перечень предметов, глубину их изучения, последовательность изучения предметов в течение учебного года. Но есть важное ограничение: порядок организации обучения по индивидуальному учебному плану не должен выходить за рамки федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС).
Особенности:
- Возможность менять трудоемкость обучения. Разрешается уменьшать или увеличивать почасовую нагрузку. Если в школе предмет изучается на базовом уровне, ученику на ИУП разрешено обучаться на углубленном уровне по этому предмету. Например, углубленно изучать математику в школе с гуманитарным уклоном. Если в школе предмет изучается на углубленном уровне, ученику на ИУП разрешено давать материал на уровне базы. Например, в школе с математическим уклоном изучать геометрию и алгебру на базовом уровне.
- Возможность менять последовательность изучения. Если в школе обучение дается сразу по всем предметам, обучающемуся по индивидуальному плану разрешено изучать предметы последовательно, в виде блоков или модулей. Например, сначала изучить весь курс химии, затем весь курс физики, потом — курс русского языка. Разрешено сочетать последовательное и параллельное изучение, когда один или несколько предметов в течение года идут еженедельно, а остальные изучаются блоками.
- Возможность менять перечень предметов. Разрешено добавлять или убирать предметы в учебный план, если это не противоречит ФГОС.
Перспективное планирование работы с детьми 3-4 лет с общим недоразвитием речи 1 и 2 уровня
Помимо занятий на развитие понимания речи, активной речи, формирования и совершенствования грамматического строя речи, развития речевого общения и связной речи с детьми группы проводятся игры, упражнения, занятия на развитие слухового внимания, фонематического слуха и восприятия, зрительного внимания и восприятия, просодической стороны речи, воспитания общих речевых навыков.
На таких занятиях дети учатся узнавать и различать неречевые звуки и звуковые сигналя, состоящие из 3-4 слов звуков; развивается чувство ритма, слухоречевая память, зрительная память и внимание; у детей формируется правильное речевое диафрагмальное дыхание и длительный речевой выдох; развивается речевое подражание, интонационная выразительность, ритмичность речи.
В течение всего первого года обучения с детьми с
ОНР1 и 2 уровня педагог проводит целенаправленную работу по развитию артикуляционной моторики, мелкой моторики и психологической базы речи.
Для работы с детьми подобраны комплексы, сочетающие упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики, тонких движений пальцев рук, дыхания, голоса, развитие эмоциональной сферы ребенка. Комплексы связаны с доступным детям лексическим материалом. Игровая форма преподавания материала наиболее соответствует психологическим возможностям дошкольников.
Упражнения на развитие артикуляционной и мелкой моторики проводятся ежедневно, чтобы выработанные у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными. Работа занимает не менее 5 минут. Артикуляционные упражнения выполняются перед зеркалом, сидя на стуле, по показу взрослого поэтапно. Так же поэтапно проверяется выполнение упражнения.
Важным этапом коррекционно-развивающей работы в группе является индивидуальная работа педагога с ребенком.
Индивидуальная работа проводится после подгрупповых занятий и отдыха детей. Продолжительность индивидуальных занятий не превышает 10 минут. Планирование осуществляется на основе проведенного обследования ребенка, рекомендации ГПМПК и психолога. В течение года используются два вида планирования индивидуальной работы: перспективное (на весь год) и календарно-перспективное (на один месяц). Это способствует проведению более углубленной и качественной работы с каждым ребенком в течение всего учебного года. Такое планирование позволяет учитывать особенности речевого и психического развития ребенка, закреплять пройденный материал, определять динамику в развитии.
Об успешности коррекционно-развивающей работы в логопедической группе нельзя говорить без тесного контакта педагога с родителями дошкольников и без их, родителей, помощи. С родителями воспитанников проводятся ознакомительные беседы; предлагаются сообщения, консультации на стендах родительского уголка; родители приглашаются на индивидуальные беседы по вопросам состояния речевого развития их детей; активно привлекаются к учебно-развивающему процессу.
Кто может перейти
На индивидуальный учебный план переводят тех, кому необходимы особые условия обучения:
- школьников, которые осваивают образовательные программы медленнее или быстрее сверстников;
- школьников, которым сложно посещать школу по общему для всех расписанию из-за занятий спортом (профессиональные спортсмены), творческой деятельности, по семейным обстоятельствам;
- детей, которые не смогли адаптироваться к школе;
- детей с ограничениями по состоянию здоровья;
- школьников с академической задолженностью.
Перевести на индивидуальный план разрешено только с согласия родителей и по их письменному заявлению.
От причин перехода зависит то, с какой целью разрабатываются индивидуальные учебные планы:
- с целью дать более глубокое образование, чем в базовой программе;
- дать общее образование детям с устойчивой дезадаптацией к школе;
- дать общее образование детям с ограниченными возможностями здоровья;
- дать общее образование детям, неспособным усвоить образовательные программы в условиях большого детского коллектива.
Школы выпускают локальные акты о переводе на ИУП, где указывают и другие случаи перевода на индивидуальное обучение.
Как составить индивидуальный учебный план
Составляют его работники школы. Главный принцип при составлении: включить в него пункты, обязательные для общеобразовательной школьной программы. На аттестации ребенок, обучавшийся по ИУП, проходит те же испытания, что и его сверстники, без каких-либо поблажек и особых условий.
Обязательные пункты ИУП:
- в ИУП включают все обязательные предметы на базовом уровне;
- включают дополнительные предметы на базовом уровне;
- включают региональный компонент — те предметы, которые обязательны для изучения в конкретных регионах РФ (край, республика);
- учитывают требования к учащимся, принятые в школе, в которой ученика переводят на ИУП.
Общий алгоритм, как сделать учебный план:
- Поговорить с учеником и его родителями, выяснить все особенности, цель перевода, потребности ученика.
- Определить уровень знаний ребенка, чему он научился, что умеет.
- Изучить базисный учебный план. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы есть в приложении к Приказу Минобразования РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».
- Изучить образовательную программу школы.
- Составить ИУП на основе этих данных.
Образец индивидуального учебного плана учащегося
Особенности при ликвидации академической задолженности
Переход на ИУП — это возможность не оставлять ребенка на второй год, а перевести его условно в следующий класс. В таком случае индивидуальный учебный план при академической задолженности составляют так, чтобы школьник подтянулся по проблемным предметам, сдал задолженность и продолжил обучение.
Конспект фронтального логопедического занятия в младшей группе ДОУ. Животные
Фронтальное логопедическое занятие с детьми младшего дошкольного возраста. Тема «Животные»
Автор: Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад № 17, г. Каменск-Шахтинский Описание: Данное занятие проводилось с плохо говорящими детьми 3-х летнего возраста. При составлении занятия упор делался на лексическую тему «Животные». Данное занятие будет полезно логопедам и воспитателям ДОУ. Цель: Развитие лексической стороны речи детей (обогащение словарного запаса детей по теме «Животные»). Задачи: • развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику; • вызывать у детей звукоподражания; • развивать умение строить простые предложения, отвечать на поставленный вопрос предложением; • развивать речевой слух, умение ориентироваться в пространстве и количественных представлениях; • вызывать правильное произношение звука [а], формировать правильный артикуляционный уклад; • ввести букву «А» как символа звука [а]; • развивать внимание, мышление, память, усидчивость, самостоятельность.
Содержание
1. Приветствие. — Логори. — Пальчиковая игра «Дружба» Дружат в нашей группе девочки и мальчики
(пальцы рук соединяются ритмично в замок)
Мы с тобой подружим маленькие пальчики
(ритмичное касание одноименных пальцев обоих рук)
Раз, два, три, четыре, пять
(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев),
Начинай считать опять. Раз, два, три, четыре, пять. Мы закончили считать.
(руки вниз, встряхнуть кистями)
2. Основная часть. — Введение детей в игровую ситуацию. Прилетает Совунья (мягкая игрушка), знакомится с детьми, рассказывает «Сказку про язычок». — Артикуляционная гимнастика «Прогулка язычка». Проснулся язычок, улыбнулся.
«Улыбочка»
Открыл окошко.
«Окошко»
Посмотрел вверх, вниз,
«Качели»
В одну сторону, в другую.
«Часики»
Закрыл окошко.
Закрыть рот
Пошел чистить зубки. Почистил зубки вверху, внизу и пошел гулять.
«Чистим зубки»
Сначала он искупался в речке.
«Болтушка»
Потом пошел к комарику играть в мяч.
«З-з-з»
Потом помогал жуку мотать нитки.
«Ж….»
Потом пошел в парк кататься на лошадке.
«Лошадка»
Увидел самолет. Сел в самолет, завел мотор, расправил крылья и полетел.
Руки в стороны, летим по кругу: «Л-л-л»
На посадку.
Присели
А домой захотел поехать на машине. Посмотрел, а шины спущены.
«Ш ….»
Давайте их накачаем.
«С-с-с»
Накачал. Сел в машину и поехал домой. «Нажимаю на педаль И машина мчится вдаль: Др-р-р, др-р-р!»
«Заведи мотор!»
— Игра на звукоподражания «Кто как разговаривает?». 1. Совунья предлагает детям трафареты животных и отдельные картинки к ним. Она загадывает загадку: — Этот зверь кричит: «Му-му!» — Этот зверь кричит: «Ав-ав!» — Этот зверь кричит: «Мяу-мяу!» — Этот зверь кричит: «Бе-бе!» Дети отгадывают (называем отгадку предложением: «Это корова (собака, кот, баран)»), находят подходящую картинку и ищут ей место в трафарете. После этого повторяют звукоподражание. 2. После этого картинки у детей снова собираются. Педагог называет животное, дети должны назвать звукоподражание. Кто первый скажет – тот и выигрывает карточку. 3. После разыгрывания всех картинок дети рассказывают какие у них картинки. — У тебя кто? — У меня корова …… и т. д.
— Игра на развитие речевого слуха, ориентации в пространстве и количественных представлений «Принеси игрушку». Педагог садится за стол с детьми и просит каждого по очереди принести несколько игрушек (фигурки животных) из разложенных на другом столе: «Маша, принеси кошку». Ребенок идет, выполняет задание и говорит, что он сделал. — Динамическая пауза – Логоритмика. — Артикуляционная «подражалка» на вызывание звуков – Звук «А». — Детям дается карточка, разрезанная на несколько частей. Необходимо сложить картинку. Что получилось? — Педагог показывает целую картинку: «Превращаюсь в бегемота, открываю сильно рот я: «А-а-а».» Дети произносят звук «А».
— Педагог показывает детям картинки с разными ситуациями, а дети их озвучивают (кот и малыш радуются встрече – а-а-а; кот обжег лапу – а-а-а; у кота убежало молоко – а-а-а). — Пальчиковая игра «Пальчики здороваются». Все пальцы правой руки, начиная с указательного, по очереди касаются большого пальца этой же руки с одновременным произнесением звука «А» при каждом соприкосновении. — Введение буквы «А». Звук «А» мы можем обозначать буквой «А». Детям даются карточки с буквой.
Давайте обведем букву «А» пальчиком, а затем фломастером. — Логоритмика – пропевание звука «А». Это буква гласная, она очень легко поется. Давайте её споем. — Игра на распознавание букв «Найди букву». Детям даются разные буквы, им надо найти только букву «А». После этого включается музыка – дети танцуют, по окончании музыки каждый должен взять себе букву «А» и показать её. 3. Заключение. Подводятся итоги, дети прощаются.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект логопедического досуга для младшей группы «Домашние животные» Конспект занятия «Домашние птицы» младшая логопедическая группа Конспект совместного занятия детей и родителей 3-4 лет. Профилактика речевых нарушений у детей Конспект индивидуального логопедического занятия для детей 3-4 лет
Похожие статьи:
Конспекты занятий по развитию речи во второй младшей группе
Как оформляют переход на ИУП
Порядок обучения по ИУП определяется школой. Не у каждой школы есть возможности (свободные классы, укомплектованный педсостав) для его организации. Но даже в таком случае любая школа должна обеспечить возможность устранить академическую задолженность с помощью перехода на ИУП. Возможность учиться в школе по индивидуальному учебному плану прописывают в локальных актах школы. Положение об ИУП рассматривают и принимают на педагогическом совете школы, после чего утверждают приказом директора.
Предоставим пошагово процедуру перехода в школе.
Шаг 1. Родители пишут заявление на имя директора школы с просьбой перевестись на обучение по ИУП. В старших классах заявление пишет сам ученик. В заявлении указывают срок, на который требуется ИУП.
Образец бланка заявления на перевод
Шаг 2. Завуч совместно с педсоставом готовит ИУП. План утверждают, указывают в нем срок действия. С родителями согласуют расписание занятий и консультаций.
Шаг 3. Родители заключают со школой договор об обучении по ИУП.
Шаг 4. Директор школы выпускает приказ о переводе ребенка на ИУП. Ребенок обучается по индивидуальному плану, числится в этой школе и подчиняется всем ее правилам.
Образец приказа
Шаг 5. Сведения об ученике заносят в журнал учета обучения по ИУП.
Декабрь, январь, февраль (2-й период обучения)
Лексические темы: «Одежда», «Обувь», «Зима», «Новый год», «Зимние забавы», «Зимняя одежда», «Дикие животные».
Коррекционные задачи:
а) Формирование словаря и грамматического строя речи:
• продолжать формировать и закреплять ранее изученные грамматические категории;
• формировать понимание и практическое использование форм имен существительных единственного числа в родительном и винительном падежах с предлогами и в предложном падеже;
• формировать понимание и практическое усвоение предлогов У, НА, В, ИЗ.
б) Развитие связной речи:
• продолжать формировать и закреплять навыки составления предложений, простого описательного рассказа;
• учить навыкам пересказа рассказов и сказок «Три медведя», «Колобок» по вопросам и картинному плану;
• продолжать формировать навыки диалогической речи в процессе развития общения дошкольников.
в) Развитие когнитивных процессов:
• цвет (синий);
• продолжать работу, начатую в первом периоде;
• формировать сериационный ряд «большой, поменьше, маленький», «маленький, побольше, большой»;
• формировать временные представления (зима).
г) Формирование фонематического восприятия и звукопроизношения:
• продолжать работу, начатую в первом периоде;
• познакомить со звуками «И», «О», «Э»;
• учить воспринимать на слух и правильно воспроизводить простую слоговую структуру слов.